Как научить ребенка копить

Карманные деньги: за и против

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

Аргументы противников карманных денег:

  • все необходимое у ребенка и так есть;
  • он все равно потратит их на ерунду;
  • он не будет знать цену деньгам;
  • он станет жадным, будет шантажировать родителей.

Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него:

  • дают ребенку бессистемно большие суммы;
  • не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
  • не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
  • используют метод кнута и пряника — дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.

Аргументы сторонников карманных денег:

ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
оценит преимущества финансовой независимости;
поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.

Такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:

  • выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
  • помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
  • обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт — тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
  • придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.

В целом психологи единодушны в том, что карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка, но лишь при правильном отношении родителей к этому вопросу.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?

Чтобы научить чадо правильно распоряжаться финансами, нужно на своем примере показывать некоторые способы экономии средств. Например, познакомить его с распределением общего семейного бюджета

Тем самым вы учите расставлять приоритеты по важности покупок. Первостепенным будет оплата всех обязательных платежей (квартплата, обучение, услуги связи и др.), затем покупка продуктов, далее необходимые приобретения, и только остаток можно потратить на собственные желания.

Постарайтесь с детства научить соотносить потребности с возможностями

Тогда ваши дети будут знать, как нелегко зарабатывать, и тратить их нужно обдуманно.

Главное, школьник должен понять, что учеба это его обязанность. Не поощряйте и не наказывайте при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от: отметок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Не превращайте деньги в способ манипуляции.

Попробуйте научить юного экономиста планировать свои расходы, распределять свои средства таким образом, чтобы не пришлось просить еще. Посоветуйте вести блокнот, в котором будут записаны все расходы. Так он может посмотреть, на что он их потратил. С помощью такого подхода можно научить первым азам планирования. Опираясь на записи, он сможет грамотно распланировать свой бюджет на определенный срок.

Расскажите ребенку о том, что можно копить. Отложенные не потраченные средства, со временем накопятся. Их можно потратить на желаемые покупки.

Ненавязчиво контролируйте его расходы
Во время доверительной беседы поинтересуйтесь, как были потрачены средства.

Внимание и забота, которые вы уделяете своему чаду, не должны быть заменены денежками и подарками. Иначе сформируется отношение к вам с материальной точки зрения.

Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(85)
  • Бесплодие(0)
  • Болезни сосудов(0)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(0)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(0)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(0)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(0)
  • Кожные болезни(0)
  • Косметология(0)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(11)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(0)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(0)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(3)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(0)
  • Эндокринология(0)

Психология карманных денег: всем ли детям они нужны?

Чтобы понять, давать ли именно вашим детям карманные деньги, понаблюдайте за поведением ребенка. Ведь готовность к карманным доходам зависит от того, научился ли ребенок ценить деньги и готов ли он к планированию. К примеру, если малыш обижается, что вы не купили ему дорогую игрушку или «машинку как у Саши» именно сейчас, то для него планирование бюджета все еще осталось теорией. В этом случае дайте ему побольше практики: почаще берите с собой в магазин, показывайте ценники, складывайте потраченное на калькуляторе, рассказывайте о необходимых тратах. Посетив с ребенком парк, расскажите о том, сколько сегодня было потрачено на развлечения и покажите ребенку чеки. Обсуждайте свои расходы ежедневно, но при этом не сокрушайтесь о том, что «денег нет» или как тяжело вам живется. Главный урок, который ребенок должен вынести из своей практики: если грамотно тратить, то деньги будут всегда.

Все за и против карманных денег

Единого мнения у психологов на этот счет нет. Одни уверяют, что это необходимо, другие говорят, что это не обязательно, достаточно просто хвалить воспитанника за достижения. И все они приводят доводы, объясняющие их позицию.

Плюсы

Главный плюс — развитие самостоятельности ребенка. Ему придется подсчитывать все расходы, и планировать траты на неделю вперед, чтобы хватило денег. Если дочка или сын лишаются карманных денег, они полностью зависят от родителей, вернее, от их решений. Карманные деньги также способствуют выработке ответственности.

