- Слушайте ребенка, старайтесь понять его и поддержать в любой ситуации
- Что же нужно делать, чтобы стать настоящим другом для своих детей?
- Если друг — агрессор и эксплуататор
- Но как это сделать?
- От трех до пяти
- Общие интересы или совместные занятия
- Уважайте своего ребенка: давайте ему право на выбор и будьте с ним честны
- Подростки
- Знакомимся с воображаемыми друзьями
- «Карлсон»
- «Варежка»
- «Злой близнец»
- «Добрый богатырь»
- Возрастные особенности детской дружбы
- Дошкольники
- Школьные годы
- Подростковый возраст
- Ему можно, почему мне нельзя?
- Замкнутый ребенок
- 6 советов родителям, как помочь ребенку найти друзей
- 1. Учите ребенка навыкам общения
- 2. Формируйте позитивный взгляд на мир
- 3. Развивайте ребенка физически
- 4. Создавайте условия для общения со сверстниками
- 5. Не вмешивайтесь в отношения детей
- 6. Воспитывайте личным примером
- Поощряйте идеи ребенка и хвалите его за них
- Подростки
Слушайте ребенка, старайтесь понять его и поддержать в любой ситуации
В чем еще проявляется дружба? Согласитесь, что друг для нас, взрослых, — это в первую очередь человек, который способен выслушать нас в трудную минуту, оказать поддержку, дать дельный совет. Точно так же нужно относиться и к трудным ситуациям в жизни собственного ребенка, если вы хотите стать для него другом. Даже если его проблемы кажутся вам незначительными, не стоит от них «отмахиваться» или говорить «разбирайся сам». Выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать, вникайте в его переживания, поддерживайте и помогайте разобраться в ситуации. Только тогда он начнет доверять вам.
Когда наши друзья выглядят расстроенными или озабоченными, мы всегда обращаем на это внимание и спрашиваем, что произошло. Поэтому если ребенок выглядит обиженным или сердитым, интересуйтесь, что послужило причиной его недовольства, начинайте разговор сами — не ждите, когда он придет и все расскажет вам
Так стоит поступать и когда дети чему-то сильно радуются: спрашивайте, что рассмешило ребенка или подняло ему настроение. Пусть он привыкает делиться с вами не только проблемами, но и позитивными эмоциями. Только при таких условиях возможна настоящая душевная близость.
Что же нужно делать, чтобы стать настоящим другом для своих детей?
- Поддержка.
На этапе взросления, когда дети еще не могут адекватно оценивать различные ситуации и поступки, им нужна ваша поддержка и точка зрения. Например, если вашу дочку или сына кто-то толкнул, не надо отмахиваться словами: «Ты сам виноват» или «Ты сама виновата». Разберитесь в ситуации и объясните, что другой ребенок поступил не правильно, возможно он не знает хороших манер и не умеет себя вести. В следующий раз, вспомнив ваши слова, ребенок не будет обижаться на такие мелочи.
Если ваш малыш сам виноват в ситуации, к примеру, гуляя по парку, он случайно залез в клумбу и вытоптал цветы, не ругайте строго. Скорее всего, он сам не понял еще, что поступил плохо и это не очень красиво выглядит в глазах окружающих. Расскажите ему о том, как расстроятся сотрудники парка. Ведь они каждый день стараются поддерживать красоту для нас и тратят очень много сил и времени, высаживая цветы и ухаживая за ними. Малыш запомнит это и не будет больше так делать.
Так же не стоит сильно ругать сына, если он, например, упал и громко плачет на глазах у прохожих. Он конечно будущий мужчина, но прежде всего он ребенок. Лучше поддержите его смешной историей из своего детства о ваших неудачных падениях и расскажите, что в этом нет ничего страшного.
- Научитесь слышать и слушать.
Как ни странно, но уметь выслушивать детей и просто слышать – это два разных понятия. Вы можете часами сидеть рядом со своим чадом и слушать, что он вам говорит, но так и не понять о чем шла речь. Старайтесь интересоваться и вслушиваться в рассказ своего ребенка, задавать вопросы. Так ребенок будет понимать, что к нему прислушиваются, им интересуются, и будет более уверенным в себе. Даже если у вас не очень много времени старайтесь выслушать своего ребенка до конца
Возможно, он хочет поделиться какой-то важной информацией с вами. Особенно важной для него, потому что время, которое вы уделите ребенку для него очень ценно
- Советуйтесь с ребенком.
