Первые признаки ментальных нарушений у детей: узнать в лицо

Происхождение термина «менталитет»

На самом деле, у понятия есть конкретный автор. Это Леви-Брюль, ученый-антрополог и этнолог из Франции, который занимался исследованием древних племен, доживших до наших дней народностей, сохранивших первобытные традиции. Леви-Брюль использовал понятие для очерчивания отличий первобытного человека от современного. Слово образовано с помощью латинского языка, от корней mentis — разум или душа, alis — другой, чуждый, иной.

Наиболее близкое понятие в русском языке — «умонастроение», хотя в отличие от термина оно не является научно признанным, относясь скорее к философским категориям. Введенное Леви-Брюлем понятие осталось в научном и социологическом мире, обозначая социокультурный образ мышления человека, обусловленный средой его воспитания, народностью и традициями, культурой, бытовыми условиями. Менталитет бывает как индивидуальный, так и относящийся к целой нации, народу или некой социальной группе.

Это интересно: Что такое европейский романтизм?

Что представляет собой менталитет?

Слово «менталитет» имеет латинский корень mens, означающий ум, мышление. Это явление представляет собой совокупность культурных и мыслительных особенностей, системы ценностей и моральных ориентиров. Это понятие можно отнести как группе людей, так и к отдельной личности. Говоря о менталитете в контексте характеристики целой нации, часто выделяют различные устоявшиеся особенности народа, иногда даже стереотипы.

Сознательное и бессознательное

Для более подробного разбора понятия менталитета стоит рассмотреть сознательное и бессознательное в человеческой психике.

Сознание заключается в способности к целенаправленному оценочному отражению окружающей действительности при помощи визуальных образов, чувств и логических рассуждений. Сознание бывает индивидуальным и общественным. Нередки случаи, когда люди, слишком сильно идентифицируясь с какой-либо группой, начинают путать «личное с политическим».

Бессознательные явления существуют практически во всех психических процессах, воздействуют на поведение, эмоциональное состояние и мышление человека, при этом не осознаются им. Швейцарский психиатр Карл Юнг утверждал, что кроме «индивидуального бессознательного» существует также и «коллективное бессознательное», состоящее из архетипов – неосознанных образов, единых для определённой группы людей.

Воплощениями архетипов являются литературные и фольклорные герои, их образы формируют шаблоны поведения, перенимаемые с самого детства и бессознательно воспроизводимые людьми в повседневной жизни. 

Особенности менталитета личности

Этот термин, как правило, употребляется, чтобы выделить особые психологические характеристики человека и его отличие от других людей, социальной среды. Индивидуальный менталитет формируется за продолжительный период времени, но может частично изменяться на протяжении всей жизни. На его становление влияют жизненный опыт и волевые усилия человека, его психологическая устойчивость.

Однако помимо напрямую зависящих от индивида факторов существуют и внешние причины формирования менталитета:

  • Воздействие более сильных, сформировавшихся личностей: педагогов, кумиров.
  • Политика государства.
  • Знания, почерпнутые из различных источников (кино, литературы, интернета).
  • Менталитет родителей, семьи.
  • СМИ.
  • Школьное воспитание.

Считается, что менталитет личности начинает формироваться примерно в 3-4 года, а завершается формирование к подростковому возрасту (15-17 лет). Сформированный менталитет характеризуется системой ценностей, которой соответствуют различные цели и средства их достижения. Если рассматривать именно систему ценностей, можно заметить, насколько сильно она отличается в период «подросткового максимализма» и в более зрелом возрасте.

Индивидуальный менталитет далеко не всегда напрямую зависит от возраста, некоторые люди не становятся по-настоящему зрелыми личностями, дожив до пенсии и вырастив собственных детей. Для современного общества, в котором вопрос физического выживания уже не стоит так остро, такая «психологическая несформированность» стала очень серьёзной проблемой.

Типы группового менталитета

Групповой менталитет формируется в основном при помощи бессознательного. Это понятие достаточно непросто формализовать. Оно заключается не только в том, что, к примеру, люди в сплочённом, устоявшемся коллективе «мыслят хором», но и в следовании общим идеалам, формировании определённых стереотипов и других проявлениях общественного сознания. Если говорить точнее, «бессознания».

