- Как определить способности у ребенка
- Задатки лидера
- Хореографические задатки
- Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка
- Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
- Ребенок Дева
- Ребенок Рыбы
- Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности
- Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста
- Создание окружающей среды для развития специальных способностей
- Создание окружающей среды для развития физических способностей
- Создание окружающей среды для развития творческих способностей
- Создание окружающей среды для развития познавательных способностей
- Технические способности
- Типы интеллекта
- Этапы развития способностей у детей
- Памятка для родителей, или практические советы
- Ключ к пониманию
- Что считают личностными способностями ребенка
- Ребенок Козерог
Как определить способности у ребенка
Одаренный ребенок – какой он? Психологи разработали множество тестов, позволяющих определить, есть ли у малыша какие-либо выдающиеся способности. Ребенка называют одаренным, если у него развито абстрактное мышление, он очень любознателен и быстро усваивает новый материал
Такие дети раньше сверстников начинают говорить, могут подолгу удерживать внимание на интересном предмете. Одаренные малыши обладают богатым воображением, больше других проявляют сострадание, но бывают чувствительны и обидчивы
Когда проявляются способности? Невозможно точно назвать возраст, в котором ребенок проявит свои задатки. Детский возраст – самый пластичный, поэтому внимательно следите за своим малышом и отмечайте новые этапы его развития. При этом, если ребенок раньше других начал ходить, говорить, не спешите записывать его в вундеркинды. Психологи склонны использовать термин «высокие нормы развития».
Тестирование у психолога. Бывает так, что ребенок гармонично развивается, интересуется разными видами творчества, но не проявляет явных наклонностей к той или иной деятельности. В социальных, развивающих, психологических центрах вам предложат различные варианты тестов, которые помогут понять, что интересно вашему малышу. Диагностика способностей детей проводится поэтапно, в игровой форме. Она обязательно включает:
- беседу с родителями и ребенком;
- тестирование малыша;
- систематизацию и интерпретацию полученных результатов;
- разработку индивидуального плана развития.
Такое тестирование поможет понять уровень развития ребенка, выявить его интересы, найти «слабые стороны» и в дальнейшем работать над ними.
«Домашние» способы. Перед тем, как вести ребенка к психологу, попробуйте одну из методик, которую можно с успехом использовать дома. Возьмите альбомный лист бумаги и нарисуйте на нем шесть кругов одинакового размера (три сверху и три снизу). Предложите ребенку дорисовать и раскрасить их так, чтобы получились животные, предметы или сюжетные картинки.
Оценивать результат нужно по следующим критериям:
- Оригинальность. Чем необычнее рисунки, тем лучше развито мышление и воображение ребенка.
- Продуктивность. Сколько оригинальных решений ребенок смог придумать.
- Проработанность. Оцените количество мелких деталей, их разнообразие.
- Качественность. Насколько аккуратно ребенок раскрасил и дорисовал круги.
Задатки лидера
Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.
Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:
- самостоятелен;
- быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
- уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
- пользуется популярностью у сверстников;
- любит руководить другими;
- может увлечь друзей любимой игрой;
- умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
- интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.
Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.
Хореографические задатки
Многие дети не любят петь, но при этом замечательно танцуют
Чтобы как можно раньше распознать хореографические способности (начиная с 4 лет), родителям нужно обращать внимание на следующие моменты:
- Малыш сам по себе подвижный, ему сложно усидеть на месте. Когда он слышит музыку или просто ритмичные звуки (взрослый хлопает в ладоши), начинает плясать, вертеться, как юла.
- У ребёнка есть чувство ритма. Танцуя, он попадает в такт музыке, каждое движение выглядит «продуманным». Кстати, это можно проверить простым упражнением: взрослый включает незатейливую мелодию и просит малыша показать, как гуляет зайчик. Кроха (если у него есть слух и чувство ритма) будет прыгать именно на сильные доли мелодии: он интуитивно понимает, что движения тела должны совпадать с музыкальными акцентами.
