Психология отношений между родителями и детьми

Теория взаимоотношений

Стоит начать с того, что человечество еще не создало такую психологическую теорию, пользуясь которой родители и дети могли бы построить безукоризненные отношения. Это невозможно, как минимум, из-за индивидуальных особенностей каждого участника системы, их характеров, всевозможных влияющих обстоятельств и факторов, которые касаются как взрослых, так и детей. Психология отношений с детьми подвергается воздействию множества факторов, некоторые из них остаются незаметными до последнего.

Пользуясь какой-либо заранее приготовленной моделью, невозможно создать идеальные отношения. Психология общения с детьми еще не вышла на такой уровень, но это не значит, что ничего нельзя сделать, чтобы улучшить эти взаимоотношения. Родители и дети способны не совершать некоторые ошибки, обращаясь к теоретическим основам взаимоотношений системы «взрослый-ребенок».

То, как проявляется родительский инстинкт у человека с поведенческим, эмоциональным и социальным характером, и есть родительство. Эта вполне осознанная часть каждого человека берет начало у бессознательного инстинкта размножения. Она также опирается на нормы социума, которые утверждают, что семья — базовая ячейка общества, для которой характерен союз мужчины и женщины, совместный быт, желание рожать, воспитывать и социализировать детей.

Ведь именно в условиях семьи происходит постижение основных моделей социальных взаимоотношений, которое начинается с самого раннего детства. Детство законно можно считать основным периодом развития человека, именно тогда он познает мир, осваивает новые механизмы познания и взаимоотношения людей. Психологами не раз было высказано мнение, что формирование базовых навыков, умений и черт характера происходит в детстве, а развивается на протяжении жизни.

Не следует приуменьшать важность института семьи, ведь в детстве ребенок будет находиться в своеобразной изолированности от общества. На родителей возлагается огромная ответственность, так как именно они являются основным источником для детей, благодаря которому будут постигаться человеческие отношения

Личный пример — уважение мамы и папы к собственным родителям

Маме и папе трудно научить ребёнка уважать себя, если сами они не относятся почтительно к собственным родителям. Конечно, это бывает трудно, если молодая семья проживает вместе с представителями старшего поколения. Бабушки и дедушки вмешиваются в воспитание внука, упрекают своих взрослых детей. Последние отвечают на это грубостью. Малыш как губка впитывает такое поведения, воспринимая его как норму.

Конечно, иногда трудно демонстрировать уважение к старикам, если молодая семья живёт с ними совместно

Чтобы избежать конфликта поколений, конечно же, молодой семье нужно стараться жить отдельно. При этом нужно постоянно показывать сыну или дочке уважительное отношение к старшему поколению. Следует регулярно всем вместе навещать бабушек и дедушек, при ребёнке звонить и интересовать их здоровьем, делать небольшие, но приятные подарки.

Нужно вместе с детьми регулярно навещать пожилых родственников, интересоваться их здоровьем

Очень важно не отзываться о стариках пренебрежительно в их отсутствие, не раздражаться на них. Например, «у дедушки совсем поехала крыша» или «у бабушки склероз — сколько раз можно говорить одно и то же»

Ведь сегодня дети больше знают со слов родителей о недостатках своих родственников, чем об их заслугах и достоинствах.

Аналогично нужно пресекать проявление детского неуважения к пожилым родственникам. Ведь иногда взрослые с детства затаивают обиды на своих родителей (считают, что их недолюбили или что-то недодали) и подсознательно вымещают это на них. Например, когда малыш не слушается бабушку, грубит ей, мама или папа не вмешивается, не спешит приструнить своё чадо. Аналогично так поступают иногда невестки со свекровью или зятья с тёщей. Естественно, у ребёнка всё это откладывается в сознании, и он переносит такое поведение на собственных родителей.

