Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Содержание
  1. Кто платит, тот и заказывает?
  2. Основные методы работы
  3. Изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях СОП
  4. Cохранение психического здоровья педагога
  5. Пора встретиться
  6. Инклюзия и коррекция
  7. Это может быть интересно
  8. Профессия педагог-психолог
  9. Обязанности школьного психолога
  10. Детская ситуация: как в ней разобраться
  11. Справляться с психотравмами
  12. Нужны опытные
  13. Мама, папа – к доске!
  14. Чем отличаются психолог, психиатр и психотерапевт?
  15. Зачем нужен школьный психолог?
  16. Школьный психолог: особенности работы
  17. Что-то идет не так? Нужно звать психолога!
  18. Ненормированный рабочий день может стать нормой
  19. Ответственность за детей в школе и вне школы
  20. Важные качества
  21. Что наша жизнь? Игра!
  22. Оплата труда
  23. Карьера
  24. Известные психологи
  25. Основные принципы работы школьного психолога
  26. Начинать надо с учителей…
  27. Кто несет ответственность за психологическое здоровье школьников?

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка. Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями. Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов

При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога

В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

Основные методы работы

  • Наблюдение – главный и основной метод.
  • Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
  • Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
  • Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
  • Элементы арт-терапии: рисование, лепка, перформанс, танец.
  • Игровая и сказкотерапия.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить. Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату. На то он и психолог, чтобы объяснить.

Изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях СОП

подробнее…

  • Программы коррекции детско-родительских отношений;
  • Детско-родительские отношения методы диагностики и коррекции;
  • Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье;
  • Направления коррекционно-развивающей работы  с семьей СОП  в контексте проблемы дисгармоничного детско-родительского взаимодействия;
  • Применение современных методик в работе педагога-психолога ДОУ;
  • Примерное оформление  выводов для заключений;
  • Родительское сочинение как информативная диагностика выявления родительских позиций;
  • Родительское сочинение;
  • Серийное рисование как метод арт-терапии;
  • Серийное рисование;
  • Техника коррекции детско  — родительских отношений«Семейная фотография»;
  • Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений.
  • Методический материал для анализа проективной методики моя семья.
  • (Крутовцова) Брошюра по проективным методикам.
  • Изучение детско-родительских взаимоотношений.

Cохранение психического здоровья педагога

подробнее…

  • Анкеты для определения эмоционального состояния педагогов;
  • Аспекты формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
  • Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания педагогов; 
  • Методика «синдром выгорания»;
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  • Примерная модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
  • Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников);
  • Опросник для диагностики стрессоустойчивости;
  • Программа тренинговых занятий для педагогов «Сохранение психического здоровья педагогов»;
  • Профилактика СЭВ Советы руководителю;
  • Психическое здоровье — основа счастья человека;
  • Психологический климат в педагогическом коллективе как фактор развития его творческого потенциала;
  • Психологический портрет педагога бланк;
  • Рекомендации психологов по мотивации сотрудников;
  • Рекомендуемые методики здоровье педагога;
  • «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА» (информационно-просветительский материал);
  • Тест «Психологический портрет учителя»

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?». Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать). Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно

Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике»

Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией. В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

Инклюзия и коррекция

Скоро у нас все школы будут инклюзивными. Логика эксклюзии обречена, хотя бы потому, что сейчас по статистике 1,5% детей рождаются с различными расстройствами аутичного спектра. Это огромная цифра. Мы имеем дело уже не с эпидемией, а с пандемией. Это значит, что в каждом классе будет такой ребенок.

Коррекционная же система ничего не корректирует. Она может подучить каким-то бытовым навыкам, но и только. 

Мы слишком увлеклись специализацией, начали плодить «виды детей», разделили их на восемь типов специализированных школ. Но аутисты не вписываются ни в один из них.

Создавать очередной, девятый вид — абсолютно тупиковый путь. Коррекционные школы для них не подходят. Аутичные дети и так испытывают огромные сложности с общением. Заперев их в социальном вакууме семья/спецшкола, мы лишь усугубим ситуацию — вырастим тысячи людей, не способных жить без поддержки окружающих.

Это может быть интересно


Как выйти из педагогического паралича

Ужас в том, что вся наша коррекционная педагогика считает себя наследницей Выготского, делая его основателем современной дефектологии. С помощью некоего набора приёмов и диагностических инструментов дефектологи измеряют, чем ребенок плох. Считается заслугой изучать сложную структуру дефекта, но на самом деле природа происходящих в человеческом мозге процессов во многом неясна.

