Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста: в чем их польза и как их выполнять

При каких болезнях рекомендуется

Дыхательные упражнения Стрельниковой помогут организму в общем и целом, но есть определенные заболевания, при которых данный метод рекомендован врачами.

Болезни дыхательной системы

Это может быть насморк или хронический гайморит, бронхит или даже бронхиальная астма. Дело в том, что парадоксальная гимнастика Стрельниковой больше всего нагружает именно дыхательную систему, давая на нее максимальную нагрузку, что улучшает состояние легочной системы и помогает укрепить дыхательную систему в целом. Помимо того, что улучшается общая мембранная проницаемость, также усиливается и местное кровоснабжение.

Кожные болезни

Многие люди страдают нейродермитами, псориазом и диатезом, они знают, как тяжело бороться с этими заболеваниями. Когда вы тренируете активное дыхание, организм на мембранном уровне обогащается кислородом, а обогащенная кислородом кровь усиливает регенерацию. Кстати, это помогает и восстановить дыхание кожных покровов — улучшается микроциркуляция крови, соединительные ткани модернизируются, выводятся излишки кожного сала, исчезает акне.

Нервные расстройства и болезни ЦНС

Зачастую заболевания ЦНС связаны помимо прочего и с низким уровнем кислорода в крови, и с недостаточно активным кровоснабжением — организм функционирует на «низких оборотах», и человек чувствует некоторое угнетение. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой поможет нормализовать самочувствие буквально с первого занятия.

Заболевания сосудистой системы

Если у вас частенько болит голова, ощущается недомогание, перенесли инсульт или болеете эпилепсией, то методика дыхания по Стрельниковой поможет минимизировать болезненные состояния.

Кроме всего вышеперечисленного дыхательные упражнения по методу Стрельниковой позволяют бороться с заиканием, заболеваниями позвоночника, а еще с лишним весом и вредными привычками.

Показания и противопоказания

Стрельниковская гимнастика является известной методикой нетрадиционной терапии пациентов, страдающих болезнями дыхательной системы (ДС) и другими патологиями.

Показания* Противопоказания
  • хронические ЛОР-заболеваний (затруднение носового дыхания, гаймориты, синуситы и др.);
  • затяжные и хронические болезни бронхов и легких (пневмония, бронхиальная астма, спайки в легких туберкулезного генеза и др.);
  • язвенная болезнь ЖКТ (в стадии ремиссии);
  • некоторые нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • психосоматические заболевания и др.
  • лихорадочное состояние с повышением СОЭ;
  • сердечно-сосудистые заболевания в стадии декомпенсации, инфаркты и инсульты в анамнезе;
  • эпилепсия и другие тяжелые неврологические заболевания головного и спинного мозга;
  • повышение внутричерепного и внутриглазного давления;
  • остеопороз;
  • недавние операции и переломы;
  • повышенное тромбообразование

*в книге М. Н. Щетинина приведен более развернутый список показаний, но многие из них удалены по рекомендациям врачей, так как безопасность методики при этих состояниях сомнительна.

У детей парадоксальная дыхательная гимнастика может применяться по следующим показаниям:

  • хронический бронхит в стадии ремиссии;
  • нетяжелая степень аденоидных разрастаний;
  • в логопедической практике — при логоневрозах (заикани);
  • остаточные процессы после перенесенного туберкулеза (после консультации с фтизиатром);
  • нарушения осанки;
  • профилактика респираторных заболеваний.

Также методика применяется в общеукрепляющих целях благодаря двигательной составляющей упражнений.

При других патологиях нет данных о безвредности и эффективности гимнастики.

Комплекс упражений Стрельниковой адаптирован для детского возраста и может применяться по показаниям совместно с традиционной терапией.

