10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

Сегодняшние дети: раннее взросление или инфантилизм?

Это может быть интересно


Классические интервью с интеллектуалами XX века

Некоторые говорят, что современные дети слишком рано взрослеют: благодаря интернету они широко осведомлены, высказываются по поводу глобальных вопросов, выходят на митинги, имеют богатый словарный запас, умеют ориентироваться в информации, придумывают стартапы и читают лекции TED (в этом видео, например, тринадцатилетний Логан ЛаПлант, разработавший систему домашнего обучения под названием «хакскуллинг», излагает свои взгляды).

В то же время, многие жалуются на инфантилизм сегодняшних детей: они плохо ориентируются на местности, мало вовлечены в практическую деятельность, их знания не глубоки и не системны, а ещё они убеждены, что все им должны. Да и вообще, кто такие «современные дети»? Условный подростковый возраст сегодня длится до окончания студенчества, а то и лет до 30, если после обучения в университете человек продолжает учиться и переучиваться. Когда же, наконец, полагается вырасти?

Дело в том, что возрастные категории существуют только в корреляции друг с другом, поэтому изменение понимания детства невозможно без изменения трактовки взрослости.

Как мы помним, ещё древние греки жаловались на то, что молодежь не уважает старших. Однако то, что где-то дети не почитают стариков, то есть не видят ценности в их опыте, свидетельствует об изменении принципов трансляции знания. Раньше «старик» был носителем знаний, но теперь информация перестала быть эксклюзивной, а функция старшего как её носителя стала отпадать. Поэтому и от взрослого сегодня требуется совсем иное. В частности, умение всё время адаптироваться. Так что, если считать детство периодом обучения, то время «взрослых» уходит.

Так что, несмотря на изменение роли детства на западе, в целом ситуация неоднородна: пока одни тринадцатилетние выступают с лекциями, другие выходят замуж.

Географии детства

География детства включает в себя то, как (взрослое) общество воспринимает идею детства, множество способов, которыми отношения и поведение взрослых влияют на жизнь детей, включая среду, которая окружает детей, и ее последствия.

География детства в некоторых отношениях схожа с географией детей, которая исследует места и пространства, в которых живут дети.

Природно-дефицитное расстройство

Психодефицитное расстройство, термин, введенный Ричардом Лувом в его книге 2005 года « Последний ребенок в лесу» , относится к тенденции в Соединенных Штатах и ​​Канаде к сокращению времени для игр на свежем воздухе, что приводит к широкому спектру поведенческих проблем.

С ростом использования мобильных телефонов, компьютеров, видеоигр и телевидения у детей появляется больше причин оставаться дома, а не заниматься исследованиями на открытом воздухе. «Средний американский ребенок проводит 44 часа в неделю с электронными СМИ». Исследование 2007 года выявило корреляцию между сокращением числа посещений национальных парков в США и ростом потребления электронных носителей детьми. Средства массовой информации усилили тенденцию к отторжению детей от природы, принижая значение взглядов на природу, как в фильмах Диснея.

