- Происхождение термина «менталитет»
- Что представляет собой менталитет?
- Сознательное и бессознательное
- Особенности менталитета личности
- Типы группового менталитета
- Особенности менталитета личности
- Ментальность и менталитет — отличия
- Ментальность и менталитет — отличия
- Менталитет и мировоззрение
- Варварский менталитет
- Как лечить расстройство ментальное
- Понятие, определение менталитета
- Менталитет общества
- Австрийцы: противоположные, но привлекательные
- Швейцарцы: мягкие, но упорные
- Шведы: неприступные, но отвязные
- Методы изучения
- Аристократический менталитет
- Виды ментальных моделей
- Русский менталитет
Происхождение термина «менталитет»
На самом деле, у понятия есть конкретный автор. Это Леви-Брюль, ученый-антрополог и этнолог из Франции, который занимался исследованием древних племен, доживших до наших дней народностей, сохранивших первобытные традиции. Леви-Брюль использовал понятие для очерчивания отличий первобытного человека от современного. Слово образовано с помощью латинского языка, от корней mentis — разум или душа, alis — другой, чуждый, иной.
Наиболее близкое понятие в русском языке — «умонастроение», хотя в отличие от термина оно не является научно признанным, относясь скорее к философским категориям. Введенное Леви-Брюлем понятие осталось в научном и социологическом мире, обозначая социокультурный образ мышления человека, обусловленный средой его воспитания, народностью и традициями, культурой, бытовыми условиями. Менталитет бывает как индивидуальный, так и относящийся к целой нации, народу или некой социальной группе.
Это интересно: Что такое европейский романтизм?
Что представляет собой менталитет?
Слово «менталитет» имеет латинский корень mens, означающий ум, мышление. Это явление представляет собой совокупность культурных и мыслительных особенностей, системы ценностей и моральных ориентиров. Это понятие можно отнести как группе людей, так и к отдельной личности. Говоря о менталитете в контексте характеристики целой нации, часто выделяют различные устоявшиеся особенности народа, иногда даже стереотипы.
Сознательное и бессознательное
Для более подробного разбора понятия менталитета стоит рассмотреть сознательное и бессознательное в человеческой психике.
Сознание заключается в способности к целенаправленному оценочному отражению окружающей действительности при помощи визуальных образов, чувств и логических рассуждений. Сознание бывает индивидуальным и общественным. Нередки случаи, когда люди, слишком сильно идентифицируясь с какой-либо группой, начинают путать «личное с политическим».
Бессознательные явления существуют практически во всех психических процессах, воздействуют на поведение, эмоциональное состояние и мышление человека, при этом не осознаются им. Швейцарский психиатр Карл Юнг утверждал, что кроме «индивидуального бессознательного» существует также и «коллективное бессознательное», состоящее из архетипов – неосознанных образов, единых для определённой группы людей.
Воплощениями архетипов являются литературные и фольклорные герои, их образы формируют шаблоны поведения, перенимаемые с самого детства и бессознательно воспроизводимые людьми в повседневной жизни.
Особенности менталитета личности
Этот термин, как правило, употребляется, чтобы выделить особые психологические характеристики человека и его отличие от других людей, социальной среды. Индивидуальный менталитет формируется за продолжительный период времени, но может частично изменяться на протяжении всей жизни. На его становление влияют жизненный опыт и волевые усилия человека, его психологическая устойчивость.
Однако помимо напрямую зависящих от индивида факторов существуют и внешние причины формирования менталитета:
- Воздействие более сильных, сформировавшихся личностей: педагогов, кумиров.
- Политика государства.
- Знания, почерпнутые из различных источников (кино, литературы, интернета).
- Менталитет родителей, семьи.
- СМИ.
- Школьное воспитание.
Считается, что менталитет личности начинает формироваться примерно в 3-4 года, а завершается формирование к подростковому возрасту (15-17 лет). Сформированный менталитет характеризуется системой ценностей, которой соответствуют различные цели и средства их достижения. Если рассматривать именно систему ценностей, можно заметить, насколько сильно она отличается в период «подросткового максимализма» и в более зрелом возрасте.
Индивидуальный менталитет далеко не всегда напрямую зависит от возраста, некоторые люди не становятся по-настоящему зрелыми личностями, дожив до пенсии и вырастив собственных детей. Для современного общества, в котором вопрос физического выживания уже не стоит так остро, такая «психологическая несформированность» стала очень серьёзной проблемой.
Типы группового менталитета
Групповой менталитет формируется в основном при помощи бессознательного. Это понятие достаточно непросто формализовать. Оно заключается не только в том, что, к примеру, люди в сплочённом, устоявшемся коллективе «мыслят хором», но и в следовании общим идеалам, формировании определённых стереотипов и других проявлениях общественного сознания. Если говорить точнее, «бессознания».
Выделяются различные типы менталитета, которые отличаются разной степенью общности. Опираясь на состав рассматриваемой группы, можно выделить следующие разновидности:
- Национальный менталитет (русский, американский).
- Профессиональный менталитет (офицерский, врачебный, преподавательский).
- Классовый менталитет (рабочий, предпринимательский).
- Партийный менталитет (демократический, консервативный).
- Возрастной менталитет (подростковый, старческий).
- Территориально-географический менталитет (столичный, провинциальный).
- Криминальный менталитет.
В реальности типов менталитета гораздо больше, и со временем появляются всё новые. Современное общество является очень многогранным, поэтому каждый человек сочетает в себе компоненты нескольких типов менталитета.
Особенности менталитета личности
Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).
К первым относятся:
- жизненный опыт;
- усилия воли;
- психологическая устойчивость.
Ко вторым относятся:
- влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
- государственная политика;
- знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
- родительские установки, стереотипные правила поведения;
- средства массовой информации;
- школьное воспитание.
Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.
Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.
Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.
Ментальность и менталитет — отличия
считается Менталитет основой, ядром культуры народа. это – Ментальность способ видения мира, в котором сопряжена мысль с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие общечеловеческое имеет значение, а ментальность затрагивает любые слои социальные, исторические времена. Ментальность – это возникновению к предпосылка, существованию мировоззрения.
Чем отличается менталитета? от ментальность Мировосприятие — это культура, которая определенной к относится социальной группе, она выражается образ через мышления, отражается в бессознательном эмоционально-переживании чувственном в виде обычаев, традиций, религии, языка и философии. Ментальность — это более широкое которое, понятие описывает способ мышления, как менталитет. А таковой — это более конкретное определение, общих в которое чертах описывает специфику явлений.
Ментальность и менталитет — отличия
Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.
Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.
Менталитет и мировоззрение
В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.
В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:
- философское;
- мифологическое;
- религиозное;
- научное.
Варварский менталитет
Варварская ментальность считается самой древней.
Для «варваров» присуще:
• выживаемость при любых условиях, активная жизненная и сексуальная позиция, выносливость;
• постоянное удивление окружающим познаниям, то есть такие индивиды без какого-либо сопротивления воспринимают всю информацию извне;
• регулярное стремление к новым свершениям.
В социуме «варвар» отождествляет себя с микрогруппой, то есть семьёй, друзьями, сослуживцами. При этом он всегда воспринимает угрозу к группе, как свою личную, поэтому с лёгкостью бросается в защиту.
Такие индивиды способны как быстро менять свои убеждения, так и следовать им неуклонно на протяжении всей жизни.
Как лечить расстройство ментальное
Ментальный – это душевный или Значит. психический, и лечить болезни такого уровня специалиста у необходимо соответствующего профиля – психолога или Как.
психотерапевта это происходит:
- Если расстройство отражается сильно на теле и значительно снижает качество например (жизни, панические атаки, агорафобия), то сначала обратиться необходимо к медицинскому психотерапевту. Он назначит транквилизаторы, другие и антидепрессанты препараты, которые помогут привести в физиологию порядок.
- Затем желательно заняться не медицинской встречаться – психотерапией с психологом 1 раз в неделю некоторое продолжительность (время зависит от вашей потребности). Это для нужно того, чтобы понять, что вашей в конкретно жизни вы не можете «переварить», постараться изменить либо негативную ситуацию, либо поменять отношение свое к ней.
Понятие, определение менталитета
Слово произошло от латинского mens («мышление», «ум») и alis («другие»). С точки зрения психологии, мышление – это способность человека рассуждать, воспринимать, отражать в суждениях объективную реальность. Понятие менталитета шире.
Что же такое менталитет:
- ценности, убеждения, установки личности;
- нормы, идеалы;
- когнитивные, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, культурные особенности;
- культурный, личный опыт;
- жизненные цели, предпочтительные способы их достижения;
- представления о мире, своем месте в нем.
