Отношения

История 4 – случай в Гималаях

Весной я участвовал в 10-ти дневном курсе медитации в индийских Гималаях. Почти все это время мы молчали (нам не разрешалось разговаривать), медитировали и слушали лекции о буддизме. Примерно на 7-й день нас первый раз повели на прогулку (совсем как в детском лагере) по окрестным горным тропам. Я был очень рад, так как это был первый (и единственный) выход за стены центра медитации во время прохождения курса, и к тому же я отправился в центр сразу по приезду, так что к тому моменту я даже не успел полюбоваться местными красотами. И тут мне это предстояло!

В тот день я первый раз увидел долину Кангра, вид на которую открывался с грунтовой дороги, по которой мы шли. Я наблюдал огромные Гималайские кедры. Это самое распространенное дерево в том регионе. После двух месяцев жизни там, все деревья в Москве первое время казались мне миниатюрными, практически карликовыми.

Мы шли тропой, обрамленной этими величественными гигантами и итоге дошли до необычного места. Тропа теперь уходила вниз. Спустившись по ней, мы оказались на пологом участке, на котором всюду были в кучки сложены камни. Видимо это делалось в ритуальных целях. Везде над головами на натянутых веревках на ветру развевались тибетские флажки. Участок с одной своей стороны уходил прямо в обрыв и оттуда открывался чудесный вид на долину. Все расселись вдоль обрыва. Я тоже стал глядеть на крутые зеленые склоны, расположенные на них тибетские поселения и думать: «все это так чудесно, необычно, удивительно, наверное, сейчас меня посетит какое-то откровение, ведь я сижу здесь, в Гималаях!»

Но, к моему разочарованию, мое сознание было совершенно равнодушно к окружению. Ум размышлял о каких-то обычных, бытовых делах и совершенно не был настроен на возвышенный лад. Я понимал, что пейзаж красивый, но, вопреки моим ожиданиям, дух от него не захватывало. В общем, чувствовал я себя абсолютно обычно и , как мне казалось, не под стать обстановке.

И этот факт мне не понравился. Я стал спрашивать себя: «почему, в таком месте я чувствую себя не так, как «должен» себя чувствовать?» Эта мысль вводила меня в неудовлетворенность, переходившее в уныние, пока наконец что-то внутри у меня не щелкнуло.

Сознание, которое благодаря медитации приобрело весьма полезную привычку подобно внутреннему антивирусу проверять собственное состояние на предмет наличия ошибок, заезженных шаблонов мышления, сообщило о том, что я опять попал в ловушку стереотипа. А именно стереотипа, согласно которому в такой идиллической обстановке я должен себя как-то по-особенному чувствовать. Но ведь я не мог себя чувствовать по-другому, чем чувствовал себя в том момент времени!

И я понял, что вместо того, чтобы быть неудовлетворенным тем, что мое сознание не соответствует моим ожиданиям, я должен принять его таким, какое оно есть. Я открылся навстречу ему, сказав себе: «если мое состояние сейчас такое, пусть так оно и будет». И испытал в тот же миг огромное облегчение, связанное с тем, что я отпустил напряжение, которое порождалось моим неприятием и всеми этими вопросами «зачем» и «почему».

И, когда настала пора уходить, я уходил с чувством удовлетворенности и какого-то важного приобретения. Все-таки мои ожидания как-то и оправдались: в том месте я получил что-то важное

Но получил я это совершенно не в том виде, в каком ожидал получить.

Я думаю, многим из вас знакомы такие стереотипы. Например, на дворе хорошая погода, вы гуляете по улице. Все бы ничего, но стоит только подумать, что-то вроде: «почему я сейчас не такой счастливый, каким должен быть в такую погоду», как вам сразу становится намного хуже, чем было до того, как вы об этом подумали. С такой же привычкой мышления вы могли столкнуться где-то на отдыхе, когда алый закат над голубыми волнами не приносил ожидаемых спокойствия и вдохновения. Поэтому, вместо того чтобы печалиться из-за несоответствия ожиданий реальности, примите свое состояние таким, какое оно есть здесь и сейчас. Если вам грустно, скучно или вы не чувствуете вообще ничего, пускай будет так. Когда вы позволите этим эмоциям просто быть, я вас уверяю, вас ждет огромное облегчение от того, что вы перестали сопротивляться настоящему моменту времени. Попробуйте!

Как перестать думать шаблонами?

Об этом люди редко задумываются. Как правило, из-за того что они даже не считают свое мышление стереотипным. Просто правильным, общепринятым. Но некоторых данный вопрос волнует, они даже проходят тест под названием «Стереотипное ли у вас мышление?» (version 1.0). Что ж, если ситуацию действительно хочется исправить, можно прислушаться к следующим советам:

Нужно учиться не выносить суждений. Ибо они представляют собой ярлыки, ограничивающие свободу восприятия. Как это сделать? Просто смотреть на мир, не оценивая его. Не комментировать – лишь наблюдать.
Надо отслеживать свои движения. Так удастся понять, какие из них стереотипны, а какие – нет. Каждое действие надо ввести в сферу осознанности. Это поможет в разрушении личных стереотипов, а также научит жить текущим моментом. Что касательно примеров? Вот самый простой: у лифта стоят люди. Они его ждут. Но большинство все равно нажмет на кнопку, зная, что лифт уже идет.
Понять, что все люди разные. Для этого достаточно ставить себя на их место. Вам не нравятся змеи – представьте, что кому-то точно так же не по душе то, к чему вы испытываете максимальную симпатию. Не нужно одобрять – достаточно просто принять этот факт, понять и не осуждать.
Заняться развитием кругозора

Это важно делать каждому, кого волнует вопрос о том, как избавиться от стереотипного мышления. Расширяется кругозор, а вместе с ним и рамки

Появляются новые знания, свежие мысли, пища для рассуждений, нередко меняются взгляды. Это если не избавит от шаблонов, то границы расширит точно.

Психология стереотипного мышления

Стереотипное шаблонное мышление представляет собой заранее запрограммированную часть человеческой жизни, не только с когнитивными установками, но и с эмоциональными реакциями. Оно даёт возможность предсказывать не только своё поведение, но и реакции других, причём до малейших точностей. Эта часть делает весь хаос окружающего мира хоть немного контролируемым и предсказуемым, пусть и не объективно.

Что такое стереотипное мышление становится понятно, если изучить, откуда оно берётся и что способствует его развитию и укреплению. Чем больше информации получает психика, тем больше времени и энергии тратится на обработку, поэтому много раз повторяющиеся действия автоматизируются, точно также происходит и с убеждениями – когда человек несколько раз попадёт на кричащего длинноволосого парня, то в голове отложится, что с мужчинами с длинными волосами общаться неприятно, т.к. они кричат. Все последующие встреченные могут не соответствовать данному конструкту, но психике легче упростить реальность до подобной дихотомии, чем каждый раз реально анализировать происходящее. Ресурсы, высвобождающиеся стереотипами, в итоге могут быть направлены на реализацию более важных моментов.

Подкрепляется стереотипность психологии ещё и тем, что любое отклоняющееся, т.е

не стереотипное мышление в отдалённом контакте может завораживать, привлекать внимание и вызывать желание взаимодействия, но в приближении и встреченное в обыденной жизни вызывает тревогу. Всё, что требует дополнительных усилий для понимания, всё, что выходит за рамки несёт потенциальную угрозу, а значит, внутри поселяется чувство страха и потребность как-то ситуацию обозначить

Склонность к стереотипизации настолько высока, что человек даже столкнувшись с неординарной ситуацией, потратит время на то, чтобы объяснить её стереотипами, а не принять и расширить свою внутреннюю картину.

Негативные проявления стереотипного мышления более существенны, чем вся сэкономленная им энергия, поскольку давление внутренних ограничений мешает личностному росту, открытию новых возможностей и реализации. Вместо того чтобы сконцентрироваться на собственных уникальных талантах и возможностях, их развитии, человек постоянно тратит много сил на то, чтобы соответствовать рамкам общества, подгоняя себя под те же стереотипные требования. Большая часть таких установок даже не является осознанной, а внедряется в психику в раннем детстве или общей культурой. В итоге мы получаем личность, не желающую работать на высокой должности, но тянущей эту лямку, потому что престижно или молодого человека, встречающегося с блондинкой, т.к. они считаются более лёгкими по характеру и при этом он игнорирует собственную физиологию.

В психопатологии крайняя степень развития стереотипности мышления является один из признаков уплощения и распада личности, свидетельствующем о наличии серьёзных психических нарушений (шизофренический спектр, аутизм и пр.), но вместе с тем, личность, критично выделяющаяся среди остальных, не адаптируется в социуме. Нельзя отнести этот вид мышления к однозначному полюсу, скорее речь пойдёт о возможности переключаться между творчеством и стереотипностью, возможностью включить критическое мышление, действовать по программе.