дальнейшее чтение

  • Ариес, Филипп . Столетия детства : социальная история семейной жизни . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1962.
  • Боас, Джордж. Культ детства . Лондон: Варбург, 1966.
  • Браун, Мэрилин Р., изд. Изображая детей: конструкции детства между Руссо и Фрейдом . Олдершот: Ашгейт, 2002.
  • Букингем, Дэвид. После смерти детства: взросление в эпоху электронных СМИ . Blackwell Publishers, 2000. ISBN  0-7456-1933-9 .
  • Бунге, Марсия Дж. , Изд. Младенец в христианской мысли . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильям Б. Эрдманс , 2001.
  • Калверт, Карин. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1900 . Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 1992.
  • Клеверли, Джон и Д.К. Филлипс. Видения детства: влиятельные модели от Локка до Спока . Нью-Йорк: педагогический колледж, 1986.
  • Каннелла, Гейл и Джо Л. Кинчело . «Kidworld: детские исследования, глобальные перспективы и образование». Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2002.
  • Каннингем, Хью. Дети и детство в западном обществе с 1500 года . Лондон: Лонгман, 1995.
  • Каннингтон, Филлис и Энн Бак . Детский костюм в Англии: с 1300 по 1900 год . Нью-Йорк: Barnes & Noble, 1965.
  • deMause, Lloyde, ed. История детства . Лондон: Сувенирная пресса, 1976.
  • Хигонне, Энн. Картины невинности: история и кризис идеального детства . Лондон: Thames and Hudson Ltd., 1998.
  • Иммель, Андреа и Майкл Уитмор, ред. Детство и детские книги в Европе раннего Нового времени, 1550–1800 . Нью-Йорк: Рутледж, 2006.
  • Кинкейд, Джеймс Р. Любовь к детям: эротический ребенок и викторианская культура . Нью-Йорк: Рутледж, 1992.
  • Knörr, Жаклин, изд. Детство и миграция. От опыта к агентству . Билефельд: стенограмма, 2005.
  • Мюллер, Аня, изд. Создание детства в восемнадцатом веке: возраст и идентичность . Берлингтон, VT: Ashgate, 2006.
  • О’Мэлли, Эндрю. Создание современного ребенка: детская литература и детство в конце восемнадцатого века . Лондон: Рутледж, 2003.
  • Пинчбек, Айви и Маргарет Хьюитт. Дети в английском обществе . 2 тт. Лондон: Рутледж, 1969.
  • Поллок, Линда А. Забытые дети: родительско-детские отношения с 1500 по 1900 год . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1983.
  • Почтальон, Нил. Исчезновение детства . Нью-Йорк: Винтаж, 1994.
  • Шульц, Джеймс. Знания детства в немецком средневековье.
  • Короче, Эдвард. Создание современной семьи .
  • Соммервилл, К. Джон. Открытие детства в пуританской Англии . Афины: Издательство Университета Джорджии, 1992.
  • Стейнберг, Ширли Р. и Джо Л. Кинчело. Детская культура: корпоративное строительство детства . Westview Press Inc., 2004. ISBN  0-8133-9154-7 .
  • Стоун, Лоуренс. Семья, секс и брак в Англии, 1500–1800 . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1979.
  • Зорнадо, Джозеф Л. Изобретая ребенка: культура, идеология и история детства . Нью-Йорк: Гарленд, 2001.

Дети и работа

Ещё по этой теме


Возрастная психология на всю жизнь

В книге «Приключения доисторического мальчика» Эрнеста Д’Эрвильи девятилетний главный герой был ловким птицеловом: он умел вытаскивать птиц из гнёзд, не разбудив, и за это получал иногда кусок сырого костного мозга. Другой мальчик, шестилетний, оставался поддерживать огонь на всю ночь, пока старшие уходили на охоту. Погасни огонь, виноватого ожидало бы суровое наказание без скидок на возраст.

Думали ли наши далёкие предки о том, что ребёнок или юноша проживает «золотую пору», проживает этапы адаптации и социализации, исследует мир? Как правило, нет. Куда больше их интересовало, сколько в племени рабочих рук. Подробной периодизации возрастов (ребёнок, подросток с тремя этапами пубертата, юноша) в те времена не было. Социальную взрослость уравнивали с биологической.

Способен держать вилы и вступать в брак? Стало быть, достаточно взрослый и для того, и для другого.

С ростом городов и развитием учебных заведений о вопросах детства начали говорить. Хотя и в это время получать образование в учебных заведениях или, тем более, у домашних учителей, могли далеко не все. Многим было вообще не до учёбы. Немалую часть бытовых нужд крупного города конца XIX века, будь то Лондон, Париж, Санкт-Петербург или Нью-Йорк, обслуживали несовершеннолетние. Детям из простых семей (а таких было большинство) приходилось работать газетчиками, чистильщиками сапог, точильщиками, разносчиками, помощниками различных мастеровых и ремесленников.

К некоторым работам специально привлекали именно детей. Например, маленький трубочист мог забраться туда, куда взрослый не пролезал.

В романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» один из персонажей, благодушно посмеиваясь, рассказывает о том, как помочь мальчику не застрять в дымоходе:

«Мальчишки — народ очень упрямый и очень ленивый, джентльмены, и ничего нет лучше славного горячего огонька, чтобы заставить их быстрёхонько спуститься. К тому же это доброе дело, джентльмены, потому как, если они застрянут в дымоходе, а им начнешь поджаривать пятки, они изо всех сил стараются высвободиться».

