Определение и характеристики индивидуализма

Представление об идеалах у индивидуалистов

Из определения индивидуализма, его принципов вытекают соответствующие идеалы, имеющие для сторонников этого философского течения первостепенное значение:

  1. Эмоциональная независимость от окружающих.
  2. Свобода мышления, наличие собственного мнения.
  3. Лидерские качества, социальная инициатива.
  4. Самостоятельность в действиях, принятии решений, лидерство и ответственность.
  5. Стремление к самосовершенствованию, достижениям и успеху.
  6. Право на частную собственность, личные приобретения.

Индивидуалисты ориентированы на заботу только о себе и значимых близких. Ситуация в стране, родном городе или районе их будет волновать при условии, что это коснется их напрямую, в ином случае – это не представляет интереса. Положительным моментом в стремлении к отделению от коллектива является сосредоточение на себе, своих потребностях, желаниях и чувствах, что позволяет задуматься о личностном совершенствовании. В современном мире такая тенденция отчетливо видна. И она должна пониматься не только как реализация в материальном мире, но и как работа в направлении духовности.

Люди по-прежнему остаются частью определенных институтов, как и раньше, зависят друг от друга и нуждаются в общественных контактах в личном, профессиональном или других планах. Любому человеку, будь то ребенок или взрослый, нужны друзья, поддержка окружающих в большей или меньше степени. Поэтому сейчас нельзя сказать, что приверженец индивидуализма однозначно отделен от общественных процессов, он может в них включаться или же нет по собственному желанию.

Рациональный – иррациональный.

Среди рациональных типов Юнг выделил интеллектуальный и эмоциональный, а среди иррациональных – интуитивный и сенсорный.

3.       Мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик).

Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа главное — выражение отношения к событию, оценка события, “принятие или неприятие события”.

4.       Ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип (интуит).

Сенсорному (ощущаемому) типу присуще принятие событий как реальность, как факт, как чувственный опыт (ощущение, восприятие), присуще умение воспринимать реальность. Интуитивному типу свойственна способность прогнозировать будущее развитие событий, присуще воображение.

Мыслительный, эмоциональный, интуитивный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных в зависимости от экстраверсии либо интроверсии.

Юнг предложил собственную типологию характеров не как застывших структур, но как вариантов баланса двух основных установок: экстравертной и интровертной.

Одна из них становится доминирующей и определяет поведение. Другая, компенсирующая, действует из бессознательного, в норме способствуя поддержанию психического равновесия. Но иногда она активизируется чрезмерно и своими “инфантильными” притязаниями приводит субъекта к нервному срыву.

Наряду с этими двумя установками Юнг выделяет четыре Эго-функции:

мышление,

чувство,

ощущение и

интуицию.

Одна из функций также бывает доминирующей, вместе с установкой определяя условный тип характера, другие – подчинёнными.

Согласно теории Юнга, функции бывают рациональными (мышление, чувство) и иррациональными. Если одна функция из подобной пары доминирует в сознании, другая оказывается наиболее вытесненной и преобладает в компенсирующей установке. Например, если тип можно охарактеризовать как “экстравертный мыслительный”, бессознательное будет определять “интровертное чувство”. Весь возможный набор подобных комбинаций и их качественных описаний составляет подвижную классификацию характеров, по Юнгу. Надо отметить, что эта классификация послужила основой теста, широко применяемого в настоящее время на Западе при подборе персонала .

Резюме

Индивидные свойства являются предпосылками развития личности. Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Индивидуальность – интергативное свойство человека представленное на всех уровнях иерархии .

Рис. 11.2. Соотношение объемов понятий “человек”, “личность”, “индивид” и “индивидуальность”

А. Г. Асмолов в качестве индивидных свойств личности предлагает считать половозрастные, конституционные и нейродинамические свойства, включая телосложение, биохимические свойства и такие интегральные, индивидные характеристики как темперамент и задатки.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека. Выделяются три основных подхода к изучению индивидуальности.

Наиболее известные конституциональные типологии разработаны Э. Кречмером и У. Шелдоном. Суть их в сопоставлении конституциональных и характерологических свойств.

Представления идеализма и идеи

Ценности, направленные на формирование личности, ее развитие, ориентированы на определенные правила.

  1. Недопустимо, чтоб кто-то был использован в коварных намерениях с целью достижения какого-то задума.
  2. Моральные установки определяют добропорядочность всех индивидов.
  3. Осознание того, что права всех членов общества равны, а также обязанности.
  4. У всех есть свобода выбора.
  5. Окружение человека способствует его развитию.
  6. Рассматривая все общество, права человека являются первичными.
  7. Личность является носителем обязанностей.

Этот принцип хорошо ориентируется на защиту человеческих прав, а также влияет на самодостаточность личности, на ее самоорганизацию, возможность противостоять воздействиям со стороны. Общество является совокупностью отдельных индивидов, которые берут на себя ответственность за поступки свои и за свои собственные. Данное явление может быть присущим, как отдельному индивиду, так и в целом обществу.

В древности человеческие особи все делали сообща, имел место коллективизм. Для того, чтобы добыть продукты для пропитания, построить жилище, требовалась совместная работа многих людей. Поэтому и речи не могло быть о том, чтобы индивидуальность смогла начать противостоять коллективу. Человек, который мог бы попытаться оторваться от существования в обществе, подписывал бы себе смертный приговор. В период античности и средневековья ситуация особо не менялась. В эпоху Ренессанса начала провозглашаться идея о том, что человек должен гармонично развиваться, как отдельная личность. Стали рассматривать отдельных индивидуумов, а не целое государство. Данное мнение было высказано деятелями искусства, которое, по сути, и стали предвестником будущего индивидуализма. Основательно развитием данного вопроса занялись социологи и политологи.

Существует категория людей, которые выступают против противопоставления коллективизма с индивидуализмом. Основным доводом является то, что индивид, который принимает ценность своей свободы и независимости, обязан признавать ее за каждым членом общества, значит соглашаться с тем, что все сообщество, в котором он живет, является ценным.

Общество является совокупностью отдельно взятых индивидуумов. Неудивительно, что такие события, как революции, войны, переселение народов — это желание не всего общества, а отдельных личностей, которые повели за собой массы. Также существует и иная теория, о которой говорили приверженцами историзма. Данные мыслители были убеждены в том, что одна личность не способна оказать значимую роль для мировой цивилизации.

Коллективизм или индивидуализм

В коллективе участники реже испытывают стресс, могут добиться больших результатов, эффективнее работают и быстрее решают внутренние проблемы. Коллектив помогает и поддерживает, умножает способности каждого участника. Но это так только в том случае, если группа становится настоящим коллективом. Что это значит:

  1. У группы есть общая цель и общая деятельность по ее достижению.
  2. Все участники психологически признают других как участников группы, отождествляют себя с ними. Основу этого составляют общие идеалы и принципы, психологическая совместимость (схожесть и дополнение по характеру, темпераменту, свойствам психики).
  3. Присутствует общая культура. Отражается в символике, поведении, ценностях, нормах и правилах поведения, требованиях к внешнему виду.

Каков психологический результат слаженной работы коллектива:

  • потенциал каждого участника усиливается;
  • взаимодействие людей с разными знаниями, умениями, навыками и способностями позволяет преодолеть физические, интеллектуальные и иные ограничения;
  • благодаря разделению труда, объем выполняемой работы больше;
  • благодаря разделению труда по специальностям качество работы выше.

В противном случае внутри группы часто возникают проблемы, участники чувствуют себя неудовлетворенными, формируется неблагоприятная психологическая атмосфера.

Если группа действительно является коллективом, то каждый участник получает психологические выгоды:

  • удовлетворение базовой потребности в общении, сопричастности;
  • поддержка и защита;
  • возможности для самореализации, самоактуализации и самоутверждения;
  • мотивация к творческой активности, самосовершенствованию.

В коллективе человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять себя и других людей. Потребности и желания участников все равно будут отличаться, но коллектив учит решать противоречия, идти на компромиссы, уживаться с особенностями других людей. А дух здоровой конкуренции мотивирует заниматься самосовершенствованием.

Нельзя сказать однозначно, что лучше для личности: коллективизм или индивидуализм. Многое зависит от особенностей коллектива. Если он сплочен и хорошо организован, то оказывает положительное влияние на личность. Полезен тот коллектив, в котором участники уважают общие цели, но и не забывают о личных потребностях.

Важен баланс коллективизма и индивидуализма. Коллектив должен быть таким, чтобы способствовать максимальному развитию личности, раскрытию ее потенциала, но вместе с тем и способствовать развитию коллектива.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется – индивидуальная психология. В основе теории – идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Первые упоминания

Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.

В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.

Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм — это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.

Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.

Коллективизм и социализм

Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.

Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.

Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.

Основные положения индивидуализма

Концепция базируется на нескольких принципах, поддерживающих целостность взглядов и поведения приверженцев выбранной программы. Существует 3 постулата:

  1. Общество рассматривается не как целостная система, состоящая из взаимоотношений людей, а как совокупность индивидов. Причем каждый из них имеет собственную специфику темперамента, черты характера, индивидуальные потребности и намерения. Провозглашается у человека право на свое мнение по различным вопросам.
  2. Суть человека заключена в уникальных, ему данных изначально свойств, которыми он полноценно владеет и которые ни при каких условиях не могут быть изъяты у него.
  3. Разделяются законы, относящиеся к общественной жизни, и те правила, которыми руководствуется отдельно взятый индивидуум. Группа и ее участники не представляют собой единого организма.