Польза дыхательной гимнастики для детей

В руководстве по воспитанию детей от трёх до шести лет «Мой метод» Мария Монтессори упоминает о том, как важно уделять внимание упорядочиванию дыхательных движений детей, или, иными словами, обучать их «искусству дыхания». Это напрямую влияет на правильность и красоту артикуляции, становление которой происходит большей частью именно в этот период

От того, насколько верно и чисто ребёнок произносит звуки и слоги, во многом зависит его будущее — то, какое впечатление он будет производить на окружающих. Конечно, огрехи артикуляции исправляются в более взрослом возрасте, но это куда более трудоёмкий процесс. Однако артикуляция — лишь один из «бонусов», которые приносят занятия дыхательной гимнастикой. Овладение «искусством дыхания» несёт с собой и ряд других важных преимуществ, связанных прежде всего со здоровьем.

Польза дыхательной гимнастики для детей:

  • Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с малышом и во взрослой жизни. Один раз научившись «правильно» дышать, разучиться уже не получится.
  • Опосредованно, но уверенно дыхательные упражнения влияют на иммунитет, особенно в том, что касается заболеваний органов дыхания. Установлено, что дети, выполняющие дыхательную гимнастику, намного меньше подвержены сезонным простудам, бронхитам и бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика особо рекомендуется при бронхите (точнее, для детей, недавно перенёсших бронхит), ведь она способствует очищению бронхов.
  • При хронических заболеваниях дыхательной системы, включая аллергические, дыхательные упражнения приносят облегчение течения болезни. При благоприятном стечении обстоятельств они вполне способны привести к полному излечению. Дыхательная гимнастика может помочь при аденоидах и в целом рекомендуется для ослабленных детей в качестве общеукрепляющего средства.

В заключение изложения доводов в пользу дыхательной гимнастики для детей хочу отметить ещё один очень важный момент

Дети, выполняющие такие упражнения, особенно те из них, которые связаны с наблюдением и контролем дыхания, более спокойны, лучше владеют собой, умеют концентрировать внимание. Думаю, что дыхательная гимнастика – вполне эффективный инструмент в борьбе с синдромом дефицита внимания

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

А. Н. Стрельникова является автором парадоксальной методики дыхания, которую она разработала совместно со своей матерью и совершенствовала в течение многих лет. Первоначально она была разработана для восстановления голосовых связок и расширения вокального диапазона у певцов, но в дальнейшем автор применила ее в лечении людей с ЛОР-патологией и при заболеваниях легких.

Несмотря на то, что многие положения этой методики противоречат физиологии, дыхательная гимнастика нашла достаточно последователей. После смерти Стрельниковой ее дело продолжил М. Н. Щетинин, который впоследствии стал автором множества книг по стрельниковской методике.

Существуют принципиальные отличия комплекса упражнений Стрельниковой от классической терапевтической дыхательной гимнастики:

Параметры Традиционная дыхательная гимнастика Гимнастика Стрельниковой
Количество дыхательных движений Точное число экскурсий не устанавливается, так как функциональные возможности у больных разные, но в норме частота дыхания составляет 16-18 в минуту (обеспечивает оптимальный сердечный ритм) Установлено точное число вдохов — 96 (стрельниковская «сотня»)
Ритм и частота Большинство упражнений направлено на урежение частоты сердечных сокращений или подстраивается под нормальный ритм сердца Количество вдохов должно быть от 60 до 72 в минуту. При этом счет дыхательных движений ведется в восьмеричной системе: 8 вдохов + 3-5 секунд перерыв. Нужно совершить 12 таких циклов, чтобы достичь «сотни». Опытным пациентам разрешается делать 3 цикла по 32 вдоха
Особенности вдоха и выдоха Практикуется спокойный или глубокий вдох и растянутый выдох через нос Делается очень короткий, резкий, усиленный вдох через нос (сравнение с хлопком в ладоши) и пассивный выдох через рот или нос
Состояние грудной клетки при дыхании Вдох производят на раскрытии грудной клетки Вдох делают на сжатии грудной клетки с помощью физических упражнений

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Метод дыхания Стрельниковой изучался со всех сторон. Противники системы оздоровления говорят о его негативном влиянии на организм у небольшого числа пациентов. Выражается это следующим образом:

  1. В процессе выполнения заданий у людей повышается частота сердечного ритма. У пациентов с кардиологическими нарушениями это вызывает аритмию, приступ ишемии.
  2. Резкие вдохи оказывают сильнейшее давление на сосуды, легкие, бронхи. Объем дыхательных и кровеносных органов увеличивается резко. Если легкие, бронхи деформированы, то может нарушиться их двигательная, дыхательная функция из-за спазма. Это опасно при астме, одышке, приступах удушья.
  3. Количество кислорода в крови увеличивается за короткий период времени. Потом происходит обратная реакция: организм испытывает его недостаток, изменяется уровень рН (становится щелочным). Мозг на это реагирует спазмом. У человека возникает ощущение эйфории, повышенной возбудимости, активности.