Это может быть интересно


А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех

Девочки работали няньками, швеями и прачками, продавали цветы, спички, зелень и овощи. Кроме того, им нужно было выполнять домашние обязанности. В мире без стиральных машин, пылесосов, синтетических материалов и бытовой химии это было непросто даже для взрослых женщин. Например, горячую воду требовалось таскать в вёдрах на нужный этаж, все поверхности в доме — оттирать тряпкой вручную, все вещи — чинить и штопать при тусклом свете свечи. Когда вещь портилась (например, рвались носки или брюки) никому не приходило в голову выбросить её, если ещё можно поставить заплату.

Дети могли оказаться в работных домах, где помогали родителям почти в каторжных условиях или трудились самостоятельно (если их ловили за попрошайничеством и кражами). Работные дома были кошмаром городской бедноты — многие предпочитали нищенство принудительному труду на производстве или в угольных шахтах. Кстати, профессиональное нищенство было самостоятельной специальностью со своими «университетами», «экзаменами» и возможностью карьерного роста. Стоит ли говорить, что этот мир поощрял хитрость и хватку и не слишком ценил инфантилизм.

Дети и игры

Символические атрибуты детства («детская непосредственность», игры и игрушки, наивность, буквальность мышления, незнание правил) в классической культуре долго не встречали одобрения.

Идеалом были взрослость, разумность, способность говорить и вести себя как взрослый. Эти качества проповедовала философия Просвещения с её моральными поучениями для подрастающего поколения. Ранняя взрослость могла обеспечить отпрыску успешное будущее, шла ли речь о том, чтобы в юном возрасте суметь распорядиться родительским состоянием, командовать нижестоящими, выжить трущобах или выбиться в люди.

В Новое время начинает формироваться другое понимание детства, предполагающее заботу о здоровье ребёнка, внимание к его физическому развитию и морали. Эрнест Д’Эрвильи написал свою книгу о доисторическом мальчике в XIX веке, полагая, что в его времена условия жизни детей стали легче, а прогресс уступил место дикости

Во многом это правда (доисторический ребёнок не гнушался сырым мясом, а условного Оливера Твиста это бы, как минимум, смутило), однако многие ситуации из XIX века очень далеки от сегодняшнего положения дел.

Постепенно мир переходит от модели «идеальные дети — маленькие взрослые» к представлению о детстве как о периоде, имеющем самостоятельную значимость. Со временем экономические условия изменились, и от детей перестали требовать раннего заработка. Более перспективной родительской инвестицией стало образование ребёнка.

Это может быть интересно


Как менялись представления о Вселенной

Освободившееся пространство в жизни детей стало заполняться особенными «детскими» символами и конструктами. Жанры детской литературы обогащались: к религиозным наставлениям и нравоучениям для юношества добавились волшебные сказки, сентиментальные романы и приключенческие истории. С развитием промышленности стало производиться всё больше детских вещей и игрушек, которые теперь не только копировали предметы из взрослого быта, но и учитывали интересы ребёнка.

Если прежде дети рождались чуть ли не каждый год, сегодня в развитых странах появление ребёнка — осознанное и важное решение, поэтому место детей — в центре семьи.

Идея «окультуривания» детей стала пересматриваться по мере того как в западном обществе нарастало критическое отношение к собственной культуре. Институты и принципы воспитания стали рассматриваться некоторыми исследователями как репрессивные. Согласно философу Мишелю Фуко, школа просвещенческого образца потрудилась над уравниванием и подавлением личности так же, как тюрьма и психиатрическая клиника.

Оформились отдельные дисциплины, изучающие проблематику детства и взросления: возрастная психология, эволюционная педагогика, социология детства. Исследователи задумались о том, что детское восприятие и голос ребёнка имеют свою ценность и представляют интерес. В частности, много сил изучению детства и взросления посвятила Франсуаза Дольто, французский психоаналитик и педиатр, автор книг «На стороне ребёнка» и «На стороне подростка».

