Как разговаривать с детьми о деньгах

Содержание
  1. Негативное влияние денег на ребенка: как избежать?
  2. Карманные деньги — зло или благо?
  3. Ошибки родителей при формировании правильного отношения к деньгам
  4. Как научить детей тратить деньги
  5. На что влияет внимание ребенка
  6. Таймлайн финансовой грамотности
  7. 3–4 года
  8. 5–7 лет
  9. 7–10 лет
  10. 11–14 лет
  11. 15–18 лет
  12. Правило № 5. Напоминаем ребенку про добрые дела
  13. Правило № 2. Поощряем детские накопления
  14. О деньгах детям: советы родителям
  15. Стыдно ли быть бедным?
  16. Еще несколько правил:
  17. Еще по теме “Дети и деньги”:
  18. Кто у нас покупает по таким ценам?
  19. За 23 года независимости Украина получила от России 250 миллиардов долларов помощи
  20. Когда начинается олигарх?
  21. оплата репетиторам
  22. Подкаст “Дети и деньги: прививаем финансовую ответственность”
  23. А мне муж деньги в ДОЛГ дает(((
  24. Муж меня спросил – а заработала ли я на отдых?
  25. О малозарабатывающих мужчинах
  26. Можно ли заработать СП? Многие писали
  27. зарплатная карточка мужа
  28. Деньги в семье
  29. Правило № 8. Отвечаем на неудобные вопросы
  30. Правило № 1. Объясняем в игровой форме
  31. С какого возраста учить детей обращаться с деньгами?
  32. Когда начинать давать деньги детям
  33. Карманные деньги ребенка
  34. Позволить накопить
  35. Когда нужно приучать?

Негативное влияние денег на ребенка: как избежать?

Часто у юных потребителей складывается ошибочное представление о ценности денег, и малыш начинает брать их без спроса, вымогать или выпрашивать наличность. Чтобы избежать подобного отношения к финансам, следует учитывать следующее:

Родители часто задаются вопросом: «За что можно давать или платить деньги детям?». Психологи считают, что оплачивать выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки неправильно. Лучше делать выплаты еженедельно в качестве карманных средств.
Давайте школьнику на карманные расходы столько, сколько возможно с учетом суммы семейного бюджета

Важно чтобы он осознавал цену финансовым ресурсам.
Если подросток берет в долг, он должен понимать, что возвращать их все равно придется. И лучше в установленный срок, ведь друзья могут попросту перестать доверять.
Когда малыш просит у вас что-то сверх карманных расходов, не стоит говорить, что у вас финансовые затруднения, особенно если в вашем кошельке он заметил крупные купюры

Объясните, что все средства до зарплаты в семье распланированы, и возможности приобрести что-то сверх бюджета, у вас сейчас нет.
Для того чтобы пресечь попрошайничество учите ребенка распределять финансы. Перед тем как отправиться за покупками расскажите, что именно вы там собираетесь купить и сколько средств на это потратить.
Во время совместных путешествий дайте малышу пару купюр, чтобы он смог самостоятельно купить сувениры для своих друзей.
Давая средства, не указывайте, на что именно они должны быть потрачены.
Если сын решил накопить на какую-либо серьезную и долгожданную вещь, помогите ему собрать необходимую сумму. Например, можно позволить класть в копилку сдачу. Ведь для того, чтобы осуществить свою мечту он может пойти на воровство или вымогательство.
В ситуации, когда малыш решил потратить сумму, которую копил на другие нужды, не стоит его останавливать или запрещать покупку. Однако донесите до него мысль, что долгожданной вещи ему не купят. С этим придется смириться.
Если ребенок забрал содержимое вашего кошелька без спроса, проведите с ним серьезный разговор. Не угрожайте уголовной ответственностью или физическим наказанием. Объясните, что доверие к нему при подобных проступках будет потеряно, ведь те средства, которые он взял, были необходимы для важных для семьи трат: покупки нового телевизора, зимней одежды или ремонта автомобиля.

Карманные деньги — зло или благо?

«Я ЛИЧНО у родителей деньги таскала, когда была подростком, — призналась одна из опрошенных нами мам. — Стыдно, но факт остаётся фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так — мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос в том, надо ли давать ребёнку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встаёт перед родителями.
Если ребёнок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребёнок не говорит зачем. С другой стороны, всё время отказывать — тоже не выход, вспомним признание в воровстве.
Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даём 12-летней дочери 100 рублей в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование — не в счёт. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно

Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».Психолог Татьяна Шишова:
— Давать или не давать деньги — зависит от возраста ребёнка. Дошкольнику — точно не стоит

Если ребёнку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребёнка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.
Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старшеклассника первая работа — один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учёбе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.

Ошибки родителей при формировании правильного отношения к деньгам

Дмитрий Карпачев и многие прогрессивные психологи считают, что в процессе обучения детей умению ценить деньги, родители могут допустить некоторые ошибки:

  • Не стоит постоянно отказывать в покупке вещей, о которых он мечтает. В этом случае, как только в руках малыша окажутся купюры и монеты, сработает «ментальный дефицит» и он сразу же потратит все до копейки. Просто предложите накопить средства на то, что он желает купить.
  • Мысль, что финансы несут только негатив, заставят вашего сына или дочь во взрослой жизни сразу же избавляться от «вселенского зла», как только оно попадет в его руки. Ни о какой рациональности при распоряжении наличности в этом случае речь не идет. Поясните, что материальные блага — это не плохо и не хорошо. Они всего лишь позволяют решать проблемы, которые возникают ежедневно: питание, покупка одежды, образование и так далее.
  • Ставить финансы во главу угла тоже не стоит. Так формируется жадность. Объясняйте подросткам, что финансовые ресурсы хоть и важны, но с их помощью невозможно получить здоровье, любовь или дружбу.
  • Удовлетворение любых просьб о покупке. К сожалению, запросы постоянно растут. Вскоре вы не справитесь с этой функцией. Донесите мысль, что ассигнования необходимо зарабатывать, они не появляются просто так.

Начните формировать правильное отношение к деньгам как можно раньше. Это поможет избежать развития таких негативных качеств как расточительность, жадность, стремление к азартным играм.

Как научить детей тратить деньги

Сколько бы вы ни давали детям денег, всегда хочется быть уверенным, что они потрачены с пользой. Но не стоит слишком увлекаться контролем над покупками своего чада. Дайте ребенку больше самостоятельности и, самое главное, сами станьте для него хорошим примером: не тратьте деньги впустую и следите за ежедневными расходами. Также позвольте своим детям ошибаться. Ведь вам тоже не всегда удается с толком распорядиться бюджетом.

Не рекомендуется забирать карманные деньги в качестве штрафа, лучше приостановите следующую выплату с пояснением причин, чтобы ребенок осознал наказание.

Если очень переживаете за траты ребенка, оформите ему банковскую карточку, по которой сможете отслеживать все покупки. Также все популярнее становятся мобильные приложения (Panda Money, Bankaroo и др.), позволяющие детям ставить финансовые цели, отслеживать свои расходы и копить на желанные вещи.

Давать или не давать деньги детям, каждый родитель решает самостоятельно. Но стоит серьезно отнестись к этому вопросу, поскольку ошибки в финансовом воспитании могут в будущем дорого обойтись семье.

На что влияет внимание ребенка

  • Восприятие. Когда ребенок отвлекается, он не может зафиксировать свой взгляд на чем-то конкретном. Его взгляд быстро переходит с объекта на объект. Впоследствии это приводит к тому, что ребенок не имеет полного и целостного представления об окружающем мире.
  • Память. Дети подсознательно запоминают большинство информации, которую слышат и видят. Лишнее потом уходит из памяти. Рассеянным детям нужно объяснять, что следует запоминать, а что нет. Даже после этого им бывает трудно вспомнить определенные вещи.
  • Мышление и речь. В результате постоянно невнимательности не формируется структура речи. Дети часто могут путать понятия, которые схожи друг с другом по смыслу. В результате ребенок не может определить связи между событиями и явлениями, а также сходства и различия между ними.

Таймлайн финансовой грамотности

Чем раньше дети получают опыт управления деньгами, тем они более разумны и устойчивы к экономическим потрясениям во взрослом возрасте. Но это не означает, что беременная женщина вместо классики должна слушать финансовые сводки, а вместо сказок читать новорождённому Уоррена Баффетта. Для каждого возраста — свой подход.

3–4 года

  • Объясните ребёнку понятия «дорого» и «дёшево». «В этой коробке пять кубиков, они дешевле вон тех десяти кубиков».
  • Объясните азы товарно-денежных отношений: все вещи имеют стоимость; сначала платим за товар, потом забираем его и так далее.
  • Научитесь договариваться. Например, перед походом в магазин условьтесь, что вы купите только одну игрушку, зато ребёнок сможет её выбрать сам.

5–7 лет

  • Приучайте ребёнка к самостоятельным покупкам. Сначала позвольте пройти через кассу под вашим присмотром, затем дайте точную сумму и отправьте в магазин одного, наконец, поручите купить товары по списку, уложившись в определённый бюджет.
  • Приучайте ребёнка копить деньги. Заведите копилку для мелочи и установите правила пользования ей. Например, вынимать деньги из копилки не чаще, чем раз в месяц. Время от времени предоставляйте дошкольнику право выбора между дорогой вещью и дешёвой. Объясните, что дорогостоящая вещь требует накоплений.
  • Показывайте пример, как расставлять приоритеты в тратах. «Я купила литр молока, а не один маленький сладкий йогурт, потому что из молока получится каша, которую будешь есть ты, твой младший брат и бабушка с дедушкой».

7–10 лет

  • Регулярно отправляйте ребёнка за покупками. Это не только развивает самостоятельность и ответственность, но и приучает составлять списки покупок, брать и проверять чеки.
  • Развивайте навык обращения с карманными деньгами. Если родственники или друзья подарили ребёнку небольшую сумму денег, посмотрите, как он ей распорядится. Спустил всё на шоколадки? Вам ещё следует поработать над навыком накопления и приоретизации.
  • Знакомьте ребёнка с финансовыми понятиями: «квартплата», «семейный бюджет», «скидки», «распродажи», «кредиты». Не надо читать лекции. Просто поясняйте эти термины, когда они возникают в разговоре.

11–14 лет

  • Регламентируйте оборот карманных денег. Например, договоритесь, что в неделю ребёнок будет получать 1 000 рублей. Из них он должен выделить средства на проезд и школьные обеды. Остальные может тратить на своё усмотрение.
  • Привлекайте ребёнка к посильному оплачиваемому труду. Подросток должен прочувствовать разницу между ценой и ценностью.

15–18 лет

  • Подыщите подростку подработку. В старшем школьном возрасте ребята уже должны получить первый опыт самостоятельного заработка. Это поможет не только окончательно сформировать представление о ценности денег, но и определиться с будущей профессией.
  • Не вмешивайтесь в личный бюджет подростка. Деньги, заработанные самостоятельно, подросток должен тратить сам. Пусть на глупости — это его личный опыт. В противном случае, став взрослым, он будет продолжать совершать детские финансовые ошибки.

Больше советов по воспитанию финансовой грамотности у детей разных возрастов вы сможете получить на лекции Ксении Падериной и Евгении Блискавки. На ней вы узнаете приёмы воспитания, которые заложат фундамент обеспеченной жизни вашего ребёнка.

Тема: как разговаривать с детьми о деньгах.Дата: 25 апреля 2018 года.Время: 19:00.Место: Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова (г. Москва, станция метро «Бауманская»).

Занятие бесплатное, но количество мест ограниченно. Спешите зарегистрироваться.

Правило № 5. Напоминаем ребенку про добрые дела

Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи.

Например, можно перечислить какую-то сумму на благотворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отношение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно.

Есть очень простой способ узнать, как ваш ребенок расставляет приоритеты в тратах. Дайте ему 10 одинаковых монет и поставьте перед ним три баночки: «потратить сейчас», «отложить на покупку» и «на добрые дела». Попросите ребенка распределить монетки между баночками. Даже если он попытается разделить их поровну, останется одна «лишняя» монетка, которая прояснит ситуацию. Попросите ребенка объяснить свой выбор, терпеливо выслушайте, не комментируйте сразу. А затем спокойно обдумайте, хотите ли вы исправить его модель поведения и как именно.

Правило № 2. Поощряем детские накопления

Желаний обычно больше, чем денег

Помогите ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.

Некоторые родители совершают ошибку: делают ребенку подарок еще до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать и у него не может быть никаких финансовых целей — ему уже и так все купили.

Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Это может быть и обычная прозрачная банка (удобно следить, как растет горка монет и купюр), и красивая копилка с машинками или принцессами, и традиционная свинка-копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения. 

О деньгах детям: советы родителям

Ребенок не должен слышать споров по поводу денег (родители могут обвинять друг друга в неэффективной трате денег или неумении их заработать). 

Иногда родители оплачивают детям хорошие отметки в школе или выполняемую по дому работу. Однако эта идея чревата негативными последствиями. Ведь у ребенка должен выработаться интерес к получению знаний, а помощь родителям должна быть естественным проявлением любви и заботы о родителях. Ребенок ни в коем случае не должен подменять эти ценности интересом к деньгам. А подарок к окончанию учебного года в школе, наоборот, будет выглядеть как признание успехов ребенка.  

Резюме: начиная со школьного возраста, у ребенка должны быть собственные деньги, которыми он распоряжается по собственному усмотрению. Разговоры о семейном бюджете – это нормальная и нужная практика.

Стыдно ли быть бедным?

В нашей стране в результате экономических катаклизмов сформировалась совершенно особенный класс людей. Они хорошо образованы, имеют в собственности квартиры, помнят о беспечной жизни и ни в какую не могут признать себя бедными. Ведь не голодают (правда, экономят на овощах и фруктах), не ходят раздетыми (но покупают исключительно низкосортную одежду). Дети учатся в бесплатных школах, работа если и есть, то платят за нее копейки. Нет накоплений, нет перспектив новой работы, а главное – нет надежды на себя.

Этот класс наших современников, по разным подсчетам, составляет от половины до двух третей населения России. И на самом деле они, конечно, бедные.

Те, кто постарше, склонны свою необеспеченность выставлять напоказ, жаловаться, требовать помощи от государства. Так их приучили в свое время.

Но дети, подростки воспринимают ситуацию совершенно иначе. Разлад между социальным (образование, круг общения) и материальным уровнем жизни родителей – для них очевиден и страшно угнетает.

Психологи говорят, что появилось целое поколение детей, которые не видели ничего, кроме кризиса, поэтому переходная экономика стала для них точкой отсчета. И легкий, стремительный скачок из бедности в богатство для них – явление совершенно реальное и доступное. В то же время они очень быстро усваивают и другие особенности этого времени: придание деньгам статуса, им не свойственного. Например, разрешения быть неэтичным, не уважать старших, решать с их помощью личностные проблемы и так далее.

Первоклассник, которого обидел старший мальчик, за сто рублей “нанял” двух третьеклассников проучить обидчика. Сделка состоялась, хулиган был избит. Двенадцатилетний школьник попросил денежную компенсацию “за моральный ущерб”, когда его публично оскорбил одноклассник. Получив деньги, был очень доволен сделкой.

Подобные случаи приводят взрослых в растерянность. Часто они пытаются реагировать пафосными выражениями типа “деньги – грязь”, но это оказывается неэффективным. Остается лишь одно – обучать ежедневной, кропотливой работе разума, находить деньгам именно ту роль в жизни, которая будет помогать, а не препятствовать развитию.

В одной очень дорогой частной школе на уроке музыки изучали биографию знаменитого композитора. Оказалось, что гений умер в нищете, потому что при жизни никто не покупал его произведения. “И зачем тогда нужно было так трудиться, – удивились дети, – если он был так несчастлив?”. На это учительница музыки стала говорить о себе, о том, что она тоже пишет музыку, любима своими учениками – и это делает ее счастливой. А другой жизни ей не надо, пусть даже денег могло бы быть больше.

