Сказкотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения.

Применять такую методику можно не только на детях, но и на взрослых. Все зависит от содержания сказки и ее метафорических ресурсов

Но для дошкольников сказкотерапия имеет наиболее важное значение, потому что все образы героев откладываются в подсознании малыша. Эффективное использование сказок в этом возрасте поможет ребенку избежать многих проблем и найти свое место в обществе

Методики сказкотерапии

Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.

Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.
Инсценирование. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа

Но важно оставить малышу место для импровизации – такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.
Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы

Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.
«Мастер сказок». Это авторская методика сказкотерапии, которая проводится с колодой специальных карт. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что существует 10 архетипов (дорога, государство, распутье и др.), сочетание которых позволяет создать 50 разных сказочных сюжетов. Ребенок самостоятельно придумывает свою историю по выбранной карте.

Откуда появляются страхи у детей

У детей страхи обычно появляются как следствие психологического влияния родителей или других взрослых, самовнушения, бурной фантазии. У них мало жизненного опыта, знаний об окружающем мире, зато присутствует богатое воображение. Ребёнка может очень напугать произошедшая с ним ситуация (нападение собаки, увиденная драка или авария), просмотр неправильных фильмов или передач. Нехватка общения со взрослыми, детское одиночество, агрессивное или авторитарное поведение близких, недостаточность физических нагрузок, гиперопека — всё это может способствовать появлению страхов у ребёнка.

Причиной страхов у ребёнка может стать его богатое воображение

Бывает так называемый синдром детских патологических страхов — это несоответствие боязни чего-либо действию, этот страх вызвавшему. То есть беспричинные, необоснованные тревоги, которые могут проявляться интенсивно и длительно. Синдром этот связан с психопатологическим состоянием ребёнка, может быть следствием заболеваний нервной системы с раннего возраста. Условно их выделено пять видов:

  • навязчивые — достаточно простые и понятные (боязнь высоты, болезней, загрязнения);
  • сверхценные — преувеличенные, дети уверены в опасениях, не делают попыток их преодолеть (темнота, одиночество, животные, разные «пугалки», придуманные взрослыми);
  • бредовые — сопровождаются подозрительностью, настороженностью, ожидание в чьих-либо действиях угрозы (чужие люди, тени за окном, громкие звуки);
  • ночные — беспокойный сон, кошмары, пробуждение с криками и плачем, утром ребёнок ничего или почти ничего не помнит;
  • недифференцированные — бессодержательные, с переживанием неопределённой опасности, сопровождаются тахикардией, потливостью, болями в сердце, спазмами в животе.

У детей разного возраста и пола страхи и опасения отличаются. Взрослым нужно их правильно распознать и скорректировать.

Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики.

Методики сказкотерапии в ДОУ:

  • Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
  • Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
  • Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
  • Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

Сказки для детей – сказкотерапия

Сказка выступает инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубинного смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизано насквозь аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих воздействие фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.

Метод рассказывания, а также сочинения сказки терапевтично уже само по себе. Сказочную историю лучше рассказывать, поскольку терапевт может фиксировать, что происходит с ребенком в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут вместе сочинять сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные элементы. Малыш сказку может сочинять самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения (бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Метод рисования сказочной истории применяется после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от тревоги, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок не имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые. Свои ощущения, эмоции лучше передавать малышу карандашами, гуашью, акварелью.

Один из следующих методов сказкотерапии — это изготовление кукол. Любое изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Виды детских страхов

Каждый человек – индивидуальная личность со своим опытом и жизненной историей. Все люди когда-то были детьми, и все чего-то боялись. Есть несколько видов страха, типичных для многих детей. Чаще всего они вызваны одними и теми же обстоятельствами.

К наиболее распространенным видам страха относится:

  • страх темноты;
  • страх перед расставанием;
  • страх физического повреждения.

Почти все дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты и различных фантастических чудовищ из фильмов и сказок.

Если рассматривать боязнь темноты с биологической точки зрения, то она вполне обоснована. Темнота может скрывать что-то, что разрушит ощущение безопасности.

Эти страхи должны учить ребенка справляться со своей бурной фантазией и вырабатывать определенные защитные механизмы. Но иногда такие фантазии оказываются совсем не безобидными – сильные страхи могут привести к расстройству поведения и сна, а также нарушать эмоциональное состояние ребенка и приводить к развитию невроза.

Неврозы, появившиеся на фоне страха, легко можно скорректировать, если на них вовремя обратить внимание. Однако если своевременной помощи специалиста не последовало, страх будет расти и в дальнейшем, когда ребенок станет взрослым человеком, на фоне страха темноты у него могут появиться панические атаки, которые вылечить достаточно сложно

Страх перед расставанием возникает у ребенка, которому приходится надолго расставаться со своими родителями. Психоанализ детских страхов описывает расставание как одно из базовых понятий, которое означает отделение ребенка и матери (или человека, заменяющего мать) друг от друга.

Если расставание происходит на постоянной основе, и ребенок оказывается надолго отлучен от матери, то угроза разлучения с мамой для него может быть чрезмерной и плохо переносимой. Сепарационная тревога проявляется также и в других страхах (у детей и взрослых), например, в страхе отвержения, потери или смерти близких, одиночества.

Страх физического повреждения считается важным явлением. Он выражается в боязни потерять часть тела. Некоторые психологи также относят к этой группе страхов и психогенный запор – боязнь ходить в туалет у детей может быть связана с восприятием содержимого кишечника как части собственного тела.

Этот страх считается нормальным и может нуждаться в коррекции только в том случае, если он мешает нормальному функционированию психики ребенка.

«СТРАШНЫЙ СТРАХ»

В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный — боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей — работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.

Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.

В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.

В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.

Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.

Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:

— Добрый вечер, дедушка!

-Здравствуйте — испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.

— А что вы здесь делаете в такое позднее время? — спросила Аня.

— Я … я … я … работаю … — запинаясь, ответил Страх.

— Давайте познакомимся, — смело продолжила Аня.

У Страха в голове мелькнула мысль о том, что, наконец, у него появится друг или просто человек, с которым можно будет поговорить и поделиться своими мыслями. Говорили они весь вечер, пили чай с печеньем дома у Ани. Страх Страшный рассказал о своей нелегкой жизни, работе.

Аня внимательно слушала и думала:

— Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.

А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!

В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.

А страхи живут рядом с тобой?

Попробуй познакомиться с ними.

Терапевтический эффект — показать ребенку, что каждый человек уникален, поэтому необходимо беречь себя, любить и воспринимать таким, какой ты есть.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующему образцу:

  1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
  4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

Построение занятия:

Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку
Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д

Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
  4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
  5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами

В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Детские страхи: причины и последствия

Определение 1

Страхи – это ощущение тревоги или беспокойства, появляющееся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни или благополучию. У детей подобные страхи, как правило, являются следствием психологического влияния взрослых (главным образом, родителей), или самовнушения.

Причинами страха могут быть события, ситуации и условия, которые являются потенциальными источниками опасности. Страх может иметь своим предметом объект или какого-либо человека, которые иногда с ним не связаны (в таком случае он расценивается как беспредметный). Может быть вызван страданием, если в детстве сложились связи между данными чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, которые свойственные для некого определенного возрастного периода, отображают исторический путь формирования самосознания человека. Сначала ребенок опасается остаться один, без помощи близких, опасается чужих, незнакомых людей.

Часто дети категорически отказываются ходить в детский сад или школу, потому что подвергаются в коллективе оскорблениям, насмешкам и унижениям.

Несмотря на общую отрицательную окраску, страх осуществляет важные положительные функции в психической жизни ребенка:

  • страх – это особое средство познания окружающей реальности, что приводит к более избирательному и критическому отношению к ней и, таким образом, может осуществлять определенную обучающую роль в ходе становления личности;
  • в качестве реакции на угрозу страх дает возможность предупредить встречу с ней, играя тем самым адаптивную защитную роль в концепции саморегуляции психики.

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Возрастные особенности проявления

Самая эффективная профилактика — не допускать его проявления. Самые заботливые родители не могут обезопасить своего малыша от случайных звуков, сюжетов насилия по телевидению и т.д. Расставание с близкими может привести к серьезным проблемам.

1–3 года

Дети с 2-3 лет начинают различать людей на своих и чужих. Чужие люди могут вызывать боязнь, временная разлука с близкими также вызывает тревогу.

Самостоятельно преодолеть собственные страхи в таком возрасте ребенок еще не может. Он только начинает познавать мир, увеличивая свои знания и получая жизненный опыт. С 2-3 лет, у него также могут появиться:

  • страх боли;
  • боязнь врачей;
  • страх высоты;
  • страх темноты;
  • ночные страхи.

Большая часть зародившихся в этом возрасте боязней оставляет свой отпечаток в психике, и они могут проявиться во взрослой жизни.

3–5 лет

В этом возрасте ребенку сложно преодолеть ночные страхи, он может бояться сказочных персонажей. В возрасте 4-5 лет может появиться страх одиночества, вызванный сильной эмоциональной привязанностью к родителям. Причинами развития боязни могут служить случаи агрессии со стороны животных. Пережитая травмирующая ситуация или простой испуг создают страх перед животными, который может стать причиной серьезных нарушений психики.

5–7 лет

Происходит подготовка к школе. В возрасте 5-7 лет ребенок обретает определенную социальную роль. Его привычный круг общения сменяется новым, появляются новые друзья в школе. Страхи начинают носить социальный характер. Они связаны:

  • с боязнью учителей;
  • со страхом отдельных лиц в школе или классе;
  • с боязнью ответа у доски.

Попав в новую для себя обстановку, ребенок начинает испытывать стеснение. У него может появиться неуверенность в себе. Наиболее опасное время — это адаптационный период. Если не получится преодолеть собственные страхи в возрасте 7 лет, они будут прогрессировать.

7–11 лет

Зародившиеся в 7-8 лет страхи могут усиливаться с возрастом. У ребенка может наблюдаться боязнь ответа перед доской, боязнь отвечать на вопросы преподавателя, а также боязнь получить плохую оценку. Влияет на проявления страха и воспитание родителей.

11–16 лет

У старшеклассников другие проблемы. В подростковом возрасте большая часть страхов из детства проходит, их сменяют боязнь сдачи экзаменов, поиска будущей профессии и т.д. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания. Старшеклассники могут испытывать боязнь отношений с противоположным полом.

В возрасте 12-16 лет дети могут с тревогой относиться к собственному социальному статусу. Они стремятся везде проявлять себя с лучшей стороны и любую неудачу воспринимают со страхом. Вызвать боязнь могут неудачи в спорте, творчестве и т.д. Некоторым детям из-за неуверенности в себе сложно найти общий язык со сверстниками.

Что такое сказкотерапия для детей?

Сказкотерапия используется, чтобы скорректировать модель поведения ребенка или избавить его от существующих фобий с помощью сказок. Существует даже целое направление в психологии, посвященное этой тематике.

Из поколения в поколение родители рассказывали своим детям разнообразные истории и притчи, которые помогали тем формировать свою точку зрения, понять, как отличить добро от зла и позабыть о своих страхах.

Такую методику можно использовать, если ребенок провинился. Критика и физическое наказание не всегда приносят желаемый результат, а вот выдуманная на ходу история, то есть сказка, запомнится положительными или отрицательными персонажами. Тогда кроха сможет подключить логическое мышление и провести параллели между своим, не очень хорошим поступком, и рассказом.

Но современные родители не часто прибегают к такому способу развития малыша, а напрасно. Когда ребенок посвятит вас в интересные моменты своей любимой сказки, подумайте, может именно в ней кроются мечты, предпочтения или страхи любимого чада, это поможет лучше его понять и проникнуться его жизнью.

С возрастом вкусы ребенка меняются, а соответственно и любимые сказки будут другими. Не пропустите эти изменения.

Книга Зинкевич-Евстигнеевой о сказкотерапии

Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна – доктор психологии, является автором научных работ, тренингов и проектов в области сказкотерапии. Проводит работы с общественностью в области психологии, принимает активное участие в реабилитации правонарушителей, не достигнувших совершеннолетия. Разработала методики, которые опубликованы в ее книгах о сказкотерапии. Таких книг множество, невозможно выделить какую-то одну. Вот краткий обзор книг Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д., посвященных сказкотерапии.

«Практикум по сказкотерапии». В доступной форме описываются разновидности сказок и то, как их можно применить в воспитательной работе с детьми. Рассказывается о том, как сочинять сказки, помогающие скорректировать напряженное поведение ребенка в состоянии стресса.

«Проективная диагностика в сказкотерапии». В книге проводится анализ способности человека к составлению основных видов сказок, которые его касаются. Это научное пособие, помогающее психологу спрогнозировать дальнейший ход проведения занятий с определенным клиентом.

«Тренинг по сказкотерапии». Это комплекс программ, позволяющий закалить в ребенке силу воли, избавить от существующих комплексов, от появившихся проблем. В книге приведены сценарии и примеры занятий.

«Игры в сказкотерапии». Автор акцентирует внимание на том, как лучше организовать занятие с ребенком с помощью игры. Работа имеет особую ценность как для ребенка, так и для педагога

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.