Постепенно в ребёнке стали ценить пластичность сознания, фантазию, свежий взгляд на вещи, которые раньше считались «несовершенствами» и пробелами в воспитании. Благодаря психоанализу формируется идея о том, что «внутренний ребёнок» есть в каждом из нас, а авторы книг о нестандартном мышлении предлагают следовать примеру детей.

История детства.

В нынешнем обществе дети считаются невинными и нуждаются в защите. Мы тратим невероятное количество усилий на создание развлечений и мероприятий для наших детей, и продлеваем их невинность как можно дольше. Мы ограждаем их от травмирующей информации и постепенно знакомим их с идеями, которые, как мы считаем, детская психика не в состоянии переварить. Однако история показывает, что так было не всегда.

Если вы посмотрите на изображения детей на протяжении всей истории, они почти всегда изображены как маленькие взрослые. Как только они становились достаточно взрослыми, чтобы ходить и удерживать предметы в руках — им давали работу. На протяжении всей истории, детство отнюдь не являлось островком сказки и неги, оно было совсем не похоже на наше.

По мере развития общества ценность детей значительно выросла

Мы осознали важность влияния детства на всю последующую жизнь. Современные представления о детях и детстве вошли в мейнстрим примерно в 19 веке и продолжают развиваться.

С тех пор современная психология и медицина дала нам возможность заглянуть в мозг детей и понять, как он растёт и развивается. Существует чёткая взаимосвязь между тем, что происходило в вашем детстве и тем, что происходит в вашей жизни сейчас. Именно ранние годы сделали вас тем человеком, которым вы являетесь на данный момент. Давайте посмотрим, на какие части делится детство.

Когда заканчивается детство?

Давайте сначала ответим на вопрос о том, является ли подростковый возраст частью детства. С точки зрения физиологии, детство заканчивается в подростковом возрасте. Ваше тело взрослеет и перестаёт расти. Многие психологи и врачи считают это концом детства.

Однако в социальном плане многие считают подростковый возраст продолжением детства. В большинстве цивилизованных обществ вы считаетесь несовершеннолетним, пока не достигнете определённого возраста, и обязанности, которые общество возлагает на взрослых, и права, которые оно им выдаёт, обычно не относятся к детям, подросткам, не достигшим этого самого возраста.

Таким образом, этот вопрос остаётся неоднозначным. И обычно мы делим своё детство на реальное детство и отрочество— некий переход от ребёнка к взрослому.

Дети в искусстве

В греческом искусстве можно встретить изображения детей, однако позже они исчезают

Римляне относились к детям уже с меньшим вниманием. Детство перестаёт быть значимым, а поведение легендарных детей не отличается от поведения взрослых вымышленных персонажей

Требования, которые предъявлялись к члену сообщества в средневековой деревне, не слишком отличались от тех, что существовали в доисторическом мире, пусть даже способы производства и ведения хозяйства стали иными.

На средневековых миниатюрах дети не появляются примерно до XII века, а первые их изображения — фигурки с нарушенными пропорциями, уменьшенные копии взрослых. Долгое время иконография детства оставалась по большей части религиозной: если рисовали ребёнка, чаще всего это был младенец Иисус. Светские изображения детей начинают широко распространяться примерно с XV—XVI веков. Эволюцию изображений детей в искусстве рассматривает, в частности, Филипп Арьес в книге «Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке».

Этапы развития детства

Раннее детство

Дети играют на скрипке в групповом сольном концерте, Итака, Нью-Йорк, 2011 г.

Дети на Мадагаскаре , 2011 г.

Ребенок играет на пианино, 1984 г.

Раннее детство следует за стадией младенчества и начинается с раннего детства, когда ребенок начинает говорить или делать шаги самостоятельно. В то время как раннее детство заканчивается примерно в возрасте 3 лет, когда ребенок становится менее зависимым от родительской помощи для удовлетворения основных потребностей, раннее детство продолжается примерно до 7 лет. Однако, согласно Национальной ассоциации образования детей младшего возраста , раннее детство также включает младенчество. На этом этапе дети учатся, наблюдая, экспериментируя и общаясь с другими. Взрослые контролируют и поддерживают процесс развития ребенка, что затем ведет к его самостоятельности. Также на этом этапе между ребенком и опекуном создается сильная эмоциональная связь. В этом же возрасте дети также поступают в дошкольные учреждения и детский сад, а значит, и их социальную жизнь.

Среднее детство

Среднее детство начинается примерно в 7 лет, что примерно соответствует возрасту начальной школы. Он заканчивается половым созреванием (около 12 или 13 лет), который обычно отмечает начало подросткового возраста. В этот период дети развиваются социально и умственно. Они находятся на той стадии, когда они заводят новых друзей и получают новые навыки, которые позволят им стать более независимыми и повысить свою индивидуальность. В среднем детстве дети вступают в школьные годы, где им предоставляют другую обстановку, чем они привыкли. Эта новая обстановка ставит перед детьми новые задачи и лица. При входе в школу выявляются психические расстройства, которые обычно не замечаются. Многие из этих расстройств включают: аутизм, дислексию, дискалькулию и СДВГ. Специальное образование , наименее ограничивающая среда , реакция на вмешательство и индивидуальные планы обучения — все это специализированные планы помощи детям с ограниченными возможностями. Среднее детство — это время, когда дети начинают понимать ответственность, и их начинают формировать их сверстники и родители. В это время приходят хлопоты и более ответственные решения, равно как и социальное сравнение. Наряду с социальным сравнением идет социальная игра. С социальной игрой приходит обучение и преподавание. Во время социальной игры дети учатся и учат друг друга, часто посредством наблюдения.

Подростковый возраст

Подростковый возраст обычно определяется как период от начала полового созревания до достижения совершеннолетия: в основном соответствует подростковому возрасту (13-19). Однако половая зрелость обычно начинается до подросткового возраста. В некоторых культурах подростковый возраст считается частью социального детства, поскольку большинство подростков по закону считаются несовершеннолетними. Начало подросткового возраста вызывает различные физические, психологические и поведенческие изменения. Конец юности и начало взрослой жизни различаются в зависимости от страны и функции, и даже в пределах одного национального государства или культуры могут быть разные возрасты, в которых человек считается достаточно зрелым, чтобы общество могло поручить ему выполнение определенных задач.

Как моё детство формирует меня?

В детстве может возникать множество ситуаций, которые могут показаться незначительными, но оказывают большое влияние на то, какие мы сейчас. Вот лишь несколько примеров:

  • Семья, которая оказывает поддержку всем её членам, особенно детям, скорее всего, вырастит успешного во всех областях человека, и наоборот. Если в вашем детстве ваши родители плохо заботились о вас, и воспитывали вас в недружелюбной среде, скорее всего вы можете вырасти, не доверяя окружающему миру. Конечно, бывают исключения.

  • Чрезмерно заботливый родитель, который контролирует всё, что вы делаете, душит любые ростки самостоятельности, может вырастить вас слишком зависимым от других, от их мнения и одобрения. Безусловно, любой здоровый родитель должен защищать своего ребёнка и создавать безопасную среду, но при этом маленький человек должен иметь возможность принимать самостоятельные решения и иметь некоторую независимость, увеличивающуюся с возрастом.

  • Ребёнок, который переживает развод своих родителей в раннем возрасте, может иметь проблемы с отношениями, когда вырастет. Он может чувствовать себя неуверенно или бояться, что его партнер предаст его, бросит, изменит. Кроме того, дети часто склонны брать ответственность за развод родителей на свой счёт, в силу нормального эгоцентрического мышления. Ставить себя на место другого и объективно оценивать ситуацию они пока не могут. Это также может наложить отпечаток на самооценку и желание избегать отношений в принципе.

  • У детей, подвергающихся суровым телесным наказаниям, могут развиться проблемы с принятием и выражением негативных переживаний, с агрессивностью, они могу развить у себя мышление жертвы или,наоборот, решить, что все проблемы можно решить с помощью грубой физической силы. И прав тот, кто сильнее в данный момент.

  • Детская травма

Полученная в любом возрасте травма может повлиять на вашу жизнь, но в полученная в детстве оказывает влияние на само формирование вашей личности. Травма может быть физической, психологической или сексуальной, и может привести к низкой самооценке, склонности к насилию или виктимизации, другим негативным последствиям.

