Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей, которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать. Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать. Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.

С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Особенности психологического развития ребенка

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.

Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?

1. Учитывайте особенности малыша

Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.

Самое важное для родителей – направить свои усилия на совершенствование сильных качеств характера и смягчение недостатков. Проще говоря – нельзя выращивать из скромного романтика сильного лидера.

2. Подбирайте подходящую методику воспитания

В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.

Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.

Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской

3. Создайте индивидуальный режим

Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.

На самом деле ребенок до полугода еще не научился капризничать, он через крики старается донести до мамы свои потребности. А характер этих требований будет зависеть от детского темперамента.

Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.

4. Учите на собственном примере

Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.

Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.

И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.

Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.

Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.

Рекомендации для «жертв ЕГЭ»:

1. Поскольку вы приучены всё делать «по образцу» (привилегия выпускни­ков начальной школы), то образец описан выше, прямо по пунктам и возрастам. Периодизация возрастов в онтогенезе давалась на лекции.

2. Описывайте себя, факторы и примеры СВОЕГО становления, а не конс­пек­тируйте вышеизложенное.

3. Человек начинает смутно помнить себя с 4-5 летнего возраста. Поэтому для приличия, сочиняя события пунктов 1 и 2, добавляйте: «со слов моих родителей, я…».

4. Ни в коем случае не приводите пример: «когда я рисовал мелком на стене, я говорил себе — «нельзя»…». Во-первых этот пример авторы Столя­ренко придумали, а во-вторых вы мелком не рисовали. Разве что фломастерами на обоях, а скорее всего — лазили без спроса в папин ноутбук.

5. Кстати, о папах. Можно проанализировать и их (с мамами) влияние на Вашу «Я-концепцию». Они принадлежат в основном к поколению «детей пере­стройки» (мои студенты конца 1980-х годов). Их воспитывали ещё в СССР, в обстановке гуманизма, коллективизма, доброты и взамопомощи. Потом нехоро­ший лысый пятнистый предатель устроил «горбостройку» (чем сейчас сильно гордится — обидно же признавать себя бездарью, упустившей власть, лучше сделать вид, что «так и задумано») и им, вашим родителям, сильно сменили социальную среду на «конкурентную», т. е. скотскую и звероподобную (хотя про зверей — я зря, там взаимоотношения более гуманные). Многие в том поколе­нии просто погибли. Физически: спились, в «разборках», просто от тоски. Неко­торые «приспособились», «преуспели». Большинство осталось «при своих», но попыталось «предостеречь» детей. Будучи сами добрыми и порядочными, учили: мир жесток, будь конкурентноспособным, не верь никому, бей первым. Интересно, что из этого «влезло» в Вашу «Я-концепцию»?

6. Работу желательно сдать именно на СЛЕДУЮЩЕЙ лекции. Сдадите — получите баллы. Не сдадите — Сергей Владимирович больше напоминать не будет, можете не беспокоиться. Вопрос этот вам добавится на экзамене или зачёте.

7. Несмотря на предупреждение пункта шесть — 80 процентов из вас работу вовремя не сдадут. Ну что поделаешь, такая у Вас «Я-концепция», «неконку­рентноспособная».

8. Выполненная работа как минимум, поможет вам задуматься, а как правильно формировать «Я-концепцию» у Ваших будущих детей

Это очень важно. А то кому же я потом Россию передам? «Конкурентоспособным» и «успешным»? Тошнит уже от Ксюшади и Тиныкоекаки…

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Воспитание характера ребенка до 3 лет

Смиритесь с фактом, что ваш ребенок такой, какой он есть, тогда со временем из малыша вырастет более удачливый взрослый. Чтобы помочь ребенку развить большинство из его врожденных способностей, вы должны много работать сами.

  • Избавьтесь от ожиданий. Вы надеялись, что «типичный» мальчик будет спортсменом, а ваш ребенок скорее тянет на «книжного червя». Вы надеялись, что «типичная» девочка будет кормить и воспитывать кукол, а вашей больше нравятся кубики. Ну и что? Избавьтесь от любых предписанных ярлыков по поводу того, какими должны быть дети, и надейтесь только, что ваш ребенок станет лучшим из того, чем он может стать, оставаясь при этом самим собой.
  • Не упрекайте. Поскольку черты характера детям достаются случайно, а не по их желанию, не критикуйте ребенка и не упрекайте его за то, что он такой, а не другой. Не стоит также упрекать за это себя, супруга или других членов семьи, чьи качества унаследовал малыш.
  • Не наклеивайте ярлыков. Все, кто через это прошел, знают, как трудно срывать наклеенные в детстве ярлыки. Малыши, которых в детстве постоянно называли «робкими», остаются такими до конца жизни. Те же, кого заклеймили определением «агрессивные», так и будут пробивать себе дорогу в жизни, распихивая окружающих локтями.
  • Принимайте без оговорок. Постарайтесь понять и принять врожденный характер и таланты вашего малыша. Учитывайте их, составляя планы, приучая ребенка к дисциплине, покупая подарки, выбирая группу в детском саду Мига няню. Не заставляйте робкого ребенка быть душой общества и не обуздывайте чересчур активного малыша. Не старайтесь превратить музыканта в ученого, а ученого — в музыканта.
  • Подкорректируйте естественные склонности. Если ребенок родился робким, это еще не значит, что он не приобретет уверенности и не освоится с обществом.

Читайте подробнее в статье:  266

Если энергия ребенка неисчерпаема, это не значит, что он постоянно должен бегать как ошпаренный: ее можно конструктивно применить к занятиям спортом, танцами либо к другой приемлемой активной деятельности. Ребенок, который плохо осваивает счет, вряд ли станет профессором математики, однако можно помочь ему успешно освоить арифметику в школе и держать свои счета в порядке. Какими бы ни были врожденные черты характера, родительское воспитание способно заметно изменить их.

  • Да здравствует разнообразие… Подобно цвету волос, музыкальности или гениальности в науке, черты характера далеко не всегда передаются по наследству от родителей, именно поэтому дети могут сильно отличаться от своих родителей, братьев и сестер. Тщетно желать, чтобы ребенок больше походил на маму, папу или другого члена семьи. Лучше радуйтесь разнообразию.
  • …и сходство. Иногда конфликты возникают именно потому, что ребенок слишком похож на кого-либо из родителей, а не диаметрально противоположен по характеру. Если малыш унаследовал какую-либо вашу особенность характера, которая мешает вам жить (например, вы болезненно застенчивы и надеялись, что ребенок будет общительным), смиритесь с этим. И постарайтесь избавиться от собственной застенчивости, тогда вам будет легче изменить своего ребенка.
  • Замечайте хорошие качества малыша. Каждый ребенок особый, у каждого есть таланты и сильные стороны. Даже в наиболее сложном характере имеется золотой стержень. Нужно только найти его.

 Читайте подробнее в статье: (см. с. 294).

Не забывайте, что есть много качеств, которые не передаются по наследству, но их могут привить родители, например, чувство ответственности, трудолюбие, доброту, честность, терпимость к другим. Постепенно эти ценности начнут оказывать большее влияние на формирование личности малыша, чем любые гены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.