«раз, два, три!» в ответ на «купи!». как бороться с плохим поведением

Дети не слушаются — разные оттенки непослушания

Очевидно, что все дети разные. На ребятишках дошкольного возраста это видно особенно. И если одному хочется побегать, попрыгать, то другому, наоборот, не хочется отходить от мамы ни на шаг.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывает пласты бессознательных желаний. А это позволяет наблюдать природу человека с помощью восьмимерных «линз». В этом случае все внутренние мотивы и желания малыша становятся видны как на ладошке.

А мамы воспринимают такое поведение как непослушание и жалуются, что малыш крутится, как волчок. Такие сорванцы постоянно стремятся к изменениям. Вертлявый, шустрый, ускользающий, подвижный, неугомонный — все это свойства деток с кожным вектором. А что делать, если движение доставляет ему радость и счастье!

Практически любой ребенок — это фонтан эндорфинов, его энергия плещет через край. Он хочет все познать, узнать, пощупать. Когда его останавливают или одергивают в его стремлении познать мир, он этого просто не понимает. Малыш все равно потянется за своей дозой удовольствия и эндорфинов, просто сделает это в обход запретов родителей. Такие уникальные природные задатки нужно развивать, а уж никак не тормозить подвижность ребятишек.

Системно-векторная психология точно показывает, что в каждом векторе — свое «непослушание»: один раскидывает вещи, другой делает все назло, третий делает вид, что не слышит, четвертый закатывает истерики… Список можно продолжить.

А что, если ребенок не слушается вообще никого? Ни родителей, ни воспитателей, ни учителей. Что делать в таком случае? И даже на такие сложные вопросы есть очень точный ответ в Системно-векторной психологии. Во-первых, таких особенных детей не много, всего около 5%. И к ним нужен особый подход. Подробнее о таких маленьких вожаках читайте здесь.

Какие детки любят слушаться маму?

В противоположность подвижным малышам — «шустрикам», непоседам — есть обстоятельные и неторопливые карапузы. Они, наоборот, получают удовольствие от того, что делают все не спеша. И родители такого малыша нередко «страдают» от его медлительности и стараются его поторапливать.

Требуют от него подвижности, скорости, изворотливости, ловкости. Но у него другая природа! В его психике заложена иная программа — делать все лучше всех, качественно и основательно! А для этого нужно делать все без спешки.

Такой ребенок от природы самый послушный, ему доставляет особое удовольствие радовать маму. А когда родителям хочется, чтобы их сокровище было самым лучшим по всем направлениям — бегало, прыгало, рисовало лучше всех, игрушки содержало в порядке, задачки в уме решало, да еще и в шахматы играло, — тогда получается сбой в природной программе ребенка.

Если дети не слушаются — на то есть причины

Вам хочется, чтобы вас слушались и делали то, что вы считаете нужным. При этом вы ни на секунду не соотносите свое желание с желанием сына или дочери. Возникает конфликт желаний, малыш сопротивляется. Для начала — просто не слушается.

Проблемная ситуация возникает от непонимания и столкновения разных желаний.

Простой пример. Малыш хочет еще и еще гулять, а маме нужно срочно бежать на работу. Она нервничает, злится и уже готова сорваться на крик или физически дернуть ребенка за собой из этой песочницы.

В этот момент ваши самые весомые аргументы не достигнут сердца ребенка, он вас просто не слышит. У него клокочет свое желание, а перед мамой нависает своя необходимость. Вы на разных полюсах. Вам не понять друг друга.

Самая большая ошибка, которую совершают родители, это когда они вываливают на голову малыша ВЗРОСЛЫЕ причинно-следственные связи. Маленький ребенок просто не готов их понять. Это все равно, что объяснять младенцу квантовую физику.

Задумайтесь! Когда вы полагаете, что ваше чадо чего-то не понимает, это значит, что чего-то не понимаете про него вы. И в этом родителям нужно обязательно разобраться.

