- Важность навыков общения и особенности их развития
- Формирование навыков общения у детей
- Умения и навыки общения для детей
- Способы совершенствования коммуникативных навыков
- Тренинг коммуникативных навыков
- Игры на развитие коммуникативных навыков
- Упражнения на развитие коммуникативных навыков
- Нарушение навыка коммуникации
- Как помочь ребенку?
- Синдром табуретки
- 8 базовых навыков общения:
- Распространенные ошибки при формировании коммуникативных навыков
- Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей
- Возможные проблемы при коммуникации дошкольников между собой и способы их решения
- Коммуникабельность у детей
- Социально-коммуникативное воспитание дошкольников: цели и задачи
Важность навыков общения и особенности их развития
Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению
Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими
И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере
Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:
- устанавливать контакты;
- заинтересовывать собеседника;
- поддерживать общение;
- сохранять отношения;
- аргументировать свои мысли;
- отстаивать свои интересы;
- разрешать конфликты;
- пользоваться невербальными средствами общения;
- защищаться от манипуляций;
- понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения). https://www.youtube.com/embed/0n79Ucxp97M. https://www.youtube.com/embed/0n79Ucxp97M
Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:
- информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;
- аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
- регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.
Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:
- социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
- гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
- познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
- интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
- волевые качества;
- восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
- способность к пониманию подтекста и контекста;
- способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.
Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.
Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.
Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.
Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.
Формирование навыков общения у детей
Эффективные коммуникативные навыки так же важны для детей, как и для взрослых. Тем не менее, для детей важность этих навыков является первостепенной по следующим причинам:
- Помогает ясно выразить свои идеи, чувства и мысли.
- Облегчает понимание и качественное обучение. Эффективные навыки общения – это достижение для ребенка и актуально в период обучения, поскольку обмен информацией при этом имеет решающее значение.
- Способствует последовательному обмену информацией с другими. Это шаг, необходимый для развития навыков межличностного общения.
- Развивает социальные навыки вашего ребенка (социальный интеллект). Навыки социального общения важны для развития крепких личных и профессиональных отношений.
- Повышает уверенность в себе и формирует чувство собственного достоинства.
- Помогает ребенку развить особый стиль общения.
Хорошие коммуникативные навыки также необходимы для того, чтобы выдержать интенсивную конкуренцию в мире, когда ребенок станет самостоятельным и независимым.
Умения и навыки общения для детей
Вот некоторые из основных навыков общения, которые необходимы ребенку:
Вступить в разговор с вежливым энтузиазмом. Ребенок может практиковать эту привычку общения, приветствуя людей перед началом разговора. Теплая улыбка и вежливый тон могут взять правильную ноту.
Установить зрительный контакт со слушателем. Это отражает уважение и интерес ребенка к разговору. Отводить взгляд или зевать во время разговора недопустимо и указывает на отсутствие интереса, считается дурным тоном.
Говорить ясно и стараться быть услышанным. Это необходимо для комфорта слушателя. Кроме того, это говорит о том, что говорящий уверен в том, что говорит. Заставьте ребенка практиковаться в разговоре с вами и другими членами семьи, чтобы научиться этому навыку на практике.
Быть чутким и учитывать различия. Понимание ценности эмпатии поможет ребенку узнать, что каждый человек индивидуален, и у него / нее будут разные точки зрения. Признание этих различий может помочь в развитии правильных коммуникативных навыков.
Никогда не прерывать чужой разговор. Если ваш ребенок часто прерывает разговор, это является ранним показателем плохой саморегуляции
Помогите своему ребенку осознать важность слушания, объяснив, как его практиковать.
Слушать и отвечать соответственно. Слушание собеседника помогает собирать информацию без задержек, а соответствующий ответ показывает, насколько хорошо получена и учтена информация
Жизненно важно, чтобы общение было эффективным.
Корректно завершить цикл общения. Официальное или неформальное, общение должно быть надлежащим образом закрыто. Научите своего ребенка никогда не выходить из разговора, не достигнув завершения. Это показывает интерес и уважение к разговору и собеседнику.
Эти навыки общения для детей являются базовыми и могут быть развиты при постоянном внимании к данному вопросу.