Чтобы, окончательно завоевать доверие и уважение своего дитя, очень важно показать как его мнение важно для вас. Спрашивая совет даже по незначительным вопросам, вы даете ребенку уверенность в своей значимости
Он понимает, что к нему прислушиваются и считаются с его мнением. Например, посоветуйтесь, что приготовить на ужин или как бы он хотел провести ближайшие выходные.
- Все делайте вместе.
Что любят делать лучшие друзья? Да все что угодно, лишь бы вместе! Если вы ограничены во времени и у вас нет лишнего часа, чтобы поиграть с ребенком или придумывать развивающие занятия, просто пусть он делает, то же что и вы.
Например, идя на кухню готовить обед, возьмите его с собой. Так у вас появится дополнительное время для общения, а малыш сможет научиться чему-то новому. Даже банальный просмотр мультиков или кино вместе с родителями, для детей приносит неимоверную радость и счастье.
- Всегда сдерживайте обещания.
Помимо того, что вы хотите стать настоящим другом своему ребенку, не забывайте о том, что вы все-таки мама. И дабы не подрывать родительский авторитет старайтесь всегда сдерживать свое слово. Например, обещая ребенку, что вы поедете на День Рождение в парк аттракционов сделайте все возможное, чтобы так и было. А лучше сразу не давать обещание, которое на ваш взгляд трудновыполнимо. Ведь горечь и обида от того, что вы не сдержали обещание, даже по веской причине, запомнится ребенку очень надолго, и он перестанет доверять вашим словам.
Быть родителем и одновременно совмещать дружбу с ребенком под силу не каждому. Как сохранить доверительные отношения и оставаться при этом строгим родителем, смотрите видео
А самое главное всегда относитесь с уважением к своим детям, проявляйте терпение, старайтесь как можно больше разговаривать с ними и обсуждать вместе различные темы. Тогда у вас появится лучший друг, настоящий помощник и любящий, заботливый ребенок в одном лице.
Если друг — агрессор и эксплуататор
Иногда с высоты своего опыта родители замечают, что так называемый «друг» постоянно эксплуатирует их ребенка, к примеру, списывая «домашку», угощаясь конфетами или занимая велосипед. Они видят, как дочка приходит в слезах, потому что ее приятельница в очередной раз набивала себе цену в компании, отпуская колкости на ее счет, или потерянный взгляд сына, которого подставил «лучший друг». Первое желание — вмешаться и защитить от такой несправедливости.
Но как это сделать?
- Мама и папа не могут дружить за своего ребенка; отношения с другими людьми можно строить только самостоятельно. На этом пути неизбежны ошибки, но они делают растущего человека мудрее и сильнее. Может, не стоит так уж сильно беспокоиться?
- Если родители всякий раз «разруливают» конфликты со сверстниками, их чадо так и не научится общаться и выбирать подходящих людей. Более того, такое вмешательство убивает его веру в собственные силы.
Читайте подробнее:
- Нельзя отмахиваться, когда ребенок приходит за советом сам. Проговорите и даже отрепетируйте то, что он хотел бы сказать некрасиво поведшему себя другу.
- Всеми способами повышайте самооценку ребенка. Учите на своем примере, что значит уважать себя. И, конечно, сами демонстрируйте уважение к нему и окружающим людям. Уверенный в себе ребенок сам прекратит неравноправные отношения.
Читайте подробнее: 10 способов воспитать неудачника
От трех до пяти
В этом возрасте ребенок продолжает ценить других детей за их «интересность». Детям важны друзья, которые любят те же игры, которые носят красивые вещи, у которых есть интересные игрушки. Другом может стать удобный ребенок: например, отлично подружатся яркая девочка-лидер и тихий задумчивый мальчик, который готов слушаться подругу и с интересом участвовать в ее затеях. Дружба у малышей еще не крепка, друзья могут меняться каждый день: сегодня товарищем назначается тот, кто дал покататься на велосипеде, завтра с ним уже происходит ссора из-за того, что он дерется или дает покататься на велосипеде другому ребенку. Не нужно к этим переменам относиться строго, пусть ребенок сам выбирает, с кем ему играть и дружить.