Существующие методы воспитания послушания

Современная педагогика предлагает пошаговый метод, который содержит этапы воспитания от простого к сложному. Если следовать этому методу, то результат обрадует. Хотя метод считается универсальным, оптимально начинать его применение, когда ребёнку исполнилось 2 года, в возрасте 14-15 лет он может не подействовать. Подростку нужно постараться стать советчиком и научить его решать проблемы самостоятельно.

Поручайте ребенку такие дела, которые ему нравятся

Итак, вначале без проявления насилия ребёнок выполняет только то, что хочет сам. Понаблюдайте в этот момент за ребёнком и возьмите на заметку, что ему нравится и к чему он больше всего тяготеет. Например, ваш ребёнок рисует. Похвалите его и попросите нарисовать его что-то. Рисование продолжится, но малыш, сам того не замечая, уже выполняет вашу просьбу. Цель первого этапа в том, чтобы действия ребёнка совпадали с вашей просьбой.

Как приучить детей приходить к вам по первому зову?

5 причин не послушания ребенка в 4 года, попробуйте его каждый раз угощать чем-то вкусным или просто обнимите его и поцелуйте. Не пришёл с первого раза, позовите ещё раз и напомните ему, что приходить нужно сразу.

Срочные дела, как объяснить их важность?

Предположим, что вы играете с ребёнком и действо в самом разгаре, но пришло время и нужно готовить обед. Не молчите, объясняйте ребёнку всё, как есть. Он поймёт, и вы сможете с ним договариваться каждый раз, когда это нужно.

Ведите диалог с ребенком

Что делать если ребёнок капризничает?

Некоторые дети пытаются добиться своего с помощью капризов. Задача родителей на этом этапе остановить капризы и заставить ребёнка услышать вас. Для этого просто нужно перестать потакать ребёнку в его капризах. При этом все домочадцы должны быть заодно, иначе результат достигнут не будет.

В шестилетнем возрасте пора приступать к более сложному этапу. От просьб нужно переходить к требованиям, только не резко, а очень аккуратно. Сначала требуйте то, что ребёнок сделал бы без ваших приказов. Например, вы знаете, что он с удовольствием ходит за хлебом, но не любит выносить мусор. Вы говорите твёрдо: «Сходи за хлебом!», и он послушно выполняет приказ, именно это и нужно. Только не требуйте сделать сразу всё.

Детские капризы

Приучаем ребёнка выполнять обязанности

Требования — отдельные задания, обязанности — систематическое. Уже в трёхлетнем возрасте ребёнок уже должен о них знать

Объясните, почему важно выполнять обязанности, и что все взрослые так делают. Расскажите ему, что будет, если люди перестанут выполнять свои обязанности

Вначале они должны быть несложными, желательно те, которые приносят положительные эмоции. Родители должны знать, что приучить выполнять обязанности непросто и требует времени.

Обязанности должны быть посильные для детей

Самостоятельное решение проблем

Это следующий этап после того, когда ребёнок научился выполнять обязанности. Самостоятельные действия иногда состоят из целого комплекса задач. Например, самостоятельно приготовиться к походу или экскурсии, помочь домочадцам. Это качество пора развивать в 12 лет, и этот этап сопряжён с пониманием понятия самостоятельности. Ребёнок должен понимать, что, выполняя самостоятельные действия, он берёт на себя ответственность, то есть отвечает за свои поступки. Например, ребёнок получил от вас деньги на оплату за электричество

Объясните ему, как важно оплатить эти услуги, чтобы он осознал ответственность и понял, что будет, если он этого не сделает

Старшие дети должны иметь обязанности по дому

Почему ребенок не слушается. Причина №5: психологические состояние мамы

Эмоциональное состояние ребёнка очень зависит от психологического состояния мамы.Наверняка Вы замечали: когда Вы отдохнувшая, спокойная и в хорошем настроении — с ребёнком намного легче.Он меньше капризничает и упрямится, чаще идёт навстречу.

Мамины усталость, неудовлетворённость, страхи, тревожность, нервозность, обиды на своего мужа или родителей, депрессии, апатия — всё это отражается на ребёнке.

Чем хуже мамино состояние, тем больше это влияет на состояние ребёнка. Отсюда могут появляться истерики, упрямство, агрессия, энурез (недержание мочи), заикание и т.д.

Что делать?

Наводить порядок в своём душевном мире, разбираться со своими психологическими проблемами. Поставить сон в приоритет и стараться спать как можно больше (как бы банально это не звучало). Про душевное здоровье мамы я напишу отдельную статью.

В моем онлайн-курсе «Покладистый ребёнок и спокойная мама» есть целый большой раздел «Душевное здоровье мамы». Это один из самых любимых разделов у участниц курса.

Вообще, после прохождения этого курса начинает меняться восприятие не только себя и своего ребёнка, но и окружающего мира.

Совсем скоро у вас появится возможность записаться в ранний список на этот курс.

В следующих статьях я более подробно расскажу вам про каждый из вышеперечисленных пунктов.

Я очень хочу помочь вам лучше понимать своего ребёнка!

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу авторский бесплатный онлайн-класс «Воспитание без криков и наказаний» – кликните, чтобы записаться.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Почему ребенок стал главным

Дебора Макнамара

Некоторые дети ведут себя так, будто сами отвечают за своих взрослых. Это не свойство характера, а результат эмоций и инстинктов, которые подпитывают поведение ребенка. Из-за них его воспитание становится трудным и утомительным. 

За последние 30 лет число детей-доминантов неуклонно росло, нарушая естественные отношения взрослого и ребенка, существовавшие веками. Если не понимать корней проблемы, то невозможно сделать вывод, почему сын или дочь вдруг начали командовать вами.

Как это происходит? Ребенок стремится вытеснить своего родителя из роли лидера. Он ведет себя и говорит так, будто он главный. Вместо того, чтобы слушаться взрослых, настаивает на «справедливости» и требует, чтобы вы подчинялись его правилам. Он оставляет за собой последнее слово в любом разговоре. Пока такой ребенок привязан к родителям, он стремится к лидирующей позиции, а не к зависимой.

Есть много причин, по которым родители теряют роль лидера в семье. Четыре самых распространенных:

Растим детей независимыми

Все мы хотим воспитать наших детей самостоятельными и целеустремленными. Проблема в том, как мы этого добиваемся. 

Ребенок должен зависеть от взрослых, потому что он еще незрелый, это заложено природой. Мать и отец должны направлять его, делиться с ним ценностями, заботиться о нем, помогать ему развиваться и защищать, когда это необходимо. 

Дети не должны взрослеть раньше времени. Но мы ведь сами подталкиваем их к этому. Настаиваем, чтобы дошкольники ходили на кружки и развивающие занятия, вместо того, чтобы играть. Детей постарше учим контролировать свои эмоции и ругаем, если они не справляются с этим. И постоянно транслируем, что самостоятельность и независимость — это хорошо. Поэтому дети хотят сами заботиться о себе. 

Заставляем выбирать

Стремление сделать детей независимыми порождает родительскую практику. Мы часто просим детей самих сделать выбор. Что они будут есть? Во сколько они лягут спать? Поедут ли к друзьям с ночевкой? Есть множество ситуаций, в которых мы теряем позицию лидера. Одна из них — когда консультируемся с детьми, пытаясь понять, что им нужно. 

Но есть подходящие ребенку по возрасту области, где он может проявить здоровое лидерство. Например, позаботиться о младшем брате или сестре, самостоятельно ухаживать за домашним животным. Выбрать, во что они хотят поиграть или сколько они готовы съесть за обедом. 

Не уделяем достаточно внимания 

Родители сталкиваются со стрессом, у них масса проблем: от рабочих обязанностей и финансовых обязательств до развода и проблем со здоровьем. Но дети должны всегда рассчитывать на поддержку своих взрослых, чтобы в их жизни была стабильность и покой. 

Если ребенок не может получить поддержку, тепло и внимание от родителей, это опасная ситуация. Он теряет безопасные и зависимые отношения, которые необходимы ему для развития

Тем более, что работа и школа и без того сокращают время общения взрослых с ребенком.

