- Можно ли шлепать детей?
- «Аплодисменты» — для неуверенных детей
- Природа детской агрессивности
- Проявления агрессии у детей
- Еще по теме «Поведение ребенка: как уменьшить тревожность и агрессию у ребенка с помощью игр»:
- Про агрессию
- агрессия 8 лет
- Агрессия
- Агрессия? Помогите советом
- Как реагировать на агрессию и неприемлемое поведение?
- Агрессия в 4,5 года — что делать?
- Агрессия!!!!
- Как ребенку помочь проявить злость
- Агрессивный ребёнок
- Агрессивные игры — вред развитию ребёнка?
- Можно ли разрешать агрессивные игры?
- А если это все вы уже слышали/читали и даже пробовали, но у вас это «не работает»?
- Игры и упражнения, которые помогут ребенку выплеснуть злость:
- ***Упражнение «Эмоции».
- *** Игра «Салют».
- *** Игра «Каракули».
- *** Нарисовать свою злость.
- «Жили-были…» — игра для закрытого ребенка
- Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
- Компьютерные игры повышают агрессивность у детей?
- Разделяем агрессию, злость, гнев и обиду
Можно ли шлепать детей?
Я считаю, что физическое наказание детей необходимо.
Я считаю, что физическое наказание в долгосрочной перспективе несет вред, в том числе повышает агрессию ребенка.
Какой ответ вы предпочли?
Наше отношение к шлепкам глубоко амбивалентно. С одной стороны, общество принципиально осудило этот метод воздействия, специалисты (в том числе Американская академия педиатрии) его не рекомендуют, в 32 странах рукоприкладство запрещено. С другой стороны, и в Великобритании, и в США исследования показали, что более трети родителей по крайней мере раз в месяц подымают руку на ребенка.
Страсти в этом споре разгораются все сильнее, так что прежде, чем продвигаться дальше, давайте проясним, что называется «шлепком». Речь идет о несильном ударе открытой ладонью, обычно по руке или попе ребенка, не причиняющем долговременного вреда. Ныне почти все согласны в том, что более сильные методы воздействия, не говоря уж о порке, которая еще два поколения назад регулярно применялась в школе, недопустимы.
Данных, что дети, которых шлепали, вырастают агрессивными, тоже хватает. Но вот вопрос: дети становятся агрессивными оттого, что их шлепают, — или шлепки чаще достаются именно агрессивным детям?
Чтобы это выяснить, нужно поверить наши соображения долгосрочным исследованием, в котором учитывался бы изначальный уровень детской агрессии. То есть сначала мы отбираем детей, которых на данный момент а) шлепают и б) не шлепают, убеждаемся, что в среднем обе группы имеют одинаковый уровень агрессии и других интересующих нас показателей, а затем сравниваем их состояние уже в другой момент, спустя месяцы или годы. В итоге мы убеждаемся, что дети из группы, которую регулярно шлепают, действительно проявляют бóльшую склонность к агрессии (правда, в этом исследовании к агрессии относили также нарушение общепринятых правил, антиобщественное и строптивое поведение), а также к депрессии, тревожности и стрессу.
Но — и существенное но — в том, что разница между отшлепанными и неотшлепанными при всей статистической значимости практически ничтожна.
Если детей не шлепать, они проявляют меньшую агрессию, но разница крайне мала, и к тому же 47% неотшлепанных детей, наоборот, более агрессивны, чем те, кого не шлепают (если бы это число составило 50%, то это означало бы, что обе группы одинаково агрессивны).
Два альтернативных наказания — крики и неосуществляемые угрозы — дают примерно такой же результат: чуть более высокий уровень детской агрессии. Позитивное воздействие, то есть объяснение, почему такой-то поступок нехорош, или похвалы за хорошее поведение вместо наказания за плохое вообще не имеют никаких последствий. Полагаю, на этом основании следовало бы предпочесть позитивное воздействие, хотя, как мы видим, победитель не добивается никакого результата, что, на мой взгляд, трудно назвать победой.