Выделяются различные типы менталитета, которые отличаются разной степенью общности. Опираясь на состав рассматриваемой группы, можно выделить следующие разновидности:

  • Национальный менталитет (русский, американский).
  • Профессиональный менталитет (офицерский, врачебный, преподавательский).
  • Классовый менталитет (рабочий, предпринимательский).
  • Партийный менталитет (демократический, консервативный).
  • Возрастной менталитет (подростковый, старческий).
  • Территориально-географический менталитет (столичный, провинциальный).
  • Криминальный менталитет.

В реальности типов менталитета гораздо больше, и со временем появляются всё новые. Современное общество является очень многогранным, поэтому каждый человек сочетает в себе компоненты нескольких типов менталитета.

Особенности менталитета личности

Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).

К первым относятся:

  • жизненный опыт;
  • усилия воли;
  • психологическая устойчивость.

Ко вторым относятся:

  • влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
  • государственная политика;
  • знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
  • родительские установки, стереотипные правила поведения;
  • средства массовой информации;
  • школьное воспитание.

Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.

Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.

Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.

Ментальность и менталитет — отличия

считается Менталитет основой, ядром культуры народа. это – Ментальность способ видения мира, в котором сопряжена мысль с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие общечеловеческое имеет значение, а ментальность затрагивает любые слои социальные, исторические времена. Ментальность – это возникновению к предпосылка, существованию мировоззрения.

Чем отличается менталитета? от ментальность Мировосприятие — это культура, которая определенной к относится социальной группе, она выражается образ через мышления, отражается в бессознательном эмоционально-переживании чувственном в виде обычаев, традиций, религии, языка и философии. Ментальность — это более широкое которое, понятие описывает способ мышления, как менталитет. А таковой — это более конкретное определение, общих в которое чертах описывает специфику явлений.

Ментальность и менталитет — отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Менталитет и мировоззрение

В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:

  • философское;
  • мифологическое;
  • религиозное;
  • научное.

Варварский  менталитет

Варварская ментальность считается самой древней.

Для «варваров» присуще:

• выживаемость при любых условиях, активная жизненная и сексуальная позиция, выносливость;

• постоянное удивление окружающим познаниям, то есть такие индивиды без какого-либо сопротивления воспринимают всю информацию извне;

• регулярное стремление к новым свершениям.

В социуме «варвар» отождествляет себя с микрогруппой, то есть семьёй, друзьями, сослуживцами. При этом он всегда воспринимает угрозу к группе, как свою личную, поэтому с лёгкостью бросается в защиту.

Такие индивиды способны как быстро менять свои убеждения, так и следовать им неуклонно на протяжении всей жизни.

Как лечить расстройство ментальное

Ментальный – это душевный или Значит. психический, и лечить болезни такого уровня специалиста у необходимо соответствующего профиля – психолога или Как.

психотерапевта это происходит:

  1. Если расстройство отражается сильно на теле и значительно снижает качество например (жизни, панические атаки, агорафобия), то сначала обратиться необходимо к медицинскому психотерапевту. Он назначит транквилизаторы, другие и антидепрессанты препараты, которые помогут привести в физиологию порядок.
  2. Затем желательно заняться не медицинской встречаться – психотерапией с психологом 1 раз в неделю некоторое продолжительность (время зависит от вашей потребности). Это для нужно того, чтобы понять, что вашей в конкретно жизни вы не можете «переварить», постараться изменить либо негативную ситуацию, либо поменять отношение свое к ней.

Понятие, определение менталитета

Слово произошло от латинского mens («мышление», «ум») и alis («другие»). С точки зрения психологии, мышление – это способность человека рассуждать, воспринимать, отражать в суждениях объективную реальность. Понятие менталитета шире.

Что же такое менталитет:

  • ценности, убеждения, установки личности;
  • нормы, идеалы;
  • когнитивные, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, культурные особенности;
  • культурный, личный опыт;
  • жизненные цели, предпочтительные способы их достижения;
  • представления о мире, своем месте в нем.

Если мы говорим о менталитете общества, то рассматриваем традиции, историю, социальные нормы. Если мы рассматриваем мышление одного человека, то обсуждаем его личные установки, паттерны поведения.