Сфера профессий

В ней тоже встречается достаточно шаблонов. Профессиональным стереотипом является персонифицированный образ какой-либо специальности. Тут также имеет место понятие имиджа. Это образ, который наделяет какое-либо социальное явление определенными характеристиками. Некий «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание обществом. Имидж имеет внушающую функцию, так что нередко превращается в стереотип. Вот некоторые примеры:

  • Психологи все о нас знают. Только по одному взгляду они способны определить, что представляет собой тот или иной человек.
  • Педагог. Человек, который знает все и может дать ответ практически на любой вопрос.
  • Артист. Личность с интересной, веселой и беззаботной жизнью, имеющая массу возможностей, успех и перспективы.
  • Продавец. Обязательно лжец. Потому что ему нужно продать товар, а значит, даже если он будет не слишком хорош, тот распишет его как совершенство.
  • Журналист. Борзописец. Тот, кто готов за деньги опубликовать любую дезинформацию.

Кстати, нередко молодые люди, вдохновленные образами и стереотипами о профессиях, идут получать ту или определенную специальность, а потом жестоко разочаровываются в действительности.

Особенности стереотипного мышления

Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Стереотипы могут формироваться уже с детства. Это убеждения, ценностные ориентиры, нормы, реакции, оценки, которые ребенок впитывает от взрослых. Когда рассудок подчиняется стереотипизации, это мешает полному и разностороннему развитию личности. Пропадает независимость и объективность взглядов.

Шаблонное поведение чаще всего поощряется социумом. Иными словами, когда человек живет, как все, не стремится проявлять индивидуальность – так просто, спокойно и удобно.

Предрассудки позволяют действовать «на автомате» и не дают взглянуть на ситуацию под другим углом. Стереотипные процессы предполагают наличие установки: поступать только так и никак иначе. Тот, чье поведение обусловлено устойчивыми шаблонами, тяжело воспринимает новое, относясь к нему с недоверием и даже агрессией, так как неизвестная информация нарушает внутренний баланс, комфорт. У него есть конкретная, проверенная модель действий, и он ей следует.

Виды шаблонов мыслительных процессов

К первой группе определи людей, для которых вся жизнь и события в ней окрашены лишь белый и черный цвета. Обладатели полярного мышления видят перед собой либо только хорошее, либо только плохое. Все, что существует, происходит и развивается, есть само по себе, независимо от ярлыков и стереотипов, которые на него повесили. Мир полон ярких оттенков. Такой весьма скудный набор для оценивания происходящего чреват не самыми приятными последствиями. Люди, устанавливающие себе такие строгие рамки, не способны объективно воспринимать информацию, ход событий. Зачастую и адекватной реакции от них ждать не приходится, поэтому им свойственно принимать ошибочные решения и занижать собственную самооценку.

Например, если такой человек однажды потерпел неудачу, в следующий раз в подобной ситуации он уже будет настроен только на негативный результат. Прибегая к излишнему обобщению постоянно, оно становится частью мировоззрения самой личности. Таким образом, закрыв перед самим собой все двери, человек начинает терять самообладание и уважение к себе.

Вторая категория включает в себя такой вид восприятия, когда человек предпочитает концентрировать внимание только на тех вещах, поступках, ситуациях, которые имеют для него высокую степень важности, причем данная градация избирается в индивидуальном порядке. При избирательном мышлении другие аспекты, уступающие уровнем значимости в его восприятии, будут отброшены. Таким образом, формируются наиболее категоричные стереотипы, обладатели которых попросту не способны воспринимать посторонние мнения, хотя бы немного отличающиеся от личных

При этом собственное мировоззрение приобретает черты своеобразного фанатизма. Человек, преданный своей догме, посвящен полностью ей одной и не обладает желанием покорения других целей

Таким образом, формируются наиболее категоричные стереотипы, обладатели которых попросту не способны воспринимать посторонние мнения, хотя бы немного отличающиеся от личных. При этом собственное мировоззрение приобретает черты своеобразного фанатизма. Человек, преданный своей догме, посвящен полностью ей одной и не обладает желанием покорения других целей

При избирательном мышлении другие аспекты, уступающие уровнем значимости в его восприятии, будут отброшены. Таким образом, формируются наиболее категоричные стереотипы, обладатели которых попросту не способны воспринимать посторонние мнения, хотя бы немного отличающиеся от личных. При этом собственное мировоззрение приобретает черты своеобразного фанатизма. Человек, преданный своей догме, посвящен полностью ей одной и не обладает желанием покорения других целей.

Следующей, третьей разновидностью шаблонов можно назвать «придуманные ожидания». Все люди чего-то ждут от происходящих событий, от окружающих людей и от общества в целом. Оценив субъективно что-либо, иногда человек начинает придавать этому чрезмерное значение. Сначала зародив в самом себе надежду, из-за такого типа мышления приходится нередко разочаровываться.

Появление необоснованных обид и фрустраций зачастую служат препятствиями в процессе выстраивания личных отношений. Мысленно составив план действий партнера (без его участия) и рассчитывая, что он поступит только так и не иначе, человек с таким восприятием испытает массу негативных эмоций от неполучения запланированного результата. Следствием этого становятся попытки одного участника отношений изменить другого, переделав его «под себя». Далее в таком союзе становятся регулярными ссоры и вполне вероятен разрыв.

Данную группу стереотипного мышления, порождающего множество необоснованных комплексов, представляется возможным разделить на два подвида. Первый основан на уже имеющемся опыте, второй – базируется на фантазии и уверенности в удаче.

Все женщины мечтаютвыйти замуж

Иными словами этот стереотип можно представить так: все женщины думают над тем, «как бы его окольцевать», а мужчины — «как бы затащить ее в постель и не жениться». Различные институции закрепляют идею о стремлении женщин к замужеству. Начиная с народного сочувствия «засиделась в девках», заканчивая многочисленными медийными примерами — в рекламе, глянце, свадебной индустрии, во многом ориентированной именно на невест, а не на женихов. Стабильно крепкая позиция этого стереотипа может поддерживаться и самими женщинами. Так, существует внутренняя мизогиния — осуждение женщин, не стремящихся к «гнездованию». Говоря о мужчинах, традиционно предполагается, что предложение делают мужчины, та же традиционность вменяет им нужду, но никак не страстное желание женитьбы. Этот стереотип живуч и так просто сдаваться не намерен: к примеру, недавно он проник даже в прогрессивную лекцию преподавателя Высшей школы экономики на Coursera.

Примеры распространенных стереотипов

Чтобы лучше понять, что такое стереотип, рассмотрим наиболее распространенные примеры. Практически все они противоречат реальности (и друг другу), но очень распространены в современном обществе.

Деньги

Богатство – это настоящее счастье. Человек, зарабатывающий мало, априори несчастен. Каждый человек должен усердно взбираться по карьерной лестнице, чтобы занять высокую должность. Иначе он – неудачник. Только хорошо зарабатывая, можно построить крепкую семью с любимым человеком. Без денег счастье невозможно.

Женщины

Женщина должна быть слабой и хрупкой. Если женщина сильная (характером или физически) – с ней что-то не так. Главное для женщины – быть красивой (красота позволяет ей компенсировать нехватку остальных качеств). Практически все женщины легкомысленны и наивны, но достаточно хитры, чтобы захомутать мужчину (влюбив его в себя либо забеременев от него). Не выйти замуж до 30 – самый страшный кошмар для женщины. С разведенной матерью одиночкой нельзя построить счастливых романтических отношений.

Мужчины

Мужчина сильный и не имеет права быть слабым. Всё, что мужчина делает для женщины, он делает ради интимной близости. В семье решения принимает муж. Все мужчины водят машину, пьют пиво и смотрят футбол. Мужчина, открыто демонстрирующий чувства или слабости – неудачник, которого никогда не полюбит женщина. Если мужчина при друзьях выполнит просьбу жены, он – подкаблучник.

Дети

Дети должны радовать родителей и получать хорошие оценки в школе. Если ребенок получил плохую оценку, в этом виноват только он. Если его хорошенько наказать, в следующий раз оценка будет выше. Если ребенка регулярно не наказывать, он вырастет избалованным эгоистом.

Возраст

Подростки всегда конфликтуют с родителями. Молодые люди распутны и занимаются аморальными вещами (взрослые лучше знают, чем им следует заниматься). После 30-летия все переживают кризис среднего возраста. Пожилой человек должен быть мрачным и говорить только о болезнях. Если он жизнерадостен – лучше держаться подальше.

Что такое стереотип?

Склонность создавать стереотипы и верить им свойственна всем людям. Она сформировалась у нас эволюционно, поскольку мозг всегда стремился экономить энергию, затрачиваемую на мыслительную деятельность. Он упрощает картину мира, пытается сделать незнакомые вещи понятными, объясняя их простыми и привычными явлениями.

Стереотипы – это форма накопленного опыта, готовые шаблоны мышления, позволяющие быстро делать выводы и принимать решения. Часть из них заложена в инстинктах на генетическом уровне (например, уверенность, что нужно опасаться людей с определенными особенностями внешности). Но основная часть стереотипов закладывается при воспитании и в процессе общения.

Большинство существующих стереотипов являются неактуальными или бессмысленными. Вместо того чтобы защищать нас от потенциальных опасностей и агрессоров, они заметно искажают реальность, придавая ей негативную окраску.

История об Андрее

Еще во время учебы в университете я познакомилась с одним очень интересным мальчиком. Звали его Андрей. Андрей был умным, симпатичным, весьма добросердечным, но вот был у него один явный недостаток – он все видел в черно-белом цвете. Любая ситуация у него имела четкие границы, и если что-то за эти границы выходило, оно автоматически становилось неправильным. По мнению Андрея, все профессии делились на женские и мужские, все богатые люди нажили свое состоянием воровством, у каждого мусульманина под одеждой спрятана бомба, а женщины все мечтают только об одном – найти жениха побогаче.

Подобное стереотипное мышление часто мешало ему в жизни. В школе он очень любил иностранные языки, которые к тому же ему легко давались, но поступил он в технический университет, ибо «не мужская это профессия в словарях копаться». Так и выучился на специальность, которая ему неинтересна. Когда Андрей искал съемное жилье, его стереотипы мышления вынудили его отказаться от весьма хорошего варианта, просто потому что рядом жил кавказец (будет еще баранов в своей однушке резать). Личная жизнь тоже страдала от его подхода к жизни, ведь девушку, с которой Андрей встречался три года, он бросил, потому что «не должна женщина зарабатывать больше мужчины».

Так Андрей до сих пор и живет: работает на нелюбимой работе, живет в убогой квартирке (зато соседи – славяне), встречается с истеричкой-кассиршей. Недавно слышала от подруги историю, как Андрея привезли на скорой в больницу (отравился курочкой, которую приготовила «любимая»), и он целый час весь зеленый и дрожащий требовал мужчину-врача, так как женщины ничего не смыслят в медицине. Никакие уговоры на него не действовали, и не переубедило даже то, что у женщины, которой его изначально доверили, был красный диплом, многолетний опыт работы и множество научных статей.

Примеры

Обширные выводы о человеке на основании минимальной информации не выдерживают никакой критики. Примерами стереотипного мышления могут быть заключения об интеллектуальном уровне – это часто касается блондинок (даже огромное количество анекдотов) и спортсменов (часто объясняя неумением что-то делать). Такие выводы закреплены в народном мировоззрении и в итоге даже после многочисленных научных опровержений продолжают руководить людьми.

Туристы получают стереотипные знания в странах, видя их только из окна автобуса, посещая знаменитые места и слушая исторические сводки. Реальная страна остаётся неизученной, потому что местных в туристических местах практически нет, кухня адаптирована под европейца, а быт скрыт историческими фасадами – вот и складывается ощущение картинки. Это касается не только стран, но и целых народов – японцы считаются умными, русские безалаберными, а цыгане ворами. Это всё примеры стереотипного мышления, касающиеся нации, но не имеющие отношения к конкретному человеку.

Женщина, свободно разбирающая автомобиль на трассе вызывает или удивление или возмущение, некоторые могут пошутить о том, что она его доломает и всё только потому, что крепко закреплён стереотип неумения девушек водить. Те, кто не может самостоятельно заработать достаточную сумму денег, считают богатых ворами и только потому, что было рассекречено несколько взяточников или преступников. Человеку проще объяснить чужой успех неблаговидным поведением, а себя хоть как-то обелить, чем принять ответственность и шире взглянуть, что другой сделал такого, чего не смог он сам. Сюда же относится убеждение, что красивая девушка не может быть умной, а если и имеет кандидатскую, то это купленная работа, а должность у неё по протекции любовника. Это яркий пример того, как рациональный ум начинает служить стереотипному, всё продолжая выискивать оправдания и поддержание своей концепции, ведь иначе рухнет что-то внутри (оправдания, образ себя, привычное ничегонеделания) и взвалится новое (ответственность, задача думать, допускать невозможное, учиться у других).

Психология стереотипного мышления

Стереотипное шаблонное мышление представляет собой заранее запрограммированную часть человеческой жизни, не только с когнитивными установками, но и с эмоциональными реакциями. Оно даёт возможность предсказывать не только своё поведение, но и реакции других, причём до малейших точностей. Эта часть делает весь хаос окружающего мира хоть немного контролируемым и предсказуемым, пусть и не объективно.

Что такое стереотипное мышление становится понятно, если изучить, откуда оно берётся и что способствует его развитию и укреплению. Чем больше информации получает психика, тем больше времени и энергии тратится на обработку, поэтому много раз повторяющиеся действия автоматизируются, точно также происходит и с убеждениями – когда человек несколько раз попадёт на кричащего длинноволосого парня, то в голове отложится, что с мужчинами с длинными волосами общаться неприятно, т.к. они кричат. Все последующие встреченные могут не соответствовать данному конструкту, но психике легче упростить реальность до подобной дихотомии, чем каждый раз реально анализировать происходящее. Ресурсы, высвобождающиеся стереотипами, в итоге могут быть направлены на реализацию более важных моментов.

Подкрепляется стереотипность психологии ещё и тем, что любое отклоняющееся, т.е

не стереотипное мышление в отдалённом контакте может завораживать, привлекать внимание и вызывать желание взаимодействия, но в приближении и встреченное в обыденной жизни вызывает тревогу. Всё, что требует дополнительных усилий для понимания, всё, что выходит за рамки несёт потенциальную угрозу, а значит, внутри поселяется чувство страха и потребность как-то ситуацию обозначить

Склонность к стереотипизации настолько высока, что человек даже столкнувшись с неординарной ситуацией, потратит время на то, чтобы объяснить её стереотипами, а не принять и расширить свою внутреннюю картину.

Негативные проявления стереотипного мышления более существенны, чем вся сэкономленная им энергия, поскольку давление внутренних ограничений мешает личностному росту, открытию новых возможностей и реализации. Вместо того чтобы сконцентрироваться на собственных уникальных талантах и возможностях, их развитии, человек постоянно тратит много сил на то, чтобы соответствовать рамкам общества, подгоняя себя под те же стереотипные требования. Большая часть таких установок даже не является осознанной, а внедряется в психику в раннем детстве или общей культурой. В итоге мы получаем личность, не желающую работать на высокой должности, но тянущей эту лямку, потому что престижно или молодого человека, встречающегося с блондинкой, т.к. они считаются более лёгкими по характеру и при этом он игнорирует собственную физиологию.

В психопатологии крайняя степень развития стереотипности мышления является один из признаков уплощения и распада личности, свидетельствующем о наличии серьёзных психических нарушений (шизофренический спектр, аутизм и пр.), но вместе с тем, личность, критично выделяющаяся среди остальных, не адаптируется в социуме. Нельзя отнести этот вид мышления к однозначному полюсу, скорее речь пойдёт о возможности переключаться между творчеством и стереотипностью, возможностью включить критическое мышление, действовать по программе.

Классификация стереотипов мышления

Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое.

Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:

Обобщение. В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия. Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным.

Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, заниженной самооценке и вытекающим из этого последствиям.

Пример. Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.

Категоризация. Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности.

Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее. Категоризация лишает возможности объективно восприятия, когда чужое субъективное мнение берется за истину.

Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.

«Черно-белое» мышление. Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.

Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.

Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.

Ошибки восприятия. Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.

Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.

Завышенные ожидания. Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.

Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других негативных переживаний. Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.

Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.

Стереотипы: что это

В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток», и такое определение о многом говорит. Некогда так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.

В настоящее время стереотипом

называют устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности. Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям.

Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее.

Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.

В мире регулярно происходят изменения, и временами привычное мышление ставит нас в неловкую или неоднозначную ситуацию. Пример: древние люди жили с убеждением, что человек, имеющий иной цвет кожи – чужак, представляющий опасность. С потенциальным недоброжелателем расправлялись варварским способом или брали в плен. Отголоски стереотипа существуют поныне, ведя к расизму и прочим неприятным явлениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.