- 11 советов о том, как генерировать больше идей в ходе мозгового штурма
- Мозговой штурм изучают в вузах
- Этапы мозгового штурма
- Этапы классического мозгового штурма
- Кто автор метода мозгового штурма
- Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил
- Подготовительный этап
- Оцениваем, классифицируем, приоритизируем
- Примеры применения мозгового штурма на уроках
- Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Этап 1. Формирование задачи.
- Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
- Этап 3. Оценка результата.
- Можно ли проводить мозговой штурм онлайн
- В чем же суть мозгового штурма?
- Преимущества и недостатки
- Правила для проведения эффективного мозгового штурма
- Плюсы и минусы
- Кто автор метода мозгового штурма
- Первое применение
- Как правильно организовать мозговой штурм?
- Возможно ли использование мозгового штурма онлайн?
- Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера
- Разминка
- Раунд 1
- Раунд 3
- Главный раунд
- Область применения, темы
- Этап непосредственной генерации идей
- 10 правил эффективного мозгового штурма
- Экспертная оценка
11 советов о том, как генерировать больше идей в ходе мозгового штурма
-
Отправляйтесь в другую временную реальность
Пофантазируйте и попробуйте представить, как бы вы справились с поставленной задачей несколько десятков или тысячу лет назад. Смогли бы выкрутиться, будь на дворе Средневековье? Представьте, что в вашем распоряжении есть высокие технологии будущего 2200 года или вы оказались в опустошенной всемирным апокалипсисом действительности.
-
Путешествуйте по всей Вселенной
Попытайтесь найти решение проблемы с условием, что вы находитесь в другом государстве или в других климатических условиях, или вовсе за пределами нашей планеты. Что тогда пришло бы вам в голову?
-
Пробуйте меняться
Мозговой штурм – это своеобразная игра. Фантазируйте, представляйте, что вы, например, стали толстяком или стариком и вам нужно решить поставленную задачу. Придумайте себе новый образ, другую национальность, расу, внешний облик или даже некоторую долю сумасшествия. Подсознание откроет для вас новый угол зрения, который раньше не приходил в голову.
-
Используйте ролевые игры
Мысленно представьте себя на месте своего отца или брата, или злейшего врага. Как бы они искали решение проблемы? В своих фантазиях заберитесь в шкуру Эйнштейна или Тома (или Джерри), попытайтесь думать их головой. Придумайте себе удивительные способности, умение Спайдермена ползать по стенам небоскребов или стремление Халка крушить все вокруг, или поразительную заботливость о населении (как у чиновников). Что тогда вы сделали бы для решения поставленной задачи?
-
Не оставляйте пробелов
Ваша начальная точка отправления – существующая проблема, а конечный пункт назначения – её решение. Теперь, двигаясь планомерно, нужно наполнять пробелы между этими пунктами, стараясь по максимуму заполнить каждый шаг. Например, каковы будут действия от идеи до первого полученного дохода: банковский кредит – собственный сайт – аренда складских помещений – закупка продукции – формирование воронки продаж – рекламирование продукта – продажа – повторная продажа. В действительности будет еще много промежуточных шагов, возникнет масса вопросов, на которые мозговой штурм даст ответы.
-
Формируйте умные карты
Плетите мелкую сеть, расщепляйте каждую задачу на составляющие части. Продолжайте до такой степени, когда кажется, что это уже слишком. Разбейте процесс решения проблемы на тысячи мелких вопросов и найдите ответ для каждого. Это вскроет незаметные при ином подходе подводные течения.
-
Шпионьте
Только не за ближайшим конкурентом, оцените другие отрасли. Посмотрите, какой способ дал отличный результат при решении похожей проблемы вне вашей области. На примере это выглядит яснее. Пусть вы развиваете группу в социальной сети «ВКонтакте» и продаете через нее тяжелое оборудование для строительной отрасли. Как собрать больше подписчиков? Конкуренты платят за статьи, постят серьезные тематические материалы.
А вы возьмите иное направление, в настройках таргетинга выбирайте ту же целевую аудиторию, но поменяйте контент. Размещайте развлекательные посты, шутки, анекдоты, мемы на строительную тематику. Возможно, качественная составляющая подписчиков будет несколько иная, но проведенный мозговой штурм даст подходящие решения.
-
Продолжайте генерацию идей, пока их наберется не меньше 100
Или попытайтесь сгенерировать 101 идею в течение отведенного куска времени.
-
Не отметайте влияние случайных ассоциаций
Возьмите за отправную точку какое-то слово, рисунок или параметр и используйте их как основу для формирования идей.
-
Находите вспомогательные факторы
Попытайтесь ясно представить вашу ситуацию: какие обстоятельства помогают вам двигаться вперед, а какие мешают осуществить проект. Не ставьте первоочередной целью решение проблемы в целом, приложите все усилия к тому, чтобы усилить факторы-помощники и ослабить факторы-препятствия.
-
Утрируйте ситуацию
Смоделируйте картину, когда ваша проблема усложнится в 10 раз или одновременно возникнет 10 задач (вместо вашей одной). Что вы сможете предпринять? Или, напротив, попробуйте сузить цель мозгового штурма в разы или сотни раз. Как получится решить такую микроскопическую задачу?
Мозговой штурм изучают в вузах
Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:
- оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
- гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
- гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
- гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).
Этапы мозгового штурма
Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.
Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.
Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.
Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.
Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.
Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.
Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.
Этапы классического мозгового штурма
1. Постановка задачи
Когда решение провести мозговой штурм принято, в первую очередь следует четко сформулировать проблему и подобрать участников группы (лидера и специалистов). Роли распределяются в зависимости от того, какова суть решаемой задачи и в какой форме планируется организовать штурм.
2. Генерирование идей
Это главный этап, от результатов которого зависит успех всей затеи.
Есть ряд правил, которые обязательно соблюдать:
- количество предложений не ограничивается, их может быть сколько угодно;
- идеи могут носить абсурдный, невыполнимый, пусть даже фантастический характер;
- приветствуется комбинирование идей, внесение дополнений и улучшений;
- предложенным идеям не выносится оценка и не выдвигается никакая критика.
3. Отбор, группирование и оценка идей
На этом заключительном и весьма важном этапе мозгового штурма проводится анализ эффективности выдвинутых предложений. Здесь, в отличие от предыдущего этапа, приветствуются критические выкладки и оценочные суждения
Успешность штурма в целом зависит от слаженности работы собравшихся и общего направления рассуждений в отношении поставленной задачи и способов ее реализации.
Кто автор метода мозгового штурма
Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.
И вот, наконец, Осборн стал совладельцем крупной компании. В 1937 году он придумал метод мозгового штурма. До того, как рассказать о нем общественности, компания «Баттон, Бартон и Осборн» успешно применяла его 2 десятка лет.
Алекс Осборн назвал творение «brainstorming». Переводят слово по-разному. Это «неожиданная блестящая идея», «бредовая мысль», «отличный план» и т.д.
Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил
Подготовительный этап
Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.
Оцениваем, классифицируем, приоритизируем
техники приоритизацииBacklog Priority ChartHygger
- Quick Wins – для идей первоочередного порядка.
- Big Bets – для идей с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены чуть позже.
- Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью, их можно отложить.
- Time sinks – идеи самого последнего приоритета.
Примеры применения мозгового штурма на уроках
На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».
Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».
В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.
На уроке литературы при изучении темы «Теория стихосложения» учитель предлагает детям проанализировать известные стихи и предположить, по каким принципам они могут строиться. Дети в ходе работы должны прийти к тому, что рифмоваться между собой могут разные строки, что значение имеет ударение в соответствующих слогах.
Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Формирование задачи.
- Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
- Оценка результата.
Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.
Этап 1. Формирование задачи.
В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:
- разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
- группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
- состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
- примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.
Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.
Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:
- любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
- участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
- поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.
Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.
В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.
Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.
В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.
При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи
Этап 3. Оценка результата.
Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.
Можно ли проводить мозговой штурм онлайн
Существует мнение, что личная встреча – лучший вариант для проведения мозгового штурма. Но на практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин:
- Многие стесняются участвовать в обсуждениях. Спокойная же обстановка при мозговом штурме онлайн располагает их к созданию необычных, уникальных идей.
- Предложенные решения сразу фиксируются.
- В чате или на форуме члены рабочей группы могут высказываться одновременно.
- Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат.
- Полученные идеи и решения легче обработать.
При проведении мероприятия онлайн также важно соблюдать основные правила. Главное из них – высказанные идеи нельзя критиковать
В чем же суть мозгового штурма?
