Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями

Содержание
  1. Какая ответственность предусмотрена за побои
  2. Альтернативные методы наказания.
  3. Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога
  4. Но иногда полиция отправляет потерпевших напрямую в суд
  5. Фамилии на букву
  6. 40 популярных фамилий
  7. Фамилии популярных в России людей
  8. Как это бывает
  9. Действия родителей, желающих прекратить насилие по отношению к своему ребенку
  10. Порядок действий, когда учитель ударил ученика
  11. Как должен вести себя учитель?
  12. Возможно ли физическое наказание ученика?
  13. Что говорится в законе
  14. Комаровский о проблеме
  15. Избиение ребенка своими родителями
  16. Различия между воспитанием с применением физической силы и истязаниями
  17. Если ребенок в опасности
  18. Особенности и нюансы
  19. Побои отцом
  20. Избиение няней
  21. Если вас обвиняют в насилии над ребенком
  22. Что говорит закон
  23. Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  24. Заключение

Какая ответственность предусмотрена за побои

Под побоями закон понимает многократное нанесение ударов разной силы, в результате которых потерпевший испытывает боль.

За нанесение побоев виновного можно привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности.

К административной ответственности человека можно привлечь, если соблюдены три обязательных условия:

  1. Виновный совершил правонарушение впервые.
  2. Причиной драки не была ненависть или вражда по критериям расы, пола, национальной принадлежности: за это будет более серьезная ответственность. Для административки подходит, например, замечание о недопустимом поведении или драка вообще без видимого повода — так тоже часто бывает.
  3. Потерпевший не утратил работоспособности: проще говоря, телесные повреждения оказались не настолько серьезными, чтобы оформить ему больничный. Например, легкий ушиб или синяк не считаются помехой для работы.

В этом случае виновного в нанесении побоев можно привлечь по статье 6.1.1 КоАП РФ. Санкции по ней — штраф в размере от 5000 до 30 000 рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

В остальных случаях ответственность будет уголовной. И степень ответственности, как правило, зависит от тяжести вреда здоровью. Подробности перечислять не буду, все описано в статьях 111—116 УК РФ.

Альтернативные методы наказания.

Существуют альтернативные методы наказания, применив которые родитель сможет добиться результата, не навредив личностному развитию. Вот основные:

  • прежде чем шлепать малыша, разберитесь в ситуации. Например: девочка навела ужасный беспорядок на кухне и мама ее наказала. Однако, разобравшись, оказалось, что дочка решила приготовить ужин. Можно обойтись совместной уборкой;
  • вместо шлепков лишите малыша какого-либо удовольствия (просмотр мультика, чтение любимой книги, покупка сладостей и прочее). Только стоит это проговорить;
  • для очень импульсивных детей подойдет метод “тайм-аут”. Смысл заключается в том, что ребенок остается один на один с собой без игрушек, книжек, гаджетов.
  • Приучайте детей нести ответственность за свои поступки. Сломал чужую игрушку — отдай свою, получил плохую оценку — исправляй, потерял машину — другой не будет;покажите ребенку как вы расстроились из-за плохого поступка. Впечатлительные дети воспримут это близко к сердцу.

Верхом родительского умения является предотвращение конфликтов

Своим поведением ребенок обращает на себя внимание близких. Проводите больше времени с детьми и заметите уменьшение количества истерик, а соответственно и наказаний

Запомните, каждый человек уникален, и долг родителей найти правильный подход для воспитания полноценной личности.

Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога

Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное

В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.

Но иногда полиция отправляет потерпевших напрямую в суд

Вы пишете, что обратились в медицинское учреждение и написали заявление в полицию. И что травмы были не очень серьезные. Предположу, что, в силу небольшой тяжести травм, их квалифицировали как легкий вред здоровью либо просто как побои. Это преступления, предусмотренные статьями 115 и 116 УК РФ.

Эти преступления не относятся к компетенции полиции. Они отнесены к делам частного обвинения.

Такие уголовные дела возбуждаются по факту обращения гражданина непосредственно в суд, минуя правоохранительные органы. Даже в случае если гражданин обращается в полицию, сотрудники истребуют материалы из травмпункта и, если не установят средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, отправят вас в суд. Для этого в полиции вынесут постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и порекомендуют потерпевшему обращаться в суд напрямую. Это законно.