Автор методики и ее последователи не зря обращают внимание на противопоказания к выполнению упражнений. В тяжелых состояниях, при плохом самочувствии, серьезных патологиях дыхательной системы, сердца, сосудов заниматься по системе маршевого вдоха–выдоха не рекомендуется

Желательно вовсе отказаться от подобных экспериментов или снизить нагрузки, составить индивидуальную схему нетрадиционной терапии вместе с лечащим врачом.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что это такое?

Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, основанных на самопроизвольной активизации работы функций органов дыхания. От работы легких, бронхов и верхних дыхательных путей во многом зависит насыщение кислородом всех органов и систем детского организма

Еще врачеватели Древней Греции обратили внимание на то, что от дыхания человека зависит его самочувствие. За несколько тысячелетий медицина выработала большой комплекс дыхательных упражнений, которые могут помочь при самых разных заболеваниях и состояниях

Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру. Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии — организм ребенка получает достаточное количество кислорода. В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС.

Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. Такому ребенку в экстренной ситуации гораздо проще сделать глубокий медленный вдох, чтобы справиться со стрессом. Благотворное действие упражнений на нервную систему замечено давно, а потому комплексы дыхательной гимнастики стали обязательными при заикании, неврастении, истерии.

Гимнастика позволяет быстрее восстановиться после операции на аденоидах, после удаления аденоидов. В качестве вспомогательного лечения она выступает и показывает отличные результаты при бронхите, пневмонии, при бронхиальной астме, а также на стадии выздоровления после острого периода других респираторных заболеваний.

Логопедическая дыхательная гимнастика в комплексе со специальным массажем лица позволяет ребенку справиться с такими проблемами, как , задержка речевого развития. Поскольку основой любой дыхательной гимнастики являются носовые вдохи и выдохи, в момент которых активно стимулируются рецепторы носа, носоглотки, глотки, то у ребенка повышается как местный иммунитет, так и общий. Уже через несколько месяцев становится заметно, что чадо стало меньше болеть.

Для детей дошкольного и школьного возраста упражнения дыхательной гимнастики вводят в разминки и физкультурные занятия для восстановления дыхания.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Противопоказания

Прежде чем начать заниматься дома с сыном или дочкой дыхательной гимнастикой, маме обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить наличие у дошкольника или школьника противопоказаний. К обстоятельствам, которые препятствуют самостоятельным занятиям упражнениями на дыхание, относятся следующие заболевания и состояния:

  • некоторые пороки сердца (для занятий по методу Стрельниковой);
  • почечная недостаточность;
  • близорукость, глаукома (для метода Стрельниковой);
  • тяжелые заболевания сосудов и крови;
  • психические заболевания;
  • острый период болезни (с высокой температурой, лихорадкой);
  • сахарный диабет (для метода Бутейко);
  • хронический тонзиллит (для занятий по методике Бутейко).

До 5 лет занятия должны содержать лишь некоторые элементы дыхательных практик. Полноценной дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют заниматься с 5-6 лет, а сложными ее формами, которые присутствуют в некоторых видах йоги — не ранее, чем в 6-7 лет и старше.

Нельзя начинать занятие, если ребенок не выспался, если он чувствует себя неважно, если у него плохое настроение и он не настроен играть и заниматься. Насильно малыш не станет выполнять упражнение так, как нужно, соответственно, добиться желаемого результата будет практически невозможно

Не оставляйте ребенка одного, внимательно следите за его самочувствием в момент выполнения упражнений.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе

Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.

Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой – очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.

Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.

Дальше в статье рассмотрим особенности занятий дыхательной гимнастикой для разных возрастов и приведём примеры упражнений.

Упражнения при заболеваниях

Методика Стрельниковой используется в качестве вспомогательной терапии некоторых заболеваний. Упражнения подбираются индивидуально для каждого случая и пациента.

Есть общие рекомендации по включению заданий в лечебный курс:

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при аденоидах у детей состоит из упражнений «Кошка» и «Шаги». Другие задания включаются по желанию ребенка и родителя.
  2. При астме, удушье в ремиссии, частых кашлях включите в систему упражнения «Насос», «Повороты», «Обними плечи».

  3. Для избавления от логоневрозов подходят задания «Обними плечи», «Насос» с одновременным проговариванием скороговорок, чистоговорок.

Упражнения

Для лучшего понимания принципа упражнений и запоминания последовательности система Стрельниковой была адаптирована для дошкольников и представлена в игровой форме.

Разминка

Вовлечение ребенка в игру позволит более эффективно провести дыхательную гимнастику. Человеку нужно представить, что он находится в лесу и вдруг откуда-то почувствовал запах дыма. Чтобы понять направление пожара, необходимо усиленно «нюхать воздух».

Текст для придания игровой формы упражнению «Разминка»

«Ладошки»

Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.

Выполнение упражнения «Ладошки»

«Погончики»

Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.

Выполнение упражнения «Погончики»

«Насос»

Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.

Выполнение упражнения «Насос»

«Кошка»

Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.

Выполнение упражнения «Кошка»

«Обними плечи»

Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая — левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.

Выполнение упражнения «Обними плечи»

«Большой маятник»

Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных — «насос» и «обними плечи». Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее — вдох в тот момент, когда руки «обняли» плечи. При расхождении рук выдох пассивный.

Выполнение упражнения «Большой маятник»

«Шаги»

Встать следует прямо, руки опустить вниз. Надо начать ходьбу на месте, делая вдох на каждый шаг. Можно делать передние шаги (колено сгибается, и нога выводится вперед, вторая нога тоже немного согнута) или задние (согнутая нога отводится назад).

Выполнение упражнения «Шаги»

«Повороты»

Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.

Выполнение упражнения «Повороты»

«Ушки»

Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.

Выполнение упражнения «Ушки»

«Малый маятник»

Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

Выполнение упражнения «Малый маятник»

При травмах и серьезных заболеваниях грудного и поясничного отдела позвоночника не рекомендуется делать без консультации врача упражнения «насос» и «кошка». Если у ребенка травма головы, эпилепсия, повышенное внутричерепное или внутриглазное давление, заболевания шейного отдела позвоночника, то нельзя выполнять «повороты», «ушки», «насос», «большой» и «малый маятник».

Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.

Упражнения при сухом кашле

Во время проведения дыхательных тренировок следует правильно дышать. Вдыхать воздух ртом следует резко, выдохи постоянно делают через рот медленно. Вдохи чередуют, один делают ртом, а второй носом. Проводить комплекс допускается в наиболее удобном положении.

Есть несколько разновидностей дыхательной гимнастики, но ведущие специалисты при недугах дыхательных органов чаще советуют гимнастику Стрельниковой. Этот комплекс включает разные упражнения, при которых стоит придерживаться определённого темпа дыхания. Выдыхать следует только во время двигательной активности, при этом следует считать вдохи и выдохе в уме.

Стандартный комплекс упражнений, рекомендуемый при непродуктивном кашле, такой:

  • Торс слегка наклоняют вперёд, руки произвольно висят. При вдохе туловище наклоняют вперёд, при выдохе поднимают. Делают 8 раз, после чего отдыхают. За раз нужно сделать 3-4 подхода.
  • Руки расположить на высоте плеч, при вдохах руками обхватывают плечи, резко обнимая себя, а при выдохах возвращают руки на исходную позицию. Выполняют обхваты 15 раз, потом делают перерыв минуту и повторяют.
  • Туловище подают вперёд, глубоко вдыхают и задерживают дыхание на 20 секунд, после этого медленно выдыхают и повторяют упражнение заново.

Целесообразность проведения дыхательной гимнастики желательно согласовать с врачом. Он подскажет наиболее действенные упражнения, которые помогут быстро устранить кашель.

Делать дыхательную гимнастику советуют 2 раза в сутки, каждый раз около получаса. Курс лечения составляет 2-3 недели, но при желании можно практиковать такие дыхательные приёмы постоянно.

Замечено, что люди, которые постоянно увлекаются дыхательными упражнениями, меньше болеют респираторными и инфекционными патологиями.

Рекомендации по выполнению упражнений:

  • Тренироваться рекомендуется за час до еды или спустя час после трапезы. Не нужно делать упражнения прямо перед сном, так как могут быть трудности с засыпанием.
  • Упражнения от кашля необходимо делать в максимально удобном положении. Можно включить любую спокойную мелодию, которая действует успокаивающе.
  • Делать гимнастику можно лишь при нормальной температуре тела и нормальном самочувствии. Не стоит прибегать к такому способу лечения, если кружится голова.
  • Если рекомендуемые упражнения не приводят к облегчению состояния больного, следует обратиться к доктору. Лучше, если инструктор ещё раз покажет, как правильно нужно дышать.

Дыхательные упражнения Стрельниковой

Основу тренировки по Стрельниковой составляет комбинация базовых упражнений. При их выполнении вдохи должны быть глубокими, резкими, через нос, а выдохи – спокойными, плавными, через рот. Каждое упражнение выполняют за 12 подходов. Частота вдохов – 100-120 за минуту. К основным упражнениям относятся следующие движения:

  1. Ладошки. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, руки согнуты в локтях, ладони направлены вверх. Необходимо сделать 4 ритмичных вдоха, одновременно сжимая ладони в кулаки. Затем 4 секунды отдохнуть, расслабиться, опустив руки, осуществить плавный выдох ртом. Вернуться в начальную позицию. Повторить упражнение 24 раза.
  2. Погончики. Начало: стоя, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, прикасаются к животу. На вдохе нужно с усилием толкать кулаки вниз, вдоль тела, напрягая мышцы. На выдохе стоит расслабиться, вернуть руки в первоначальную позицию. Восемь вдохов чередуют с четырьмя секундами отдыха, выдохом. Повторяют 12 раз — это составляет один подход.
  3. Насос. Исходное положение: стоя, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. На вдохе следует наклониться вперед, потянуться руками к полу, не доставая до него. На выдохе нужно выпрямиться не до конца. За 1 минуту повторить наклоны 100 раз, контролируя дыхание. Одна минута занятия соответствует одному подходу.
  4. Кошка. Начальная поза: стоя, спина прямая, ноги поставлены уже плеч, руки вытянуты вдоль тела. Необходимо слегка присесть, сделать поворот вправо корпусом, резко вдохнуть. Затем на выдохе вернуться в исходное положение. Аналогично сделать поворот влево. Руки во время упражнения имитируют хватающие движения. Повторить поворот в обе стороны 8 раз, что соответствует одному подходу.
  5. Обнимание плеч. Начальное положение: стоя, руки согнуты в локтях, подняты на уровень плеч. Во время резкого вдоха нужно обнять себя за плечи, руки при этом не скрещивать. На выдохе вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза (1 подход).
  6. Большой маятник. Исходное положение: стоя, спина прямая, ноги на расстоянии уже плеч, руки свободно опущены. На вдохе нужно сделать наклон вперед, вытянуть руки к полу, потянуться вниз. Далее необходимо на выдохе выпрямиться, обхватить руками плечи, еще раз вдохнуть. Вернуться в исходную позицию, одновременно выдыхая воздух. Один подход составляет 8 повторений.
  7. Ушки. Исходное положение: стоя, спина прямая, ноги на расстоянии уже плеч, руки вытянуты вдоль тела. Нужно сделать сильный наклон головы вправо, чтобы коснуться ухом плеча, резко вдохнуть. Далее стоит вернуться в исходную позицию, выдохнуть. Затем наклонить голову влево, совершить повторный вдох. Вернуться в начальное положение. Выполнить упражнение по 4 раза в каждую сторону (1 подход).
  8. Повороты головой. Исходное положение: стоя, спина прямая, ноги расположены уже плеч, руки свободно опущены. На вдохе повернуть голову вправо. Вернуться в исходную позицию, выдохнуть. Повернуть голову влево, повторно делая вдох. Вернуться в начальное положение. Выполнить упражнение по 4 раза в каждую сторону (1 подход).
  9. Перекаты. Исходное положение: стоя, спина прямая, руки согнуты в локтях, слегка прижаты к бокам, левая нога выставлена вперед, правая – отставлена назад. Следует переместить вес тела на впереди стоящую ногу, правую одновременно согнуть и опереть на носок. На вдохе присесть на левой ноге, затем на выдохе выпрямить ее. Перенести вес на правую ногу и присесть на ней, вдохнув повторно. Вернуться в начальную позицию. Повторить по 4 приседания на каждую сторону (1 подход).
  10. Малый маятник (головой). Исходное положение: стоя, спина прямая, ноги находятся уже плеч, руки вытянуты вдоль тела. Сделать наклон головы вперед, посмотреть вниз, совершить мощный вдох. На выдохе вернуться в начальную позицию. Затем запрокинуть голову назад, на повторном вдохе посмотреть вверх. Начать упражнение заново. Выполнить по 4 наклона вперед и назад в течение одного подхода.