Решение проблемы методом мозгового штурма происходит следующим образом: собирается экспертная группа, состоящая из квалифицированных профессионалов, и в ходе совещания выносятся оценки и делаются выводы. Все участники заседания условно подразделяются на две части, где одни вырабатывают идеи (выставляют оценки), а другие – проводят их анализ. Подвергать критике какую-либо из идей запрещено. Правильной считается та, с которой согласилось большинство собравшихся.
Цель метода – получить максимум разнообразных предложений. Он действует весьма эффективно: шестеро экспертов в течение получаса способны сгенерировать 150 различных решений. Группа специалистов по проектам при обычном подходе даже не задумается о том, что поставленную задачу можно рассматривать в стольких ракурсах.
Как проводится мозговой штурм и в чем суть метода? Участники процесса – это специалисты и ведущий, который объявляет главную задачу. Остальные принимаются выдвигать идеи для ее решения
Важно, чтобы первыми высказывали свои соображения те из собравшихся, кто ниже по должности, статусу или рангу. Это делается для того, чтобы исключить невольное согласие с начальством
Замечено, что чаще всего в начале штурма предлагаются весьма тривиальные идеи, но, когда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы. В течение всего собрания ведущий фиксирует все высказанные идеи, а затем отбираются, анализируются и развиваются лучшие из них. В итоге группа мозгового штурма находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.
Преимущества и недостатки
Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:
- творческого и аналитического мышления;
- коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
- фантазии и воображения;
- навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.
Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.
К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.
Правила для проведения эффективного мозгового штурма
Как сказано выше, эффективность мозгового штурма во многом зависит от соблюдения правил его проведения. Их всего 10:
- Обязательно нужна подготовка. Ее начинают за пару дней до начала мероприятия. Это дает участникам возможность заранее изучить проблему и найти варианты ее решения.
- В мозговом штурме должно участвовать как можно больше людей. Много участников – много идей.
- Поставленная перед рабочими группами задача должна быть досконально изучена. Это поможет увидеть ее суть. Участники будут настроены на одну волну. Не возникнет недопонимания, противоречий.
- Всем, кто участвует в мозговом штурме, нужно делать записи. Чаще всего эту обязанность возлагают на ведущего. Но он тоже человек, что-то упускает или не замечает. Поэтому лучше, если участники также будут делать пометки.
- Это правило смело можно назвать самым главным – не критикуйте. Не стоит осуждать, даже если сказанное человеком кажется глупостью, абсурдом. Может быть, это предложение после доработки и улучшения реализуется в жизни. Помните: критика может отбить у человека желание продолжать обсуждение. А этого допустить нельзя.
- Если вы участник, предлагайте больше вариантов. Не стесняйтесь. Озвучивайте все приходящие в голову мысли. Делайте это даже тогда, когда кажется, что лучшее предложение уже прозвучало.
- Для получения идей привлекайте к работе дополнительных участников. Пусть это будут посторонние люди или сотрудники, которые не принимают участия в мероприятии.
- Объединяйте идеи между собой. Особенно удачен этот совет, если предложения сделаны людьми разного ранга, специальностей, должностей.
- Чтобы информацию было удобнее воспринимать, пользуйтесь плакатами, схемами, досками.
- Смоделируйте ситуацию, в которой все пойдет не так, как хотелось бы. А теперь подумайте, как повернуть ее в свою сторону? Найдите дополнительные варианты. Подготовьте себя к такому повороту событий психологически и морально.
Соблюдать эти правила мозгового штурма нужно всегда, независимо от сферы. Это может быть работа, личные и семейные отношения, бизнес. Уделите время организации процесса. Учтите его нюансы и особенности. Так вы найдете выход из любой ситуации.
Плюсы и минусы
Мозговой штурм можно умело применить при любой ситуации. В то же время не стоит его слишком идеализировать. Как и любой другой метод решения задач, он имеет свои достоинства и недостатки.
Плюсы:
- Оперативность;
- Большое количество решений за минимальный срок;
- Возможность взглянуть на задачу с разных сторон;
- Выход за пределы стереотипов при решении задач;
- Исключение критики;
- Простота освоения метода.
Минусы:
- Непредсказуемость результата;
- Отсутствие реально осуществимых предложений на выходе;
- Влияние организационного процесса.
Правильная организация процесса краеугольный камень в проведении мозговых атак.
По статистике каждый третий штурм не приводит к желаемому результату именно из-за несоблюдения правил. Поэтому чтобы у Вас был результат, внимательно ознакомьтесь с пунктами ниже.