Фамилии на букву

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

40 популярных фамилий

Иванов
Смирнов
Кузнецов
Попов
Васильев
Петров
Соколов
Михайлов
Новиков
Федоров
Морозов
Волков
Алексеев
Лебедев
Семенов
Егоров
Павлов
Козлов
Степанов
Николаев
Орлов
Андреев
Макаров
Никитин
Захаров
Зайцев
Соловьев
Борисов
Яковлев
Григорьев
Романов
Воробьев
Сергеев
Кузьмин
Фролов
Александров
Дмитриев
Королев
Гусев
Киселев

Фамилии популярных в России людей

Стас Михайлов Алла Пугачева Александр Овечкин Григорий Лепс Филипп Киркоров Николай Басков Дима Билан Андрей Аршавин Максим Галкин Никита Михалков Валерия Иван Ургант Валерий Меладзе Илья Ковальчук Тина Канделаки Анастасия Заворотнюк Андрей Малахов Гарик Мартиросян Сергей Светлаков Валерий Леонтьев

Как это бывает

Мало кто не наблюдал на улицах, в общественных местах, а также, увы, в домах своих близких случаев агрессивного обращения с ребенком. Иногда нам даже кажется, что взрослый представляет для ребенка реальную опасность. И каждый раз возникает вопрос, что делать – вмешиваться или нет? Если сделать замечание, увидев, что ребенка ударили, не изобьют ли его до полусмерти, завернув за угол? Что опаснее – пройти мимо или остановить?

Мнения на этот счет диаметрально противоположные, от «если при мне взрослый ударит ребенка, я за себя не ручаюсь, могу и по стенке размазать» до «кому какое дело, как люди воспитывают своих детей», от «вызову полицию, чтобы все было по закону» до «пройду мимо, потому что, если вызвать полицию – у этой семьи потом отнимут ребенка».

Последний аргумент встречается все чаще и чаще. Истории, когда у семьи пытаются забрать детей или привлечь взрослых к серьезной ответственности, если всплывают на поверхность, вызывают большой общественный интерес, потому что трудно представить себе больший ужас для обычного законопослушного человека, чем быть ложно обвиненным в насилии по отношению к собственному ребенку и лишиться в связи с этим родительских прав.

Однако статистика домашнего насилия по отношению к детям в России традиционно ужасна. По разным данным, около 80% детей хотя бы раз в жизни сталкивались с насилием в той или иной форме, причем 60% от всех детей – в семье, столько же переживают дома психическое насилие.

Действия родителей, желающих прекратить насилие по отношению к своему ребенку

Для начала попытайтесь урегулировать конфликт в рамках учебного заведения, для этого потребуется привлечь директора и психолога. Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд. Бывают ситуации, когда персональные данные преподавателя родителям неизвестны. В этом случае сотрудниками правоохранительных органов проводится ряд мероприятий, направленных на установление личности виновника инцидента. После того, как потерпевшая и обвиняемая сторона допрошены, все материалы подкрепляются обвинительным актом и направляются в суд.

Основанием для возбуждения уголовного дела является заявление родителя, срок дознания по закону не должен превышать 30 дней. Перед самой передачей дела в суд, дознавателем утверждается обвинительный акт, что делается у прокурора. Он наделен правом утвердить обвинительный акт или вернуть его на проведение дополнительного дознания.

Если вы хотите выиграть дело, не пожалейте денег и наймите хорошего адвоката. Дело в том, что не все знают, как правильно подается заявление в суд, как собирается пакет необходимых документов, доказательная база. А опытный юрист, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, может в этом помочь. Кроме того, он знает, как правильно себя нужно вести на заседании, как отвечать на вопросы, и сможет научить этому вас. Наладив сотрудничество, вы сможете с легкостью достигнуть желаемого и наказать учителя, который обидел вашего ребенка и возможно других детей.

Что касается того, по каким критериям следует выбирать адвоката, то основными являются:

  • уровень образования;
  • положительный опыт;
  • квалификация;
  • умение отстаивать свою точку зрения, убеждать;
  • грамотность.

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Конфликты учеников и учителей возникают во многих странах, например, в Украине, Казахстане и т.д. Россия также не исключение. Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много.

