Гиперкомпенсация в психологии: примеры из жизни

Консультации

Если данная проблема актуальна для вас или ваших близких, мешает вам чувствовать себя счастливым человеком, то мы готовы помочь вам в решении этой проблемы. Подробнее

Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin verim org

!!Рекомендуем: Обучение ⇒ Семейная Энциклопедия Здоровья ⇒ Консультация аналитика ⇒ Оглавление ⇒ Главная сайта

Советы или рекомендации, приводимые в данном разделе, не предназначены для того, чтобы заменить собой услуги лечащего врача, психотерапевта или психиатра.
Данная информация не выступает в качестве альтернативы профессиональному медицинскому лечению и не предлагает ни диагноза, ни лечения каких-либо конкретных медицинских или физиологических проблем, если они у вас есть.
Если у вас есть какие-то проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь со своим врачом.

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста. Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному. Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

Примеры психологической защиты

Компенсация рассматривается всего лишь как механизм самосохранения нервной системы. Проблемы могут начинаться с самого раннего детства, когда поведение и привычки ребенка не соответствуют принятым в обществе стандартам и принципам поведения. Такое случается, например, при смене места жительства и учебы, в подростковом возрасте индивиду сложнее адаптироваться к новым условиям.

Чтобы почувствовать себя на равных правах с окружающими, стать одобряемым и полноценным, востребованным и значимым, человеку приходится подстраиваться либо выражать явный протест. И в том, и в ином случае проявляется защитная реакция.

Поэтому компенсацию нередко называют реакцией притворства. Люди надевают маски, скрывают свои истинные привычки и предпочтения, испытывают неуверенность в себе и замкнутость. На фоне этого проявляется функциональное расстройство, связанное с необходимостью прятать или подделывать эмоции.

Кроме того, притворство возникает на фоне страха. Он может быть вызван различными причинами:

  • боязнью обидеть;
  • показаться некультурным или необразованным;
  • проявить истинные эмоции;
  • услышать насмешки в свой адрес.

В сознании конкретного человека куча причин и только ему понятных оснований для того, чтобы надеть маску: улыбаться, когда грустно, смеяться, говорить при безумном желании помолчать или грустить в веселой обстановке.

Притворство рано или поздно приводит к усталости, желанию расслабиться. Организм испытывает стресс, а сильная психоэмоциональная нагрузка сказывается и на состоянии здоровья. Выстраивается вертикальная зависимость — от чувств и настроения к болезням и плохому самочувствию.

Защитные механизмы в виде компенсации — не самые эффективные средства добиться успеха в жизни. Со страхами лучше бороться, чем им подчиняться.

Предыдущая
ПсихологияВиды толпы в психологии — признаки, свойства и механизмы образования
Следующая
ПсихологияСовременное мировое образовательное пространство — формирование и тенденции развития

Почему появляется этот феномен

Альфред Адлер зафиксировал три основные причины, которые могут повлиять на развитие негативного проявления феномена еще в раннем детстве индивида.

  1. Наличие физических недостатков. Если родители или общество дало малышу неверные установки относительно какого-либо физического недостатка, он начнет воспринимать его как препятствие к нормальному существованию. При таком развитии, даже если ребенок добьется успеха в жизни, он все равно будет негативно воспринимать реальность. У него навсегда останется осознание, что люди воспринимают его как неполноценного члена общества.
  2. Если родители слишком опекают малыша. Основной причиной завышенной самооценки у людей считается излишняя забота и любовь со стороны родителей. Поэтому столкнувшись с реальной картиной, где никто не оказывает ребенку такого же внимания, как его родственники, он не понимает, что происходит. В итоге появляется ощущение, что его отвергают и не уважают, из-за чего и включается психологическая защита.
  3. Диктаторское воспитание. Если ребенка воспитывают слишком строго и жестко, то со временем он становится бессердечным. В связи с этим он начинает воспринимать всех вокруг себя, как личных врагов, желающих ему навредить. Также у ребенка может развиться брезгливое отношение к социуму.

Общие сведения о компенсации

Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.
Термин введен Зигмундом Фрейдом и позднее стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

К Компенсации относятся также:

  • Гиперкомпенсация;
  • Идентификация;
  • Фантазия (компенсация на идеальном уровне).