Так что же делать родителям? На практике большинство родителей делают выбор между шлепками и словами, исходя из личных предпочтений, и приведенные выше исследования показывают, что такой подход правилен. И сколько бы ни пылали страсти, ни шлепки, ни их отсутствие, по-видимому, не окажут серьезного влияния на будущее вашего ребенка.
«Аплодисменты» — для неуверенных детей
Тревожным, неуверенным в себе, испытывающим проблемы в общении детям будет очень полезна следующая игра. Она очень проста, но при этом имеет большой энергетический и психотерапевтический потенциал. Игру желательно проводить в компании сверстников ребенка или тех людей, с которыми он много общается. Играющие встают в круг. Ведущий объявляет, что сейчас всем представится замечательная возможность поприветствовать великого ученого (актера, художника, педагога и т. д.), и называет имя ребенка, которого просит выйти в центр круга. Все остальные встречают «знаменитость» громкими аплодисментами, улыбками и дружескими рукопожатиями.
Природа детской агрессивности
В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».
Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния.
1. «Погода в доме»
Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший».
2. Сомнительные методы воспитания
Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка (полезно для мам: что делать, если вы постоянно кричите на своих детей), бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.
3. Неблагополучная атмосфера в садике или школе
Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей.
5. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций
Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы (см как правильно на капризы реагировать), крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»).
6. Высокий уровень тревожности у ребенка
Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя – упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.
Проявления агрессии у детей
Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях:
- драки;
- укусы;
- попытки пинать, бить родителей;
- обзывательства и грубые выражения;
- агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой);
- ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки;
- подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует.
Еще по теме «Поведение ребенка: как уменьшить тревожность и агрессию у ребенка с помощью игр»:
Про агрессию
Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы…
агрессия 8 лет
агрессия 8 лет. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики
Не важно близкие или чужие дети. Причиняет боль в играх, в просто общении «ты это делаешь не так, а надо вот так» при этом сильно схватив за руку или ударив-пнув ногой
Агрессия
Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Агрессия у ребенка — что почитать по этому поводу? Какие техники есть? То есть как очень возможный вариант, ее агрессия -это тревожность и неуверенность.
Агрессия? Помогите советом
Агрессия ? Помогите советом. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Агрессия ? Помогите советом. Сын 4 лет время от времени агрессивно ведет себя с разными людьми. На мой взгляд, сознательно, с некоторым даже удовольствием.
Как реагировать на агрессию и неприемлемое поведение?
Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Если ребенок к этому возрасту не попробовал себя в режиссерской игре, то достаточно 6 причин агрессивного поведения у детей «. Как реагировать на плохое поведение чужих детей ?
Агрессия в 4,5 года — что делать?
Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Агрессия в 4,5 года — что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал Сегодня в детском саду мне сказали, что моему ребенку, возможно, требуется помощь опытного…
Агрессия!!!!
ребенка уровень агрессии. 5
не воспринимает окружающих, как чувствующих людей — обращать внимание ребенка на любое проявление эмоций у него и 6 причин агрессивного поведения у детей. Агрессивный ребенок : возраст, темперамент или сигнал родителям? Версия для печати
Как ребенку помочь проявить злость
1. Для начала ответьте на вопрос: «Можно ли в вашей семье проявлять злость? В какой форме можно, а в какой запрещено?»
Если вы сами злость не проявляете, то ребенок всегда будет чувствовать фальш, какие бы вы способы преодоления злости не предлагали. Поэтому научитесь чувствовать. Иногда клиенты в психотерапевтическом кабинете работают над этими месяцами. Поэтому не ожидайте от себя и от ребенка быстрого обучения чувствованию.
2. Будьте открытыми для диалога. Расскажите о прожитом дне (кто приходил к вам на работу, что вы делали дома, что купили в магазине). Спрашивайте у своего ребенка, чем он занимался, с кем дружил, с кем сорился, с кем сидел и бегал на переменке. Диалог – начало пути другу к другу.
3. Используйте язык чувств. Например: «Мне сегодня в транспорте наступили на ногу, и я так разозлилась», «Сегодня попала в такую пробку, я злилась и рычала в машине от бессилия», «Сегодня мне сделал замечание начальник, мне было так обидно», «Я смотрела сегодня на солнце и вспоминала тебя, чувствовала любовь и счастье, что ты у меня есть».