Если мы говорим о менталитете общества, то рассматриваем традиции, историю, социальные нормы. Если мы рассматриваем мышление одного человека, то обсуждаем его личные установки, паттерны поведения.
Говоря простыми словами, менталитет – это что-то глобальное. Это образ жизни конкретного общества или личности. Зная особенности мировоззрения, можно предугадать поведение, деятельность конкретного человека. Интересно то, что общественное и личное сознание неразрывно связаны.
Способность оценивать, чувствовать, логически рассуждать не дается нам от рождения. Этому мы учимся в процессе социализации. Основные средства социализации и адаптации – подражание, идентификация. Мы сравниваем себя с авторитетами и референтными группами, перенимаем их образ мысли. В каждом человеке присутствует личное и общественное, сознательное и бессознательное.
Менталитет общества
Менталитет общества – это уже придуманные, зафиксированные, отработанные и вживленные в общество традиции, догмы, правила, убеждения и верования, которые позволяют государству в целом сохранять свои позиции и границы. Каждый человек должен их усвоить, чтобы своими действиями и эмоциональными реакциями не противоречить им. В противном случае его будут считать странным, необычным, возможно, неприятным, даже изгоем.
Если человек не принимает устои общества и не живет по ним, его называют маргиналом – изгоем. Сам же менталитет не является логическим умозаключением, правилами, которые истинны в любых обстоятельствах, законами природы и пр. Менталитет – это культурные традиции, шаблоны, стереотипные мировоззрения и уже обозначенные эмоциональные реакции на те или иные явления. Другими словами, общество вам уже говорит о том, как вы должны реагировать, поступать и что думать в тех или иных ситуациях при столкновении с теми или иными явлениями, предметами.
Менталитет – это границы дозволенного, фон, на котором может жить человек. Что он будет думать, как реагировать и как действовать, уже выбирать ему. Однако он не должен выходить за границы дозволенного. Менталитет – это рамки, в пределах которых человеку позволено выбирать, жить и развиваться. Общество дает направление, а человек уже выбирает из того, что ему позволено.
Формирование и усвоение менталитета занимает 12 лет. Начинается усвоение с 3-летнего возраста и заканчивается в 16 лет.
Австрийцы: противоположные, но привлекательные
Австрийцев многие называют нашей противоположностью. Действительно, они сдержаны, скромно выражают эмоции, самокритичны, во всём стремятся к стабильности. При всей любви к роскоши австрийцы не афишируют свое благосостояние, миллионеры одеваются как обычные люди. Между тем, по сравнению с немцами австрийцы намного более раскованы. Немцы даже считают, что австрийцы склонны к неаккуратности и беспорядку.
Обладатель ВНЖ Австрии
– «Многие со мной не согласятся, но лично я считаю, что в русском менталитете нет очень важных черт: пунктуальности, дисциплинированности, умения планировать жизнь и постепенно претворять планы в жизнь. Так вот я переехал в Австрию именно для того, чтобы пообщаться с людьми, которые этими чертами обладают. В какой-то мере я сознательно «прививал» себе черты австрийского менталитета. Поэтому наша тотальная непохожесть с австрийцами в моем случае сыграла положительную роль».
Что нравится:
- умение держать себя в руках
- умение осуществлять планы
- работоспособность
- дисциплинированность
- предприимчивость
Что раздражает:
самоуверенность
честолюбие
скептицизм
саркастичность по отношению к иностранцам
излишняя любовь к порядку
Швейцарцы: мягкие, но упорные
Жителям Швейцарии не дашь однозначных определений – природа их менталитета двояка, что делает их еще более не похожими на нас. С одной стороны, швейцарцы мягкие по характеру, домоседы, любители уюта и комфорта, спокойные и сдержанные.
С другое же стороны, едва ли можно найти в Европе более целеустремленных и упорных людей, которые очень хорошо знают себе цену. Заметьте, что даже когда Европа была полностью охвачена II Мировой войной, Швейцария сохраняла нейтралитет. Швейцарцы отказались от вхождения в Евросоюз. Они чрезвычайно самостоятельны…
Обладатель ВНЖ Швейцарии
– «Основное отличие швейцарского менталитета от нашего, взращенного еще советской системой, – в самоценности личности. Здесь человек привык самостоятельно добиваться всего, строить карьеру. У нас же человек всегда должен входить в какую-либо систему, «семью», иначе он ничего не добьется. В Швейцарии же чрезвычайно много self-made людей. А еще швейцарцы очень любят порядок. Такое ощущение, что забери у них регламенты, и жизнь буквально остановится. Потому что вся жизнь швейцарца – это свод правил».