К сожалению, индивидуалистические категории не лишены внутренних противоречий, из-за чего проявляется неустойчивость мировоззрения. Пропагандируются новые значимые аспекты человеческого существования. В человеке зарождаются отрицательные черты – эгоизм, цинизм, стремление к доминированию и достижению целей удобными средствами. Субъекту дают в широком смысле возможность быть свободным, а он отчуждается от самого коллектива.

Наряду с автономностью растет чувство утраты принадлежности к социуму. Последний фактор провоцирует ярых индивидуалистов вести себя довольно агрессивно и пытаться подчинить себе общество, получить с его помощью максимальные блага для себя. Такой индивидуализм считается бунтарским, и он противоположен мещанскому (обывательскому) типу

Если первый не расположен принимать во внимание или как-то сотрудничать с большинством, то другой способен заключить с коллективом обоюдовыгодный договор. Обе формы вполне могут проявить себя в различных исторических эпохах

Нужно помнить, что индивидуализм выступает одним из признаков развивающейся группы и построения коммуникации в ней на более высоком уровне. Но повсеместное доминирование единоличных устремлений может демонстрировать нарастающие проблемы системы и привести к ее расколу.

Проявления

Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.

На уровне внешности:

  • свой стиль в одежде;
  • умение привнести в образ изюминку;
  • особенность внешности, которую человек сумел превратить в достоинство (например, канадская фотомодель Винни Харлоу выделяется на фоне остальных манекенщиц своей кожей, так как страдает витилиго).

На уровне поведения:

  • умение деликатно отстаивать собственную точку зрения, при этом уважая мнение других;
  • установление уникальных межличностных отношений;
  • оригинальные способы знакомства, общения;
  • особенности в жестах, мимике, речи, отличающего человека от остальных;
  • вклад в культуру и духовное развитие города / страны / мира.

На уровне внутреннего мира:

  • адекватная самооценка;
  • богатый внутренний мир;
  • своя концепция мировоззрения;
  • формирование личной точки зрения на всё происходящее вокруг;
  • творческое начало;
  • уникальное восприятие окружающего мира;
  • постоянное саморазвитие;
  • высокое самообладание, твёрдый характер, железная сила воли.

На уровне психических особенностей:

  • высокий IQ, широкий кругозор, нетривиальное мышление;
  • феноменальная память;
  • богатое воображение;
  • неординарные способности;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • редкая акцентуация характера.

Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы

Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо)

Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.

Коллективизм и социализм

Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.

Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.

Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.

Цель процесса

Основы индивидуализации человека закладываются с самого детства в процессе воспитания и обучения. Ее целью является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, который впоследствии становится неповторимой личностью.

Целенаправленная индивидуализированная работа с детьми помогает в реализации скрытых талантов и потенциальных способностей. Предоставление детям самостоятельности в принятии решений и в реализации своих желаний позволяет человеку построить впоследствии успешную жизненную траекторию.

Согласно Юнгу, в ходе индивидуализации, человек избавляется от всего ложного и преодолевает насильно навязанные архетипы. Основную цель процесса он определял, как достижение динамического равновесия психики.

Индивидуализация неразрывно связана с такими основными процессами личностного развития, как социализация, самоактуализация, самореализация и др. Дополняя друг друга, они обеспечивают гармоничные отношения человека с природой и другими людьми.

Кто такой индивидуалист

Поколение россиян старше 50 выросло на идеалах пионерской дружины, бесплатных субботников и общественных собраний. Личное мнение не приветствовалось, если оно отличалось от взглядов и вкусов большинства.

Фото: nicepng.com

Индивидуализм — это моральная позиция, политическая философия, идеология или социальное мировоззрение, которое выдвигает на первый план персональную ценность личности.

Качества психологии индивидуалиста:

  • добиваются целей;
  • реализуют желания;
  • независимы во мнениях;
  • уверены в себе;
  • собственные приоритеты ставят выше государственных;
  • оказывают противодействие внешнему давлению со стороны общественных институтов.

Индивидуализм противоположен коллективизму, диктатуре и социализму.

Основная предпосылка определяет приоритет отдельной человеческой особи. Ряд мировоззренческих школ, среди которых гуманизм, либерализм и анархические движения, рассматривают личность, как начало оценочной системы координат. Свободное самовыражение, согласно философии индивидуализма, является неотъемлемым правом человека.

Другим значением слова стало качество непохожести на остальных.

Термин употребляется применительно к представителям искусства и творческой богеме, стремящейся к экспериментам и новизне.

Совместное противостояние силам природы

Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.

Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.

