- Поскольку вы здесь…
- Настольный хоккей или компьютерная стрелялка
- Природа детской агрессивности
- Проявления агрессии у детей
- «Бумажный дождь» — игра для тревожных и агрессивных детей
- «Жили-были…» — игра для закрытого ребенка
- Агрессивный ребёнок
- Агрессивные игры — вред развитию ребёнка?
- Можно ли разрешать агрессивные игры?
- Игры – выпускаем пар
- Профилактика детской агрессии
- Игра «Обзывалки»
- Игра «Толкалки»
- Игра «Маленькое привидение»
- Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный
- Как бороться с агрессией ребенка
- Как ребенок мыслит
- Времена героев и однозначных смыслов закончились
- Еще по теме «Детская агрессия и наказания»:
- Когда ребенок может ударить другого, у кого какие правила?
- про «убью» и пользу порки
- Могут ли агрессивные игрушки повлиять на психику
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.
Настольный хоккей или компьютерная стрелялка
Если ребёнок играет в онлайн игру, где есть уже заложенный «злодейский» сценарий, то здесь он оказывается в игре не по своим правилам. Но, напомню, агрессивные импульсы есть у всех людей, это нормально. Все мы сталкиваемся в той или иной мере с фрустрацией, когда наши потребности не могут быть удовлетворены. И вот, эти наши сдерживаемые импульсы накапливаются, и возможность их разрядить не так уж плоха. Взрослый для этого играет в свои «игры» — секс, юмор, те же компьютерные игры, алкоголь — это все способы «разрядиться». Ребёнок получает такую возможность в игре.
Даже если с самооценкой ребёнка все нормально, вокруг атмосфера поддержки, тепла и любви, он все равно вынужден сдерживать свои импульсивные желания. Например, когда родитель ему говорит: «Машенька, уже поздно, давай выключать мультик и идти чистить зубки». Машеньке надо сдержать свое желание смотреть мультик до потери пульса и идти туда, куда посылает мама, которую она любит, она у неё хорошая и добрая, и расстраивать ее не хочется. И поэтому если ребенок в игре покидается морковкой в птичек или популяет в кого-то из чего-то ради просто ощущения «ого, у меня получилось! я в цель попала!», это не будет иметь каких-то агрессивных последствий в отношении людей и живых птиц. Это будет просто манипуляция с объектами игры, удовольствие от своих, скажем так, высших психических функций — мелкой моторики, концентрации внимания, скорости реакции, настойчивости. Больше ничего.
В этот момент ребенок, выполняя игровую функцию-задачу, не в состоянии еще и думать об нравственной составляющей, это слишком для его интеллектуальных возможностей. Это совершенно то же состояние, как если бы он играл в настольный хоккей и пытался «агрессивно» выиграть у папы. Ребёнок вполне разделяет мир живых людей и существ, обладающих психикой, и мир игрушек, неживых объектов. Он не думает, что его медвежонок живой. Он играет с ним, как с живым, но он в курсе, что если игрушки вдруг ночью оживут, то это будет какое-то нереальное волшебство.
Природа детской агрессивности
В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».
Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния.
1. «Погода в доме»
Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший».
2. Сомнительные методы воспитания
Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка (полезно для мам: что делать, если вы постоянно кричите на своих детей), бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.
3. Неблагополучная атмосфера в садике или школе
Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей.
5. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций
Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы (см как правильно на капризы реагировать), крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»).
6. Высокий уровень тревожности у ребенка
Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя – упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.
Проявления агрессии у детей
Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях:
- драки;
- укусы;
- попытки пинать, бить родителей;
- обзывательства и грубые выражения;
- агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой);
- ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки;
- подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует.
«Бумажный дождь» — игра для тревожных и агрессивных детей
Эта игра очень полезна не только для тревожных, но и для агрессивных детей, так как позволяет выразить свои эмоции (гнев, страхи и т. д.) в социально приемлемой форме. Для игры потребуется много ненужных газет или другой бумаги. Желательно, чтобы игра проходила в просторном помещении, а действия ребенка были максимально спонтанными. Вначале взрослый предлагает ребенку просто рвать бумагу, причем хорошо, если взрослый будет включен в процесс наравне с ребенком. Затем, собрав получившиеся куски в одну кучу, можно устроить бумажный дождь или поиграть в снежки. Можно устроить соревнование по перекидыванию бумажных шариков. Для этого нужно разделить комнату на две части и распределить поровну бумажные шарики. По команде игроки должны перекидывать бумажные шарики со своей территории на территорию «противника».