Кроме того, в этом возрасте малыш уже должен уметь сознательно наладить контакт и постоять за себя. Поэтому нужно научить его правильным словам: как познакомиться («Привет, меня зовут Саша, а тебя как зовут? Давай играть в поезд!»), как и за что благодарить, извиняться, просить, отказывать… Малыш учится играть по правилам, давать свои игрушки другим и забирать их назад, соблюдать принцип «очереди», участвовать в ролевых играх типа автомобильных гонок или «дочки-матери». Ситуации для тренировки этих навыков будут возникать каждый день, и нужно учить малыша действовать правильно, самостоятельно добиваться своего, стоять за себя, но и не влезать в чужие границы. Если расстроенный ребенок, у которого отобрали игрушку или с которым не хотят играть, приходит за помощью к вам – сначала помогите ему самому решить конфликт, подскажите слова и поведение. И только если конфликт затягивается – корректно вмешайтесь, дайте ребенку пример вежливого и уверенного взаимодействия с обидчиком. После конфликта можно обсудить события с ребенком, помочь ему понять, кто был прав, а кто нет, и как нужно было себя вести.
Общие интересы или совместные занятия
Совместные дела или развлечения сближают. Потому что положительные эмоции и искренние отношения никогда не испортят дружбу с ребёнком. Сходить вместе на боулинг, выставку или покататься на велосипедах? Почему бы и нет! Да к тому же пригласить друзей сына или дочери, чтобы было веселее.
Это только со стороны кажется, что подростку никто не нужен и его лучше не трогать. На самом деле, ему также важен эмоциональный контакт с родными
Об этом очень точно написал в своём блоге психолог Михаил Лабковский: «А ведь это очень важно — вовремя распознать пубертат и в то же время не расстаться с ощущением, что агрессивный подросток у зеркала — тот самый ребёнок, который нуждается в вашей любви и поддержке. Нуждается, как никогда»
Главное, найти правильный подход. «Помнишь, ты в прошлый раз обыграл меня в боулинг? Так вот, я хочу отыграться. У тебя есть планы на субботу?». Чтобы стать другом своему ребёнку, так и говорите с ним, как с другом, на равных. Это важный шаг к взаимопонимаю.
Психолог и преподаватель Белорусского государственного педагогического университета Юлия Коляго советует не растворяться в роли друга и иметь устойчивую позицию в роли родителя
Уважайте своего ребенка: давайте ему право на выбор и будьте с ним честны
Взаимное уважение — это первый ключ к тому, чтобы стать другом своему ребенку. Уважать — значит, давать ребенку право на собственное мнение. Как вы интересуетесь мнением супруга, супруги или других членов
семьи — так же интересуйтесь и мнением ребенка
Не так важно, о чем именно идет речь: о планировании места проведения отпуска или выборе блюда, которое будете готовить на праздничный ужин. Дайте ребенку возможность озвучить его точку зрения и примите ее в расчет
Однако одним только правом на собственное мнение взаимное уважение не ограничивается. Есть еще честность — важный атрибут искренних дружеских отношений. Когда близкие люди что-то скрывают от нас, нам становится неприятно, поэтому перед тем, как утаить что-то от своего ребенка, задумайтесь: что бы почувствовали вы, будучи на его месте?
Взаимное уважение включает в себя также уважение к интересам и праву выбора другого человека. Вы же не перестанете общаться со своим другом, который любит рыбалку, даже если сами, находясь на природе, предпочитаете собирать грибы? Стать другом для своего ребенка можно, лишь предоставив ему право на самостоятельный выбор (безусловно, в рамках дозволенного). Если вы хотите отдать ребенка в бокс, а он в восторге от танцев, пойдите на уступку и разрешите ему выбрать тот кружок, в который он будет ходить действительно с удовольствием, а не по принуждению.
Подростки
Все предыдущие методы действуют на малышей. Когда ребенок взрослеет и становится подростком, то достучаться, чтобы он навел порядок в своей комнате, сложно.Это возраст протеста. И комната является личной территорией, никто не имеет права на нее вторгаться.Родителям нужно помнить, что подростки, в силу своих биологических особенностей, могут не замечать беспорядок. Та часть мозга, которая отвечает за организованность, развивается до 18 лет. Так что же делать?Стоит прислушаться к советам психологов. Почти все психологи, без исключения, советуют переждать этот период:
Пусть подросток убирает, когда захочет. Но стоит договориться о том, что за пределами своей комнаты вещи не разбрасываются
Если терпения не хватает, то придется самим навести порядок. Ни в коем случае ничего не выбрасывать.
Можно попросить, предложить своему сыну, дочери пропылесосить в своей комнате, когда будет время.
И нужно помнить, что самое главное это теплые доверительные отношения в семье. Подростковый период пройдет, а заложенное в детстве стремление к дисциплине и порядку останутся.
P.S. С уважением администрация сайта.
Знакомимся с воображаемыми друзьями
«Карлсон»
Друг – добродушный хулиган и разрушитель появляется у детей, которые воспитываются в строгости, среди множества сдерживающих факторов. В их мире десерт бывает только после супа, в лужи нельзя залезать даже в резиновых сапогах, книжки читаются от первой до последней страницы, включая выходные данные издательства. «Карлсон» — великий разрушитель лишних запретов, позволяет ребенку вздохнуть полной грудью и благородно принимает на себя вину за все сотворенные безобразия.
«Варежка»
Если вы помните повесть Астрид Линдгрен, малыш мечтал вовсе не о Карлсоне. «Вот у тебя, папа, есть мама. А у тебя, мама, есть папа. А у меня никого нет. Даже собаки». Выдуманные домашние питомцы, несуществующие друзья, которых ребенок опекает, оберегает – частые спутники единственных либо младших детей в семье, у которых нет возможности постоянно общаться со сверстниками. Не имея возможности сойти с позиции самого маленького, беспомощного, неумелого, они создают иллюзорного друга, о котором могут позаботиться.
«Злой близнец»
Если Карлсон – добродушный озорник, то это персонаж посерьезнее. Он намеренно портит вещи, дергает кота за хвост, таскает любимые игрушки у старшей сестры и конфеты – у младшего брата. Скорее всего, так ребенок отыгрывает агрессию, направленную на него, которой он не может противостоять. Такое «зеркало» вовсе не обязательно отражает реальные события: возможно, воспитательница в детском саду ругает вашего малыша за то, что он не спит в детский час, или на детской площадке завелась ворчливая бабушка, которая не прочь повоспитывать соседских детей. Наконец (и вероятнее всего), ребенок конфликтует с кем-то из сверстников — и уступает более сильному и энергичному товарищу. Не решаясь противостоять врагам в реальности, малыш выплескивает свои чувства в безопасной обстановке, списывая неприятные последствия этого эмоционального взрыва на «плохого мальчика».
«Добрый богатырь»
Воображаемый защитник – лучший помощник в борьбе с несуществующими опасностями. Если вашего малыша обижает шестилетний Вася из соседнего дома – вряд ли ребенок будет дружить Суперменом, ведь в конфликтной ситуации – увы! – тот не придет на помощь. А вот если ребенок боится темноты, бабы-яги, песочного человека, бабая, живущего под кроватью – это задачка для супергероя.
Возрастные особенности детской дружбы
До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.
Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.
Дошкольники
Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.
Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает. Большую роль играет и личная симпатия.
Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:
- любимые совместные игры;
- на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
- общее увеличение, например, игрушками одной серии.
Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу
Школьные годы
Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.
В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.
При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения
При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку
И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание
Подростковый возраст
В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.
Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры
Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других
Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.
Ему можно, почему мне нельзя?
Это еще одна проблема, с которой сталкиваются многие родители.
Дети часто следуют примеру друг друга. Если Васе можно ложиться позже или гулять дольше, у ребенка возникает резонный вопрос: «Почему нельзя мне?». С этим вопросом и аргументом в лице своего друга он приходит к маме. А разозленная мама во всем винит Васю и запрещает с ним дружить.
Решение проблемы: для начала задумайтесь о строгости своих запретов. Конечно, не нужно по первому зову идти на поводу у ребенка. Однако стоит пересмотреть уровень доверия к сыну/дочери. Быть может, вы готовы дать больше простора для самостоятельной организации своей жизни? Ведь, в конце концов, с Васей ничего не случилось.
Замкнутый ребенок
Не все дети, как и взрослые, легко вливаются в новый коллектив. У некоторых могут возникнуть проблемы с общением и доверием. Некоторые малыши долго ищут друзей, им сложно справиться со стеснением. Им гораздо комфортнее в одиночестве, в своем особом, недоступном другим мире.