Не верим в себя

Воспитание — занятие не для слабонервных. Люди веками заботились о детях. Но современные родители слышат все более противоречивые советы, что делает их труд еще сложнее. 

Страх и неуверенность в родительских обязанностях возникают, когда нам кажется, что мы не в силах справиться с детскими истериками, не способны развивать ребенка и привить ему дисциплину. Из-за этих страхов ребенка чрезмерно опекают, не говорят ему «нет», ведут с ним переговоры на равных. 

Но такое воспитание лишает ребенка опоры, которая понадобится ему во взрослой жизни в случае невзгод.

Неизбежность последствий

За этим эффективным методом скрывается принцип неизбежности последствий. Ребенок учится отвечать за последствия своего поведения и делать выбор: или продолжить в том же духе и расплачиваться за последствия, или прекратить неподобающее поведение, избежав последствий, к которым оно приводит, да еще и заработать похвалу.

В момент начала отсчета ребенок сталкивается с необходимостью пересмотреть свое поведение и сделать выбор: продолжить или перестать. Последствия для него неизбежны и в том, и в другом случае, но они могут быть или позитивными, или негативными.

При таком подходе, когда ребенок учится выбирать и отвечать за последствия своего выбора, родитель не просто добивается разрешения какой-то конкретной ситуации, но, что гораздо важнее, создает у ребенка установку: ты сам отвечаешь за свои действия и можешь влиять на развитие ситуации, принимая правильные решения. Такой подход делает ребенка более самостоятельным, а его поведение — более зрелым и ответственным.

Когда нам не нравится поведение ребенка, но мы при этом идем у него на поводу — поддаемся на уговоры и покупаем мороженое или же используем угрозы: «Придем домой, я тебе устрою!.. Месяц у меня из дома не выйдешь!.

Три месяца в компьютер играть не будешь!..» — важно не то, что мы говорим, а то, что делаем. Если после получасового нытья все-таки покупаем игрушку, то ребенок для себя четко уясняет: «Мамины слова можно пропускать мимо ушей

Надо покапризничать, поплакать, поклянчить — и дело сделано».

Да-да, ребенок все делает ровно так, как вы его научили. Конечно, вы вовсе не этого хотели добиться, но внушили ребенку именно эту мысль.

Представьте, что вас на дороге остановил гаишник и начал сердито отчитывать: «Так, а вы видели знак? Какая там скорость? 110? Вот именно. А вы с какой скоростью ехали? Почему вы ехали 140 километров в час? Недопустимо подвергать опасности остальных участников дорожного движения!».

Так с вами никто объясняться не будет по одной простой причине: это недейственно. А вот штраф вам выпишут наверняка. И после этого гаишнику не придется ехать за вами до самого дома, чтобы проверить, соблюдаете ли вы скоростной режим, и объяснять, почему нехорошо превышать разрешенную скорость. Штраф как следствие вашего поведения вы получили, а захотите ли вы в следующий раз превышать допустимую скорость — решать вам.

Итак, принцип неотвратимости последствий эффективен и дает прекрасные результаты — и не только в деле воспитания детей.

Роль мотивации в воспитании послушания

Нотации и угрозы — малодейственные методы воспитания. Наилучшие способы игровые или соревновательные. Например, превратите уборку в интересную игру. Ваш ребёнок полицейский следователь или кладоискатель. Он исследует территорию комнаты и ищет пропавшие игрушки. Задача: найти все и поместить их на свои места.

Даже уборку можно превратить в интересную игру

Если в семье есть ещё дети, то между ними можно устроить турнир. Это сделает жизнь детей более разнообразной.

Для того чтобы ребёнок захотел убрать свою комнату, спрячьте его любимую игрушку и скажите, что найти её можно, только убрав комнату.

Можно ли восстановить уважение ребенка?

Давайте начнем с простого и практичного — быть услышанными. Чтобы ребенок начал слушать, надо стать центром внимания. Для этого присядьте на корточки, поднимите ребенка, сделайте что угодно, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне. Смотрите ему в глаза, пока не установится зрительный контакт. Теперь начинайте говорить.