Если родители дают ребенку деньги, то повышают его уверенность в себе и поднимают самооценку

Ребенку важно чувствовать себя комфортно в мире взрослых. Если родители дают деньги, значит доверяют, и он может тратить их на вещи, которые считает для себя нужными

А вот отсутствие карманных денег прививает комплекс неполноценности. Во-первых, он переживает, что родители не доверяют ему, и не считаются с его мнением, во-вторых, ему не комфортно среди друзей, которым дают деньги. Компания решит пойти в кино, зайти в кафе и т.д. а у него с собой нет денег.

В жизни бывают разные ситуации. Возможно, ребенок потеряется, и ему потребуется вызвать такси, чтобы добраться до дома. Еще ситуация: он упал и поранился, нужно купить в аптеке йод и бинты, для первой помощи.

Минусы

Но почему же некоторые психологи выступают против выдачи карманных денег детям? Они уверенны, что в столь раннем возрасте ребенку не нужна самостоятельность, так как он не может правильно решить, что ему нужно, а что нет, и владение деньгами его испортит. На самом деле, подобные идеи не выдерживают критики. Даже в 12 лет у детей есть свои желания и потребности, и их игнорирование родителями приводит к развитию проблем в дальнейшем, например, потере доверительных отношений в семье.

Но за выдачей карманных денег стоят и реальные проблемы. Дети привыкают к финансированию, из-за чего возникают сложности во взрослой жизни. В первое время он радуется даже небольшой сумме, но постепенно запросы растут. Подростки должны сами пытаться зарабатывать деньги, чтобы знать им цену. В качестве примера посмотрите на богатые американские семьи, где родители отправляют детей работать, причем далеко не на престижные должности.

Ещё к недостаткам относится тот факт, что дети тратят деньги не на сладости и развлечения, а на алкоголь, сигареты или наркотики. Но лишение денег не исправит ситуацию.

Правильно ли это, оплачивать домашние обязанности своему ребенку?

Родители, помните, вы обучаете своих детей правильному обращению финансам с целью разумного распоряжения ими в будущей жизни.

Деньги не могут являться методом поощрения или мотивации, чтобы что-то сделать по дому, хорошо учиться или вести себя.

Домашние дела, учеба в школе, примерное поведение вашего ребенка – это его обязанность, которая прокладывает ему путь в будущее. Карманные деньги не могут мотивировать вашего ребенка стать трудолюбивым и любознательным.

Если вы считаете, что начиная с трехлетнего возраста, будете оплачивать своему ребенку каждый вынос мусора или уборку в комнате, то помните: сначала он будет стараться сделать побольше, чтобы побольше от вас получить. Но с возрастом вы вообще не сможете заставить его что-либо сделать без оплаты. Ведь домашние обязанности равномерно распределяются в семье на каждого ее члена и не могут быть оплачены ни в коем случае. Для этой цели вам нужна другая мотивация.

Сколько денег давать?

Большинство родители хотели бы знать, какую именно сумму необходимо давать ребенку. Это достаточно сложный вопрос. Прежде всего, вам самим необходимо заняться подсчетами и определить, на какие цели ребенок будет тратить свои деньги. Например, если предполагается что из этой суммы он заплатит за проезд и за завтраки в школе, купит себе воды при посещении секции или даже оплатит ее, то это будет тот необходимый минимум, который должен иметь ребенок.

Далее, надо добавить определенный процент сверх этой суммы и учесть частоту денежных поступлений. Например, для младшего школьника 100-150 руб. сверх необходимой суммы в неделю будет более чем достаточно, он будет тратить деньги на сладости и небольшие игрушки и большая сумма ему ни к чему. Подростку же необходимо уже думать о собственном гардеробе, девушкам о косметике. Поэтому изначальная сумма должна постепенно (или, например, каждый день рождения) расти до 500-1000 рублей в неделю к подростковому возрасту чада. Если деньги выдаются раз в месяц, соответственно сумма умножается на 4.

Необходимо учитывать и окружение ребенка. Согласитесь, если чадо учится в престижной столичной школе и его друзья являются детьми состоятельных родителей, то слишком маленькие суммы карманных денег могут вызвать у него чувство неполноценности, зависти и жадности. И наоборот, если большинство друзей малыша живут достаточно скромно, та же самая сумма будет излишней и может спровоцировать у чада желание хвастаться и не рационально тратить средства.

