Игры на повышение самооценки у подростков

Низкая самооценка — откуда?

Основных причин заниженной самооценки несколько. Во-первых, это прямое воспроизведение оценки родителей. Подросток подчеркивает в себе те качества, которые отмечают родители, при этом негативное отношение формирует в нем чувство неполноценности. При такой ситуации могут надолго замолчать его внутренние критерии самооценки.

Во-вторых, это смешанная самооценка. При этом происходит конфликт между собственным «Я», укрепившимся в социальных взаимодействиях, и отголосками родительского видения подростка. Третья распространенная ситуация — когда подросток не видит негативной родительской оценки и трансформирует ее в положительную.

Решение проблемы заниженной самооценки лежит в области психологии. Поэтому часто советы оказываются поверхностными и не приносят пользы. Например, когда говорят: «Просто сделай то, чего боишься — и твоя самооценка повысится». Почему-то автор такого совета не обращает внимания на видимое противоречие: человек вряд ли бы боялся, если бы для него сделать это было действительно просто

Причем неважно, о каком именно деле идет речь: можно опасаться сказать «нет» начальнику, а можно даже не уметь взглянуть собеседнику в глаза

Для формирования картины успеха необходим самоанализ своих качеств и результатов в разных видах деятельности. За счет этого формируется самоуважение, психологическая устойчивость и адекватность.

Звезда квартиры №…

Хотя эта игра призвана помочь малышу, но больше предназначена для взрослых, задача которых состоит в том, чтобы показать малышу всё лучшее в нём, подкрепить его самооценку.
Нужно соорудить посвящённый ребёнку небольшой стенд и договориться, что он будет действовать какое-то время, например, 1-2 недели. За это время ребёнку предстоит стать «звездой квартиры», все домочадцы которой будут отмечать его успехи и достоинства. В центре стенда нужно закрепить фотографию «звезды», вокруг которой наклеить лепестки, на которых будут появляться надписи. Для детей среднего школьного возраста интереснее будет оформить стенд в виде забора, на котором записи можно будет оставлять в произвольном месте и порядке. На оговоренный срок стенд должны украсить надписи от всех членов семьи, относящиеся как к наиболее ценимым качествам характера ребёнка, так и к его добрым делам и достижениям, которые тот сделал в конкретный день

Ребёнок и сам может что-то добавить к комментариям родственников.
Если в семье несколько детей, то и для них нужно сделать подобный же «звёздный» стенд, но только вывешивать их следует по очереди, чтобы каждый ребёнок в свой «период славы» мог чувствовать свою уникальность и исключительность, сполна получая внимание близких в рамках этой игры. Когда срок действия стенда закончится, то ребёнок может забрать его себе на память и при желании повесить в своей комнате

Советы психологов для повышения самооценки у детей

Все родители, без исключения, хотят видеть своего ребенка счастливым, здоровым и самодостаточным. С раннего детства нужно формировать правильное отношение к своему «Я», развивать уверенность в себе, дружелюбие к окружающим. Основные направления в этом задаются следующими действиями родителей:

Ребенок должен ощущать безусловную любовь, чувствовать, что его любят не за какие-то поступки, а просто его самого.
Хвалить за достигнутое и поощрять к новым успехам. Так у ребенка вырабатывается целеустремленность.
Неудачи не должны превращаться в трагедию. Нужно учить ребенка спокойно переживать свои ошибки, взвешивать объективно их причины и делать конструктивные выводы.
Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать его несостоятельность в какой-либо сфере

Нужно акцентировать внимание на тех способностях, которыми он обладает.
Свою значимость ребенок ощутит, если к его мнению будут прислушиваться, принимать его советы. Выполнение посильных задач поднимет его самооценку.

С помощью игр для развития уверенности взрослые и дети смогут постепенно побороть робость и тревожность, повысить самоуважение и чувство значимости в собственных глазах.

