Что такое стадный инстинкт

Дарвиновская концепция

Не только профаны говорят об инстинктах в свободной и двусмысленной манере. Специалисты и ученые часто не соглашаются друг с другом относительно смысла этого термина. Нередко они даже противоречат сами себе, так как с годами дефиниции меняются. Даже Чарльз Дарвин, работы которого, опубликованные еще в XIX веке, до сих пор оказывают сильное влияние на современный анализ человеческого поведения, был непоследователен в применении этого термина. С. Г. Бир в своей статье,
опубликованной в таком авторитетном издании, как «Энциклопедия социальных наук» (EncyclopediaoftheSocialSciences), описал изменение взглядов Дарвина: тот рассматривал инстинкты то как драйвы, побуждающие человека к особенному типу поведения, то как поведенческие тенденции (например, кураж) или проявления чувств (таких, как симпатия), или придерживался более близкого современной науке взгляда, определяя инстинкты как стереотипные поведенческие паттерны, характерные для данного вида
(например, строительство улья у пчел) .

Большинство дискуссий на тему инстинкта, включая работы Фрейда и других психоаналитиков, использовали концепцию инстинктов, в основе схожую с той, которую развивал Дарвин в своей классической работе 1871 года «Происхождение человека». В этой книге Дарвин рассматривал инстинкт в основном как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Именно цель, а не что-то еще определяет природу данного инстинкта, настаивал он, цель, а не специфические
действия животного. Животное не всегда ведет себя одинаково, когда пытается добыть еду, пару или убежище. Самое большое значение имеют цели животного. Более того, по Дарвину, инстинкты не обязательно направлены на поиск удовольствия и стремление избегнуть боли. Он думал, что более «вероятно, чтоинстинкты являются простой наследственной силой, не стимулированной ни удовольствием, ни болью» .

Инстинкты животных – альтернатива мышлению?

Иногда поведение «братьев наших меньших» кажется нам разумным. Даже очень. Однако, по мнению ученых, не нужно удивляться способности кротов рыть сложнейшие подземные галереи или строительному искусству бобров. Ведь их действиями руководит древний инстинкт – механизм выживания, выработанный многими поколениями животных за сотни и тысячи лет. 

Между прочим, «животный» инстинкт можно считать более совершенным, чем инстинкт человеческий. Предположим, что в некоторой местности скоро должно произойти землетрясение. Человек может спокойно спать себе в кровати, а его собака в это время будет проявлять признаки беспокойства. Многие животные очень бурно реагируют на природные аномалии, по всей видимости, они способны чувствовать какие-то незаметные для нас изменения окружающей среды.  

Особого внимания заслуживает так называемый «инстинкт хищника». У наблюдателя, просматривающего фильм из цикла «жизнь дикой природы», может сложиться впечатление, что хищник как-то неестественно легко находит себе добычу, словно бы по наитию. Хотя фактически животному помогает охотиться инстинкт – хищник хорошо знает привычки своей жертвы и места ее обитания.  

Основной инстинкт Сюжет

Во время сцены бурного секса у себя дома, от рук своей партнерши умирает бывшая рок-звезда Джонни Боз. Мужчина жестоко заколот ножом для колки льда. На следующее утро, на место преступления прибывают детективы из полиции Сан-Франциско, среди которых офицер с сомнительной репутацией Ник Каррэн (Майкл Дуглас). Поиск следов приводит их к любовнице убитого – некой Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун) – импозантной миллионерше, которая за год до того написала книгу о точно таком же убийстве рок-звезды. Детектив попадает под влияние подозреваемой в убийстве Кэтрин, а вокруг него начинается череда странных происшествий, убийств – офицер сам становится подозреваем. Ситуацию осложняют отношения с бывшей любовницей, полицейским психиатром Элизабет Гарнер (Джинн Трипплхорн), которая, кажется, хранит в шкафу не один скелет.

История развития концепции

Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе, предполагавшем существование некой «животной души», обеспечивавшей психические функции животных. Термин «инстинкт» (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков. (Впервые его в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (III в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных.) Термин понимался ими как врождённое стремление, направляющее животное к благоприятным для него факторам и отвращающее от неблагоприятных. В целом анимистические представления, долгое время господствовавшие в философии и психологии, оказались непродуктивными.

XIX век

Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений, одно из которых было разработано Жаном Батистом Ламарком. Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованным поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой. Ему же принадлежит одно из первых определений инстинкта.

Дальнейшее развитие концепции инстинкта было связано с началом систематического научного изучения поведения. Уже в начале XIX века Фредерик Кювье установил на примере строительства хаток изолированными от сородичей бобрами, что инстинктивное поведение является наследственно детерминированным и стереотипным.

Основной вклад Чарльза Дарвина заключается в том, что он показал универсальность принципов эволюции органического мира. Дарвин много внимания уделял изучению поведения. Результаты его работ изложены в монографии «Выражение эмоций у человека и животных», «Происхождении видов» и ряде статей. Дарвин не дал строгого определения инстинкта.

XX век

Российский учёный Владимир Вагнер на основании экспериментов установил — в пределах вида наследственно закреплены не сами инстинкты, а пределы изменчивости инстинктивного поведения.

Использование термина «инстинкт» на практике было неудобным из-за неоднозначности термина. Оскар Хейнрот, учитель Лоренца, ввёл и использовал термин «видоспецифичные инстинктивные формы поведения», Лоренц и Тинберген использовали термин «фиксированные комплексы действий».

Сформировавшаяся в тридцатые годы классическая этология сыграла важную роль в развитии понятия инстинкта. Лоренц придерживался чёткого разделения поведения на врождённые и приобретённые компоненты. Этологи долгое время определяли инстинкт через отрицание, как неприобретённый компонент поведения. Морфологический подход к поведению, характерный для этологии, проявляется в определении Лоренца.

Как бороться со стадным инстинктом — советы психологов

Не поддаться влиянию толпы сложно. Но возможность такая все же есть. Психологи дают несколько рекомендаций:

  1. В любой ситуации старайтесь быть спокойными. Когда на человека легко повлиять? Если он перевозбужден эмоционально. В такие моменты его психика работает в полную силу, а значит, все защищающие ее механизмы отключены. Это лучшее время для манипуляций. Осознавая этот факт, сохраняйте спокойствие всегда. Так вы сможете противостоять манипуляторам.
  2. Думайте. Представьте, что мозг — это мышца, которую нужно качать. Регулярно развивайте его, читайте, узнавайте что-то новое, изучайте языки и т.д. Высокий уровень интеллекта защитит вас от манипуляций со стороны окружающих людей. Им просто не выгодно будет тратить свое время на попытки подчинить вашу волю себе. Гораздо же проще «поработать» с инфантильным, неуверенным в себе человеком.
  3. Анализируйте поступки. Познакомьтесь с внутренним Я. Изучите хорошие и плохие качества личности, потребности и желания. Это поможет понять, что нужно изменить и как это лучше сделать. Дайте волю амбициям. Не бойтесь их, потому что они защитят от желания быть такими же, как и все.
  4. Избавьтесь от стереотипов. Нет, конечно не нужно становиться бунтарем и идти против всего, что предлагает общество. Мудрее показать себя человеком с твердой жизненной позицией, собственным мнением, ценностями и желаниями. Не заставляйте себя делать то, что делает большинство. Например, если не хочется смотреть разрекламированный фильм, не смотрите его. Ведите себя так, как хочется вам.
  5. Повышайте самооценку. Люди, у которых развит стадный инстинкт, неуверенны в себе. Им сложно принимать замечания и критику, даже конструктивную. Поэтому полюбите себя со всеми достоинствами и недостатками. Помните, что вы — индивидуальность.
  6. Развивайте чувство юмора и общительность. Эти качества ценятся в обществе. Для того, чтобы их улучшить, читайте юмористические книги, смотрите телепередачи или комедии.
  7. Сомневайтесь. Ничего не принимайте на веру. Ставьте под сомнение все, что преподносится как истина. Делайте так, даже если источник более чем авторитетный. Так вы научитесь анализировать то, что происходит в жизни, разделять поступающую информацию на полезную и ту, которая не нужна.

Еще один способ борьбы со стадным инстинктом — развить в себе умение жить для себя и семьи. Именно ваши интересы и предпочтения должны стоять на первом месте. Такой здоровый эгоизм поможет не сливаться с толпой.

Сексуальный инстинкт

С первого взгляда вы можете ошибочно предположить, что имеете полное представление о том, что такое сексуальный инстинкт, природа его проявления. Можно предположить, что в вашем понимании желание человека заниматься сексом обусловлено только тем, что он стремится продолжить род. Будь это действительно так, сексуальная активность имела бы сугубо сезонный характер. Несложно заметить, что у человека, в отличие от животных, не проявляется стойкого желания обзаводиться потомством по нескольку раз в течение года.

Человек испытывает потребность в удовлетворении своих сексуальных желаний постоянно. Можно объяснить это тем, что, по ходу своего развития, желания также преобразовывались от простейшего инстинкта размножения до более глубинных, чувственных форм.

Чтобы действительно хорошо разбираться в природе сексуальности, необходимо уделить внимание изучению человеческой физиологии. Сердце обеспечивает организм циркуляцией крови на 40-45% процентов

Остальную работу берут на себя пограничные сосуды и капилляры, их микросокращения. Проще говоря, в кровоснабжении нашего организма участвует не только сердце, но и все остальные органы, в том числе кожа. Необходимое кровоснабжение осуществляется благодаря тому давлению, что производят органы

Сердце обеспечивает организм циркуляцией крови на 40-45% процентов. Остальную работу берут на себя пограничные сосуды и капилляры, их микросокращения. Проще говоря, в кровоснабжении нашего организма участвует не только сердце, но и все остальные органы, в том числе кожа. Необходимое кровоснабжение осуществляется благодаря тому давлению, что производят органы.