 И, наконец, но не в последнюю очередь — ориентируйтесь на свой бюджет. Можно вместе с ребенком подсчитать семейные поступления, определить какая часть идет на игрушки и развлечения для него, и решить какую часть из этого он может тратить самостоятельно

Это не только важно с точки зрения экономического благополучия, но и благотворно скажется на поведении чада, поскольку будет способствовать росту его личной ответственности в деле благосостояния семьи

Что почитать детям о деньгах и финансовой грамотности?

Евгения Блискавка «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей»

Манн, Иванов и Фербер, 2014. Методические рекомендации, игровая форма подачи важного материала по финансам от директора Национального Центра финансовой грамотности и мамы.

Адам Хо, Кеон Чи «Дети и деньги». Эксмо, Бомбора, 2017

Книга посвящена повышению финансовой ответственности детей как в благополучное время, так и в кризис. При этом рассматривается грамотное и осознанное отношение к деньгам.

Елена Ульева «Откуда берутся деньги». Феникс-Премьер, 2019. Энциклопедия для детей дошкольного возраста (4-7 лет). В увлекательной форме рассказывается об основных экономических понятиях, о которых не всегда знают даже взрослые.

Елена Ульева «История монетки». Клевер, 2019. Великолепно иллюстрированная книга посвящена интересным историческим фактам, касающимся происхождения денег.

Дмитрий Васин «Деньги и бизнес для детей». Эксмо, 2018. Предназначена для детей 7-15 лет и рассказывает о том, как стать успешным предпринимателем.

Гейл Карлиц, Дебби Хонинг «Начинающий инвестор». Манн, Иванов и Фербер, 2014. Финансовая грамотность в оригинальной авторской подаче плюс интересные факты для юного инвестора.

Андрей Шапенко «Комиксы про мироустройство». Эксмо, 2016. В доступной и увлекательной форме автор предлагает взглянуть на мир под другим углом зрения, в очевидном открыть неизведанное.

Годфри Джолайн «Как научить ребенка обращаться с деньгами?». Добрая книга, 2006. Методическое пособие для обучения детей финансовой грамотности, содержит задания и практические рекомендации.
Бодо Шефер «Пес по имени Мани». Попурри, 2019. 
Бодо Шефер «Мани, или Азбука денег». Попурри, 2019.
Бодо Шефер «Кира и секрет бублика». Попурри, 2019. 

Юлия Антонова «Сказ про то, как Иван царство спас». Вита-Пресс, 2017. Книга о том, как заинтересовать детей финансами и дать им правильные установки, касающиеся обращения с деньгами. Предназначена для дошкольного и младшего школьного возраста.

Юлия Антонова «Обсуждаем, рассуждаем и играем. Креативные задания для детей по финансовой грамотности». Вита-Пресс, 2017. Рабочая тетрадь по финансовой грамотности для более старших ребят.

Серия книг «Деньги? Деньги… Деньги!» авторов Джерри Бейли и Фелиции Ло: «Как потратить деньги с умом», «Они работают с деньгами», «Заставь деньги расти», «Богатые и бедные», «Твои деньги». Мнемозина, 2012.

независимый финансовый советник

и эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ)

Какую сумму выдавать

Многих родителей интересует вопрос: «Если деньги давать, то сколько?». Для примера – опыт разных стран:

  • В США размер карманных денег привязывают к возрасту. В 7лет – 7$ долларов в неделю, в 10 лет – 10$.
  • В Германии выдача карманных денег подкреплена законодательно. Есть даже специально разработанная таблица платежей: начиная с 5 лет, ребенок должен получать по 1 евро в неделю. Размер карманных денег растет вместе с детьми. Подросткам 12-13 лет выдают в среднем 20 евро в месяц, а 16-летним – 50 евро. Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу.
  • В Нидерландах Правительство составило советы, сколько карманных денег выдавать детям. Ребенку 6–8 лет рекомендуется давать максимум 2 евро в неделю, 12-летним — до 20 евро в месяц, 18-летним — до 30 евро/мес.

В России сумма карманных денег выделяется на усмотрение родителей и зависит от уровня достатка семьи. На мой взгляд, главное, чтобы эта сумма была комфортной для вашего бюджета.

До 7 лет я выдавала дочке по 100 руб. в неделю. Постепенно увеличивала сумму. Сейчас дочке 10 лет и она получает на карманные расходы 1 000 руб. в месяц.

Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму

Разговаривайте с детьми о деньгах. Привлекайте к обсуждению семейного бюджета. Для этого выделите раз в месяц специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — ресурс, который нужно заработать. Расскажите, откуда в семье появляются деньги, почему их нужно тратить разумно.

К сожалению, в России только 24% родителей рассказывают детям про семейный бюджет, но не спрашивают их мнения. Интересуются мнением и советуются со своими детьми по поводу бюджета семьи лишь 15% родителей.

Большинство россиян — 61% не привлекают детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют покупать им дорогие вещи и скандалят, если не получают желаемого.

В нашей семье тема денег – не табу!

Моя дочь с 6 лет участвует в планировании бюджета. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть траты необходимые, которые оплачиваются в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю с учетом потребностей и желаний всех членов семьи. Если денег в бюджете не хватает — обсуждаем, определяем первоочередные расходы и учимся договариваться друг с другом.

Детям тема денег интересна. Ребенок должен знать, сколько денег тратится на его кружки и покупки. У него должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо.

Привлекая детей к обсуждению бюджета, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их важность и растите себе финансовых союзников!

Как лучше выдавать на карманные расходы

Конечно же, выдавать спонтанно требуемую ребенком сумму совершенно не педагогично. Это порождает ситуацию, когда дитя садится «предкам» на шею и начинает требовать с них деньги всякий раз, как ему вздумается. Что соответственно приводит не только к детскому эгоизму, но и неумению самому рассчитывать свой бюджет во взрослом возрасте. Каким правилам необходимо следовать, чтобы не пришлось потом жалеть об ошибке?

  1. Обговорите с ребенком сумму и сроки выдачи карманных денег. Соберите семейный совет, на котором будут оговорены все нюансы, связанные с финансированием: как происходит распределение семейного бюджета, какая сумма может быть выдана, на что ребенок может (или хочет) потратить свои деньги.
  2. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение о том, как ему лучше тратить свои деньги. Он должен знать, что этими средствами он может распоряжаться самостоятельно и как ему угодно. Но при этом ребенок должен понимать, что раньше положенного срока он новых дотаций не получит.
  3. Не меняйте правила выдачи карманных денег. Не задерживайте, но и не давайте их раньше срока. Если по каким-то причинам сумма или сроки меняются, объясните это ребенку. Бессистемная выдача также неразумна, потому как приучает к бездействию «в ожидании чуда».
  4. Никогда не используйте карманные деньги в качестве поощрения. Это позволит детям думать, что их хорошие оценки и помощь по дому должны быть обязательно вознаграждены. В итоге такие мысли приведут к эгоизму и восприятию родителей только в качестве источника финансирования.
  5. Не наказывайте детей лишением карманных денег – кроме тех случаев, если подросток начинает тратить деньги на сигареты, алкоголь, наркотики.
  6. Не требуйте от ребенка отчета, на что он тратит деньги. Научитесь доверять ему. Если есть подозрение, что он неразумно их расходует, то просто посоветуйте ему, на что полезное он мог бы их применить.
  7. Позвольте ребенку делать ошибки и учиться на них. Личный опыт в нецелесообразной растрате своих средств научит его более бережному и разумному отношению к деньгам.
  8. Обсуждайте на семейном совете планы детей относительно приобретения ими каких-то «весьма нужных» только для них вещей: планшет, собака, дорогой телефон… Анализируйте возможность и разумность таких приобретений.

Приучите ребенка советоваться со старшими при покупке дорогих вещей, но если он совершил ошибку, то не наказываете его лишением денег, а постарайтесь разъяснить неразумность его поступка.

За что давать ребенку карманные деньги

Разумные родители никогда не будут связывать выдачу карманных денег с поощрением или в качестве подарка. Подарки и поощрения, приуроченные к какой либо дате или какому-нибудь поступку, лучше всего выдавать в виде каких-то конкретных вещей, а не денежных средств. Ребенок должен понимать, что родители дают ему деньги не за то, что он делает что — то хорошее или как — то по-особенному себя ведет – это делается для того, чтобы он научился правильно распоряжаться ими.

Современные детки, даже самые маленькие, знают цену деньгам, и научить их не только ценить, но и правильно распределять денежные средства – это первоочередная задача тех родителей, которые желают в будущем видеть своих детей финансово успешными, умеющими не только зарабатывать, но и разумно тратить.