Закончи предложение

Родители и другие взрослые могут сколько угодно твердить ребёнку, какой он замечательный, но всё это будет иметь смысл только тогда, когда он сам согласится с их словами и с тем, что у него есть и некоторые достоинства, и вообще, он заслуживает уважения. С помощью предлагаемой игры как раз можно убедиться, принял ли уже ребёнок увещевания взрослых, и отразилось ли это на его отношении к самому себе.
В этой игре используется мяч. Вначале взрослый должен объяснить ребёнку, что когда он будет кидать ему мяч, то одновременно произнесёт начало какой-нибудь фразы. Ребёнок, поймав мяч, должен кинуть его обратно и продолжить фразу самым произвольным образом, но чтобы она сохранила смысл. Все фразы будут относиться к нему. При этом взрослый может несколько раз использовать одни и те же начальные части фраз, а вот ребёнку придётся придумывать каждый раз новые окончания. После этого начинается игра, во время которой взрослый произносит что-то вроде «Я могу…», «Я умею…», «Я хочу научиться…», «Я сделаю…», «У меня получается…». Каждое из подобных начал предложений нужно повторять по несколько раз, благодаря этому у ребёнка отложится в подсознании, что он многим уже владеет, хотя над многим просто не задумывался – значит, он раньше смог этому научиться.

Игры на повышение самооценки ребенка

1. «За что меня любит мама»Цель: повышение уверенности, повышение самооценки, связные с повышением значимости в глазах окружающих ребенка детей.описание: «Все дети сидят в кругу, каждый по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из желающих детей, повторить, за что любит мама каждого присутствующего ребенка. При затруднении другие дети могут ему помощь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли им было узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили».

2. «Чунга – Чанга»цель: дать возможность неуверенным в себя детям оказаться в центре внимания, повысить самооценку.описание: «Путешественник (ребенок с низкой самооценкой) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. На них пестрые юбочки, на шее – бусы, а в волосах – перья. Они весело пританцовывают под музыку В.Шаинского «Чунга – Чанга» вокруг путешественники и поют:Чудо – остров, чудо – остров,Жить на нем легко и просто,Жить на нем легко и просто, Чунга– Чанга!Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

3. «Передай клубочек»цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.описание: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок».

4. «Зеркало»цель: дать возможность проявить активность детям с низким уровнем самооценки.описание: «Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движение. Взрослый следит за правильностью отражения».

«Я могу»цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.описиние: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

«Волшебный стул» (Шевцова И.В).цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.описание: «В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что он означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должно быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне».

  • < Назад
  • Вперёд >

Проверять самооценку с помощью упражнения

В конце хотелось бы поделиться лайфхаком для родителей, как проверить самооценку ребенка самостоятельно. Начертите на листе бумаги вертикальные графы со значениями от 0 до 10, отметьте середину. Это могут быть красота, ум, здоровье, лидерство, сообразительность и обязательно — счастье. Попросите вашего ребенка отметить себя, как он думает, на этих шкалах, сказав, что внизу находятся самые-самые-самые глупые дети (на примере шкалы ума), а наверху — самые умные в мире дети, просто гении.

Пример выполненного упражнения

Приглядитесь к шкале счастья — как ребенок себя ощущает. Можно спросить: «А что должно случиться, чтобы счастья стало побольше, хотя бы на одно деление? Что должно произойти?». Если на этот вопрос ребенок отвечает «чтобы купили приставку или планшет», то всё нормально, можете спать спокойно. Если же ребенок отвечает «чтобы мама с папой перестали ругаться», то я жду вас на прием.

Копилка достижений

Эта отличная игра может и должна перерасти в привычку ребёнка замечать и ценить свои ежедневные маленькие победы. Если систематически пользоваться таким приёмом, то можно реально добиться глобальной цели – поднять самооценку ребёнка. Позднее можно упростить игру – ввести устное обсуждение ежедневных «подвигов» ребёнка.
Нужно подыскать подходящую большую банку или картонную коробку и вместе с ребёнком оформить её так, как он сам представляет вид копилки личных достижений. Он может пожелать нарисовать на ней предметы, по смыслу связанные с понятием «успеха», или ограничиться красивыми узорами. Кроме того, для игры понадобятся небольшие листки бумаги.
После этого нужно договориться с ребёнком, что после возвращения домой он должен припомнить какие-то свои успешные действия за прошедшее время и записать их на листочке. «Подвиги» могут быть самыми разными: получился красивый рисунок на тему «весна», прочитал наизусть стихотворение у доски в школе, угодил бабушке подарком, написал на пятёрку контрольную по математике, за которую очень боялся и т. д. Эти листочки ребёнок должен собирать в копилке достижений