Типичные ошибки родителей

Ошибка 1. Родители считают старшего ребенка взрослым. Часто, не зависимо от возраста ребенка, родители постоянно повторяют старшему ребенку, что он уже «большой», «он старший и должен делиться» и так далее. Взрослым кажется, что с рождением второго малыша, старший ребенок должен все делать идеально; понимать, как тяжело маме; сидеть тихо, если ребенок спит и прочее. Но хочу напомнить, ребенок остается ребенком. Хоть в 2 года, хоть в 5 лет, хоть в 12, он не станет взрослым, только от того, что в семье появился еще один член семьи. И требовать невозможного от него не стоит.

Ошибка 2. «Нянька». Эта ошибка очень распространена, особенно, когда дети с хорошей разницей в возрасте. Родители с удовольствием перекладывают заботу о малышах на плечи своих старших наследников. Но самая главная мысль этой ошибки заключается в том, что Вы (родители) решили увеличить вашу семью, а не ваш ребенок. Это вы приняли на себя ответственность за рождение нового члена семьи и вам ее нести. У ребенка должно быть детство, а не глажка пеленок и постоянные посиделки с малышом, пока мама с папой где-то развлекаются. Зачастую подростки, долгое время прибывавшие в роли «няньки», вырастая, долгое время не хотят заводить своих детей.

Ошибка 3. Ребенок помеха. У каждого члена семьи должно быть личное пространство. Оно может не выражаться в отдельных апартаментах, но должно быть всегда. Это может быть кровать, рабочий стол, стул в конце концов. С рождением малыша не стоит, тут же отдавать ему все игрушки старшего. Как минимум необходимо спросить его одобрения.

Ошибка 4. Сравнение. Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни наедине, ни на людях не сравнивайте детей друг с другом. Своим сравнением вы выстраиваете высокую стену между своими чадами. Эта стена станет серьезным препятствием для их дружеских отношений. И после этого можно будет забыть о том, что ваши дети, став взрослыми будут дружить семьями и искренне с любовью и теплотой относиться друг к другу.

Ошибка 5. Любимчики. Не выделяйте кого то из детей

Им одинаково сильно нужна ваша любовь, поддержка и внимание

Несколько советов:

  • Любите своих детей такими, какие они есть. У каждого из них свой характер, свои мысли и чувства, но все они ваше продолжение. Старайтесь слышать их.
  • Не сравнивайте их, не унижайте, не возлагайте свои непомерные ожидания.
  • Дети не должны нести ответственность за ваши решения.
  • Проводите с каждым из своих детей время наедине. Да это сложно, но выход найти можно всегда. К примеру: Пока младший спит, займитесь со старшим тем, что любит он.
  • Поговорите с близкими родственниками и друзьями, чтобы они придерживались этих правил и не скатывались до таких вот «ошибок». Часто бабушки задают вопросы старшим детям: «Ну что, ты помогаешь маме с малышом?», «Ты следишь, гуляешь, кормишь, гладишь?», «Ты должен, ты теперь Нянька!».

Если вы заметили, что ошибки подобного рода не редкость, попытайтесь изменить ситуацию. Чем раньше вы это сделаете, тем счастливее будут ваши дети. Отмечу, что лучше всего начинать психологическую подготовку старшего ребенка к рождению малыша во время беременности или даже во время планирования. Консультации по данному вопросу проходят индивидуально, онлайн или лично. Также возможна работа совместно с ребенком.

психолог Анастасия Лунина

Статью прочитали 439 чел.

Какие права у ребенка в семье

Только родившись, каждый малыш сразу же получает права, положенные ему законодательством РФ. Самым важным правилом является жизнь в своей семье. Каждый из детей должен проживать вместе с родителями или лицами, которые их замещают.

Случаются ситуации, когда мама и папа отказываются от своего отпрыска. В этом случае его воспитанием будут заниматься государственные органы. Кроме того, у малыша есть право, чтобы его усыновили или удочерили в приемную семью.

В противном случае он будет воспитываться в специальном учреждении – доме малютки или детском доме.