Говоря простыми словами, менталитет – это что-то глобальное. Это образ жизни конкретного общества или личности. Зная особенности мировоззрения, можно предугадать поведение, деятельность конкретного человека. Интересно то, что общественное и личное сознание неразрывно связаны.

Способность оценивать, чувствовать, логически рассуждать не дается нам от рождения. Этому мы учимся в процессе социализации. Основные средства социализации и адаптации – подражание, идентификация. Мы сравниваем себя с авторитетами и референтными группами, перенимаем их образ мысли. В каждом человеке присутствует личное и общественное, сознательное и бессознательное.

Менталитет общества

Менталитет общества – это уже придуманные, зафиксированные, отработанные и вживленные в общество традиции, догмы, правила, убеждения и верования, которые позволяют государству в целом сохранять свои позиции и границы. Каждый человек должен их усвоить, чтобы своими действиями и эмоциональными реакциями не противоречить им. В противном случае его будут считать странным, необычным, возможно, неприятным, даже изгоем.

Если человек не принимает устои общества и не живет по ним, его называют маргиналом – изгоем. Сам же менталитет не является логическим умозаключением, правилами, которые истинны в любых обстоятельствах, законами природы и пр. Менталитет – это культурные традиции, шаблоны, стереотипные мировоззрения и уже обозначенные эмоциональные реакции на те или иные явления. Другими словами, общество вам уже говорит о том, как вы должны реагировать, поступать и что думать в тех или иных ситуациях при столкновении с теми или иными явлениями, предметами.

Менталитет – это границы дозволенного, фон, на котором может жить человек. Что он будет думать, как реагировать и как действовать, уже выбирать ему. Однако он не должен выходить за границы дозволенного. Менталитет – это рамки, в пределах которых человеку позволено выбирать, жить и развиваться. Общество дает направление, а человек уже выбирает из того, что ему позволено.

Формирование и усвоение менталитета занимает 12 лет. Начинается усвоение с 3-летнего возраста и заканчивается в 16 лет.

Австрийцы: противоположные, но привлекательные

Австрийцев многие называют нашей противоположностью. Действительно, они сдержаны, скромно выражают эмоции, самокритичны, во всём стремятся к стабильности. При всей любви к роскоши австрийцы не афишируют свое благосостояние, миллионеры одеваются как обычные люди. Между тем, по сравнению с немцами австрийцы намного более раскованы. Немцы даже считают, что австрийцы склонны к неаккуратности и беспорядку.

Обладатель ВНЖ Австрии

– «Многие со мной не согласятся, но лично я считаю, что в русском менталитете нет очень важных черт: пунктуальности, дисциплинированности, умения планировать жизнь и постепенно претворять планы в жизнь. Так вот я переехал в Австрию именно для того, чтобы пообщаться с людьми, которые этими чертами обладают. В какой-то мере я сознательно «прививал» себе черты австрийского менталитета. Поэтому наша тотальная непохожесть с австрийцами в моем случае сыграла положительную роль».

Что нравится:

  • умение держать себя в руках
  • умение осуществлять планы
  • работоспособность
  • дисциплинированность
  • предприимчивость

Что раздражает:

самоуверенность
честолюбие
скептицизм
саркастичность по отношению к иностранцам
излишняя любовь к порядку

Швейцарцы: мягкие, но упорные

Жителям Швейцарии не дашь однозначных определений – природа их менталитета двояка, что делает их еще более не похожими на нас. С одной стороны, швейцарцы мягкие по характеру, домоседы, любители уюта и комфорта, спокойные и сдержанные.

С другое же стороны, едва ли можно найти в Европе более целеустремленных и упорных людей, которые очень хорошо знают себе цену. Заметьте, что даже когда Европа была полностью охвачена II Мировой войной, Швейцария сохраняла нейтралитет. Швейцарцы отказались от вхождения в Евросоюз. Они чрезвычайно самостоятельны…

Обладатель ВНЖ Швейцарии

– «Основное отличие швейцарского менталитета от нашего, взращенного еще советской системой, – в самоценности личности. Здесь человек привык самостоятельно добиваться всего, строить карьеру. У нас же человек всегда должен входить в какую-либо систему, «семью», иначе он ничего не добьется. В Швейцарии же чрезвычайно много self-made людей. А еще швейцарцы очень любят порядок. Такое ощущение, что забери у них регламенты, и жизнь буквально остановится. Потому что вся жизнь швейцарца – это свод правил».

