Беспокойство за ребенка

Как научиться меньше переживать за детей

Мы можем снизить интенсивность наших негативных эмоций. Для этого давайте задумаемся: что является причиной ярких отрицательных переживаний? Из-за чего мы испытываем сильные тревогу, раздражение, страх, гнев?

Обычно, когда я задаю этот вопрос во время консультации, на меня смотрят удивлённо: «Что за глупый вопрос? Дураку понятно, что мы переживаем из-за тех событий, которые происходят с нами и нашими детьми!».

Однако этот ответ не совсем правильный. И вот простое тому доказательство: в рамках одинаковых событий разные родители могут чувствовать разные по интенсивности эмоции. Почти наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы удивлялись, что кто-то из родителей чересчур раздражён в ерундовой с вашей точки зрения ситуации. И наоборот, ваше переживание может не разделять родитель другого ребёнка.

Здесь мы можем сделать вывод, что дело не в событиях. Дело в нас. В том, что мы отрицаем возможность тех или иных ситуаций! Когда мы не принимаем что-то и не соглашаемся с чем-то, что происходит с нашим ребёнком, то испытываем сильные отрицательные эмоции. Когда мы лояльны к ситуации, т.е. допускаем такую возможность, она нас будет заботить, но не так интенсивно. А значит, мы меньше устаем от переживаний и можем быть более эффективны в воспитании детей.

Вот небольшая подборка отрицательных переживаний родителей, связанных со школой, и причин, которые к ним приводят.

Второй страх – эмоциональное равновесие

Улыбающаяся мама, нежно говорящая ребенку ласковые слова – это то, что видит и оценивает младенец на 2-м месяце жизни. Сейчас у него начинает просыпаться потребность в общении, и он выражает свои эмоции в ответ на обращение к нему родителей

В это время очень важно, чтобы малыш не слышал вокруг себя громкой ругани и неприятных звуков. Заплаканное или расстроенное лицо мамы нарушит эмоциональное равновесие контакта и заставит малыша проявлять беспокойство

Вскоре ребенок начнет связывать между собой голос и состояние матери со своими внутренними ощущениями и реагировать на окружающую действительность через ощущения самого близкого к нему человека. Сейчас главное – не напугать младенца и позволить ему испытывать только положительные эмоции.

Совет: Никогда не повышайте голос рядом с ребенком. Старайтесь разговаривать на полутонах. Тем более, не устраивайте скандалов и перебранок. Не подходите к малышу с расстроенным или заплаканным лицом, не травмируйте его психику.

Помощь психолога

Терапия является результативным средством для преодоления беспокойства у детей. Когнитивная поведенческая терапия имеет позитивные результаты исследований.

Поведенческая терапия для беспокойства включает:

  • методы релаксации;
  • визуальная терапия;
  • воздействие опасной ситуации в клинической обстановке.

Когнитивная терапия для лечения тревоги включает:

  • идентификация и изменение мышления;
  • борьба с иррациональными убеждениями.

Дети также получают информацию о тревожных расстройствах, что выступает частью терапии.

Один из способов уменьшить беспокойство у детей – научить их искать ранние признаки тревоги, а затем реализовать план.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.

  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Техники для снятия приступов тревоги

Вот еще несколько приемов, позволяющих уменьшить тревожность:

  1. Написать о том, что беспокоит, на листе бумаги, потом его сжечь или порвать, можно скомкать и выкинуть в реку.
  2. Старшему ребенку предложите вести «дневник беспокойства». Пусть каждый день записывает свои страхи, в потом, например, по воскресеньям, перечитывает свои записи. Скоро он сам пойдет, что они безосновательные и бессмысленные.
  3. Поиграйте в психотерапию. Пусть малыш выберет игрушку, которая будет его выслушивать, без присутствия взрослых. Выговорившись, дети сразу успокаиваются.
  4. «Сломайте» телевизор — что-то там вытащите, чтобы он не включался.
  5. Каждый день делайте успокоительную ванну с ароматными травами.

Есть также чисто физиологические приемы, позволяющие быстро справиться с приступами беспокойства:

  • интенсивно растереть уши;
  • 10 секунд мять мочки ушей;
  • плотно сплести пальцы и держать несколько минут;
  • с силой упереться в стену, напрячь все мышцы и посчитать до 10;
  • принять позу героя — Супермена или Бэтмена и постоять так 2 минуты;
  • прыжки со скакалкой — сколько хочется.

А главное, ребенок должен понять, что ничего страшного в тревожности нет, эту тему можно спокойно обсуждать и со сверстниками. Так стант намного легче.

Мне нравитсяНе нравится

Что же делать?

Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.

Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.

Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.

Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.

Светлана Садова

В меру ли ваша забота?

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием родителей. Чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток

Тест от портала Я – родитель поможет вам разобраться.
Пройти тест

Страх— откуда он?

Страх способны испытывать все люди. Но самая первая эмоция человека — страх смерти — возникла у обладателя зрительного вектора. Она помогала ему выжить. До сих пор самый сильный страх способны ощущать именно зрительные люди, так как их эмоциональная амплитуда гораздо больше, чем у других людей.

Человек со зрительным вектором стремится к общению и эмоциям, потому что тогда он ощущает наполненность своей жизни смыслом. При этом каждое свое чувство он может проживать на самой пиковой амплитуде. Если страх — то ужас и паника, если любовь — то всепоглощающая. Зрительный человек, чьи чувства были развиты в детстве, способен разделить любое чувство с другим человеком — облегчить горе, утешить, порадоваться вместе.

Когда зрительная женщина проводит все свое время с маленьким ребенком, вся ее огромная эмоциональная амплитуда направлена только на него. Но ее потенциал гораздо больше. Постепенно накапливаются неудовлетворенные желания, потребность в сильных эмоциях, так как свойства зрительного вектора не используются в полной мере.

«Страх хорошо продается»

Мама ищет. И часто – находит нечто пугающее.  Ее дополнительно невротизируют врачи, готовые выписывать анализы, лекарства, процедуры. Потому что, раз уж пациент пришел, его надо лечить.

Масла в огонь добавляют психологи. Сколько уже вышло статей с заголовками: «5 фраз, которые нельзя говорить детям», «10 поступков, которые нанесут ребенку травму» и так далее.

Это звучит отовсюду: будь осторожен, родитель! Шаг вправо, шаг влево, и ты все испортишь! В формировании нашей тревожности большую роль играет информация. Не зря ведь говорят: «меньше знаешь, крепче спишь».

Любопытный факт: когда я опрашивала мам после родов о том, есть ли у детей какие-то проблемы со здоровьем, подавляющее большинство, несколько сотен человек, отвечали «да» и называли, в общем-то, типичные для младенцев вещи – колики, срыгивания и так далее. Это просто этапы развития, но они воспринимаются тяжело, вызывают тревогу. Почва для страхов готова.

Сегодня информации слишком много. И с одной стороны это хорошо – мы предупреждены и вооружены. Например, недавно поисковый отряд «Лиза Алерт» стал активно информировать о том, что дети могут погибнуть в выгребных ямах. Мы можем учесть этот момент, избегать таких ям, закрыть их, следить за своими детьми.

Но иногда новостной фильтр настроен на такой тревожащий контент, что создается ощущение: везде ужас. Помните историю про няню, которая отрезала ребенку голову?

Если вдуматься, статистически это один случай на миллионы, но он прозвучал так ярко, и само по себе это так страшно, что мне до сих пор мамы говорят: боимся нанимать няню, а вдруг что-то случится? Понятно, что риск попасть, например, под машину, гораздо  выше, чем то, что няня отрежет голову, но люди боятся.

Страх хорошо продается. Журналисты это понимают, «происшествие с детьми» — это кликабельно. При этом, конечно, звучат слова о том, что необходимо распространять важную информацию.

Вот только люди по-разному с ней обходятся. Кому-то хоть и страшно, но это длится недолго – вот я проверил все, что могу сделать по этому поводу, исправил и успокоился. А тревожный человек просто не может отвязаться от этих мыслей, вплоть до проблем со здоровьем.

«Тревожность росла с количеством детей»Светлана Соколова, трое детей, 3,7 и 11 лет:
«С третьим сыном я стала гипертревожной, потому что опыта банально больше. Хотя мне кажется, что я очень рациональная. Люблю инструкции и правила, мы в семье стараемся им следовать.
Когда дома появилась двухэтажная кровать, мы сразу договорились, что младший на «второй этаж» не лазает. В итоге средний сын однажды, зацепившись за опору, сорвался с высоты и сломал себе руку.
А младший падал с самоката и тоже ломал руку. После этого я изучила все окрестные дороги, и если знаю, что там выбоины, мы на самокатах не поедем.
Когда дети заболевают, я стараюсь читать о болезни в подробностях. Однажды это помогло спасти жизнь моему младшему сыну: после ветрянки у него начался менингит, и к счастью, я знала, что такие осложнения бывают, мы успели быстро вызвать «скорую».
Чтобы иметь возможность помочь своим детям, я прошла курсы по оказанию первой помощи. И даже в какой-то момент мечтала научиться самостоятельно интубировать – на случай, если будут трудности с дыханием. Муж смеется: ты бы могла!
Тревожусь ли я? Постоянно! Но говорю себе: делай что должно, и будь что будет. Считаю, что бездействовать все равно нельзя».

Игротерапия в детском саду

Игротерапия становится очень важной в период, когда ребенок ходит в детский сад. Именно с 2-летнего возраста можно заниматься коррекцией его поведения

В процессе ребенок получает новые знания и обучается новым навыкам. Более того, происходит коррекция его эмоциональной сферы и поведения. Все пробелы, которые были созданы родителями, теперь устраняются в процессе игры.

Ребенок должен чувствовать себя психологически комфортно. Терапевт направляет игровую деятельность в трех направлениях:

  1. Обучение детей дружеским отношениям друг с другом.
  2. Утверждение «Я» для самого ребенка.
  3. Развитие уважения у детей в отношении чужих «Я».

Процесс должен нравиться ребенку. Только в таком случае возможно ему помочь в преодолении его собственных зажимов и комплексов, которые уже были сформированы. У каждого ребенка имеются различные страхи, которые не проходят лишь потому, что ему не позволяется с ними справляться, преодолевать, решать. В кругу, где постоянно пребывает ребенок, создаются все условия для создания зажимов и страхов. В игровой терапии предлагаются условия, где малыш сможет от них избавиться.

Примерами игр являются:

  • «Кошки-мышки». Выбирается один игрок, который будет играть кота/кошку. Все остальные будут мышками. Они пищат и бегают, пока кот/кошка спит. Как только кот/кошка просыпается, мыши разбегаются по домикам, чтобы не быть пойманными.
  • «Дочки-матери». Ребенок играет в куклы, где обычно проигрывает обстановку внутри своей семьи.

Селективный мутизм

Селективный, или избирательный мутизм, в раннем возрасте проявляется, как упорное смущение разговаривать при других людях. Если ребенок спокойно общается дома, но не может выдавить и звука в общественном месте, это, скорее всего, симптом избирательного мутизма. Хотя некоторые воспитатели и преподаватели воспринимают это, как признак застенчивости или упрямства, такое непреднамеренное молчание — повод для визита к специалисту.

Селективный мутизм может привести к тяжелым последствиям: он мешает участвовать в общих мероприятиях, хорошо учиться, социализироваться, наконец, он не дает возможности даже спросить, можно ли выйти в туалет, или обратиться за помощью, если ребенку больно. Некоторые дети склонны замирать на месте, когда от них требуют что-то сказать. Другие могут использовать мимику и жесты для ответа без вербального общения.

Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Как избавиться от навязчивого страха за ребенка

Впечатлительным и мнительным людям очень сложно бороться со страхами, особенно если эти страхи связаны с близкими и родными людьми. А если дело касается непосредственно ребенка, то страх чаще всего становится неотъемлемой частью жизни на долгие годы. Если вы понимаете, что основательно перегибаете палку в своем стремлении защитить и уберечь любимое чадо, то будьте готовы работать над собой.

Прежде всего, стоит четко отслеживать, какую именно информацию вы черпаете из СМИ. Прекратите подпитывать свою фобию очередным криминальным сюжетом и ограничьте просмотр новостей. Если уж не можете совсем перестать проводить досуг за просмотром «зомбоящика», то старайтесь хотя бы смотреть что-то позитивное и способное настроить вас на позитивный лад.

Обратите внимание
Пессимистичный настрой не поможет вам вырастить ребенка по-настоящему сильным и самодостаточным, а вы не сможете остаться с ним рядом до конца его дней и потому обязаны подготовить его к суровым реалиям окружающей действительности, а не растить его безропотной жертвой.

Найдите время для себя и своих интересов и тогда вам будет просто некогда предаваться мрачным мыслям. Не стоит думать о том, чего нет и не факт, что будет. Живите настоящим, а в настоящем рядом с вами любимый ребенок, который нуждается в вашей поддержке и внимании без тотального контроля.

Избавиться от страха поможет и дифференциация реальных опасностей от мнимых бед. Поставьте себя на место наблюдателя, а не контролера. Дайте ребенку возможность самому решить имеющуюся проблему.

Вам никто не запрещает дать ему совет, но не стоит ограничивать его в действиях. Поверьте, ваш ребенок вас удивит, и вы убедитесь, что кроха вполне может позаботиться о себе и видит, что может нанести ему вред, а что нет.

Важно
Помните о здравом смысле, ведь именно им вы должны руководствоваться. Подарите малышу любовь и заботу, но не душите ими!

Ребенок плохо учится

Недовольство тем, что ребёнок не может понять какое-то правило или выполнить какое-то задание. Возникает не потому, что ребёнок не понимает школьную программу. Оно проистекает из мнения, что сын или дочь обязаны всё схватывать на лету! Мы почему-то решили, что наш ребёнок — единственный в мире, кто не должен иметь проблем с пониманием и восприятием информации.

Но реальность такова, что любой ребёнок может сталкиваться с трудностями в учёбе. Если мы будем раздражаться каждый раз, когда чадо «пробуксовывает», этими переживаниями мы делу не поможем. Наоборот, чем больше тревожимся и раздражаемся, тем меньше у нас сил найти эффективный подход к обучению.

Разочарование и раздражение от того, что ребёнок получил плохую оценку. Мы решили (или общество нас убедило), что «двойка» — это плохая оценка. Это не так! «Двойка» — это показатель. Это вектор для развития. «Двойка» — это возможность стать лучше — и вам как родителю, и вашему ребёнку.

Покажите своему сыну или дочери, что можно радоваться «двойке». Поясните ему, что сам факт этой оценки не делает человека плохим. Наоборот, это вызов, приняв который, можно стать сильнее!

Человек, который никогда не получал «двоек» в школе, не готов к реальной жизни. Ведь в реальной жизни каждому человеку будут за что-то ставить плохие оценки — на работе, в отношениях, в среде друзей. И умение проживать периоды, когда жизнь оценивает нас хуже, чем нам хотелось бы — важный навык для человека. Если из-за каждой плохой оценки нервничать и посыпать голову пеплом, то никаких сил не хватит на исправление этих оценок, на стремление к лучшему!

Осуждение

Мамы часто попадают под обстрел критики родственников, знакомых или виртуальных собеседников. Осуждать могут за все: сделала или не сделала прививки, кормит грудью или смесью, приучает к горшку в раннем возрасте или надевает подгузник в два года. А еще существует такой термин «яжемать», который могут повесить на любую женщину, если она отстаивает своего ребенка. Даже не особо мнительные мамы начнут сомневаться, все ли правильно они делают. Может, действительно не стоит отдавать малыша в детский сад, как советуют на форуме другие мамы? Может, я навредила сыну, потому что сделала ему все прививки по календарю? Я – плохая мать, ведь дочь с рождения на искусственном вскармливании. Появляется паника, и женщина пытается найти правильные ответы на многочисленные вопросы в интернете, что еще больше усугубляет ее тревожность.

Как возникает чрезмерное беспокойство за ребенка

Еще в роддоме молодая мама, еще не отошедшая от родов, нуждающаяся в отдыхе, прислушивается к дыханию новорожденного.

Во многом такое поведение является следствием «гормонального взрыва» в организме женщины. Эмоциональная нагрузка тоже растет.

Оказавшись дома, наедине с новорожденным, молодые родители испытывают чувство полной беспомощности.

Если в роддоме всегда можно обратиться к врачу или медсестре, то здесь принимать важные решения приходится самостоятельно.

В этот период и зарождаются первые зернышки гиперопеки. Мама боится оставить малыша даже на секунду, чтобы быстро поесть или почистить зубы.

Ей спокойнее, когда ребенок всегда на виду. Женщина боится спать по ночам. Со временем это становится нормой жизни.

Семья пребывает в постоянном страхе. К слову, не каждый отец это выдерживает.

Вероятность распада супружеской пары в первый год жизни их общего ребенка велика, а виной тому гиперопека и смещение привычных приоритетов.

Чтобы избавиться от такого состояния, необходимо произвести разбор причин излишнего беспокойства.

Возможно ли появление детских комплексов?

Чаще всего комплексы у ребенка развиваются тогда, когда он не уверен в родительской любви. Когда школьник сталкивается только с нравоучениями, порицаниями, «нотациями» — он начинает сомневаться в своих способностях и в том, может ли он добиться успеха.

Особенно это чувство «подогревается», если родители используют необоснованную, деструктивную критику, указывают на ошибки, но не говорят, как их исправить. В коллективе такой ребенок будет чувствовать себя неуверенно, это скажется на его общении со сверстниками. Как правило, закомплексованным школьникам тяжело найти себе друзей. Появляется чувство одиночества, отсюда и отсутствие стремления к чему-либо.

Если не работать над этим, закомплексованный ребенок превратится в закомплексованного взрослого. И тогда начнутся проблемы в общении с сокурсниками, а затем с коллегами. Чтобы обрести внутреннюю гармонию, человек должен чувствовать себя уверенно, и тогда его уверенность почувствуют окружающие.

Самое важное, что стоит запомнить — строгое воспитание не подразумевает отсутствие похвалы. Детская психика устроена таким образом, что ребенку жизненно необходимо ощущать себя нужным и любимым

Тогда он чувствует себя в безопасности.

Поэтому даже от строгих родителей ребенок всегда ожидает похвалы и теплого слова. Мать и отец должны отмечать и поощрять его успехи, а работу над ошибками нужно проводить совместно. Когда ребенок видит в родителях в первую очередь людей, которым он может довериться и рассказать о неудачах, — это способствует формированию атмосферы доверия между ними.

Почему ребенок может бояться собственных родителей?

В первую очередь, им движет страх наказания. Кто-то предпочитает беседовать с сыном или дочерью об их ошибках и промахах, а кто-то считает допустимым применять физические наказания или метод игнорирования. Как отреагирует на это ребенок, зависит от особенностей его психики.

Впечатлительных детей пугает перспектива родительского неудовольствия, они беспокоятся, что мать и отец перестанут его любить. На других детей действуют угнетающе постоянные нотации.

Страх наказания ведет к тому, что ребенок начинает врать родителям и изворачиваться, пытаясь скрыть свои проступки. С каждым таким эпизодом доверия в семье становится все меньше и меньше, и они отдаляются друг от друга.

Многие взрослые в качестве наказания используют лишение современных гаджетов — смартфона, планшета, электронной книги. Неудивительно, что ребенок не хочет расставаться с этими вещами, ведь для него это один из первоочередных способов развлечения.

Также дети боятся родителей, когда те придают большое значение материальным ценностям, постоянно напоминая ребенку, сколько на него тратится денег, и как дорого стоят предметы домашнего интерьера. Например, школьник может беспокоиться, что его накажут за сломанный компьютер или испорченную мебель.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;

неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;

негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.