Блогерство

Если вы любите социальные сети и общение с людьми, то блогосфера — ваш путь подработки. 

Самой простой и популярной платформой для ведения блога сейчас является Instagram. Там размещают фотографии с текстами и Stories — короткие видео, исчезающие через 24 часа

Зарабатывать на блоге с маленьким количеством подписчиков вряд ли получится, но если развивать его, популярность возрастёт и на вас обратят внимание рекламодатели. 

Если вам нравится снимать и монтировать видео, добро пожаловать на YouTube. Когда канал достигает отметки в 1000 подписчиков и 4000 часов просмотров, владелец становится партнёром видеохостинга и может получать деньги. 

Популярность набирают также ресурсы с короткими мобильными клипами — TikTok, Like и другие. Так, Елизавета Стриж перешла на семейное обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда», обнаружила, что у неё освободилось большое количество времени и начала снимать короткие видео. За год она набрала миллион подписчиков и стала зарабатывать на этом. 

Тематика блога может быть любая. Некоторые просто делятся своей жизнью, как @tysya в Instagram. Девочка в 16 лет, живя в деревне, смогла развить блог, аудитория которого выше 1,2 миллиона подписчиков, и создать несколько бизнес-проектов. 

Кто-то выбирает узкую конкретную сферу — например, изучение иностранного языка или психологию взаимоотношений. Шестнадцатилетняя Снежана Лобода успешно ведёт аккаунт @snegana_sky, который насчитывает более 80 тысяч активных подписчиков. Темы её постов — принятие себя, отношения с родителями и близкими людьми, внутренние переживания и всё то, с чем сталкиваются подростки.

Чтобы набрать популярность, нужно вкладывать в блог труд и энергию. Вот несколько советов, как развиваться и набирать подписчиков. 

  • Продумайте стиль блога. О чём вы будете рассказывать? В каком формате? Какова целевая аудитория?
  • Составляйте план публикаций и придерживайтесь его. Важна не только регулярность, но и смысловая содержательность контента. Если блог посвящён учёбе или отдельному аспекту образования, например, иностранному языку, вы сможете применять знания, полученные на занятиях. Вы убьёте сразу двух зайцев: информация лучше закрепится в голове, а подписчикам будет интересно узнавать новое. 

С чего и когда начинать?

В возрасте около двух лет ребенок начинает понимать, что монетки и бумажки, которые родители периодически достают из кошельков, имеют определенную ценность. И хотя малыш пока не может выстроить логическую связь между новой игрушкой и ее оплатой, он уже начинает замечать, что взрослые почему-то ценят деньги. Поэтому, чтобы приобщиться к взрослому миру, ребенок может перебирать монеты или играть с ними.

Интерес к денежным купюрам и их «воспроизведение» появляется годам к четырем: в этом возрасте малыш может изображать деньги на бумаге и вырезать их. Этот период игры сменяет стадия социализации: она появляется, если родители постоянно берут ребенка в магазин: малыш осознает смысл термина «покупка» и понимает, что он означает обмен денег в кошельке родителей на игрушки, шоколадки и другие вещи. Именно на стадии социализации у ребенка появляется интерес к игре в магазин, к которой он привлекает кукол, ровесников и взрослых. Вариантом этой игры может быть популярная «монополия», где можно не только тратить, но также зарабатывать и планировать.

Финансовые игры для ребенка — не просто развлечение. Именно в «магазине» и «монополии» дети учатся денежному счету, но главное — они получают опыт постройки закономерностей: каким способом можно получить деньги, как их сохранить и грамотно потратить. Несмотря на всю «игрушечность» ситуаций и нарисованных денег, ребенок серьезно относится к процессам их миграции. Поэтому именно в игре родители могут воспитать у ребенка его первые финансовые навыки.

Если же вы решили приучать малыша к финансовым операциям, используя виртуальные игры, то можете не получить ожидаемого результата. Ведь в виртуальной игре невозможно пощупать деньги, взять их в руки, посчитать и положить в реальный кошелек. Здесь ребенок может зарабатывать и тратить свои миллионы, не чувствуя их настоящей ценности и не представляя, каким объемом капитала он распоряжается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.