- Общительность, открытость характера. Танцы предполагают коллективные занятия и выступления, поэтому эта черта характера будет очень важна.
- Артистизм. Будущий танцовщик должен не просто владеть своим телом, но и уметь преподнести себя на сцене. Если сын или дочь устраивает домашние танцевальные постановки, не стесняется, когда их смотрят знакомые (например, соседи, подруги мамы), значит, с артистизмом всё в порядке.
Подвижность, чувство ритма и артистизм — черты юного танцовщика или танцовщицы
При наличии всех этих признаков, родителям стоит отвести своё чадо в танцевальную студию. Там хореограф более детально оценит способности ребёнка.
Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка
Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.
Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.
С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.
Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, или .
Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
Конечно , лучше всего способности ребёнка развивать игрой и во время игры.
Для развития всех видов способностей хорошо применять игры для развития когнитивных способностей:
- В частности, специальные когнитивные онлайн игры для развития интеллекта.
Детям нравится игры, нравится играть онлайн. Так совместите приятное с полезным!
Решение головоломок, лабиринтов, кроссвордов, соединение рисунков по точкам.
Придумывайте рассказы по картинке или по нескольким картинкам.
Играйте в игру «кто больше назовет признаков одного и того же предмета».
Играйте в игру «повтори ритм». Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка — повторить
Важно делать это с применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм взрослый
Очень полезны игры для развития внимания:
- «Найди, что изменилось». Существует множество вариантов этой игры. Суть одна — нужно заметить отличия в том, что было после, от того, что было до. Можно расставлять игрушки и предлагать запомнить, просить ребенка отвернуться и переставлять их местами, менять их с другими, увеличивать/уменьшать количество, менять цвет у игрушек/предметов.
- Муха. На листе к клетку рисуется квадрат или куб 3*3 (*3) , 4*4 (*4) , 5*5 (*5) — в зависимости от возраста вашего ребёнка . В центр помещается муха. Взрослый проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением перемещения мухи, и если муха «вылетает за пределы квадрата» (вылетает из комнаты), ребёнок должен её «хлопнуть». Если ребёнок не успел её «хлопнуть» — муха улетает на свободу.
- «Найди пару». Берутся карточки с картинками/словами и переворачиваются рубашками вверх. Задача — переворачивая карточки попарно найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются вверх рубашками. Если совпала — игрок забирает карточки себе.
- Шахматы — отличная игра для развития внимания и когнитивных способностей.
- Ребёнок и взрослый кидают друг другу мячик и считают. Задача — не называть определённую цифру и числа, её содержащие. Вместо этого нужно мяукнуть, хрюкнуть и пр. Можно установить несколько «запретных» цифр или менять их по сигналу.
Общеразвивающие игры:
- «Горячее/холодное, съедобное/несъедобное» — игры направлены на быстрый анализ ситуации и принятие решений.
- «Дорисуй предмет» («на что это похоже») — отличная игра на развитие воображения и творческого мышления. Взрослый рисует кружок, квадрат, кляксу, а задача ребёнка — дорисовать, чтобы это стало похоже на какой-то существующий предмет.
- «Угадай, кто я» — ребёнок и взрослый по очереди изображают кого-либо или что-либо, задача второго игрока — угадать, что ему показывают.
- «Назови слова, относящиеся к ….» (игра из серии — я знаю 5 имён мальчиков, девочек и т.п.). Задача игроков — быстро назвать требуемое количество слов на заданную тему.
- Прекрасная игра на развитие воображения, внимания, развитие речи и пр. — «Вы поедете на бал? (да и нет не говорите, чёрное с белым не берите)». Эту игру знают с детства все, но от этого она не становится менее интересной.
И, конечно, же, любите своих детей! Это главное условие для развития их талантов и способностей!
Спасибо, что прочитали этот материал. Как обычно, будем рады вашим вопросам и комментариям.