Известно, что поведение детей часто оставляет желать лучшего, и если педагог не смог организовать учебный процесс должным образом, то контролировать учеников будет сложно. Постоянное психологическое напряжение, возможные издевательства со стороны школьников или нервный срыв могут повлиять на то, что педагог перестает держать себя в рамках.

Когда родители школьника узнают о действиях педагога, первое их желание – это обращение в полицию. Но на практике с заявлением лучше подождать. Сначала нужно решить конфликт внутри школы, обратившись к администрации для выяснения обстоятельств. Если учительница действительно виновата, то она обязательно понесет ответственность.

Если уладить дело мирно не вышло, то права этих родителей могут быть восстановлены в суде. Естественно, процесс длится долго. Но если есть необходимость в том, чтобы остановить и наказать педагога, то следует обращаться к правоохранительным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

  • оформление и подача заявления в полицию;
  • сбор доказательств избиения (медицинское освидетельствование).

В заявлении следует подробно описать обстоятельства дела, указать личные данные учителя и возможных свидетелей, а также другую важную информацию. Можно обратиться к опытному адвокату. Родитель пострадавшего школьника может взыскать с учителя моральный ущерб. Для этого следует подготовить и подать соответствующий судебный иск.

Как должен вести себя учитель?

Что он должен делать? Кто-то скажет, что учитель должен быть грамотным психологом, должен вникнуть в проблемы детей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку и будет счастье! Да, согласен, такой метод работает.

А ничего, при нынешнем законодательством ничего сделать с детьми нельзя.

Можно полностью посвящать себя работе, отдавать всю себя за 20 000 рублей в месяц. Но если вы отдадите всю себя чужим детям в школе, то что останется своим? Эмоционально измотанная мать приходит домой после работы, не очень хорошее это дело, особенно когда каждый день.

Можно игнорировать все проблемы и терпеть и это более правильный подход. Пока у нас не введут наказания за такое поведение детей ничего не изменится

И не важно какое это будет наказание:

Раньше были ЦОМ ы центры образования молодежи. Туда отправляли самых проблемных детей и там с ними работали специалисты по таким детям. В самих школах существовали классы коррекции, куда также сплавляли самых отпетых учеников. Сейчас это якобы оскорбляет детей и такие меры ушли в прошлое.

Возможно ли физическое наказание ученика?

В Законе «Об образовании» указано, что физическое или психологическое наказание ученика непозволительно. Даже если ребенок ведет себя неподобающе, сам применяет физическое насилие к учителю, тот не в праве отвечать тем же. Если взрослый позволит себе дать пощечину, ударить, схватить за руку или применить психологическое давление на смутьяна, то понесет дисциплинарную, гражданскую, а часто и уголовную ответственность за свои действия.

Родители могут обратиться в органы власти и предоставить доказательства физического насилия над ребенком. Тогда педагог окажется в затруднительном положении. Исходя из этого, учитель обладает многими обязанностями, но урезан в правах. Он должен найти другой подход к ученику, выражающему негативное отношение к взрослому. А бить ребенка – абсолютно неэффективно и даже противопоказано!

Но опять же, всё это жизнь и большинство моих знакомых педагогов действуют уж не как положено в законе, лупят детей тетрадками. Многие придумали себе отговорку, мол Макаренко завещал: если теория эмоционального выкрика не работает, то физическое наказание неизбежно.

Тут нужен детальный анализ ситуации. Если подросток проявляет агрессию, то на то есть причины и нужно в них разбираться, а не орать как потерпевшая, бить тетрадками, ставить плохие оценки.

Что говорится в законе

Закон «Об образовании» устанавливает в качестве основных принципов преподавания гуманизм, приоритет общепризнанных социумом ценностей: здоровья, самовыражения, личностного развития.

Помимо права на жизнь, свободу слова и получение образования, Конституция РФ подтверждает тот факт, что личность человека охраняется государством и никто не вправе подвергнуть унижению человеческое достоинство.

В «Типовом положении об образовательном учреждении» Правительства РФ говорится о том, что каждый учащийся претендует на уважительное отношение к себе, своим взглядам и убеждениям, которые он вправе свободно выражать.

Образовательные программы должны преследовать цели развития личностных качеств ребенка в соответствии с его природными способностями, эффективного взаимодействия с учителем и сверстниками, уважения свободного самовыражения.