Способы совершенствования коммуникативных навыков
Как развить коммуникативные навыки? Самое первое, что надо сделать, начать больше общаться, буквально стремиться к общению, стараться выслушивать людей, наблюдать как они меняются в ходе разговора (мимика, жесты, поза). Полезным будет прочтение книг на эту тематику и выполнение заданий, которые даются авторами. Курсы и тренинги на тему эффективной коммуникации помогают отработать страх общения.
Тренинг коммуникативных навыков
Тренинг на развитие коммуникативных навыков – это возможность в безопасной среде прокачать навыки коммуникации через игры, выполнение упражнений. Такие тренинги бывают разными, каждый может выбрать для своих целей. Это может быть тренинг для неуверенных в себе и стеснительных людей, мечтающих начать полноценно общаться, также существуют деловые тренинги для начинающих и уже статусных бизнесменов, где происходит обучение деловой коммуникации.
Игры на развитие коммуникативных навыков
Как развить навыки общения? Как и любой другой навык, важно уделять время и внимание, практиковаться и результат не заставит себя ждать. Игра – эффективный практический инструмент не только для детей, но и для взрослых. Совместные игры по прокачиванию коммуникативных навыков помогают снять телесные зажимы, учат чувствовать партнера, угадывать его настроение
Совместные игры по прокачиванию коммуникативных навыков помогают снять телесные зажимы, учат чувствовать партнера, угадывать его настроение
Примеры игр на развитие коммуникации:
Совместные игры по прокачиванию коммуникативных навыков помогают снять телесные зажимы, учат чувствовать партнера, угадывать его настроение. Примеры игр на развитие коммуникации:
- «Картина». Участники делятся на две группы, одна из групп уходит за дверь, другая, обсуждает какую картину они будут изображать – это должны быть известные картины знаменитых художников. Ведущий зовет участников второй группы и те должны угадать картину. Игра учит взаимодействию, коллективной смекалке, доверию и ориентированию на других.
- «Кораблекрушение». Тренировка командной сплоченности, умения конструктивно общаться. Моделируется ситуация кораблекрушения возле необитаемого острова. Задача участников распределить полномочия, кто за что будет ответственным. В ходе игры решаются совместные задачи:
- освоение острова и организация хозяйства;
- налаживание социальной жизни;
- установление норм, правил совместного проживания.
Упражнения на развитие коммуникативных навыков
Коммуникативные разговорные навыки лучше развивать и совершенствовать в для начала в небольшой группе, некоторые практики можно выполнять вдвоем. Упражнения на коммуникативные навыки:
«Сценка». Участвуют двое. Условия заключаются в том, что нужно выбрать тему для диалога, любую, например: колонизация Марса, капризный клиент или партнер
Перед тем, как начать диалог важно прописать конфликт (например, двое спорят про колонизацию Марса, один уверен, что это произойдет в ближайшем будущем, другой скептик и утверждает, что это нереально). «Как дела?»
Упражнение на коммуникативную гибкость и компетенцию, подходит для группы в 10 – 15 человек
Ведущий идет по кругу и задает участникам вопрос: «Как дела?». Задача каждого ответить на вопрос оригинально, необычно, нестандартно и ответ должен отличаться от всех предыдущих, сказанных другими участниками. Те, кто отвечает обычными предложениями – выбывают из круга, так продолжается, пока не останется один участник-победитель. «Разговор через стекло». Отработка невербальных навыков коммуникации. Группа делится на пары. По очереди, каждый из пары пытается без слов что-то «сказать», например позвать в кинотеатр, сходить на выставку импрессионистов, позагорать или помочь что-то сделать.
Нарушение навыка коммуникации
У некоторых детей, к сожалению, присутствует проблема с коммуникацией. Это не обязательно молчаливый, застенчивый малыш, которого не берут в общие игры. Чаще бывает так, что это гиперактивные, раздражительные или же агрессивные дети. Такого не примут в обычный садик, а значит, родителям нужно принять решение: как его адаптировать к обществу? Ведь не будете же вы сидеть с ним дома всю жизнь, да и ребенку нужно посещать школу.
Воспитанием детей с отклонением в психоэмоциональном развитии нужно заниматься, причем чем раньше начать, тем лучше. Чаще всего причинами отклонений будут:
- врожденные структурные изменения головного мозга, проблемы с ЦНС;
- гормональный дисбаланс;
- повышенная агрессия, желание причинить боль, унизить;
- невропатии;
- фобии, страхи.