Что нравится:

  • целеустремленность
  • любовь к порядку
  • независимость
  • выносливость
  • мягкость и спокойствие

Что раздражает:

  • зацикленность на собственном «я»
  • чёткая регламентированность жизни
  • эмоциональная сдержанность
  • упорство в желании «гнуть свою линию»
  • неумение импровизировать

Шведы: неприступные, но отвязные

Шведы – типичный северный народ, привыкший к долгой и холодной зиме, которая поневоле делает их своеобразными «затворниками». Однако же хотя у половины жителей России тоже длинная зима, шведы абсолютно не похожи на нас. Они привыкли к радикальным решениям и от них едва ли услышишь «может быть». И еще раз о чае и кофе… Чай в Швеции не пьют, а кофе поглощают в огромных количествах.

Обладатель гражданства Кипра, живущий в Швеции

– «Здесь многие зациклены на равенстве полов, в частности, женщин не принято пропускать вперед, помогать им. В свою очередь, представители женского пола достаточно уверены в себе и независимы. Шведы-мужчины всегда сморят на тебя как бы свысока.

Они очень консервативны. Например, в компании, где я работаю, руководящие должности занимают шведы, и их практически невозможно переубедить в чем-либо. Принятое однажды решение уже не обсуждается. В целом мне здесь нравится.

Принято считать шведов холодными, но это совершенно не так. На работе они серьезны, но на праздниках «зажигают» до умопомрачения. Я в Москве такого веселья не видел».

Что нравится:

  • трудолюбие
  • умение веселиться
  • деловая хватка
  • любовь к семейным ценностям
  • внимательность

Что раздражает:

  • упорный консерватизм
  • легкая отрешенность
  • малоэмоциональность
  • сдержанность
  • самоуверенность

Методы изучения

ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.

Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».

Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.

Аристократический менталитет

Аристократичный менталитет зародился при появлении феодального общества в Европе.

Для «аристократов» характерно:

• стремление к независимости (личной и духовной);

• утонченные вкусы, в том числе и в сексе;

• желание производить приятное впечатление, что проявляется в манере общения, стиле одежды и поведения;

• стремление всегда говорить правду.

В социуме «аристократ» чаще всего одинок: иногда он связывает себя с семьей, но весьма редко. Личные убеждения такие индивиды никогда не предадут и не поменяют, ведь это ассоциируется у них с проявлением силы и воли, они стараются никогда не выглядеть слабыми.

Виды ментальных моделей

Существует два вида моделей:

  • Негативные. Не решают проблему, а лишь усугубляют. Ограничивают возможности.
  • Позитивные. Выводят из ситуации. Преумножают возможности.

Все ментальные модели создают сложную систему – наше мировоззрение. Они могут как благотворно влиять на процесс обучения и развития, так и мешать этому.

О наличии ограничивающих ментальных моделей свидетельствуют:

  • Склонность отстаивания факта, что все ваши идеи полностью соответствуют действительности.
  • Винить в проблемах себя и других.
  • Узкий круг по интересам, который не позволяет познавать новое.
  • Стремление обходить стороной неопределенности, и скорее делать выводы.
  • Постоянное использование фраз: «не должен», «должен», «недопустимо» и прочие.
  • Систематическое употребление обобщающих понятий: «все», «никто», «никогда» и другие.
  • Привычка все подводить под одну черту, основываясь на единичном случае.
  • Отсутствие любопытности.
  • Приобретенный опыт не способствует пересмотру существующих убеждений.

А модели, которые помогают разобраться и лучше сориентироваться в принятии верного решения называют «поддерживающими». Чтобы начать работу с ними, необходимо воссоздать внутреннюю картину восприятия мира, хорошо их проработать и изучить. Нужно вести обучающие разговоры, чтобы продемонстрировать свое мышление, открыть себя для влияния, которое могут оказывать другие люди.

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

  • принятия православного христианства от Византии

  • татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

  • расположение России между цивилизациями Запада и Востока — это стало глубинной основой ее двойственности

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

Татьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954

Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских — важнейшее значение в ней имеет компонент страдания

Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «…соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом

По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.