Такое же право возникает у малыша, если его здоровью или жизни угрожает опасность. В этих ситуациях органы опеки будут изымать его из неблагополучной семьи в принудительном порядке.

До тех пор пока не будет вынесен окончательный вердикт суда, он будет находиться в специальном учреждении. Но родители могут восстановиться в своих правах и вернуть своего сына или дочку в семью. Для этого им необходимо убедить суд в том, что они являются благонадежными гражданами.

Важно! Но и в этой ситуации органы опеки возьмут эту семью под тщательный и строгий контроль с постоянными проверками. В случае если судебный орган примет решение, что мать или отец представляют опасность для ребенка и не осуществляются должным образом обязанности родителей к детям, его не отдадут неблагонадежным матери и отцу

В случае если судебный орган примет решение, что мать или отец представляют опасность для ребенка и не осуществляются должным образом обязанности родителей к детям, его не отдадут неблагонадежным матери и отцу.

В то же время малыш может находиться под опекой близкого родственника, который судебный орган признает благонадежным. Кроме того, его сможет взять на воспитание приемная семья. Также у малыша есть право на то чтобы общаться с любым своим близким родственником.

Исполнительный орган власти разрешит конфликт и вынесет правильное решение, опираясь на показания свидетелей. В случае положительного исхода суд разрешит малышу встречаться с любым из родственников.

Если же общение с бабушкой, дедушкой, тетей, сестрой и т.д. угрожает здоровью и психике детей, то суд вынесет отрицательный вердикт.

При этом право на то чтобы осуществлять общение с родственниками возникает у детей даже в случае если кто-то из них отбывает наказание в местах лишения свободы, проходит длительное лечение, а также в других похожих экстремальных ситуациях.

Семейный Кодекс РФ гласит, что пока школьник не перейдет в статус совершеннолетнего (18 лет), он имеет право общаться безо всяких препятствий со своими родственниками (на это указывают обязанности родителей в семье).

ВНИМАНИЕ! Единственное ограничение в общении в этом случае может быть связано с установленным распорядком в специализированных учреждениях, где находится сын или дочка. Также любой ребенок может свободно выражать свое собственное мнение, даже если оно не сходится с мнением его родителей, учителей и общества

Кроме того, это правило касается и участия в семейных вопросах, хотя окончательное решение должно быть за родителями. Помимо прочего, мнение малыша может быть учтено при любых видах разбирательств (судебных или административных)

Также любой ребенок может свободно выражать свое собственное мнение, даже если оно не сходится с мнением его родителей, учителей и общества. Кроме того, это правило касается и участия в семейных вопросах, хотя окончательное решение должно быть за родителями. Помимо прочего, мнение малыша может быть учтено при любых видах разбирательств (судебных или административных).

При этом, во время такого заседания, как уже говорилось ранее, должен присутствовать законный представитель (обязанности родителей перед детьми).

Важно! Уже начиная с десятилетнего возраста мнение дочки или сына будет учитываться в суде. Также, у детей есть право высказывать свое мнение в случае смены фамилии или имени, усыновлении, удочерении, восстановлении в правах кого либо из родителей или при определении места проживания малыша

Стили воспитания

Каждый из типов родителей использует собственный подход к воспитанию. Какие же стили применяются чаще других?

  • Авторитарный. Один из родителей в семье является авторитетом. Его слушаются все. Чаще всего подобный стиль воспитания присущ военным. Мужчина, который привык командовать на работе, будет продолжать это делать дома. Дети должны ходить по струнке, учиться на пятерки и выполнять все требования родителей. Ребенок будет молодцом тогда, когда он безропотно слушается и не переспрашивает. Мнение малышей и даже подростков не учитывается. Родителям оно попросту неинтересно.
  • Авторитетный. Это классический стиль воспитания. Родители являются для своих детей кумирами и образцами для подражания. Папа-интеллектуал работает на престижной работе. Мама тоже работает, но не для пополнения семейного бюджета, а больше для удовольствия. Дети выполняют всю работу по дому, но всегда могут это сделать в удобное для них время. Родители не запрещают своим малышам гулять, если те вовремя приходят домой, успевают делать уроки и говорят, куда они пошли. Взрослые поддерживают стремления ребенка и помогают в их реализации.
  • Либеральный. Подобный стиль воспитания подразумевает, что родители и дети будут друзьями. Взрослые не делают из себя авторитетов, они общаются с детьми наравне. Подобный стиль воспитания предполагает полную откровенность, которая помогает родителям решать детские проблемы сразу, как только те появились.

Как улучшить взаимоотношения

Процесс построения доверительных отношений не всегда простой. И начинать необходимо с себя

Важно уметь признавать свои ошибки, извиняться перед ребенком, преодолевать собственные негативные эмоциональные порывы, не вымещая их на детях

Важные шаги

Нельзя выплескивать собственные отрицательные эмоции на окружающих. Научитесь проговаривать то, что чувствуете, выясняя причину этих эмоций. Агрессия передается ребенку, он берет пример с неуравновешенного родителя.
Нельзя принуждать ребенка заниматься тем, что он не хочет

Важно поощрять его таланты, стремления, даже если вам они не по душе. Хвалите мелкие и крупные достижения

Поддерживайте в неудачах, не используйте юмор в такие моменты, чтобы ребенок не подумал, что для вас неважны его проблемы, и вы просто над ними смеетесь.
Не стоит стесняться в проявлениях своих чувств. Важно говорить малышу, что любите, чаще обнимайте – тактильный контакт является очень важным для ребенка раннего возраста. Недолюбленные дети вырастают неуравновешенными, агрессивными, неумеющими справляться со своими эмоциями.
Не нужно посвящать ребенка в свои проблемы. Тревожное состояние мамы или папы обязательно передается и ему. Но если взрослый, таким образом, ищет путь решения проблемы, то у ребенка это происходит по-другому. Он чувствует себя виноватым в том, что не может помочь. Учитесь решать свои проблемы сами, без привлечения детей. Иначе это негативно скажется на формировании их личности.
Учитесь доступно объяснять правила, требования. Важно с раннего возраста дать установку о том, что можно и нельзя. И если нельзя, то почему. Запрещать нужно меньше, чем разрешать. Воспитание должно быть последовательным. Не угрожайте наказанием. Если провинился – накажите. Должна быть последовательность в словах и поступках.
Дайте сыну или дочери возможность личного пространства, право выбора. Разрешите им самостоятельно выбрать для себя кружок или спортивную секцию, обои в свою комнату и одежду.
Нельзя обижать других людей при детях. Также нельзя допускать такого поведения у них. Если ребенок пытается кого-то обидеть либо плохо говорит о нем, нельзя оправдывать такое поведение тем, что он еще маленький. В этом должна быть строгость и объяснение.
Учите ребенка выражать свои эмоции на собственном примере. Например, если он сердится, пытается выкрикнуть обидные слова, проговаривайте: «Я понимаю, ты зол, обижен, рассержен. Это пройдет. Я бы тоже обиделся». Таким же образом учите выражать радость.
Воспитывайте детей самостоятельно. Не оставляйте на попечение бабушкам. Во-первых, вы перекладываете ответственность со своих плеч, во-вторых, у бабушек может быть другой взгляд на способ воспитания и в-третьих, подумайте в конце концов о самих бабушках! Они уже вырастили вас, дайте им возможность наслаждаться своим возрастом, не погружайте их снова в родительские тяготы.

Ребенок должен чувствовать любовь, нужность и значимость в семье. И это не должно проявляться только материальными благами

Любите своих детей, уделяйте большое внимание вопросам воспитания. Так они вырастут полноценными личностями, в гармонии с собой и окружающими

Особенности воспитания в нынешнее время

Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду. Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики — от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью. Желание изменить семейные отношения — обоюдное решение двух сторон.

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке

Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей

Влияние семьи на личность ребенка

Когда идет процесс формирования личности ребенка, на него влияет не только отношение к нему родителей, но и то, как они ведут себя друг с другом. Например, если во время воспитания мать и отец уделяют в одинаковой степени достаточно внимания и времени своему ребенку, но между собой у них натянутые отношения, то это, несомненно, проявится в будущей жизни малыша.

Можно выделить две плоскости, в которых семейная атмосфера оказывает свое влияние на ребенка:

  1. Становление личности. Сюда включаются проблемы психологического характера, возникающие комплексы, внутренние противоречия и страхи.
  2. Становление отношений в обществе. Сюда можно отнести тягу к одиночеству, основной причиной которой является стремление избежать проблем в отношениях с кем-либо.

Такого рода влияние способно проявляться как в дошкольном/школьном возрасте, так и в зрелом, когда уже стоит вопрос о создании своей семьи или отказ от этого. Никогда нельзя точно предугадать время появления такого эффекта, причиной которому является нездоровая атмосфера в семье, в которой рос и воспитывался маленький человек. Но можно с полной уверенностью заявить, что такого рода атмосфера и проблемные отношения между родителями и детьми отразятся на жизни ребенка.

Ни в коем случае нельзя думать о том, что для ребенка отношения между взрослыми непонятны и неважны. Возможно, ребенок и не поймет саму проблему, предмет спора или обстоятельства, но эмоциональный фон, созданию которого способствует та или иная ситуация, он точно воспримет.

Для себя следует отметить способность ребенка перенимать от своих родителей черты характера, отношение к людям и ситуациям, модель поведения и даже тон голоса. Это такой маленький подражатель, который ориентируется на ближайших для него людей — родителей. В результате в сознательном возрасте он обзаводится теми чертами характера, манерами и стилями поведения, которые присущи его родителям.

Влияние внешних факторов на атмосферу отношений между родителями и детьми весьма значительно. К ним можно отнести материальное положение семьи, условия проживания и положение в обществе. В то же время существуют и внутренние факторы, которые тоже вносят свой вклад во взаимоотношения. Таковыми можно считать культуру, воспитание родителей, наличие духовности и нравственности, отношения между членами семьи. Отношения родителей и детей зависят от образа жизни, который ведет семья, благополучия и достатка, уверенности и защищенности каждого ее члена, поддержки и развития.

Взаимопонимание между поколениями тоже является одним из существенных факторов, оно должно стремиться быть лояльным и толерантным к нуждам ближнего. Среди основных ошибок, которые допускают взрослые, проявляется тенденция переносить обиды и конфликты, пережитые ими в своем детстве, на поприще свежесформированных семейных отношений. Нельзя однозначно утверждать, что применяемый опыт предыдущих взаимоотношений и поколений противопоказан в условиях новых. Однако в большинстве случаев психологами наблюдается печальная картина: люди бессознательно копируют модель поведения родителей, повторяют их ошибки. Все это отражается на свободе всех участников этих отношений, ущемляются их интересы, формируются изначально исковерканное понимание и неверное отношение касательно института семьи у ребенка.

Нарциссические родители и их обесцененные дети

В семьях с нарциссическими родителями на детей возлагается обязанность беречь хрупкое эго взрослых. Обратная сторона видимой уверенности и властности нарциссов — неуверенность, страх и отсутствие здоровых опор.

Со стороны родители-нарциссы могут выглядеть хорошими и заботливыми: они стремятся обеспечить ребенку всё самое лучшее или даже пребывают в уверенности, что он вообще — самый лучший.

Но стремление подразумевает требование соответствовать: ведь у лучшего в мире родителя не может быть обычного ребенка! Таланты, достижения, великое будущее — всё это должно быть у ребенка, чтобы поддерживать в родителе чувство собственного величия. Если ребенок разочаровывает нарцисса, родитель сталкивается с невыносимым чувством собственной неидеальности, и он будет защищаться от него — в том числе шантажом, обесцениванием или отказом в общении.

Выходит, с одной стороны, ребенок должен поддерживать навязанный взрослым успешный образ, с другой — ни в коем случае не превосходить родителя в своих успехах. Из таких детей вырастают или хронические достигаторы, или хронические неудачники. Обеим категориям свойственна хрупкая самооценка, постоянное чувство стыда и ощущение собственной «неправильности», «плохости» и «недостаточности».

Куда жить дальше. Признайте, что ваше детство прошло рядом с нарциссическим родителем и долгое время вы смотрели на себя его глазами.

Обязанности по отношению к родителям

Безусловно, что каждый малыш обязан уважительно относиться к добросовестным родителям и чтить семейные традиции. Но это условное правило. То есть это будет являться результатом воспитания отпрыска. Основной обязанностью совершеннолетнего трудоспособного ребенка является их материальное обеспечение. Также сюда можно отнести уважение прав и свобод взрослых, а также сохранность материальных ценностей.

Правовое обоснование

Основные обязанности детей отражены в главе 13 Семейного кодекса РФ. В частности, об этом говориться в статьях 87 и 88. Так, указано, что дети не только должны выплачивать алименты, но и принимать участие в других расходах родителей.

Условия

Рассчитывать на содержание со стороны детей родители могут только при определенных условиях. Они касаются не только взрослых, но и их детей.

Для родителей таковыми условиями являются:

  1. Нетрудоспособность. Суть указанного условия заключается в том, что человек утрачивает возможность исполнять свои трудовые обязанности и вообще осуществлять какую-либо профессиональную деятельность. Причиной этому могут быть ситуации различного характера. Прежде всего – это достижение установленного законом возраста, в котором человек имеет право уйти на заслуженный отдых. Он зависит от рода профессиональной деятельности, которую человек выполнял ранее. Общий возраст, установленный законом, составляет шестьдесят лет для мужчин и пятьдесят пять для женщин. Ещё одной причиной утраты трудоспособности является состояние здоровья. В силу полученной травмы или заболевания, человек может утратить возможность работать ещё до достижения возраста ухода на заслуженный отдых.
  2. Необходимость в финансовой помощи. В случае ухода на пенсию или тяжелого заболевания, любому человеку выплачивается определенное денежное пособие, цель которого – обеспечение надлежащих бытовых условий и полноценного питания. Но на практике нередки случаи, когда указанных средств может быть недостаточно. Например, человек несет дополнительные расходы по приобретению лекарственных препаратов и получению медицинских услуг. Такие ситуации и влекут за собой затруднительное материальное положение.

Указанные факты должны иметь документальное подтверждение. В качестве этого может выступать удостоверение пенсионера либо заключение медицинской комиссии.

Условиями, касающимися детей, являются их совершеннолетие и трудоспособность. В первом случае ребенок должен достигнуть возраста восемнадцати лет, во втором – иметь возможность исполнять обязанности по занимаемой должности.

Порядок

Обеспечение родителей может быть достигнуто двумя способами.

Первый – добровольный. Суть его заключается в том, что ребенок и его родитель подписывают соглашение, в котором указываются размер и периодичность выплат. Такой документ составляется в произвольном порядке на обычном листе офисной бумаги и подписывается сторонами. Соглашение можно заверить у нотариуса. Это позволит избежать ошибок и неточностей. Такой способ самый простой для обеих сторон.

Второй – принудительный. В данном случае имеет место вмешательство суда. Для этого заинтересованному лицу, а это, как правило, родитель, потребуется оформить исковое заявление, в котором нужно будет изложить суть своего требования. К обращению необходимо приложить паспорт, свидетельство о рождении ребенка, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию трудовой книжки и пенсионного удостоверения, а также другие документы, которые подтверждают тяжелое материальное положение инициатора. После рассмотрения иска суд вынесет решение и определит размер и периодичность выплат в пользу родителя.

Обратите внимание!
Родители вправе взыскать алименты со всех трудоспособных совершеннолетних детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.