Так, существует ряд нормативно-правовых положений об избиении и побоях:

  • ст. 111 УК РФ фиксирует нанесение тяжкого вреда здоровью предумышленно, которое влечет потерю зрения, слуха, частей тела, приобретение психологической травмы или инвалидности;
  • ст. 112 УК РФ устанавливает преднамеренное нанесение вреда здоровью средней тяжести;
  • ст. 115 УК РФ указывает на умышленное причинение легкого вреда здоровью;
  • ст. 116 УК РФ применяется в случае, когда побои не наносят непосредственный вред здоровью, а являются лишь причиной болезненных ощущений (побои);
  • ст. 117 УК РФ пресекает систематическое рукоприкладство (или истязание).

Истязанием считается систематическое причинение физического или психического насильственного воздействия, которое не влечет за собой последствий, фиксируемых ст. 111-112 УК РФ.

Наказание ужесточается в случае, когда преступление совершается в отношении несовершеннолетнего, малоимущего, беспомощного, взятого в заложники человека.

В строгом порядке наказываются и те, кто совершает избиение и истязание, исходя из соображений превосходства — политического, идеологического, расового, религиозного и т. п.

Более того, в ст. 63 УК РФ говорится о том, что вина обидчика отягощается, если вред был причинен ребенку лицом, обязанным воспитывать его и защищать права в соответствии со ст. 64 СК РФ. Таковыми принято считать родителей, педагогических работников, медиков, опекунов и других законных представителей.

Если учитель ударил ученика в одурманенном наркотиками или алкоголем состоянии — это также является отягощением проступка, увеличивающим срок наказания.

Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Избиение ребенка своими родителями

Часто в ответ на заявление о жестком обращении с детьми родители мотивируют свои действия принятой методикой воспитания. И ссылаются на принятые в семье традиции, в соответствии с которыми дисциплинарные меры в отношении провинившегося могут подразумевать физическое наказание.

Вырванные волосы, синяки и гематомы они считают нормой. Однако закон, ставший достаточно лояльным к шлепкам на улице или дома, по-прежнему строг в отношении регулярно избивающих детей родителей.

За побои несовершеннолетнего, причинившие физическую боль, но не повлекшие расстройства здоровья, родителям может грозить штраф или даже ограничение свободы и обязательные общественные работы. Факт семейных отношений не имеет здесь существенного значения.

Побои – удары, нанесенные умышленно, причиняющие физическую боль.

Судмедэксперт для доказательства факта побоев может зафиксировать:

  1. ушибы (как правило, на мягких тканях);
  2. синяки и кровоподтеки;
  3. поверхностные ссадины, раны, гематомы.

Кроме этого, доказательством могут считаться и другие признаки насильственных действий. Это могут быть следы от сдавливания конечностей и других частей тела, щипки, следы от укусов, вырванные волосы.

Различия между воспитанием с применением физической силы и истязаниями

Нельзя считать побоями воспитание с применением физической силы. Дисциплинарные меры, которые подразумевают применение наказания в виде нанесения ударов за определенные проступки, некоторые считают вполне допустимыми. Причем среди сторонников таких методов есть даже педагоги и сотрудники правоохранительных органов.

Считается, что ребенок должен четко осознавать, за что его ждет такого рода наказание, а не жить в постоянном страхе, что его ударят, а то и изобьют.

Эффективность такого метода воспитания стоит под большим сомнением. Если закон защищает физическую неприкосновенность граждан, то на каком основании нарушить ее можно в отношении самых маленьких россиян?

Сомнения вызывает и польза такого метода, который лишь убеждает ребенка в том, что прав тот, кто сильнее. Парадокс: шлепок, подзатыльник, удар от начальника за неверно выполненную работу любой подчиненные воспримет как в лучшем случае оскорбление. Но тот же подчиненный сочтет нормой ударить сына за невыполненное домашнее задание или плохую отметку.

Сторонники физических наказаний, на какие бы семейные ценности они не ссылались, просто не в состоянии применять другие методы воспитания, недостаточно умны и образованы, чтобы наладить отношения с ребенком без причинения ему боли.

Последствия же даже одного удара могут быть весьма плачевными.

  • Ребенок замыкается в себе и делает все, чтобы родители не узнали о его проступках.
  • Растет недоверие к миру, семье, государству, которое не в состоянии защитить.
  • Боль, причиненная ребенку в семье, в доме, где он считал себя в безопасности, заставляет его осознать собственную беззащитность перед грубой силой и начать либо учиться отвечать агрессией на агрессию, либо лгать, изворачиваться, скрывать информацию, за которую могут наказать, любыми, в том числе противоправными методами.

Если ребенок в опасности

Еще одна неоднозначная ситуация, которая может расцениваться окружающими как потенциально опасная, – когда ребенок делает что-то, с точки зрения прохожих – опасное, а с точки зрения его родителей – нормальное.

Сделав замечание чужому ребенку или его родителю, вы рискуете нарваться на грубость; также неприятно услышать подобные комментарии от чужих людей, если вы считаете, что ничего особенного не происходит.

Ольга Бочкова предлагает:

– В случае если вы видите, что чужой ребенок сейчас сделает что-то опасное для себя или для другого ребенка, алгоритм действий очень простой: сначала прервать опасное действие, затем сообщить об этом его взрослому. Но это, естественно, только в том случае, если действие однозначно опасное. Могут быть пограничные ситуации, которые одним кажутся опасными, а другим – нормальными: например, ребенок лезет на дерево. Поэтому здесь лучше сначала громко спросить: «Чей ребенок?» Вы таким образом подаете сигнал – здесь происходит что-то нестандартное, потенциально опасное, но делаете это в нейтральной форме, оставляя возможность его родителю ответить: «Не волнуйтесь, все в порядке, я слежу, я разрешаю это делать».

Особенности и нюансы

Любой случай насилия в семье уникален, нельзя по одному ставшему известным факту судить о ситуации в целом. Важными становятся и некоторые нюансы. К примеру, это побои несоверешеннолетним своего сверстника.

Побои отцом

Наказание отцом ребенок воспринимает как должное, но страшнее то, что мать, второй родной человек, считает насилие нормой и не считает нужным или просто боится заявлять о побоях. В этом случае ценными являются показания свидетелей, учителей, в чьи обязанности также входит защита ребенка.

Избиение няней

Не всегда удается сразу заметить и факт нанесения побоев, а то и систематических избиений малыша няней. Малыш побоится говорить, откуда у него синяки, его может запугать и сама няня, сказав, что и родители накажут так же за совершенный поступок.

Если вас обвиняют в насилии над ребенком

Возьмем обратный случай: «матерью-ехидной» оказались вы. И ваш ребенок орет не потому, что вы только что избили его до полусмерти и делаете это ежедневно, а потому что устал и капризничает, потому что вы не купили ему то, что он просил, потому что у Вани есть красная лопатка, а у него нет, потому что у него расстройство аутического спектра, потому что вы на него действительно только что рявкнули – ведь у каждого из нас с детьми случаются срывы, о которых мы потом с ужасом вспоминаем всю жизнь, правда?

Ольга Бочкова считает, что крайне важно, хоть и непросто, сохранить доброжелательную реакцию на комментарии окружающих:

– Ситуация, когда делают замечание вам, однозначно сложная. Есть абсолютная ситуация, когда родитель неправ: если он ударил ребенка. В остальных случаях мы никогда точно не знаем, что между ними происходит. Мой подход неагрессивный, я против реакции «мой ребенок – что хочу, то и делаю», поэтому я бы в ответ на это сказала: «Большое спасибо, я вас услышала», «Тяжелая ситуация, но мы над ней работаем» и тому подобное, то есть остановила бы вмешательство постороннего человека, потому что иногда оно лишнее.

Агрессия или игнорирование чужих замечаний могут только увеличить тревогу окружающих.

Что говорит закон

Побои и оскорбления со стороны учителя — это преступление, за которое педагог должен нести наказание. Не стоит закрывать на это глаза, ведь безнаказанность, как мы знаем, влечёт за собой повторные правонарушения. Если учитель понесёт заслуженное наказание, есть шанс, что от его действий больше не пострадает ни один ребёнок. 

Что же делать, если вашего сына или дочь ударил учитель?
Рассказывает эксперт Общественной Палаты по защите прав детей, адвокат Вадим Кудрявцев:

— В последнее время в СМИ действительно участились рассказы о чудовищных историях, когда в детских садах и школах детям наносили телесные повреждения, и делали это учителя. Перед родителями в таких случаях встаёт вопрос: куда и как обращаться? Как юрист могу ответственно заявить, что нанесение телесных повреждений вашему ребёнку является преступлением и карается согласно российским законам. Если вы столкнулись с такой ситуацией, нужно вызвать сотрудников полиции, зафиксировать телесные повреждения и сразу написать заявление о возбуждении уголовного дела. Если повреждения серьёзные, нужно обратиться в Следственный Комитет по месту совершения преступления.