4. Для детей до 7 лет предлагайте варианты чувств. Например: «Похоже ты расстроен?» «Возможно, тебе грустно?». Дети постарше сами способны назвать свои чувства самостоятельно, задавая вопросы: «А что ты чувствовал?» «Какое было у тебя настроение?».
5. Учите в любой конфликтной ситуации говорить от своего имени. Вместо «Ты – плохой» — «Мне не нравится, что ты сделал, я злюсь на тебя».
Сообщайте ребенку: любой человек в любой ситуации имеет право чувствовать те переживания, которые он испытывает. Хороших или плохих чувств не бывает
Важно, говорить о своих чувствах, не держать в себе
Агрессивный ребёнок
Почему дети играют в агрессивные игры?
- Их окружает достаточно агрессивная среда: и реальная, и виртуальная (компьютерные игры, кино, мультики).
- Родители, опасаясь, что их дитя кто-то обидит, научают применять силу, «давать сдачу», провоцируя совсем не мирный способ решения детских разборок.
Иногда провоцирующие агрессию и откровенно агрессивные поступки взрослых вообще трудно разумно объяснить. К примеру, расчленение животных в зоопарках западной Европы в присутствии детей.
Агрессивные игры — вред развитию ребёнка?
Агрессивные впечатления, полученные в продолжение дня, должны быть как-то отработаны и пережиты. В детском саду, школе детям приходится соблюдать рамки приличия, проявляя сдержанность. Поэтому дома, где ребёнок чувствует себя в безопасности, можно разрядиться. Не отреагированные переживания проигрываются, конечно, дома.
Делается это во время игры: машины попадают в аварии, города разрушаются, с родственниками любого возраста заводятся скандалы. Агрессивные игры порой повторяются с завидной регулярностью.
Можно ли разрешать агрессивные игры?
Психолог Стюарт Браун, занимающийся исследованием игры, утверждает необходимость агрессивных игр в разумных границах.
Ребята, испытывающие потребность в агрессивных играх, но не имевшие возможности в них играть, вырастая, труднее контролируют случающиеся с каждым позывы к насилию. Примеров агрессивного поведения и даже преступлений «благополучных» подростков в жизни немало.
Так что побеситься время от времени детям давать надо. Так мы сохраним эмоциональное благополучие малыша.
Когда же агрессивные игры не прекращаются, и чадо играет только так, есть повод задуматься: пересмотреть обстановку (особенно, что смотрит ребёнок по телевизору), общение с ним. В этом случае полезно учить малыша играть в игры с правилами.
Существуют конструктивные выходы агрессии. Предложенные игры помогают ребёнку снять и вербальную, и физическую агрессию.
А если это все вы уже слышали/читали и даже пробовали, но у вас это «не работает»?
«Не работать» может, потому что:
- Злости и/или агрессии у ребенка слишком много
- Злость, которая долгое время не находила выхода может быть очень сильной и приносить окружающим ущерб, увечья, вызывать жалобы учителей и родственников. И как следствие порождать «ярлыки», с которыми ребенку остановится еще сложней: «неуправляемый», «невозможный», «агрессор».
Список можно продолжать…
Что важно знать?
Ребенок не строит план, как обидеть. Он случайно выбрал такой способ «общения», потому что для него он был самым простым в какой-то сложный период.
Ребенок меняется, учится, познает и, как губка, впитывает. Он изменчив и лабилен. Напитайте губку любовью и повесьте другой ярлык.
Другого способа сказать нет, отстоять свои границы защитить себя или привлечь внимание он просто не знает. Иногда тревоги слишком много
А иногда обиды на все «человечество». Причин много. В анализе их будет полезен детский психолог, однако знания о том, что всему есть причина, помогают отнестись к агрессии с пониманием
Иногда тревоги слишком много. А иногда обиды на все «человечество». Причин много. В анализе их будет полезен детский психолог, однако знания о том, что всему есть причина, помогают отнестись к агрессии с пониманием.
Все мы разные. Ребенок не обязательно должен быть таким же быстрым, как родители, не обязательно усидчивым, как его старшие братья и сестры. Он может быть другим.
Игры и упражнения, которые помогут ребенку выплеснуть злость:
***Упражнение «Эмоции».
Показать картинки с эмоциями, узнать какое настроение. Желательно картинки показывать утром и вечером. После того, как ребенок укажет свое настроение, спросить почему оно такое.
*** Игра «Волны».
Игра в ванной. Предложите ребенку сделать волны на воде, волны можно делать воздухом (дуть на воду) или руками.
*** Игра «Салют».
Порвать бумагу на мелкие кусочки и бросать их вверх, затем вместе собирайте.
**Нужно запастись бумагой и дать ему возможность порвать столько бумаги, сколько он захочет. На каком-то этапе ребенок должен остановиться сам (иногда это бывает после того, как вся комната оказалась в бумаге).
*** Игра «Каракули».
Ребенок поднимает руки вверх и на потолке рисует разводы, линии, фигуры в произвольной форме. Чем интенсивней движения, тем лучше. Затем все то же делает на листе бумаги ручкой, карандашами и фломастерами. Это и будут «каракули».
*** Нарисовать свою злость.
Для этого у ребенка должны быть различные инструменты: карандаши, фломастеры обычные и маркеры, краски, ручки. Так, например, нарисовала свою злость моя маленькая клиентка. (картинка агрессия в рисунке)
***Часто дети входят в азарт, их трудно остановить. К этому нужно подготовиться заранее (запастись достаточным количеством бумаги, влажными салфетками для уборки, приготовить точилку и т.д.), желательно не останавливать ребенка и выход его эмоций.
«Жили-были…» — игра для закрытого ребенка
Эта игра поможет вам коснуться проблем в поведении ребенка, максимально обходя его защитные механизмы и закрытость. Дотошно пытаясь докопаться до причины очередного обмана, в сотый раз задавая вопрос: «И почему же ты опять соврал?», вы вряд ли добьетесь положительного результата. Более эффективный способ предлагает данная игра. Попробуйте вместе с ребенком сочинить историю о мальчике (или девочке), который был очень похож на вашего малыша и которого даже звали так же. Пусть ребенок начнет рассказывать о том, как жил вымышленный герой, а вы направляйте историю, вставляя проблемные ситуации, схожие с теми, которые актуальны для вас. Ребенок же должен описать чувства и переживания персонажа, обозначить его желания и мотивы, а также поведать о том, как герой справляется со сложной проблемой.
Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
Если агрессия вербальная.
Чаще это звучит как: «ты плохой/плохая», «ненавижу тебя». Мой ребенок любит вербально «сливать меня в унитаз».
Будьте спокойными и проговорите его чувства. «Ты злишься сейчас? Я понимаю, на твоем месте я б тоже злилась».
Ребенку важно безопасно злиться, «разрушать» мать и отца, но при этом не получать возмездие. Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д
Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д.
Если ребенок дерется, бросает вещи.
Поможет тоже самое, но обозначьте границы: «Бить животных/маму/сестру нельзя». Я могу тебе предложить побить подушку, игрушку, помять пластилин, смять бумагу и т.д.
Когда ребенок успокоился обязательно обнимите. А лучше обнимите с самого начала. Главное – быть с ребенком рядом в эти моменты. Принять его чувства, не осуждая, не боясь, не убегая в другую комнату и не отстраняя его. Если ребенок вас не слышит попытайтесь переключить его. Включите музыку, похлопайте в ладоши, спойте, прочтите стих. Сделайте то, что он не ожидает.
А дальше расставляем все точки: «Ты очень разозлился на то, что я не попросила выключить телефон. Я понимаю, что ты очень любишь играть. Но нам нужно спать».
Ребенок успокоился, но говорить не хочет? Просто тихо посидите рядом, чтобы ваш малыш знал, что вы рядом.
Аутоагрессия
Отдельно стоит поговорить про аутоагрессию. Это действия, которые направлены не во вне, а на себя.
