- Каждый ребенок – отдельная Вселенная
- Читать о других наших путешествиях!
- Учимся распознавать эмоции
- Для чего нужны человеку эмоции?
- Первые эмоции ребенка
- Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?
- Этапы контейнирования
- Первый шаг: спокойствие
- Второй шаг: подключение
- Третий шаг: прояснение
- Четвертый шаг: принятие
- Пятый шаг: проектирование
Каждый ребенок – отдельная Вселенная
Каждый ребенок – отдельная Вселенная. Если посмотреть астрологическую карту пятерых детей, рожденных в один день, у каждого из них будет свой способ эмоционального созревания. Есть восходящие знаки или сочетания некоторых планет в карте, где дети, по сути своей, очень эмоциональные и чувствительные, они будут зреть долго, но они станут великими психологами, писателями, педагогами, альтруистами, они будут понимать тонкости души людей. Если позволить им вырасти зрелыми.
Любым детям нужно ВРЕМЯ для созревания. Их внутренняя зрелость научит жить в гармонии с эмоциями, а не с подавлением их, как живет большинство взрослых.
Дети не одинаковые. Каждый выражает эмоции по-своему, идет в коммуникации по- разному, учиться общаться индивидуально, с разным качеством, через разные сферы интересов, свойственным их природе. И ломать эту природу не нужно, нужно дать росткам набрать силу и расти. Расти к свету и солнцу, раскрывая свои листья и созревая цветам.
Я считаю, что нужно помогать ребенку достичь внутренней эмоциональной зрелости. И первая ступень – не мешать. Разрешать выражать эмоции и быть рядом, позволять это делать — пусть непонятое, обидное, грустное, страшное, бессильное выходит. Это не манипуляция, это выход того, чего не должно быть внутри. Вторая ступенька – параллельно создать такой фон, где ребенок учится эмоциям, что это такое, как осознавать и понимать эмоции, как дружить с ними, как освобождать экологично.
Первое: ребенок видит обстановку в семье, в которой бывает разное, но всегда разбираются недопонимания, просятся прощения, проговариваются вслух ситуации, как более мудро можно было поступить.
И в такой среде ребенок растет и накапливает опыт, альтернативы, как поступать мудро в разных аспектах жизни.
Второе: отношения с другими. С 3 до 8 лет ребенок учится общаться под присмотром чуткого взрослого, проходя разные грани и периоды, когда он будет выражать и проявлять себя очень по-разному, в зависимости от той энергии, которую он сейчас учит и проживает. В каждый период свои вопросы и слезы. И задача взрослого разбирать любые ситуации, которые тревожат малыша. Отобрали игрушку, ударили, сам ударил, не хотят играть с ним и прочее.
Дальше следующие периоды, следующие опыты и обучения. Душа развивается. Но развитие души — это не шаблонный, клонированный процесс, это не инкубатор, где растят одинаковых людей-роботов.
Развитие души – это тонкий процесс, который требует нашего внимания и мудрости. Где нам нужно позволить душе ребенка быть духовным его наставником, а наша задача не мешать и гарантировать благоприятную среду, помогать ребенку развиваться, в соответствии со своим путем, давать сопутствующие материалы, помогать разобраться в моральных основах.
Бывают эмоции и слезы ребенка, когда ребенок что-то хочет, но это сейчас невозможно сделать, и их важно выразить. Да, ребенок хочет шоколадку и искренне рыдает, что вы ему не покупаете
Позвольте ему выразить эмоции, будьте рядом, но свои правила, если они направлены на благо, отменять не нужно.
Через некое время у ребенка останется важное ядро внутри, есть родительские традиции, есть мамины запреты во благо, есть что-то, что он не может изменить. И да, это что-то можно проплакать, эти эмоции, обиды и непонимания можно выразить
И пойти жить дальше.
Постепенно, малыш научится реагировать иначе, в 5 лет или 7, или позже, главное ему научится отличать зерна от плевел, научится видеть свои эмоции и уметь дружить с ними, а не загонять внутрь️
В следующей статье я расскажу про эмоцию «гнев» и как можно научиться корректно освобождать его. Будете ждать статью, дорогие мои?
С благодарностью, автор блога Жизнь с мечтой — Наталия Любимова
15 интересных способов, как рассказать детям об экологии.
Читать о других наших путешествиях!
Город Кашгар. Гуляем по рынку, кушаем лепешки из тандыра.
Один день в Куче. Древний город Субаш.
10 фильмов, которые помогают задуматься
Возвращение в сказочную провинцию Канчанабури. Река Квай и золотой храмовый треугольник.
Учимся распознавать эмоции
Давай-ка вспомним! Вспомните вместе с ребенком его удивление и чем оно сменилось. Что в тот момент показалось таким неожиданным?
Я удивлюсь, если… В эту игру можно играть где угодно. По дороге в школу или в садик, во время поездки в транспорте, во время ожидания очереди в поликлинике. Количество участников может быть любым. По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…».
Например:
«Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом».
«Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна».
«Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».
Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, — она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».
Изображаем эмоции. Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию:
- страха
- гнева
- отвращения
- печали
- радости
- интереса
- удивления
Угадай эмоцию. Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.
Читаем эмоции. Посмотрите на лица на картинке. Обсудите с ребенком, какие эмоции они выражают?
Умение читать по лицу эмоции очень помогает в общении. Вы можете не ограничиваться этими заданиями, а придумывать свои.
Например, повести ребенка в музей, в зал, где представлены портреты или картины бытового жанра, рассматривать лица, строить предположения о том, какие эмоции изобразил художник.
Можно рассматривать семейные фотографии или составить свой альбом эмоций, вырезая картинки из журналов.
Можно пойти на прогулку в компании друзей, прихватив фотоаппарат, и устроить «эмоциональную фотосессию». Каждый будет по очереди изображать «я злюсь», «я боюсь», «я радуюсь», «я удивляюсь», «я грущу», «я испытываю отвращение», «я интересуюсь», «я обижаюсь». Чем больше людей в этом поучаствует, тем больше возможностей увидеть сходства и различия в проявлении эмоций.
Для чего нужны человеку эмоции?
Чтобы выразить чувства, которые появляются внутри него, как отклик на ту или иную ситуацию.
Эмоциональны ли мы, взрослые? Каждый в своей мере – ДА! Каждый из нас, в своем темпе, ритме, шаблонах поведения, сложившихся с детства, по-своему выражает эмоции. Кто-то копит в себе и молчит, а потом взрывается. Другой плачет и выплескивает из себя. Третий злится, кричити освобождается. Четвертый освобождает эмоции через физический труд, спорт, плавание. Пятый умеет выражать эмоции как-то еще: рисует, танцует, контактирует со стихиями, практикует медитации и так далее. А другой спасает себя алкоголем, наркотиками, никотином и так далее.
Узнали себя? Каждый из нас имеет эмоции, это наши реакции на внешние, непростые для наших чувств, события.
Так ведем себя мы, взрослые люди, закаленные опытом, временем проживания на земле, знаниями и некоей накопленной мудростью.
А что же ребенок? Он только родился, и уже должен стать невозмутимым Буддой?
А он и есть Будда. Он откликается на события так, как умеет, но не держит их в себе. Он не копит в себе тонны обид, гнева, чувства вины, ненависти. Он плачет, кричит, но он освобождается. И делать он будет так до тех пор, пока не созреет внутреннее Я, пока не научится выражать эмоции иначе.
А чтобы научиться этому, необходима внутренняя зрелость, которая может прийти только через опыт, проживания событий, реакции и делания выводов. И так, шаг за шагом, ребенок научается реагировать иначе, исходя из внутренней мудрости и зрелости.
Первые эмоции ребенка
Ребенок с рождения испытывает эмоции, вначале – это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.
Переступая порог школы, ребенок ощущает множество различных вариаций чувств, однако не всегда может понять, что именно с ним происходит. В этом и состоит миссия родителей – рассказать и показать, что означает та или иная эмоция у детей любого возраста, как она проявляется в мимике и жестах, как ее распознать у себя, каким становится голос или позиция тела. Искренний диалог с ребенком поможет установить доверительные отношения, и он никогда не будет скрывать своих истинных чувств.
Что такое эмоции – определение
И, конечно, все сказанное должно подтверждаться наглядными примерами. При совместном просмотре мультфильмов, следует комментировать эмоции героев такими словами: «вот собачка плачет, она скучает», «девочка смеется, ей весело, она рада, что играет со своими лучшими друзьями». Гуляя по улице или находясь дома, также лучше отыскивать любое эмоциональное проявление: «мальчик улыбается, он рад, что увидел маму и бежит к ней», «папа устал, он не разговаривает, лег отдохнуть»
Очень важно показывать сравнения: веселый гномик или грустный гномик, злой волшебник или добрый волшебник, признаки, по которым можно определить данные эмоции, выражение лица, жесты, голос. Со временем ребенок сам научится определять и классифицировать эмоции, а родители будут лучше понимать свое чадо
Развитие малыша в 1 год
Отличными помощниками в развитии внутреннего мира малыша дошкольного возраста являются игрушки.
Они учат ребенка познавать себя. Разговаривая с ними, он может поругать или наказать, пожалеть или утешить, пожаловаться или поделиться новостью о каком-либо радостном событии
Очень важно обеспечить ребенка различными видами игрушек, которые помогут осуществить эмоциональное развитие в различных направлениях
Музыкальные игрушки для творческого развития
Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?
- Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
- Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
- Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.
Азбука эмоций – отличная книга для детей
Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.
Самодельные игрушки приносят много радости
Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.
Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе. Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то
Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то
Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.
Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками
Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него
Не нужно много игрушек – важнее сама игра с ребенком
Этапы контейнирования
С помощью контейнирования мы переживаем эмоции. Технике нужно учиться. От негативных эмоций к позитивным – пять шагов.
Первый шаг: спокойствие
Совершать правильные поступки можно только при условии самоконтроля. Трудно сохранить спокойствие, если у твоего ребенка истерика, но сделать это необходимо. Надо выдержать небольшую паузу, чтобы первый взрыв негативных детских эмоций вышел, и постараться максимально успокоиться самому.
Второй шаг: подключение
Когда вы почувствуете контроль над собой, можно приступить к подключению к детским эмоциям. Вы должны стать одним целым с малышом. На этом этапе нельзя успокаивать и воспитывать. Лучше вообще ничего не говорить, а действовать: взять на руки, прижать к себе, погладить по голове, сжать его руку. Главное, почувствовать содрогание детского тела, чтобы ребенок ощутил ваше тепло. Вы подключились.
Третий шаг: прояснение
Подключившись к ребенку, вы в какой-то момент ощутите спад эмоций: голос станет тише, всхлипывания реже, возможно, ребенок начнет что-то говорить. В этот момент нужно прояснять ситуацию. Но не следует задавать прямые вопросы: что случилось или почему ты плачешь. Пробуйте угадать:
— Тебе больно? Где именно? Покажи. Как это случилось?
— Тебя кто-то обидел? Он что-то отнял у тебя? Ударил? Как обидел?
— Ты расстроился из-за чего-то? Разозлился на себя самого?
Обратите внимание, что первый вопрос выражает эмоцию или ее причину. Сильная истерика может быть из-за боли, обиды, злости
Озвучьте эмоцию и определите причину, но не надоедайте вопросами.
Расскажем о способах, которые помогут родителям договариваться с ребенком и предотвращать истерики, нытьё и капризы. |
Четвертый шаг: принятие
Когда ситуация прояснится, нужно сказать, как вы понимаете ребенка. Малышу уже стало легче, а теперь еще значимый взрослый говорит о сочувствии. Можно сказать, что вы бы тоже расстроились (обиделись, расплакались) в этой ситуации
Очень важно озвучить причину эмоции:
— Ты разозлился на друга за то, что он не стал с тобой играть?
— Ты обиделся на папу, потому что он не купил тебе игрушку?
— Ты расплакался от сильной боли в колене, когда упал?
Важно, чтобы ребенок осознал сильную эмоцию и ее причину. Этот этап может быть заключительным, так как контроль над эмоциями вернулся
Но лучше перейти к следующему этапу
Этот этап может быть заключительным, так как контроль над эмоциями вернулся. Но лучше перейти к следующему этапу.
Пятый шаг: проектирование
Теперь нужно перейти к будущим действиям. Для этого нужно обсудить с ребенком дальнейшие планы. Первое предложение должно исходить от взрослого:
— давай приведем себя в порядок, чтоб никто не догадался про плач, а потом купим мороженое;
— пойдем домой и обработаем рану, чтобы не было инфекции и запомним, что нельзя подходить близко качелям;
— мы пойдем сейчас в парк, погуляем, и ты пообещаешь, что больше не будешь отнимать чужие игрушки, а в следующий раз попросишь поиграть.
Вариантов планирования может быть много. Главное, решить несколько задач:
1. Обговорить варианты действий в похожих ситуациях.
2. Установить границы поведения.
3. Запланировать ближайшее будущее.
Воспитательный эффект больше, если вы установили границы дозволенного по факту, в этом еще одна ценность контейнирования эмоций.
Ваш ребенок научится справляться со своим эмоциями и доверять вам.
Техника универсальна и вполне может быть применима и в общении с близкими взрослыми, при условии правильно подобранных слов. Главное, быть искренним.