Как помочь тревожному ребенку консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тревожные дети: как не пропустить проблему?

Конечно, диагноз, связанный с тревожными расстройствами, ребенку может поставить только специалист: педиатр, детский невролог, психолог. Наша цель — рассказать, какие симптомы и особенности поведения ребенка должны побудить вас обратиться за консультацией.

Чувство тревоги периодически испытывает любой ребенок, и это нормально. Например, когда малыш, постоянно находившийся рядом с матерью, вынужден расстаться с ней и первый раз остаться в детском саду. Детские страхи – тоже вполне естественное и объяснимое явление.

Но тревожные дети испытывают беспокойство и страх слишком часто,  а в особых тяжелых случаях — постоянно! В этом основное и главное отличие тревожного ребенка от других детей.

Часто родители и педагоги не придают особого значения тревогам ребенка, так как тревожные дети в большинстве своем тихие, робкие, податливые и не доставляют хлопот. В группе они тихонько сидят на стульчике или в уголке, в шумных играх участия не принимают, всегда выполняют требования старших.

Особенности тревожных детей

  • Болезненно переносят даже кратковременное расставание с близкими людьми, особенно с теми, к кому ребенок наиболее сильно привязан (классический пример – истерика по дороге в садик, цепляние за маму руками и ногами, не помогают никакие уговоры, что в садике интересно, что мама вечером вернется).
  • Из пункта выше вытекает следующая особенность — отказ ходить в садик, школу, другие детские учреждения дневного пребывания.
  • Ребенок может быть «прилипчивым», может постоянно цепляться за мать.
  • Беспокойный сон, частые кошмары, иногда энурез.
  • Частые слезы, в том числе и по пустяковым поводам.
  • Частые психосоматические боли, особенно боли в животе (типичная ситуация – ребенок боится и не любит школу, по утрам, собираясь на занятия, часто жалуется на боли в животе, которые практически отсутствуют в другое время).

На это состояние у тревожных детей дополнительно могут накладываться фобии, когда ребенок панически, до истерики боится чего-то конкретного.

Как правило, со временем повышенная тревожность ребенка обязательно начинает сказываться на его социальном статусе. Возникают проблемы с социализацией и пребыванием в коллективе.

В чем это выражается?

  • Тревожность и страхи мешают ребенку заниматься какой-либо деятельностью, ему трудно сосредоточиться, он показывает невысокие результаты в учебе.
  • У него мало или совсем нет друзей, круг общения ограничивается семьей.
  • Тревожные дети очень часто боятся новых людей, боятся знакомиться, вступать в разговор, даже ответ на простой вопрос преподавателя может представлять собой непреодолимое препятствие.
  • Тревожный ребенок панически боится совершить ошибку, неправильно сделать или сказать что-то – отсюда трудности с учебой.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя

Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;

полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;

если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Что делать с тревожными мыслями

— Значит, я помогу ей успокоиться, и это хорошо, — признала подруга. — Но мне кажется, что она все равно будет переживать.

— Тогда вместе обсудите ее страхи, — посоветовала я. — Как правило, тревога появляется, когда мы переоцениваем ситуацию и недооцениваем свою способность справиться с ней.

— Она очень боится, что не сможет заснуть, — сказала подруга.

Тогда я предложила:

— Скажи ей: «Наверное, заснуть у твоей двоюродной сестры будет сложнее, чем дома, но, я думаю, ты так устанешь, что выключишься за секунду». Тебе нужно признать ее переживания и помочь понять, что, скорее всего, она преувеличивает.

— Хорошо, — согласилась подруга. — Но она возразит мне, что боится не выспаться и на следующий день будет сонной.

— Мы называем это катастрофизацией — представлением худшего возможного исхода, — сказала я.

— О да, — с улыбкой ответила подруга. — Иногда моя дочь только этим и занимается.

— Скажи ей, что даже если она не заснет, то на следующий день просто будет чувствовать себя уставшей и ляжет спать пораньше, — предложила я. — Говори об этом спокойно: тем самым ты покажешь, что в этом нет ничего серьезного.

— Если честно, я не думаю, что она купится на это, но я попробую, — сказала подруга.

— Хорошо, — кивнула я.

Как создать условия, в которых ребенку будет комфортно поделиться тем, что у него на душе

1. Приглашайте к самовыражению, транслируя тепло и готовность слушать

Если мы хотим, чтобы ребенок рассказывал нам о своем внутреннем мире, нам нужно прислушиваться к собственной эмоциональной системе. Здесь критически важными будут наша интуиция и способность читать детские эмоции и потребности

Нам нужно будет донести до ребёнка свое желание услышать то, что он говорит, и выслушать его с полным вниманием

2. Освободите место для выражения

У ребенка должно быть достаточно времени и пространства, чтобы знакомиться со своим внутренним миром. Это возможно, когда есть свобода для игры, когда всё его время не занято общением с ровесниками, гаджетами, уроками или заданиями.

Чтобы осознать эмоции,
требуется не только приглашение, но и пространство. Яак Панксепп, выдающийся
нейробиолог, утверждал, что детям необходимы «заповедники игры» для выражения
эмоций.

3. Сопереживайте чувствам ребёнка

Когда ребенок выражает
свои чувства или мысли, наша задача слушать и сопереживать. Это увеличит
вероятность того, что он скажет нам больше и сможет чувствовать более уязвимым
образом.

«Сопереживать» означает, что мы признаем то, что сказал ребенок, например: «Да, пугающие жуки иногда прилетают, когда мы думаем о страшных фильмах». «Сопереживать» означает, что мы не обесцениваем, не отрицаем, не осуждаем, не решаем проблему и не пытаемся преподать детям урок, когда они делятся своими переживаниями.

Наша задача – сообщить
им, что мы слышим их, это помогает подвести эмоции к полному осознанию.

4. Не сосредотачивайтесь на своих собственных эмоциональных потребностях

Когда мы пытаемся помочь ребенку с его эмоциями, важно не перекрыть это своими собственными эмоциями. Родителям лучше не показывать, как они обеспокоены, чтобы сосредоточиться на внутреннем мире ребенка

Если ребенок увидит или посчитает, что то, чем он делится, будет слишком трудным для родителей, он может ради сохранения отношений подавить свои собственные чувства. Наше дело – сосредоточиться на его чувствах и помочь ему прожить их. Наши собственные эмоции будут только омрачать картину и, вероятно, тревожить или смущать ребёнка.

5. Помогайте ребёнку называть свои чувства

Эмоции – это необработанные импульсы, которые возбуждают нас в зависимости от воздействия окружающей среды. Наши чувства – это названия, которые мы даем этим эмоциональным состояниям, например, «страх», «расстройство», «грусть» или «досада».

Люди уникальны в своей
способности к рефлексии и осознанию собственных инстинктов и эмоций. Развитие
этого умения требует времени и поддержки со стороны взрослых, которые могут
помочь детям называть свои эмоции.

Когда речь заходит об
эмоциональном выражении, мы думаем, что решение заключается в успокоении наших
детей, тогда как на самом деле найти выход им помогает осознание того, что же именно
их взбудоражило.

Мы не можем контролировать наше эмоциональное возбуждение – оно случается с нами само собой. Что мы можем сделать, так это помочь нашим детям «взяться за руль» и сформировать намерения о том, что делать со своими чувствами. Тревога – нормальное состояние человека, нам не нужно делать из неё патологию. Все мы порой волнуемся. Иногда это ощущается как будто «беспокойные жуки», иногда – как будто «в животике взбивают масло». Труднее всего нам приходится с теми эмоциями, у которых нет названия и для выражения которых нет места.

