- Биография
- Виды эго-состояния
- Родитель
- Ребенок
- Взрослый
- Я-Ребёнок
- Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?
- Свободный и адаптивный Ребёнок
- Виды трансакций
- Параллельные
- Пересекающиеся
- 2 Концепция «эго-состояния» (структура личности)
- Трансактный анализ Э. Берна в наркологии
- Понятия
- Цель
- Теория сценариев
- Эго-состояния
- Виды трансакций
- Параллельные
- Пересекающиеся
- Скрытые
- Анализ психологических игр по Берну
- Характеристики игр по Э. Берну
- 9 Место ТА среди других направлений в психологии и психотерапи
- 1 Что такое трансактный анализ?
- Эго-состояния
- 4 Жизненный сценарий
- Трансакции
Биография
Эрик Берн (Леонард Бернс(ш)тейн) родился в бедной еврейской части Монреаля (Канада), в семье выходцев из России. Отец — доктор Давид Гиллель Бернстайн — был увлечённым практикующим врачом-терапевтом, часто брал сына с собой при обходе своих пациентов. Оливер Джеймс (Oliver James, 1977) считает, что «Ребенка» в Берне травмировала смерть отца, который, безусловно, имел сильное влияние на сына, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Берном книги «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»), которое переводится так: «В память о моем отце Давиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных» (Berne, 1961). Мать Берна — литератор Сара Гордон — была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа она поддерживала своих детей, Эрика и его сестру, занимаясь литературной деятельностью, и, очевидно, также её влиянием на сына явилось желание писать о лечении пациентов Берна.
Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.
В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»). Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.
Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает его «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансакционного анализа, как диагноз Эго-состояний (структурный анализ); анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) — анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.
Виды эго-состояния
На протяжении жизни каждый человек находится в одном из трех эго-состояний — взрослый, родитель, ребенок.
Родитель
Чтобы понять, что такое находиться в состоянии эго-родитель, нужно знать, как ребенок перенимает знания, опыт от взрослых. Первые 3 года развитие ребенка зависит от действий родителей. На взрослых возлагается самая большая ответственность. Они должны научить малыша выражать эмоции, чувства, обучить безопасности.
Когда малыш наблюдает за взрослыми, их образы откладываются в его памяти. Данный прием психологи называют интроектом. У взрослых людей в сознании может быть множество интроектов, который напоминают образ родителей, братьев, сестер, других родственников.
Внутренние образы взрослых при эго-состоянии родителя делятся на 2 вида:
- Заботливые. Образы характеризуются добротой, заботой, любовью. Когда человек переходит в такое состояние, он успокаивается, расслабляется. Он поможет другому человеку, если ему будет плохо. Заботливый родитель более дипломатичен. Из спорных, конфликтных ситуаций он пытается выходить мирно, идя на компромиссы.
- Контролирующий. Характерная черта такого внутреннего Я — постоянная критика. Такие образы постоянно критикуют любые поступки, перечат начинаниям, не дают нормально развиваться, решать поставленные задачи. Индивид с преобладающим чувством контролирующего родителя быстро находит недостатки в других людях, проявляют злобу по отношению к окружающим.
Эго-состояние родителя помогает наладить контакт с окружающими, успешно общаться с ними. Иногда внутренние образы начинают доминировать. Они подавляют волю и происходит внутренний конфликт. Сам человек начинает жить как ему указывают запомнившиеся образы из детства.
Ребенок
Эго-состояние ребенка представляет собой эмоциональный опыт. Когда малыш находится в утробе, он уже начинает получать его. После рождения опыт приходит от родителей. Дети не умеют мыслить рационально. Малыши младше трех лет чувствуют изменения эмоционального состояния родителей, но не могут накапливать знания в большом количестве.
Если для родительского эго-состояния характерны запреты, контроль, то для состояния ребенка — чувства, эмоции. К ним относятся желания, потребности, мечты, фобии.
Этот вид эго-состояния делится на 3 подтипа:
- Бунтующий. Для таких людей характерна усталость от всего. Один из ярких примеров — подросток, который подался в неформальную субкультуру. Чаще такие дети остаются примерными до 14 лет. Потом они резко изменяются, стараются попробовать все, что раньше им было запрещено.
- Адаптивный. При таком состоянии человек чаще испытывает страх, подавленность, соглашается с чужим мнением, забывая про собственные принципы. Больше всего такие индивиды боятся, что их отвергнут.
- Свободный. Подобное состояние возникает у людей, которые в детстве было все дозволено. Такие индивиды воспитывались в семьях со средним или высоким социальным статусом. Обычно это креативные, жизнерадостные личности, обладающие развитым творческим мышлением. У них изменчивые интересы. При резких сменах настроения они могут забросить дела и уехать в никуда. Он часто генерируют новые идеи.
Достоинство подобного состояния — свобода, эмоциональность. Главный недостаток — состояние ребенка далеко от реальности, если сравнивать его с родителем.
Взрослый
Подобное эго-состояние называют промежуточным между родителем и ребенком. Такие люди игнорируют требования, запреты. Они адекватно воспринимают мир вокруг себя, контролируют свое поведение, взвешивают все риски при принятии решения.
Я-Ребёнок
В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски
– оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет.
В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности.
По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.
Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной.
Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми
и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в
детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.
Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?
Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу
человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно
жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений
– обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью
использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.
Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и
накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний.
Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».
Свободный и адаптивный Ребёнок
В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.
Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям.
Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями.
Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.
Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы.
Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица.
Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения,
борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу.
Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.
Виды трансакций
Психологи выделяет несколько видов трансакций. Что наладить отношения с определенным человеком, необходимо изучить его манеру поведения, характер. Это позволит определить эго-состояние индивида.
Параллельные
При таком взаимодействии стимулы дополняются с двух сторон. Самый простой пример из жизни — уточнение времени у прохожего. Если человек ответил, реакция произошла. В такой ситуации конфликты возникают очень редко.
Пересекающиеся
Характерное проявление такого вида трансакций — конфликтные ситуации. С одной стороны сознания приходит стимул от эго-взрослого, с другой на него отвечают капризы «ребенка» или запреты «родителя».
Такие ситуации часто встречаются в жизни. Например, брат спрашивает у сестры, где находится его телефон, а она начинает упрекать его, что он не помогает ей учить уроки, делать домашние дела.
В итоге происходит конфликт, которые может привести к серьезной ссоре.
2 Концепция «эго-состояния» (структура личности)
Основу ТА составляет концепция «эго-состояния» (уровня), которое представляет собой систему связанных друг с другом действий, мыслей и чувств. Оно рассматривается как способ выражения личности в данный момент и отражает ее структуру. Последняя описывается с помощью трех состояний «Я»:
- 1. Родитель (Экстеропсихе);
- 2. Ребенок (Археопсихе);
- 3. Взрослый (Неопсихе).
Первый, самый «древний» уровень носит название «Я-Родитель». Это информация, полученная в детстве от родителей и других значимых для ребенка лиц. Сюда входят советы, правила поведения, различные социальные нормы, запреты — любые знания из разряда «что такое хорошо, и что такое плохо». Когда индивид ведет себя, подсознательно копируя поведение одного из близких людей, он находится в эго-состоянии Родителя.
Второй уровень получил название «Я-ребенок». Он раскрывает эмоциональное начало в человеке. Личность включает в себя все черты, характерные для ребенка: доверчивость, открытость, любопытство, тягу к знаниям, изобретательность. Благодаря этим характеристикам «Ребенок» приобретает огромную ценность, независимо от возраста субъекта: он придает индивиду обаяние и теплоту.
Третий, наиболее зрелый уровень обозначается как «Я-взрослый». Это способность личности объективно и беспристрастно оценивать действительность, основываясь на информации, полученной из собственного жизненного опыта. На этой базе человек способен принимать адекватные решения в той или иной ситуации, размышляя по принципу «здесь и сейчас».
Трансактный анализ Э. Берна в наркологии
Трансактный анализ – метод терапии, состоящий из трех основ:
- Структурный анализ – анализ личности и ее Эго-состояний;
- Трансактный анализ – оценка межличностных взаимодействий, общения;
- Сценарный анализ – это оценка жизненного сценария, которого человек подсознательно придерживается в течение жизни.
Создатель методики — Эрик Берн, анализ же основывается на теории личности, которая, в зависимости от определенной обстановки может пребывать в трех различных состояниях: родитель, ребенок и взрослый. На протяжении жизни человек попеременно пребывает в одном из таких эго-состояний.
Понятия
Трансактный метод анализа Эрика Берна часто называют оценкой общения, поскольку подобная методика анализирует человека на основе его взаимодействия с другими людьми.
Основными понятиями трансактного анализа выступают:
Нет психически нездоровых людей, все мы – нормальные, поэтому каждый имеет право на уважение к собственной личности и своему мнению
Каждая личность имеет определенную важность и вес в обществе;
Каждый человек строит свою жизненную историю сам, поэтому он в состоянии поменять ее сценарий, не опираясь на ранее принятые решения;
Каждый человек способен мыслить, если только нет каких-либо приобретенных либо врожденных мутаций, нарушений и увечий, а также за исключением состояния бессознательности.
Цель
Основатель методики Эрих Берн, заявлял что целью подобного анализа является освобождение пациента от зависимостей, обретенных им когда-то и заставляющих пациента снова возвращаться к ним. Человека необходимо научить взаимодействовать с другими членами общества так, чтобы он получал некоторую выгоду психологического характера.
Подобная психотерапевтическая методика помогает пациенту освободиться от жизненных сценариев, кем-то или чем-то навязанных когда-то.
Конечная цель анализа трансакций — формирование всесторонне гармоничной личности, которая сбалансирована в отношении всех Я-состояний (Взрослый, Родитель, Ребенок). Причем эго-состояние «Взрослый» должно стать автономным.
Теория сценариев
Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.
Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей.
Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).
Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.
Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.
Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.
Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали: „Здравствуйте“?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.
Эго-состояния
Согласно теории трансакционного анализа в каждом человеке существуют три состояния, которые можно описать следующим образом:
- Родитель. Данное состояние содержит поведение и установки, которые переняты человеком извне, в основном, от родителей или наставника. Они выражаются в предубеждении, заботливом отношении к некоторым людям, возможности назидания, влияния на ребенка, в том числе и находящегося внутри нас.
- Взрослый. Данное состояние не зависит от возраста личности и ориентировано на восприятие человеком текущей действительности. Человек получает объективную информацию, организует свою деятельность определенным способом, являюсь хорошо приспособленным, стрессоустойчивым и находчивым. Также он способен спокойно рассуждать, без паники находить разрешение проблемных ситуаций.
- Ребенок. Данный тип содержит такие побуждения, которые имеются у ребенка и возникают естественным путем – это ранние детские переживания, реакция на проблемные ситуации и конфликты, выражаемые как в отношении себя, так и в отношении других. Данное состояние отвечает также за творческие качества личности.
Таким образом, когда личность чувствует, действует, думает, разрешает конфликты, она поступает по определенному сценарию. Если человек действует так, как действовали его родители в проблемных ситуациях, он действует в соответствии с эго-состоянием родителя. Когда человек соотносит свои действия с текущей реальностью, действует объективно – находится в состоянии взрослого. Когда он ведет себя подобно ребенку, задействуя модель детского поведения – это состояние ребенка.
Берн также выделял трансакцию как единицу общения. По его мнению, она состоит из стимула и реакции. Во время общения мы обмениваемся состояниями, которые имеются у нас. При этом трансакции бывают трех видов:
- Дополняющие или параллельные трансакции – реакция одного человека непосредственно дополняется реакцией другого, при этом люди взаимодействуют в одинаковых эго-состояниях.
- Пересекающиеся трансакции – стимул-реакция пересекается, что является источником конфликта. Например, муж выясняет, где находится его галстук, а жена берет данную ситуацию на свой счет, считая, что муж опять обвиняет в беспорядке в шкафу. В данном случае муж обращается к жене с позиции «от Взрослого к Взрослому», жена же воспринимает реакцию как «Ребенок», обращаясь к «Родителю».
- Скрытые трансакции – человек говорит одну фразу, однако имеет в виду совершенно другое. В этом случае слова, которые произносит человек, не соотносится с его жестами, взглядами, эмоциями, действиями. Скрытые трансакции выступают в качестве повода для психологических игр, которые нередко затевает люди между собой. Анализ психологических игр является одним из интереснейших направлений исследования психологии и конфликтологии.
Рисунок 1. Теория трансактного анализа Э.Берна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Виды трансакций
Психологи выделяет несколько видов трансакций. Что наладить отношения с определенным человеком, необходимо изучить его манеру поведения, характер. Это позволит определить эго-состояние индивида.
Параллельные
При таком взаимодействии стимулы дополняются с двух сторон. Самый простой пример из жизни — уточнение времени у прохожего. Если человек ответил, реакция произошла. В такой ситуации конфликты возникают очень редко.
Пересекающиеся
Характерное проявление такого вида трансакций — конфликтные ситуации. С одной стороны сознания приходит стимул от эго-взрослого, с другой на него отвечают капризы «ребенка» или запреты «родителя».
Такие ситуации часто встречаются в жизни. Например, брат спрашивает у сестры, где находится его телефон, а она начинает упрекать его, что он не помогает ей учить уроки, делать домашние дела.
В итоге происходит конфликт, которые может привести к серьезной ссоре.
Скрытые
Этот вид трансакций представляет смесь всех эго-состояний. Простой пример — человек говорить собеседнику одно, а думает о другом, скрывая искренние чувства.
Транзактный анализ — теория человеческой личности, применяющаяся в образовании, психоанализе, консультировании, психотерапии. С ее помощью можно ответить на вопросы об эмоциональном развитии индивида, предотвратить возникновение коммуникативных проблем с социумом.
Анализ психологических игр по Берну
Что такое игры в психоанализе? Это неосознанный поведенческий стереотип, состоящий из нескольких частей. Речь идет о слабости, ловушке, ответе, ударе, расплате и вознаграждении. Действия провоцируют появление чувств. Причем они усиливаются к концу игры. Еще с каждым действием идет вышеописанное поглаживание. Его интенсивность также увеличивается.
В отличие от обычных развлечений и каких-либо ритуалов, игры имеют скрытые мотивы, выигрыш, конфликт. Они бывают нечестными и драматическими.
По мнению Эрика Берна, существует 6 видов психологических игр. Каждый из них имеет свои подвиды:
- На 2, 3, 5 игроков. Участников может быть и больше. Пример – «Фригидная женщина», «Алкоголик», «Почему бы тебе не».
- С использованием слов, денег, частей тела. Это «Психиатрия», «Должник», «Мне требуется операция» соответственно.
- С разными клиническими типами: истерический, навязчивый, параноидальный, депрессивный. Примером являются игры «Насилуют», «Растяпа», «Почему со мной всегда так», «Опять я за старое».
- В зависимости от зон. Бывают оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Подеритесь») игры.
- Психодинамические. Делятся на 3 подвида: контрфобия («если бы не ты»), проекция («Родительский комитет»), интроекция («Психиатрия»).
- Отличающиеся инстинктивными влечениями. Выделяют 3 подвида: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).
Стоит отметить, что игры имеют 3 качественные характеристики:
- Гибкость. В некоторых играх используется только один вид материала. В других же проявляется гибкость.
- Цепкость. Некоторые люди без труда прекращают игру. Но есть и те, кто не может отказаться от них.
- Интенсивность. Игры могут быть легкими и тяжелыми. Игроки также бывают разными: расслабленными, напряженными, агрессивными.
Независимо от вида, игры оказывают мощное влияние на жизнь каждого человека.
Характеристики игр по Э. Берну
Рассмотрим подробнее некоторые игры из трансакционного анализа Эрика Берна. В психотерапии они имеют цель, роль, динамику, социальную и психологическую парадигму, ходы, выгоду.
«Алкоголик»
«Попался»
«Посмотри, что я сделал из-за тебя»
Цель
Самокритика, самообвинение
Оправдание
Как и во втором случае, оправдание
Роль
Непосредственно Алкоголик, его Преследователь, Спаситель, Простак
Жертва и Агрессор
Динамика
Оральная депривация (лишение человека чего-то важного, влекущее за собой разрушение)
Гнев ревности
Динамика игры может быть мягкой и жесткой, сопряженной с гневом
Социальная парадигма
Один «взрослый» просит другого высказать ему всю правду или помочь побороть пагубную привычку. Второй обещает быть откровенным
Один «взрослый» указывает другому на его проступок
Второй соглашается, что был не прав
Психологическая парадигма
Человек в состоянии «ребенка» играет в догонялки, надеется, что его не поймают. «Родитель» в это время приводит веские причины, почему нужно бросить пить
«Взрослый» предупреждает «ребенка», что видит все его действия. «Ребенок» понимает, что был пойман. «Взрослый» сообщает о своем недовольстве, наказании
Участники стремятся избежать ответственности. Они считают, что обвинять их попросту не в чем
Ходы
Сначала идет провокация, потом обвинение и, наконец, прощение. Либо в другом порядке: снисходительность-гнев-разочарование
Есть 3 варианта: провокация-обвинение, защита-обвинение и защита-наказание
Выгода
Человек утешает себя, удовлетворяет сиюминутные желания. Алкоголь используется как возможность избежать различные формы близости. Часто это вызов окружающим людям: «Попробуйте меня остановить»
Это возможность оправдать свой гнев, какие-то недостатки характера.
Такой стиль поведения позволяет двум людям (преимущественно одного пола) обменяться гневными тирадами.
