Как научить ребёнка быть ответственным

Советы родителям

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Кто такой «ответственный ребенок»

Если спросить родителей трехлетнего малыша о том, как проявляется ответственность (или безответственность) их ребенка, они наверняка начнут рассказывать о совсем ином качестве – о послушании. «Ответственный» ребенок кушает, собирается на прогулку, приступает к игре и прекращает ее, когда скажет мама.

Конечно, слушать или не слушать маму – это тоже своего рода выбор, но оказавшись без подсказок мамы или другого авторитетного взрослого, ребенок теряется и не может принять никакого решения и, тем более, отвечать за него. Если единственное решение, к которому вы подталкиваете ребенка – безоговорочно следовать вашим указаниям, то вы воспитаете очень удобного, очень управляемого, но совершенно безответственного человека, увы!

Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают

Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки

Как сделать своего ребенка ответственным и послушным

Согласие с поставленной  задачей уже предполагает не просто послушание, а ответственность. Как все же сделать ребенка ответственным и послушным к родителям и в целом. Прежде чем попросить ребенка сделать что-нибудь (например: «Не мог бы ты помочь мне разобрать сумку с продуктами?), убедитесь, что у него есть выбор. Если нет выбора — не просите! Просто скажите: Трейси, помоги мне разобрать сумку с продуктами. Если от ребенка требуется только послушание, нужно так мотивировать задание (а затем и контролировать), чтобы ребенок согласился его выполнять.

Если у ребенка есть выбор, то он будет проявлять на практике чувство ответственности. Все родители хотели бы, чтобы их дети с радостью соглашались выполнять все задания.

Немногие дети, однако, хотят трудиться столько, сколько хотели бы от них родители. Некоторые родители сначала дают детям выбор, но в случае отказа пытаются заставить их выполнить задание. Тогда вопрос переходит в другую плоскость: что следует делать ребенку, если он не хочет помогать? Следует ли ему соглашаться, если он, возможно, выполнит работу плохо или забудет ее сделать? Или он должен отказаться и с самого начала испытать на себе родительский гнев? Многие родители, как выяснилось, предпочитают сразу услышать от ребенка отказ, чем позже обнаружить, что он так ничего и не сделал.

Некоторым родителям бывает трудно предоставить детям право выбора. Одна женщина рассказала, что в таких случаях она напоминает себе, что умение отказаться от работы может пригодиться им в будущем. Вот ее история.

Помню, когда я была ребенком, мои родители принимали участие в деятельности массы организаций — церкви, Ассоциации учителей и родителей, скаутских дружин, школьного совета, команды пловцов, и к тому же увлекались политикой. Они соглашались помочь всем, кто просил, не смотря на то, было ли у них свободное время или нет. Всем казалось, что мы, дети, должны быть счастливы, имея таких родителей. Но нам так не казалось, ведь на нас у мамы и папы никогда не оставалось времени.

Мама часто сетовала, что у нее не хватает времени почитать книгу или заняться любимым вязанием. Я думаю, что у родителей не хватало времени даже на самих себя. Уже подростком я твердо решила, что, став взрослой, никому не позволю заставлять меня делать то, что я не хочу.

Теперь, когда мои дети отказываются выполнить какое-то поручение, я сразу вспоминаю, что умение сказать «нет» пригодится, когда они вырастут.

Совершенно ясно, что есть какие-то вещи, которые дети выполнять обязаны, а от какой-то работы они могут и отказаться. В каждой семье есть свои виды обязательной и необязательной работы. Если детям, по вашему мнению, нужно научиться думать самостоятельно, они должны иногда говорить «нет».

Какие обязанности уместны в том или ином возрасте


Дел по дому очень много, поэтому легко можно найти задачу, соответствующую возрасту вашего ребенка. Например, малыши могут помогать вам собирать грязную одежду перед стиркой или самостоятельно убирать свои игрушки после игр. Чем старше становятся дети, тем с более объемными и ответственными задачами они могут справляться.

