Поведенческая психотерапия

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок

Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Когнитивно-поведенческая психотерапия

В наше время наибольше популярностью как способ лечения суицидальных наклонностей и депрессивного состояния является когнитивно-поведенческая психотерапия.Это обусловлено тем, что данная методика – одна из немногих, которая основывается на значительной роли в плане проявления всевозможных комплексов и расстройств существующих реакций познавания окружающего мира.

Фундаментальные открытия в данном направлении первым сделал специалист А. Бек. Именно он предположил тот факт, что линии поведения, а также возможные нарушения психики могут быть результатом негативного мышления индивида.

Таким образом, предложенная техника ставит перед собой множество задач, главными из которых являются обнаружение и удаление негативно окрашенного мышления, склонности к депрессии. Как показали работы и исследования самого Бека, преобладающего большинства людей с депрессией или подобными негативными состояниями, отмечается склонность к фокусировке внимания исключительно на негативном, отрицательном жизненном опыте.

Выдвинутая еще когда-то Беком система поведенческой психотерапии преследует следующие задачи:

  • Выявление желательных и адекватных мыслей, а также мыслей, которые являются источником развивающегося негатива.
  • Создание и разработка новых, положительных шаблонов и замена ими нежелательных, негативных линий поведения.
  • Активное задействование воображения пациента. С помощью этого психологического приема индивид может выстроить «в голове» желаемую картину применения того или иного положительного поведения в жизни, его реализацию в существующей реальности и возможные положительные последствия.
  • Активное задействование новых. Приобретенных в ходе терапии приемов поведения, поведенческих реакций и шаблонов. Привыкание к ним как к естественным реакциям.

Мышление и восприятие – это фактически основа сознания. Именно от нее и сопутствующего состояния происходят все нарушения психики, неврозы, депрессивные состояния

Важность таких процессов и обуславливает большую востребованность когнитивной терапии, задачей которой является практическая нормализация мыслительных, а вслед за ними и поведенческих процессов любого индивида

Смысл в том, что любая поведенческая линия индивида основывается не столько на окружающих условиях и событиях, сколько на его личном мышлении. Иными словами, далеко не внешние обстоятельства или какой-либо случай является тем самым барьером, который стоит между нами и счастливой жизнью. Исключительно мы сами.

Посредством своих выводов, мышления и убеждений, создаем в себе разочарования, депрессию, негативное мышление, убеждаемся в своей слабости, придумываем страх, другие отрицательные чувства и эмоции, что тормозят личностный прогресс. Благодаря данной методике, психотерапевты способны добираться до наиболее глубоких, так называемых «внутренних конфликтов» индивида, и исправлять нарушающие нормальную жизнь дефекты.

Стоит отметить, что именно поведенческая психотерапия, как один из вариантов когнитивной методики терапии, является, по сути, единственным в своем роде подходом. Именно он продемонстрировал наиболее высокую результативность и вместе с тем – обширную научную базу и обоснование.

Основные положения

Поведенческий подход или поведенческое направление в психотерапии основывается на определенных положениях. Именно они характеризуют поведенческую психотерапию:

Первое положение. Ряд случаев патологического поведения, ранее рассматриваемого как заболевания или симптомы заболевания, с позиции поведенческой терапии (ПТ) являются непатологическими проблемами жизни. Это тревожные ситуации, реакции, расстройства в поведении и отклонения сексуального характера.

Второе положение. Патологическое поведение преимущественно приобретаемое.

Третье положение. Поведенческий подход в основном ориентируется на текущее человеческое поведение, а не на прошлую жизнь пациента. Данный психологический метод лечения позволяет лучше понять исследуемого человека, описать и оценить ситуацию, исходя из конкретной ситуации, а не проблем прошлого.

Четвертое положение. Техники поведенческой терапии требуют обязательного предварительного анализа проблематики с целью выделить ключевые моменты. После этого выявленные отдельные компоненты подвергаются определенному воздействию с помощью соответствующих психотерапевтических процедур.

