- Б. Структурно-семиотические единицы.
- Г. Референциальные и квазиреференциальные единицы.
- Суть и особенности
- Экспрессивность — это что такое, средства экспрессивности
- В. Понятийно-тематические единицы.
- Обработка, презентация и интерпретация результатов.
- Выборка Контент-анализа. Контент-анализ — описание метода
- Контент-анализ в психологии
- Что такое экспрессивность?
- Этапы применения контент-анализа
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Четвёртый этап
- Пятый этап
- Шестой этап
- А. «Физические» единицы.
- Контент анализ в психодиагностике. Из истории контент-анализа, как психодиагностической процедуры
- Функциональный анализ в социологии
Б. Структурно-семиотические единицы.
Под таковыми имеются в виду основные элементы семиотических систем (см. СЕМИОТИКА). В случае естественного языка это:
– лексика языка (слова и их эквиваленты, например выражение железная дорога или термин контент-анализ, т.е. то, что фиксируется в словарях) и
– грамматические показатели (например, отрицательные частицы или показатели таких категорий, как, скажем, отглагольные имена).
Количественный подсчет встречаемости слов в тексте – это, пожалуй, самый простой вариант контент-анализа, который, однако, зачастую способен давать небезынтересные результаты. Чаще всего, конечно, подсчитываются «интересные», или «ключевые» слова и/или словосочетания, например названия ценностных категорий типа свобода, стабильность, доверие, территориальная целостность; сценариев типа предательство или разочарование; достаточно однозначные обозначения тех или иных общественно значимых явлений, например коррупция, преступность или терроризм; значимые атрибуты наподобие жесткий, решительный; эмоционально окрашенная оценочная лексика типа разрушительный, неудержимый, подлый, кошмарный, человеконенавистнический; слова-пароли (тоже зачастую эмоционально окрашенные) типа патриоты, коммунофашисты, мондиалисты или белопридурки; слова, сильно активизированные в конкретный момент времени, вроде «Семья» или «Мабетекс» в начале осени 1999 или все та же «Семья» и «Медиа-Мост» в конце весны 2000 в России, терроризм во множестве стран мира осенью 2001 и т.д.
Контент-анализ грамматических категорий представляет собой достаточно редкое исследовательское начинание, стимулом к которому является гипотеза (весьма правдоподобная) о том, что употребление грамматических форм в меньшей степени, чем употребление лексики, контролируется автором текста и поэтому может послужить источником таких сведений о нем, которые он сам вовсе не собирался делать доступными своим читателям. В политической психологии существует специальная исследовательская методика, так называемый анализ когнитивной сложности, которая на основе фактически контент-аналитической процедуры позволяет делать выводы о том, насколько простым (или, напротив, сложным) является видение политической ситуации автором текста и как оно меняется со временем. Единицами контент-анализа, лежащего в основе оценки когнитивной сложности, являются, например, относимые обычно к служебной лексике категорические квантификаторы типа всегда, никогда, всякий, которым противостоят квантификаторы типа иногда, некоторый и т.п.; категорические (вроде знаменитого однозначно) оценки истинности в противоположность осторожным возможно или не исключено, что; языковые средства дифференцированного рассмотрения ситуации наподобие с одной стороны… с другой стороны; упоминания взаимодействия, баланса, взаимозависимости, компромисса и т.д.
Известны и примеры контент-анализа чисто грамматических средств, например исследования соотношения глагольных форм, обозначающих, соответственно, процессы и результаты, исследование номинализованных (с отглагольными именами типа построение, усиление и т.п.) конструкций в языке партийных документов брежневского времени, отрицания в политическом тексте и др.
Поскольку объектами контент-анализа могут быть не только вербальные (естественноязыковые), но и другие виды текстов (например, карикатуры, фотоснимки, рекламные клипы), постольку в числе структурно-семиотических единиц контент-анализа могут присутствовать визуальные и звуковые (чаще всего музыкальные) образы и символы, которые могут анализироваться на тех же основаниях, что и единицы естественного языка.