Родители робких детей должны знать, как помочь ребенку найти друзей. Если ребенок интроверт или просто стеснительный, научите его знакомиться. Чем проще человеку дается знакомство, тем больше шансов встретить настоящего друга. Учите выбирать друзей. Не запрещайте ребенку дружить с «плохими» детьми: дайте совет, а принятие решения оставьте за ним. Лучше в детстве научиться разбираться в людях, чем во взрослой жизни позволять, чтобы вас выбирали.
Если ваш ребенок замкнут, специалисты дают родителям несколько советов:
- узнать причину такого поведения;
- не заставлять малыша выполнять то, что он не желает;
- любить сына или дочь со всеми его плюсами и минусами;
- не считать замкнутость большой проблемой. Скорее особенностью характера;
- преодолевать страхи ребенка;
- учить его коммуникативным навыкам;
-
поощрять самостоятельность и желание решить проблемы самому.
Кроме общения, мама с папой должны знать, как научить ребенка играть с другими детьми. Ведь в процессе игры формируются коммуникационные навыки, складываются взаимоотношения, появляются товарищи и друзья. В течение игры не нужно подбирать слов, искать тему для разговора. Всё возникает само собой. Благодаря игре легче проявить себя, стать более открытым.
Международный день дружбы празднуют 30 июля с 2011 года. В Москве есть памятник «Дружба», посвященный одноименному плавленому сырку, который держат ворона и лиса. Социологи утверждают, что австралийский Сидней уже несколько лет считается самым дружелюбным городом.
О дружбе можно писать бесконечно. Чтобы уметь дружить, нужно самому относиться к людям с добротой, уважением и порядочностью.
6 советов родителям, как помочь ребенку найти друзей
Эксперты дают рекомендации родителям, чьим детям сложно устанавливать дружеские отношения.
1. Учите ребенка навыкам общения
Детские психологи считают, что обучать детей навыкам общения лучше всего с раннего возраста. Научившись знакомиться, ребенок сможет намного легче устанавливать контакты с ровесниками в детском саду и школе. Нередко для этого ему достаточно знать несколько фраз, которые предваряют знакомство и помогают начать общение. Бывает, дети не могут влиться в общую игру, и не знают, что можно сказать: «Привет, я – Рома. А как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Таня. Можно поиграть вместе с вами?». Несомненно, пригодятся ребенку и фразы вежливого общения: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!» и другие.
2. Формируйте позитивный взгляд на мир
Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к себе и к окружающему миру
Важно, чтобы у него не возникало мысли, что он хуже, чем другие дети. Помните, если ваш сын или дочь проявляет агрессию или, наоборот, ведет себя слишком пассивно или замкнуто, это может вызывать раздражение и неприязнь у других детей
В такой ситуации родителям стоит научить свое чадо управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление. Объясните ребенку, почему важно быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Расскажите, что в любом коллективе любят дружелюбных и позитивных людей.
В результате неправильного воспитания ребенок может вырасти инфантильным. Из чего «рождается» инфантильность, и в каком возрасте ребенку следует передоверять ответственность за себя и свои поступки, чтобы в дальнейшем он не стал инфантильным взрослым? Об этом рассказывает практикующий психотерапевт Марк Евгеньевич Сандомирский.
3. Развивайте ребенка физически
Родителям важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и физически. Дети, хорошо владеющие своим телом, как правило, уверены себе и своих силах, и положительно воспринимаются большинством сверстников
О том, как выбрать вид спорта для ребенка, вы можете узнать на портале «Я-родитель».
4. Создавайте условия для общения со сверстниками
Ребенку стоит чаще контактировать со сверстниками, чтобы приобрести навыки успешного общения. Для этого постарайтесь предоставить чаду возможность общаться с другими детьми: организуйте детский праздник или разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости. Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли ваши знакомые, не стоит отправлять ребенка в свою комнату. Общение со взрослыми поможет ему получить важный опыт и почувствовать себя более уверенно. Постепенно расширяйте круг общения чада. Например, предложите ему посещать спортивный клуб или художественную студию. Общие интересы и увлечения сближают детей – ребенок сам захочет проводить с ними больше времени.