Кто автор метода мозгового штурма
Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.
И вот, наконец, Осборн стал совладельцем крупной компании. В 1937 году он придумал метод мозгового штурма. До того, как рассказать о нем общественности, успешно применяла его 2 десятка лет.
Алекс Осборн назвал творение «brainstorming». Переводят слово по-разному. Это «неожиданная блестящая идея», «бредовая мысль», «отличный план» и т.д.
Первое применение
На сегодняшний день можно привести многочисленные примеры метода мозгового штурма, использованного на практике. Но первое его применение произошло еще в годы, когда многие страны были охвачены Второй мировой войной. В то время мистер Осборн был вовсе не копирайтером или бизнесменом. Он служил капитаном на торговом судне, регулярно курсировавшем между воюющей Европой и благополучной Америкой. Нередко на морских просторах безоружные корабли погибали, пущенные на дно немецкими торпедами. Для того чтобы избежать опасности, Алексу Осборну, который увлекался историей, пришлось вспомнить практику, применяемую для разрешения критических ситуаций еще древними моряками-викингами.
После того как ему, капитану торгового судна, передали радиограмму, в которой говорилось о возможной атаке подводной лодки противника, на палубе была собрана вся команда. Осборн предложил всем высказать свое мнение о путях выхода из кризисной ситуации. Таким образом, капитаном американского судна был реанимирован древнейший метод управленческого решения — мозговой штурм (так он сам назвал его). Члены команды судна высказали множество на первый взгляд абсурдных решений. И в то же время среди них было выбрано одно, перешедшее затем на стадию переосмысления. Решение заключалось в том, чтобы команда судна построилась вдоль того борта, к которому будет двигаться торпеда, и начала дуть на нее, что должно привести к отклонению смертоносного снаряда. Американскому кораблю повезло. Немецкая подлодка в то плавание прошла мимо. Однако примененный капитаном метод принятия решений — мозговой штурм — принес свои плоды. Несколько позже Осборном было запатентовано изобретение. Оно предусматривало монтаж к борту корабля мощного винта, который включался в нужное время и создавал струю такой силы, что торпеде приходилось менять угол атаки и направляться в другую сторону.
Как правильно организовать мозговой штурм?
В чем скрыт потенциал ММШ? Дело в том, что он запускает механизм коллективного разума при разрешении актуальных проблем. При этом оговоримся, что существуют ситуации, исключающие его применение. В частности метод мозгового штурма неэффективен при нахождении выхода из таких проблем, которые:
- имеют лишь одно решение;
- обладают абстрактным и обобщенным характером;
- если проблема сформулирована с излишней сложностью (в этом случае следует расчленить ее на подпроблемы и разрешать по частям).
В настоящее время ММШ настолько мощно вошел в практику корпоративной деятельности, как ведущий метод выбора оптимальных путей решения многовариантных задач, что приобрели актуальность его разновидности. Перечислим некоторые из них:
- брейн-ринг;
- мозговая атака с использованием доски;
- «японский» мозговой штурм;
- метод Дельфи.
В дальнейшем повествовании мы охарактеризуем эти частные способы ММШ. Однако вначале, для более полного их понимания, логично представить классический метод мозгового штурма с точки зрения методики его проведения.
Возможно ли использование мозгового штурма онлайн?
Среди многих специалистов по мозговым штурмам бытует мнение, что эта процедура результативна лишь при организации личной встречи участников. Тем не менее мозговой штурм, проведенный онлайн (через Skype, в форме чата, в виде форума, где участники предлагают свои идеи по решению задачи), дает больший эффект, чем обычный (реальный). Так происходит по нескольким причинам.
- Многим людям нужно время и спокойная обстановка (у себя в кабинете за компьютером) для генерации нетривиальных идей. В окружении коллег у них это получается хуже.
- Все выдвинутые предположения уже сразу запротоколированы.
- Даже если все участники выскажутся одновременно, они не помешают друг другу, при этом каждая идея сразу видна всем.
- Для организации мозгового штурма онлайн понадобится минимум средств.
- С результатами, собранными в процессе виртуального штурма, проще работать.
Все перечисленные плюсы действительно будут работать, если онлайн выполняются главные правила методики мозгового штурма. Например то, что выдвинутые предложения не обсуждаются.
Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера
Практический пример игровой техники из практики.