Наши эмоции не проблема, они просто пытаются решить проблемы в нашей жизни. Мы должны научить наших детей слушать свой внутренний эмоциональный мир, направляя их и веря в то, что равновесие и стабильность никогда не бывают достигнуты путем устранения чувств – только путем их освобождения.

Если мы будем уверены, что есть выход, наши дети последуют за нами. Психологически устойчивые дети – это те, которые многое чувствуют, могут называть свои чувства и знают, что столкновение с тем, что их расстраивает, – самый верный путь в жизненных бурях.

Дебора МакнамараПеревод Элины БеляевойРедактура Надежды Шестаковой

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели, если вас интересует тема детских страхов, тревог и эмоций вообще, предлагаем прочесть несколько статей об этих явлениях.

Причины возникновения тревожности

Первая причина

– это противоречивые требования к ребенку от двух значимых взрослых: от двух родителей, от родителя и воспитателя в саду, или родителя и учителя.

Например, в школе ругают за оценки, а дома мама говорит: «Да не беспокойся, все нормально». Вроде бы все правильно. Мама как бы смягчает, однако не объясняет, как ребенку реагировать в школе. Но намного хуже ситуация, когда и дома давление за оценки.

Как ребенку справляться с давление на него в школе, а возможно и дома?

Ребенок не знает, как ему реагировать на сердитую учительницу и иногда прилюдные разбирательства. Если ему не объяснять как нужно действовать, то у него нет инструмента, чтобы справиться со своими переживаниями и, например, возможного понижения социального статуса в школе.

Точно так же влияет на него противоречие в словах папы и мамы. Папа транслирует одно, а мама – совершенно противоположное. Ребенок слышит абсолютно две разные точки зрения и не может понять, какая для него верная.

Ему сложно выбирать между такими дорогими для него людьми.

Вторая причина

– это завышенные ожидания и требования.

Когда родители решают, что в данном возрасте ребенок уже должен что-то делать, а он пока не может. Да, по всем возрастным параметрам вроде бы как должен, но конкретно этот ребенок — не может.

Когда завышенные ожидания транслируются ребенку постоянно, он может начать все время стараться им соответствовать. У него может это не получаться.

В итоге, возникает состояние внутренней нестабильности, потому что «я не могу быть собой и не могу быть таким, как мама с папой хотят».

В итоге, ребенок словно сам не свой, постоянно “ерзает” и переживает.

Вместе с этим ребенок старается не проявлять свои какие-то личные качества, которые “не подходят” родителям. В результате он часто находится в “пограничном” состоянии, когда любая ситуация вызывает взрыв самокритики или страха.

Третья причина

– это родительская манипуляция. Когда ребенка ставят в зависимое положение словами.

Например, когда мама говорит ребенку: «Будешь себя плохо вести, я расскажу папе, а уж он разберется! Веди себя хорошо».

Вроде чего такого…

Но ребенок не всегда умеет справляться со своими эмоциями, а значит не в состоянии управлять своим поведением. Получается, он не может не делать того, за что накажут.

В итоге ребенок живет в постоянном страхе, ведь что ни сделаешь, все будет не так. При всем желании ребенка не справляется.

А потом учится манипулировать в ответ, защищаясь, из страха, начинает управлять другими, чтобы не пытались управлять им.

Тест: уровень тревожности вашего ребёнка

Иногда родителям бывает трудно определить, не перешло ли тревожное состояние ребёнка допустимые нормы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем опросник «Уровень тревожности ребёнка», основанный на наблюдениях. Прочитайте предложенные утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны:

  1. Ребенок не может долго работать, не уставая.

  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

  5. Смущается чаще других.

  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

  9. Руки у него обычно холодные и влажные.

  10. У него нередко бывает расстройство стула.

  11. Сильно потеет, когда волнуется.

  12. Не обладает хорошим аппетитом.

  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

  16. Часто не может сдержать слезы.

  17. Плохо переносит ожидание.