Что нравится:
- целеустремленность
- любовь к порядку
- независимость
- выносливость
- мягкость и спокойствие
Что раздражает:
- зацикленность на собственном «я»
- чёткая регламентированность жизни
- эмоциональная сдержанность
- упорство в желании «гнуть свою линию»
- неумение импровизировать
Шведы: неприступные, но отвязные
Шведы – типичный северный народ, привыкший к долгой и холодной зиме, которая поневоле делает их своеобразными «затворниками». Однако же хотя у половины жителей России тоже длинная зима, шведы абсолютно не похожи на нас. Они привыкли к радикальным решениям и от них едва ли услышишь «может быть». И еще раз о чае и кофе… Чай в Швеции не пьют, а кофе поглощают в огромных количествах.
Обладатель гражданства Кипра, живущий в Швеции
– «Здесь многие зациклены на равенстве полов, в частности, женщин не принято пропускать вперед, помогать им. В свою очередь, представители женского пола достаточно уверены в себе и независимы. Шведы-мужчины всегда сморят на тебя как бы свысока.
Они очень консервативны. Например, в компании, где я работаю, руководящие должности занимают шведы, и их практически невозможно переубедить в чем-либо. Принятое однажды решение уже не обсуждается. В целом мне здесь нравится.
Принято считать шведов холодными, но это совершенно не так. На работе они серьезны, но на праздниках «зажигают» до умопомрачения. Я в Москве такого веселья не видел».
Что нравится:
- трудолюбие
- умение веселиться
- деловая хватка
- любовь к семейным ценностям
- внимательность
Что раздражает:
- упорный консерватизм
- легкая отрешенность
- малоэмоциональность
- сдержанность
- самоуверенность
Методы изучения
ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.
Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».
Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.
Аристократический менталитет
Аристократичный менталитет зародился при появлении феодального общества в Европе.
Для «аристократов» характерно:
• стремление к независимости (личной и духовной);
• утонченные вкусы, в том числе и в сексе;
• желание производить приятное впечатление, что проявляется в манере общения, стиле одежды и поведения;
• стремление всегда говорить правду.
В социуме «аристократ» чаще всего одинок: иногда он связывает себя с семьей, но весьма редко. Личные убеждения такие индивиды никогда не предадут и не поменяют, ведь это ассоциируется у них с проявлением силы и воли, они стараются никогда не выглядеть слабыми.
Виды ментальных моделей
Существует два вида моделей:
- Негативные. Не решают проблему, а лишь усугубляют. Ограничивают возможности.
- Позитивные. Выводят из ситуации. Преумножают возможности.
Все ментальные модели создают сложную систему – наше мировоззрение. Они могут как благотворно влиять на процесс обучения и развития, так и мешать этому.
О наличии ограничивающих ментальных моделей свидетельствуют:
- Склонность отстаивания факта, что все ваши идеи полностью соответствуют действительности.
- Винить в проблемах себя и других.
- Узкий круг по интересам, который не позволяет познавать новое.
- Стремление обходить стороной неопределенности, и скорее делать выводы.
- Постоянное использование фраз: «не должен», «должен», «недопустимо» и прочие.
- Систематическое употребление обобщающих понятий: «все», «никто», «никогда» и другие.
- Привычка все подводить под одну черту, основываясь на единичном случае.
- Отсутствие любопытности.
- Приобретенный опыт не способствует пересмотру существующих убеждений.
А модели, которые помогают разобраться и лучше сориентироваться в принятии верного решения называют «поддерживающими». Чтобы начать работу с ними, необходимо воссоздать внутреннюю картину восприятия мира, хорошо их проработать и изучить. Нужно вести обучающие разговоры, чтобы продемонстрировать свое мышление, открыть себя для влияния, которое могут оказывать другие люди.
Русский менталитет
Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:
-
принятия православного христианства от Византии
-
татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа
-
расположение России между цивилизациями Запада и Востока — это стало глубинной основой ее двойственности
Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.
Татьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954
Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских — важнейшее значение в ней имеет компонент страдания
Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века
В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.
Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «…соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».
Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.
Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом
По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.
Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.
Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.