Неврологи утверждают, что современная гиперактивность, например, связана с различными проблемами иммунитета, с экологией, с врождёнными патологиями, которые долго невозможно распознать. Всё, что касается мозга, остаётся тайной за семью печатями. Но признать это и остановиться никто не хочет.

Если у ребенка поведенческие проблемы, его рано или поздно отправляют к психиатру. Дальше всё обычно происходит по стандартному сценарию. Ребенку выписывают препараты. Они не помогают, тогда психиатр увеличивает дозу. Когда и это не даёт результатов, препарат заменяют. Такой курс терапий может продолжаться до бесконечности. Родителям же просто страшно, и они уже не замечают, что фактически на их ребенке проводится эксперимент.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог — это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

Должностные обязанности педагога-психолога в школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения — обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Детская ситуация: как в ней разобраться

В школе существуют два совершенно разных народа — ученики и учителя. У них абсолютно разные мотивы, отношения, желания и восприятие происходящего. Наши педагоги часто не очень понимают, что такое детская ситуация. Они существуют отдельно, и им только кажется, что они знают, «кто первый начал». Плохо, когда ученики в курсе происходящего, а учителя нет.

И никогда «заявительная» система, когда психолог реагирует на внешние сигналы, не даст своевременную и достоверную информацию. Даже если у психолога есть «разветвлённая разведывательная сеть» — это не то. Таким образом к нему будут притекать только криминальные сведения. Он будет внутри системы презумпции виновности, которая у нас царит в школах.

Мы живём с посттравматическим сознанием, и слоган воспитательной работы почти в любой школе звучит как у чеховского героя Беликова — «кабы чего не вышло». Над учеником висит дамоклов меч вины.

Иногда, панически боясь проблем, учителя и вовсе переходят черту. Например, если в школе есть коррекционный класс, то в какой-то момент раздражённая учительница может припугнуть ученика, чьим поведением она недовольна — «смотри, будешь себя так вести, пойдешь в класс к дуракам». Эта фраза значит, что все мы очень сильно проиграли, и расхлебывать ситуацию придется долго, потому что вслед за взрослыми дети долго могут повторять ещё много всяких гадостей, унижая друг друга.

Конечно, надо понимать наши ограничения, но всё-таки попытаться в детскую ситуацию влезть. Например, пусть как-нибудь на тренинге взрослые поиграют в детей. Пусть это будет что-то спонтанное — социодрама, в которой встретятся разные силы, и каждый сможет взглянуть на одну и ту же ситуацию с разных сторон. Вообще педагог, у которого «внутренний ребенок» как-то проявляет себя, уже на порядок менее тревожен, поскольку имеет больше жизненного опыта и способен овладеть групповой динамикой не по учебнику.

В пединститутах не делают акцента на отношениях детей и к детям, на групповой динамике. Все эти свойства отношений проходят очень расплывчато в курсе психологии. Но если ты не понимаешь, что такое класс как группа, ты не сможешь понять, что в нём происходит.

Учебный процесс состоит, как минимум, из двух частей — из обмена знаниями и бурлящей групповой динамики детей.

Взрослый становится частью этой динамики не только тогда, когда ему подкладывают кнопку на стул. Педагог, старающийся этой динамики избегать, попадает в очень опасную ситуацию — становится просто охранником учебного процесса. Всем знакомая ситуация: раздражительная, безумно усталая учительница, не замечающая, как она рявкает на каждого, кто покушается на её учебный процесс, как охранник носится по классу и пытается заставить детей слушать, — конечно же, неэффективно.

А нужно просто уметь оглядываться.

Держать под наблюдением большой круг людей. Смотреть, не фокусируя внимания на одном, а воспринимать ситуацию целиком.

Бывают педагоги, которые не видят группу и не слышат. Я встречал педагогов, которые очень любят свою работу, но не умеют держать группу. Если же учитель, не владеющий групповой динамикой, не уверен в себе как человек, то его вооружённое профессионализмом «Я» идёт вразнос, давит и детей, и его самого. И вот тут школьный психолог должен это увидеть и принять меры.

Справляться с психотравмами

Врач-психотерапевт высшей категории, ведущий научный сотрудник Новосибирского НИИ гигиены Рспотребнадзора Павел Москвитин:

– Наша задача – вырастить личность, устойчивую к социальному стрессу. Мы все постоянно живём в условиях такого стресса: не можем быть уверенными в том, что завтра не останемся без работы, что сможем исправно выплачивать ипотечный кредит, что цены на бензин, услуги ЖКХ и продукты не взлетят до небес. В 90-е годы прошлого века я работал в Кузбассе. Это очень сложный регион. Именно шахтёры Кузбасса стучали касками на Кузнецком мосту в Москве во время правления Ельцина. Уровень социального стресса там был очень высок. Да и сейчас социальное напряжение сохраняется. А ведь дети – они, как губка, впитывают все настроения и эмоции взрослых. Мы должны быть профессионалами очень высокого уровня, чтобы суметь оградить наших детей от стрессов и научить их справляться с психотравмами. Предлагаю обратиться к представителям власти, чтобы вывести на новый уровень систему подготовки психологов.

Нужны опытные

Руководитель отдела психологического консультирования Пётр Павленко:

– Мы работаем в Кировском районе. Это – рабочая окраина. Психологические проблемы у подростков соответствующие: правонарушения, драки, употребление запрещённых веществ.

Статья по теме

Одиночество: извечный страх или дорога к счастью?

На мой взгляд, на такую работу надо, наоборот, назначать «матёрых» педагогов, прошедших «огонь и воду», видевших всякое, – вот они и сумеют вразумить трудных подростков. Но зарплаты у социальных педагогов и школьных психологов копеечные, поэтому опытные туда не идут. А директора школ стараются заполнить пустующую вакансию теми, кто приходит «на новенького».

Родители малолетних правонарушителей, которые порой тоже далеко не «агнцы», конечно, не впечатляются лепетом вчерашней старшеклассницы.

В конечном итоге мы вместо воспитательного воздействия получаем обратный эффект – озлобленность и неприятие. И как следствие – малолетний правонарушитель ещё более цинично нарушает
закон.

Надо донести до власти, что детский психолог – это важная и нужная профессия. Сейчас отношение в социуме к этой профессии
неправильное.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Чем отличаются психолог, психиатр и психотерапевт?

ПСИХИАТР — врач с высшим медицинским образованием. Лечит тяжелые формы психического расстройства — психозы (шизофрения, биполярное расстройство и многое другое). В своей работе использует медикаментозное лечение.

ПСИХОТЕРАПЕВТ — врач с высшим медицинским образованием. Лечит более легкие формы психического расстройства — неврозы (депрессия, страхи, тревога). Помимо медикаментозного лечения использует в своей практике психотерапевтические методы лечения без использования препаратов.

МЕДИЦИНСКИЙ ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием, не обязательно медицинским. Часто работает в больницах и других лечебных заведениях. Занимается диагностикой, консультативной деятельностью и долгосрочной работой с пациентами, используя психологические методы лечения. Не назначает медикаментозное лечение.

ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием. Не имеет отношения к медицине. Работает со здоровыми людьми, которые столкнулись с жизненными трудностями или кризисами. Не назначает медикаментозное лечение. Иногда может работать с больным, который находится под наблюдением психиатра.

Зачем нужен школьный психолог?

Чем именно должен заниматься психолог в школе, часто не понимают не только родители, но и сам педагогический коллектив. Я думаю, каждый школьный психолог сталкивался с ситуацией, когда учитель приводил к нему «непослушного» ученика с ожиданиями, что он в кратчайшие сроки сделает из «хулигана» послушного, спокойного и примерного ученика. 

Что же входит в компетенцию школьного психолога:

  • диагностика;
  • просветительская деятельность (объяснять, что такое психология, зачем нужна, чем конкретно занимаются на уроках психологии);
  • рекомендации педагогам касательно формирования учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности ребенка или класса в целом;
  • рекомендации ученикам по результатам тестирования или по их индивидуальному запросу;
  • консультативная работа по запросу школьников;
  • рекомендации родителям;
  • информационная работа — информировать родителей и учителей о психологических особенностях детей разного возраста;
  • профориентационная работа — исследование способностей школьников;
  • тренинговая работа — групповая работа по раскрытию внутреннего потенциала, саморазвитию, пониманию себя.

Есть много обидных стереотипов о психологах в школе, которые часто формируют сами же учителя. Вот некоторые из них:

  • психологи в школах ничем не заняты;
  • ничего не умеют толкового и полезного;
  • если есть проблемные ученики — это ответственность только психолога;
  • школьными психологами работают только молодые девушки после института, а потом уходят в декрет.

Мне очень хочется встать на защиту школьных психологов, которых часто бросают в школу без какой либо поддержки и разъяснения их зоны ответственности.