Компенсация считается одной из наиболее эффективных психологических защит, характерных для социально зрелой личности.

Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека.
Например, занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией.
Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется ги́перкомпенсация.
Излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.

Компенсация может сильно различаться по форме.
Она может быть как социально приемлемой (слепой, становящийся музыкантом), так и нет (компенсация физической слабости злоупотреблением властными полномочиями).

Компенсация может быть:

  • прямой (попытка добиться успеха в той области, где ощущается недостаток);
  • косвенной (стремление утвердить себя в другой сфере).

Компенсация предназначена для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.
Компенсация способствует уменьшению интенсивности этих чувств, чтобы самооценка личности не снизилась.
Снижение выраженности этих чувств может быть достигнуто с помощью переключения внимания человека с оценок и анализа травмирующих собственных свойств и опыта на другие, более нейтральные или позитивные качества и навыки.
Возникающие положительные реакции снижают интенсивность отрицательных чувств, и человек способен деятельно проявлять себя даже при постигшей его неудаче.
Чаще всего компенсация проявляется в профессиональной сфере.

Если компенсация как психологическая защита личности не сформирована, и человек не может переключиться или на другое состояние (переключение внимания на духовные принципы и переживание высших психических состояний), или на другой вид активности, то человеку сложно справиться с постигшем его разочарованием.
В этом случае озможны патологические варианты компенсаторного поведения, начиная от алкоголизма и заканчивая фанатичной верой во что-либо и служением чему-либо и кому-либо.

Активная компенсаторная ориентация на свои жизненные принципы может побудить человека к изменению своего поведения и к саморазвитию.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация — самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм.

Система уровней и виды

Компенсация в психологии, как сложный процесс, осуществляется на нескольких уровнях одновременно. Это связано с тем, что человек является неотъемлемой частью общества, развивается и раскрывает свою сущность под воздействием влияния извне.

Специалисты выделяют следующие уровни:

  • биологический (телесный);
  • психоэмоциональный (наиболее сложен по содержанию, осуществляется путем задействования в работе неосознанных процессов, позволяющих снизить тревогу и внутреннее напряжение);
  • социально-психологический (реализуется за счет взаимодействия с общественностью, нередко зависит от специфики внешней помощи, реакции окружающих на отклонения от нормы, например, инвалидность);
  • социальный (перестройка и адаптация в обществе определяются традициями, сложившимися национальными и религиозными обычаями в социуме).

В педагогике известно еще одно понятие, описывающее защитные механизмы, — псевдокомпенсация. На определенной стадии развития чаще всего она наблюдается у ребенка, однако в зрелом возрасте такие компенсаторные процессы также встречаются.

Кроме того, одним из основных видов компенсации является так называемая декомпенсация. Она встречается при возрастных кризисах, после пережитых стрессовых и психогенных ситуациях, перенесенных соматических нарушениях, черепно-мозговых травмах.

Также к срыву и угнетению нервной системы приводит переутомление, при котором у человека теряется сосредоточенность, ухудшается память и внимание, меняется отношение к близким. Психологи называют это неосознанным «бегством в болезнь»

Выполнение привычных функций, например, домашних заданий ребенком или должностных обязанностей взрослым сотрудником, становится для них сложным, на определенном этапе кажется бессмысленным. Особенно усиливаются такие ощущения, если что-либо не удается. Психика личности переходит в защитный режим до получения одобрения и похвалы со стороны окружающих.

Понятие компенсации используется психологами при проведении специальной терапии, оказании помощи в социальной адаптации.

Классификация задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости может быть также различной.

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

1. задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);

2. задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);

3. задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);

4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

Узнаем значение термина

С латинского языка — «возмещение». Компенсация в психологии — это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии — это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Что такое компенсация в психологии?

Компенсация в психологии – это защитный механизм, когда психика заставляет человека компенсировать, замещать или устранять те проблемы, которые вызывают негативную эмоциональную реакцию

Следует обратить внимание на то, что лично сам человек должен воспринимать как негативное, плохое, неприятное для себя. Если взять пример с детьми, то есть люди, которые нормально себя чувствуют при их отсутствии

Если же какой-то индивид страдает из-за своей несостоятельности в роли родителя, он будет искать различные способы, где сможет проявить свои нереализованные наклонности.