Пятое положение. При поведенческой психотерапии техники воздействия разрабатываются индивидуально, в зависимости от конкретных проблем отдельно взятого пациента.

Шестое положение. Поведенческий подход позволяет достичь успеха в лечении проблемы пациента без необходимости данных об этиологии.

Седьмое положение. Все методы поведенческой психотерапии основываются исключительно на научном подходе к рассмотрению и изучению проблем. Это означает, что терапия отталкивается от основ концепции, которую можно проверить путем экспериментов. Также применяемые техники описываются достаточно точно с целью их объективного измерения и повторения по мере необходимости

Важной особенностью методов ПТ является возможность экспериментальной оценки их концепций.

Показания

Поведенческая психотерапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических расстройствах, а также при чисто соматических заболеваниях. Она особенно полезна при лечении тревожных расстройств, в частности при панических расстройствах, фобиях, навязчивостях, а также лечении депрессий и других аффективных расстройств, нарушениях приёма пищи, сексуальных проблемах, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах  .

Кроме того, поведенческая психотерапия может использоваться для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного артериального давления, головных болей, астмы и некоторых желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей  .

Курс когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на текущих проблемах, – главное, что здесь и сейчас. В лечении, чаще всего, не обращаются к прошлому, хотя есть исключительные ситуации, когда это неизбежно.

Продолжительность терапии – около двадцати сеансов, один или два раза в неделю. Сама сессия не длится обычно больше, чем один час.

Одним из наиболее важных элементов успешного лечения является сотрудничество психотерапевта с пациентом.

Благодаря когнитивно-поведенческой терапии возможно выявление факторов и ситуаций, которые дают эффект искаженного восприятия. В этом процессе следует выделить:

  • стимул, то есть конкретную ситуацию, которая вызывает действие пациента
  • специфический способ мышления пациента в конкретной ситуации
  • чувства и физические ощущения, которые являются последствием специфического мышления
  • поведение (действия), которые, по сути, представляют собой пациента.

В когнитивно-поведенческой терапии врач пытается найти связь между мыслями, эмоциями и действиями пациента. Он должен проанализировать сложные ситуации и найти мысли, которые ведут к неправильной интерпретации действительности. Одновременно, необходимо внушить пациенту иррациональность его реакций и дать надежду на возможность изменения восприятия мира.

Индивидуальная психотерапия

Основа психотерапевтического процесса заключается во взаимодействии больного с врачом

В этом случае очень важно, чтобы пациент был полностью открыт перед специалистом и всецело ему доверял. Лишь на основе взаимного доверия врач сможет разобраться в корне проблемы и оказать соответствующую помощь

Основные задачи индивидуальной психотерапии:

  • глубокое изучение личности пациента в ходе разговора;
  • выявление этиопатогенетических механизмов, которые способствуют возникновению и сохранению болезненных симптомов, с целью их дальнейшего изучения;
  • достижение состояния осознания больным причинно-следственных связей между его заболеванием и особенностями поведения;
  • оказание разумной помощи, не выходящей за рамки согласия пациента;
  • коррекция форм поведения больного и обучение его приемам самоконтроля, которые позволят в будущем избегать негативных ощущений.

Все это звучит сложнее, чем есть на самом деле. В общем, пациента ожидает ряд обычных процедур, которые не представляют собой ничего сверхъестественного. Для начала врач побеседует с вами на отстраненную тему и понаблюдает за вашим поведением в ходе общения. После этого он начнет задавать вам индивидуальные вопросы, которые могут вызвать у вас эмоциональную реакцию. Не сдерживайтесь и выскажите специалисту все, что у вас лежит на душе. После этого, как правило, назначается курс психотерапии, который состоит из нескольких сеансов подобных бесед. Врач будет стараться выяснить корень вашей проблемы, а вы — всячески ему помогать. Некоторые техники психотерапии основаны на правильном дыхании, другие – на самоконтроле с помощью визуализации разных образов. Специалист обязательно научит вас подобным методикам или назначит медикаментозное лечение.

Методы психотерапии

В психотерапии существует огромное количество различных практик, которые позволяют бороться с большим перечнем душевных расстройств, например, депрессией. Больному могут помочь даже обычные аутогенные тренировки, если их комплекс будет составлен правильно. Вы можете отыскать эффективный метод самолечения, который позволит научиться контролировать свои чувства. При возникновении панического состояния в следующий раз вы будете знать, как перейти к позитивному настроению и расслабить свои мышцы. А особые тренинги в игривой форме помогут решить многие проблемы между личностями. Сюда относятся:

  • игротерапия, во время которой два человека играют определенные роли;
  • воздействие музыкой, когда звучание ассоциируется с различными событиями из жизни молодой пары;
  • сказкотерапия — психологическое лечение с помощью разыгрывания сценок из известных сказок.

Различные виды психотерапии, которые будут описаны ниже, позволят справиться с тяжелым заболеванием. Однако справиться с затяжной депрессией без медикаментозных препаратов будет довольно трудно. При появлении панического настроения лучше всего сразу же обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Существуют некоторые методики, которые позволяют отвлечься от депрессивного состояния в домашних условиях:

  • арт-терапия – занятие, подразумевающее написание картин, изготовление ручных поделок или фотографирование;
  • отвлечение от ситуации с помощью различных книг, которые помог подобрать вам психолог;
  • зоотерапия – устранение неприятных недугов при помощи домашних животных;
  • нейролингвистическое программирование – составление комплекса приоритетов и воздействие на них;
  • гештальт-терапия – изучение самого себя с помощью воспоминаний;
  • холотропное дыхание – специальная техника, помогающая ввести себя в состояние измененного сознания.

Не все из этих методов могут одинаково хорошо работать для всех пациентов. Поэтому, прежде чем попробовать на практике тот или иной способ избавления от депрессии, для начала рекомендуется проконсультироваться со специалистом. Ниже будут описаны виды психотерапии, позволяющие избавиться от депрессии и других психических расстройств. Ознакомившись с тем, что собой представляют подобные процессы, возможно, у вас появится желание обратиться за помощью к психиатру.

Вебинары8

4 декабря
Пятница,
09:00

Цикл «Симптомцентрированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности процесса, этапы…

 
Скидка 1500Р

3 дня

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Назыров Равиль Каисович
Залевский Генрих Владиславович
Бубнова Ирина Викторовна

Ещё 1 тренер…

6 декабря
Воскресенье,
16:30

Вебинар «Как найти общий язык с сыном — подростком»

 
Скидка 200Р

1,5 часа

Дина Рыкова
(Магнитогорск)

21 января
Четверг

Программа «Личностно-ориентированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: теоретическое обоснование…

 
Скидка 1500Р

3 дня

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Ирина Викторовна Бубнова
Генрих Владиславович Залевский
Равиль Каисович Назыров

Ещё 1 тренер…

30 января
Суббота

Курс «Теория и практика когнитивно-поведенческого подхода в решении эмоциональных проблем и преодолении…

 
Скидка 2250Р

2 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Бубнова Ирина Викторовна

10 февраля
Среда

Курс «ACT тревожных расстройств и депрессии + CFT»

Узнать подробности

1 месяц

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)

18 февраля
Четверг

Когнитивно-поведенческая терапия «Суть, принципы и особенности КПТ терапии»

Узнать подробности

3 дня

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)

26 февраля
Пятница

Программа «Личностно-ориентированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: теоретическое обоснование…

Узнать подробности

3 дня

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Ирина Викторовна Бубнова
Генрих Владиславович Залевский
Равиль Каисович Назыров