Г. Референциальные и квазиреференциальные единицы.
К референциальным, точнее, конкретно-референциальным единицам относятся обозначения реальных личностей (как современных, так и исторических деятелей), событий, городов, стран, организаций и т.д.; это, так сказать, «энциклопедический» блок единиц анализа. Этот блок, особенно в части персоналий, весьма важен и диагностичен, поскольку позволяет определять личностные рейтинги и, что не менее существенно, оценивать идеологические системы с точки зрения присутствующих в них референтных «знаковых» фигур, своего рода «идеологических героев». Примером интересного исследования роли референтных фигур в российском оппозиционном дискурсе 1996–1997 может послужить работа А.В.Дуки. Способы обозначения в тексте конкретных фигур могут различаться (В.В.Жириновский, Владимир Вольфович, Вольфыч, Жирик, сын юриста, лидер ЛДПР, самый провосточный российский политик, главный либеральный демократ, либералиссимус), однако конкретно-референтная единица здесь во всех случаях одна. Квазиреференциальные единицы в политических текстах чаще всего бывают представлены обозначениями всякого рода «сил» – коллективных актеров политической сцены, референция которых может колебаться от реальной (типа КПРФ) через обобщенную (коммунисты, либералы, Запад, исламисты) к откровенно мифологизированной (мировая закулиса). Независимо от своей референции все эти персонажи присутствуют в идеологическом пространстве, им могут приписываться действия и оценки, и отношение к ним является немаловажным политико-идеологическим фактором. Грань между квазиреференциальными и некоторыми типами понятийно-тематических единиц размыта в силу того, что некоторые политические понятия способны и даже склонны (например, та же преступность) к метафорической персонификации.
Суть и особенности
Существует несколько вариантов описания этого определения:
- Формализованный способ обработки графической или текстовой информации. Характеристики — систематичность, строгость.
- Качественный и количественный метод изучения текстов, позволяющий выявить тенденции, факты, которые отражены в анализируемых документах.
При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.
Сущность метода:
- Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.
- Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.
- Нужно фиксировать единицы текста.
Контент-анализ применяется для исследования и изучения:
- Социально-психологических явлений, которые отражаются в содержании сообщений.
- Особенностей людей, которые создают тексты, документы, художественную литературу.
- Социально-психологических аспектов воздействия автора на публику.
Методика позволяет уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов из анкет.
Исследователю необходимо выявить единицы содержания текста, распределить полученную информацию на отдельные группы по заранее заданным критериям.
Прежде чем начинать применять контент-анализ нужно понять, когда он эффективен:
- Если языковой фактор имеет решающую роль в получении необходимой информации. Например, это актуально для поиска авторов иностранных текстов, установления авторства текстов знаменитых писателей, композиторов.
- Когда нет прямого выхода на автора текста. Если автор находится в недосягаемости, можно анализировать только информацию, представленную в его работах.
- Если нужно обрабатывать большой объем информации. С подобными проблемами сталкиваются люди, которые работают в средствах массовой коммуникации, кино, занимаются изучением литературы. Например, невозможно охарактеризовать положение в мире прочитав информацию на двух сайтах, не затронув массива данных среди большого количества источников.
Экспрессивность — это что такое, средства экспрессивности
Экспрессивность – это весь комплекс стилистических, семантических речевых признаков, которые позволяют выражать субъективную позицию говорящего в отношении предмета или адресата. Слово имеет латинский корень expressio, что обозначает выражение. Экспрессивность – одно из речевых свойств, что связано непосредственно с эмоциональной оценкой сообщаемой информации, субъективно воспринимаемой и бессознательно выражаемой говорящим. И также в целом экспрессивность перекликается с личными особенностями раскрытия говорящим его чувств. Так либо иначе, многие психологи, лингвисты отождествляют понятия экспрессивности и эмоциональности, аффективности в средствах речи.