Ребенок Дева
С малых лет ребенок Дева не тяготится монотонным времяпровождением. Напротив, таким образом он пытается досконально изучить и даже упорядочить окружающий мир, докопавшись до его мельчайших деталей. При этом процесс познания для ребенка Девы обязательно сопровождается уймой вполне рациональных вопросов. Отвечать на них односложно у вас не получится – ваше чадо с раннего возраста обладает отменными аналитическими способностями и нуждается в содержательных пояснениях с конкретными фактами и аргументами.
Поскольку для ребенка Девы крайне важно утолять свою интеллектуальную жажду, он очень рано начинает четко разговаривать, быстро читать, засиживаться над логическими играми, разгадывать кроссворды и головоломки. Ребенок Дева во всем желает достичь четкости и ясности, изучив практическую сторону любого вопроса
Ребенок Рыбы
Мечтательный, впечатлительный, эмоциональный ребенок Рыбы наделен огромным творческим потенциалом и богатым воображением! Большую часть времени он предпочитает предаваться мечтам о сказочных мирах, всемогущих волшебниках и чудесах. Ребенок Рыбы обладает поистине неутомимым воображением и богатой фантазией, и вам не зря может показаться, будто ваше чадо оторвано от реального мира. Это действительно так.
С одной стороны, витание в облаках подпитывает творческую натуру ребенка Рыб. У многих детей этого знака Зодиака прекрасно развит литературный талант, способность к сочинению сказок и стихов. Они необычайно артистичны и любят устраивать дома театральные представления, непременно с реалистичными декорациями и костюмами. Без сомнения, эти способности ребенка Рыбы необходимо развивать, всячески поощряя его увлечение искусством.
Нерешительность и некоторая робость – еще одна черта этого знака Зодиака, так что на родителей ребенка Рыбы возложена миссия – выработать у него инициативность и уверенность в себе. На это может потребоваться немало времени, но, если проявить достаточно терпения, малыш избавится от природной робости, поверив в силу своих многочисленных талантов.
Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности
Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, «пританцовывает» и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.
У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.
Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста
Существует такое понятие как «сензитивный период» — это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.
Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)
Создание окружающей среды для развития специальных способностей
Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.
Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.
Создание окружающей среды для развития физических способностей
В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.
Создание окружающей среды для развития творческих способностей
Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может «опробовать» самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.
Создание окружающей среды для развития познавательных способностей
Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных «почему», «как» и «когда». Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.
Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.
Технические способности
Другие же ребята (в большинстве своём, мальчики), наоборот, проявляют технические способности — это становится заметным в старшем дошкольном возрасте:
-
Ребёнок обожает разбирать механические игрушки, чтобы потом заново их собирать. Когда ломается, например, машинка, он стремится самостоятельно определить неисправность и устранить её. Если же слетела цепь с велосипеда, мальчик сам пытается исправить ситуацию, не прибегая к помощи взрослых.
- Очень любит заниматься с конструктором, строительными наборами, находя оригинальные решения построек и создания объектов.
-
Задумывается об устройстве различных предметов, приборов.
- Увлекается оригами, конструированием из бросового материала и пр.
- Хорошо мыслит логически, способен к обобщению, легко устанавливает причинно-следственные связи.
-
Любит игрушки-головоломки, шашки и шахматы (всё это связано с логикой).
Конечно же, задача родителей — поддерживать интерес к технической сфере. Нужно предлагать ребёнку соответствующие книги, покупать конструкторы, наборы для склеивания, например, корабля или самолёта из мелких деталей. Следует выяснить, есть ли в городе кружок юного техника, чтобы сын его посещал.
Папе нужно приобщать сына к ремонтным работам — это только разовьёт его технические задатки
Типы интеллекта
Способности напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:
— природный (натуралистический) — ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.
— музыкальный — ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.
— логико-математический — любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.
— экзистенциальный (философский) — интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.
— кинестетический (телесный) — такие дети очень любят движение во всех его проявлениях — танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.
— межличностный (социальный) — очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.
— пространственный (образный) — обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.
— лингвистический (вербальный) — ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.