Задача стояла набросать идеи для системы мотивации. Поразмышляв, решила применить игровую технику для генерации идей.
Разминка
Группа участников разбивается на две части. Посадить подальше друг от друга, чтобы создать приватность.
Ведущий рассказывает сказку про кувшинчик и дудочку. Кратко и красочно, одну фабулу, делая упор на позиции:
- Девочка не хочет.
- Родителям нужно, чтобы девочка собирала.
Подготовить две карточки с надписью «родители» и «девочка».
Раунд 1
Первая группа будет «Родитель», вторая группа станет «девочка».
Ведущий задает вопрос участникам №1. Как вы уговорите, заставите, какими методами, девочку собирать ягоды?
Группа № 2 получает задание: Продумать как можно больше ответов на вопрос: «При каких условиях я, девочка, соглашусь собирать ягоды?»
Дается время обсуждения – 5 минут. Все ответы записываются одним из участников на лист бумаги.
Раунд 3
Один участник из каждой группы записывает варианты ответов на разных флипчартах.
Обсуждение.
И здесь начинается взрыв эмоций, даже у самых сдержанных руководителей.
Приходит понимание, что если встать на место другого человека и по-другому взглянуть на вещи, то происходит озарение. Предлагаются не утопические, а рабочие варианты.
Скажу сразу, создается впечатление, что группе № 2 повезло больше. Сначала побыли в роли ленивого ребенка. Затем, уже с готовыми решениями (мыслями девочки), вжились в роль родителей.
Главный раунд
Но на этом процесс не заканчивается. Это была только разминка и «сдвиг парадигмы». Далее все возвращаются к текущим рабочим задачам и решают серьезные вопросы.
На повестке 2 вопроса:
- Роль руководителя. Как заставить работать результативно?
- Роль сотрудника. При каких условиях сотрудники согласятся работать результативно?
Вот здесь и меняются местами. Группа № 2 берет на себя роль руководителя. А далее работают по раундам.
Результат, полученный за 2 часа модерации, превзошел все ожидания. Были приняты решения, 90% которых легли в основу мотивации. Компания работает на этих условиях очень результативно. (Подробнее почитать про KPI)
Хороший эффект дают выездные мероприятия. Тимбилдинг, совмещённый с мозговым штурмом. Это идеальная картина. Люди, раскрепощаются, ведут себя по-другому, нежели в привычных стенах. Снимают оковы, и творческая энергия течет по-другому. Быстрее и эффективнее и креативнее.
Область применения, темы
Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.
Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое загадки?», «Определение прогноза погода при помощи самодельных устройств», «Здоровье человека». Так же можно использовать метод для решения отдельных задач. Например, гусиные лапки. Некогда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом. Основная проблема состояла в том, что лапки птиц очень нежные и их легко было поранить. Что придумали русские купцы, чтобы избежать этого?
Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.
Этап непосредственной генерации идей
Фаза непосредственного генерирования идей характеризуется напряженной интеллектуальной работой присутствующих. К ее наступлению мозги участников мозговой атаки должны быть максимально настроены на творческую работу. Помочь правильно это сделать должна квалификация ведущего. В качестве зачина обычно следует краткое и плавное вступление, выражающее убеждение ведущего, что он собрал людей творческих и креативных, его доброжелательность и заряженность на успех мероприятия. Далее ведущий проводит непродолжительную интеллектуальную разминку присутствующих при помощи нескучных вопросов. Провоцируя активность участников, он может спросить, например, о лицейском прозвище Александра Сергеевича Пушкина (кстати, знаете ли вы, что будущего классика однокурсники называли Егозой?).
Мозговая атака — это не совещание, где на задних рядах дремлют “прозаседавшиеся”. Этап реализации ММШ имеет целью формулировки максимума вариантов разрешения проблемы. Учитываются как идеи, обозначающие новые направления решения, так и идеи, развивающие варианты, уже сформулированные. При этом запрещается критиковать любой, даже самый фантастический вариант.
Поскольку предложенные способы могут быть не только самыми разными, но и самыми фантастическими, ведущий сам поддерживает веселую, творческую атмосферу, сам выдвигает в том числе и невероятные способы преодоления задачи.
Решение проблемы методом мозгового штурма считается эффективным, если в течение получаса зафиксировано свыше полутора сотен вариантов. Четко вырисовывается приоритет количества высказанных идей над их качеством. Все они оперативно фиксируются специально назначенными людьми маркерами на больших листах бумаги (А3 или А2).
10 правил эффективного мозгового штурма
- Необходимо подготовиться заранее. Это касается всех участников. Цель проведения штурма должна быть оглашена за два-три дня до его начала. Членам группы нужно дать время на предварительное обдумывание проблемы, чтобы с первых минут собрания они могли предлагать интересные идеи.
- Максимальное количество участников. Эффективность мозгового штурма напрямую зависит от собранной группы, ведь чем больше людей, тем больше предложений. Результаты такого подхода могут быть весьма удивительными.
- Следует хорошо разъяснить суть поставленной задачи. В начале процедуры нужно потратить некоторое время на то, чтобы еще раз описать содержание проблемы. Это поможет убедиться, что сотрудники правильно поняли задачу, она сформулирована верно и все движутся в одном русле.
- Обязательно вести записи. Всё, что было сказано, нужно фиксировать, и делать это должен каждый член группы. Можно оставить данную прерогативу руководителю, однако велика вероятность того, что он что-либо не успеет, пропустит и т. д. Но если каждый будет записывать все выдвинутые предложения, то в результате получится максимально полный список решений.
- Критиковать нельзя. Это одно из главнейших правил осуществления мозгового штурма, не лишним будет снова о нем напомнить. Даже если коллеги предлагают идеи из области фантастики, совершенно нелепые и невыполнимые, нельзя их отбрасывать. Практика показывает, что именно такие идеи, видоизмененные и подогнанные под условия реальности, становятся самым подходящим решением, ради поиска которого и затевалась вся процедура. Не следует забывать, что критика очень подавляет инициативу, а этого ни в коем случае нельзя допускать во время штурма.
- Необходимо сгенерировать максимальное количество нетривиальных предложений. Каждый из членов группы должен выдвигать их как можно больше. Сотрудники с малым опытом работы могут чувствовать неуверенность, стесняться произносить вслух свои идеи. Это очень снижает результативность метода. Кроме того, даже если кажется, что уже найдено подходящее решение, следует продолжать вырабатывать и озвучивать идеи на протяжении всего заседания, до окончания второго этапа мозгового штурма.
- Привлекать большее количество участников. К примеру, цель мозгового штурма – сгенерировать 100 предложений, но никак не получается достичь этой цифры. Тогда есть смысл вовлечь в процесс еще больше людей, не вошедших в группу и вовсе не имеющих отношения к штурму.
- Трансформация идей. Такой подход дает отличные результаты. Особенно если пробовать объединять и видоизменять варианты, выдвинутые участниками разных рангов, статусов и должностей.
- Визуальный показ. Это удобно для восприятия и дает лучший результат. Поэтому обязательно следует использовать плакаты, схемы, таблицы, флэш-панели, маркерные доски и пр.
- Неблагоприятный результат. В процессе мозгового штурма (или даже в самом конце) попробуйте предположить, что найденное решение абсолютно не подошло, не сработало, и проблема осталась нерешенной. Такой подход подтолкнет к выработке еще нескольких новых идей, а также морально настроит на возможность любого исхода.
Экспертная оценка
При наступлении этапа оценивания предложения вначале группируются по темам (по направлениям разрешения проблемы). Таким образом, вначале выделяются самые удачные способы разрешения по разным направлениям вариантов. По каждому из них выделяются актуальные факторы.
Затем алгоритм обсуждения вариантов решения проблемы предполагает использование метода Парето. Принцип, открытый и исследованный этим социологом, гласит: «20% усилий дают 80% результата».
Метод мозгового штурма задачи на стадии анализа способов решения задач, выявленных факторов разрешения проблем служит для выстраивания таблицы Парето, где по каждому фактору обозначаются количество его повторений, а также % к их общему количеству.
Затем выстраивается диаграмма столбикового типа, отображающая по вертикальной оси количество появлений фактора, распределяя их в порядке убывания значимости фактора — по горизонтальной. На конечной стадии производится анализ диаграммы Парето.
Кривая, соединяющая верхние точки диаграммы разных факторов, называется кривой Парето.
Широко используемые методы экспертных оценок мозгового штурма в своей основе содержат именно эту методику. Ее достоинством служит универсальность. ММШ считается востребованным и для решения задач управленческого характера. Конструктивной чертой мозгового штурма является развитие идей, первоначально высказанных одними участниками, со стороны других.