Вопрос о том, стыдиться ли бедности, не только наш, российский. В Америке психологи отмечают, что многие родители внушают детям мысль о невозможности стать богатым. “Мои родители говорили, что существует секрет зарабатывания денег, но в нашей семье его никто не знает. Только другие способны делать деньги, а мы – нет”, – это одно из напутствий, которые, по мнению исследовательницы А. Мэттьюз, откладываются в сознании на всю жизнь. Вот еще несколько “полезных” мыслей: “Моя мама говорила, что только бедняки попадают в рай”, “Мой отец считал, что разбогатеть можно только нечестным путем”…

Знакомые мотивы, правда? Именно из-за них, считают психологи, многие люди вырастают в уверенности, что они не заслуживают больших денег. И не получают их никогда.

Выходит, что главное – это не то, сколько денег у родителей и как живет семья. А то, какими глазами ребенок смотрит в будущее. Если он уверен в себе, умеет адаптироваться к ситуации, эмоционально развит и не боится падать, то он хорошо себя чувствует в обществе. Он может спокойно пережить как отсутствие денег, так и большое их количество, сумеет копить и тратить разумно и осмысленно.

Еще несколько правил:

  • оплата не должна зависеть от настроения родителей;
  • не наказывать лишением денег;
  • не «покупать» любовь и отношение детей;
  • не искупать свою вину деньгами.

В тему: Как воспитать благодарных детей?

Чему учат детей карманные деньги, полученные за работу?

  • Понимать цену и ценность денег (работа по дому и вне дома).
  • Понимать реальность и конечность денег.
  • Тратить и умно экономить — заработанные деньги тратятся по-другому.
  • Планировать — потратил раньше времени, сиди без денег.
  • Зарабатывать.
  • Распоряжаться своими деньгами самостоятельно.
  • Понимать взаимосвязь денег, времени, ответственности, дисциплины и труда.
  • Планировать — потратил все разом, жди следующего заработка.
  • Математике (копить, учитывать и планировать деньги).
  • Постановке и достижению целей (копить на долгосрочные цели).
  • Терпению и отложенному удовольствию (копить долгосрочно) и готовности ждать и добиваться результата, а не стремиться получить все сразу.
  • Пониманию процента и инвестирования (копить с процентом).
  • Сочувствию и состраданию (денежные пожертвования и помощь, зарабатывание на подарки близким).
  • Предприимчивости, настойчивости и навыкам переговоров (попытки предпринимательства, работы вне дома, совместное с родителями участие в покупке чего-то крупного, вроде квартиры, машины, бытовой техники и пр.).
  • Пониманию конечности и ограниченности денег (когда вы говорите «Нет!» и объясняете, почему нельзя (сейчас) купить ту или иную вещь.
  • Навыкам поиска и анализа информации и принятию правильных решений (участие в дорогостоящих покупках, таких как квартира, машина, техника, путешествие).

——————-

Полезные по теме ссылки:

   Ученые доказали, что родители успешных детей делают эти 10 вещей
   Благополучные дети заставят вас плакать! Мнение известного детского психолога
   7 детских мифов о деньгах
   Как американцы воспитывают своих детей
   Дети и предпринимательство

——————-

Еще по теме “Дети и деньги”:

Кто у нас покупает по таким ценам?

Все понятно про шубы и т.д. За такие деньги можно и отдохнуть съездить. А ваша жаба – она только ваша) мой муж тоже не понимает глядя на меня, зачем покупать столько дешевого барахла вместо того, чтоб купить что-то одно и приличное.

За 23 года независимости Украина получила от России 250 миллиардов долларов помощи

Ети деньги осели насколько в карманаx украинскиx олигарxов, настолько и в карманаx российскиx коррупционеров. А зачем она вечно берет всех под свое крыло? Потому что Россия, почему ещё?… 07.04.2014 10:26:19, ЖенаПолковника.

Когда начинается олигарх?

идейность у них хромает ) очень важно кто снимает и зачем. большинство на уровне желтой прессы – ни о чем и просто так, даже картинку красивую снять не могут

А по сути – олигарх это когда начинаются не столько большие деньги, сколько большая власть.