Для ребёнка важно, даже в неудачный день найти что-то положительное, что ему удалось. По мере наполнения копилки ребёнок будет преисполняться гордостью, уверенность в своих силах будет расти

Но для этого домочадцы должны выказывать полное уважение к его достижениям, не допуская пренебрежительности и снисходительности.
В моменты, когда ребёнку покажется, что перед ним возникли непреодолимые трудности или когда он критически начинает оценивать собственные способности, относить себя к неудачникам, ему можно будет обратиться к этой копилке. Она поможет ему вспомнить, что он уже справлялся ранее с преодолением трудностей и добивался успеха, благодаря чему он сможет настроить себя на позитивный лад.Поначалу эту игру можно использовать для общего поднятия самооценки ребёнка, затем уже для повышения уверенности в своих силах в конкретных делах, например, при овладении особенно сложным школьным предметом. Тогда в копилку достижений станут поступать записки о быстром усвоении новой теоремы или разницы между квадратом и прямоугольником.

Особенности игр для повышения самооценки у взрослых

Взрослый человек, столкнувшись с чередой неудач в работе или личной жизни, может потерять уверенность в себе и впасть в уныние. Игры на развитие позитивной самооценки предлагают техники, которые помогают конструктивно подойти к проблемам в своей жизни и решить их:

  1. Развивать те умения и навыки, которыми человек хорошо владеет. Это дает возможность совершенствоваться и достигать успехов на данной стезе.
  2. Общаться с людьми, которые относятся доброжелательно и положительно. Это принесет необходимый заряд уверенности в себе.
  3. Записывать свои действия и чувства, вызванные ими. Стараться объективно анализировать происходящее. На бумаге проще дистанцироваться и оценить реально свой потенциал.
  4. Ставить реальные цели, которые нужно достичь. Начинать день с главных дел, не откладывая их и не давая себе возможности отступить.

Человек начинает адекватно воспринимать себя, получает позитивный заряд. В процессе тренинга растет самоуважение и уверенность в себе.

Больше внимания!

Вашему малышу отлично удаётся играть в догонялки – он самый быстрый в группе? Или ему лучше удаются шахматы? В детстве дошколят самый лучший способ реализоваться и увидеть свои успехи – игра. И, разумеется, положительная оценка со стороны. Не смотрите, что соседский Вася опять быстрее всех едет на велосипеде, зато ваш вон самую высокую башню выстроил!

Учитесь находить положительное в своём ребёнке, не забывайте хвалить его. И помогите ему научиться тому, чем бы он мог гордиться.

Помогают ребёнку стать увереннее в себе различные манипуляции с предметами, исследования, эксперименты. Некоторые из экспериментов (с разрешения воспитателя, разумеется) малыш может продемонстрировать ребятам из группы или деткам во дворе. Спорим, и самооценка у наследника повысится, и друзей станет больше?!

Отлично работает на самооценку совместное чтение и прослушивание музыки с малышом – ему наверняка будет, что обсудить в садике! Особенно, если не будете отмахиваться с недовольным: «Я занята!» Малышу важно ваше внимание и общение, разговаривайте с ним, общайтесь. Обязательно отвечайте на вопросы, которые он задаёт. Старайтесь отвечать понятными для него словами

Старайтесь отвечать понятными для него словами.

Позволяйте ему сделать выбор самому. «Даниил, какой ты хочешь самокат?» — не праздный вопрос. Если вы ограничены в средствах – предложите ребёнку выбор из двух недорогих игрушек.

Берите ребенка с собой, когда едете покупать ему одежду. Спрашивайте.ю что ему больше нравится и какой он хотел бы купить.

Малыш должен ощущать свою значимость!

Игры на повышение уверенности в себе в травмирующих ситуациях

1. «Слепой танец»цель: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения.описание: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будит «слепой». Другой остаются «зрячим» и сможет водит «слепого». Теперь возьмитесь за руки и по танцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 мин). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрывать глаза, успокоить его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению».

2

«Смена ритмов» (программа «Сообщество»)цель: помочь тревожным детям включаться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.описание: «Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре…. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре…

Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопают все реже, считают тише и медленнее».

3. «Гусеница»цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.описание: « Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постарайтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди – стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

4.«Смелый капитан»цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.описание: Тревожный ребенок назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

5. «Разведчики»цель: развитие уверенности в себе, самообладание.описание: «В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд».

6

«Крокодил»цель: развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.описание: «Выбирается водящий – он будет «крокодилом», — вытягивает вперед руки одна на другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть»

«Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

7. «Петушиные бои»цель: способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы.описание: «Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги.Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил».

8. «Толкалки» (Фопель К., 1998)цель: вырабатывать навыки владения собой, уверенности.описание: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Оставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «стоп».Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине».

12. «В снежки»цель: развитие уверенности в себе, снимаются страхи.описание: Содержание остаются таким же, как в предыдущей игре. Дети становятся в две шеренги на расстояния метра и бросают шарики вдруг в друга.Инструкция: «Пришла зима. Вы налепили много снежков и затеяли игру».

Как повысить уверенность в себе

Скажу тебе сразу и прямо: сомневаться в чем-то или быть застенчивым — это не значит быть плохим или непривлекательным. Просто это твоя особенность, одна из черт твоего характера.

Многие люди признаются, что бывают стеснительными и неуверенными. Например, им страшно выступать перед большой аудиторией (совсем как тебе — на детском празднике или у доски перед классом). Им трудно начать разговор или попросить окружающих о чем-то. В присутствии других людей они смущаются и чувствуют себя неуютно. И хочется, как ежику, свернуться в комочек, оставив снаружи одни иголки. А то вдруг обидят? Вдруг скажут что-то недоброе? Или посмеются?

Когда мы стесняемся, нам кажется, что другие люди могут подумать о нас что-то нехорошее — например, что мы ленивые, глупые или неспособные. Мы можем им не понравиться.

Но открою тебе большую тайну: иногда люди о нас вообще ничего не думают. Вообще ничего! Самое главное — не то, что думают о нас другие. Самое главное — что думаем о себе мы сами!

Если ты считаешь себя умным, добрым, способным ребенком, значит, так оно и есть. Если ты считаешь, что нельзя обижать других, говорить им, какие они «неправильные», и высмеивать их недостатки — это очень верно.

Многие люди — даже взрослые — часто спрашивают, как стать сильными и успешными. Есть ли здесь какой-то секрет? Конечно, есть. Весь секрет в том, чтобы верить в себя!

Верить в свои способности, никогда ни с кем себя не сравнивать и думать о себе хорошо. Здесь тебе очень помогут твои родители, твои близкие — если они будут искренне верить в тебя и поддерживать, видеть все замечательное, что в тебе есть, отмечать все успехи, пусть даже самые маленькие, ты вырастешь уверенным в себе и свободным человеком.

Твои человеческие качества, реальные достижения, умения — посмотри, как их много. На них и нужно опираться. В них твоя сила. Почаще занимайся тем, что тебе нравится и что хорошо получается. Именно любимое дело помогает нам ощутить, что мы талантливы и успешны.

Конечно, здорово, если близкие будут радоваться за тебя и хвалить, но главное даже не это. Главное — научиться хвалить себя самому! Удивительно и непривычно? Да! Но очень и очень нужно! Получилось у тебя что-то — картинку нарисовать, пример правильно решить или страхи свои побороть — тут же себя похвали. Скажи себе: я молодец! Из таких очень важных ежедневных побед и рождается уверенность в себе.

Если у тебя что-то не получается или ты делаешь ошибку, не ругай себя. В ошибках нет ничего страшного, все их совершают! Ни в коем случае не называй себя балдой или тупицей. Это же неправда. Никого нельзя обзывать обидными словами — и себя тоже!