Для многих родителей самым сложным становится сознательный выбор слов и поведения вместо привычного-автоматического: «Я тебе сколько раз говорила! Ну не ребенок, а наказание! Все дети нормальные, а ты бегаешь!».

Если вы хотите остановить неприемлемое поведение ребенка, не ждите, что он сам остановится. Пока вы ждете, вы концентрируетесь на том, что вам не нравится, и ваши эмоции накаляются. Раздражение передается автоматически. Поэтому останавливайте ребенка сразу, немедленно. Так вы сохраните свои нервы и достоинство, повысите собственный авторитет в глазах ребенка.

Остановитесь и сами, дайте себе минутку на то, чтобы подумать: чего же я хочу на самом деле, по максимуму. Сформулируйте в позитивном утвердительном ключе и в спокойном еще состоянии благожелательно предложите эту альтернативу ребенку.

Например, Таня бежит к дороге. Негативный ключ (и программа минимум): «Не выбегай на дорогу!». В позитивном ключе папа зовет Таню сразу и говорит: «Ты бежала к дороге, и мне стало очень страшно. Давай пойдем рядом, или можешь бегать вокруг меня, если тебе скучно просто идти». Чего хотел папа? Чтобы дочь была рядом, в безопасности. Это его программа максимум.

Если вы «пророчите» наказание или награду сначала подумайте, а сдержу ли я свое слово. Не перегибайте палку ради устрашения или соблазнения. Сказанное выполняйте всегда! Если ребенку обещана награда за дело, которое он сделал, и он вдруг сделал что-то неприемлемое, то отреагировать надо обязательно. Просто последствия непозволительного поведения не должны отнимать зарплату.

Однако, чтобы ребенок слушался, лучше на него не давить, а дать выбор. Начать убирать игрушки прямо сейчас — или через пять минут. Обязательно в таких случаях ставьте таймер или показывайте, докуда дойдет стрелка на часах. Мелочей — нет!

Чтобы сложные ситуации возникали как можно реже, выработайте, установите с общего согласия (хотя бы между родителями, если ребенок маленький) и озвучьте правила семьи. Правила должны быть одни для всех. Не есть сладкое до еды. Ложиться спать вовремя. Детское время может отличаться от родительского, но каждый ложится вовремя. Ведь для ребенка совершенно естественно копировать поведение родителей.

Чем сложнее ваша ситуация с послушанием ребенка, тем больше времени займет ее исправление. Заново завоевать авторитет — дело не одного дня. Запаситесь терпением. Применяйте все методы сразу. Главное — не сходите с дистанции!

Шантаж отношениями

«Я такого непослушного ребенка не люблю!» «Не слушаешься, иди, ищи себе другую маму!», «Перестань орать! А то тебя сейчас этот дядя заберет!», «У всех дети как дети, а ты прямо наказание какое-то, может тебя отдать в интернат?» – на мой взгляд, крайняя степень родительской незрелости. Вам очень повезло, если вы не слышали таких слов и очень здорово, если вы знаете последствие таких фраз и никогда не применяете их. Но наверняка вы видели взрослых, а вернее «больших детей», которые живут чужую жизнь, избегают самостоятельных решений, зависят от уже постаревших родителей, рвущих любые контакты с родителями и т.д.

Причина непослушания №3: нехватка внимания взрослых, которые ему дороги

Помните о тактильном контакте с ребёнком: чаще обнимайте его, берите на руки (малышей), гладьте по голове, кладите руку на плечо, дотрагивайтесь легонько

Если ребёнок НЕ получает достаточно внимания от родителей, он, скорее всего, будет «плохо» себя вести, чтобы его получить.