Некоторые, уже ставшие общеупотребимыми в языке выражения, изначально являлись его экспрессивными оборотами, и лишь позднее закрепились в известные фигуры речи и особенности структуры стиха.
В. Понятийно-тематические единицы.
В большинстве случаев контент-аналитик интересуется не словами как таковыми и тем более не грамматическими категориями, а стоящими за словами значимыми для него понятиями, темами, проблемами – иными словами, тем, что можно назвать понятийно-тематическими единицами
Исследователь, интересующийся тем, какое место в общественном сознании занимает, скажем, проблема преступности, обязан принимать во внимание не только присутствие в анализируемом информационном массиве слова преступность, но и упоминания заказных и всяких прочих убийств, бандитского беспредела, «крыши», «братков», авторитетов, власти криминала и проч. Тот, кого занимает проблема свободы, должен в своем анализе реагировать на упоминания давления на прессу, чиновничьего произвола, контролируемости СМИ, доступа к Internet и т.д
Интересующийся отношением общественного сознания к каким-то реалиям должен принимать во внимание самый широкий спектр позитивных, негативных и некоторых более конкретных оценок, которые могут быть даны этим реалиям, причем эти оценки вовсе не обязательно должны присутствовать в виде оценочных суждений.
Обработка, презентация и интерпретация результатов.
Кодирование данных при контент-анализе обычно осуществляется с помощью достаточно простых анкет или компьютерных программ, в которых фиксируется каждое появление в анализируемом тексте искомой единицы. (Проблема подготовки кодировщиков, очень важная в практическом плане, в настоящей статье не затрагивается.) Эта элементарная схема может быть усложнена многими разными способами. Прежде всего, наборы единиц с сопоставленными им количественными оценками, как правило, сопоставляются с другими количественными оценками тех же единиц. Это могут быть, например, результаты подсчета частотности упоминания одних и тех же тем для различных выпусков одного и того же печатного издания или одной и той же регулярно выходящей в эфир новостной программы (временные ряды); результаты аналогичного подсчета для различных изданий/программ или, скажем, обобщенных категорий изданий. Очевидно, что такие данные могут быть представлены с помощью разнообразных графических средств – диаграмм, графиков и т.д., обеспечивающих наглядность.
Наглядность, следует заметить, важна не только для аналитика: наглядная диаграмма или впечатляющий график обладают большим потенциалом воздействия, особенно в обществе, привыкшем с почтением относиться к естественнонаучному инструментарию.
Классификации зачастую бывают многомерными, и для представления это также могут использоваться различные формальные средства. На практике результаты контент-анализа чаще всего представляются рядами диаграмм, столбчатых или круговых, хотя понятно, что в распоряжении контент-аналитика имеется все разнообразие средств представления количественных данных. А также и качественных: для отображения отношений между единицами контент-анализа и результатов их категоризации используются такие стандартные средства отображения структур, как различные графы.
Квантификация данных, естественно, создает необходимые предпосылки для применения к ним средств математического анализа. Помимо анализа частотного распределения, к ним относится анализ различного рода корреляций между переменными, ассоциаций, анализ сопряженности, кластерный анализ. Разумеется, весь этот инструментарий должен применяться корректно. Если при определении единиц контент-анализа и идентификации их в тексте добиться полной объективности возможно лишь в некоторых (как правило, не самых интересных) случаях, то при экспликации и обработке данных обеспечить следование строгим стандартам вполне возможно.
Содержательная интерпретация результатов зависит от целей анализа; она является прежде всего творческим актом, результаты которого во многом предопределены политологической квалификацией и интуицией аналитиков.