5. Не вмешивайтесь в отношения детей
Позвольте ребенку самостоятельно справляться с разногласиями и конфликтами в отношениях с другими детьми. Вмешаться можно, если дети не смогут найти приемлемого решения. Но и в этом случае взрослым желательно поинтересоваться их мнением, прежде чем предлагать какой-либо совет. Помните, чрезмерная опека родителей может стать причиной неприятия ребенка в среде сверстников. Также не стоит заставлять сына или дочь общаться с теми, кто им не по душе. Каждый человек, независимо от его возраста, вправе сам выбирать себе друзей. Ваша цель – дать ребенку понять, что вы ему доверяете и считаете достаточно взрослым для самостоятельного принятия решений.
6. Воспитывайте личным примером
Чтобы ребенок быстрее освоил навыки общения со сверстниками, молодые родители могут подавать пример своим детям – ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, выбираться куда-то вместе. Расскажите чаду о случаях из своего детства, как вы поступали в той или иной ситуации. Иначе говоря, делитесь опытом, а не навязывайте его. Дети берут пример, в основном, со своих родителей, поэтому такое общение может быть для них очень полезным.
Если вы понимаете, что не можете помочь ребенку самостоятельно, возможно, вам стоит обратиться к детскому психологу. На нашем сайте вы можете задать вопросы и получить консультации психолога для родителей.
Екатерина Кушнир
Пройдите тест на определение уровня конфликтности своего ребенка и узнайте, какая помощь ему нужна со стороны взрослых.
Поощряйте идеи ребенка и хвалите его за них
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда нами овладевает какая-то идея и мы спешим поделиться ей со своими друзьями, ведь дружеское одобрение и поддержка делают достижение цели более реальным. Друзья дают нам силы для осуществления задуманного, благодаря им мы чувствует особое воодушевление, становимся готовыми действовать решительно, в то время как непонимание окружающих словно тормозит нас и вгоняет в ступор. Чтобы стать для своего ребенка не только родителем, но и другом, поощряйте его стремления и задумки, хвалите его разумные идеи. Даже если желания ребенка выглядят слишком фантастически, не насмехайтесь над ним и не называйте фантазером, лучше просто поговорите с малышом и объясните, почему его задумку трудно или невозможно воплотить в жизнь.
Подростки
С 11-12 лет у ребенка возникает потребность сопереживать и делиться сокровенным – по крайней мере, он начинает этому учиться. И другом становится тот, кому можно рассказать о наболевшем, кто поймет и выслушает. Теперь отношение к другу становится особенным, именно подростки часто очень ревнуют друзей. Близкие друзья порой делаются авторитетом поважнее мамы с папой, и родителей такое поведение может задевать. Но нужно помнить, что ребенок получает с друзьями очень важный для жизни опыт. Именно в более «взрослой», а не ранней детской дружбе ребенок учится осознавать самого себя, свои потребности, включая потребность в близком человеке. На этих отношениях он будет учиться соотносить свои и чужие переживания, интересы, цели и ценности.
Подростковая дружба необходима ребенку для обмена эмоциями, ощущения принадлежности к полу, социальной среде, ради ощущения духовного родства. Теперь друзья и «тусовка» становятся важны для общения, а игра остается лишь дополнением к дружбе, а не её основой. И если вы спросите ребенка, почему он дружит с этим человеком, то он назовет привлекательные качества друга: добрый, веселый, всегда поможет, честный, умный. Хотя раньше вы бы услышали, что друг просто умеет быстро разбирать машинки или придумывать игры. Ссоры между друзьями старшего возраста хоть и возникают, но от этого дети дружить не перестают, в то время как младшие просто прекратили бы общаться на следующий же день
Это и говорит об осмысленности и важности дружбы для детей школьного возраста, они начинают ценить дружбу и понимают, что без друзей жизнь не так полна и интересна. При этом чем старше становится ребенок, тем меньше настоящих друзей у него остается
Если раньше друзьями могли считаться хоть вся детсадовская группа, то в школе выделяются до 5-ти человек, которых ребенок может назвать своими друзьями.
В то же время родителям стоит следить за тем, с кем дружит их ребенок и в какой компании вращается. И если ребенок водится с откровенно опасными подростками – нужны меры: займите его разными секциями и кружками, а в серьезных случаях смените школу или даже место жительства.