Компенсация – это способ защиты себя от того, что человек считает плохим и неприятным для себя. Как именно будет происходить компенсация, зависит от возможностей человека, его характера и условий жизни.

Ярким примером того, что такое компенсация, является замена продуктов. Когда у человека нет доступа к определенным продуктам либо он садится на диету, возникает необходимость в поиске другой еды, которая насытит организм нужными веществами.

Периодически каждому хочется съесть что-нибудь вредное и запить чем-нибудь неполезным. Газировки, алкоголь, копчености, фаст-фуд – все отрицательно сказывается на организме. Но почему он требует такой пищи? На самом деле организм требует не конкретной еды, а определенных микроэлементов, которые в ней содержатся. Это позволяет не употреблять вредные продукты, а заменять их полезной едой.

Поговорим об основных категориях специальной психологии

Последняя изучает принципы психологического развития и деятельности людей с психическими и физиологическими недостатками. Итак, понятие компенсации в психологии следующее. Это процесс восполнения имеющихся расстроенных или неполноценно развитых функций, с помощью целых или реорганизации отчасти разрушенных. Поговорим о тандеме компенсации и коррекции в специальной психологии.

Дадим определение коррекции. Это процедура редактирования разных трансформированных функций человека относится к внешним воздействиям. Она подразумевает определенную методику воздействия на индивида с целью корректуры дефектов. Ее методы используются для восстановления различных нарушений функций организма.

Коррекция, реабилитация, абиоитация как категории специальной психологии.

Коррекция

система
психолого-педагогических мер, направленных
на исправление, ослабление или сглаживание
недостатков психофизического развития
ребенка.
коррекция

это внешняя активность, нужен специалист,
который будет осуществлять коррекционную
деятельность, исправлять имеющееся
нарушение (например, логопед исправляет
речевые нарушения). Коррекция, в отличие
от компенсации, показана в случае,
нарушения функции, но не ее выпадения.
Корригировать зрение, когда оно
отсутствует, бессмысленно.

Реабилитация
система
медико-психологических, педагогических
и социальных мероприятий, направленных
на восстановление, коррекцию или
компенсацию нарушенных психических
функций, состояний, личностного и
социально-трудового статуса больных,
инвалидов, лиц, перенесших
заболевание.Можно
сказать, что реабилитация есть попытка
воздействия на компенсаторные способности
человека. При этом разные виды реабилитации
опираются на разные уровни компенсаторных
процессов. Так медицинская
реабилитация

обращена к биологическому уровню
организации компенсаторных процессов
(ведущими являются лекарства, лечебная
физкультура и т.д.); психологическая
реабилитация

обращена к психологическому уровню
компенсаторных процессов (ведущим будут
психокоррекционные и психотерапевтические
мероприятия, направленные на сознание
человека) и т.д.

Ситуация
абилитации
характеризуется тем, что факта и момента
утраты функции не было – человек
изначально от рождения или с раннего
детства обладал тем или иным нарушением.
Речь не может идти о восстановлении,
так как восстанавливать можно только
то, что утрачено. Если при реабилитации
ключевым словом выступает – восстановление,
то при абилитации – формирование.
Например, если человек, после перелома
ноги хромает, необходима реабилитация,
восстановление нормальных функций
(таких, как были до перелома ноги), а
умственно отсталому малышу нужна
абилитация, формирование всех функций,
так как самостоятельно они у него не
появятся. Поэтому абилитационные
мероприятия нужно понимать как систему
раннего вмешательства в процессе
развития ребенка с целью достижения
его максимальной приспособленности к
внешним условиям существования с учетом
индивидуальных особенностей имеющихся
нарушений. Таким образом, абилитация(предоставление
прав)
это система мероприятий, направленных
на формирование эффективных способов
социальной адаптации в возможных для
данного индивида
пределах.

Описание феномена

Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма. Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел.

Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

Рекомендуем: Акцентуация в психологии

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

Рекомендуем: Что такое дисграфия?

Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

Рекомендуем: Как узнать свое предназначение в жизни?

Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

Негативная сторона

Подобная реакция психики человека может развиться, если потребность доказать полноценность в обществе превращается в самоцель. Иными словами, индивид способен почувствовать, что он значим, лишь унизив оппонента. Хорошо описывает негативное проявление этой психологической защиты феномен донжуанизма.

Он выражается в компенсации комплекса сексуальной неполноценности. Мужчина начинает распространять о себе ложные слухи, что он самый лучший среди всех в интимной сфере, постоянно ухаживая за новыми дамами. Но, как только дело доходит до постели, он тут же разрывает все связи с ними.

Причины возникновения и способы избавления

Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверхвнимания и почета.

Рекомендуем: Сила воли — как ее развить?

3. Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям.

С 20 века и по сей день актуальна тема гиперкомпенсация в психологии, как избавиться от ее негативных последствий, хотят узнать миллионы людей. Психологи в своей работе используют следующую схему:

  • Работа над осознанием наличия у себя неправильных, ошибочных суждений о мире и себе (фикции).
  • Устранение ложных целей и ценностей, основанных на данных фикциях.
  • Определение новых, позитивных жизненных целей.

Описание феномена

Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма. Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел. Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

Акцентуация в психологии

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

Что такое дисграфия?

Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

Как узнать свое предназначение в жизни?

Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

Мои рекомендации

Предупредить развитие комплекса неполноценности и реакции гиперкомпенсации всегда легче, чем корректировать его, особенно во взрослом возрасте. Изначально для этого должны постараться родители. Хорошо, если малыш с раннего детства знает, что ему не нужно ни за кем гнаться, что он – хороший, независимо от талантов и способностей окружающих детей. Здорово, если родители помогают ему определиться с реально актуальным кругом интересов, а не пытаются навязать деятельность, в которой состоялись сами или, наоборот, не смогли реализоваться.

Если человек сам заметил у себя признаки гиперкомпенсации, ему лучше обратиться к психотерапевту для выявления причин и дальнейшей психокоррекции. При отсутствии желания или возможности обратиться к специалисту, можно попытаться решить проблему самостоятельно:

  • попытаться осознать причины своего комплекса неполноценности;
  • перестать оглядываться на других людей;
  • отказаться от постоянных доказательств своей правоты и правильности мыслей;
  • начать поиск себя: что действительно нравится? что реально получается? что еще никогда не удавалось попробовать, но есть желание?
  • стараться окружать себя уверенными в себе людьми, которые не будут унижать, но и не позволят самоутверждаться за их счет.

Узнаем значение термина

С латинского языка – «возмещение». Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Компенсации студентам и работающим мамам

Для студенток, решивших родить ребенка, предусмотрен академический отпуск. Им полагаются все виды финансовой помощи, предусмотренные законодательством для работающих. Учащиеся очной формы пишут заявление в самом учреждении, где они обучаются. Находящиеся на заочном отделении подают этот документ через работодателя, если они трудоустроены. Безработные студенты оформляются через отдел социального обеспечения.

Если работающие женщины имеют право на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, то студенткам положен академический отпуск, который делится на 2 периода:

  1. Полтора года после рождения.
  2. Продление отпуска до достижения ребенком 3 лет.

Виды пособий в связи с беременностью для студенток и работающих женщин:

  1. Выплата за постановку на медицинский учет до 12 недель беременности.
  2. Единовременная помощь в связи с родами. Студентки получают данную помощь от социальной защиты.
  3. Ежемесячные выплаты по уходу за новорожденным. Неработающие мамы получают денежные средства также из органов социальной защиты.

Что касается работающих женщин, то они получают компенсации и отпуск от организации, в которой трудоустроена.

Заключение

Так, реакция гиперкомпенсации чаще всего приводит к отрицательным последствиям:

  • человек не может чувствовать себя комфортно без наличия вокруг людей, за счет унижения которых может самоутверждаться;
  • он постоянно гонится за успехом в развитии слабых сторон, хотя мог бы сделать акцент на сильных качествах;
  • его не очень любят в компаниях, так как с ним неприятно общаться и быть униженным.

Наиболее действенный способ избавления от комплекса неполноценности и гиперкомпенсации – психотерапия. Она помогает человеку осознать собственную ценность и перестать гнаться за стереотипными достижениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.