В ходе контент-аналитического исследования как для анализа текста, так и для последующей обработки его результатов может использоваться вычислительная техника. Второй тип использования не вызывает особых проблем: после квантификации, т.е. перевода данных в числовую форму, их математическая и, в частности, статистическая обработка может осуществляться многими разными программными средствами, в том числе стандартными статистическими пакетами типа SPSS. При анализе текста и последующем сохранении результатов этого анализа в базах данных могут использоваться специальные программы, предназначенные для целей лингвистических исследований. В частности, анализ метафорики в русских политических текстах велся с помощью разработанной в Институте русского языка РАН программы Dialex, способной осуществлять составление частотных словарей и конкордансов, а также поиск лексических единиц с их контекстами и сохранять его результаты в базе данных; в настоящее время завершается работа над более совершенной системой, предназначенной для решения тех же задач. Некоторая подсистема контент-анализа входит составной частью в отечественную систему прикладного анализа текстов ВААЛ. Имеется также ряд зарубежных контент-аналитических компьютерных систем, а также систем, потенциально применимых для целей контент-анализа – такова, в частности, система KEDS, разработанная Ф.Шродтом в Канзасском университете и используемая для анализа потока политических событий, отображаемых на ленте информационного агентства «Рейтер».
См. также ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА; КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА.
Павел Паршин
Выборка Контент-анализа. Контент-анализ — описание метода
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов
исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.
Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий
для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу
Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми
для контент-анализа
Контент-анализ в психологии
Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности. От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения. Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.
Контент-анализ позволяет выявить психологические характеристики, качества автора текста (коммуникатора). Содержание сообщения исследуется вместе с непосредственным поведением реципиентов актуальной информации. В психодиагностике метод контент-анализ в отличие от содержательного анализа может оцениваться по тем же качественным критериям, что и другие методы: достоверность, валидность, надежность, объективность.
Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик. Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных. Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.
Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации. Он является вспомогательным в обработке данных, что были получены вследствие применения другого анализа.
Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп. Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации. Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.
Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:
— через изучение содержания текстовых сообщений, исследование психологических свойств, их авторов и коммуникаторов;
— исследование явлений психологии, что отображаются в самом содержании сообщений, с включением явлений, которые ранее присутствовали и теперь недоступны изучению иными методами;
— изучение психологии респондента;
— изучение через смысл содержания сообщения, социологической, психологической специфики разных коммуникационных средств, также особенностей создания содержания сообщения;
— изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.
Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.
Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).
Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.
Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.
Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Что такое экспрессивность?
Экспрессивность речи позволяет говорящему человеку, помимо основного содержания высказывания, передать некую информацию о себе, личное отношение к тому, о чем он говорит. Причем такая передача в основном происходит бессознательно.
По экспрессивности речи можно понять, к какой социальной группе, категории относится человек, какие качества ему свойственны – и если это сообщение импульсивно, непроизвольно, посему часто является наиболее правдивым.
Экспрессивность высказывания часто обнаруживает подлинное отношение говорящего к предмету, отношение подчас негативное, какое он не выразил бы, не находясь на пике : иронии, скепсиса, снисхождения, пренебрежения. То есть, он субъективно ставит предмет ниже себя, возвышается над ним, что и делает его речь экспрессивной. Говорящему же при том кажется, что он выразил некие объективные свойства предмета.
Этапы применения контент-анализа
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
Первый этап
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
- заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
- один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
- заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
- сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
- частота появления сообщений;
- способ распространения сообщений;
- место распространения сообщений;
- время появления сообщений.
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Второй этап
Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Третий этап
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:
- она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
- она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
- она должна легко идентифицироваться;
- число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:
- Тема не может выходить за пределы абзаца.
- Новая тема возникает, если происходит смена:
- воспринимающего,
- действующего,
- цели,
- категории.
Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.
Четвёртый этап
Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:
- физическая протяженность текстов;
- площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
- число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
- длительность трансляции по радио или ТВ;
- метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
- количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч..
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Пятый этап
Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.
Обычно составляются таблицы вида:
Единицы анализа | Единицы анализа | Единицы счёта | Единицы счёта |
---|---|---|---|
Категории | Подкатегории | Частота упоминания абсолютная, раз | Частота упоминания относительная, % |
1 Категория | 01 подкатегория | 15 | 32 |
02 подкатегория | 7 | 15 | |
03 подкатегория | 25 | 53 | |
Итого: | 47 | 100 |
Шестой этап
Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
А. «Физические» единицы.