Индивидуализм и эгоизм – отличие

В повседневном использовании понятие эгоизм зачастую смешивается в значении с индивидуализмом. Распространено представление, что существует этика индивида и мораль общества, тогда мораль индивида равен индивидуализм, эгоизм, а мораль общества соответствует коллективизму и альтруизму, в ущерб личности. Но примеры индивидуализма допускают и приветствуют альтруизм, при котором личность добровольно ограничивает свои интересы для чужого блага. Альтруизм антонимичен эгоизму, индивидуализм – коллективизму.

Отличие индивидуализма от эгоизма выражается в том, что эгоизм – вариант жизненной позиции, когда реализация собственных интересов возможна ценой причинения ущерба другим индивидам или социуму в целом. Индивидуализм постулирует защиту собственных ценностей, проявляя уважение к чужим. В некоторой степени эгоизм это неуважение собственных ресурсов, поскольку личность не в состоянии выстроить жизнь и самореализоваться без агрессивного отбирания чужих ресурсов.

Эгоизм связан с инфантильностью, когда человек ведет себя аналогично младенцу, использующему мать, которая источник его жизненных ресурсов, перенося подобный тип взаимоотношений на окружающих, проецируя на них сценарий безусловной и дарящей любви матери. Поскольку поведение окружающих не соответствует данному поведенческому паттерну (что неудивительно), ожидание переходит в требование и отбирание с помощью доступных рычагов влияния.

В то время как индивидуалистическая автономия предполагает опору на собственные возможности, когда необходимость (а соответственно и пользование, в том числе наносящее ущерб, агрессивное) воспринимается как низкое развитие самостоятельности. Самостоятельная позиция подталкивает к постоянному самосовершенствованию, узнавая границы своих возможностей. Расширяя массив собственных возможностей личность способна к обмену и дарению ресурсов и опыта, так как знает, как получить их вновь, имея соответствующий опыт. Социальность индивида и заключается в том, что его развитие происходит во взаимодействии, а не конфронтации с другими, такими же носителями личных интересов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что такое индивидуализация личности

Определение

Индивидуализация — это психологическое становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности.

Это понятие отражает потребность человека выделяться среди остальных людей, оставаясь при этом полноценной частью общества, которое его окружает.

Вопрос индивидуализации составлял одну из основ теоретического конструкта аналитической психологии швейцарского психиатра Карла Юнга, который подразумевал под ним интеграцию сознательного и бессознательного опыта.

Процесс индивидуализации

Формирование личности идет с самого младенчества, когда ребенок начинает взаимодействовать с семьей. Подражая взрослым, он ежедневно приобретает новые навыки и делает первые шаги в личностном развитии. На этом начальном этапе индивид проходит процесс адаптации, усваивая нормы и правила, принятые в конкретной социальной группе.

Уже в ходе взросления начинается процесс индивидуализации и осознания своей непохожести. В подростковом возрасте желание выделяться проявляется особенно остро: подросток стремится подчеркнуть свою уникальность необычным внешним видом или поведением, чтобы «не быть как все». В этот период на становление личности влияют не только индивидуальные особенности человека, но также окружающая среда и люди. Социальный опыт при этом оказывает огромное влияние.

Уникальные свойства человека проявляются в определенных условиях, в зависимости от общества, в котором он находится и воспитывается. Одни и те же ситуации по-разному могут оцениваться в различных социальных группах. Реакция человека также будет различаться в соответствии с принятым ценностям и нормам определенного общества.

Проблема индивидуализации рассматривается и в педагогике. Уже в дошкольном обучении педагоги применяют методы индивидуального подхода к ученикам, учитывая их особенности и способности. Такой подход создает оптимальные условия для самореализации детей в будущем.

Индивидуализм как качество личности

Именно в таком ключе рассматривает это явление психология. Поэтому можно сказать, что индивидуализм — это стремление к независимости или к наименьшей зависимости от общества. Она в свою очередь может трактоваться как способность мыслить и действовать вне существующих шаблонов (традиций, обычаев, общественного мнения и так далее). Таким качеством обладали все великие ученые, деятели искусств и прочие люди с ярко выраженным творческим началом. Это свойство можно иначе назвать нонконформизмом.

В литературе по психологии этому термину нередко дается и другое определение, а именно: индивидуализм — это сосредоточение человека исключительно на поиске личных выгод. Такие люди не способны к проявлению взаимопомощи, сострадания и так далее. Это душевное качество по-другому можно обозначить словом «эгоизм».

Такая характеристика личности чаще всего вызывает резко негативное отношение, в то время как свободное критическое мышление, здоровое стремление действовать не по шаблону, находить новые пути — без сомнения, положительная характеристика человека.

Привитие подрастающему поколению таких качеств — одна из целей современного школьного обучения, прописанная в новом образовательном стандарте.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять

Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество

Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии

В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования

За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.