— личностный (внутренний) — Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав. Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.
Этапы развития способностей у детей
Можно выделить следующие этапы развития способностей у детей:
- Первичный (с рождения до 6–7 лет). Для начала организму ребенка нужно подготовиться к взрослению. На этом этапе совершенствуются все анализаторы (зрительные, слуховые), развиваются соответствующие участки мозга, улучшается координация движений. Формируются индивидуальные способности ребенка, на основании которых он будет в дальнейшем развиваться.
- Формирование специальных способностей (с 6 лет до подросткового возраста). В школьные годы ребенок развивается сперва посредством сюжетно-ролевых игр, решения интеллектуальных задач, головоломок, реализации творческих способностей. Именно игровой процесс способствует развитию его талантов в любой сфере. На этом этапе особенно важна творческая составляющая, помогающая развить пространственное мышление, воображение, координацию, мелкую моторику.
Отечественные психологи наглядно представляют этапы развития способностей в виде следующей схемы:
Гениальность Талант Одаренность Способность
Первые задатки будущего таланта или даже гениальности появляются еще до рождения ребенка или в самом раннем возрасте. Постепенно развиваясь, способности переходят на новый уровень. Для этого нужно создать определенные условия и атмосферу в семье. Нет стопроцентных гарантий, что начальные способности перерастут в настоящую гениальность, но при должных усилиях ребенок может достичь больших высот.
Памятка для родителей, или практические советы
Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.
Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:
Отличная память на стихи и рассказы.
Ребенок чувствует ваше настроение.
Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
Походке малыша позавидовала бы балерина.
Любимое дело – слушать музыку.
Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
Отлично различает звук музыкальных инструментов.
Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).
Ключ к пониманию
- Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
- Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
- Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
- Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.
Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.
Что считают личностными способностями ребенка
Для начала надо уяснить, что считают способностями ребенка. Способности — это индивидуальные психологические особенности человека, благодаря которым он успешно осваивает различные виды деятельности. Но нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными у ребенка могут быть лишь различные физиологические и психологические свойства, которые психологи и педагоги называют задатками. Именно они лежат в основе развития способностей. Задатки — некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Так, например, пластичные мышцы и подвижный опорно-двигательный аппарат могут служить основанием для развития спортивных или танцевальных способностей. Задатки заключают в себе возможности для развития тех или иных способностей, какими обладает ребенок, но происходит это лишь в процессе воспитания и обучения. Поэтому для родителей крайне важным является выявление заложенных задатков, для того чтобы в дальнейшем успешно и самое главное целенаправленно их развивать и формировать тем самым способности.
Педагоги, пользующиеся методиками Вальфдорской школы воспитания, рассматривают ребенка как гармоничную личность во всех ее проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических. Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, — создателем. Тот, который учится работать руками, головой и сердцем, — творцом. Склонности — это самый первый признак зарождающейся способности. Склонность у ребенка проявляется в том, что он стремится к какой-то определенной деятельности, например рисованию или игре на музыкальном инструменте. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что способности представляют собой тесное переплетение врожденных и приобретенных особенностей.
Ребенок Козерог
Дисциплинированный, рассудительный, серьезный ребенок Козерог с рождения отличается завидным терпением и силой воли. С раннего детства у него отчетливо проявляется тяга к четкому порядку и постоянству. Если он увлекается какой-либо игрой, то может тихо проводить за ней часы и дни напролет. Его не нужно заставлять убирать за собой игрушки – он самостоятельно расставит их на свои места. В усидчивости, терпении и ответственности маленький Козерог превосходит не только сверстников, но и многих взрослых.
Неудивительно, что малыши с таким серьезным нравом взрослеют раньше ровесников. Ребенок Козерог быстро теряет интерес к беззаботным играм и переключается на более существенные занятия. Ему нравится, когда его деятельность приносит практическую пользу и осязаемые результаты, ведь этот маленький деятель по натуре материалист. Отсюда увлечение ребенка Козерога всевозможными ремёслами, инструментами, прикладными искусствами.