Могут быть и другие причины, мешающие общаться:
- пониженная самооценка;
- неврозы;
- проблемы восприятия;
- аутизм, излишняя замкнутость;
- полное отсутствие эмпатии.
Причины разные, но главное – помнить: перед вами малыш, который нуждается в помощи. Иначе вся его дальнейшая жизнь сложится очень печально. В любом случае, необходимы будут консультации врачей: педиатра, терапевта, невролога, невропатолога, дефектолога. Необходимо следить за уровнем гормонов и правильным питанием. Иногда излишняя агрессия или возбудимость ребенка — последствие хронического недостатка некоторых витаминов и микроэлементов.
Как помочь ребенку?
Конечно, начать помогать нужно с семьи. Необходимо установить теплую атмосферу, в которой малышу хорошо, комфортно. Так можно облегчить проблемную адаптацию в учебном заведении. Возьмите за правило: после садика не ругайте ребенка, не заставляйте его делать что-то неприятное, хоть и полезное. Дайте малышу отдых после сложного дня. Он должен знать, что стресс от новой среды можно снять дома, рядом с любимыми родителями, игрушками.
Если случай тяжелый, рекомендованы консультации детского психолога или психотерапевта. Беседа со специалистом поможет ребенку вновь поверить в себя, вернуть уверенность. Если нет уверенности (в том что он — интересный, с ним есть о чем поговорить, с ним интересно играть), то нет и тяги к общению. Если малыш постоянно боится быть отвергнутым сверстниками, то будет избегать их общества. Психолог поможет решить эту проблему.
Родителям нужно запомнить, что обвинять в чем-то малыша, ругать его за неактивность, говорить, что он хуже других — это самое страшное, что только можно сделать. Такое поведение с малышом губит его личность. О каком общении может идти речь, если даже самые родные люди видят его неполноценным? Мягко, с любовью, помогите ему. Играйте с ним, развивайте в нем любовь к себе
Это важно, ведь кроме родителей никто не будет заниматься этим с малышом. Только так вы сможете ему помочь
Синдром табуретки
Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.
Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие
То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения
А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим. Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.
Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя»
Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки»
8 базовых навыков общения:
- Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
- Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
- Самопрезентация.
- Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
- Предоставление информации (презентационные).
- Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
- Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
- Предоставление обратной связи.
Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.
Распространенные ошибки при формировании коммуникативных навыков
Многие родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков у ребенка, минимизируя общение с ним. Родитель задает формальные вопросы и, получив ответы на них, предоставляет ребенка самому себе. В результате у него нет образца нормальной и продуктивной коммуникации.
Еще одна ошибочная модель поведения взрослых – жесткое подавление личности ребенка. В этом случае мнение и интересы дошкольника не учитываются. Нередко применяются жесткие наказания, в том числе физические, ребенка оскорбляют, унижают. Последствия такого подхода в воспитании зависят от характера ребенка. Если он достаточно сильный, то поведение взрослых может восприниматься как норма, что чревато агрессивностью со сверстниками, склонностью к их запугиванию. Слабохарактерный ребенок будет сломлен таким отношением, поэтому начнет скрытничать, заискивать перед взрослыми.
Формируя коммуникативные навыки у дошкольника, взрослые совершают различные ошибки. В соответствии с ними выделяют несколько типичных ошибочных моделей поведения:
- Гордость семьи. Родители считают ребенка исключительным, превосходящим сверстников во всем. Все его пожелания исполняют, капризы и ошибки прощают. Ребенок становится избалованным, растет эгоистом.
- Любимчик. Такая модель поведения характерна для многодетных семей. Отношение к ребенку такое же, как в предыдущем случае, но только со стороны одного из членов семьи. В результате ощущается нехватка любви и внимания от других членов семьи, а отношение остальных детей становится негативным, завистливым.
- Бедная Золушка. Такая модель воспитания также характерна для многодетных семей. С детства ребенку отводят второстепенную роль, подчиняя его жизнь другому ребенку, которого считают более успешным. Это приводит к зависти, комплексу неполноценности.
- Послушный ребенок. Понятия приличного и неприличного внушаются с рождения. Поведение ребенка должно быть подчинено определенным правилам, чтобы показать окружающим его воспитанность. При этом мнение ребенка и его интересы игнорируются, что чревато в будущем совершением аморальных и неприличных поступков.
- Виноват во всем. Ребенок у всех вызывает раздражение, его обвиняют в любых бедах, присваивают проступки, которые он не совершал. Он становится изгоем, запуган, постоянно боится недовольства, наказания.