Ещё 1 тренер…

Виды когнитивно-поведенческой психотерапии

КПТ в психологии подразделяется на большое количество видов, каждый из которых направлен на решение той или иной проблемы. Среди основных типов когнитивно-поведенческой терапии можно выделить:

  1. Краткую КПТ. Разработка этого вида терапии была произведена для ситуаций, в которых присутствует временное ограничение сеансов. Краткая КБТ может длиться до 12 часов, но количество сессий ограничивается 2-3 днями. Впервые использовался этот вид терапии за рубежом для предотвращения суицидов среди солдат, находящихся на военной службе.
  2. Терапию моральной установки. Этот тип КПТ используется в работе с заключенными. Методика позволяет людям избавиться от антисоциального расстройства личности, оказывая положительное влияние на снижение рисков дальнейших противозаконных действий.
  3. «Стрессовую прививку». Этот тип когнитивно-поведенческой психотерапии помогает людям лучше справляться с тревогами и фобиями после перенесенных негативных событий.
  4. Познавательную эмоциональную поведенческую терапию (ПЭПТ). Изначально этот вид КПТ был разработан для борьбы с расстройствами пищевого поведения. На сегодняшний день методика используется для лечения обсессивно-компульсивных расстройств, проблем с удержанием гнева, посттравматических стрессовых расстройств. ПЭПТ включает в себя часть деалектической поведенческой терапии, чтобы улучшать переносимость и понимание эмоций у клиентов.

Общая информация

Сам термин «поведенческая психотерапия» был «рожден» в начале пятидесятых годов двадцатого столетия.

Немного истории

Далее, благодаря теории инструментального обусловливания были подчеркнуты позитивные и негативные стимулы, оказывающие влияние на поведение конкретного индивидуума.

В шестидесятых годах двадцатого столетия на этот метод оказала довольно сильное влияние теория социального научения. Автором этой теории был А.Бандура. В основе теории находится мысль о том, что новые поведенческие стереотипы формируются на фоне наблюдения за моделью поведения.

Отличия

Основным отличием поведенческого направления в психотерапии от гуманистических направлений и психоанализа следует считать фокусировку на поведенческих особенностях человека, которые видимы наблюдателю. По мнению лиц, являющихся «адептами» поведенческой психотерапии, все аномалии психического и эмоционального характера образуются на фоне деформирования адаптивных процессов индивидуума к окружающей среде. Эти процессы обуславливаются некорректными поведенч-ми стереотипами.

Цель

Поведенческое направление в психотерапии имеет конкретную цель. В частности, этот способ используется тогда, когда пациент жалуется на сильную тревогу или обсессивно-компульсивное расстройство. Помимо работы с обсессиями и паническими атаками, специалист обучает пациента основам адаптивного поведения.

Для кого разработана методика

Поведенческая психотерапия, несмотря на относительную «молодость», используется достаточно широко. Чаще всего этот вид психотерапии эксплуатируется для:

  1. Купирования страха и тревоги, которая возникает перед выступлением.
  2. Купирования агрессии у ребенка.
  3. Улучшения поведения ребенка.
  4. Контроля в плане употребления пищи.
  5. Выработки корректного поведения во время конфликта.
  6. Купирования страха перед противоположным полом.

В отличие от иных методик, акцент здесь установлен не столько на стремлении к пониманию собственной личности, сколько на специальных упражнениях, предназначенных для выполнения необходимых навыков.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Мысль предшествует поступкам. Таким образом, А. Т. Бек создал новое направление в психотерапии, которое называется когнитивно-поведенческим. Сначала человек о чем-то думает, после чего его мысли провоцируют действия. Поэтому для выявления причин проблемы, с которой клиент пришел к психотерапевту, необходимо выяснить, какие мысли в голове у него крутятся при этом.

Когнитивно-поведенческая психотерапия активно используется для устранения негативных состояний:

  • Фобий.
  • Депрессии.
  • Раздражения.
  • Тревоги.
  • Зависимости.
  • Склонности к самоубийству и пр.