Противопоказания

Как и любая другая нагрузка, дыхательная гимнастика имеет некоторые ограничения по применению. Родители должны понимать, что применять ее следует только после консультации с лечащим ребенка врачом. Противопоказания к применению отмечают следующие:

  • проблемы с позвоночником;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушения в работе нервной системы;
  • травмы и период реабилитации после хирургических вмешательств;
  • открытые и закрытые кровотечения;
  • обострение хронических болезней;
  • нарушение артериального давления;
  • внутричерепное давление.

Доктор должен тщательно осмотреть ребенка перед тем, как назначить ему дыхательные упражнения, поскольку они не могут выполняться детьми, имеющими перечень вышеперечисленных заболеваний и проблем.

Основные правила гимнастики

Выполнять дыхательные упражнения по методу Стрельниковой нужно, строго соблюдая правила вдоха и выдоха. Цель занятий: сформировать навык правильного насыщения организма кислородом.

  1. Вдыхать нужно только через нос. Воздух вбирается быстро, резко, коротко. Для упрощения процесса делайте вдох шумно.
  2. Кислород посылается глубоко.
  3. Вдох делается часто, каждую секунду.
  4. Разбейте стрельниковскую сотню (96 вдохов–выдохов) на циклы. Для детей – по 4 вдоха, для взрослых – по 8. То есть малыши вдыхают по 4 раза каждую секунду, отдыхают 3–5 секунд, потом продолжают гимнастику опять, делая всего 24 цикла. Взрослые дышат 12 циклов по 8 упражнений. Перерыв тот же.
  5. Выдох делается произвольно через рот или нос. В момент выталкивания воздуха думать о выдохе не нужно. Он проходит самостоятельно.
  6. Одновременно с дыханием совершаются движения руками, грудной клеткой, головой. Набор физических нагрузок зависит от упражнения и возраста пациента.
  7. Мышцы на вдохе должны напрягаться, сопротивляться потоку кислорода. Это основное правило для зарядки по Стрельниковой.
  8. На выдохе грудная клетка расслабляется.

  9. Делать зарядку можно стоя, лежа, сидя.

Еще несколько рекомендаций

  1. Заниматься гимнастикой по Стрельниковой можно детям с 3–4 лет и взрослым любого возраста.
  2. Делайте зарядку в группе, семьей.
  3. Регулярность — залог успеха. Уделяйте упражнениям 5–10 минут ежедневно для профилактики ОРЗ, для хорошего самочувствия; по 40 минут – с целью вылечить заболевание, исправить деформации позвоночника, наладить психосоматическое состояние.
  4. Начинайте занятия с разминки.
  5. Включайте марш, мелодию в ритме строевого шага.
  6. Придерживайтесь метода носового дыхания в повседневной жизни, вне занятий гимнастикой.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
Первые занятия проводите лежа на спине.
Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”

Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч

Они должны быть расслаблены.
Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой (список болезней)

Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает организму справляться со многими болезнями без лекарств.

