Афоризмы
- «Расценивать себя ниже того, что ты стоишь, есть проявление малодушия и трусости». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что нельзя себя недооценивать. Считать себя хуже, чем ты есть на самом деле, по его мнению, признак малодушия.
- «Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе». Марк Аврелий считал, что малодушие бывает нескольких видов, самый ужасный из них – это привычка человека жалеть самого себя. Такие люди вызывали презрение у римского императора.
- «Малодушие всегда найдёт себе философское оправдание». Французский философ Альбер Камю считал, что малодушные люди всегда пытаются оправдать свою трусость. Они придумывают множество отговорок, лишь бы не признавать себя слабыми.
- «Боязливая и мечтательная нерешительность ползёт за ленью и влечёт за собой бессилие и нищету». Уильям Шекспир говорил о человеческой нерешительности, которая образуется в результате лени. Человек просто не хочет что-либо делать для преодоления своего страха, поэтому оставляет всё как есть.
- «Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей». И.С. Тургенев не любил людей, которые всё откладывают «на завтра», поэтому высказал своё мнение по этому поводу. Такое поведение простительно только для детей, по его мнению.
- «Вся политика заключается в трёх словах: обстоятельства, предположение, случайность… Нужно быть очень твёрдой в своих решениях, ибо лишь слабоумные нерешительны!» Екатерина Великая считала такое качество как малодушие результатом слабого ума. Истинный правитель государства должен быть мужественным, решительным и твёрдым в принятии решений, поэтому она свергла с престола своего малодушного мужа, не достойного управлять великой державой.
- «В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный». Л.Н. Толстой поделился своим способом борьбы с нерешительностью: необходимо быстро начать действовать, пусть даже и неправильно. Любой поступок побеждает задатки трусости в человеке.
- «Трусость отнимает разум». Немецкий философ и известный политический деятель Фридрих Энгельс был уверен в том, что трусливые люди не способны здраво смотреть на вещи и реально оценивать ситуации. Страх, по его мнению, лишает человека разума, заставляет его думать только о своём благополучии.
- «Кто боится других, тот раб, хоть сам этого и не замечает». Аристотель уже несколько тысяч лет назад говорил о том, что трусливые люди всегда зависят от мнения окружающих и часто этого не замечают. Им кажется, что они сами распоряжаются своей судьбой, а на самом деле другие всегда пользуются их малодушием.
- «Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в своей безопасности». Немецкий писатель, мыслитель и философ Иоганн Гёте говорил, что трусливые люди способны угрожать кому-либо только в том случае, когда они уверены, что в ответ им ничего не грозит. Они слишком боятся за свою безопасность, поэтому никогда не решаться на прямой конфликт.
Афоризмы
- «Нет рабства более позорного, чем рабство духа». Римский философ Луций Анней Сенека считал, что важнее всего внутренняя свобода.
- «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться». Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди говорил о том, что каждый человек имеет право на ошибки, в этом и заключается его истинная свобода выбора.
- «Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным». Французский философ Вольтер писал о настоящей свободе, которая заключается в том, что человек волен делать то, что приносит ему удовольствие.
- «Невозможно быть свободным о того, от чего убегаешь». Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человеку для истинной свободы необходимо избавиться от своих страхов. Убегая, человек не может чувствовать себя свободным.
- «Вот это и есть свобода — чувствовать то, чего желает сердце, не заботясь о чужом мнения». Бразильский писатель и поэт Паоло Коэльо считал, что человек может быть по-настоящему свободным, только если избавиться от влияния чужого мнения.
- «Власть – это долг, свобода – ответственность». Австрийская писательница Мария фон Эбнер-Эшенбах говорила, что власть – это долг человека перед теми, чья судьба от него зависит, а свобода должна ограничиваться ответственностью, чтобы не навредить окружающим.
- «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». Древнегреческий философ Демокрит считал истинно свободным человеком только того, кто избавился от своих страхов и не оставил надежды на лучшее.
- «Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее». Древнеримский оратор и философ Цицерон говорил, что человек способен ощутить весь вкус свободы, только познав неволю. Только в сравнении познаётся истина.
- «Свобода обозначает ответственность. Вот почему большинство людей боится её». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу считал, что большинство людей боится свободы, потому что для неё необходима ответственность, которая будет ограничивать человека в его действиях.
- «То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью». Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан говорил о том, что свободу часто путают с вседозволенностью. Распущенное поведение не означает проявление свободы, у свободного человека должна быть ответственность за свои поступки.
Смирение
- Маша Миронова, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочетает в себе силу и смирение. Она перенесла потерю родителей, плен у подлого Швабрина и не сломалась. Но в то же время для нее большое значение имело мнение родителей Петра Гринева, которые наотрез отказались благословлять их на женитьбу. Маша смирилась с этим обстоятельством, вела себя кротко и скромно, чем в конце концов заслужила уважение и любовь не только Гриневых, но и самой императрицы Екатерины. Значит, смирение — это не слабость, а сила, ведь только сильная личность может смирить гордыню и сделать так, как лучше для всех, а не только для нее.
- Матрене Тимофеевне, героине поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», приходилось со многим смириться и пережить много горя. Непосильная работа, потеря ребенка, несправедливость в семье мужа – все это сносила героиня. Она жила ради своих детей, эта цель поддерживала ее, делала сильной в ее кротости. Например, ради одного из сыновей Матрена пережила телесное наказание, лишь бы ребенок не был покалечен. Смирение не равно слабости, часто для этого требуется гораздо больше мужества.
- Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является образцом доброты и смирения. Ради того, чтобы накормить своих маленьких сводных братьев и сестер, она стала публичной женщиной. Героиня не могла иначе помочь голодным детям, поэтому отдала всю себя, при этом оставшись чистой. Соня никого не упрекала в своем положении, ее смирение поддерживало всю семью и давало пример другим людям. И именно оно помогло Родиону Раскольникову покаяться и очистить душу. Образ Сони показывает, как важны прощение и смирение в жизни людей.
- Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», всегда жила для других. Она заботилась об отце, племяннике, нищих, пыталась понять всех и помочь окружающим. Даже когда старый князь наотрез отказался отпустить ее замуж и унизился до фамильярности с компаньонкой, она приняла эту жертву и смирилась с его характером. Несмотря на жажду любви и счастья, она жила любовью близких. Чистота души и смирение Марьи были вознаграждены, она вышла за Николая Ростова и была счастлива в семейной жизни. Значит, смирение не означает принятие неудачи и отказ от борьбы за счастье. Оно лишь дает человеку время понять, в чем это счастье заключается.
- Ильинична, героиня романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», символизирует безграничное смирение, материнскую любовь, приверженность дому. Жизнь ее никогда не была сладкой: в молодости муж изменял ей и бил ее. Вся жизнь – череда тяжелого и неблагодарного труда, грубостей и унижений. Однако героиня терпела, потому что семья – главное для нее, основа всего. И ради семьи, счастья детей можно вытерпеть все. Этому она учила и невестку Наталью, но та ее не послушала, собралась расставаться с мужем и сделать аборт, от неудачной операции и погибла. Иногда в пылу гордости человек забывает о том, что только мир в семье может сплотить людей вокруг нее. Ильинична понимала это, и только ее усилиями такие разные Мелеховы жили в одном курене.
- А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» называет свою героиню праведницей. И эти качества действительно присущи Матрене: смирение, доброта, самопожертвование. Она помогает всем вокруг, не требуя ничего взамен, живет для других. Героиня смиряется с приступами тяжелой болезни, потребительским отношением родственников. Даже погибает она, помогая другим. При этом уходит все также смиренно, никого не ругая и не укоряя. Ее тихая жизнь лишена громких подвигов, но подвиг каждодневного самопожертвования вызывает уважение. Смирение – черта праведников, на которых и держится весь мир.
- Смирение не всегда идет во благо человеку. В доказательство приведем повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин один воспитывал красавицу-дочку, все у них было хорошо, пока однажды ее не увез с собой ротмистр Минский. Герой претворился больным, чтобы задержаться в доме и заручиться доверием Дуни, а потом посадил ее в коляску и увез в Петербург. Смотритель слег с горячкой, но потом отправился на поиски дочери. В ответ на просьбу Минский отказал, а во второй приход отца просто выгнал его из дома. Самсон решил покориться судьбе, отпустить дочь, но глубокая рана не давала ему жить как прежде. Он начал пить и вскоре умер от тоски. Его смирение оказалось смертельным приговором, данным им самому себе.