Если вы просто недовольны работниками воспитательных учреждений или считаете, что есть какие-то нарушения закона, и это не связано с конкретными преступлениями в отношении вашего ребёнка, можете обратиться в прокуратуру и просить провести проверку в отношении работников воспитательных учреждений. 

Ольга Нянькина, адвокат, управляющий партнёр Адвокатского бюро Москвы «Нянькин и партнёры», добавляет:

— Если ваш ребёнок стал жертвой физического насилия со стороны педагога, в первую очередь, необходимо обратиться в травмпункт или детскую поликлинику, где зафиксировать следы побоев, если таковые сохранились. Следующий шаг — обращение с заявлением в органы управления образованием, на территории которого находится школа, а наряду с этим — и к руководству самого образовательного учреждения — директору школы. 

При отсутствии следов физического насилия, либо, если насилие проявилось в оскорблениях, иных формах психологического насилия или просто неэтичном поведении, важно подробно расспросить ребёнка о действиях педагога, его высказываниях. Также стоит поговорить с детьми, ставшими очевидцами происшествия — это делать стоит через контакт с их родителями

Убедившись в том, что ребёнок действительно подвергся насилию, подавайте заявление в администрацию учебного заведения с просьбой принять меры в отношении педагога. При наличии аудио- или видеодоказательств приложите запись к своему обращению. 

По факту обращения в школе обязаны провести служебную проверку, в ходе которой должны опросить участников происшедшего. 

Учитель, который допустил противоправные действия в отношении ученика, может быть привлечён к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. 

  • Так, в соответствии с пунктом вторым статьи 336 Трудового кодекса РФ, дополнительным основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является однократное применение методов воспитания, связанных с применением физического или психического насилия в отношении ученика или воспитанника. 
  • Если в отношении ребёнка применено физическое насилие, педагога могут привлечь к уголовной ответственности по статье 115 «Причинение лёгкого вреда здоровью» или 117 «Истязание» Уголовного кодекса России, либо по статье 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Побои».
  • Совершение преступления педагогическим работником в отношении несовершеннолетнего воспитанника является отягчающим ответственность обстоятельством в силу статьи 63 УК РФ. 
  • В отдельных случаях действия учителя могут быть квалифицированы по статье 156 Уголовного кодекса РФ за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка педагогическим работником, если оно сопряжено с жестоким обращением с воспитанником. 

Разумеется, у законного представителя сохраняется право обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства. В данном случае требования истца будут посвящены взысканию компенсации морального вреда, а также расходов, связанных с оказанием психологической или медицинской помощи ребёнку, как с самого педагога, так и с образовательного учреждения. 

Если ребенок ударил мать, как реагировать?

Часто бывает, что маленькие дети в процессе воспитания вымещают злость на родителе. Если мама ограничивает поведение ребенка, он может стукнуть, укусить, бросить игрушкой в маму, тем самым пытаясь отстоять свои потребности. Воспитание сопровождается ограничениями и этого не избежать. Но, то как мать отреагирует на такое поведение малыша, зависит дальнейшее развитие и поведение во взрослой жизни ребёнка, даже его здоровье.

Разберём три типичных реакции матери на агрессию к ней со стороны малыша. Две первых деструктивные и нужно стараться их избегать и последняя, третья, я считаю правильная, она позволяет сохранить достоинство матери и правильно развить ребенка.

1. Вариант поведения -обвинить, пристыдить или пригрозить отвержением.

Вина, стыд и страх отвержения подрывают базовое доверие ребенка. Он малыш и его выживание напрямую зависит от благосклонности взрослых. Инстинкт выживания поставит блок на выражении агрессии. «Если я буду злиться, то потеряю маму и тогда погибну». Инстинкт самосохранения очень силен, поэтому агрессия в отношении значимой фигуры блокируется еще до осознования. Она возникает, но под чувством вины и стыда, тут же мгновенно вытесняется как неприемлемая. Человек даже не понимает, что разозлился и не понимает, что к этому привело и как исправить ситуацию. Привычка вытеснять негативные эмоции закрепляется и уже взрослый человек испытывает чувство неловкости перед значимым другим: перед родителем, супругом, начальником. Когда нарушаются его границы или не удовлетворяются потребности, он даже этого не может осознать и постоять за себя. Злость как функция защиты перед значимым другим не работает. Человек теряется и подчиняется.