оплата репетиторам

Когда ходил – пару раз забывал отдать деньги, преподаватель сама напоминала (не вижу в этом ничего неловкого). И я несколько раз забывала за разговорами заплатить за занятие :) Конечно, потом вспоминала и Вопрос только, зачем репетитору столько денег на телефоне…

Подкаст “Дети и деньги: прививаем финансовую ответственность”

В разделе подкастов на сайте 7я.ру опубликован подкаст “Дети и деньги: прививаем финансовую ответственность”. Казалось, совсем недавно ваш малыш только выговорил свое первое слово, сделал первый шаг, в первый раз пошел в детский сад. Но вот уже вы активно обсуждаете с ребенком свои будни, ходите в магазин и планируете покупки. О том, как научить чадо разумно тратить деньги, вы узнаете, прослушав новый подкаст.

А мне муж деньги в ДОЛГ дает(((

Купил мне машину, а ездит на ней сам, т.к не может потратить СТОЛЬКО ДЕНЕГ на ту машину, которой он достоин. Зачем Вы вообще соглашаетесь, что деньги которые он даёт, это В ДОЛГ? “Дорогой, я обеспечивала семью столько -то лет, теперь твоя очередь”.

Муж меня спросил – а заработала ли я на отдых?

Вопрос неприятный: как можно жить на такие деньги ? Я себя все время ругаю – получаю чистыми более 150 тыс. Муж столько же. Немного непонятно, зачем ей этот иждивенец, но, видимо, в регионах многие еще держатся “За статус”. 17.11.2010 14:23:37, хухра-мухра.

О малозарабатывающих мужчинах

Незаинтересованность в деньгах ? Низкие собственные потребности? Или просто тупость?) кто бы спорил, что честный, добрый, умный, порядочный олигарх лучше чем А зачем святым людям семья? Они ведь должны быть искренне и целиком посвящены своему ДЕЛУ.

Можно ли заработать СП? Многие писали

Ндаа, со временем и деньгами еще как-то можно решить, а вот с потрясающим предложением … даже не представляю как и где его искать. зачем вам гимор СП, если у вас есть столько денег для вложения, чтобы напроситься к старому оргу?

зарплатная карточка мужа

а кто Вам мешает тратить свои деньги куда Вам хочется? А мужу сказать – дай денег ,надо то-то купить.. и вообще, надо брать его с собой по магазинам, пусть расплачивается.. Сын – иди сюда – зачем столько разговариваешь, будем наказывать!!!!

Деньги в семье

Зачем ему ребенок, если чадо не на что содержать? Что ему приятнее – неухоженная жена и ухоженный бизнес? Или ухоженная жена и…покой дома. Главное, что бы Вы могли точно знать, что через столько -то дней будет столько -то денег, а значит и могли спокойно…

Правило № 8. Отвечаем на неудобные вопросы

«Пап, а сколько ты зарабатываешь?» Ваш доход — это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, расскажите, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой: «Достаточно для нашей семьи». Если ваш ребенок еще не дорос до совместного планирования общего семейного бюджета, лучше не давайте точных цифр — ему все равно сложно будет оценить, много это или мало.

«Почему у Васи дорогой смартфон, а у меня обычный кнопочный?» Самое главное — не начинать критиковать Васю и его родителей только потому, что они делают ему более дорогие подарки. И уж тем более не бегите покупать ребенку в кредит дорогой телефон, чтобы ему было не стыдно перед одноклассниками. Этим вы покажете ему плохой пример управления бюджетом.

Может быть, действительно пришла пора поменять кнопочный телефон на современный смартфон. Но совершенно необязательно тратить на него много денег

Объясните подростку, что стоит обращать внимание на характеристики, которые действительно нужны, а не на бренд. Выберите вместе с ним достойный телефон по приемлемой цене

Так он научится делать осознанный выбор, а не вестись на рекламные уловки. Да и вы не будете переживать, что он потеряет или у него украдут смартфон по цене подержанного космолета.

Какой бы неудобный вопрос ни задал вам ребенок, не оставляйте его без внимания. Уточните, почему его это заинтересовало. Иногда причина важнее самого вопроса. А решение проблемы может оказаться вовсе не в финансовой плоскости.

Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение других. Объясните, что все люди, их навыки и то, что сейчас востребовано на рынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои ценности. Такой вопрос может стать отличным поводом обсудить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь.

«Как вышло, что тетя Мила потеряла все свои сбережения?» Это хороший повод поговорить про финансовых мошенников и объяснить базовые правила финансовой безопасности:

Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяснить, что счастье, действительно, не в миллионах.

Правило № 1. Объясняем в игровой форме

Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.

С малышами можно начать с простого:

Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.

Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.

  • Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.

  • Что можно купить на деньги? Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.

Для младших школьников подойдут игры посложнее:

Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько бальных платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости. Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет.

Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?

В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.

Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.

С какого возраста учить детей обращаться с деньгами?

Конечно, если я отвечу на этот вопрос: «Чем раньше, тем лучше!», то немного слукавлю. Поскольку годовалый или двухлетний ребенок вряд ли станет способным учеником в силу своего возраста. Ведь он еще не всегда понимает причинно-следственную связь происходящих явлений в окружающем мире. И уж тем более вряд ли умеет считать.

Однако и те родители, которые считают, что до школы вообще не стоит давать деньги детям в руки, тоже заблуждаются. Поскольку если вовремя не начать их учить обращаться с монетами и банкнотами, то у них вырабатывается потребительское отношение к жизни. Такие дети не будут беречь и ценить то, что купили им родители.

Поэтому, на мой взгляд, самый оптимальный возраст для того, чтобы начать знакомить своих чад с финансовой грамотностью, — 3-4 года. Именно в этот период многие дети уже умеют считать хотя бы до 10, понимают причинно-следственную связь и открыты к усвоению новых знаний.

Когда начинать давать деньги детям

Дети в начальной школе уже способны делать мелкие покупки, поэтому выдавать деньги на мелкие нужды можно с 1-2 класса. Первое время стоит ненавязчиво интересоваться, на что потрачена сумма или на что ребенок планирует ее потратить. По мере взросления школьника количество выдаваемых денег можно увеличивать

Одновременно важно повышать финансовую грамотность. Рассказывайте ребенку о деятельности банков, безналичной оплате, видах купюр и т.д

Отлично справятся с задачей такие экономические игры, как “Монополия” или “Денежный поток”, в которые можно играть всей семьей.

Дошкольников также можно приобщать к финансовой грамотности. В игровой форме объясните им, что такое деньги, где они хранятся, откуда берутся, на что их обычно тратят. Составляйте вместе с ребенком список покупок перед походом в магазин. И заведите копилку, чтобы собирать мелкие монеты на желанную игрушку.

Малышам рекомендуется давать ежедневно маленькую сумму денег. Чем старше становится ребенок, тем больше должна быть сумма и интервал между выплатами (неделя, 2 недели или месяц), чтобы школьник учился распределять деньги и контролировать свои траты.

Карманные деньги ребенка

Как известно, первые деньги попадают к ребенку в виде карманных. И здесь в родительских умах тоже путаница. С одной стороны, кажется, что деньги могут испортить ребенка, а с другой – с их помощью можно манипулировать, а то и откупаться от сложных воспитательных обязанностей.

В итоге карманные деньги ребенок получает нерегулярно, тратит их быстро и неразумно, потому что не уверен в следующем разе. Как считают психологи, в роли просителя ребенок усваивает не этику рынка (соблюдение договоренностей и планирование расходов), а рабскую психологию.

Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге “Дети и деньги” приводят несколько правил выдачи карманных денег:

  • Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
  • С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
  • Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
  • Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
  • Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
  • Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
  • У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
  • Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Ольга Черномыс

Позволить накопить

Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.

Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.

Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.

Можете приклеить на копилку такую наклейку. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.

Наклейка на копилкуPDF, 1,8 МБ

Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.

Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».

Конверт «коплю»PDF, 380 КБ

Конверт «трачу»PDF, 378 КБ

Чтобы конверты получились нужных размеров, укажите в настройках печати масштаб 100% — тогда деньги точно влезут в конверт

Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.

Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500 Р добавляйте еще 100 Р. Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.

И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.

Когда нужно приучать?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector