Что такое супервизия? её место в психологии

Эволюционные модели

В
основе эволюционных моделей супервизии
лежит представление, что все мы продолжаем
расти: растут наши желания, начинания
и усилия, меняются паттерны поведения.
Сочетая наш опыт и наследственные
склонности, мы развиваем в себе сильные
стороны и ищем новые сферы для роста.
Исследования показали, что с ростом
опыта супервизируемого менялось
поведение супервизора и их взаимоотношения.
Так появилась научная основа эволюционных
тенденций и паттернов в супервизии.

В
литературе подчеркивается значение
восьми зон развития для каждого
супервизируемого: вмешательство,
компетентность в навыках, приемы и
методы оценки, межличностные характеристики,
концептуализация происхождения проблем
клиента, индивидуальные различия,
теоретическая ориентация, цели и план
лечения, профессиональная этика. Помощь
супервизируемым в осознании их сильных
сторон и зон развития, делает нас
ответственными за их дальнейшее развитие
и как специалистов помогающих профессий,
и как супервизоров.

Стадии супервизии

Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.

Взаимная оценка участников супервизии, определение сильных сторон и слабостей. На первом этапе супервизируемый нуждается в установлении контакта со своими чувствами, устранении страха перед пациентом и возможной неудачей или профессиональной несостоятельностью. На этой стадии супервизор работает с проекциями и помогает преодолеть страхи, тревожность и неуверенность в себе. Его роль в это время достаточно активна, она возлагает на него большую ответственность и требует проявления инициативы. На первой стадии супервизия во многом схожа с процессом обучения — особенно в области отношений между супервизором и его подопечным.

На второй стадии супервизируемый учится полноценно использовать ресурсы: собственные и окружающие. Также он обучается удерживать контакт со своими ощущениями и клиентом. На этом этапе подопечный часто попадает в довольно сильную зависимость от мнения супервизора. При этом он, может, как явно запрашивать его оценку, так и избегать её. Чрезмерная тревога, страх негативной оценки может вызвать определённые трудности на данном этапе.
На третьей стадии супервизии терапевт обретает умение устанавливать и поддерживать контакт с пациентом, убеждается в эффективности психотерапевтических сессий, повышает качество психотерапевтического вмешательства. Зависимость от оценки супервизора может проявляться в чувстве вины за неудачи и несовершенство. Тревога и страх оценки или собственной неудачи, некомпетентности может блокировать развитие терапевта. Супервизору необходимо провести работу по устранению страха, легализовать его. Также важна чуткость к этой теме, возможность открытого проявления чувств и их обсуждения

Супервизор должен акцентировать внимание подопечного, что основной задачей супервизии является помощь, а не критика. Благодаря правильно выстроенным отношениям в паре «супервизор-супервизируемый» терапевт всё больше обретает уверенность в своих профессиональных возможностях.
На финальном этапе супервизий молодой специалист обретает уверенность в себе, формирует свой профессиональный стиль работы

Происходит отдаление его от супервизора: терапевт теперь уверено действует самостоятельно и не нуждается в постоянном одобрении и подсказках супервизора. Отношения между супервизором и его подопечным переходят на уровень сотрудничества на равных.

Расписание тренингов и семинаров12

18 декабря
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

18 декабря
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

18 декабря
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

15 января
Пятница,
17:00

Обучающая программа 3-й ступени «Терапевтическое взросление»

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова

19 февраля
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

5 марта
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

5 марта
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

16 апреля
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

14 мая
Пятница,
17:00

Обучающая программа 3-й ступени «Терапевтическое взросление»

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова

21 мая
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

4 июня
Пятница,
18:00

Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень

Узнать подробности

3 дня
Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Елена Шуварикова
Юлия Артамонова
Наталия Спирина
Лариса Писаренко
Марина Цветкова
Михаил Леонидович Очеретный
(Санкт-Петербург)
Фридман Елена

Ещё 5 тренеров…

История изучения

Первые упоминания о супервизии и подобных практиках связаны с развитием психоаналитического направления. Ученые, которые занимались его разработкой, расширением теоретической базы — Д. Мейер, П. Дэвид, Д. Джейкобс.

Разделение самоанализа и супервизии произошло в начале XX века. Тогда появились первые требования к супервизору. Он должен:

  • учитывать реакцию на клиента и правильно истолковывать ее;
  • различать задачи терапевтического процесса, супервизии.

В 20 годах XX века начали открываться институты психоанализа. Там проходили обучение будущие психоаналитики.

К 30 годам XX века появился интерес к развитию супервизорских практик. Первые из них использовались при социальной работе с индивидами. Главная задача человека, который пользовался ими, заключалась в установлении контакта с клиентом, изучении его слабых и сильных сторон. Одновременно с этим была разработана теория супервизии, основателями которой являются Кадушин, Робинсон.

Для России введение супервизорской практики будет полезно, но сам процесс подготовки супервизоров не развит. Связано это с отсутствием научных исследований в этой области, обязательных требований.

Виды и модели

Разновидности:

  1. Индивидуальная. Подразумевает прямое обучение супервизируемого. Ученик может уточнять интересующий момент, лучше развиваться, но становится отчасти зависимым от учителя. Чтобы не допустить этого, процесс обучения должен проходить согласно определенным правилам, с достижением одной цели. При этом не должно быть строгого контроля.
  2. Групповая. Обучение проводится одновременно с несколькими людьми. Оптимальный размер группы — до 7 человек. Главное преимущество — возможность использования большего количества методик, практик. Одновременно с этим возникает обратная связь между участниками.

Модели супервизии:

  • специфические ориентированные;
  • развивающие;
  • эволюционные;
  • интегративные.

Модели — методы, в рамках которых проводится обучение.

Групповая форма

Способствует приобретению навыков по работе в команде. Сеансы супервизии в психотерапии, проведенные в коллективе, способны дать человеку больше знаний обо всех имеющихся проблемах клиента. Всё то, что не смог понять или недопонял один специалист, может распознать другой. Супервизор в ходе таких совещаний лишь раздаёт задания подопечным, следит за их выполнением и в последующем формулирует выводы о проделанной коллективом работе.

Любая форма помощи специалистам способна устранить проблемы и недочёты в профессиональной деятельности. Какой именно способ супервизии назначит психотерапевт, будет зависеть от особенностей рабочего процесса, личности человека и его эмоционального фона, который проявляется в профессии.

Преимущества помощи специалиста в затруднительных ситуациях

На данный момент можно выделить несколько точных аспектов поддержки супервизора:

  • создавать способы нахождения собственных потенциальных возможностей в психологии;
  • глубже разбираться в тонкостях и особенностях работы с клиентами, лучше понимать их проблемы и эмоциональное состояние;
  • разбираться в эффективности собственных методик лечения, анализировать их действие и правильность сопоставления с основами психологии и терапии;
  • осознавать собственное эмоциональное состояние при проблемах клиента и реакцию на них.

Объектом супервизии является квалифицированный специалист в сфере психологии или терапии, проходящий практику или стажировку по своему направлению. Практикующий профессионал может обратиться за помощью к такой системе для повышения квалификации или решения собственных проблем в личной жизни, которые отражаются на его деятельности.

Помимо этого, специалист в области супервизии должен:

  • держать постоянный контакт со своим подопечным и следить за его эмоциональным фоном;
  • содействовать развитию терапевта, способствовать раскрытию возможностей в профессиональной деятельности;
  • сохранять собственную позицию и безэмоциональную оценку по отношению к специалисту;
  • оказывать поддержку по восстановлению целостности психотерапевта и его личности.

Процесс супервизии способен устранить эмоциональную заторможенность или регресс, избавить начинающих психотерапевтов от профессионального одиночества. Эта методика также способна повысить эффективность рабочего процесса и устранить последующие ошибки в нём.

Зачем нужна супервизия

Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.

Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.

Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.

Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:

– улучшения понимания пациентов;

– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;

– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;

– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;

– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.

Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.

Можно выделить три ключевые функции наставничества:

– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;

– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;

– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).

Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант

Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества

Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.

Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:

– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;

– проблемы самовосприятия и самопонимания;

– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;

– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);

– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.

Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Интегративные модели

Интегративная
модель базируется на подходе к
психотера­пии как к стратегии и тактике
терапевтического контакта, незави­симо
от выбора стратегии воздействия.
Интегративная модель супервизии в таком
случае становится универсальной и
кон­центрируется на следующих моментах:

процессе
терапевтического контакта (вербальная
и невер­бальная коммуникация, глубина,
эмоциональность и др.);

  • информированном
    согласии;

  • структурировании
    сессии и курса;

  • процессе
    концептуализации психосоциогенеза
    заболевания или симптомов;

  • избранных
    мишенях для работы (например, симптом,
    личность, уровень организации личности,
    когнитивные, эмоциональные, мотивационные
    процессы, межличностные отношения и
    др.);

  • соответствии
    выбора целей и средств вмешательства;

  • целенаправленности
    и результативности психотерапевти­ческого
    процесса в целом.

Модели специфичной ориентации

Психотерапевты,
принявшие на вооружение определенный
вид терапии (например, психоаналитический,
проблем-разрешающий, поведенческий,
позитивной) часто считают, что наилучшей
«супервизией» является анализ практики
истинным приверженцем данной терапии.
Ситуация аналогична таковой в спорте,
где энтузиасты верят, что лучшим
инструктором будет лидер в том же виде
спорта. Модель специфичной ориентации
соответствует теории и методологии
какого-либо отдельного направления или
школы психотерапии. Она требует, чтобы
супервизор не только обучался, но и
практи­ковал в русле данного
направления/школы и прошел соответствующую
супервизорскую подготовку, подтвержденную
серти­фикатом.

Индивидуальная форма

Эта супервизия в психологии заключается в повышении навыков специалиста с меньшим опытом работы. Основными задачами формы такого характера являются: развитие и поддержка профессиональных знаний, способы их применения на практике, разбор и решение проблем личного характера, которые могут повлиять на лечение пациента.

Также индивидуальный подход к такой психотерапии дает повышение уверенности специалиста в своих силах, способность проводить сеансы лечения клиента самостоятельно в дальнейшей практике и возможность повышать свою компетентность в профессии. Супервизор и его подопечный постоянно взаимодействуют между собой во время индивидуальной работы и делят ответственность за лечение пациента между собой.

Сеансы психотерапии такого характера должны проводится раз в 1-2 месяца. В течение положенного времени супервизор должен составлять отчёты о проделанной работе со своим клиентом и следить за динамикой. Сеансы не заканчиваются до тех пор, пока сотрудник не приобретет все необходимые навыки по работе с клиентами и не научится контролировать свои эмоции в профессии.

При возникновении новых проблем в профессиональной деятельности терапевт опять может прибегнуть к помощи супервизора. Как отмечают многие психологи, такие сеансы всегда пойдут на пользу специалисту, проводить их следует регулярно. Помощь супервизора может понадобиться даже в тех случаях, когда на первый взгляд никаких проблем у психотерапевта нет, а лечение пациентов всегда проходит успешно. Опытный профессионал сможет анализировать методы, которые применяет в работе специалист, и его общее эмоциональное состояние, обобщить полученные наблюдения.

Благодаря индивидуальной супервизии:

сотруднику уделяется должное внимание;
все проблемы личного характера, которые психотерапевт не хочет или стесняется указывать при группе людей, будут разбираться конфиденциально;
специалист, находящийся на стадии адаптации, лучше поймёт все наставления и советы более опытного профессионала.

Что это такое

В сфере психотерапии рассматриваемый термин является способом подготовки, а также повышения квалификации молодых специалистов и терапевтов с багажом опыта.

Супервизия представляет собой разновидность консультирования практикующего психотерапевта (психолога) более сведущим коллегой в ходе профессиональной деятельности. Данный метод позволяет супервизируемому психотерапевту увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение. Направлен он на процесс психотерапии. Цель её в развитии навыков, умений, знаний, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности врача.

Супервизия даёт возможность психотерапевту рефлексировать и объединять собственные реакции, определённые психотерапевтические ситуации, личный опыт, объективные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности. В процессе такого наставничества малоопытный специалист осознаёт специфику собственной практики, пребывая в этой психотерапевтической ситуации, одновременно являясь конкретным человеком, имеющим субъективные поведенческие паттерны, личный опыт,  приобретённые профессиональные навыки, знания.

Описываемый метод реализуется специально обученным психотерапевтом (супервизором), в обязанность которого входит наблюдение за психотерапевтическими сеансами и последующее обсуждение с супервизируемым коллегой определённых аспектов процесса психотерапии. При этом терапевт-супервизор обычно использует для разбора с последующим обсуждением запись сеанса либо располагается за специальной перегородкой или экраном, но иногда может присутствовать на терапии.

Не следует считать супервизию обучающим процессом в его прямом значении. Данный метод заключается в анализе работы психотерапевта, в результате чего специалист получает от коллег обратную связь. Результатом становится более объёмная и полная картина профессиональной практики, осознаются детерминанты возникших сложностей, освещаются сильные и негативные моменты своей работы, а также обозначаются дальнейшие направления терапевтической работы.

Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.

Индивидуальная супервизия являет собой разбор супервизором и психотерапевтом эпизода из практики последнего. Предметом анализа, а также последующего обсуждения служат личные доводы и профессиональное обоснование предпочтения определённой терапевтической стратегии, оценка эффективности такой стратегии.

Групповая супервизия являет собой длительный и в большей мере организованный процесс. Участниками его становятся наставник-супервизор и группа психотерапевтов. В ходе описываемого процесса анализируется опыт каждого участника. В основном за сеанс разбирается один случай, после чего участники и супервизор переходят к дискуссии. Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками психологической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.

Впервые наставничество было применено Фрейдом. Поэтому именно в психоанализе супервизия стала довольно востребована и получила широкое распространение.

Сегодня супервизия психолога консультанта применима во всех отраслях психологической помощи. При этом она осуществляется равным образом, как для  начинающих, так и для практикующих психотерапевтов со стажем практики. Главная её цель заключается в оттачивании профессионализма, приумножении компетентности,  нахождения собственного стиля работы, позволяя объединять профессиональные  навыки, субъективный опыт. Помимо того наставничество способствует развитию  умения отграничивать рабочий процесс, заключающийся в помощи клиенту, от собственных установок, переживаний касательно профессионального взаимодействия.

Преимущества и недостатки очной терапии

Достоинства такой супервизии:

  1. Более эффективные сеансы.
  2. Меньшее количество приёмов.
  3. Минимальные материальные затраты из-за непродолжительности супервизии.
  4. Совокупность техник обучения психотерапии по отношению к специалисту.
  5. Более доверительные отношения контактируемых лиц.

Каким бы ни был привлекательным и полезным такой способ психотерапии, у него есть и множество минусов:

При работе неопытного специалиста с пациентом нарушается конфиденциальность процесса лечения, что в последующем может негативно отразиться на психическом состоянии клиента.
Выработка зависимости в принятии решений у терапевта от своего более опытного коллеги.
Излишнее внимание к рабочему процессу супервизора, которое мешает естественному течению событий.

В очной форме, как и во всех остальных, есть свои достоинства и недостатки. Но на сегодня такой метод котерапии считается самым обширным и правильным, когда у специалиста есть множество проблем как профессионального характера, так и личного.

Формы супервизий

Супервизия может проводиться в нескольких формах, в зависимости от необходимости и поставленных перед ней задач. Каждая форма обладает своими особенностями и преимуществами. В психологии разделяют две формы супервизий:

Индивидуальная

Индивидуальная супервизия, как понятно из её названия, предполагает личную работу супервизора с супервизируемым. При такой форме работы супервизор непосредственно включается в работу подопечного, однако, существует опасность того, что супервизируемый попадёт в зависимость от своего супервизора. Для избегания этой опасности супервизору необходимо строго следовать поставленным задачам супервизии, не забывая, что её цель — консультирование для обучения, а не контроль

Особенно важно это становится при работе с личными проблемами супервизируемого

Групповая

При групповой супервизии работа ведётся одновременно с несколькими супервизируемыми. Как правило, размер группы не превышает количества 4–7 человек. Работа в группе позволяет использовать более широкий опыт практики. Её преимуществом также является наличие обратной связи от других участников, которая стимулирует развитие профессиональной идентичности супервизируемых.

Понимание, что такое супервизия и как она помогает в работе — очень важно для правильной постановки целей и эффективной работы супервизора и супервизируемого. Супервизия необходима не только начинающим терапевтам, но и профессионалам

Это позволяет им продолжать развиваться в течение всей профессиональной практики.

«Тренинг Супервизора»

Эта программа является вторым уровнем подготовки «Межмодальная Супервизия ОППЛ в четырехчастной парадигме» и включает в себя повышение уровня и эффективности ведущего супервизионных групп.

Наша авторская уникальная программа наполнена тренинговыми задачами, теорией и ее прояснением в практике.

Данная программа «Тренинг Супервизора» адресована практикующим специалистам в области психологии, психотерапии.

Акцент программы сделан на развитии способностей анализа и интерпретации групповой динамики, параллельного процесса, контрпереноса, идентификаций с психологическими защитами супервизионного процесса и других феноменов. Основой курса является практическая супервизорская работа с методическим видеоразбором. Применение теории на практике, в рамках программы мы найдём ответ на вопрос «каким образом?».

Совокупность этих форм

Очно-заочная разновидность пока что не имеет широкой распространенности в мире, но тем не менее и она считается действенной. Эта супервизия в психологии чаще всего применяется для семейных пар, у которых разобраться в проблемах неопытному специалисту бывает достаточно трудно.

Для такого сеанса котерапии необходима оборудованная комната с зеркальным стеклом, группа профессионалов в этой области, начинающий терапевт и семейная пара, дающая согласие на такой сеанс. В ходе проведения супервизии, испытывая трудности в работе, специалист может обратиться к своим более опытным коллегам по телефону для проведения консультации. Такая котерапия не только помогает психотерапевту самостоятельно выполнять свои профессиональные обязанности, но и при неудачах чувствовать себя лучше и получать поддержку от терапевтов. Она развивает в начинающем специалисте уверенность в своих силах и вырабатывает опыт.

Чтобы психотерапевту правильно определиться с формой социальной супервизии, которая в дальнейшем будет способствовать самому эффективному решению проблем, необходимо обратить особое внимание на специфику, затрудняющую профессиональную деятельность, и самые подходящие методы её устранения. Точную оценку степени тяжести случая сможет дать лишь опытный специалист-психотерапевт

Самостоятельно распознать все свои ошибки в профессиональной деятельности невозможно. Для тяжелых случаев подойдут только индивидуальные занятия, которые способствуют быстрому решению проблем. А вот в незначительных ошибках можно обойтись только заочной консультацией, благодаря которой котерапевт сможет направить специалиста в нужное русло

Точную оценку степени тяжести случая сможет дать лишь опытный специалист-психотерапевт. Самостоятельно распознать все свои ошибки в профессиональной деятельности невозможно. Для тяжелых случаев подойдут только индивидуальные занятия, которые способствуют быстрому решению проблем. А вот в незначительных ошибках можно обойтись только заочной консультацией, благодаря которой котерапевт сможет направить специалиста в нужное русло.

Супервизорская система

2.1

Состояние супервизируемого: этот
фокус супервизии уже принадлежит «второй стороне» супервизорского
процесса, где внимание эксперта концентрируется на состоянии терапевта во
времясессии, в том числе на
переживаемых им «блоках» и дистрессе.
«Переименование» терапевта в супервизируемого имеет
целью подчеркнуть переход от первой группы фокусов, связанных с пациентом, ко
второй, где главные отношения – это отношения с супервизором. Супервизируемый
как бы «несет в себе» пациента, и его состояниеговорит о том, что происходит в терапии

Второе преимущество этой
фокусировки связано с процессом развития самоготерапевта – с его постепенным прогрессом в понимании связей своих
личностных проблем с проблемами пациентов. С целью исследования терапевтических
отношений могут быть заданы следующие вопросы.

Какие чувства вызывает у супервизируемого
пациент (заинтересованность, скуку, сосредоточенность, рассеянность и т.д.); и
какие возникают телесные ощущения (расслабление, напряжение,головная боль и т.д.)?

Как
ведет себя пациент (язык тела, мимика,
жесты, голос и т.д.)?

Насколько
осознанны у пациента и у психотерапевта эти реакции (возможность назвать
чувства, наличие воспоминаний или ассоциаций по поводу переживаний, желательно
уточнить, каких именно)? Какую роль они играют в психотерапии?

Почему
он представляет именно этого пациента?

В чем
он наталкивается на трудности?

Какие
терапевтические ситуации особенно тяготят его?

2.2. Супервизорский процесс: исследование отношений между
супервизором и обучаемым, а также вероятности «клонирования» системы
(параллельного процесса).

2.3. Впечатления супервизора: «подозрения», странные чувства или
идеи супервизора, связанные с супервизируемым или
пациентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения
аспектов рассказа или состояния терапевта.

Опросы, проведенные среди
российских психотерапевтов, показали, что предпочтительнее сосуществование
интегративной и специфи­ческой моделей. Интегративная модель реализуется в
таком слу­чае через вариант групповой супервизии с целью расширения концепций,
стратегического и тактического арсенала практиков, обнаружения «слепых
пятен» и ошибок контакта с пациентом, распознавания и отреагирования
эмоций («вентиляция чувств»). В этом случаезначение придается умению обосновать
психотерапевтический диагноз.

Внимание!

Выбрав
услугу ПОИСК
на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас
понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день
информационных ресурсов сайта.

Заочная форма супервизии

Принципы её работы заключаются в удаленном решении проблем, без тесного контакта с другим профессионалом. Заочная форма супервизии может проходить как в индивидуальном сеансе, так и в групповом. Специалист собирает материалы своей психотерапевтической работы и предоставляет их супервизору для проведения анализа его деятельности и выявления недочетов в работе.

Сам котерапевт не принимает участия в рабочей деятельности своего подопечного и не проводит исследования его пациентов. Это делает эту форму самой оптимальной для долгосрочного сотрудничества со специалистом. Также анализ доклада психотерапевта может разбираться в присутствии других его коллег, что помогает получить больше опыта в работе, но не навредить эмоциональному состоянию пациента, исследуя его ситуацию дистанционно.

Модели супервизии

Модель – методика, которую избирает провизор для обучения подопечного/подопечных. Она показывает, в каком направлении мыслит психотерапевт, какую концепцию и методологию он берет за основу.

Выделяют:

  • Эволюционные. В их основе – теория о том, что для всех нас свойственен рост – это касается умений, навыков, желаний и потребностей. Сочетание собственного опыта и наследственных склонностей дает понимание, какие сферы для роста следует затронуть и какие сильные стороны нужно развить. На основе исследований был сделан вывод о том, что рост супервизируемого оказывает влияние на его отношения с супервизором.
  • Интегративные. Они опираются на видении психотерапии как стратегии и тактики терапевтического контакта. При этом такая модель становится универсальной, концентрация происходит на коммуникации, структуре, соответствии целей и выбираемых средств.
  • Модели специфичной ориентации. В рамках этого варианта считается необходимым, чтобы консультацию проводил специалист, придерживающейся аналогичного с консультируемым вида терапии. Притом он должен активно практиковаться в данном направлении.

Очная категория супервизии

Первая форма считается самой обширной и глубокой. Сеансы по её принципам могут проходить в групповом, семейном или индивидуальном формате. В котерапии такого характера супервизор проводит сеанс очно и наблюдает за специалистами и их клиентами. Такая форма должна согласовываться с пациентами и их психологом для предотвращения проблем с нарушением конфиденциальности.

Очную форму супервизии можно разделить на подвиды:

  • личностная (с присутствием клиента во время сеанса котерапии);
  • групповая (при взаимодействии пациента или семьи и психотерапевтов), чаще всего употребляется при проблемных пациентах;
  • пространственная;
  • временная.

Личностная котерапия проводится во взаимодействии специалиста и его супервизора. Также в процессе участвует пациент или семья. Главными задачами такой терапии являются совместное определение проблем у клиента и поиски их решения.

Групповая супервизия считается самой продуктивной из всех её форм. Принцип её действия заключается в занятиях с одним пациентом или семьей, где котерапевт распределяет индивидуальные задания между каждым специалистом. Например, на приём к психотерапевту пришла семейная пара, одному участнику необходимо определить отношения между супругами, второму — определить стиль общения, третьему — главные проблемы, существующие между ними. Таким образом можно достичь полного определения причин разлада в семье, их осознания всеми специалистами, найти методы их лечения. Также участники групповой супервизии получают новый опыт и навыки.

Пространственная котерапия применяется при обучении психотерапевта общению с пациентами. Во время сеанса супервизор может находиться как в комнате (подбадривая специалиста и подталкивая его в нужном направлении), так и вне её (не вмешиваясь в основной процесс).

Временная форма котерапии зависит от срочности проведения психоанализа со специалистом (отсроченная или немедленная).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.