«Жили-были…» — игра для закрытого ребенка
Эта игра поможет вам коснуться проблем в поведении ребенка, максимально обходя его защитные механизмы и закрытость. Дотошно пытаясь докопаться до причины очередного обмана, в сотый раз задавая вопрос: «И почему же ты опять соврал?», вы вряд ли добьетесь положительного результата. Более эффективный способ предлагает данная игра. Попробуйте вместе с ребенком сочинить историю о мальчике (или девочке), который был очень похож на вашего малыша и которого даже звали так же. Пусть ребенок начнет рассказывать о том, как жил вымышленный герой, а вы направляйте историю, вставляя проблемные ситуации, схожие с теми, которые актуальны для вас. Ребенок же должен описать чувства и переживания персонажа, обозначить его желания и мотивы, а также поведать о том, как герой справляется со сложной проблемой.
Агрессивный ребёнок
Почему дети играют в агрессивные игры?
- Их окружает достаточно агрессивная среда: и реальная, и виртуальная (компьютерные игры, кино, мультики).
- Родители, опасаясь, что их дитя кто-то обидит, научают применять силу, «давать сдачу», провоцируя совсем не мирный способ решения детских разборок.
Иногда провоцирующие агрессию и откровенно агрессивные поступки взрослых вообще трудно разумно объяснить. К примеру, расчленение животных в зоопарках западной Европы в присутствии детей.
Агрессивные игры — вред развитию ребёнка?
Агрессивные впечатления, полученные в продолжение дня, должны быть как-то отработаны и пережиты. В детском саду, школе детям приходится соблюдать рамки приличия, проявляя сдержанность. Поэтому дома, где ребёнок чувствует себя в безопасности, можно разрядиться. Не отреагированные переживания проигрываются, конечно, дома.
Делается это во время игры: машины попадают в аварии, города разрушаются, с родственниками любого возраста заводятся скандалы. Агрессивные игры порой повторяются с завидной регулярностью.
Можно ли разрешать агрессивные игры?
Психолог Стюарт Браун, занимающийся исследованием игры, утверждает необходимость агрессивных игр в разумных границах.
Ребята, испытывающие потребность в агрессивных играх, но не имевшие возможности в них играть, вырастая, труднее контролируют случающиеся с каждым позывы к насилию. Примеров агрессивного поведения и даже преступлений «благополучных» подростков в жизни немало.
Так что побеситься время от времени детям давать надо. Так мы сохраним эмоциональное благополучие малыша.
Когда же агрессивные игры не прекращаются, и чадо играет только так, есть повод задуматься: пересмотреть обстановку (особенно, что смотрит ребёнок по телевизору), общение с ним. В этом случае полезно учить малыша играть в игры с правилами.
Существуют конструктивные выходы агрессии. Предложенные игры помогают ребёнку снять и вербальную, и физическую агрессию.
Игры – выпускаем пар
1. «Обзывашки»
Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника “обидным” словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» – «Ваня арбузик!» и т.д.
2. «Пылевыбивалка»
Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.
3. «Подеремся?»
Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.
4. «Обстрел снежками»
Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.
5. «Фейерверк»
Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.
6. «Катаем мячик»
Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.
7. «Шторм»
Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.
8. «Повелитель ветра»
Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.
9. «Упрямый ослик»
Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.
10. «Домашний футбол»
Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.
Читаем еще: Игры, которые учат детей доброте
Чтобы понять, какие из игр более эффективны для вашего ребенка и интересны ему самому, нужно попробовать все варианты. Играя, не зацикливайтесь на том, что вы делаете это для преодоления агрессии
Наслаждайтесь процессом и давайте волю эмоциям – это очень важно для достижения хорошего результата
Профилактика детской агрессии
Игра «Обзывалки»
Цель: помочь ребёнку выразить гнев приемлемым образом с помощью слов.
Заранее договоритесь с ребёнком какие необидные обзывали будете применять: фрукты-овощи, мебель, транспорт. Возьмите мяч.