Даже личный кабинет есть не у всех и считается скорее роскошью, чем необходимостью. Я, например, все два года своей школьной карьеры просидела в музее войны и каждый раз перед 9 мая получала от директора приказ вынести все свои вещи оттуда. 

Школьный психолог: особенности работы

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Что-то идет не так? Нужно звать психолога!

Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.

Ненормированный рабочий день может стать нормой

И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.

Ответственность за детей в школе и вне школы

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

Важность супервизии

И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Что наша жизнь? Игра!

Школьному психологу нужно не просто быть в центре событий — он должен эти события генерировать сам. Игра — отличный инструмент, который помогает узнать, как обстоят дела, что-то изменить, предотвратить, наладить и даже просто ближе «познакомить» учителей и учеников друг с другом.

Как-то я попросил второклассников принести их любимые игрушки, и целый урок мы выстраивали отношения между игрушками. Когда игра закончилась и дети ушли, их учительница сказала «Ну надо же, оказывается, какие они».

Кстати, учительницу я тоже попросил принести любимую игрушку. Жаль, что она не играла. Но игрушку принесла.

Однажды одна учительница обратилась ко мне с вопросом — что делать, если ребенок боится темноты, когда в классе используется проектор и выключается свет. Не показывать фильмы нельзя. Другие дети их любят, а этот мальчик рыдает, его трясет, начинается истерика.

И тогда я предложил поиграть с ним в темноту, не гася свет. Причём поиграть честно, соблюдая все нюансы. Сначала мы убедились, что ребёнок чувствует себя в безопасности, а потом мало-помалу начали воспроизводить обычный порядок действий. Игра могла быть прекращена в любой момент по желанию ребенка. Совсем не факт, что всё получилось бы с первого раза. Но медленное, постепенное расширение зоны комфорта ребенка в итоге всё равно дает огромный прогресс.

На такого рода игры я всегда приглашаю какую-то часть остального класса. В дальнейшем эти дети станут опорой в адаптации «главного героя» нашей игры. Из них сформируется структура помощников, способных предотвращать различные негативные явления в классе вроде травли и дискриминации слабых.

Смягчаются вертикальные неформальные подчинения, зависимые и невзаимные отношения, борьба за внимание, изолированность, равно как и «звёздность» отдельных учеников. Этими притяжениями и отталкиваниями занимается вообще-то социометрия, но здесь я говорю в целом о миссии школьного психолога, который через события в классах не только сильно влияет на положительную динамику отношений и развитие детей, но и позволяет контролировать всё огромное, на самом деле, пространство школы

Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое.

Школа — это место, где учатся не только дети, но и учителя, родители, да и вообще любой человек, туда попадающий.

Оплата труда

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Начинать надо с учителей…

И прежде всего, с начальной школы. Требования к педагогу начальной школы выше, условия работы тяжелее. Но педучилища не дают понимания того, какими сейчас бывают дети, с какими видами сложного поведения придётся работать.

Например, гиперактивность. Гиперактивный ребенок с прекрасно развитым интеллектом легко овладевает знаниями, но в то же время доводит учительницу до белого каления. Не владея никакими методиками, она пытается увещевать родителей. Родители воспринимают это как то, что она хочет переложить на них свою вину (что часто не лишено оснований). Любой анализ или диагностика приводит к расследованию. И тут мы уже переходим в область медицины и начинаем «лечить больной орган». А надо менять ситуацию в целом.

Школьные психологи должны стать тренерами педагогов.

Это не сложней, чем работать с детьми. Более того, если у специалиста с детьми получается, значит и со взрослыми дело пойдет. Но не наоборот.

Когда я обучаю бизнес-тренеров, я советую им хотя бы один раз в год на два часа приходить в школу и проводить игру с детьми. После детей уже никакие советы директоров не страшны.

Кто несет ответственность за психологическое здоровье школьников?

Но давайте вернемся к тем самым проблемным ученикам и разберем, почему не всегда это зона ответственности только школьного психолога. Начнем с того, что поведение ребенка, которое может быть нестабильным, с проявлениями недопустимых социальных форм, часто — более глубинная проблема, чем просто нежелание вести себя спокойно, послушно, правильно. 

У таких детей бывают сложности в семье, с друзьями, внутренние конфликты. Иногда серьезные неврозы появляются после воздействия на такого ребенка извне. На лечение такого ребенка может потребоваться длительное время, и тогда этим должен заниматься психолог, который прошел специальную подготовку. Школьный психолог такой подготовки может не иметь, и это не входит в его обязанности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.