- 2 вариант
- Лирика
- Средства выражения отношения автора к проблеме
- Оценочная лексика
- Вводные слова
- Средства выразительности
- Побудительные предложения
- Жизненная позиция
- Контактная информация
- Как находить примеры в тексте?
- Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
- Примеры-иллюстрации в художественном тексте
- Типовые конструкции для выражения авторской позиции
- Виды заключений в сочинении
- 1. Заключение-вывод
- 2. Развёрнутая мысль
- 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
- 4. Концовка — афоризм
- 5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
- 6. Цитата
- 7. Корректное возражение автору
- Трансформация термина
- Главные темы сообщений блога, или О чём можно прочитать в блоге. Просто выберите то, что интересно:
- В приоритете — ваше здоровье!
- Способы выражения позиции автора
- В публицистическом тексте
- Как найти «своего» врача
- Основная информация
- Найдем позицию автора вместе
- Текст о рябинке
- Текст о кузнеце Василии
- Личная информация
- Эпос
2 вариант
Действия пьесы «Гроза» разворачиваются в переломный этап общественного развития пятидесятых годов девятнадцатого века, когда происходит радикальное изменение устоев общества. Сложно представить произведение без определённой позиции автора. В пьесе «Гроза» мнение автора можно узнать по небольшим ремаркам, через символику и героя-резонера.
Островский даёт своим героям говорящие имена, что выражает его отношение к некоторым действующим лицам. Например, госпожа Кабанова. Кабан — это животное, которое может смести все на своём пути, это прослеживается и в характере Кабанихи. Женщина достаточно грозная, суровая и даже жестокая и деспотичная. Пренебрежительная кличка «Кабаниха» также выражает неприязнь Островского к своей героине. То же самое можно сказать и про Дикого. Это помещик, не отличающийся умственными способностями, он не интересуется событиями, происходящим за пределами «Тёмного царства». Помещик деспотичен и жесток
Стоит уделить внимание и Катерина, имя которой с греческого переводится как «чистая». Действительно, эта героиня отличается от остальных, она стремится к очищению, к праведной жизни, она словно луч света в этом тёмном царстве
В имя Варвары же автор не вкладывал определённого смысла. Эта героиня, считающая, что все идёт своим чередом, она не боится грехов так, как Катерина, ибо считает, что их можно искупить.
Действительно, герои пьесы словно разделяются на две группы: те, кто старается не грешить, жить по законам божьим, и те, кто уверены, что любой грех можно искупить. К людям, верующим в искупление грехов относятся Дикой, который однажды на коленях просил прощение у простого крестьянина, Варвара и Тихон. К другой группе относится Катерина — очень религиозная и набожная девушка, старающаяся не совершать грехов. Девушка очень винила себя после измены мужу, ведь считала, что раз она помолвлена с ним, то она изменила не Тихону, а Богу. Но с другой стороны Катерина осознает, что это был порыв страсти, она молода, поэтому раздор сердца и души — вполне нормальное явление. В этом проявляется личный конфликт героини. Кабаниха вообще подчиняется лишь своей вере — Тёмному царству. Марфа Игнатьевна считает, что только жизнь по её законам можно назвать по-настоящему правильной.
Но в пьесе прослеживается её только личный конфликт, но и конфликт взаимоотношений. Катерина — это героиня с горячем сердцем, которая оказалась в ледяной среде. Это и объясняет непонимание Катерины другими героями.
Особый смысл автор вкладывает в понятие Божьего гнева. Всё представители «тёмного царства» боялись грозы, так как считали её карой Божьей. Они просто напросто боялись предстать перед Божьим судом, не искупив свои грехи. В данном эпизоде Авторская позиция передана через речь Кулигин, который говорит «Судия милосерднее вас». Кулигина можно назвать героем-резонером, так как именно через его речь автор передаёт свои взгляды на происходящее.
Таким образом, авторскую позицию в «Грозе» можно назвать неоднозначной, так как она проявляется отрывисто, лишь в некоторых эпизодах. Однако, несмотря на эти черты, Авторская позиция создаёт определённое настроение в произведении, формирует отношение к героям.
Лирика
В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями. На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Рассмотрим стихотворение Блока «Фабрика». Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово «жолтый». Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.
Средства выражения отношения автора к проблеме
Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь
Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:
Оценочная лексика
С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.
Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.
Вводные слова
Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.
Средства выразительности
Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы.
Побудительные предложения
Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).
Жизненная позиция
Политические предпочтения
индифферентные
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Мировоззрение
скрыто или не указано
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Главное в жизни
скрыты или не указаны
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Главное в людях
юмор и жизнелюбие
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Отношение к курению
резко негативное
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Отношение к алкоголю
резко негативное
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Вдохновляют
Здоровый образ жизни, психогигиена
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Контактная информация
Страна
Россия
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Город
Самара
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Сайт
не указан
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Skype
скрыт или не указан
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
скрыт или не указан
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
скрыт или не указан
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Livejournal
скрыт или не указан
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Как находить примеры в тексте?
Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.
Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.
Для этого нужно обратить внимание на:
- мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
- события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.
Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.
Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.
Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».
Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.
Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.
В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.
Примеры-иллюстрации в художественном тексте
В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.
Для этого нужно обратить внимание на:
Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.
Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.
Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.
Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».
Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.
Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.
Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции
В русском языке есть большой набор различных типовых конструкций для выражения позиции автора.
Используя их, выпускник покажет не только умение видеть и формулировать позицию автора по проблеме текста, но и умение использовать в своей речи разнообразие грамматического строя речи (критерий 6 «Точность и выразительность речи» см. в статье «Требования к сочинению ЕГЭ»).
Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать следующие словосочетания:
Автор считает, что…
Автор утверждает, что…
Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что …
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
Задача автора – убедить читателей в том, что…
Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора очевидна: …
Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
Утверждение автора, что… , бесспорно
Справедливость высказанных автором суждений несомненна
Резкая категоричность автора вызвана тем, что…
Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …
На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям. Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …
Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …
Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…
Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.
Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …
Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…
Автор с сожалением говорит о том, что…
Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения…
При использовании данных типовых конструкций необходимо знать и помнить способы формулирования позиции автора.
Виды заключений в сочинении
Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.
Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.
1. Заключение-вывод
Cамая типичная и логичная концовка сочинения.
Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.
Например:
Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.
2. Развёрнутая мысль
Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.
Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.
А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.
Например:
Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.
Например:
Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.
4. Концовка — афоризм
Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.
Например:
В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!
5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.
Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.
Например:
Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.
6. Цитата
Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.
Например:
Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».
7. Корректное возражение автору
Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.
Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.
Например:
Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.
Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.
Трансформация термина
Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений. В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо. Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах. Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом «смертью автора». Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.
Главные темы сообщений блога, или О чём можно прочитать в блоге. Просто выберите то, что интересно:
!
(39)
«В гостях у Географочки-2015»
(9)
«В гостях у Географочки-2016»
(2)
«В гостях у Географочки-2018»
(1)
«В гостях у Географочки-2019»
(2)
«В гостях у Географочки»
(9)
«конкурс»
(12)
«перлы»
(6)
«Самое синее в мире…»
(15)
#яхудожник
(18)
1 сентября-А класс
(7)
10А
(10)
11А
(15)
5 «А» 2018-2019
(22)
5 А
(23)
6 «А» 2019-2020
(9)
6 А
(24)
7 «А» 2020-2021
(2)
7А
(29)
8А
(10)
9А
(13)
анонс
(98)
ассоциация
(54)
аттестация
(9)
блог
(281)
блог-обзор
(28)
блогерские встречи
(29)
блогеру
(142)
блоговая викторина
(12)
БЛОГОСФЕРА
(26)
В.В.Путин
(2)
вебинар
(7)
вечер встречи выпускников
(1)
взгляд в будущее
(5)
внеклассная деятельность
(179)
вокзал
(2)
воспитание
(109)
Всероссийский Географический диктант
(6)
выпускники 2011-2018
(3)
географические прогулки
(8)
география
(170)
геопатриотизм
(8)
ГИА
(23)
Год российского кино
(6)
год учителя
(7)
Год экологии
(3)
гостевой пост
(6)
демография
(11)
День рождения
(10)
День учителя
(11)
дистант-2020
(10)
дистанционное образование
(96)
домашнее задание
(6)
достижения
(124)
ЕГЭ
(10)
загадка
(14)
закон
(10)
ЗОЖ
(5)
идея
(27)
Инал
(7)
интервью со мной
(5)
Интернет
(267)
ИТНШ-2016
(9)
ИТНШ-2017
(9)
ИТНШ-2018
(7)
ИТНШ-2019
(8)
ИТНШ-2020
(6)
к уроку
(33)
Кабардинка
(2)
ККИДППО
(9)
КНМЦ
(116)
коллаж
(18)
командировка
(3)
конкурс
(264)
котята
(19)
Краснодар
(119)
Креатив инициатив
(7)
Крымский мост
(1)
КубГУ
(14)
ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
(7)
Лермонтово
(7)
Лучший блогер
(43)
мероприятия
(191)
методическая экскурсия
(3)
мечта
(10)
МИП
(21)
МОЯ собака
(5)
музей
(11)
мысли вслух
(64)
настроение
(146)
онлайн-проверка
(5)
от А до Я
(7)
отдых
(151)
память
(55)
паромная переправа
(7)
Педагогическая концепция
(4)
плагиат
(3)
ПНПО
(13)
праздник
(173)
проблема
(154)
Прорыв в науку XXI века
(3)
профсоюз
(1)
публикация
(41)
работа
(122)
РГО
(44)
репортаж с урока
(13)
рефлексия
(11)
рецепт
(9)
родители
(74)
самообразование
(60)
самопредставление
(8)
сборник статей
(13)
секрет
(19)
селфи
(5)
семинар
(117)
сервис
(3)
сетикет
(6)
синквейн
(7)
сказка
(9)
собираемся в путешествие правильно!
(6)
события в мире
(339)
совет
(24)
совместный проект
(40)
тайны географических названий
(4)
творчество
(85)
тест
(8)
турнир знатоков географии
(9)
тьютор
(31)
учитель года
(50)
ФГОС 10 класс
(2)
ФГОС 11 класс
(3)
ФГОС 5 кл.