Инструкция. Сейчас мы будем катать мячик друг другу. У кого мячик, тот и обзывается так: «А ты, …, редиска!»
Условие: в игре обижаться нельзя. Ну, потому что это игра. Играйте в быстром темпе, чтобы не было времени обидеться. Если ребёнок в процессе забудется, то напомните: это игра, не обижайся.
В конце игры скажем приятное друг другу, например, «А ты, …. моя сладкая конфетка!»
От игры в «обзывалки» польза будет также обидчивым детям, а не только агрессивным.
Игра «Толкалки»
Цель: предотвратить физическую агрессию, привить навык контроля своих движений. Игра в паре.
Инструкция. «Встаньте напротив друг друга. Вытяните руки вперёд на уровне плеч и упритесь в ладони друг друга (взрослый должен немного подыграть и руки не вытягивать во всю длину). По сигналу начинайте толкать ладони напарника-соперника. Задача: сдвинуть его с места».
Возможно, он сдвинет вас, у детей иногда такой напор бывает — взрослый не устоит. Тогда предложите вернуться на исходные позиции. Чтобы почувствовать себя устойчиво, отставьте назад одну ногу. Кто устанет, скажет: «Стоп».
Разнообразьте игровое действо: толкайтесь скрещенными руками, только левой рукой, спиной к спине, боками, лбами и так далее.
Игра «Маленькое привидение»
Цель: прожить накопившийся гнев.
Инструкция. «Сейчас мы превратимся в привидений. Вообще-то наши привидения добрые, но захотели пошалить и чуть-чуть друг друга напугать: согните в локтях руки, пальцы растопырьте и скажите страшным-престрашным голосом «У». Начинаем страшилки по хлопку:
- хлопну тихо – говорим «У» тихо;
- хлопну громко, пугать надо громко.
Запомни: привидения добрые и только слегка шутят».
Конец игры: «Здорово поиграли! Достаточно пошалили. Давай снова превратимся в маму и сыночка (дочку)!»
Хорошо, если игра получится радостной. Это главная эмоция детских игр. Чем её больше, тем меньше причин играть в агрессивные игры.
Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный
Агрессия — совершенно естественная реакция человека
Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:
- внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
- негативные эмоции: гнев, страх, обида;
- неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.
Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.
Как бороться с агрессией ребенка
Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:
• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;
• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;
• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;
• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.
• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.
Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.
Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.
Как ребенок мыслит
Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логику и аналитическое мышление, правое – за творчество.
Люди с развитым левым полушарием отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а с правым – склонностью фантазировать и мечтать. Именно из людей с развитым правым полушарием головного мозга получаются люди всех творческих профессий: поэты, художники, писатели, музыканты и т.д.
Есть также отдельный вид людей с одинаково развитыми и правым и левым полушариями.
Как правило, это гениальные или очень неординарные люди.
Специалисты советуют, что изначально в ребенке нужно развивать абстрактное и творческое мышление одновременно и гармонично. Потому что предрасположенность выяснится, как правило, не сразу, а в ходе занятий. Вы просто увидите, с чем ваш ребенок справляется легче.
Обращайте внимание за ходом мышления вашего чада, ибо это поможет ему в его дальнейшей жизни
Времена героев и однозначных смыслов закончились
Истории про героев, классические нарративные сюжеты, с которыми мы идентифицировались, остались в прошлом. Вот однозначно положительный герой и вот его альтер-эго, злодей. Например, Илья-Муромец и Змей-Горыныч или Спайдермен и Доктор Октопус. Плохой персонаж как бы подсвечивает внутренние дефекты хорошего персонажа, и через борьбу с этим несовершенством и злом герой достигает своего триумфа, воцарения – по мысли исследователя сказок В.Я. Проппа. Это классический, нормальный сюжет борьбы в человеке хорошего и плохого начал. Проходишь испытания и становишься кем надо. Добро и зло четко разделены, что такое хорошо и плохо — понятно и всем очевидно.
Но сейчас эта модель перестает работать, исчезают базовые человеческие конфликты, которые определяли смыслы на протяжении огромного количества лет. Герои мультипликационных полнометражек — это не совсем однозначные победители. Шрек – хороший, добрый, любящий, но людоед, любящий болотце, не заморачивающийся на чистоте и далеко не красавец. Моана – герой, но женского рода и весьма строптивого темперамента. Мальчик Коко путешествует по загробному миру, где царит светская жизнь, и даже высшие силы не раскусили обман одного из персонажей, то есть идея высшей справедливости на вечном суде «пролетает» с ветерком. Времена героев, сильных людей с повышенным индексом чистоты, праведности и благородства закончились, наступили времена всеобщего удовольствия и повсеместного «развлекалова». Сегодня уже сложно предположить, что в обществе будет осуждаться и вызывать агрессию, каковы будут критерии толерантности и, соответственно, куда может быть перенаправлена агрессия в ее приемлемом, «экологичном» виде.
Еще по теме «Детская агрессия и наказания»:
Когда ребенок может ударить другого, у кого какие правила?
6 причин агрессивного поведения у детей. Детско -родительские отношения. Ведь, может быть, беспокоящие Вас у него признаки агрессии были связаны как с его Для уменьшения степени агрессивности у детей и подростков проводятся всевозможные тренинги.
про «убью» и пользу порки
Наказания нужны, ищите, что действует на ребенка (у нас это мультики, куда-то пойти), по мере взросления варианты наказаний расширяются, раньше вообще ничего не действовало. Есть литература специальная по детской агрессии. Про прощупывание границ тоже верно.
Могут ли агрессивные игрушки повлиять на психику
Здесь надо разделять игрушки онлайн и офлайн. Вторые — это те, которые у ребёнка в руке, и он с ними играет сам по собственному сценарию. Он активен по отношению к игрушке, то есть фантазирует свою игру. В игре он будет воплощать то, что с ним происходило до этого момента, или то, что он наблюдал в семейном окружении, или то, что увидел в кино или мультфильме. Но это неслучайный выбор. В основе все-таки лежит реальность его жизни, его опыт.
Рассмотрим два противоположных примера. Если родители вовлекают ребёнка во взаимоотношения по типу взрослый — это хороший, правильный, главный, умный персонаж, а ребёнок — непослушный, неправильный, «не дорос ещё» или «ничто и звать никак», то мы увидим один тип игры. Ребенок будет всех «мочить», в игре будут преобладать сцены насилия или агрессии. В этом случае он пытается восстановить свое эго, подвергшееся унижению в семье, стремясь как бы идентифицировать себя с сильной фигурой властного родителя и хотя бы в фантазии восстановить травмированное самоуважение. Возможно, он станет придумывать в игре «хороший» исход, то есть играть в хеппи-энд, — но такая самопсихотерапия редка, чаще мы видим первый вариант.
Второй пример: у ребёнка благоприятное окружение, родители внимательны к его личности, самости, чувству собственного достоинства. Вместо «как тебе не стыдно?” или «ну-ка, убери руки, куда полез!» ребенка мягко направляют и обучают вести себя по-человечески, эту самую человеческую модель адекватных отношений ему и демонстрируя. Например: «Слушай, знаешь, в аптеке не принято распаковывать коробочки, ее может открывать только продавец, такое правило!» Или: «А что, если ты дашь вот эту красную машинку Пете поиграть? Тогда сможешь попросить у Пети его машинку, а просто брать, не спрашивая, не нужно, договорились?» Тогда ребёнку не придут в голову агрессивные сценарии. И даже если у него в руках окажется пистолет или страшная кукла-вампир, то сама его игра будет в стиле «добро побеждает зло», поскольку ему не нужно идентифицироваться в игре с отрицательным, то есть агрессивным персонажем.
Так что если ваш ребенок предпочитает исключительно устрашающие или пугающие игрушки, это действительно повод задуматься. Предполагаю, вы неминуемо будете сталкиваться с его агрессией и в реальной жизни, возможны жалобы других детей или их родителей на ребенка.
Если же ребенок разово увлекся неким спорным персонажем-игрушкой, возможно, дело в том, что он просто посмотрел мультик и хочет в это поиграть. Либо ему нужна подобная вещь для проигрывания отрицательных или амбивалентных чувств, подавляемых частей личности, овладения каким-то ресурсом. Тогда пугаться не стоит.