- Хрустальная ваза. Такая модель поведения свойственна семьям, где ребенок пережил тяжелую болезнь, серьезную травму, потрясение. Родители оберегают его от всего, что считают опасным. Ребенок растет безынициативным, постоянно ждет поблажек и считает, что все ему должны.
- Проблемный ребенок. Он чрезмерно гиперактивен, очень озорной. На него не действуют выговоры, наказания. Это связывают с тем, что родители не желают воспитывать ребенка, не уделяют этому достаточно внимания.
Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей
Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.
Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.
«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» — сурово заметил экзаменатор.
Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.
Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?
Возможные проблемы при коммуникации дошкольников между собой и способы их решения
Коммуникация дошкольников подразумевают определенные правила, причем они отличаются от модели поведения, которая принята внутри семьи. Практически в любом коллективе неизбежно появление лидера, а вопрос лидерства часто решается дракой. Побеждает более агрессивный ребенок, подавляя своих сверстников, которые воспитываются в тепличных условиях. Агрессивные дети и дальше решают любые проблемы силовым путем.
Выделяют также следующие проблемы коммуникации дошкольников:
- эмоциональная глухота – невосприимчивость к эмоциям окружающих;
- болезненное состояние психики – переменчивость настроения, нервозность, повышенная возбудимость, тревожность;
- замкнутость в собственном мире, игнорирование окружающих.
Решить такие проблемы можно только комплексным подходом. Нужна помощь психолога и активное участие родителей.
Проблемы с коммуникацией могут возникать у детей, имеющих особые личностные качества:
- пассивность – проблемы с общением возникают у детей, не имеющих собственного мнения, не участвующих в коллективных играх, неспособных самим придумать увлекательное для всех занятие;
- застенчивость – слишком застенчивые дети молчаливы, что не привлекает их сверстников;
- эгоизм – ребенок не сопереживает другим, поэтому и они к нему относятся так же;
- агрессивность – частые вспышки гнева, причинение боли другим оттолкнут любого человека.
Для преодоления проблем в коммуникации дошкольников взрослым надо помнить о следующих приемах:
сдерживание негативных эмоций в отношении других людей, особенно детей;
вмешательство в конфликты между детьми только в крайних случаях – так детям будет проще найти общий язык, договориться о чем-нибудь;
поощрение инициативы ребенка в общении;
развернутое общение с ребенком – нельзя ограничиваться односложными предложениями, важно строить максимально развернутый диалог.
Одной из значимых проблем в коммуникации дошкольников является виртуальное общение. Современные дети активно используют социальные сети, что приводит к ряду отрицательных моментов:
- скудный словарный запас;
- отсутствие эмотивного компонента – без эмоций у дошкольника не могут нормально развиться коммуникативные навыки;
- однообразие общения – диалог присутствует, но нет совместных действий, которые являются важнейшей сферой социализации.
Одна из основных проблем виртуального общения заключается в том, что люди при нем могут выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Можно выложить фотографию другого человека или написать о себе неправдоподобную информацию. В виртуальном общении не видны эмоции оппонента, его проблемы и переживания.
Коммуникативные навыки необходимы каждому человеку. Формируются они еще в раннем детстве, а от уровня их развития во многом зависят отношения со сверстниками. Это справедливо не только в отношении детей, но и в дальнейшей взрослой жизни. Для формирования коммуникативных навыков используют различные упражнения, предпочитая проводить их в игровой форме.
Коммуникабельность у детей
Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.
Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:
Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
Спокойно реагировать на конфликты;
Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.. Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры
Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее
Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.
Социально-коммуникативное воспитание дошкольников: цели и задачи
Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений в воспитании дошкольников.
Это те умения и навыки, которые пригодятся воспитанникам детских садов, когда они станут взрослыми.
В рамках этой цели выделяют следующие задачи:
- В процессе воспитания создать условия, в которых дошкольники смогут принять и освоить ценности и нормы общества.
- Развивать умение детей сопереживать, доброжелательно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Помочь детям стать самостоятельными, целеустремленными, научиться самостоятельно регулировать собственную деятельность.
- Сформировать у них уважение к собственной семье, коллективу, в котором они находятся, а так же положительное отношение к труду и творчеству.
- Научить детей безопасно вести себя в быту, в обществе, на природе. Подготовить их к взаимодействию со сверстниками.