Некоторые люди после такой игры решают, что никому нельзя доверять
Угроза сексуальной близости ускоряет игру. Так называемый «оправданный» гнев помогает ее избежать
9 Место ТА среди других направлений в психологии и психотерапи
ТА тесно связан с другими направлениями в психологии, особенно с учением Фрейда. Несмотря на свою внешнюю простоту, он имеет тщательно продуманную и глубоко обоснованную теорию. С момента своего создания она претерпела множество изменений.
Основатель направления, Психиатр Эрик Берн, часто указывал на необходимость усовершенствования и дальнейшей разработки концепций. Этим занялись его ученики. С целью развития исследований в области ТА была учреждена премия имени Эрика Берна. Особенность этого метода заключается в том, что записи психотерапевта всегда доступны для пациента. Для облегчения общения со специалистом все термины излагаются на понятном для неподготовленного человека языке.
Трансактный анализ может применяться как в отдельности, так и в сочетании с такими методами, как гештальт-терапия, модификация поведения, психодрама.
1 Что такое трансактный анализ?
«Трансактный анализ (ТА) представляет собой теорию личности, а также систематическую психотерапию, применяемую с целью развития и коррекции личности». Такое определение было предложено психоаналитиками в 1960-е гг ХХ века.
Основателем этого направления психоанализа является известный психиатр Эрик Берн (1910-1970). Теория ТА была сформирована автором в 1950-е гг ХХ века. Будучи активно практикующим врачом, Берн стремился приложить свои разработки к клинической практике. В 1961 году вышла книга «Трансактный анализ в психотерапии», а пять лет спустя на свет появилось издание «Принципы группового лечения» (1966). В этих двух трудах впервые вводятся и получают свое развитие ключевые понятия ТА, такие как трансакция (поглаживание), игра, сценарий, эго-состояние. Сегодня эти термины широко используются в психотерапевтической практике, понятие «трансакция» применяется в философии, политологии, экономике и бизнесе.
Как теория личности, ТА раскрывает «психологическую анатомию» человека. Для этого используется трехуровневая модель «эго». Она дает возможность понять, как выражается индивидуальность поведения личности в разных вариантах социального взаимодействия.
В области клинического применения ТА является методом психотерапии, который используется при лечении всех типов психических расстройств (начиная от обыденных жизненных проблем и заканчивая психозами). Этот метод носит роль вспомогательного, применяемого для отдельных людей и социальных групп.
Эго-состояния
Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
- Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
- Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
- Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.
Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.
4 Жизненный сценарий
В детстве каждый человек пишет уникальный, присущий только ему «сценарий жизни». Он определяется позициями, принятыми в этом возрасте, и записывается в Я-состояние Ребенка. Это происходит через трансакции между ребенком и его социальным окружением.
В сценарии существуют начало, середина и конец. Основа сюжета закладывается в раннем детстве до того, как ребенок начинает говорить. Первоначально он пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве — «я о’кей», «я не о’кей». Потом дети получают от родителей вербальные (словесные) сценарные сообщения. Они могут относиться к общему жизненному плану («ты обязательно станешь знаменитостью», «ты никогда ничего не добьешься»), а могут касаться тех или иных сторон жизни ребенка: ему предписывается профессиональный сценарий («ты прирожденный артист»), сценарий применительно к половой принадлежности («ты такой слабый, ты никогда не будешь настоящим мужчиной»), относительно учебы, религии, спорта, хобби и т. п. В той или иной ситуации родительские сообщения («установки») могут быть конструктивными, разрушительными (в крайних случаях — ведущими к суициду) и непродуктивными.
Позднее на каждом этапе жизни к сценарию добавляются незначительные детали. К семи годам он уже полностью написан, а в юношеском возрасте индивид может его пересмотреть. Будучи взрослыми, люди обычно не осознают, что сами создали для себя «сценарий жизни». Они в точности ему следуют в любых ситуациях. Без осознания этого факта жизнь складывается таким образом, что личность движется к той финальной сцене, которая была заложена в детстве.
Концепции эго-состояний и «сценария жизни» являются центральными проблемами ТА. Дискуссии вокруг них продолжаются до сих пор. Тем не менее, модель «жизненного сценария» занимает центральное место в психотерапевтической практике. При анализе сценария специалист использует концепцию для понимания того, как люди способны подсознательно создавать себе проблемы и какие существуют способы их решения.
Трансакции
В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция.
Существует несколько видов трансакций:
- Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
- Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».
Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.