Девиз уверенного в себе человека при неудачах звучит так:

Ошибся? Исправлю! Не получилось? Это не делает меня плохим или неспособным, буду стараться дальше!

И еще один важный девиз. Повторяй его всегда, даже когда кажется, что ничего никогда не получится:

Я смогу! Я справлюсь!

Многие ребята говорили мне, что эти слова — действительно волшебные. Они дают много-много сил и помогают завершить даже самые сложные дела. А если что-то упорно не получается, ты всегда можешь попросить своих близких о поддержке, помнишь?

Творим вместе

А можете… что-нибудь сделать вместе! Можно купить готовый набор гончара или ткача, нарисовать специальной краской очаровательный рисунок на чашке.

А можете создать что-нибудь оригинальное из подручных средств. К примеру, возьмите кусок старых или ненужных обоев. И на белой стороне (которую предварительно можно выкрасить в белый) вместе нарисуйте чудесный луг, на котором можно «гулять с куклами». Или город со знаками и дорогами, в котором можно «гонять на авто». Такой город или луг «проживут» куда дольше, если наклеить их на картон.

Такие занятия помогут малышу научиться планировать свою работу, разовьют воображение, умение генерировать идеи, наконец, разовьют мелкую моторику, умение работать с бумагой и фломастерами. И конечно будут способствовать развитию речи – не забывайте общаться с малышом во время создания ковра.

Впрочем, повышать самооценку чада – труд не одного дня

Важно помнить, что каковы бы ни были результаты вашей работы – не стоит срываться и вести себя непоследовательно. Низкая самооценка вашего малыша может быть связана с вашей низкой самооценкой

Или с трудной ситуацией в семье. И в том, и в другом случае может понадобиться консультация у семейного психолога.

Не забывайте, что малыш нуждается в вашем внимании, терпении, заботе и понимании.

Воспринимайте вашего ребенка как УНИКАЛЬНУЮ личность со СВОИМ мнением, собственными недостатками и особенностями. А наградой за ваши старания будет счастливый и успешный ребенок, который знает, что он хочет и умеет этого добиваться. Удачи вам!

Post Views:
100

Диагностика самооценки детей

Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.

Воздействие игр на детей

Детям дошкольного возраста важна оценка их деятельности взрослыми и сверстниками. Поэтому цель игр на развитие самооценки, уверенности в себе у дошкольников – формирование отношения к себе и окружающим через доступные ребенку инструменты общения:

  • совместные игры с другими детьми, направленные на улучшение социализации и формирование навыков общения;
  • физические упражнения, развивающие красивую осанку, уверенные движения;
  • творческие занятия, цель которых – совершенствование индивидуальных навыков;
  • игры-тесты со взрослыми, воспитывающие в ребенке самоуважение.

Игры на повышение самооценки у младших школьников могут проводить педагоги или психологи. В этом возрасте ребенок – уже маленький взрослый человек. Он также остро переживает свои неудачи, порой теряет уверенность в себе. Его волнует отношение окружающих, особенно ровесников. Направление игровых занятий:

  1. развитие общения и совместной деятельности;
  2. воображения, творческого мышления;
  3. самоподдержки, уравновешенности;
  4. устранения тревожности, неуверенности в себе.

Педагогами замечено, что после двух- или трехнедельного систематического проведения игр дети спокойнее себя ведут, миролюбивее реагируют в конфликтных ситуациях. Улучшаются отношения между одноклассниками.

Игры на повышение самооценки у подростков имеют свою специфику:

  • Приучают к ответственности, выполнению обязанностей. Подросток начинает понимать, что он уже достаточно взрослый, чтобы быть полезным для других.
  • Учат спокойно и уверенно принимать решения, не оправдываясь ни перед кем.
  • Обучают управлять эмоциями, закалять себя перед лицом трудностей.
  • Совершенствовать свои навыки, углублять знания. Хорошая физическая подготовка, талантливая игра на музыкальном инструменте или широкая эрудиция – один из путей повышения самооценки.
  • Умение вести диалог с окружающими, решать конфликтные ситуации.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки

Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю,3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю,5-ю,6-ю,7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й,9-й,10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.