Афоризмы
- «Великие начинания даже не надо обдумывать, надо взяться за дело, иначе, заметив трудность, отступишь», – считал древнеримский государственный и политический деятель, политик, писатель Гай Юлий Цезарь. Он утверждал, что великие дела совершаются не раздумывая. Когда человек начинает раздумывать, он просчитывает все трудности и опасности, страх перед которыми ослабит решительность и мужество.
- «Не терять ни секунды, сразу и решительно занимать место на поле боя, имя которому – жизнь, не довольствоваться тем, что есть, никогда не смириться с поражением, ведь мир существует, чтобы быть завоеванным», – убеждает нас британский государственный и политический деятель Уинстон Черчилль. Он считает, что в жизни следует проявлять решительность, только тогда можно многого добиться.
- «Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно», – советует американский предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс. Он говорит, что решительность помогает воплощать в жизнь самые хорошие идеи.
- «Человек не сможет открыть новые океаны, пока ему не хватит мужества потерять из виду берег», – французский писатель, прозаик, эссеист Андре Жид. Он говорит, что решительность помогает открывать новое. Но пока человек не проявит ее, не оттолкнется от берега, он не сможет увидеть новые океаны и сделать новые открытия.
- «Кому не хватает решительной воли – не хватает ума», – писал Уильям Шекспир, английский поэт и драматург. По его мнению, человек, который обладает ограниченным умом, не обладает решительностью.
- «Слово должно быть верным, действие должно быть решительным», – древний мыслитель и философ Конфуций. Он утверждал, что слово, данное человеком, должно быть правдивым, а действие, которое он совершает, решительным.
- «Обдумывай тщательно, действуй решительно», – настоятельно советовал мастер боевых искусств Дзигоро Кано. По его мнению, все, что совершает человек, должно быть тщательно обдумано и решительно приведено в действие.
- «Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, никогда не придется начинать», – считал известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. По мнению классика, если человек в любых начинаниях будет ждать, когда все будет готово, то он рискует никогда не начать задуманное дело.
- «Жизнь – это всегда ожидание того часа, когда дальнейшее зависит лишь от твоих решительных действий», – бразильский писатель и поэт Пауло Коэльо. Он доносил следующую мысль: жизнь – это ожидание той минуты, когда нужно проявить решительность. Так как во многом от решительности будущее человека.
- «Человек, лишенный решительности, никогда не может считаться принадлежащим себе», – говорил американский дипломат и журналист Джон Фостер. По его мнению, человек, который не обладает решительностью, не обладает и волей. Такой человек не будет принадлежать себе.
Что такое милосердие?
Милосердие — это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», — говорится в Библии.
Примеры милосердия в художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.
Ответственность
- (59 слов) Безответственные чиновники из комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя, заботящиеся только о пополнении своего кармана, взбудоражены приездом ревизора и сразу готовы его ублажать и давать взятки. Однако с проверяющим перепутали проходимца Хлестакова, который, заняв денег, сбежал. Герои прочли письмо авантюриста, в котором чиновники высмеивались, а потом еще и настоящий ревизор прибыл. И теперь их настигнет уголовная ответственность за недобросовестность в работе.
- (52 слова) Бывший грабитель Зеки Мюллер, герой фильма Б. Дагтекина «Зачетный препод», вынужден устроиться учителем. Однако в ходе преподавания по крайне нестандартным методам герой начинает симпатизировать своим сложным ученикам и чувствовать за них ответственность. Это изменило отношение Мюллера к работе и к жизни, он решил завязать с криминалом, ведь ученики не справятся без него.
- (58 слов) Достаточно часто в новостях показывают детей с редкими заболеваниями, которым нужна денежная помощь на лечение. Главное качество родителей таких несчастных – стойкость и ответственность, ведь их жизнь – постоянная борьба с болезнью. Лечение, процедуры и мысли о ребенке преследуют их каждую минуту, ведь он не справится один. Если человек выдерживает такой ритм и не отказывается, то заслуживает огромного уважения.
Другие примеры находятся здесь, в тематической подборке.
Аргументы из народной мудрости
- «Пустой мех надувается от ветра, пустая голова – от чванства», – говорит русская народная пословица, в которой народ сравнивал пустой мех с пустой головой. В них нет никакой пользы. Пустой мех раздувается от ветра, а голова, которая не может размышлять, оценивать, думать, способна только на чванство.
- «Не надувайся – лопнешь», – предупреждает русская пословица. Не стоит слишком поддаваться тщеславию, гордыне, так как это может привести к трагедии.
- «Пустой колос гордо стоит», -замечал русский народ. Для наших предков пустой колос, гордо стоящий в поле, ассоциировался с тщеславным человеком, способным только хвалиться несуществующими достоинствами и умалчивать об огромных недостатках.
- «Не столько соображает, сколько воображает», – говорит русский народ о людях, способных на чванство. Предки считали, что такие качества характерны для человека эгоистичного, способного только воображать, а не оценивать трезво происходящее.
- «И воробей на кошку чирикает», -говорили наши предки в русской пословице. Как воробей, сидя где-то высоко, не боится кошки и чирикает на нее, так и тщеславный человек превозносит себя над всеми.
- «Кузнец коня кует, а лягушка туда же – лапу протягивает», -гласит русская пословица. Лягушка, которая ничуть не похожа на лошадь, представляет себя ею. Так и тщеславный человек в своих глазах выглядит намного лучше и выше других, чем он есть на самом деле.
- Русская пословица гласит: «Коза на горе – выше коровы в поле». В ней говорится о том, что даже коза, которая стоит на горе, представляет себя выше и сильнее коровы. Подобно козе тщеславный человек представляет себя достойнее всех других людей.
- «Гордый петух стареет облезлым», – замечает русский народ в пословице. В ней отмечается, что гордый петух становится с годами облезлым, так как из-за своей гордости часто вступает в конфликты с другими петухами, где и теряет свои перья. Излишнее тщеславие может привести к беде.
- «Сколько бы утка ни бодрилась, а гусем не быть», – справедливо считал русский народ. Как бы утка ни говорила, что она гусь, гусем ей все равно не стать. Как бы человек ни пытался показать себя не тем, кто он есть на самом деле, другим ему уже не родиться.
- «Не считай звезды, а гляди в ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь», – советует русская пословица. Она говорит, что не нужно слишком задирать нос, предаваться гордыне и тщеславию, так как можно упасть. Лучше идти и смотреть себе под ноги, это убережет от падения.
Сочинение 9.3: Какого человека можно назвать смелым? (по тексту В.П. Крапивина)
(207 слов) Смелость — это готовность преодолеть препятствия ради своей цели. Такое качество является неоспоримым достоинством характера. Мы называем смелым того, кто может победить свой страх и сделать решительный шаг вперед.
Такого человека описал В.П. Крапивин в приведенном тексте. Герой, напрягая все силы, добрался до окна дома, где начинался пожар, и предотвратил его. «Еще немного, и загорелось бы» — сказал он тем, кто с нетерпением ждал его подвига (предложение 48). Автор подробно остановился на том, что думал Максим, преодолевая себя: «Все это не страшно, до земли всего два этажа, а если точнее — полтора» — убеждал он себя. Значит, отважен не тот, кто ничего не боится, а тот, кто побеждает страх.
Храбреца мы можем найти и на страницах рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов был обычным гражданином СССР, пока не пришла война. Суровые реалии битв вынудили героя стать отважным бойцом. Попав в плен, он проявил незаурядное мужество, ведь предпочел смерть позору. Пленник отказался выпить за победу врага и выбрал казнь
Чудом избежав расправы, Андрей бежал из лагеря, захватив с собой важного заложника. Конечно, ему было тяжело преодолевать себя раз за разом, но именно это мы и называем «смелостью»
Именно это и помогло ему остаться человеком чести на войне.
Таким образом, смелый человек — это тот, кто морально побеждает себя и пересиливает страх.
Многомудрый Литрекон любит смельчаков, но не советует списывать на ОГЭ по русскому языку и проверять свою храбрость там. Лучше усердно готовиться, пользуясь образцом сочинения 9.3, подборками аргументов о смелости и дополнительными примерами из жизни:
- Пример из личного опыта. Для меня символом смелости является мой прадед. Он воевал и несколько раз получал ранения, но все равно шел на фронт. Однажды он получил увечье от осколков гранаты, но даже инвалидность не помешала ему вернуться в ряды военнослужащих. Он упросил начальство, чтобы не оставаться в тылу, а идти и гнать врага с родной земли. Его мужество стало для меня примером.