В детском возрасте наш мозг ещё только развивается и мы воспринимаем всё «как есть» без критического осмысления. Мы не можем отказаться от опыта, сказать себе: «Мне это не подходит». Весь пережитый опыт формирует наш мозг, наши привычки, способы реагирования, паттерны поведения. Если кто-то постоянно унижает взрослого, тот может понять, что это мнение лишь одного человека, и можно постараться прекратить конфликт, для этого у взрослого есть различные инструменты, если же это невозможно, можно прекратить общение или на вербальном уровне, или, что лучше всего, на физическом. Ребёнок, которого регулярно подвергает унижениям значимый взрослый — родитель, опекун, воспитатель, учитель верит, что это слова истины, что поведение взрослого верное, так как другого опыта у него нет, и в будущем ему будет крайне сложно осознать, что именно происходило в его детстве, осознать, что это было неправильным, и избавиться от негативных установок.

Детская травма довольно распространённое явление, огромное количество взрослых людей испытывали на себе ту или иную форму жестокого обращения или тяжёлую ситуацию в детстве.

Если вы пережили детскую травму — есть надежда. Помогите своему внутреннему «ребёнку» осознать, что с ним обращались жестоко, понять, что его вины в этом нет, избавиться от негативных установок, и пересмотреть всё случившееся как опыт, а не как травму. Если вам сложно сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к опытному специалисту.

Этапы детского возраста.

Детство делится на две части: раннее и среднее.

Когда начинается раннее детство? Это дискуссионный вопрос. Некоторые считают, что младенчество не является детством, это отдельный этап жизни. Большинство из нас не может вспомнить ничего до 3 лет, так что это имеет смысл. Однако другие учёные считают, что детство включает и младенчество. Несмотря на это, возраст, когда заканчивается раннее детство заканчивается примерно в 6-7 лет.

На этапе раннего детства дети учатся взаимодействию с окружающими преимущественно в игре. Они играют друг с другом, экспериментируют с окружающим миром, а взрослые постоянно наблюдают за ними. Это та стадия, когда ребёнок и его родители или опекуны очень тесно связаны.

Среднее Детство

Среднее детство начинается, примерно в 7-8 лет и заканчивается в подростковом возрасте. На этом этапе дети начинают понемногу взрослеть. У них появляется иное социальное окружение: постоянные друзья, соученики, учителя, преподаватели. Их таланты могут проявиться, они уже могут самостоятельно выполнять определённые задачи.

Отрочество

Как упоминалось ранее, именно тогда биологически заканчивается детство. Однако в обществе многие считают подростков детьми. Их тела созревают, но они всё ещё считаются слишком безответственными, чтобы жить самостоятельно или выполнять определённые взрослые задачи. На этом этапе они больше узнают о своей сексуальности, и их социальные связи и независимость продолжают расти.

Это основные стадии детства. Как видите, здесь присутствует некоторая субъективность. Вы можете включить или исключить своё младенчество или отрочество

С учётом всего вышесказанного, как сильно влияет ваше детство, на формирование вашей личности? Мы знаем, что это важно, но насколько это важно?

Временной диапазон, возрастные диапазоны

Термин « детство» неспецифичен по своему временному диапазону и может означать различные годы в человеческом развитии. Это может относиться к периоду от младенчества до взрослой жизни или к периоду от рождения до половой зрелости .

В правовых системах многих стран существует возраст совершеннолетия, когда детство по закону заканчивается, и человек становится взрослым по закону, который варьируется от 15 до 21 года, причем 18 лет является наиболее распространенным.

Глобальный консенсус в отношении детства — это Конвенция о правах ребенка (КПР).

Ожидаемая продолжительность детства указывает промежуток времени, в течение которого ребенок должен прожить детство.

Восемь жизненных событий, описанных организацией « Спасите детей » как «крайние точки детства» : смерть, крайнее недоедание, крайнее насилие, конфликт, вынуждающий перемещение, дети, не посещающие школу, детский труд, дети, имеющие детей, и детские браки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.