Например:Стоит малышу забраться на стол с ногами, и вы сразу же обратите на него внимание и поругаете. Не так ли? Он об этом  хорошо знает и сознательно лезет на стол, чтобы получить то, чего ему от вас так не хватает – внимание!. Дети специально шумят, перебивают взрослых, лезут туда, куда им нельзя, берут то, что брать запрещено, толкаются, ноют и капризничают

Чего только не делают, чтобы обратить на себя внимание взрослых

Дети специально шумят, перебивают взрослых, лезут туда, куда им нельзя, берут то, что брать запрещено, толкаются, ноют и капризничают

Чего только не делают, чтобы обратить на себя внимание взрослых

Вот что нужно делать, чтобы ребёнок перестал привлекать внимание своим «плохим» поведением

1. Уделяйте малышу достаточно времени через совместные игры, занятия и общение на темы, которые ему интересны.

Откладывайте ненадолго дела в сторону и проводите время с ребёнком, не отвлекаясь на телефон, компьютер или домашнее хозяйство. Даже 15-30 минут в день такого внимания благотворно повлияют на его поведение и на ваши с ним отношения.

2. Говорите ребёнку добрые и ласковые слова в течение дня просто так: «Моё солнышко», «Моя радость», «Заинька», «Мой хороший», «Как мне нравится с тобой играть», «Я по тебе скучала», «Ты у меня умница». Таких ласковых слов могут быть сотни вариаций.

Каждому приятно, когда с ним говорят ласково. И это касается не только малышей, но и детей школьного возраста. Возможно, вам непривычно говорить такие слова своему ребёнку. Но, пожалуйста, начинайте, и со временем это будет для вас все проще и проще.

3. Замечайте хорошее поведение ребёнка – говорите ему вслух про его успехи и старания

Это важно делать потому, что родители часто обращают внимание на плохое поведение, а хорошее попросту не замечают, принимают его как само собой разумеющееся или радуются «в глубине души». Таким образом ребёнок привыкает: «Меня замечают только тогда, когда я безобразничаю или когда что-то делаю не так. Какой смысл вести себя хорошо, когда это никто не замечает?»

Какой смысл вести себя хорошо, когда это никто не замечает?»

4. Также помните о тактильном контакте с ребёнком: чаще обнимайте его, берите на руки (малышей), гладьте по голове, кладите руку на плечо, дотрагивайтесь легонько

Дети будут «считывать» эти сигналы и чувствовать ваше внимание к себе

5

Если ребёнок пришёл что-то спросить или что-то показать – отложите свои занятия на одну минуту и уделите ему полное внимание. Иногда детям нужно совсем немного, чтобы “напитаться” вашим участием и вниманием и пойти дальше играть

Что же делать?

Родителям надо помнить — неповиновение не означает, что ваше чадо хочет специально сделать вам что-то назло или причинить вред.

Правила для родителей:

  • Не поддавайтесь на провокацию. Поведение ребенка часто вызывает волну негатива со стороны родителей. Но не стоит «распыляться» раньше времени. Постарайтесь разобраться в проблеме. Крик и осуждение приведут только к тому, что кризис затянется, а ребенок еще больше от вас отдалиться.
  • Если ребенок не реагирует на вашу просьбу и упорно отказывается выполнять поручение, отступите. Через некоторое время, скорее всего, он все сделает, однако это уже будет выглядеть как самостоятельное решение: сделал сам, а не по указанию мамы.
  • Помогите своему ребенку столкнуться с результатом своего непослушания. Не пришел вовремя за стол — пусть ест тогда, когда захочет. Только разогреть еду, а после и убрать со стола ему придется без родительской помощи.
  • Одно из важных правил для родителей заключается в том, что разговаривать с ребенком надо как со взрослым. Объяснить, что он стал старше, и напоминать об ответственности за свои поступки.
  • Если ребенок взял на себя дело по дому, не стоит превращать это в обязанность. Самостоятельно выбранное занятие ребенок начнет воспринимать как приказ и непременно захочет его нарушить.
  • Установить определенные правила в доме, которые родители также должны соблюдать. Только тогда ваше чадо поймет, что правила — не принуждение.
  • Когда ребенок говорит о своих поступках или тревогах, постоянно рассуждает об одной и той же ситуации, помогите ему. Разберите его проблему вместе. Так он научится анализировать и разовьет способность к самокритике. Иногда ребенок не слушается только потому, что не может самостоятельно высказать свое мнение.

Советы психолога

В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период “кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.