Развитие дисциплины у детей

Шлепать или не шлепать ребенка?

Шлепки как метод воспитания детей переходят из поко­ления в поколение во многих семьях. Но родителям необходимо знать, что большин­ство специалистов в области воспитания детей раннего возраста, сходятся на том, что бить детей бес­полезно. Отшлепанный ребенок вряд ли решится повто­рить проступок, чтобы не получить вторую порцию, однако подчинится он только из страха. Таким обра­зом, дети познают разницу не между «хорошо» и «пло­хо», а между тем, за что их отшлепают, и тем, за что шлепать не будут. И они редко усваивают приемы само дисциплины.

Шлепки имеют и другие негативные последствия. Во-первых, это пример насилия. Дети, которых бьют в воспитательных целях, как правило, потом применяют физическую силу против сверстни­ков, а позднее против собственных детей. Во-вторых, ре­бенок усваивает, что удары — лучший способ победы в споре. Это лишает его возможности узнать другие, менее болезненные способы справляться с раздражением и гневом. Шлепки также демонстрируют торжество большой грубой силы над маленьким и слабым. Этот метод воспитания унижает достоинство и ребенка, и родителей.

Кроме того, шлепками можно нанести серьезные те­лесные повреждения, особенно в порыве гнева.

Няню и других людей, которым вы поручаете уход за своим ребенком, следует предупредить, что его ни в коем случае нельзя бить или применять иную физическую форму наказания.

Некоторые специалисты (и родители) полагают, что, если ребенок еще очень мал и не понимает слова, в опас­ных ситуациях его можно шлепнуть по попке, например, когда малыш выскакивает на мостовую или после стро­гого предупреждения подходит к горячей плите на кух­не

Смысл состоит не в том, чтобы причинить боль, а в том, чтобы срочно привлечь внимание ребенка к серьез­ности ситуации. Такой шлепок следует объяснить: «Если ты выскочишь на мостовую, тебя задавит машина»

Но тогда, когда станет ясно, что малыш все понимает, физи­ческое воздействие перестает быть оправданным даже в тех случаях, где речь идет о его безопасности.

  • Честно предупредите. Если вы настигли ребенка в момент, когда он собирается совершить что-нибудь нехорошее, или уже делает это, предупредите: «Если ты не прекратишь, пока я сосчитаю до трех, то я…» Затем, разумеется, вам следует сдержать обещание, иначе ваши слова лишатся всякого смысла. В ситуациях, которые могут окончиться печально, например малыш пытается что-то разбить, лезет в горящий камин или свешивается из окна, необходимо вмешаться немедленно, не тратя времени на предупреждения.
  • Объясните, за что наказываете. Даже самый маленький ребенок может понять, что вы отобрали игрушку, потому что он швырнул ее в сестру. Или поставили его в угол, потому что застали в момент, когда он обрывал листья фикуса. Просто, доходчиво объясните ребенку, за что он получил наказание.
  • Не откладывайте наказание. У детей короткая память и еще короче концентрация внимания. Вполне может быть так, что, когда вы закончите гневную тираду, ребенок уже забудет, за что его наказывают. Если за обедом вы лишаете малыша десерта, потому что он в чем-то провинился утром, можете быть уверены: никакой связи в мозгу у ребенка, в возрасте от 1 года до 3 лет, между проступком и вашим наказанием не возникнет.
  • Повторите, за что наказываете. Когда наказание уже позади, в воспитательных целях, неплохо коротко напомнить о событиях, которые привели к нему. Например, малыша вполне можно спросить: «Ну, так за что тебя посадили на стульчик?», хотя в большинстве случаев, пока ребенок не станет чуть старше, отвечать на этот вопрос придется вам.
  • Простите и забудьте. После того как ребенок «расплатился» за свое поведение, жизнь должна вернуться в нормальное русло. Ни затаенная обида, ни нравоучительные воспитательные нотации со стороны родителей не допустимы. Не должно быть также усиленного внимания или задабривания, иначе ребенок подумает, что вы раскаиваетесь в том, что наказали его.

Процесс психического развития ребенка

Процесс развития происходит поэтапно и не нуждается в четком ответе на вопрос, как развивать ребенка. Подгоняя малыша под общепринятые рамки, вы рискуете получить отстраненную и обозленную на весь мир личность. Каждый этап развития проходит самостоятельно.