Грызение ногтей, царапанье кожи, нанесение увечий, самобичевание, а в самых тяжелых случаях – и попытки суицида. Зачастую ребенок, который направляет агрессию против себя, сначала пробовал направить вовне, но получил сильный отпор, не обязательно физический, но нравственный (когда злиться бывает почему-то очень стыдно, неприемлемо).
Делать с аутоагрессией необходимо все то же, что со злостью. Принимать, проговаривать и проявлять. Ну и про помощь психолога не забывайте.
Компьютерные игры повышают агрессивность у детей?
Итак, шлепки дают — и то под вопросом — незначительное увеличение детской агрессии. А как другой давний ее виновник, компьютерные игры? Вопрос существенный, ведь это большой бизнес, и во многих странах, в том числе в США, индустрия игр по финансовым параметрам превосходит и музыку, и кино.
Эта проблема широко обсуждается в научной литературе, но, скорее всего, правильный вывод окажется все тот же: эффект есть, но он исчезающе мал. Если вглядеться в реальные проявления агрессии (и нужно еще сделать поправку на то, что люди с агрессивными тенденциями охотнее играют в игры с элементами насилия), то результат примерно совпадет с данными по отшлепанным и неотшлепанным детям.
Вероятно, интереснее было бы присмотреться (хотя СМИ на это почти не обращают внимания) к положительному эффекту видеоигр. Ряд исследований показал, что игры повышают способность визуализировать пространство, улучшают память и зрительно-моторную координацию. В одном исследовании выяснилось даже, что хирурги, играющие на досуге в видеоигры, делают на 32% меньше ошибок и оперируют на 24% быстрее, чем не играющие.
Некоторые игры также способствуют социальному взаимодействию: одно исследование обнаружило, что 2% познакомившихся в интернете пар встретились именно в виртуальных игровых мирах (например, World of Warcraft).
А вот самый впечатляющий результат: в одном опыте дети-дислексики после 12 часов игры в Rayman Raving Rabbids на Nintendo Wii стали лучше читать — вероятно, потому что игра помогает сосредоточиться. И напоследок о личном: все, что я знаю о терпении, упорстве, умении справляться с проблемами, я усвоил, играя в Lemmings на Amiga.
Итак, мой совет родителям: вряд ли вы сумеете отвратить детей от агрессивных видеоигр, но попытайтесь уговорить их добавить и сколько-то интеллектуальных. А если не удастся, утешайтесь мыслью, что зрительно-моторная координация у них постепенно достигнет совершенства.
Разделяем агрессию, злость, гнев и обиду
Злость – это чувство, возникающее, как реакция на окружающую среду. Злость может быть выражена мимикой, жестами, словами «Я злюсь».
Гнев – сильная злость в виде всплеска, носит временный характер.
А вот агрессия – это действие, направленное на нанесение вреда вербального (оскорбления, угрозы) или физического (удары, разрушение вещей, предметов, кусание и т.д.). У детей нет навыков осмысления собственных чувств, поэтому злость может быстро переходить в агрессивные действия. Отсюда, собственно и способ предотвратить агрессию – выплеснуть злость.
Злость может быть ситуативной, то есть возникнуть сразу после события. Злящийся ребенок выглядит не так как взрослый, он:
- сжимает руки, напрягает тело
- говорит громко или слишком тихо
- плачет и обижается
Обида – это своеобразная маскировка злости, злиться иногда страшно/опасно/непривычно, когда в социальных умах звучит фраза «на родителей злиться нельзя», «веди себя прилично» и так далее.
Помимо перечисленных выше признаков, злость, которая не находила выход длительное время проявляется также:
- в беспокойном сне, частом просыпании, ночных кошмарах
- в негативизме (нежелание выполнять просьбы, использованием частицы нет)
- в тике, энурезе.*Здесь сделаю ремарку – причиной появления тиков и энуреза могут быть разные чувства, с которыми лучше разбираться в кабинете психолога. Однако наличие энуреза (ночного или дневного недержания мочи) повод поразмышлять о том на что (или на кого) ребенок может злиться.