Блокирования сознанием агрессия проявляется в теле- сжатые кулаки, зубы, ком в горле, напряжение мышц спины, повышение артериального давления, головная боль и другое. Возникает психосоматика. Тело берет на себя функцию отреагированная негативных эмоций.

В межличностных отношениях человек не может высказывать то, что ему не нравится и требовать к себе уважительного отношения, им помыкают, унижают и пользуются. Он чувствует себя несчастным.

2. Вариант, когда мама не стыдит ребенка за плохое поведение, а агрессивно выражает своё недовольство. В ответ на проявление агрессии еще сильнее злится на ребенка тем самым пытается восстановить свой авторитет. Кто громче кричит, тот и главнее.

Такое поведение в семье приучает ребенка агрессивно отстаивать свою позицию. Он привыкает, что если ему что-то нужно, то для этого надо поскандалить. Любая малейшая критика вызывает более сильную обратную реакцию. Эмоция гнева подавляется если противник заведомо сильнее и усиливается для борьбы, если есть шанс победить. Взрослые с такими привычками терпят наезды начальника на работе, а дома вымещают агрессию. Эмоция гнева и злости распознаётся, но есть установка, что ее не нужно держать в себе, а нужно на кого-то излить, куда-то выпустить. Отношения в семье и на работе не приносят удовольствия. Или находятся «безобидные» способы сбросить агрессию такие как спорт, алкоголь и другие развлечения-отвлечения. Бурные периодические переживания приносят вред физическому здоровью.

3. Вариант, когда мать показывает, как нужно переживать эмоции и как эмоции и поведение влияют на других.

Если ребенок ведет себя агрессивно по отношению к ней, мама спокойно сообщает ему о своих переживаниях: «Мне неприятно, когда меня бьют.» И отстраняется ребенка от себя на некоторое время. Не общается с ним, но не наказывает. Спустя какое-то время, необходимое матери чтобы пережить неприятные чувства, она позволяет ребенку приблизиться и объясняет ему что произошло: «Когда ты сердишься, то нужно не бить другого, а сказать то, что тебе не нравится. Попросить сделать так как тебе хочется, но не драться.»

Такое поведение развивает в ребенке понимание того, что

  1. У другого тоже есть чувства и нужно их уважать;
  2. Насилие неприемлемо;
  3. Проблемы нужно решать путем переговоров;
  4. О своих потребностях не нужно молчать;
  5. Злость испытывать можно, но ее выражением следует управлять.

Шаг за шагом, в каждой ситуации, если проявлять терпение и настойчивость можно ребенку привить умение конструктивно реагировать на конфликт.

Заключение

Все чаще родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда их ребенок просит: «Накажи учителя!». Такие требования он выдвигает после причинения ему боли в школе. Физическое и психологическое насилие над детьми преследуется по закону и строго наказуемо.

При первых сигналах ребенка о нарушении правопорядка в учебном заведении родителям следует предпринять попытку разрешить конфликт через беседу с руководством. При отсутствии положительных изменений в преподавательской методике насилие следует пресекать путем обращения в суд.

Watch this video on YouTube

Источники

  • https://lawyer-expert.ru/prestupleniya-protiv-zhizni-i-zdorovya/uchitel-udaril-uchenika/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5db803840ce57b00ad815502/kak-uchiteliu-reagirovat-na-derzost-i-hamstvo-uchenikov-5e4faeb99f3ad148f415a0f3
  • https://zen.yandex.by/media/id/5cc05bfbbc785500b3b6fe27/dopustimo-li-uchiteliu-bit-rebenka-esli-vedet-sebia-otkrovenno-pohamski-i-materitsia-moi-rassujdeniia-kak-pedagoga-5e6d19e3ce4a8916cd8ec1b6
  • https://prava.expert/uk/uchitel-bet-uchenika.html
  • https://ypravo.com/poboi/uchitel-udaril-uchenika.html
  • https://opravdaem.ru/crimes-against-life/uchitel-bet-uchenika/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.