Ребенок в возрасте шести лет уже может подметать пол и убирать посуду со стола (начинать можно с пластиковых предметов, если вы боитесь, что он разобьет стеклянные). В восемь лет ему можно доверить пылесос и обязанность очищать с его помощью полы от мусора. Вы должны интуитивно понимать, с какими обязанностями ребенок уже может справляться самостоятельно, при этом вам следует забыть о своем перфекционизме. Уроки, которые дети извлекут из выполнения дел по дому, стоят нескольких пропущенных пятен на посуде или оставленных пыльных участков после уборки пылесосом.

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы

Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь, обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться

Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.

Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом. Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению

Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.

Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники. Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога.
Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве, когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия. Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей. Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.

Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его. Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.

Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом. Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива.

Как развить ответственность в детях

Надо понимать, что развитие ответственности и самостоятельности это неразрывные составляющие воспитания ребенка.

  1. Ответственность связана с личным пространством. Еще с физиологическими желаниями, вещами, со склонностями, переживаниями, интересами… С рождения ребенок не может различать физиологические способности (голод, усталость), но со временем, по мере роста ребенка, он уже сам осознает свои потребности, сам их удовлетворяет. Когда он их удовлетворяет, то получается чувства: « я умею», « у меня получается», «это мое».
  2. С раннего детства нужно уважать желания ребенка. Не нужно подменять ощущения ребенка своими. Ребенок в детстве не понимает своих чувств, эмоций. За него это делает мама. Потом, родителям нужно научить ребенка различать эмоции и бороться с отрицательными эмоциями. На своем примере они должны показать как это делать.
  3. К тому же, нужно признавать, что такие эмоции есть. Не нужно говорить что-то типа: « как ты можешь», «ты должен понимать», « у тебя не получится». Нужно проявлять терпение, когда ребенок осваивает новую игру, навыки. Не нужно это делать за него.
  4. При сборе в садик можно поинтересоваться у ребенка в чем он хочет пойти. Например, надень свитер с мишкой или зайчиком, дать возможность выбирать. Можно уже в таком возрасте приучать ухаживать за своими вещами. Складывать их на место, стирать носовые платочки. Хвалить за помощь и старания. Не нужно без ведома ребенка давать кому-то его вещи.
  5. У каждого ребенка имеются обязанности. Но «стоять над душой» и проверять таким способом не надо. Можно дать срок на выполнение обязанности, но чтобы и у ребенка была возможность рассчитать время. К примеру, можно попросить убраться в доме к 7 часам вечера и объяснить, что к этому времени должно быть все убрано, так как потом, к примеру, займемся готовкой или придут гости. Дитя может спланировать дела, рассчитать время на уборку. Если же он этого не сделал или сделал не вовремя, то можно показать урок. Например, сказать, что «ты не успел управиться в срок, поэтому ты будешь готовить ужин».

Как правильно привить ребенку самостоятельность?

Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных,  ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

До 1 года больше времени проводить с малышом. На то эти золотые месяцы и называются декретными, работа подождет! Кроха при помощи мамы активно исследует окружающее пространство, узнает запах маминых духов и печеного яблока, пробует на вкус лимон и сахар, изучает на ощупь предметы. Чем интереснее действительность, которую ему разрешают постигнуть, тем больше у крохи развивается интеллект, появляется интерес и чувство самостоятельности. Сюда же относят желание самому держать ложку, пить из чашки.

К 3 – 4 годам разрешить малышу себя обслуживать

Заваривать чай и готовить блинчики любимым родителям еще рано: важно помнить о технике безопасности. Но вместе со старшими можно готовить несложные блюда, мыть за собой посуду, выбирать одежду для прогулки или похода в детский сад

Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей. Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?

Подарить свой «уголок» можно к 4 – 5 годам. Ребенок должен знать, что у него есть своя зона, где игрушки лежат в ими придуманном порядке, шкафчик заставлен только его книгами, а на столе лежат любимые карандаши и краски. Убирать, сортировать и перекладывать разрешено только малышу.  Кстати, можно выделить и уголок с «ненужными» обоями, или приклеить на стену планку из моющихся материалов. Пусть ребенок пишет, рисует на них, а во время генеральной уборки приводит в порядок свой «кабинет».