- Пример из истории. Широко известен исторический факт о том, что в блокадном Ленинграде многие мужские роли пришлось играть женщинам. Например, 18-летние девушки, вчерашние школьницы, вступали в инженерный батальон миноразыскников и истребителей танков. Они ценой невероятного риска обезвредили сотни тысяч снарядов и спасли свой город от разрушения. Им тоже было страшно, но они смогли задавить в себе это чувство ради высшей цели.
Вариант 1
Что такое зависть? Это один из самых распространённых человеческих пороков. Людям всегда чего-то недостаёт и они завидуют, когда это есть у других. Истоки зависти лежат в непонимании того, что человеку дано всё, что ему необходимо, а остального можно добиться своими усилиями. Если этого понимания нет, то это является сигналом того, что личность ещё недостаточно сформирована. Человек не научился принимать себя таким, какой он есть, вместе со всеми своими недостатками и достоинствами. У сформированной личности причин для зависти попросту нет, поэтому если это чувство присутствует, нужно работать над собой, а не съедать себя изнутри. Иначе последствия могут быть необратимы, как, например, в пьесе А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Сальери очень завидовал своему гениальному товарищу Моцарту. Это чувство было ему неизвестно прежде, но зародившись в душе, развивалось с сумасшедшей скоростью. Он искренне не понимал, почему такой талант был дан человеку, который этого не заслуживает. Сальери преклонялся перед музыкой, он был ей одержим, и единственным смыслом его жизни стало служение искусству. Он считал, что творец должен принять самоотречение ради того, чтобы быть достойным композитором. Творчество – это удел избранных, по его мнению, и право на него нужно заслужить трудом и лишениями. В беспечности и весёлости Моцарта он видел глумление над святым искусством.
Зависть привела Сальери к тому, что он решил лишить своего друга жизни и даже нашёл этому оправдание. Он решил, что великие творения Моцарта оказывают губительное влияние на музыку, поэтому его жизнь должна быть принесена в жертву искусству ради высших целей. Однако после убийства зависть не исчезла, потому что творчество Моцарта было бессмертным. Это говорит о том, что для искоренения своих пороков человеку необходимо работать над самим собой, а не пытаться устранить внешние причины.
Другим ярким примером завистливого человека в художественной литературе является злая царица из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Она завидовала молодости и красоте своей падчерицы, а слова волшебного зеркала о её превосходстве совсем затмили разум царицы, и она решила погубить невинную девушку. Дважды пыталась злая женщина погубить царевну и вторая попытка увенчалась успехом. Однако, как и во всех сказках, добро победило. Заклятье было разрушено, и замысел коварной царицы провалился. Даже смерть отступила перед великой силой любви.
А.С. Пушкин хотел показать, как пагубно влияют на человека такие отрицательные качества как злоба и зависть. Царица сама пострадала от своей ненависти, её безжалостное чёрное сердце не выдержало счастья влюблённых. Цена за содеянное оказалась слишком большой.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что человек, чья личность достаточно сформирована, только порадуется за того, кто чего-то достиг в этой жизни. Если же появляется чувство зависти – это повод для самосовершенствования. Я полностью согласна с высказыванием Фазиля Абдуловича Искандера «Чтобы никому не завидовать, нужно быть личностью. Чувство личности – чувство внутренней полноты, не требующей никаких дополнений».
Афоризмы
- «Трусость – мать жестокости», – утверждал французский писатель и философ Мишель Монтень. По его мнению, жестокость рождается от человеческой трусости. Только трусливый человек способен проявлять это низкое качество своей натуры.
- «Жестокость не может быть спутницей доблести», – считал испанский писатель Мигель де Сервантес. По мнению классика, жестокость никогда не будет являться спутницей доблести. Доблесть великодушна, трусость жестока.
- «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости», – говорил римский философ, поэт и государственный деятель Сенека. Он считал, что только бессердечный, злой, слабый человек способен на проявление жестокости. Жестокими поступками он скрывает свою трусость и самоутверждается.
- «Жажда наслаждений делает жестоким», – утверждал Пьер Буаст, французский лексикограф и философ. Он говорил, что человек, который жаждет наслаждений, больше другим способен на жестокость.
- «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости», – писал Клод Адриан Гельвеций, французский литератор и философ. Как и многие другие известные люди, он считал, что жестокость – это качество, которое присуще людям слабым, трусливым, безвольным.
- «Жестокость человека – отвратительна», – считал русский философ Николай Бердяев. Он говорил, что жестокость человека – это из самых отвратительных качеств человека. Жестокий человек теряет человеческий облик.
- «На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам», – был убежден французский писатель Андре Моруа. Он утверждал, что на жестокость нужно отвечать только жестокостью, все другие способы на руку только людям подлым и беспринципным.
- «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми», – говорил французский писатель, путешественник и мыслитель Жак-Анри Бернарден. Он считал, что человек, который способен проявить жестокость по отношению к животным, чуть позже проявит жестокость и к человеку.
- «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество – мягкость мозгов», – утверждал американский политик Теодор Рузвельт. Он говорил, что жестокость – худшее человеческое качество, хуже него может быть только человеческая глупость.
- «Жестокого человека слезы не трогают, а радуют», – говорил римский мимический поэт Публилий Сир. Он был убежден, что жестокого человека радуют, а не трогают слезы жертвы.
Признаки высокомерия
Проявление высокомерия заключается в отсутствии способности у человека замечать таланты, достижения и достойные качества других людей. Также страдает способность к замечанию совершаемых для него окружающими поступков, помощи, благоприятных отзывов или прощения ошибок.
Признак высокомерия – это невозможность оценить все, что делают для человека другие, любой вклад воспринимается как должный, кроме того, тому, кто тратил свое время, могут быть предъявлены претензии в недостаточном качестве или скорости. Сама высокомерная личность при этом не чувствует никаких моральных или деятельностных долгов – это своеобразный паразит, считающий себя кем-то исключительным, способный только получать.
Возможно повышение мнительности и обидчивости, что связано с тем, что окружающие люди начинают делать замечания относительно заносчивости или неадекватности оценки. Чем больше растет уровень высокомерия, тем чаще человеку начинает казаться, что социум его недооценивает – это порождает не только обиду с уходом в себя и изоляцию, но также провоцирует множественные конфликты. Неспособность выдерживать критику и ответственность – главные черты высокомерных личностей. Во всех проблемах виноваты окружающие, для оправдания собственных оплошностей всегда находятся объяснения.
Высокомерные люди избегают вопросов, считая, что это является признаком незнания и демонстрацией своей нуждаемости в чужой помощи. Потребность оставлять репутацию непогрешимости остается настолько высока, что человек выбирает оставаться без необходимой информации, даже если от этого испытывает ощутимый вред. Доходит до смешных вариантов, когда отсутствует внутренняя возможность спросить дорогу в незнакомом месте или попросить официанта рассказать об особенностях блюда в новом ресторане. Мотивация при этом единственная – чтобы даже посторонние люди не заподозрили некомпетентность в ситуации, где нормально явление отсутствия ориентации в неизвестной области.
Рядом со страхом показать свою неосведомленность ходит неумение признавать ошибки, принимать чужую точку зрения. Порой упорство в отстаивании своего мнения оборачивается катастрофическими последствиями, если человек занимает руководящую должность или его деятельность связана с работой с людьми. Упрямство и уверенность в собственной правоте не позволяют произнести слова извинения. Даже если человек согласится под серьезным давлением с чужой позицией, то внешне продемонстрирует недовольство и промолчит в признании своих ошибок.
Повышенный эгоизм и любовь к вниманию проявляются к активизации на общих собраниях и конференциях или даже в кругу друзей. Такой человек стремится к тому, чтобы говорил только он, не учитывая уровень заинтересованности других в его речах и с гипертрофированной обидчивостью на перебивания или замечания. Сам человек не способен дослушать говорящего, вся информация кажется ему незначительной, глупой или не стоящей внимания, поэтому часты перебивания и простое неумение погрузиться в рассказ собеседника.
Общение с людьми явно не своего круга вызывает излишнюю раздражительность, показываемую всеми доступными способами. Толерантность отсутствует, как и мнение, что любой человек является уникальной личностью. Тут возможны даже прямые оскорбления, жестокие шутки и издевательства.
Чувство собственного превосходства провоцирует такие проявления гордости, как отсутствие элементарных знаков вежливости и воспитания, например, поздороваться с человеком при встрече первым или подать руку. Складывается внутреннее ощущение, что собственная личность настолько значима и исключительна, что все остальные должны замечать его и здороваться первыми, в противном случае повышенная собственная значимость создается за счет игнорирования других.