Чтобы кровоток был беспрерывным, а периферийные сосуды бесперебойно выполняли свои функции, телу необходима внешняя стимуляция. Стараниями природы, стимулирующие действия совершаются между двумя энергетически заряженными на взаимные прикосновения особями. Это – инстинкт жизни, а иначе его называют сексуальностью.

Пластичность сосудов значительно понижается в том случае, если человек испытывает недостаток в сексуальных контактах. В первую очередь, это наносит вред внутренним органам, приводит к лишению способности к микросокращениям. Сердце берёт на себя всё больше и больше нагрузки.

Большая нагрузка на сердце приводит к его заболеваниям, а недостаток для кровоснабжения внутренних органов оборачивается для них заболеваниями хронического типа.От этого организм обречён на преждевременное увядание.

Желание вступать в телесную связь с другим человеком – это не что иное, как естественная потребность нашего организма. Это обеспечивает организму хорошую работоспособность, возможность адаптироваться под различного рода изменения микрофлоры, быструю перестройку.

Сексуальный инстинкт – это отнюдь не только потребность в половом сношении. Здоровый эротизм может иметь дружескую, эстетическую подоплёку и представляет собой естественную особенность организма. Сексуальность важна не только в индивидуальном, но и в общественном понимании, поэтому нужно воспринимать её шире, чем узконаправленное желание продолжить род.

Примеры инстинктов

В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.

Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.

Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.

Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.

Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.

Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.

Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.

Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Дарвиновская концепция

Не только профаны
говорят об инстинктах в свободной и
двусмысленной манере. Специалисты и
ученые часто не соглашаются друг с
другом относительно смысла этого
термина. Нередко они даже противоречат
сами себе, так как с годами дефиниции
меняются. Даже Чарльз Дарвин, работы
которого, опубликованные еще в XIX веке,
до сих пор оказывают сильное влияние
на современный анализ человеческого
поведения, был непоследователен в
применении этого термина. С. Г. Вир в
своей статье, опубликованной в таком
авторитетном издании, как «Энциклопедия
социальных наук» (Encyclopedia of the Social
Sciences), описал изменение взглядов Дарвина:
тот рассматривал инстинкты то как
драйвы, побуждающие человека к особенному
типу поведения, то как поведенческие
тенденции (например, кураж) или проявления
чувств (таких, как симпатия), или
придерживался более близкого современной
науке взгляда, определяя инстинкты как
стереотипные поведенческие паттерны,
характерные для данного вида (например,
строительство улья у пчел) (Вeer,
1968, р. 363-372).

Большинство
дискуссий на тему инстинкта, включая
работы Фрейда и других психоаналитиков,
использовали концепцию инстинктов, в
основе схожую с той, которую развивал
Дарвин в своей классической работе 1871
года «Происхождение человека». В этой
книге Дарвин рассматривал инстинкт в
основном как влечение или импульс,
побуждающий животное стремиться к
определенной цели. Именно цель, а не
что-то еще определяет природу данного
инстинкта, настаивал он, цель, а не
специфические действия животного.
Животное не всегда ведет себя одинаково,
когда пытается добыть еду, пару или
убежище. Самое большое значение имеют
цели животного. Более того, по Дарвину,
инстинкты не обязательно направлены
на поиск удовольствия и стремление
избегнуть боли. Он думал, что более
«вероятно, что инстинкты являются
простой наследственной силой, не
стимулированной ни удовольствием, ни
болью» (Darwin, 1871/1948, р. 477).

ВИДЫ СТЕРЕОТИПОВ МЫШЛЕНИЯ

Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое. Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:

Обобщение.

В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия.

Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным. Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, заниженной самооценке и вытекающим из этого последствиям.

Пример. Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.

Категоризация.

Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности. Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее.

Категоризация лишает возможности объективно восприятия, когда чужое субъективное мнение берется за истину.

Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.

«Черно-белое» мышление.

Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.

Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.

Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.

Ошибки восприятия.

Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.

Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.

Завышенные ожидания.

Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.

Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других негативных переживаний. Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.

Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.

Неадекватная эмпирическая база

Главная проблема
традиционной концепции инстинкта
заключается в отсутствии достаточной
эмпирической базы. Специалисты по
изучению поведения животных подвергали
серьезному сомнению ряд уверенных
утверждений Лоренца относительно
агрессивности животных. Возьмем, в
частности, его замечания об автоматическом
сдерживании агрессии у разных видов
животных. Лоренц заявлял, что большинство
животных, способных легко убить других
представителей своего вида, имеют
инстинктивные механизмы, быстро
останавливающие их атаки. Людям недостает
такого механизма, и мы являемся
единственным видом, истребляющим самого
себя. Однако, как указывает большое
число исследователей, в действительности
Лоренц незаслуженно принизил внутривидовую
агрессивность, пронизывающую животный
мир. Львы, волки и даже собаки убивают
других представителей своего вида
намного чаще, чем это показано у Лоренца
(Marler, 1976;Wilson,
Е. О., 1975).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.