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста, в 5 – 7 лет, требует возложения на сына или дочь определенных обязанностей. Поливка домашних цветов, уход за рыбками или попугаем становятся индикаторами его готовности к «взрослости». Если птица вылетит, а цветок превратится в «засохший, безуханный», как у Пушкина, стоит указать на это ребенку. Причину такого следствия он должен найти в своем поведении.

Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель».

Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник. Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.

«Каждому овощу – свое время». Передаем бразды правления

Итак, мы определили, за какие именно сферы ребенок должен отвечать к школьному возрасту. Как научить его этому?

2-3 года. Еда и одежда

К трем годам ребенку нужно предоставлять свободу выбора относительно еды и одежды. Пока это условное решение, поскольку вы предоставляете ему ограниченное количество вариантов. У ребенка может быть выбор из двух шарфов или трех пар колготок разного цвета. Вы можете, например, поинтересоваться, какой вид десерта хочет ребенок, или спросить, какую кашу сегодня сварить. Наконец, у малыша есть право не доедать свою порцию или вообще пропустить прием пищи, если он не голоден.

4-5 лет. Деятельность дома и вне дома

В этом возрасте ребенок может выбрать занятие, место прогулок, компанию для игр. Это время формирования первых увлечений ребенка, так что не нужно усаживать его за книжку, если он готов весь вечер строить гараж для машинок (лучше найти книжку с машинками).

Также у малыша появляются первые дружеские связи среди сверстников, и не всегда родители довольны, что в приятелях оказался «хулиган Вася» или «плакса Маша». Но прямое регулирование здесь не работает – это. По сути, психологическое насилие. Лучше подумайте, что привлекает ребенка в его новом друге и почему это происходит.

6-7 лет. Покупки

К семи годам дети уже вполне в состоянии сделать собственный выбор в магазине, особенно когда это касается его лакомств, игрушек, одежды. Задача родителей – ограничить выбор в пределах разумной суммы, которую вы планируете потратить на приобретение.

Когда передать ребенку ответственность

Существуют распространенные родительские заблуждения относительно того, когда можно доверить ребенку самому регулировать ту или иную сферу его собственной жизни. Множество мам и пап откладывают этот момент как минимум до школы. Несколько реже самостоятельность ребенка откладывается до подросткового возраста, а после и вовсе до момента наступления финансовой самостоятельности: «вот начнет зарабатывать, тогда пусть и решает, что покупать!»

Для родителей это довольно удобное решение, но чем дальше отодвигается срок «передачи полномочий» тем меньше у ребенка желаний их брать.

Понятие ответственности

Ответственность – черта характера человека, которая отвечает за серьезность его отношения к жизненным обстоятельствам, имеющимся обязанностям и жизни в целом. Любой родитель стремится воспитать в своем ребенке чувство ответственности, справедливо полагая, что только ответственный человек по праву может считаться самодостаточным.

Понятие ответственности тесно связано с нормами поведения в обществе. Нравится вам или нет, но человек вынужден контактировать с ним ежедневно и не всегда общение с окружающими приносит удовольствие, ведь собеседник может попасться грубый и невоспитанный. В данном случае ответственность тоже имеет место быть: каждый участник взаимодействия отвечает за его результат. Если кто-то совершит неприглядный поступок, противоречащий нормам общественной морали, то будет в итоге отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью.

Понятие ответственности состоит из нескольких факторов:

  • Личная ответственность. Данный тип подразумевает под собой реализацию собственный потребностей и стремлений. Человек в этом случае сам решает, за что именно он будет отвечать, что можно отнести к его основным задачам. Личная ответственность проявляется и тогда, когда человек берет на себя определенную роль в обществе и ставит перед собой конкретную цель, которую планирует достичь в установленный срок. В итоге он берет на себя ответственность за результат своих действий, которые могут как ухудшить, так и улучшить ситуацию в целом. Человек дает слово, в первую очередь самому себе, и должен оставаться ему верным, а иначе рискует испортить свою репутацию.
  • Коллективная ответственность. В данном случае речь идет о человеке, как части общественной системы. Общая цель объединяет определенную группу людей, в которой каждая личность имеет свои обязанности и права. В этих условиях индивидуальность отдельно взятой личности как бы теряется, поскольку главную роль играет непосредственно эффективность приложенных усилий для реализации коллективной задачи.