Сначала человек должен понять, какие мысли он обдумывает прежде, чем совершить неприятное действие. Таким образом, когнитивно-поведенческая психотерапия помогает негативно окрашенные мысли, создать новые шаблоны мышления, подкрепить новые убеждения.

При этом используются такие техники:

  1. Обнаружение ненужных и желаемых мыслей. Нахождение причин нежелательных мыслей.
  2. Формирование новых шаблонов.
  3. Визуализация, которая помогает сочетать воедино новые шаблоны с конкретными действиями и эмоциональным благополучием.
  4. Использование новых убеждений и поступков в реальной жизни, чтобы сделать их привычными.

Жизнь можно изменить к лучшему, и все начинается с человека. Не обстоятельства формируют сценарий жизни, а то отношение, которое человек проявляет к данным обстоятельствам, чем и развивает у себя страхи, тревогу, панику, злость. Неадекватная оценка предметов, людей, явлений, ситуаций приводит к тому, что у человека вырабатывается определенное отношение к ним. Он начинает совершать поступки в зависимости от своего отношения. При этом:

  • Человек наделяет людей, предметы и пр. несвойственными им качествами, что указывает на неадекватное восприятие происходящего.
  • Человек формирует в себе именно то отношение к происходящему, которое соответствует направленности его мышления. Когнитивно-поведенческая психотерапия нацелена на то, чтобы изменить мышление человека в отношении всего, что с ним происходит.

Абсурдность некоторых мыслей можно отметить, когда человек боится того, чего еще не произошло. Когда возникает ситуация, которая протекает не по тому страшному сценарию, который рисовал человек у себя в голове, он начинает понимать, как ошибался и бессмысленно страдал. Таким образом, многие переживания являются абсурдными лишь потому, что человек их надумывает до того, как страшное случится, или долго держит в своей голове, когда уже событие давно осталось в прошлом.

Методы поведенческой психотерапии

В отличие от других способов лечения в психиатрии и психологии, методы поведенческой психотерапии базируется на достаточно элементарных трансформациях поведенческих шаблонов. Речь идет об устранении нежелательных линий поведения, и научения индивида новому, более положительному шаблону. Как правило, такими шаблонами являются именно те социальные рамки, отсутствие которых – это причина нарушения в психике или даже поведении индивида.

Одной из таких методик является авверсивная терапия. В ее основе лежит применение на субъекте различных неприятных или даже травмирующих для него стимулов, которые сами по себе предотвращают опасное или нежелательное для него действие. В наше время авверсивная терапия признана весьма опасным способом лечения, поскольку в значительной степени затрагивает вопрос о сохранности психики пациента.

Исходя из этого, все чаще она применяется как «крайняя возможность» в том случае, когда другие методы бессильны при лечении, скажем, запущенных стадий зависимости от алкоголя или наркотика. Но даже в таких случаях метод редко применяется как отдельная техника психологического лечения, в обязательном порядке совмещаясь с другими методиками.

Это обусловлено тем, что авверсивная терапия несет больше «подавляющий характер», по сути блокируя определенный отрицательный шаблон поведения, но вместе с блокировкой всегда должно следовать замещение блокированного шаблона поведения на новый положительный.

Нередко можно услышать также о «жетонной» системе поведенческой терапии. Она в гораздо больше степени основывается на выработке пациентом определенной привычки, банальном его воспитании. Смысл жетонной системы в том, что индивид, совершая определенное положительное действие в рамках прививаемого ему требуемого шаблона, получает символическое «вознаграждение».

Как правило, вознаграждением могут быть жетоны, балы, другие образные единицы. Пациент может их накапливать, чтобы в дальнейшем выменять на какие-либо нужные ему или просто приятные вещи. Такая методика во многом напоминает выработку привычки или даже рефлекса, и весьма часто применяется в рамках перевоспитания в местах лишения свободы, тюрьмах.

Конечно, существует множество других методов, которые отличаются между собой своей эффективностью в определенных условиях, сложностью, требованиями к пациенту и даже уровнем опасности для него

К ним можно отнести обучение самоконтролю, методику самоподкрепления, система штрафования, воспитание самооценки и чувства собственной важности

Оценка

Психотерапевты проводят функциональный анализ или функциональную оценку, которая рассматривает четыре важных области: стимул, организм, реакция и последствия. Стимул — это условие или триггер окружающей среды, вызывающий поведение. Организм включает в себя внутренние реакции человека, такие как физиологические реакции, эмоции и познание. Ответ — это поведение человека, а последствия — результат этого поведения. Эти четыре вещи включены в оценку, проводимую поведенческим терапевтом.

Большинство поведенческих терапевтов используют объективные методы оценки, такие как структурированные интервью, объективные психологические тесты или различные формы оценки поведения. Эти типы оценок используются для того, чтобы поведенческий терапевт мог точно определить, в чем может заключаться проблема клиента, и установить базовый уровень для любых неадаптивных реакций, которые могут возникнуть у клиента. Имея этот исходный уровень, по мере продолжения терапии этот же показатель можно использовать для проверки прогресса клиента, что может помочь определить, работает ли терапия. Бихевиологи обычно не задают вопросов «почему», а больше сосредотачиваются на том, как, когда, где и какие вопросы. Такие тесты, как тест с чернильными пятнами Роршаха или тесты личности, такие как MMPI ( Minnesota Multiphasic Personality Inventory ), обычно не используются для поведенческой оценки, поскольку они основаны на теории личностных черт, предполагающей, что ответ человека на эти методы может предсказать поведение. Оценка поведения больше сосредоточена на наблюдениях за поведением людей в их естественной среде обитания.

Поведенческая оценка, в частности, пытается выяснить, что такое переменные окружающей среды и переменные, налагаемые самим собой. Эти переменные — это то, что позволяет человеку сохранять неадаптивные чувства, мысли и поведение. В поведенческой оценке также учитываются «личные переменные». Эти «личные переменные» происходят из истории социального обучения человека, и они влияют на то, как среда влияет на поведение этого человека. Примером переменной личности может быть поведенческая компетентность. Поведенческая компетентность определяет, обладает ли человек соответствующими навыками и поведением, которые необходимы при выполнении конкретной реакции на определенную ситуацию или стимулы.

При проведении поведенческой оценки поведенческий терапевт хочет ответить на два вопроса: (1) какие различные факторы (средовые или психологические) поддерживают неадаптивное поведение и (2) какой тип поведенческой терапии или методики могут помочь человеку улучшить наиболее эффективно. Первый вопрос включает рассмотрение всех аспектов личности, которые можно обозначить аббревиатурой BASIC ID. Этот акроним означает поведение, аффективные реакции, сенсорные реакции, образы, когнитивные процессы, межличностные отношения и употребление наркотиков.

Итоги

Как видите, основная задача специалиста когнитивно-поведенческого направления – не только вести наблюдение за пациентом, но и выяснять истоки его возникающих проблем

Важно специалисту правильно разъяснить человеку, откуда «растут ноги» всех его неудач. Помочь ему осознать и принять проблему, выстроить новые поведенческие позитивные установки на жизнь

Для большей результативности пациент должен выполнять «домашние задания», которые дает после сеанса психотерапевт. Кроме этого, можно развиваться в данном направлении самостоятельно, чтобы когнитивно-поведенческие расстройства никогда больше не тревожили.

Важна слаженная работа и специалиста, и пациента. Только в этом случае можно добиться эффективности результата и повысить качество жизни пациента. Иначе повлиять на ход своих мыслей может только человек. А от того, какими будут внутренние установки (позитивные или негативные), зависит сама жизнь человека. Его счастье — в его голове!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.