  18. Не любит браться за новое дело.

  19. Не уверен в себе, в своих силах.

  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если количество плюсов превысило 15, скорее всего, у вашего ребёнка тревожное расстройство. Если вы положительно ответили на 7 и более утверждений — ваш ребёнок в зоне риска

Мы советуем обратить внимание на проблему и принять меры по профилактике и лечению повышенной тревожности

Полезные рекомендации родителям

Ребенок должен получать родительскую поддержку и защиту, однако важно дать ему понять, что от проблем не нужно прятаться. Обсуждайте с малышом неприятные жизненные ситуации и рассказывайте ему о разных способах выхода из них

Помогайте чаду справляться со страхами. Если кроха боится разговаривать с незнакомцами — подойдите и заговорите вместе. Если он дрожит при отстаивании очереди в магазине, попросите его самостоятельно расплатиться, но при этом стойте рядом.

Помочь ребенку быстрее преодолеть тревожность вам поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Готовьте малыша к важным событиям заранее. Можно даже «репетировать» с ребенком определенные модели поведения, придерживаясь которых он сможет держаться увереннее при любых обстоятельствах.
  • Делайте акцент на том, что «нет худа без добра». Будьте позитивны!
  • Учите кроху адекватно оценивать результат своей работы, не реагировать на критику слишком остро.
  • Избегайте детских состязательных мероприятий (особенно если конкурсы предполагают выполнение ряда действий, требующих быстрой реакции).
  • Не требуйте от ребенка слишком многого, не давите. Не стоит нагнетать обстановку, стращая его большим количеством домашних заданий или слабой успеваемостью после болезни.
  • Внушайте малышу уверенность в себе и в вашей поддержке. Чаще говорите ему: «Ты сильный!», «Ты справишься!», «Я всегда буду рядом.».

Если, несмотря на совместные усилия, ребенок никак не может преодолеть тревожность, возможно, вы что-то упускаете. В этом случае имеет смысл обратиться за консультацией к опытному детскому психологу.

Признаки

Учитывая, что подростки по мере роста испытывают самые разнообразные физические и эмоциональные изменения, тревожное расстройство может быть трудно обнаружить. Многие красные флажки могут показаться обычными подростками, которые борются с болезнью или получают гормональные сигналы. Следите за этими скрытыми признаками беспокойства у подростков.

Эмоциональные изменения

В то время как одни взволнованные подростки выражают чувство всепроникающего беспокойства, другие испытывают тонкие эмоциональные изменения, например:

  • Чувство «взвинчености»;
  • Чувствую себя на грани;
  • Раздражительность;
  • Сложность концентрации;
  • Неугомонность;
  • Необъяснимые вспышки гнева;

Социальные изменения

Многие физические жалобы, которые могут возникать при тревожном расстройстве, имитируют средние жалобы подростков, которые, как правило, возрастают по мере взросления

Обратите внимание на закономерности. Пара головных болей здесь и не должно быть повода для беспокойства, например, но частые головные боли — это тревожный сигнал

Следите за этими распространенными психосоматическими жалобами:

  • Частые головные боли, в том числе мигрени
  • Желудочно-кишечные проблемы
  • Необъяснимые боли
  • Чрезмерная усталость
  • Жалобы на плохое самочувствие без очевидной медицинской причины
  • Изменения в привычках питания.

Нарушение сна

Не секрет, что домашнее задание, изменение структуры мозга, внеклассные занятия и экранное время могут привести к нарушению привычек подростков к сну. Поэтому бывает трудно определить, является ли усталость результатом беспокойства или напряженного графика. Следите за этими красными флажками:

  • Трудность засыпания;
  • Плохой сон;
  • Частые кошмары;
  • Не чувствуя себя отдохнувшим после сна.