1. Насморк, аденоиды, гайморит

Для лечения болезней носа, следует хорошо освоить весь комплекс гимнастики.

2. Бронхит и бронхиальная астма

Дыхательная гимнастика Стрельниковой восстанавливает атрофированную слизистую бронхов и снимает воспалительные процессы.

3. Кожные заболевания (диатез, нейродермит, псориаз)

Тренируя только активный вдох, организм насыщается кислородом на клеточном уровне, способствуя тем самым регенерации кожного покрова. Благодаря этому активизируется и кожное дыхание, положительно воздействующее на весь организм, включая эндокринную систему. Ежедневные занятия активизируют кровообращение в соединительной ткани, ликвидируется закупорка устьев сальных желез, выводится из протоков кожное сало. Может исчезнуть угревая сыпь — хроническое заболевание кожи, особенно часто встречающееся у подростков и юношей в период полового созревания.

4. Невроз, неврит, депрессия

Дыхательная гимнастика способна через полчаса после начала тренировки улучшить ваше состояние и настроение. Упражнения вызывают массу положительных эмоций и прилив сил. Вместе с этим улучшается и общее самочувствие (см. утренняя зарядка).

5. Болезни сердечно-сосудистой системы

Гимнастика Стрельниковой улучшает кровоснабжение и насыщает кислородом сосуды рук и ног. Полезна многим больным, особенно на ранних стадиях заболевания.

6. Головные боли, эпилепсия, инсульт

7. Гипертония, гипотония и вегетососудистая дистония

Наиболее эффективны при гипертонии первые 5 упражнений – «Ладошки», «Погончики»», «Насос» (ни в коем случае низко не кланяться!), «Кошка» и «Обними плечи». Всего за один урок получится 5 «сотен» вдохов-движений.

8. Заикание

Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Из комплекса надо взять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи» — делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после (желательно делать и другие упражнения комплекса).

9. Остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника

Дыхательная гимнастика воздействует на позвоночник изнутри. Межпозвонковые диски получают возможность быстро восстанавливаться, освобождаясь от сжатия позвонками. Гимнастика ликвидирует сдавливание позвоночных артерий и симпатических нервных стволов (исчезают болевой синдром и отеки)

«Насос», «Большой маятник» и упражнения головой, надо выполнять особенно осторожно, без резких движений

10. Лишний вес и табакокурение

Гимнастика Стрельниковой улучшает работу всех центров головного мозга, в том числе и пищевого, что приводит к его само регуляции. Гимнастика активизирует обменные процессы на клеточном уровне, в результате чего число жировых клеток не увеличивается, а существующие быстро «сгорают». Весь комплекс надо выполнять три раза в день (утром, днем и вечером).

Гимнастика помогает не только бросить курить, но и очистить голосовые связки, трахеи и бронхи от никотинового налета, он отторгается организмом вместе со слизью и мокротой.

* Здесь приведен лишь список болезней. Подробные рекомендации по лечению данных болезней читайте в книге М.Н. Щетинина «Дыхательная гимнастика Стрельниковой ».

Стрельникова Александра Николаевна является автором известной гимнастики, которая помогла не только ей, но и многим людям обрести здоровье. Она была оперной певицей и использовала дыхательные упражнений из будущей гимнастики потому, что потеряла голос. Певица была вынуждена изобрести средство, чтобы вернуть разговорный и певческий голос. Позже Стрельникова А.Н. стала педагогом-вокалистом и, имея нездоровое сердце, помогала себе в приступах удушья самостоятельно разработанной системой дыхания.

«Дыхательная гимнастика по Стрельниковой (мастер-класс) – это насыщенный качественным материалом фильм, которые расскажет о известной системе оздоровления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.