Самое важное и нужное, что родитель может внести в психическое развитие ребенка, – это поддержка и понимание. Важно помогать развивать способности, к которым тянется личность, не навязывая свой взгляд на мир

Психическое развитие младенца

Развитие психических процессов в младенчестве обуславливаются приобретением первого опыта. Младенец должен ощущать себя важным и иметь в подчинении одного взрослого в режиме 24/7. Формирование правильной картины мира возможно только при постоянной опеке и заботе. Психическое развитие ребенка подразумевает оттачивание навыков:

  • управлять своим телом;
  • распознавать ощущения;
  • реагировать на внешние в внутренние раздражители.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольный период ребенок очень тянется к знаниям и вопрос – как развивать ребенка от трех лет встает особенно остро. Все навыки, заложенные в раннем возрасте, формируют основу для дальнейшего успешного обучения малыша и формирования правильных социальных и личностных качеств. В этот период ребенок впитывает всю информацию как губка. Ему необходимо:

  • показывать правильную картину положительных персонажей;
  • читать добрые книжки;
  • объяснять, что к чему и почему.

Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Особенности психического развития детей школьников состоят в том, что на их хрупкие плечи в этот период обрушивается большая социальная ответственность. Ребенок накапливает багаж знаний и формирует словесно-логическое мышление. Память активно формируется и становится мыслящей, а восприятие действительности более острым и думающим. Школа помогает ребенку пройти эмансипацию от родителей и выработать самостоятельность в решении основных вопросов.

Психическое развитие детей старшего школьного возраста

Психическое развитие школьника в старшем возрасте завершает физическое созревание индивида. В это время физическое и эмоциональное состояния уже гармонизируют. Умственное развитие оттачивается и совершенствуется, личность вырабатывает собственное мировоззрение и начинает задумываться о смысле жизни и выборе дальнейшего пути. В эмоциональной сфере все еще преобладает повышенная ранимость и чувствительность.

Об этой статье

Соавтор(ы):

Лицензированный психотерапевт

Соавтор(ы): . Труди Гриффин — лицензированный психотерапевт из Висконсина. Получила магистерскую степень по клинической психотерапии в Университете Маркетта в 2011 году. Количество просмотров этой статьи: 14 932.

Категории: Избранная статья | Воспитание детей

English:Discipline a Child

Español:disciplinar a un niño

Português:Disciplinar uma Criança

Italiano:Disciplinare un Bambino

中文:管教小孩

Français:discipliner un enfant

Čeština:Jak naučit dítě poslušnosti

Nederlands:Grenzen stellen in de opvoeding van je kind

العربية:تهذيب طفلك

한국어:자녀 훈육 방법

Tiếng Việt:Rèn luyện Kỷ luật cho Trẻ

हिन्दी:बच्चों को अनुशासित करें (Discipline a Child)

Печать

Родители, уклоняющиеся от воспитания

Существуют родители, которые самоустраняются от руководящих и контролирующих функций в воспитании (хотя с удовольствием играют с детьми), оставляя эту часть воспитания на долю супруга. Матери, не уверенные в себе, по привычке часто говорят: «Ну погоди. Вот вернется отец!» Отцы же порой прячутся за газетой или сидят уставившись в экран телевизора, когда в семье назревает кризис. В ответ на упреки своих жен некоторые из таких самоотстранившихся отцов заявляют, что не хотят, чтобы дети на них обижались. Вместо этого они предпочитают оставаться с ними в приятельских отношениях. Конечно, хорошо, если родители дружески расположены к детям и играют с ними, но детям нужно, чтобы родители вели.себя как родители. У них в жизни будет еще множество приятелей, но родители только одни.

Если родители проявляют робость и нерешительность в принятии на себя роли лидеров, дети лишаются поддержки, словно виноградная лоза опоры. Если родители боятся быть решительными и твердыми, ребенок начинает испытывать пределы их терпения, осложняя жизнь и себе, и им, пока родители наконец не взорвутся. Потом им обычно становится стыдно за себя, и все начинается сначала.

Отец, который избегает роли воспитателя, вынуждает тем самым жену брать на себя двойную нагрузку. Более того, ему не удается сохранить с ребенком и те приятельские отношения, к которым он стремился. Ребенок знает, что его плохое поведение раздражает взрослых. Сталкиваясь с отцом, который делает вид, что не замечает этого, он приходит в замешательство. Ребенок может вообразить, что тот затаил злобу. Дети порой боятся таких отцов больше, чем тех, кто явно участвует в их воспитании и не скрывает своего раздражения. Если отец открыто выражает свои эмоции, дети имеют возможность понять, что означает его недовольство и как на это надо реагировать.  Это помогает им обрести как в случае, когда они преодолевают страх при обучении плаванию или езде на велосипеде.

Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В возрасте от шести до восьми

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

Правила воспитания дисциплины в ребёнке

Важен позитивный настрой на дисциплину

Без
позитивного настроя тяжело добиться чего-либо в любой сфере, особенно в такой,
как выработка дисциплины. Итак для начала, не ставьте перед ребёнком отрицаний.
Т.е. часто родители говорят: «Не играй на улице в школьной форме».
Сразу у ребёнка в голове возникает вопрос: «А в чём тогда играть?»
и вслух он может его не задать, а назавтра опять помчаться со школы во двор
в пиджаке и брюках. Поэтому, лучше сказать: «Переодень школьную форму на
уличную одежду». Сразу становится понятно, что именно от него хотят.

Другой пример: вместо «Не хлопай дверью» скажите: «Прикрывай
двери аккуратно». Т.е. мысль понятна. Необходимо, направлять ребёнка, говоря
ему что делать, а не сбивать его, говоря то чего ему не делать. Предпочтительнее
выражение: «Пожалуйста, подожди…» вместо «Не делай…».

Прежде чем сказать, подумайте…

Если ситуация непростая, или если ребёнок задал не по детски сложный вопрос,
то возьмите паузу. Скажите ему: «Дай мне, пожалуйста, немного времени и
я всё тебе объясню». Взяв такую паузу, у вас, во-первых, будет время перевести
дух и справиться с эмоциями, а, во-вторых, появится возможность обдумать свой
ответ и ответить объективно.

Как можно меньше раздражайтесь и не кричите на ребёнка

Дорогие родители, если раздражение и крик — это ваша обычная реакция на своего
ребёнка, то вам самим необходимо поменять своё поведение. Иначе, обычная для
ребёнка (да и не только для ребёнка) реакция будет внутренняя защита. И включается
она не потому, что ребёнок плохой. Просто в нас подсознательно заложена такая
реакция, срабатывающая автоматически.

Когда мы говорим человеку, что он не прав, или начинаем критиковать его, он
уже готов обороняться и спорить. К детям это относится в первую очередь. Одна
из самых распространённых реакций защиты является ложь. О ней мы говорили в
статье: «Почему
дети лгут. Что делать, если ребёнок лжёт?». Если ложь ребёнка подействует,
то можно будет избежать родительского гнева. Ребёнок усвоит это и в следующий
раз может выбрать ту же тактику.

На все рассказы ребёнка необходимо реагировать доброжелательно и с пониманием.
Видя это, ребёнок будет охотнее делиться с вами и идти на контакт, конфликтов
между родителями и ребёнком будет гораздо меньше. Учите ребёнка на собственном
примере, ведь дети — это лучшие пародисты. Больше помогайте и меньше обвиняйте.

Меньше переживайте и больше действуйте

Для чёткой выработки дисциплины у ребёнка не надо реагировать на какую-либо
ситуацию, как на что-то ужасное, ведь не далеко не всегда всё так плохо, на
самом деле. Лучше взгляните на неё с другой стороны, возможно, её можно решить
как интересную задачу. Поэтому, не тратьте время, силы и энергию на переживания
и негодование. Лучше потратьте их на поиски верного решения данной задачи.

Научитесь переключать внимание вашего ребёнка

Данный приём больше необходим для взаимодействия с маленькими детьми. Это очень
полезный и эффективный приём. Если вам нужно уговорить ребёнка оторваться от
какого-либо занятия, для начала, отвлеките его от этого занятия. А потом займите
другим. Наверняка, вы знаете, что любит делать ваш ребёнок. Предложите ему одно
из его любимых занятий.

Сообщайте ребёнку о своих действиях и их последствиях

К примеру, вы идётё в парк, но ваши дети начинают конфликтовать и драться друг
с другом. Не оставляйте это без внимания, но и сами не начинайте кричать и скандалить,
провоцируя
семейный конфликт. Просто скажите им: «Если не перестанете драться,
мы не идём в парк, а сядем вот на этой лавке, и будем ждать, пока вы не перестанете».
Если дети проигнорируют ваше предупреждение, останавливайтесь. Скоро детям надоесть
выяснять отношения, и они изменят своё поведение. Этот пример покажет детям
наглядно, что вы всегда готовы выполнить своё обещание.

Не вырабатывайте у ребёнка чувство вины

Не надо постоянно повторять ребёнку: «Ты такой, ты сякой, опять дел натворил,
и т.д.». К положительным результатом такой подход, однозначно, не приведёт.
Вы не добьётесь от ребёнка перемен в поведении таким образом. Кроме этого, такой
подход может отрицательно сказаться и на самочувствии ребёнка.

Гораздо эффективнее противоположный подход. Необходимо вызвать в ребёнке желание
к действию, простимулировать его к этому. Ребёнок должен сам захотеть измениться,
а для этого нужен стимул. Это будет наиболее хороший и безопасный для его самочувствия
способ.

Методы воспитания родителями дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников

Продуктивным методом воспитания дисциплинированности является трансформирование запрета из «полного табу» во «временное ограничение». Многие правила актуальны только в некоторых ситуациях. Например, ограничения «не бегай», «не кричи», «не рисуй на обоях», «не пачкайся», «не бегай по лужам» — все они, и еще бесчисленное количество подобных, не достойны той жесткости и эмоционального накала, с которым обрушиваются на головы детей и вполне могут иметь разрешающее продолжение: где и при каких условиях это можно делать. Практически любой «бой» за хорошее поведение может стать «дипломатическими переговорами»: «Не кричи дома, вот на улице вволю накричишься», «Не рисуй на обоях, вот тебе лист»…

Для воспитания сознательной дисциплины у ребенка, вводя правила и запреты, аргументируйте свои действия чувствами. В практическом применении это может звучать следующим образом:

  • «Не кричи так, у меня голова не выдерживает, болит».
  • «Пожалуйста, давай говорить по очереди, а то я теряю свою мысль и чувствую себя неловко».
  • «Нельзя уходить за ворота, я за тебя в ответе, я боюсь».
  • «Не убегай от меня далеко, мне страшно, что я тебя потеряю».
  • «Не лезь сейчас в грязь, мы идем в гости, и мне будет стыдно, что ты такой чумазый».

Поверьте, это замечательно работает.

Для того чтобы дети с готовностью слушались взрослого, он должен представать перед ними ярким, весомым и уверенным в себе человеком. Здесь работает правило фигуры и фона. Взрослый должен четко прорисовывать свои позиции на фоне многочисленных желаний детей в группе или на фоне желаний собственного ребенка в семье. Тем самым взрослый не только сделает серьезный шаг на пути развития дисциплины дошкольника, но и заявит о себе как о руководителе, а также даст ребенку опору и ощущение стабильности. Его образ в этом случае формируется благодаря осанке, уверенности в голосе, четкости мысли и весомости речи; для учителя очень важна также и одежда.

Любовь и грамотный подход к делу творят чудеса

Еще несколько правил касательно того, как научить ребенка дисциплине, связаны с любовью родителей и их готовностью/умением грамотно организовать его быт и досуг. Это следующие правила:

Продумайте вместе с ребенком распорядок его дня и следите за тем, чтобы он ему следовал. Распорядок, конечно же, должен быть удобен, но вместе с тем полезен и эффективен. Когда малыш подрастет, вы также можете научить его планировать дела на несколько дней вперед, делать соответствующие записи в еженедельнике. А с подростком можно обсуждать и основы финансовой грамотности, включая рациональное распределение денег.

Учите ребенка дисциплине не ради себя, а ради него. Вы должны всегда помнить, что хотите сделать его более дисциплинированным, чтобы ему было проще и комфортнее во взрослой жизни, чтобы он добивался поставленных целей, был здоров и счастлив. А не для того, чтобы он был удобным для вас.

Никогда не забывайте про любовь

При всей важности проявлений характера и прохождения проверки детскими капризами родители всегда должны оставаться для ребенка теми, кто любит его, несмотря ни на что, и к кому он всегда может прийти за помощью. Не давайте ему усомниться в этом: ни словом, ни делом

Наказывая за какой-либо проступок, делайте акцент именно на этом проступке, а не на личности ребенка в целом.

  • Активно используйте положительное подкрепление. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, очень чувствительны к похвале. Поэтому когда они делают что-то хорошо, вы должны это замечать, благодарить и хвалить их. И ни в коем случае не оставлять их успехи и старания, даже самые мелкие, без внимания и поощрения.
  • При необходимости утешайте ребенка после того, как он понес наказание. Это чаще всего необходимо маленьким детям: даже вполне щадящее наказание может прилично выбить их из колеи. И если после него ребенок нуждается в успокоении и утешении, то родители должны ему их предоставить. При этом не будет лишним еще раз доступно объяснить, почему наказание имело место быть, и как нужно себя вести, чтобы больше подобное не повторялось.
  • Делайте что-нибудь вместе с ребенком, или просите его о помощи. В глубине души все дети, во-первых, любят чувствовать себя нужными и полезными для старших, а во-вторых – способны быстро учиться, когда перед глазами есть живой пример. Поэтому вы вполне можете выполнять какие-то задачи, например, по дому, вместе, и показывать ребенку, как делать их качественно и аккуратно. Чтобы приучить его к порядку и дисциплине, можно позволять ему делать что-то самостоятельно, но лишь то, для чего у него достаточно знаний, умений и навыков.

Итак, привить ребенку дисциплину можно, причем вовсе не обязательно делать это со скандалами и истериками. Конечно, случаи, когда вам придется хорошенько напрячь свою нервную систему, неизбежно будут. Но вы можете выходить из них с пользой и для вас, и для ребенка, если будете следовать приведенным выше советам.

Похожие посты

Оставить комментарий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.