Под таковыми понимаются сущности с четко очерченными физическими, геометрическими или временными границами, как, скажем, экземпляры книги, номера газет, экземпляры плакатов или листовок, фотографии и т.п. Идентификация и подсчет их не составляют особого труда, однако необходимость в таком подсчете возникает достаточно редко; подсчет, скажем, листовок или книг чаще всего осуществляется с целью оценки представленности какой-то тематики или оценки, т.е. реально используются единицы других, характеризуемых ниже типов единиц – обычно концептуальных, пропозициональных или тематических.
Контент анализ в психодиагностике. Из истории контент-анализа, как психодиагностической процедуры
В
современной отечественной психодиагностике
контент-анализ, вообще качественно-количественное
изучение документов, применяется
крайне редко по сравнению со всевозможными
тестами, проективными методиками,
опросниками. В то же время в истории
развития метода изучения документов
имеется довольно разнообразный опыт
его использования для психодиагностических
целей.
Начиная
с 20-х годов нашего века в социологии и
психологии помимо интуитивно-качественного
подхода в изучении документов все чаще
стали применяться количественные
методы. Следует заметить, что документы
в социальных науках понимаются достаточно
широко; к ним, как показывает
исследовательская практика, относятся
официальная и личная документация в
собственном смысле слова, в том числе
письма, автобиографии, дневники,
фотографии и т. п., материалы массовой
коммуникации, литературы и искусства.
В
нашей стране еще в 20-х годах количественные
методы при изучении документов
использовали психологи Н. А. Рыбников,
И. Н. Шпильрейн, П. П. Блонский, социолог
В. А. Кузьмичев и др.
В
США тогда же квалификацию в исследования
материалов массовой коммуникации
вводили М. Уилли, Г. Лассуэлл и другие.
В 40-50-е годы в США формируется специальный
междисциплинарный метод изучения
документов — контент-анализ (content
analysis).
Позднее он проникает в европейские
страны. В нашей стране с конца 60-х годов
этот метод также получает распространение
в социологических и социально-психологических
исследованиях (подробнее см.: Семенов
В. Е., 1983).
Сущность
контент-анализа заключается в
систематической надежной фиксации
заданных единиц изучаемого содержания
и в их квантификации. Делаться это может
в самых разнообразных целях в русле
той или иной концептуальной схемы или
теории, в том числе и для нужд
психодиагностики, для исследования
межличностных и межгрупповых различий
и специфики, их динамики во времени.
Остановимся на исследовательском
опыте качественно-количественного
изучения документов, либо имеющем
прямое отношение к традиционной
психодиагностике, а также к
социально-психологической диагностике,
либо близком к психодиагностическому
опыту.
Качественно-количественный
анализ содержания в 20-е годы использовал
в своих работах известный русский
советский исследователь биографических
материалов Н. А. Рыбников, который, в
частности, рассматривал автобиографии
как психологические документы,
документирующие личность и ее историю.
Он разделял автобиографии на спонтанные
и спровоцированные, понимая под последними
прием побуждения испытуемого говорить
о себе, причем говорить по определенному
плану. Такой прием, по мнению Н. А.
Рыбникова, «гарантирует однообразие
собираемого материала, что имеет огромные
преимущества, давая возможность
сравнивать, объединять, обобщать
собираемые факты и т. д.» (Рыбников Н.
А., 1930, с. 40). Подобным образом им были,
например, проанализированы более 500
автобиографических сочинений детей
рабочих, написанных в 1926-1928 гг. При этом
исследователь предлагал школьникам
описать свою жизнь, давая тему: «Как я
живу теперь». В ходе анализа сочинений,
в частности, прослеживалось, как
распределяются положительные и
отрицательные оценки школьниками
своей жизни в зависимости от возраста
и пола.
Функциональный анализ в социологии
Функциональный анализ – это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.
Функциональный анализ важен для когнитивной науки, поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.