Человек достаточно рано начинает взаимодействовать с социумом, еще в раннем детстве и яркий тому пример – детский сад. С юного возраста людям говорят о невозможности жить вне общества, но редко когда упоминают о списке ограничений, которые буквально сковывают личность в ее желании проявить свою индивидуальность.

Становясь полноценным членом общества, человек вынужден жить по его правилам, уважать и ценить установленную мораль, ему приходится всегда действовать с оглядкой на окружающих, а также подстраиваться под требования коллектива. Ответственность в данном случае выражается в умении занять достойное место в социуме и при этом не потерять свою уникальность.

Граница детства

Когда ребенок становится взрослым? Некоторые считают, что это случается в день, когда ему исполняется 18, другие убеждены, что учеба в институте вполне еще относится к отрочеству, а взрослая жизнь начинается с поступлением на работу. Есть еще сторонники взглядов: “Выдам замуж/женю, тогда можно и вздохнуть”. Результатом этой размытости границ часто становится противоречие: с одной стороны, с 18-20-летнего человека требуют взрослых решений, а с другой, — не дают возможности самостоятельно управлять своей жизнью. Да и взрослые оказываются в растерянности: когда их ребенок перестает быть подростком?

В разные времена в различных культурах люди пытались решить эту задачу. И чаще всего проводили границу искусственно, с помощью обрядов и ритуалов. Например, в большинстве племен Австралии и Африки есть ритуал инициации. Как правило, драматургия ритуала построена на преодолении опасности, угрозе жизни, часто на умирании, через которое нужно пройти для перехода в другое качество. Это умирание детства и рождение зрелого человека. В строго определенном возрасте ребенок проходит инициацию и с этого момента официально считается взрослым.

В нашей культуре таких обрядов нет, поэтому каждая семья вынуждена искать ориентиры сама. Что может стать симптомом взросления? “Юный индивид, — написала однажды известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто, — выходит из отрочества, когда тревога за него его собственных родителей не производит на него тормозящего действия. То, что я говорю, не слишком приятно для родителей, но это та правда, которая поможет им ясно увидеть картину: их дети стали взрослыми. раз они способны освободиться от родительского влияния, думая про себя приблизительно следующее: „Родители есть родители, их не меняют, да я и не стремлюсь их поменять. Они не принимают меня таким, какой я есть, тем хуже для них. я от них ухожу“. И уходят без всякого чувства вины. В этот момент резкого перелома большинство родителей склонны обвинять своих детей, поскольку те заставляют их страдать. Тревога родителей растет: „Что с ними будет, ведь у них нет никакого опыта?..“ — и так далее, и тому подобное”.

Заменой ритуала инициации сегодня может стать, по мнению Франсуазы Дольто, некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьезным усилием и даже иногда с опасностью. Самому заработать деньги, совершить необычное, даже рискованное путешествие — мечты об этом говорят о том, что подросток находится в переходной фазе от отрочества во взрослое состояние. И от поведения взрослых в этот момент зависит то, как этот переход пройдет. Лучше всего эту мечту подпитывать, а не противоречить ей. “Если у подростка есть какой-нибудь проект, — говорит Дольто, — пусть даже долгосрочный, это его спасет. Нужно, чтобы что-то питало его замыслы. Это то, что делает ожидание терпимым, когда ты в чистилище юности, в состоянии бессилия и экономической зависимости…”

Чем старше становится ребенок, тем меньшее место в его жизни должно занимать послушание и тем большее ответственность.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками

Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Эксперты:

Инна Александровна Мальцева

Любовь Быкова

Елена Владимировна Ушачёва

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector