​социальная адаптация детей-инвалидов

В каком порядке проводится социальная адаптация?

Действующими нормативно-правовыми документами определены несколько этапов привыкания ребёнка с ОВЗ в обществе, которые приведены в таблице ниже.

Уровень Характеристика
Неудовлетворительный Ребёнок не в состоянии приобретать первоначальные навыки и приспосабливаться к психологической обстановке в новой окружающей среде. Несовершеннолетний имеет постоянные заболевания по этой причине.
Неполный Адаптация ребёнка затруднена при помещении его в новую социальную среду.
Удовлетворительный Несовершеннолетний полностью адаптировался при помещении его в новое общество. Они имеют полноценные навыки к самообслуживанию, выполнению функциональных обязанностей и соблюдению дисциплин.

Первоначально, для детей с ограниченными возможностями проводят экскурсию, помогающую ознакомиться с новой окружающей средой и социумом.

Это помогает познакомиться с другими детьми, наладить взаимоотношения, завести новые знакомства и друзей.

В практическом применении, используются следующие меры деятельности:

  • Наглядные;
  • Практические;
  • Воспитательные.

Для достижения скорейшей социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями используются различные игровые мероприятия, которые делают образовательный и воспитательный процесс легче. В процессе игры вовлекается намного больше детей, чем при простой подаче материала.


Родители постепенно предоставляют ребёнку возможность самостоятельно обеспечивать себя, что придает ему уверенности.

Этот этап реализуется в течение нескольких месяцев, при проведении реабилитационных мероприятий.

Основными задачами социальной адаптации являются следующие:

  • Постоянный контроль за развитием несовершеннолетнего;
  • Преодоление трудностей, которые возникают при получении образования;
  • Окружение ребёнка с ограниченными способностями только положительными эмоциями;
  • Предоставление информации об отличительных особенностях личностного формирования ребенка с ОВЗ, его обучении и адаптации несовершеннолетнего в социуме.

Проведение мероприятий по получению образования таких детей возможно одновременно несколькими способами, которые приведены в таблице ниже.

Если несовершеннолетние с ОВЗ посещают учреждения совместно с полностью здоровыми детьми Не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В особенности это относится к школам, преподающим стандартные обучающие программы. В таких учебных заведениях нет различия между категориями детей.
При устройстве ребёнка в образовательное учреждение Имеющее специальный класс для таких детей.

Специфика комплексных центров

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.

Развивающее занятие в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями

При реализации программы адаптации для несовершеннолетних могут возникать определённые трудности, которые перечислены в таблице ниже.

Причина Характеристика
По причине недееспособности Данная категория содержит такие патологии организма, как нарушение зрительного, слухового, либо психического заболевание, а также нарушения опорно-двигательного аппарата.
По психофизиологическим параметрам Таковыми являются биоритмы, характерная память ребенка, либо его темперамент.
При значительных нарушениях физического здоровья Не редко дети имеют патологии, которые совсем не относятся к их недееспособности. Заболевания настигают их в разы чаще, чем у детей с хроническими болезнями. Это обусловлено тем, что они имеют ослабленную соматическую систему.
При значительных расстройствах психики Не позволяющие нормально общаться со сверстниками. Как пример, невозможность вести диалог с детьми в школе, либо с родственниками дома. Достаточно часто, психические нарушения наблюдаются при индивидуальном обучении на дому, либо плохом отношении со стороны сверстников.
При недостаточном финансовом обеспечении детей с ограниченными возможностями Как пример, не имеется достаточного количества средств, чтобы обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами передвижения, слуховыми аппаратами и т.д.
Ограничение действий ребенка Если несовершеннолетнего ограничивают в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может быть как не допуск ребёнка к игре, так и изгнание из круга общения сверстников.
Окружающая среда Дети с ограниченными возможностями могут некомфортно чувствовать себя в незнакомых местах, либо окружающей среде.
Различные психические нарушения Провоцируются при ограничении передвижений и независимости ребёнка.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Государственная помощь детям и родителям


Помимо социальной адаптации, дети с особенностями здоровья нуждаются в медицинской помощи – речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека по итогу прохождения медико-социальной экспертизы и установления группы инвалидности. Также ребенку могут полагаться бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, санаторно-курортное лечение и т. д. Подробнее об этом – в и .

Кроме того, семьи, которые воспитывают особого ребенка, могут рассчитывать на иные льготы. Например:

  • скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • первоочередную постановку на учет по предоставлению жилья;
  • льготный проезд в городском транспорте;
  • скидку на оплату междугородних поездок – к месту учебы, лечения и т. д.

Отдельно стоит сказать и о возможности получать денежные льготы. К ним относятся:

  • ежемесячные выплаты,
  • социальная пенсия,
  • пособие маме или папе – родителю, который осуществляет уход за особым ребенком.

Также для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и трудовые послабления:

  • дополнительные дни отпуска;
  • возможность досрочного выхода на пенсию.

Более подробную информацию об этих льготах можно узнать в службе социальной защиты, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, которые занимаются назначением тех или иных льгот для детей с инвалидностью и их родителей.

Благодаря соцадаптации дети с ограниченными возможностями в дальнейшем смогут активно участвовать в социальной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимое условие при адаптации ребят – поддержка взрослых, здоровая атмосфера в коллективе и возможность всестороннего развития.

Социальная адаптация школьников

Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка. От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины.

Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась.

К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы.

Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях).

Некоторые авторы определяют социальную адаптацию школьника как «школьный стресс», «школьный шок», «адаптационная болезнь».

Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.

Замечание 2

Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка к школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях. Адаптированность – результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.

Уровни адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень. У ребенка позитивное отношение к учебному заведению, предъявляемым требованиям, он спокойно и легко воспринимает учебный материал, полно овладевает учебным материалом, внимателен, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, добросовестно и охотно выполняет общественные поручения, занимает благоприятной статусное положение в классе.
  2. Средний уровень. Посещение школы не вызывают у ребенка негативных эмоций, он понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебного материала, может самостоятельно решать типовые задачи, при выполнении заданий внимателен и сосредоточен, добросовестно выполняет общественные поручения, дружит с одноклассниками.
  3. Низкий уровень. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, у него преобладает подавленное настроение, учебный материал усваивается фрагментарно, не проявляет интереса к самостоятельной работе, к урокам готовится нерегулярно, общественные поручения выполняет без особого желания, близкие друзья отсутствуют.

Т.В. Дорожевец разработал модель адаптации ребенка к обучению в школе, согласно которой, школьная адаптация происходит как:

  • академическая – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
  • социальная – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
  • личностная – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.

Показатели социальной адаптации

Исследуя предыдущие четыре критерия (отношение к лидеру, отношение к коллективу, отношение к самому себе, и отношение к трудовой деятельности), нужно очертить также ряд показателей успешной социальной адаптации как важного жизненного процесса в деятельности человека. Показатели в зависимости от критериев расположились следующим образом:

Показатели в зависимости от критериев расположились следующим образом:

Отношение к лидеру социальной группы или общества – выражено в следующих показателях:
эмоциональная поддержка со стороны лидера (руководства организации, объединения, политической партии или общественного движения);
заинтересованность по отношению к мнению подчиненных (проведение выборов, собраний, референдумов, возможность свободно высказать свое мнение и не бояться преследований по закону);
отношение к подчиненным с пониманием и поддержкой (лояльность, помощь в случае сложной ситуации, объяснение правил, прав и обязанностей, установление личных контактов, отсутствие приказного тона в распоряжениях, отношение ко всем как к равным);

Отношение к остальным членам общества – данный критерий подразумевает под собой следующие показатели:
помощь в решении сложных общественных, трудовых и производственных задач;
отношения между старыми и молодыми членами коллектива могут выстраиваться по нескольким сценариям, но самые распространенные среди них – это или напряженные отношения, или дружеские. Возможны также отношения нейтрального характера;
помощь коллектива в проявлении личной инициативы как способа развития своих навыков и особенностей. Зачастую нового человека просят показать свои самые сильные стороны, на которые в дальнейшем необходимо сделать упор в социализации;

Отношение к самому себе

В данном критерии важно выделить такие показатели, как:
физическая напряженность (реакция организма на новые социальные условия, смена климата, привычного образа жизни, способов питания);
степень увлеченности процессом адаптации (любопытство и любознательность, желание расширить рамки своего сознания, получить больше знаний о новой социальной среде);
уровень сосредоточенности и спокойствия (фокусировка на внутренний мир, на то, что требует организма). Этот показатель очень важен, поскольку он определяет внутреннее и внешнее, физическое и психическое состояние адаптирующегося организма

Если процесс адаптации в данном случае затруднен разными факторами (климатические и экологические условия, непривычные часовые пояса), но человеку нужна помощь специалистов для того, чтобы быстро и успешно справиться с данной проблемой;

Отношение к окружающей деятельности. В этом критерии авторы выделяют следующие показатели:
степень удовлетворенности собственной деятельностью, степень удовлетворенности теми условиями, которые предлагает новая социальная (трудовая, экологическая, политическая, психологическая) среда;
степень удовлетворения работой, а также оценка той пользы, которую несет рабочая и социальная обстановка для интересов и склонностей индивида.

Замечание 2

Таким образом, человек может оценить, каким образом, в процессе социальной адаптации, условия соответствуют его умениям, навыкам, уровню знания, интеллекту.

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:

  • семьи,
  • группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка к детскому саду читайте в статьях https://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, https://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu),
  • школы,
  • университетской группы,
  • компании друзей,
  • трудового коллектива и так далее.

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями общества,
  • научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!

Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!

Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Цели социальной адаптации

При изучении целей социальной адаптации важно обратить внимание на аспекты активности личности, которые направлены на ее адаптацию в разным уровням социальной среды. Так, активность может протекать на нескольких этапах: в рамках социальной группы, профессиональной организации или в пределах всего человеческого общества

Когда речь идет о социальной адаптации в рамках социальной группы, то главная цель здесь – способность грамотно и правильно выстроить взаимоотношения одной личности с уже устоявшейся социальной группой. Социальная группа может, в данном случае, преследовать свои целы, быть ориентирована на ту деятельность, которая обусловлена сферой ее существования (экономической, политической, социальной или духовной).

Целеполагание в условиях социальной адаптации к новым видам профессиональной организации строится на двух аспектах:

Индивид сам выбирает область своей профессии, получает необходимое образование

Также важно, чтобы при этом человек опирался на свои врожденные навыки и умения, или же развивал новые, если планирует освоить совершенно новую профессию;
Принятие организацией нового лица. Главная цель и главная роль отдается тут лидеру профессиональной организации

Ему важно правильно и четко объяснить коллективу необходимость нового сотрудника, его ценность и уникальность.

Замечание 1

В рамках всего человеческого общества цель социальной адаптации – выстроить межличностные отношения таким образом, чтобы каждый индивид в любой социальном слое, классе, на лубом этапе структуры обществе чувствовал свою причастность

Таким образом, важно, чтобы каждый человек ощущал себя звеном одной цепи, элементы которой взаимосвязаны

Цели адаптации могут отличаться в зависимости от уровней. Выделяют первичную и вторичную адаптации.

Первичная социальная адаптация – это процесс приспособления человека, который не имеет опыта профессиональной и социальной деятельности. Цели первичной адаптации следующие (рассмотрим на примере трудовой первичной адаптации):

  1. Включение молодых людей и выпускников в трудовую деятельность;
  2. Грамотное распределение рабочей силы с учетом индивидуальных умений, навыков, особенностей и знаний;
  3. Социализация человека, его профессионализация (первичные этапы, то есть первоначальное освоение профессии);
  4. Замещение убывающих работников, то есть тех, что уже заканчивают свою трудовую деятельность и могут передать опыт и знания новому поколению;
  5. Профессиональный отбор и ориентация на индивидуальные качества.

Вторичная адаптация – это процесс приспособления человека, который ранее имел опыт во вхождении в социальную среду, но по определенным причинам был вынужден сменить одну обстановку на другую. Например, сюда относятся люди, которые поменяли свое место работы, профессию, профессиональный статус.

Цели вторичной адаптации (опять же, берем критерии на примере трудовой и профессиональной адаптации):

  1. Перераспределение кадров;
  2. Приведение в соответствие качеств работников требованиям рабочих мест (повышение квалификации, переобучение или переподготовка с учетом появления новых технических и иных средств);
  3. Совершенствования климата на производстве;
  4. Повышение уровня стабильной работы коллектива, его сплоченности (проведение специальных мероприятий как в рабочее, так и во внерабочее время).

Подготовка к детскому саду и школе

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны

Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких. Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса

К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

Без помощи родных и учителей трудно справиться

Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя. Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета. Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector