Детская психосоматика: почему болеют дети и виноваты ли в этом родители

Содержание
  1. Распространенные причины психосоматических расстройств
  2. Причина 1: «Условная выгода».
  3. Причина 2: «Сдерживание эмоций».
  4. Причина 3: «Объединить родителей».
  5. Причина 4: «Реакция на завышенные ожидания».
  6. Причина 5: «Only for you».
  7. Причина 6: «Уход от проблем».
  8. Причина 7: «Мода».
  9. Рвота
  10. Развитие болезни
  11. Взаимосвязь психологических проблем и соматического здоровья
  12. Кто входит в группу риска
  13. Группы психосоматических болезней
  14. Моя история
  15. Психосоматика воспитания
  16. Лечение психосоматических расстройств у детей
  17. Как найти причину?
  18. Кашель
  19. Факторы
  20. Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?
  21. Каков путь лечения
  22. Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?
  23. Как помочь детям с психосоматическими расстройствами
  24. Принципы
  25. Заболевания грудных детей
  26. Связь духовного и материального
  27. Стратегия работы с психосоматическими заболеваниями

Распространенные причины психосоматических расстройств

Причина 1: «Условная выгода».

Если ребенок понимает, что болеть ему выгодно, то начинает этим пользоваться. Например, у него может появиться неожиданная тошнота или головокружение каждое утро перед выходом в детский сад. Выгода может быть в том, что из-за болезни ребенок пропускает нелюбимое занятие или с помощью болезни добивается того, чтобы родители купили новую игрушку.

Причина 2: «Сдерживание эмоций».

Ребенок заболевает потому, что не смог вовремя отреагировать на случившуюся в его жизни ситуацию. В психотерапии существует правило – если эмоция не выражается словом, то она проявится позже в виде болезни.

Причина 3: «Объединить родителей».

Он хочет успокоить ссорящихся родителей. Иногда с помощью болезни ребенок пытается помирить их. Когда-то ко мне на консультацию привели девочку, которая в 9 лет все еще страдала энурезом. При более близком знакомстве с ситуацией в семье выяснилось, что у мамы и папы практически нет общих интересов, и поэтому они часто ссорятся. Одна из немногочисленных тем для разговора взрослых – болезнь ребенка. Так, энурез девочки удерживал семью от распада.

Причина 4: «Реакция на завышенные ожидания».

Ребенок болеет, когда родители требуют от него большего, чем он может дать. Зачастую мама и папа хотят в нем видеть отличника – в общеобразовательной, художественной и музыкальной школах. В знак «протеста» над давлением. Не вникая, интересно ли ему то, что он там изучает, и хватает ли ему сил на выполнение всех заданий.

Причина 5: «Only for you».

Иногда мамы не хотят выходить на работу из декретного отпуска. Дети это чувствуют и начинают болеть. В результате мама вынуждена остаться с ним дома.

Причина 6: «Уход от проблем».

Болезнь может быть как сопротивление: например, нежелание общаться с неприятным человеком, выполнять какую-то процедуру.

Причина 7: «Мода».

Маленькие дети могут копировать поведение самого авторитетного ребенка в детском саду и повторять его симптомы: кашлять как он или, например, начать заикаться.

Для родителей важно понять для себя не только как воспитывать, но и конечные цели воспитания: зачем, почему и для чего я воспитываю своего ребенка?

Для себя?

Для человечества?

Для самого же ребенка?

Рвота

Психосоматика детей может привести к появлению тошноты и рвоты. Если ребенок чувствует постоянную тошноту или его рвет без видимых на то причин, то стоит задуматься о психосоматике болезни. Возможно, ребенок не может принять то или иное событие в его жизни. Также тошнота и рвота могут быть вызваны страхом. Например, ребенок боится отвечать на уроке, не хочет рассказывать стих на публику. Бывают и более серьезные проблемы в семье. Рвота может проявиться и при проблемах во взаимоотношениях родителей или при разводе. Сложно определить психосоматику детских болезней. Для того чтобы устранить симптомы и болезни, необходима помощь специалистов и родителей.

Развитие болезни

Сама по себе мысль никогда не вызывает заболевание. Процесс запускается через головной мозг. Если у ребенка возникают негативные мысли, и они постоянны, то мозг будет посылать организму сигнал о том, чтобы делать какое-либо действие. Но разбалансированное эмоциональное состояние приведет к тому, что мозг даст тут же команду не выполнять это действие, а делать совершенно другое. Что приведет к бездействию и коллапсу. Результат – ребенок не выполняет ни одно, ни другое действие, а замирает в промежуточном состоянии. Хуже того – возникает мышечный спазм, еще более усугубляющий ситуацию.

Состояние мышечного перенапряжения в результате даст сбой в самом слабом органе. И он перестанет функционировать в правильном режиме.

Ребенок накапливает эмоции, не умеет их сбрасывать – в результате перенапряжение эмоциональное приводит к спазмам мышечным. Оно накапливается, а потом прорывается в виде заболевания. Так как любая энергия все равно найдет выход.

Взаимосвязь психологических проблем и соматического здоровья

Психосоматика – наука о влиянии психологических проблем на физическое здоровье. Дисциплина находится на стыке психологии и медицины. Психосоматика изучает влияние образа жизни и мысли человека, его привычек и поведения на развитие физиологических недугов.

Механизм формирования болезней таков:

  • В трудной жизненной ситуации включается механизм психологической защиты – вытеснение. Человек загоняет переживания вглубь подсознания.
  • Подавленные эмоции продолжают влиять, хронический стресс провоцирует ослабление общего иммунитета, человек начинает часто болеть.
  • Пока существует внутренний конфликт личности, будет ухудшаться здоровье.

Впервые термин «психосоматика» был введен в 1818 году, но связь души и тела была отмечена еще Аристотелем. В наше время у специалистов не остается сомнений в том, что на здоровье влияют мысли человека. Негативные установки, подавленные эмоции приводят к болезням. Еще древние индейцы считали, что люди болеют от несбывшихся желаний. Это лишний раз подтверждает ценность и значимость психосоматики болезней.

Кто входит в группу риска

Болезнь дается человеку для того, чтобы он осознал неправильность своих действий. Болезнь преподносит урок. В группе риска оказываются все люди, чей образ жизни нарушает гармонию души и тела.

Какие паттерны поведения и особенности личности оказывают деструктивное влияние:

  • низкая стрессоустойчивость;
  • зацикленность на проблемах;
  • пессимистичное видение мира, ожидание плохого;
  • гиперответственость;
  • попытки все контролировать (в том числе в жизни близких людей);
  • неспособность любить, принимать и выражать теплые чувства;
  • неразвитое чувство юмора, неспособность радоваться;
  • завышенные требования к себе, постановка нереальных целей;
  • подавление личных потребностей;
  • жизнь ради других людей;
  • зависимость от чужого мнения;
  • отсутствие смысла жизни, целей;
  • неумение выражать свои чувства, высказывать свое мнение;
  • зацикленность на прошлом;
  • обидчивость.

Это важно! До тех пор, пока человек не изменит свое поведение, никакие лекарства не помогут. Но и психологически измениться может только сам человек

Психологи направляют, помогают, но успех зависит от действий личности.

Группы психосоматических болезней

Психосоматические заболевания можно разделить на три большие группы:

  1. Конверсионные симптомы. Человек ощущает реальные симптомы, но медицинская диагностика не находит их физиологическую причину. То есть с точки зрения медицины человек совершенно здоров. Обычно симптомы поражают моторику и органы чувств.
  2. Функциональные синдромы. Возникают реальные функциональные нарушения в работе систем, но их главная предпосылка – стресс. Медицинское лечение не требуется.
  3. Психосоматозы. Возникают патологические изменения в органах. Эти болезни требуют комплексного лечения: прием медикаментов и психотерапия.

Все три группы могут поражать любые системы и органы.

Моя история

Помню множество попыток мамы покончить с моим недугом, от изучения докторами моей иммунограммы до поглощения тайных зелий знахарок. Как я пыталась вырваться в детстве из замкнутого круга болезни? Никак. Много читала детских книжек и мечтала. И, наверное, чувствовала смирение.

В школу я пошла позже своих сверстников. Родители думали, что я слабенькая и мне пойдет на благо еще один лишний год под крылом бабушки. Через два месяца после моего первого 1 сентября мне исполнилось 8 лет. В школе было очень интересно, моя страсть к знаниям, общению и дошкольное родительское обучение принесли свои результаты. На первом звонке я громко зачитывала в микрофон красивые стихи, была выбрана командиром класса, участвовала в новогодних школьных спектаклях и звонила в колокольчик, сидя на плече у старшеклассника, на последнем звонке. Но аллергия не отступала, она всегда шла рядом.

Медики говорили, что это распространенное явление у детей, которые с первых месяцев жизни искусственно вскармливались. Да и у мамы в детстве была аллергия, а это, возможно, наследственное заболевание. Крестная имела свое интересное мнение на этот счет: «Выйдет замуж, и все пройдет». О психосоматических причинах аллергии никто из докторов не говорил, как не говорит и сейчас.

Каждый год меня излечивало только море, но временно. А затем, после десяти лет жизни со мной, аллергия от меня незаметно отошла. Не могу сказать, что я сильно обрадовалась, – я этого просто не заметила.

Прошло пять лет, и у меня сильно заболела мама. Стресс. Страх остаться в 15 лет совсем одной, круглой сиротой (отец погиб, когда я была маленькой, четырехлетней, не понимающей потери девочкой). И как результат, вновь расцвет аллергии.

Затем была подготовка к поступлению в вуз, веселые университетские годы. Мама поправилась. Я начала часто влюбляться, мне было не до этой занудной болезни. И аллергия опять незаметно исчезла.

Прошло еще 15 лет. Развод. Новые неровные любовные отношения. Финансовый кризис, из-за которого собственный бизнес сошел с рельсов. Переезд в другую страну. Начало новой жизни. Ну и вы уже догадываетесь, что аллергия пришла опять ко мне с новой силой. И я поняла, что если она не хочет меня оставить, то я сама должна отказаться от нее, но для этого нужно вернуться к самой себе, еще маленькой болезненной девочке, и откровенно поговорить.

Это был нелегкий путь. Со множеством разочарований и возвратом к исходной точке. Но теперь я не собиралась надеяться на то, что аллергия незаметно уйдет, а затем вновь внезапно вернется в трудный, критический момент жизни. Ведь вся наша жизнь – это не только танец на лепестках роз. И моя глубокая уверенность в победе над заболеванием дала свои положительные результаты – полное исцеление и четкое осознание причин возникновения псевдоболезни. У каждого они свои, личные.

Психосоматика воспитания

Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.

Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

По статистике Всемирной организации здравоохранения – 47% больных страдают психосоматическими расстройствами и просто медикаментозное лечение им не поможет.

Несмотря на то, что Международный классификатор болезней 10 дает четкое описание психосоматических расстройств и психогенных факторов болезни, наши врачи пока неохотно «копаются» в этих причинах.

Лечение психосоматических расстройств у детей

К каждому соматическому заболеванию у детей нужно подходить индивидуально

Следует принимать во внимание тот факт, что психосоматика – это не симуляция, а заболевание, которое требует долгого лечения. Как лечить психосоматику можно прочесть в статье

Начало лечения должно происходить с обследования и определения, что заболевание имеет психосоматические корни. Нелишним будет обратиться за помощью к специалисту-психологу, ведь именно он поможет установить источник проблем и своевременно провести психологическую коррекцию.

Родителям тоже стоит не сидеть сложа руки в ожидании результата, а приложить максимум усилий, чтобы устранить причину, которая приводит к психосоматическим проблемам у ребенка. Необходимо наладить здоровый психологический климат в семье, исключить ссоры и выяснения отношений при ребенке.

Стоит помнить, что медикаменты сами по себе не приносят такого результата, как психотерапия вкупе с медикаментозным лечением. Болезнь будет возвращаться вновь и вновь, если ее источник не устранен. Взаимодействие с ребенком, здоровый микроклимат – вот рецепт, который поможет вылечить психосоматические

Иногда родители ходят с малышом по врачам годами, пытаясь найти причины заболеваний, не принимая во внимание психологическую составляющую. Самое главное в этом, что если вы заметите все эти признаки, то вам будет легче с ними бороться и избавиться от них

Самое главное в этом, что если вы заметите все эти признаки, то вам будет легче с ними бороться и избавиться от них.

Будьте более внимательны к своему ребенку, получите его доверие и тогда он поделится всеми своими страхами и тревогами.

Как найти причину?

Известные мировые психосоматы выделяют пять самых сильных эмоции человека, которые влияют на его состояние – гнев, радость, грусть, влечение и наиболее сильная это страх. Наличие доверительных отношений с родителями помогает выстроить эти эмоции в трех проекциях (видение самого себя, видение окружающего мира, взаимодействие с другими людьми). Доверие ребенка позволяет выяснить – что его тревожит, что он не любит, и чего он боится. Если проблемы в этом, стоит обратиться для начала к психологам и психотерапевтам. Выделяя общий круг эмоций, самое время приступить к поиску причин из глубины.

В поиске причин психосоматических заболеваний помогут специальные таблицы, составленные популярными авторами. Слепо опираться на такие таблицы нельзя, поскольку это шаблон, имеющий схожие и усредненные симптомы и душевные переживания. Здесь не учитывается идентичность ребенка, что играет очень важную роль в психосоматике.

Перед проявлением болезни, она проходит длительный путь, в котором создаются ошибочные установки, переделанные в неправильны образ мышления и жизни. Это затрудняет и увеличивает длительность процесса поиска. Процесс лечения будет заключаться в работе над изменениями, вызванными причинами заболевания. Улучшение общего состояния ребенка, его эмоций будет говорить о том, что изменения происходят в нужном направлении.

Кашель

Появление кашля, а также насморка у детей может быть связанно не только с простудой. Причиной психосоматики кашля у детей может стать неблагожелательная атмосфера в доме

Если в семье появляются проблемы, ребенок хочет обратить на себя внимание. И он вспоминает те моменты, когда за ним ухаживали и дарили тепло во время простуд

Подсознание детей провоцирует появление симптомов заболевания на физическом уровне. Также кашель может появиться во время сильных нагрузок в период учебы. Организм защищает ребенка и дает ему выходной в виде болезни для передышки. Психосоматика кашля у детей проявляется при отсутствии выбора. Например, если ребенку всегда указывают на то, что он должен делать и не дают выразить собственное мнение. В дальнейшем кашель может превратиться в астму.

Факторы

Существуют факторы, которые воздействуют на здоровье ребенка и зависят от особенностей конкретного малыша, воздействия внешних факторов и людей, а также от предрасположенности к каким-либо заболеваниям:

  • Генетика. Заболевания, которые передаются от родителей.
  • Осложнения, которые были во время беременности женщины. К осложнениям можно отнести болезни, которые перенесла будущая мама, инфекции и травмы, которым подверглась беременная женщина. Во время беременности развивается плод и происходит формирование внутренних органов у малыша. При негативном воздействии (инфекции, травмы, болезни) у будущего ребенка могут появиться проблемы со здоровьем.
  • Нарушения нервной системы.
  • Появление стафилоккока после рождения ребенка.
  • Нарушение гормонального фона малыша.
  • Отклонения в биохимических данных от нормы.

Если на малыша имеет влияние какой-то фактор из списка, то его здоровье может ухудшиться. Опасности будут подвергнуты наиболее слабые органы в организме. Если бы не психосоматика у детей, то, возможно, не было бы никаких заболеваний. Несмотря на то, что вышеперечисленные факторы имеют большое значение, но основную роль в развитии заболевания играет психика. Ребенок должен чувствовать себя хорошо дома, в детском саду, школе, в общественных местах. Человек должен ощущать себя равным другим людям. В процессе воспитания малышей важна адаптация в коллективе.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры

Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям

Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Каков путь лечения

Если становятся очевидны признаки болезни – это значит только одно. От момента неправильных психологических установок, до воплощения их в физиологические проблемы, прошел уже достаточно большой отрезок времени.

Такие болезни не возникают при коротком временном отрезке дискомфортного состояния. Значит организм достаточно долго находился в состоянии внутреннего стресса, даже если родители этого не замечали. И это длительное, неправильное психоэмоциональное состояние привело к появлению разлада физиологии. Образ мышления становится неправильным, поэтому устранить негатив достаточно сложно.

Семье необходимо будет проделать достаточно большую работу по поиску причин, вызвавших такие отклонения. И успех здесь будет зависеть именно от правильности нахождения основной причины недуга.

Как правило, семья находит ту ловушку в воспитании, которая была выстроена ими же самими и привела к появлению у малыша проблем.

Если родным удалось определили правильно этот промах воспитания, то глубинные причины изменятся и состояние начнет постепенно улучшаться. Симптоматика начнет изменяться и постепенно сойдет на нет, вернув нормальное физиологическое и психоэмоциональное состояние маленькому человеку.

Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?

Ответ на этот вопрос однозначен — любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, порой у малышей стирается грань между вымышленным и реальным. Кому из родителей не приходилось хоть раз замечать, что ребенок, который очень не хочет по утрам идти в садик, чаще болеет? А все потому, что болезнь он создает сам, она необходима ему, чтобы не делать то, чего так не хочется — не идти в детский сад.

Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками. Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно

Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это — лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины.

Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:

не умеют справляться со стрессом;
мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;
не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
склонны к частым депрессиям.

Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком. На развитие болезни же влияет продолжительность эмоции или переживания, а потому опасна долгая депрессия, а не одноразовая апатия, опасен длительный страх, а не минутное состояние. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.

Как помочь детям с психосоматическими расстройствами

Серьезность воздействия детской психосоматики на здоровье, зависит от множества факторов — устойчивости нервной системы, склада характера, количества напряженных ситуаций и окружающей среды. Помочь ребенку можно не только с помощью спокойной обстановки, правильного питания и витаминов. Поговорите с малышом, узнайте о скрытых страхах, беспокойствах и причинах раздражения. Покажите ребенку, что его проблемы также важны для вас, как и он сам. Если это подросток, найти общий язык будет не просто, так как дети старше 12 лет не любят говорить о проблемах. Попробуйте стать ближе — интересуйтесь увлечениями, чаще гуляйте вместе, наблюдайте за поведением.

Когда в процессе близкого общения вы заметили, что пробить «броню скрытости» не представляется возможным, обратитесь к педагогам. Возможно, причиной недомоганий служит школьная неуспеваемость или проблемы в общении со сверстниками. Исправить ситуацию, помогут слова поддержки, положительные эмоции, «случайные» воспоминания из личной жизни об отношениях с людьми. Отвлечь подростка от негатива можно с помощью введения дополнительных занятий на выбор — спорт, творчество, иностранный язык или шахматы. Иногда, подростки симулируют болезнь, чтобы избежать какого — то события, поэтому взрослому необходимо научиться отличать реальные признаки нарушения здоровья от выдуманных жалоб. Не получается найти причину? Обратитесь к психологу, который проведет беседу и даст на основе выводов рекомендации.

Предотвратить психосоматические заболевания можно с помощью адекватных амбиций направленных на ребенка. Позвольте своему отпрыску бегать, прыгать и управлять личным временем по собственному желанию, когда все дела уже сделаны. Научите использовать методы релаксации (глубокое дыхание, физические упражнения) во время сложных ситуаций и следите, чтобы ребенок вовремя ложился спать.  Откажитесь от вредной привычки ругать чадо за проявление эмоций в домашних условиях. Кроме того, строго регламентируйте количество часов проведенных с гаджетом, некоторые ситуации в сети Интернет негативно сказываются на неокрепших нервах, вызывая признаки детской психосоматики.

Принципы

Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

  • Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
  • Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.
  • Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
  • Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.

Заболевания грудных детей

Иногда возникает вопрос – почему же болеют груднички? Ведь они еще не испытывают ни стрессовой ситуации не негативных эмоций.

Если женщина, вынашивая плод, находится в несбалансированном эмоциональном состоянии, а еще хуже, в стрессовых ситуациях, то это вызывает психосоматические расстройства не только у нее, но и у малыша. Развитие мозга ребенка идет по неправильному пути. На этом этапе создается установка на болезнь

Большинство родителей не понимают важности этого периода. что является результатом психосоматических расстройств у новорожденного

Если причина в этом случае не найдена, то скорее не получится избавиться до конца от проблем.

Связь духовного и материального

Если доктор не может выявить явных причин заболевания, то он классифицирует его как психосоматическое. Практически все болезни считаются психосоматическими. От этого зависит выбор метода лечения. Также необходимо продумать план по профилактике следующих болезней на основании анализа.

На первый взгляд, кажется, что лечение очень простое. Но в большинстве случаев выявить причину практически невозможно. В результате текущее состояние только усугубляется. Человеку приходится постоянно увеличивать дозу медикаментов, чтобы хоть как-то справиться с проблемой.

Возникает закономерный вопрос, возможно ли лечение без знания причин. Здесь все однозначно – этого сделать нельзя. Необходимо разобраться в себе и найти первопричину происходящего.

В большинстве случаев причины носят индивидуальный характер. Самые распространенные из них:

  • закомплексованность;
  • ощущение несправедливости;
  • озлобленность на окружающий мир;
  • состояние тревоги;
  • беспричинная агрессия;
  • чувство вины за проступок;
  • зависть и ревность к другим;
  • пессимизм, перерастающий в депрессию;
  • неуверенность в своих силах.

Причин может быть намного больше – неудачи в проектах, несчастливая любовь, низкий заработок, унижение и невозможность ответить оппоненту той же монетой. В результате недосказанности, агрессии и других негативный чувств человек чувствует себя подавленным. Возникают заболевания, вызванные жизненными принципами, поведениями, привычками. Человек привыкает к ужасным условиям, перестает стремиться к лучшему, что усугубляет все еще больше.

Было разработано эмоциональное колесо, в котором просматривается закономерное отношение между психологическим и физическим состоянием. Например, если человек испытывает злость, появляются проблемы с печенью и желчным пузырем.

Нервозность, страх вызывают расстройства желудка и проблемы с пищеварением. Возникает вероятность ухудшения работы мочеполовой системы. Все это угнетает, снижает радость от жизни. Человек видит только плохую сторону мира.

Из-за снижения жизнерадостности появляются проблемы с сердцем, легкими. Человек впадает в депрессию, постоянно грустит, не может найти себе места. Все это начинает влиять на работу желудка. Из-за боли человек злится, и порочный круг заболеваний продолжается.

Стратегия работы с психосоматическими заболеваниями

Часто встречаю в интернете психологов, которые якобы лечат психосоматику за один-два сеанса. Это обычно психологи, которые учились НЛП, интегральному нейропрограммированию, гипнозу и другим методам «мгновенной психотерапии».

Они описывают свою стратегию работы с психосоматикой примерно так: вспомнить триггерный момент из детства (примерно как я описывала выше), перепрошить эту схему в сознании (как правило, средствами эмоционально-образной терапии: вас могут попросить описать желаемое состояние, придумать метафору и т.д.) и бинго, вы излечились, прощайте. Результатами всех этих магических манипуляций такие специалисты обычно не очень интересуются и считают, что если клиент не вернулся, значит, ему помогло.

Было бы очень здорово, если бы такие схемы помощи действительно помогали. К сожалению, психосоматические проблемы, как правило, имеют глубокие корни и многолетнюю историю. Они хронические.

То есть человек много лет использует способы реагирования, которые наносят вред психике или телу. Эти способы реагирования непроизвольны – человек в момент захваченности аффектом не может сознательно остановиться и использовать другой, менее травматичный, способ. Эти способы проникают во все сферы жизни, влияют на работу, семью, хобби и т.д. Они скручивают кольца как огромная анаконда

И приходится распутывать их последовательно, осторожно, чтобы змея не укусила

Я знаю только один способ распутать порочный узел психосоматики – это регулярная психотерапия. Стабильные отношения с одним психотерапевтом, в которых клиент получает возможность осознать, каким образом он обращается со своими аффектами, разворачивая их на себя, а не вовне. Что ему мешает размещать аффекты в отношениях с близкими людьми, какие реакции близких людей его останавливают.

Психотерапия выступает как зеркало, в котором отражаются клиентские способы жить. Далеко не сразу клиент сможет во всей полноте раскрыть перед психологом все свои переживания. Для этого нужно много доверия к психологу, а доверие появляется со временем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.