Впереди егэ, а он на диване с телефоном лежит! как выбрать профессию, если в школе не учат выбирать

Какую профессию выбрать мальчику?

Согласно исследованиям рынка труда, ближайшие 10–20 лет останутся востребованными профессии по следующим специальностям:

  • инженеры, строители с высшим образованием;
  • транспортные перевозки;
  • реклама товара и его продажа;
  • нанотехнология;
  • сфера обслуживания;
  • специалисты в области сохранения природы;
  • медицинские работники;
  • химики, биологи.

Чтобы не остаться за бортом жизни, следует заранее решить, какую профессию выбрать мальчику. Многие ВУЗы, училища, техникумы регулярно устраивают «день открытых дверей», когда любой желающий может прийти и ознакомиться с условиями будущей учебы, основами получаемой специальности, выслушать отзывы работающих по профессии. Многим парням сегодня интересно, как стать программистом, поскольку это также одна из успешных профессий для тех, кто серьезно и ответственно шел к ней.

Нелишне обратиться к специалистам в Центре занятости, чтобы определить склонность мальчика к какой-либо области производства. Также рекомендуется пройти тесты по определению рекомендованной области применения своих способностей.

Действенная защита от безработицы — приобретение нескольких смежных специальностей. Специалист широкого профиля пользуется преимуществом при приеме на работу.

Каждому подростку хочется, чтобы родители понимали его стремления, оказывали ему всестороннюю поддержку. Выбор профессии — это ответственный шаг во взрослую жизнь, и если потребуется помощь взрослых, то лучше опереться на родительское плечо.

Реальные истории для вдохновения

Что меня на самом деле вдохновило.

  1. В прошлом году мы с подругой устроились на подработку в колл-центр. Мы тогда ещё проходили обучение, и пришли чуть пораньше, ожидая на креслах в холле. Рядом с нами сидела девочка, и мы с ней разговорились. Оказалось, что она хочет стать фотографом и собирается купить фотоаппарат на деньги, заработанные ею там. Потом оказалось, правда, что за месяц там можно заработать только на двенадцатую часть этого фотоаппарата. Но, тем не менее: здесь есть четко поставленная цель, и путь к ней. Надеюсь, она получила то, о чем мечтала.
  2. В моем классе учится девочка, которая шикарно делает маникюр и гель-лак. Ногти всех моих одноклассниц – ее произведения искусства. У нее уже есть наработанная база клиентов (к шестнадцати-то годам!). Правда, неловко получилось, когда мама ее парня пыталась заплатить ей за маникюр J.
  3. Какое-то время назад я сама была в центре занятости и проходила тест на профориентацию. Психолог долго расспрашивала, чем мне нравится заниматься. Я рассказала ей, что очень люблю детей, и она рассказала мне о том, как ее племянница учила детей из какого-то волонтерского центра. Сейчас эти дети мне как родные, они всегда бегут обниматься, когда я прихожу давать им уроки английского.

Есть и плохие примеры

  1. Недавно я общалась с парнем, который заканчивает университет, по самой скучной специальности в мире. Я не буду уточнять, по какой, чтобы никого не задеть. Хочу только сказать, что слова про скучную профессию – его собственные. К концу одиннадцатого класса он так и не определился с профессией, так что его родители все решили за него. Что делать дальше – он не знает.
  2. У меня есть знакомая из многодетной семьи. Хочет стать воспитательницей. Так случилось, что ее родители постоянно работают, а она, как старшая дочь, воспитывает всех остальных детей. В качестве наказания, это оказалось для меня шоком, она ставит их на колени. А по поводу будущей профессии говорит так: «Сейчас я делать ничего не хочу, вот выучусь, и тогда пойду работать с детьми».

Как мой дедушка выбрал себе занятие по душе
Как я уже говорила выше, он – владелец контактного зоопарка. С детства он очень любил животных и каждый раз, когда я приходила к нему, он всегда мне что-то про них рассказывал. То даст книгу про рыб, то отвезет на птичий рынок, то мы вместе едем покупать немецких овчарок. Какое-то время у него даже был свой зоомагазин. Рассказывает, что в детстве (лет в пять) продавал ровесникам улиток.

Проблемы при выборе профессии

  1. Мнение детей и родителей не совпадают по поводу будущей специальности. Но здесь необходимо помнить, что у ребёнка своя жизнь, свои увлечения и желания. Не стоит пытаться исполнить свою мечту посредством ребёнка. Помните о том, что хоть вы и одна семья, но у каждого свой путь. Не нужно ссориться и пытаться переубедить ребёнка. Ищите компромисс и постарайтесь понять друг друга.
  2. Мнение ребёнка может измениться. Многие тесты на профориентацию говорят неправду, учителя могут ошибаться, да и сам подросток может запутаться. Бывший школьник может пойти в университет и понять, что его специальность – это совсем не то, чего он ожидал. Да, такие сложности трудно предотвратить, но к ним нужно быть готовым. Если ребёнок в подростковом возрасте что-то решил, постарайтесь на некоторое время отправить его на практику в это место. Например, он решил стать журналистом. Поищите среди друзей и знакомых тех, кто работает в газете. Пусть тот побеседует с ребёнком, назовет все плюсы и минусы профессии. Взрослый журналист может даже взять вашего сына или дочь к себе на работу, чтобы на практике показать всю технику своего ремесла. Тогда вероятность того, что подросток передумает, будет меньше.

Важность выбора

Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор

Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе

Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.

Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.

Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.

Космонавт, который не хочет быть космонавтом

— А приходит ли кто-то с желанием стать космонавтом, и нужен ли для этого профориентолог?

— На днях у меня был мальчик, которому подходит стать космонавтом. «Наконец-то! — подумала я. — Вот он!» Я говорю: «Слушай, у тебя классический идеальный склад для космонавта», — а он не хочет. 

Еще раньше были два мальчика, которых интересовали звезды, и они были бы рады стать космонавтами, им подходило что-то инженерное, туда мы и пошли. Космонавт — это еще и немного спортсмен, экстремал, а астрофизик — все-таки ученый, он необязательно полетит в космос, но вполне может.

Наталия Хозицкая

— Ну, понятно, почему у нас такая проблема с космонавтами: пришел один, которому это подходит, и то не хочет.

— Он не хочет, да. Кстати, у нас они не очень много зарабатывают, к сожалению.

— А что вы делаете, если видите, что у человека способности к одной профессии, а он упорно выбирает другую? 

— Да, это проблема, и довольно серьезная. У меня был такой девятиклассник, который очень хотел быть режиссером, прямо вот «все бросаю, школа не нужна, пойду снимать кино, заработаю миллион». То есть, это на самом деле человек-продюсер

«Про что ты будешь снимать?» — «Неважно, разберемся!» Мы с ним долго говорили про то, что режиссер — это творческая работа, творческая экспертиза, насмотренность, идея, надо уметь переносить смысл, а для этого у тебя должен быть другой фокус, не на деньгах и быстром успехе. 

Довольно часто я встречаю таких взрослых, которые заряжены на какое-то дело или цель, и на этом топливе долго двигаются. Но если работа не подходит человеку, то она его истощает, он тратит слишком много энергии и это приводит к профессиональному выгоранию. Можно не ошибиться со сферой, как этот мальчик, а ошибиться в роли. Немножечко другой фокус, другое вложение сил, другое место и результат будет гораздо лучше: не грустный провальный режиссер, а успешный продюсер.

— Может, тогда дать возможность ошибиться, иначе человек так и будет туда биться головой?

«Закончишь год без троек — куплю самокат!» Почему подарки не мотивируют учиться, а гуманитариев не бывает

— Я же не решаю за него, а рассказываю, как можно, какие бывают варианты, какие риски. Не говорю: нет, ты не режиссер, иди думай дальше. А предлагаю: может не режиссер, а продюсер, не космонавт, а астрофизик. Выбирать, конечно, ему.

Я рассчитываю на то, что мои аргументы и идеи, которые я ему передала, в какой-то момент сыграют свою роль. В большинстве случаев, подросток сразу на консультации говорит: да, вы знаете, я подумал и пересмотрю свой план.

Но иногда бывают довольно упорные дети: ничего мне не говорите, все равно я режиссер. Это связано с тем, что ребенок уже находится долгое время в сопротивлении, потому что ему со всех сторон все говорят: не режиссер, не режиссер, не режиссер. И он привычно защищает свое мнение, упирается. С такими сложнее, требуется больше времени на обсуждение и аргументацию.

Советы родителям

Рекомендации, на которые стоит обратить внимание родителям старшеклассников:

  • рассказать о нужных профессиях;
  • не навязывать выпускнику свой вариант будущей профессии. Пусто он самостоятельно определится с выбором;
  • объясните, что не нужно делать серьезный выбор «за компанию»;
  • не следует заставлять ребенка учиться в ВУЗе. Родители не должны проявлять излишнюю принципиальность: «раз начал – нужно закончить», так как данное утверждение способно навредить подростку.