(28)
ФГОС 6 кл.
(11)
ФГОС 7 кл.
(11)
ФГОС 8 класс
(3)
ФГОС 9 класс
(4)
хобби
(7)
Чёрное море
(48)
школа-новостройка
(4)
экзамен
(34)
экология
(9)
экскурсия
(160)
Этнографический диктант
(1)
COVID-19
(15)
WhatsApp
(2)
В приоритете — ваше здоровье!
У нас более 30 специалистов, работающих в разных корпусах нашей поликлиники. Клиника Флоровой — это объединение частных клиник с докторами из разных областей. Так мы можем помочь решить проблемы со здоровьем в целом, а не только по узкому профилю.
В нашей больнице вы найдете только опытного врача высшей категории. У нас работают специалисты с минимальным стажем 5 лет в своей сфере. Они все имеют высшее медицинское образование, а также сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации
Мы тщательно отбираем кадры, чтобы наши клиенты получали помощь не только от профессионала, но еще и от доброжелательного человека, которому важно сохранить здоровье своего клиента
Убедиться в профессионализме наших сотрудников можно с помощью раздела Отзывы на официальном сайте больницы. Нам часто пишут, что у нас лучшие гинекологи Самары. И с этим нельзя не согласиться! Изначально мы открывались как поликлиника, которая специализируется исключительно на гинекологических патологиях. И наш идейный вдохновитель и организатор — Марина Александровна — акушер гинеколог из Самары, доктор медицинских наук, маммолог и врач УЗИ с огромным опытом работы.
И другие сотрудники — ценные кадры. У каждого свой подход, но он в любом случае основывается на правиле «Не навреди!», и это создает доверительные отношения между доктором и пациентом. Только зная полную клиническую картину и ваши жизненные обстоятельства, специалист сможет адекватно оценить ситуацию и помочь вам.
Способы выражения позиции автора
В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:
- прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
- косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.
Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:
- определение типа и стиля речи исходного текста;
- выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.
Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней
В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.
Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).
В публицистическом тексте
В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.
В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:
- название текста (если есть);
- отдельные предложения в тексте;
- различные аргументы, факты.
Например:
В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».
Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.
Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .
Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.
В художественном тексте
В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.
Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:
- риторические вопросы;
- порядок слов в предложении;
- лексические повторы;
- оценочная лексика;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.
Например:
В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».
После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.
Как найти «своего» врача
У нас работает 7 поликлиник по городу. В каждой есть свои отделения и сотрудники. Так, вы можете обратиться за помощью, если у вас возникли вопросы в области:
- урологии;
- онкологии;
- терапии;
- эндокринологии;
- неврологии.
Также у нас лучшие гинекологи Самары. Мы находим и устраняем патологии, репродуктивные заболевания, помогаем подготовиться к беременности, сопровождаем беременных, консультируем, принимаем роды, помогаем восстановиться в послеродовой период.
В штате больше 10 врачей гинекологов, Самара богата на профессионалов, и все они работают у нас! Ознакомьтесь с отзывами об их деятельности, чтобы понять, к кому лучше обратиться.
Так как же выбрать того самого доктора?
- Читайте отзывы, «сарафанное радио» также хорошо работает.
- Попросите показать сертификаты и дипломы.
- Хороший специалист не станет скрывать побочные эффекты лекарств, назначать лечение без осмотра и анализов.
- Уходите, если не нравится отношение к вам.
К счастью, уходить от акушера гинеколога из Самары в нашей больнице вам не придется
Соблюдение профессиональной врачебной этики и забота о здоровье — самое важное для всех наших работников. Не только для врачей, но и для персонала
Здесь вы почувствуете себя, как дома, в безопасности и уюте. Комфортные палаты на случай, если вам нужно лечь в больницу, добрые медсестры, дежурные реанимация и операционная. Мы делаем всё, чтобы ваше лечение прошло как можно комфортнее!
Основная информация
ID
24361234
Можно редактировать:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.
Домен
florova_marina
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.
Имя
Марина
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Фамилия
Флорова
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Отчество
Александровна
Можно редактировать:
нет
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.
Пол
женский
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Дата рождения
28 марта 1962
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
да
ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).
Найдем позицию автора вместе
Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.
Текст о рябинке
В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми.
Текст о кузнеце Василии
В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. “Это вы сделали меня такой!” – вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим поступками, перестать быть жестокими.
Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.
Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!
Личная информация
Деятельность
врач, психолог, организатор здравоохранения
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Интересы
Люблю людей и стараюсь, чтобы благодаря моим знаниям и помощи они стали здоровыми и счастливыми
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Любимая музыка
Ретро FM
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Любимые фильмы
скрыты или не указаны
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Любимые телешоу
скрыты или не указаны
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Любимые книги
скрыты или не указаны
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Любимые игры
скрыты или не указаны
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Любимые цитаты
«И каждому воздастся по вере его»
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
да
Эпос
В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.
Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах. В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева «Отцы и дети». Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова. Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек — работник.
Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».