- Никто не застрахован от психического расстройства
- Первичная девиация
- Никто не застрахован от психического расстройства
- Контакты с девиантами
- Теория стигматизации
- Жизнь с ярлыком
- Понимание стигмы в общественных науках[править | править код]
- Отношение к человеку со стигмойправить | править код
- Использование стигмы её «владельцем»править | править код
- Причины возникновения стигматизации
- Как проявляется?
- Остаточное отклонение
- Жизнь с ярлыком
- Вторичная девиация
- Стигматизация и криминал
- Причины возникновения стигматизации
- Теория стигматизации
- Вторичная девиация
- Стигматизация в психиатрии
- Стигматизация и эмоции
- Примеры
- Социальная стигматизация
- Примеры
- Связь с дискриминацией
- «Положительная» форма стигматизации
- Что не является стигматизацией
- Классификация
- Понятие стигмы в социологии
- Когда не следует употреблять слово стигма или стигматизация
- Стигматизация в социологии
Никто не застрахован от психического расстройства
Еще стоит раз напомнить, что стигматизация − это навешивание ярлыков типа “ненормальный”, “бешенный”. Но не так много нужно, чтобы получить психическое расстройство. Многие со школьных лет помнят рассказ Чехова “Палата номер 6”, а недавно режиссер Карен Шахназаров снял фильм по этому произведению. Стоит вспомнить М. Ф. Достоевского, который страдал шизофренией, и его рассказы: “Записки сумасшедшего”, “Записки из сумасшедшего дома”. Многие слышали о синдроме Кандинского, который известный психиатр смог описать после того, как сам заболел этим недугом. К сожалению, сегодня нередко наблюдается стигматизация в психиатрии. Все потому, что общество не достаточно информировано в отношении этих проблем.
Первичная девиация
В социологии принята точка зрения, согласно которой нет «нормальных» и «ненормальных» людей. Более того, каждому человеку свойственно девиантное поведение в какой-нибудь определенной сфере. Поэтому не существует и людей с патологиями. Кто-то нарушает правила дорожного движения, кто-то не доплачивает налоги, кто-то хулиганит во время футбольных матчей.
Теория стигматизации выделяет так называемую первичную девиацию. Это те нарушения общественных норм, которые ускользают из-под внимания правоохранителей из-за своей несерьезности и обыденности. Более того, оценка «хороший», «плохой» поступок зависит от множества мелочей. Например, в некоторых обществах женщинам непозволительно делать то, что можно делать мужчине, в то время как в других странах таких ограничений нет. Также часто девиантное поведение определяется, согласно массовым стереотипам. Например, во многих странах мужчин критикуют за женоподобный вид и имидж, хотя где-то подобное поведение никак не возбраняется. Критерий «хороший», «плохой» связан с социальным окружением человека. Только от нравов живущих рядом людей зависит, последует ли за то или иное поведение критика.
Никто не застрахован от психического расстройства
Еще стоит раз напомнить, что стигматизация − это навешивание ярлыков типа «ненормальный», «бешенный». Но не так много нужно, чтобы получить психическое расстройство. Многие со школьных лет помнят рассказ Чехова «Палата номер 6», а недавно режиссер Карен Шахназаров снял фильм по этому произведению. Стоит вспомнить М. Ф. Достоевского, который страдал шизофренией, и его рассказы: «Записки сумасшедшего», «Записки из сумасшедшего дома». Многие слышали о синдроме Кандинского, который известный психиатр смог описать после того, как сам заболел этим недугом. К сожалению, сегодня нередко наблюдается стигматизация в психиатрии. Все потому, что общество не достаточно информировано в отношении этих проблем.
Контакты с девиантами
Явление «понимающих» особенно заинтересовало Эрвинга Гоффмана. Он подробно описал данный тип человеческого отношения в своей книге «Стигма». Согласно его предположению, для того чтобы сблизиться с маргиналом, обычному человеку необходимо пережить серьезное потрясение – что-то такое, что позволило бы ему взглянуть на окружающих непривычным для себя взглядом.
Стигматизированные с трудом идут на контакт с людьми из чужого круга. Например, «плохой» ребенок, изгнанный из компаний сверстников, скорее всего, будет огрызаться на попытки установить с ним какие-либо отношения. Это естественная психологическая защита от окружающей по большей части враждебной среды. Каждый асоциальный человек со временем теряет свою коммуникабельность. Постепенно ему все сложнее находить с людьми общий язык. Поэтому даже дружелюбно настроенному индивиду придется некоторое время ждать и стараться показать свою искренность. И только после этого ему удастся заручиться доверием стигматизированного.
Теория стигматизации
Впервые о губительности практики наклеивания ярлыков – как для общества, так и для его отдельных «изгоев» – заговорили американские социологи Г. Беккер и Ф. Танненбаум. С их именами связано начало разработки теории этикетирования (Labeling theory).
Большой резонанс в 1963 году вызвала публикация труда Г. Беккера «Аутсайдеры». Автор книги отверг укрепившиеся в социологии и психологии объяснения девиации с точки зрения медицины. Традиционно считалось, что отклонения в поведении некоторых личностей вызываются их состоянием здоровья.
Беккер доказывал, что на деле девиация – следствие навязывания обществу стандартов поведения авторитетными социальными группами: врачами, судьями, законодателями. К нарушителям правил, созданных этими группами, и приклеиваются ярлыки аутсайдеров. Подобные санкции могут последовать даже в тех случаях, если «девианты» ничего не нарушали. Достаточно, чтобы влиятельные лица заклеймили их как нарушителей.
Теория стигматизации имела множество подтверждений. Например, преследование, а поророй и линчевание афроамериканцев часто осуществлялись по ложным обвинениям в насилии
Беккет обращал внимание на то, что подобными действиями общество не только не препятствует девиантному поведению, но провоцирует его как ответную реакцию на дискриминацию
Страх будущего
Теория стигматизации указала на относительность норм адекватного поведения. То, что в былые эпохи воспринималось как отклонение, в современном мире должно расцениваться как недостаточно адаптивное поведение.
Жизнь с ярлыком
Групповая деятельность стигматизированных людей может принимать самые разные формы. Но во всех них есть общий похожий объединяющий стимул – желание найти товарищей по несчастью. Это могут быть хорошо организованные и даже пользующиеся поддержкой государства и социальных служб клубы инвалидов, престарелых, людей, страдающих от ожирения и т. д.
Некоторые из этих кружков могут развиться в нечто большее. Например, во многих странах существуют собственные общенациональные общества анонимных алкоголиков. Они не просто объединяют людей, пытающихся бороться со своими вредными привычками. Такие общества предлагают своим членам целую доктрину – новый образ жизни, необходимый для того, чтобы вернуть свою жизнь в нормальное русло.
Стигматизация в социологии может происходить и по национальному признаку. В таком случае люди часто объединяются по принципу соседства. В крупных городах появляются небольшие национальные районы, большая часть населения которых состоит в той или иной диаспоре.
Понимание стигмы в общественных науках[править | править код]
Понятие стигмы в общественных науках развивал Ирвинг Гофман (книга «Стигма. Заметки об умении обращаться с бракованной идентичностью», ). Феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гофмана Кеннет Пламмер в книге «Сексуальная стигма: интеракционистский подход» (). В исследовании религиозных движений понятие использовал Вольфганг Липп (книга «Стигма и харизма», ).
Как отмечает И. Гофман, стигме подвергаются те, кто не соответствует нормативным ожиданиям общества. Вопрос поддержания нормативных ожиданий — это вопрос не желания, не доброй воли, а соответствия: простого согласия с нормами общества недостаточно. Даже тот, кто поддерживает нормы общества, может при этом всё же попасть в группу стигматизированного меньшинства. Идентичность стигматизированного пронизана противоречиями: его личная идентичность может вполне соответствовать норме, но его социальная идентичность может при этом попадать в группу стигматизированной. Само рассогласование личной и социальной и представляет собой основание стигматизации.
Стигма — это, по Гофману, «специфический тип отношения между качеством и стереотипом», рассогласование между истинной и виртуальной социальной идентичностью. Нормативные ожидания общества составляют виртуальную социальную идентичность, которой соответствует или противопоставляется актуальная социальная идентичность индивида — та, которой он на самом деле обладает. При достаточной степени рассогласования между ними социум запускает процессы стигматизации. Стигматизация разделяет социальный мир индивидов на две части: тех, кто не имеет негативных отклонений от ожиданий (так называемых «нормальных»), и тех, кто эти отклонения несёт (это и есть стигматизированные).
По утверждению Гофмана, одной из наиболее глубоко дискредитирующих и социально повреждающих стигм является психическое заболевание; эта стигма выражена настолько, что люди с психическими заболеваниями лишаются всех своих прав. Наряду со своими современниками, такими как Т. Сас и Т. Шефф, Гофман укрепил мнение о том, что стигма коренится в характере психиатрического диагноза и лечения.
Отношение к человеку со стигмойправить | править код
Согласно И. Гофману, нормальным (обычным) восприятием и отношением (действиями) к человеку со стигмой, являются:
- благожелательное социальное действие, призванное смягчить и сгладить наличие у человека стигмы;
- различные формы дискриминации этого человека;
- построение «теории» стигмы — своеобразной идеологии, призванной объяснить опасность, которую представляет такой человек, в некоторых случаях — для оправдания своего враждебного отношения к нему;
- обобщение стигмы — приписывание человеку дополнительных несовершенств на основе какого-то одного его несовершенства (например, к слепому нередко обращаются громче, чем обычно, как будто он ещё и глухой) или же дополнительных возможностей по типу «шестого чувства», «особой чувствительности восприятия».
Использование стигмы её «владельцем»править | править код
Согласно И. Гофману, человек может использовать свою стигму и получать от неё так называемые «вторичные выгоды», например для оправдания своих неудач, не связанных со стигмой. Если же по каким-то причинам человек со стигмой лишается её, он может обнаружить, что он/она чему-то научился или научилась, или прийти к некоторому пониманию (например, относительно того, что жить с какой-то определённой стигмой — не самое страшное несовершенство человека в жизни).
Причины возникновения стигматизации
- Негативное представление о психических заболеваниях. Таким больным приписывают агрессивность, неуравновешенность, непредсказуемость, опасность, способность совершить преступление.
- Вера в мифы и следование негативным культурным традициям. Нарушение психики воспринимается, как наказание свыше.
- Недостаточная информированность общества об особенностях психических расстройств.
- Негативная подача информации о таких больных и их семьях в средствах массовой информации.
- Сложился стереотип о том, что люди с больной психикой слабые, не справляющиеся со своим желаниями и капризами.
- Страх больных на уровне подсознания, подкрепленный стереотипами и традициями.
- Принудительное лечение в советские времена и ошибки при определении диагноза. Устаревшие методы лечения и медикаменты.
- Отсутствие достойных условий в психиатрических лечебницах.
- Плохое финансирование клиник, отсутствие общественной и государственной поддержки.
Как проявляется?
Стигматизация может появляться со стороны членов семьи, соседей, медицинского персонала, окружающих. Профессионалы могут неуважительно, формально, с демонстративной снисходительностью относиться к больным, обращаться к пациенту на “ты”, невзирая на возраст. Близкие такого человека начинают чрезмерно контролировать.
Можно выделить три этапа самостигматизации в семье:
- Сначала все стараются скрывать факт заболевания родственника путем ограничения социальных контактов страдающего.
- Если больной начинает вести себя необычно, члены семьи не могут скрывать информацию о его проблеме. Наступает критический момент для адаптации в домашних условиях.
- Последний этап − это окончательная изоляция всей семьи, противопоставление себя другим, принятие роли «изгоя».
Остаточное отклонение
В творчестве Томаса Шеффа теория стигматизации переросла в теорию остаточного отклонения. Ее автор считал, что многие психические заболевания – результат социальной реакции и выбора человека. Такое спорное заявление – один из постулатов критической социальной теории. Идея Шеффа появилась после переосмысления общественных норм.
Современная культура отличается тем, что все люди внутри одного культурного пространства должны разделять приблизительно одинаковый образ мыслей. Данные нормы закрепляются в поведении человека еще в детстве посредством воспитания. Для того чтобы сделать малыша социально адаптированным, родители прививают ему все те взгляды и привычки, которые считаются необходимыми для полноценной жизни в обществе. «Плохой» ребенок может отказываться признавать эти ориентиры, и тогда он оказывается вне круга общения ровесников. Точно такой же принцип работает и со взрослыми.
Жизнь с ярлыком
Групповая деятельность стигматизированных людей может принимать самые разные формы. Но во всех них есть общий похожий объединяющий стимул – желание найти товарищей по несчастью. Это могут быть хорошо организованные и даже пользующиеся поддержкой государства и социальных служб клубы инвалидов, престарелых, людей, страдающих от ожирения и т. д.
Некоторые из этих кружков могут развиться в нечто большее. Например, во многих странах существуют собственные общенациональные общества анонимных алкоголиков. Они не просто объединяют людей, пытающихся бороться со своими вредными привычками. Такие общества предлагают своим членам целую доктрину – новый образ жизни, необходимый для того, чтобы вернуть свою жизнь в нормальное русло.
Стигматизация в социологии может происходить и по национальному признаку. В таком случае люди часто объединяются по принципу соседства. В крупных городах появляются небольшие национальные районы, большая часть населения которых состоит в той или иной диаспоре.
Вторичная девиация
Навешивание большинством на человека ярлыка влечет для него заметные последствия. В ответ на реакцию общества возникает вторичное девиантное поведение. Человек, получивший ярлык, становится для окружающих наркоманом, преступником, бездельником и т. д. Этот статус подавляет любые другие индивидуальные свойства личности. Люди, долгое время прожившие в качестве заклейменных, начинают строить всю свою жизнь на основе этой характеристики.
Теория стигматизации также объясняет типичное поведение тех, кто оказался в девиантной группе. Каждый день чувствовать на себе критику остального общества – огромный стресс. От людей с негативным ярлыком часто отворачиваются друзья, знакомые и даже родные. Подобная критическая ситуация испытывает все социальные навыки личности. Что может сделать человек в таком положении? Как правило, он объединяется в девиантную группу с такими же людьми.
Стигматизация и криминал
Очень ярко принцип сплачивания работает в преступном мире. Люди, оказавшиеся в данной среде, почти всегда становятся членами огромной группы, противопоставляющей себя остальному социуму.
Основываясь на данной закономерности, некоторые исследователи считают, что рост преступности отчасти происходит и потому что общество клеймит преступников, отторгает их в уголовную нишу и тем самым не дает попавшим в тюрьму в нормальную жизнь. Теория стигматизации в криминологии сегодня имеет множество сторонников. Интересно, что схожее правило приводит к появлению молодежных субкультур и контркультур.
Причины возникновения стигматизации
- Негативное представление о психических заболеваниях. Таким больным приписывают агрессивность, неуравновешенность, непредсказуемость, опасность, способность совершить преступление.
- Вера в мифы и следование негативным культурным традициям. Нарушение психики воспринимается, как наказание свыше.
- Недостаточная информированность общества об особенностях психических расстройств.
- Негативная подача информации о таких больных и их семьях в средствах массовой информации.
- Сложился стереотип о том, что люди с больной психикой слабые, не справляющиеся со своим желаниями и капризами.
- Страх больных на уровне подсознания, подкрепленный стереотипами и традициями.
- Принудительное лечение в советские времена и ошибки при определении диагноза. Устаревшие методы лечения и медикаменты.
- Отсутствие достойных условий в психиатрических лечебницах.
- Плохое финансирование клиник, отсутствие общественной и государственной поддержки.
Теория стигматизации
Основой теории стигматизации стала ключевая идея конфликтология, которая утверждает, что субъекты зачастую плохо ладят друг с другом, поскольку расходятся в собственных взглядах и интересах. При этом власть имущие обладают возможностью формулировать свои принципы и убеждения в нормах, которые контролируют институциональную жизнь, и успешно навешивают отрицательные характеристики («ярлыки») на нарушителей принятых норм. Другими словами, сторонников теории стигматизации интересует процесс, следствием которого является получение отдельными индивидами клейма девиантов и рассматривания этими индивидами собственного поведения в качестве девиантного.
Сторонники теории стигматизации Г. Бекер, Э. Лемерт и К. Эриксон полагают, что само по себе ни одно деяние не является по сути криминальным либо некриминальным. Негативность поступка определяется не его содержанием, а оцениванием его окружающими и реакцией на него.
Кроме того, абсолютно всем людям присуще девиантное поведение, имеющее связь с нарушением различных норм. Сторонники описываемой теории отвергают популярное представление о разделении всего человечества на «нормальных» и обладающих какими-то патологиями. Так, к примеру, многие индивиды ездят с превышением скорости, совершают мелкие кражи, скрывают доходы, дебоширят, устраивают акты вандализма после победы либо проигрыша любимой футбольной команды и т.п.
Приверженцы теории стигматизации подобные действия называют первичной девиацией и определяют ее в качестве поведения, нарушающего социальные нормы, но зачастую ускользающего от внимания органов охраны правопорядка.
Теория стигматизации Беккера кратко звучит следующим образом: девиантом называется индивид, которому социум прикрепил соответствующий ярлык, а девиантным поведением именуется поведение, которое так обозначили люди.
Беккер утверждал, что на деле девиация определяется способностью облеченных властью социальных групп (например, законодатели) навязывать другим стандарты поведения. Он писал, что социальные группы формируют девиацию, ибо они следуют нормам, нарушение которых социумом считается девиацией. Также, они эти правила навязывают определенной части населения, которой «навешиваются ярлыки» аутсайдеров. Его концепция стигматизации рассматривает девиацию не в качестве проступка, совершаемого субъектом, а скорее как результат применения остальными людьми норм и санкций против такого «нарушителя».
Кроме того, Беккер подчеркивал значимую роль «поборников нравственности», организующих так называемые «крестовые походы». В случаях, когда они одерживают победу, формируется новая система правил, которая порождает образование новых девиантов.
Стало быть, теория стигматизации Беккера кратко представляет собой объяснение, каким образом вырабатывается определенное отношение к индивидам
Это и отличает теорию стигматизации от концепций, которые акцентируют внимание на особенностях субъектов, способствующих девиациям
Вторичная девиация
Навешивание большинством на человека ярлыка влечет для него заметные последствия. В ответ на реакцию общества возникает вторичное девиантное поведение. Человек, получивший ярлык, становится для окружающих наркоманом, преступником, бездельником и т. д. Этот статус подавляет любые другие индивидуальные свойства личности. Люди, долгое время прожившие в качестве заклейменных, начинают строить всю свою жизнь на основе этой характеристики.
Теория стигматизации также объясняет типичное поведение тех, кто оказался в девиантной группе. Каждый день чувствовать на себе критику остального общества – огромный стресс. От людей с негативным ярлыком часто отворачиваются друзья, знакомые и даже родные. Подобная критическая ситуация испытывает все социальные навыки личности. Что может сделать человек в таком положении? Как правило, он объединяется в девиантную группу с такими же людьми.
Стигматизация в психиатрии
Стигма в психиатрии определяется в качестве признака презрения и недоверия, отделяющего индивида от остальных. Она всегда приводит к негативным волнениям и, прежде всего, провоцирует возникновение чувства стыда. Психические недуги до сих пор воспринимаются как попустительство собственным капризам и желаниям, как слабость. Стигматизация больных нередко распространяется на потомков, причиняя эмоциональную травму не только взрослым особам, но и их чадам, а также остальным членам семьи больного.
Всемирная психиатрическая ассоциация признала тот факт, что психиатрический диагноз представляет собой стигму, затрудняющую социальное приспособление и реализацию прав, предусмотренных законом.
В соответствии с информацией Всемирной организации здравоохранения, отказ в предоставлении индивидам, имеющим в анамнезе психические недуги, социально-культурных, экономических, гражданско-политических прав, нарушение элементарных свобод характерны большинству государств мира. Такие нарушения наблюдаются не только исключительно внутри врачебных учреждений, но и за их границами. Субъекты с психическими отклонениями подвергаются стигматизации, жестокому и пренебрежительному обращению. Кроме того, дискриминации могут подвергаться также индивиды, являющиеся психически здоровыми, когда их ошибочно принимают за лиц, страдающих психическими недугами или перенесшими такие заболевания в прошлом.
Социальная стигма всегда характеризуется эмоциональной окрашенностью и часто бывает совершенно не оправдана действительностью, что является ключевым отличием социальных стигм от придуманных стереотипов. Показательным примером стигматизации является мнение большинства, что алкоголики намного менее опасные, нежели шизофреники и гомосексуалисты.
Стигматизация больных психическими расстройствами и последующая за ней дискриминация являются наиболее серьезными проблемами здравоохранения.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Стигматизация и эмоции
У взрослых в качестве эмоций по отношению к стигматизации выступают гордость и стыд. Эти естественные реакции являются ответом на социальные санкции. В данном случае речь идет невербальных повседневных поощрениях и запретах. Санкции могут быть воображаемыми. Регуляторы стыда и гордости у человека включаются и в тот момент, когда он находится один и не является объектом прямой критики общества.
Стыд порождает еще одну эмоцию – гнев. Циркуляция двух этих чувств идет в три стадии. Сначала происходит разрушение социальной связи, затем наступает нарушение коммуникации и, наконец, все это заканчивается конфликтом между людьми. Многие специалисты сходятся во мнении, что эта закономерность является порочным кругом, из которого невозможно выбраться, не изменив собственного поведения. При этом острое чувство стыда нередко блокирует возможность восстановить социальную связь «нормальных» и стигматизированных. Часто оно запускает реакцию отчуждения.
Примеры
Для создания социальной стигмы необходимо, как правило, одно качество, которое считается показательным, и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого. Распространены, например, следующие утверждения:
«Женщины плохо водят машину» — форма стигматизации, в ряде случаев связанная с сексизмом
Важно, что на практике не обязательно каждая встреченная женщина будет плохо водить, но устоявшаяся стигма это подразумевает.
«Русские — алкоголики» — межнациональные стигмы основываются на различиях в культуре. Из-за категоричности и отрицательного оттенка это утверждение — стигматизация.
«Немцы — фашисты» — в данном случае коллективная ответственность (неприемлемая гуманистической моралью) оправдывается действиями отдельных лиц и государственной политикой в период мировых войн.
«Люди без высшего образования априори имеют низкий уровень культуры и интеллекта; а поэтому, в плане трудовой эффективности, не могут соперничать с дипломированными работниками» — распространённое предубеждение, приводящее к предвзятому отношению работодателей к соискателям: реальные знания и навыки соискателя часто интересуют руководство гораздо меньше, чем сам факт наличия диплома.
«Психические заболевания неизлечимы, и люди с психическими заболеваниями всегда общественно опасны» — на самом деле люди с психическими расстройствами в основном не агрессивны (случаев агрессивного поведения среди них столько же, сколько среди здоровых индивидов), и психические расстройства часто поддаются лечению (многие из пациентов с психическими расстройствами выходят в ремиссию).
Социальная стигматизация
Часть серии статей о дискриминации |
Портал Дискриминация |
Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править |
Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — ярлык, клеймо) — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков.
В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана.
Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Примеры
Для создания социальной стигмы необходимо одно качество, которое считается показательным и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого, что подтверждается следующими примерами:
«Женщины плохо водят машину» — форма стигматизации, связанная с сексизмом. В действительности женщины в среднем водят машину не хуже, чем мужчины, хотя, конечно, имеют свои особенности в этом искусстве
Важно, что не обязательно каждая встреченная женщина будет плохо водить, а устоявшаяся стигма это подразумевает.
«Американцы некультурны» — межнациональные стигмы редко бывают справедливыми, так как основываются на различиях в культуре. Из-за категоричности и отрицательного оттенка это утверждение — стигматизация
Речь идёт здесь лишь об общем («усреднённом») уровне образования нации. В частности, не обязательно каждый американец некультурен.
«Немцы — фашисты» — в данном случае, коллективная ответственность (неприемлемая гуманистической моралью) оправдывается действиями отдельных лиц в тот период.
«Гомосексуалисты женственны» — перенесение черт, характерных для некоторых, на всю демографическую группу.
Связь с дискриминацией
Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы.
Хотя в цивилизованных странах явная стигматизация и связанная с ней дискриминация либо запрещены законом либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами.
Так, например, люди, приехавшие в Москву из провинции, получили ярлыки «провинциалы» или «мешочники» (термин, популярный в советские времена). Считается, что они менее культурны, чем местные жители, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации.
«Положительная» форма стигматизации
Социальные стигмы иногда облекаются в положительную форму, например военного могут «похвалить» за необычно здравые мысли для человека его профессии. Такие «положительные» ярлыки могут быть не менее оскорбительны, чем стигмы явной отрицательной направленности.
Что не является стигматизацией
В то же время не следует относить в разряд стигм каждое обидное или ироническое определение. Если человека обозвали в транспорте, это не означает, что его стигматизировали. Также, юмористические формы «стигматизации» вполне допустимы в социальном общении, хотя и мнения по поводу таких ярлыков, как, например, «блондинка», могут расходиться.
Классификация
Виды социальной стигматизации можно классифицировать следующим образом:
- Культурная стигматизация — социальные ярлыки, укоренившиеся в культуре государства либо мировой культуре («чукчи недогадливы»).
- Институциональная стигматизация — законодательно закреплённая стигматизация («человек, имеющий судимость»)
- Личная (или внутренняя) стигматизация — предубеждение против себя самого, основанное на причастности к чему-либо («я толстушка»).
Понятие стигмы в социологии
Понятие стигмы в социальных науках развивал Ирвин Гофман (книга «Стигма. Заметки об умении обращаться с бракованной идентичностью», 1963). Феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гофмана Кеннет Пламмер в книге «Сексуальная стигма: интеракционистский подход» (1975). В исследовании религиозных движений понятие использовал Вольфганг Липп (книга «Стигма и харизма», 1985).
Когда не следует употреблять слово стигма или стигматизация
Слово стигматизация редкое и, когда употребляется, как правило носит эмоциональный оттенок, поэтому при употреблении в обыденной речи или в официальных документах оно может быть неправильно понято либо прозвучит смешно.
Не следует говорить о стигматизации, когда обычное клеймение достаточно точно описывает процесс: клеймение скота, клеймение преступников в средние века, клеймение в садомазохизме.
Также нанесение татуировки вряд ли можно описать как стигматизацию, как и нанесение торговой марки на упаковку товара.
Стигматизация в социологии
Шестидесятые годы прошлого столетия знаменуют активизацию интереса социологов к явлению стигматизации. В период с середины шестидесятых и до начала девяностых появилось на свет множество научных изысканий, которые исследовали широкий спектр отклоняющегося поведения индивидов. Социологи этого периода рассматривали «норму» и «девиацию» не в качестве самостоятельных и изолированных явлений друг от друга, а как «антагонистичности», обнаруживающиеся в сложных процессах взаимодействия членов социальных групп. Исходя из описанного подхода, вопрос «Кто становится стигматизированным и почему?» отходит на второй план, а на передний выходит вопрос «Кто ставит клеймо, навешивая «ярлык», какие для этого существуют основания?».
Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.
Считается, что термин «стигма» зародился в Древней Греции. Вначале его применяли к телесным татуировкам, которые означали либо зависимый, либо общественно неодобряемый статус заклейменного. Стигма ранее выступала условным признаком общественного клеймения индивидов, фактором социального позиционирования, показателем социальной позиции в обществе человека. Стигма является атрибутом социального характера, который свидетельствует о низком статусе человека или группы индивидуумов. Наличие стигмы окружающими расценивается в качестве так называемого «порока», а носитель стигмы считается индивидом, заслуживающим порицание, нередко даже наказание. Любая природная характеристика или социальное качество может послужить поводом для клеймения. Следовательно, стигмой является, прежде всего, социальная характеристика индивидуума (группы), формируемая общественной средой, в которой совершается действие.
Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).
Стигма в качестве социального явления в большинстве случаев характеризуется негативной направленностью и основывается на отторжении социумом каких-либо выраженных отличительных внешних признаков, например: внешнего облика индивидуума, качеств его характера, специфических особенностей его поведенческих реакций. «Специфичность» индивида часто не представляет опасности для окружающего социума, но это не мешает его стигматизации, которая ведет за собой его осуждение в различной форме выраженности, отнесение его особенностей характера или личностных черт к девиантности. Вследствие чего стигма воздействует на поведение индивидуума и его самосознание, либо неоправданно унижая, либо возвеличивая его на основе исключительно внешних признаков. Этим клеймение опасно для отдельных индивидов, так как негативно влияет на их социальную самостоятельность и способно спровоцировать девиантность. Кроме того, стигматизация небезопасна и для общества. Ведь маркирование отдельных групп ударяет по общественной нравственности и гуманным установкам социума, вызывает конфликты внутри общества. Следовательно, явление стигматизации является своеобразным замкнутым кругом, поскольку социальное клеймо и страх быть подвергнутым наказанию вызывает психологическое и социальное отчуждение, которое в равной степени причиняет вред и индивиду, и социуму. В этом и заключаются проблемы стигматизации.