Нужно дать выпускнику возможность определиться, кем он хочет стать. После школы можно года два поработать, почувствовать реальную жизнь, посещать образовательные курсы и найти себя. Можно после школы поступить в колледж, где проще экзамены и меньше плата за обучение. К тому же, готовую профессию ваш ребенок получит быстрее. Лучше потратить 2–3 года на самоопределение, чтобы найти профессию мечты.

На заметку! Согласно данным Всероссийской профдиагностики, которая проходила в 2016 году, только треть опрошенных старшеклассников определилась с вузом и специальностью. Треть школьников не выбрала ни образование, ни будущую профессию. Остальные могли указать что-то одно.

В возрасте от 20–24 лет у человека зачастую открываются глаза, он осознает, что выбрал не ту профессию. Ему попадается более привлекательная работа. При желании все можно изменить. Обязательно скажите об этом ребенку, если он сомневается, что выбрал свое дело.

Как правило, родители желают ребенку лишь самого лучшего. Но зачастую их указания нельзя назвать дельными. Взрослые иногда стараются реализовать собственные несбывшиеся мечты через своих детей.

Чтобы не причинить ребенку вреда, следует соблюдать несложные правила. Задавать вопросы и слушать. Расспросить чадо: что он любит, чем хотел бы заняться, что его привлекает в данной профессии. Побудите ребенка к самоанализу: узнайте, каковы его достоинства, недостатки. Беседа покажет, готов ли подросток трудиться, чтобы освоить какую-то конкретную специальность.

Учтите! У несовершеннолетнего недостаточно опыта для реальной оценки своего выбора. Пусть проделывает первые взрослые шаги под вашим контролем. Не забывайте учитывать реальные способности сына или дочери.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это «переносом» отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно «моё», помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний «гуманитарий» спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности…И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Старшеклассник

Вместе с приближением ОГЭ у родителей нарастает тревога, и они начинают активно «профориентировать» своего подростка. Чаще всего это, к сожалению, выражается в дерганьях чада и активном прохождении тестов в интернете.

Тесты – это, конечно, прекрасно. Но они ничем вам не помогут без хорошего специалиста. У них, как и у любого инструмента, есть свои ограничения и степень точности. И они, как любые тесты, требуют грамотной интерпретации.

Если вы решили пойти этим путем, вам нужно найти грамотного психолога. Тот сначала встретится с родителями, потом несколько раз пообщается с ребенком и только потом, возможно, решит его протестировать. И, вопреки надеждам родителей, он не выдаст бланк с печатью: «Быть вашему ребенку врачом!» Психолог перечислит профессиональные направления, виды деятельности и прочие особенности возможной специальности.

Что родители могут сделать сами? Продолжать сужать «воронку»: отбрасывать те виды деятельности, к которым ваш ребенок точно не склонен. Если естественные и точные науки в школе даются ему с трудом, а у учителей истории и словесности он ходит в любимчиках, то уже понятно, что не стоит готовить старшеклассника в космонавты, программисты или инженеры.

Важное замечание: то, что ваш ребенок обожает соцсети и Dota 2, совсем не означает, что его призвание – компьютерные технологии. Для того, чтобы избежать подобного рода ошибок, стоит сначала самим ознакомиться с особенностями и требованиями современных профессий

А потом непременно рассказать об этом подростку.

В этом могут вам помочь профессиограммы – подробное описание особенностей профессий (например, на сайте profigrama.ru)

Важно еще помнить о том, что сейчас новые профессии возникают практически ежедневно, особенно на стыке наук. И рассуждая в ключе «Быть тебе учителем или инженером?», мы рискуем отдалить представления ребенка от реального положения дел

Необходимо самим активно интересоваться современными видами деятельности. В принципе, до 11 класса этого достаточно.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять

Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка

Поясняет психолог Анна Назарова:

«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за компанию» — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Больше самого ребенка озабоченность выбором будущей профессии проявляют разве что родители. Помочь наставить свое чадо на верный путь помогут следующие советы психологов:

  1. Проводите ненавязчивые беседы с подростком. Постарайтесь выявить его предпочтения, узнав и о предпосылках данных предпочтений. Так вы поймете, выбрал ли ребёнок профессию осознанно, или просто подвергся веянию модных тенденций.
  2. Помогите ребенку больше узнать о выбранной им сфере деятельности. Купите специализированную литературу, предложите посмотреть, как выглядит работа на практике. Не лишним будет организовать знакомство с человеком, который также выбрал эту профессию. Опыт реальных людей может существенно отличаться от выхолощенной картинки с экрана телевизора.
  3. Предложите пройти тест по профориентации. Объясните, что результаты носят исключительно рекомендательный характер.
  4. Не настаивайте, если подросток не хочет поступать в ВУЗ. Для освоения ряда профессий достаточно учебы в техникуме или колледже. Со временем ребенок сможет сам осознать, нужно ли ему высшее образование. Это поможет ему более ответственно относиться к учебе, а не ходить на занятия «из-под палки».
  5. Если вы проживаете в маленьком городе, узнайте, какие профессий популярны в крупных мегаполисах. Возможно так вы не только повлияете на будущее благополучие своего ребенка, но и сэкономите денежные средства. В некоторых случаях учеба в больших городах менее затратна.
  6. Помогите ребенку попробовать свои силы в выбранной им профессии до поступления в ВУЗ. Если он грезит ресторанным бизнесом, пусть поработает простым официантом. Будущим авто-конструкторам будет полезно побыть подмастерьем в автосервисе.
  7. Дайте возможность ребенку принять решение самостоятельно. В случае ошибки он все равно получит ценные навыки. Плюс вы не станете объектом его необоснованных обвинений в неудачном выборе. Лучше быть в статусе друга, нежели заслужить славу диктатора.

В 17-18 лет почти невозможно сделать осознанный выбор

Это удается единицам и больше походит на случайность. Вы реально хотите от своего ребенка, чтобы он принял решение по профессии раз и навсегда? Вы когда покупаете квартиру или машину, отдаете ведь себе отчет в том, что они могут вам тупо разонравиться. Модель машины может устареть, в вашем зеленом районе могут построить завод или над вами может поселиться сосед-дебил.

Так почему вы не делаете допущения, что с профессией вашего ребенка может произойти то же самое? Зачем столько драмы и нервов ради того, что может поменяться еще тысячу раз? Менять профессию и интересы — нормально, абсолютно нормально.

Показать профессию изнутри

Родители могут расспросить ребенка о его соображениях о будущей профессии, предоставить ребенку информацию, касающуюся своей работы. Но дети 15–17 лет не всегда готовы обсудить личные планы с мамой и папой. Школьникам сложно сделать осознанный выбор, поскольку у них нет жизненного опыта.

Взрослые имеют много знакомых. Попросите их рассказать вашему ребенку, что они делают на рабочем месте. Узнайте об их трудовых буднях: о раннем приходе на службу, написании деловых писем, заполнении отчетов и пр. Посетите вместе с ребенком-выпускником дни открытых дверей нескольких предприятий. Приготовьте вопросы: о рутине, об оборудовании рабочего места. Желательно заблаговременно узнать о профессии, чем «убить» годы на приобретение нелюбимой специальности.

Важно! Если родители любят свою профессию, она их вдохновляет, то повзрослевший ребенок сделает правильный вывод

Причины выбора той или иной профессии

Многие считают, что на выбор будущей профессии влияют только интересы человека. Однако это не так. Факторов профессионального ориентирования куда больше, чем вам кажется. Вот самые главные из них:

Материальное благополучие. Первым в списке мы указали именно этот фактор, так как чаще всего людей интересует финансовая составляющая

Важно, чтобы работа смогла обеспечить безбедное существование не только самому человеку, но и его семье. К высокооплачиваемым работам причисляют: IT-специалистов, топ-менеджеров, финансистов, маркетологов и т.д

Важно помнить, что сама профессия не принесет значительных дивидендов, если человек не будет проявлять себя, совершенствовать навыки, получать новые знания.
Престиж. Каждое десятилетие появляется мода на ту или иную профессию. Сначала все, подражая Юрию Гагарину, хотят стать космонавтами. Потом юристами, а сегодня чиновниками. Советуем не ставить этот фактор во главу угла при выборе профессии. Мода переменчива. Не факт, что получаемая вами профессия будет актуальна после того, как вы закончите ВУЗ.
Мнение мамы и папы. Родители по праву считают себя более опытными и знающими, нежели их чадо. Но они не могут знать всех предпочтений ребенка. Если вы не чувствуете желания пойти по отцовским стопам, наберитесь смелости и выскажите свое мнение. Можете спросить совета у других уважаемых вами людей, например, педагогов.
«За компанию с другом». Если все школьные товарищи собрались поступать в одно учебное заведение, велик соблазн последовать за ними. Однако вы очень быстро можете пожалеть о таком необдуманном решении.
Собственные желания. Один из самых важных факторов при выборе будущей профессии. Главное научиться отличать сиюминутные прихоти от настоящих, осознанных желаний.

Как помочь ребёнку выбрать будущую профессию?

Не каждый школьник может осилить программу по чтению, которую рекомендуют учителя на лето, что уж говорить о выборе дела на всю жизнь. Поэтому без родительского участия здесь не обойтись.

Как же подсказать своему ребёнку, направить его в правильное русло так, чтобы он потом не пожалел о сделанном выборе и не потратил зря время на учёбу? Вот несколько советов:

Воспитывайте самостоятельность.
Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность, избегайте гиперопеки, формируйте ответственность, распределяйте обязанности между членами семьи

При этом важно направлять ребёнка, но не управлять им. И чем раньше вы начнете этим заниматься, тем больше это вам поможет в дальнейшем

Тогда к окончанию школы ребёнок уже сам будет знать, что ему нужно, и сможет самостоятельно сделать выбор.

Профессия должна быть любимой.
Внимательно изучайте сайты, центры занятости, рассматривайте предлагаемые вакансии. Возможно, перед поступлением нужно будет посещать соответствующие подготовительные курсы. Во многих вузах и компаниях регулярно проходят дни открытых дверей. Там можно узнать подробную информацию и сделать вывод, подходит это вашему ребёнку или нет. Самое главное, чтобы это было интересно ему самому. Как сказал мудрый Конфуций: «Найди дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».

Рассмотрите вариант учёбы в другом городе или стране.
Зачастую мы ограничиваем выбор своего ребёнка профессиями, представленными в родном городе. Почему? Просто нам так удобно. Одна мысль, что любимое чадо будет где-то без родительского присмотра, приводит в ужас. Не стоит забывать, что это его будущее. Расширяйте горизонты поиска. Не ориентируйтесь на любимый предмет в школе.

Наша логика такова: хорошо идет математика – значит, надо учиться на специалиста IT, литература – на филолога, биология и химия – нужно связать свою жизнь с естественными науками. Но главное – это понять, что нравится самому ребёнку, чем ему хотелось бы заниматься в жизни. Зачастую, тот факт, что предмет даётся и по нему стоит оценка «отлично», ещё не означает, что ребёнку он нравится. К тому же ребёнок развивается, и с возрастом меняются его интересы. Нужно определить, какое направление ему близко, а способности всегда можно усовершенствовать.

Не обязательно поступать в вуз сразу после школы.
Если ребёнок еще не определился с выбором профессии, дайте ему время. Пусть пару лет поработает, познает себя, и тогда уже сможет сделать более осознанный выбор. Можно для начала пойти в колледж или в армию. Рано или поздно решение обязательно придёт.

Не заставляйте заканчивать обучение, если оно не по душе.
С 18 до 23 лет идёт возраст становления. Иногда в это время приходит осознание о неправильности сделанного выбора. Не стоит упрекать ребёнка, говоря: «Если уж поступил в институт – заканчивай». Осознанный выбор принесет гораздо больше пользы, чем тот, что сделан неправильно. Поддержите своего ребёнка!

Из чего складывается выбор професии?

Прежде всего, нужно выявить способности ребёнка. Обычно людям интересно делать то, что у них лучше всего получается. Вспомним о бабушке великого Михаила Лермонтова. Да-да, в 19 веке выбор профессии для ребенка тоже был важен! Бабушка внимательно наблюдала за внуком, начиная с рождения: к чему он тянется, чем ему нравится заниматься. Любое его увлечение она начинала развивать с большим рвением: заметив, что внук любит рисовать красками на полу в своей комнате, она наняла ему лучшего учителя рисования. Хотя у юного Лермонтова открылся другой талант, за свою жизнь он написал немало картин.

Понаблюдайте за ребёнком, прислушивайтесь к тому, что он говорит. Если ваша дочь хочет записаться в секцию футбола, но вам больше нравится фигурное катание, не спорьте с ней. Если ребёнку не понравилась секция, не заставляйте его заниматься дальше — лучше обсудить другие варианты. Помогите ребёнку найти свои сильные стороны!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.