Плохая успеваемость в школе

Учитывая, что тревога может повлиять на все, от привычек сна до привычек питания до пропуска школы из-за физических проблем, неудивительно, что плохая успеваемость также может быть результатом необработанной тревоги. Уклонение от занятий в школе, пропущенные дни из-за связанных с тревогой заболеваний и постоянное беспокойство могут мешать беспокойным подросткам справляться со своей рабочей нагрузкой. Следите за этими изменениями в вашем подростке

  • Значительный скачок в оценках (обычно вниз);
  • Часто пропущенные задания;
  • Описывает чувство перегруженности работой;
  • Откладывает или имеет трудности с выполнением домашних заданий чаще, чем обычно.

Как помочь тревожному ребенку?

Сначала следует понять, не привела ли к состоянию тревожности какая-то объективная причина. Это справедливо для случаев, когда характер и поведение ребенка изменились, а раньше вы не замечали у него симптомов повышенной тревожности.

Если в прошлом или настоящем есть какое-то травмирующее событие – развод родителей, болезнь или смерть кого-то из членов семьи, серьезная болезнь самого ребенка, конфликты в школе и т.д., необходима ваша совместная работа с детским психологом. Тревожные дети могут психологически «застревать» в тяжелой ситуации, поэтому им надо помочь выйти из нее и жить дальше.

Если же ничего подобного в жизни ребенка не происходило, а тревожным и робким «зайчиком-трусишкой» он был всегда, от вас потребуется терпение и настойчивое желание сделать своего малыша спокойным и счастливым.

У тревожных детей, как правило, занижена самооценка, им не хватает уверенности в себе. Поэтому любыми способами надо эту уверенность культивировать.

Что именно нужно делать?

Хвалите ребенка за любые достижения, даже незначительные. Рисунок, аппликация, помощь по дому, рассказанное стихотворение, «четверка» за контрольную – перехвалить в случаях с тревожными детьми практически нереально.

Избегайте сравнения с другими детьми.
Почаще создавайте ситуации, где ребенок сам принимает решение

Поначалу это может быть что-то не очень важное – например, выбрать одежду, в которой он пойдет сегодня в садик, какую сказку прочитать на ночь, какой фрукт съесть на десерт. Так вы прививаете ему ощущение, что принимать решения самому – естественный и нестрашный процесс.
Старайтесь достаточно времени проводить вместе с ребенком, заниматься какими-то общими делами, создавать свои собственные семейные ритуалы

Часто взрослым кажется, что если ребенок накормлен, одет-обут, ему покупаются новые игрушки, то вроде как и жаловаться ему не на что. А малышу может элементарно не хватать вашего внимания!

Тревожным детям очень важно соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать и в целом спать достаточно (в том числе днем, если по возрасту это положено). Любое перевозбуждение, нервное перенапряжение, обилие впечатлений и дефицит отдыха способны свести на нет все ваши усилия, и ребенок снова начнет нервничать

Стоит ли говорить, что компьютерные игры и просмотр по телевизору чего-то, помимо детских передач и добрых мультиков, тоже не на пользу.

Тревожные дети в наш информационно-компьютерный век часто и становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

Очень полезно любыми подходящими способами снимать мышечное напряжение у ребенка – годятся массаж, ванночки, специальные упражнения, прогулки.

Если у вашего ребенка есть конкретные страхи, постарайтесь скорректировать их. Как это можно сделать, мы подробно рассказывали в статье о детских страхах. Если ваши усилия не дают результата, необходимо показать ребенка специалисту.

И наконец, старайтесь обрести и поддерживать собственное душевное равновесие: поменьше читать негатива в Интернете, побольше вспоминать о красивом, добром, вечном, заранее «стелить соломки» там, где может быть причина для беспокойства, относиться доброжелательно к окружающим.

Тревожные дети очень хорошо чувствуют настрой родителей – если вы привыкли нервничать, паниковать и расстраиваться по пустякам, трудно ожидать от ребенка, что он окажется мудрее вас и сам научится расслабляться в нужную минуту.

——
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.