Что такое экспрессия

Что такое экспрессивность

Экспрессивность речи позволяет говорящему человеку, помимо основного содержания высказывания, передать некую информацию о себе, личное отношение к тому, о чем он говорит. Причем такая передача в основном происходит бессознательно.

По экспрессивности речи можно понять, к какой социальной группе, категории относится человек, какие качества ему свойственны – и если это сообщение импульсивно, непроизвольно, посему часто является наиболее правдивым.

Экспрессивность высказывания часто обнаруживает подлинное отношение говорящего к предмету, отношение подчас негативное, какое он не выразил бы, не находясь на пике эмоций: иронии, скепсиса, снисхождения, пренебрежения. То есть, он субъективно ставит предмет ниже себя, возвышается над ним, что и делает его речь экспрессивной. Говорящему же при том кажется, что он выразил некие объективные свойства предмета.

Намного реже экспрессивность высказывания несет понижающую установку – когда говорящий принижает себя. Это было распространено ранее в истории, например, когда простолюдин обращался к чиновнику, называя себя не Иван или Петр, а Ивашка, Петрушка. Есть простой способ увидеть прямое следствие этой человеческой особенности бессознательно наделять себя высоким положением, проследив количество в речи суффиксов, выражающих повышающую и понижающую установки – десятки уничижительных, принижающих, уменьшительных против всего лишь нескольких суффиксов, позволяющих выразить возвышенное отношение. Повышающей экспрессивной установке также часто свойственно отношение сверху вниз не лишь к предмету высказывания, а и к слушателям. В сообщении говорящий словно подчеркивает, что он принадлежит к некой престижной группе, к которой слушающие не принадлежат. Это хорошо прослеживается в криминальном или молодежном сленге.

При лингвистическом анализе речи и контент-анализе, которые используют психологи, можно определить несколько степеней выраженности экспрессии: начиная от незначительной формы отклонения от литературной речи и до чрезвычайной резкости. Первая, мягкая степень экспрессивности показывает, что говорящий хорошо освоил и знает предмет, о каком он говорит, поэтому наделяет свою речь некоей эмоциональной составляющей. В высшей степени экспрессивная речь может выражать фамильярность, грубость, пренебрежительность, устрашение, содержать нецензурные элементы. Инструменты такого анализа – это исследование выбора слов, морфем, окончаний, ударения, а также, если возможно интонации и жестикуляции.

Каковы механизмы выражения позиции сверху вниз? Первый – это использование вместо нейтрального наименования предмета жаргонного или просторечного слова, морфемы, суффикса.

Второй – принижение разными средствами, такими как устранение, усечение основного наименования предмета с сохранением только его дополнительных наименований.

Для наглядного раскрытия понятия экспрессивность пример самый простой мы можем привести из уголовно-криминального жаргона, в котором документ называется «ксивой», что отражает мнение говорящего о его высокой осведомленности и пренебрежении к нему.

Еще экспрессивность пример находит в молодежном сленге – говоря, например, «развлекуха», молодежь с помощью выбора суффикса «уха» выражает свое снисхождение или небрежность. Количество слов с подобными суффиксами, выражающими отрицательную оценку, сегодня значительно увеличилось, что особенно наглядно прослеживается на просторах интернета.

Экспрессивность речи еще может иметь своей причиной стремление к экономичности в средствах выражения. Это позволяет сделать речь более прагматичной, а эмоциональная составляющая позволяет задействовать образность восприятия.

Экспрессия и эмоции

Понятие «экспрессия» происходит от латинского слова «выражение» — expression. Не стоит путать с espresso – способом приготовления крепкого кофе. В психологии под экспрессией понимается процесс демонстрации эмоций, трансляция их окружающим, то есть эмоциональная выразительность.

Эмоции отражают отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Их центры находятся в древней подкорковой зоне головного мозга, что объясняет связь наших эмоциональных состояний с различными физиологическими функциями организма. Когда человек переживает сильные чувства, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, пищеварительной, гормональной и т. д.

Эти изменения могут быть визуально заметны, они показывают, какие чувства и настроения испытывает человек. Например, мы замечаем бледность кожи испуганного человека или покрасневшие от смущения щеки, дрожащие от волнения пальцы рук или выступивший на лбу пот, не говоря уже об улыбке, смехе и слезах. Все это экспрессивные реакции, выражающие эмоциональное состояние.

Кстати, они характерны не только для человека, но и для высших животных, что свидетельствует о древности выразительных движений:

  • вздыбленная шерсть, подергивание хвоста у кошек;
  • очаровательная улыбка или оскал собак и т. д.

Но экспрессия человека только этими, во многом рефлекторными реакциями не ограничивается.

Позитивная и негативная Регуляция экспрессии генов. Регуляция экспрессии генов у прокариот

У прокариот пока молекула РНК синтезируется на участке ДНК, она тут же может транслироваться (начиная с уже синтезированного конца). Поэтому у них регуляция экспрессии (активности) генов осуществляется почти исключительно на уровне ДНК, так как в РНК часто невозможно внести какие-нибудь изменения до ее трансляции.

В 1961 г. Жакобом и Моно была предложена модель оперона как системы регуляции генов у бактерий. Оперон состоит из промотора, оператора, структурных генов оперона (их может быть разное количество) и терминатора. В области промотора прикрепляется фермент РНК-полимераза. В области оператора присоединяется белок-репрессор, который кодируется отдельно отстоящим от оперона геном-регулятором (может быть сцеплен со своим опероном, а может находиться на расстоянии).

Если белок-репрессор соединяется с оператором, то транскрипция всех структурных генов оперона становится невозможной, так как РНК-полимераза не может перемещаться по цепи ДНК.

В свою очередь активность белка-репрессора может блокироваться определенным для него низкомолекулярным соединением — индуктором (тем или иным питательным веществом бактерий). В результате взаимодействия с индуктором белок-репрессор видоизменяется и уже не может присоединиться к оператору своего оперона. В этом случае гены оперона экспрессируются (т. е. на них идет синтез).

Бывает обратная ситуация, когда индуктор активирует белок-репрессор.

Таким образом, в зависимости от того, какие индукторы находятся в цитоплазме, у прокариот экспрессируются те или иные генные группы.

Вышеописанный механизм экспрессии генов относится к негативной регуляции, так как гены транскрибируются, если они не выключены репрессором. И наоборот: не транскрибируются, если выключены.

Кроме негативной регуляции у бактерий существует также позитивная. В этом случае вместо белка-репрессора действие оказывает белок-активатор. На эти белки также действуют индукторы, активируя или инактивируя их.

Также у прокариот были выявлены опероны, которые актируются двумя регуляторными белками, соединенными друг с другом.

О генах

Они имеют самую разнообразную длину. Вот, например, глобин – это 1500 нуклеотидов. А дистрофин – уже целых 2 миллиона! Их регуляторные цис-элементы могут быть удалены от гена на значительное расстояние. Так, у глобина они находятся на расстоянии в 50 и 30 тысяч нуклеотидов в 5′- и 3′-направлении соответственно. Наличие подобной организации значительным образом затрудняет нам определение границ между ними. Также гены содержат в себе значительное количество высокоповторяющихся последовательностей, функциональные обязанности которых нам ещё не понятны.

Для понимания их структуры можно представить, что 46 хромосом являются отдельными томами, в которых находится информация. Они сгруппированы в 23 пары. Один из двух элементов наследуется от родителя. «Текст», что находится в «томах», многократно «перечитывался» тысячами поколений, что привносило в него много ошибок и изменений (называемых мутациями). И все они наследуются потомством. Теперь есть достаточно теоретической информации, чтобы начать разбираться с тем, что собой являет экспрессия генов. Это ведь является главной темой данной статьи.

Экспрессивное поведение

В науке под личностным экспрессивным поведением подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.

Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями. Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства. Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека», означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.

Что такое экспрессия

Экспрессия подразумевает выражение и поэтому часто это понятие используется в сферах искусств. Есть художественная и театральная экспрессия, экспрессия в музыке. Во всех творческих сферах чувства и детали подаются более объемно, выразительно и ярко по сравнению с обыденной жизнью. В психологии же понятие выступает исключительно как проявление эмоционально-чувственной сферы.

Экспрессия включает в себя помимо эмоционального проявления (экспрессия эмоций), также динамический компонент (экспрессия движений). Именно последний все больше изучается наукой из-за своей наглядности и удобности в фиксации результатов. Визуальное распознавание выразительных движений, как показателей и эмоционального состояния человека было заложено еще эволюционными механизмами и служит неотъемлемой частью общения

Важно, что критерии распознавания и расшифровки информации экспрессивных действий у партнеров по общению может как совпадать, так и различаться. Подобные нестыковки объясняются разностью культур и особенностями темперамента нации

Одинаковые жесты и интонации могут означать различное (кивок не всегда обозначает согласие), а степень выраженности жеста может давать дополнительные оттенки в различных культурах.

Выделяется мимика (экспрессия лица), пантомимика (жесты, позы, походка), помимо этого к экспрессивным проявлениям относят тембр, интонацию и громкость голоса. В сочетании эти проявления дают индивидуальный личностный рисунок проявления вовне, а также влияют на внутреннюю организацию личности. Влияние на внутренние процессы внешних проявлений происходит путем высвобождения эмоционального накала или его удержания, а также в способе его проявления.

Экспрессия эмоций отражается не только на поведенческом уровне, но затрагивает все внешние проявления человека – это может быть одежда, прическа, выбор аксессуаров. Можно заметить тенденцию, что чем более заряжен человек экспрессивными проявлениями, тем более яркий и нестандартный внешний облик он выбирает. При этом тот же человек с отсутствием эмоционального аффекта и внешне будут выглядеть менее вызывающим.

Импрессивность является противоположностью экспрессии и проявляется ориентированностью во внутренний мир, проживанием собственных чувств изолированно от общества, а также большей ориентированностью на негативную сторону процесса. Такие люди выглядят холодными, отстраненными, без эмоциональными, оградившимися от социума и не нуждающимися во взаимодействии. Но отсутствие внешних проявлений в сильной и значимой форме не означает отсутствие сильных переживаний как таковых. Экспрессивная или импрессивная ориентированность личности не определяет силу и продолжительность чувств, а только характеризует способ их переживания.

Не существует постоянного разделения людей на экспрессивных и импрессивных, т.к. в гармоничном своем развитии личность умеет творчески и спонтанно выбирать форму проживания эмоций, наиболее адекватную сложившейся ситуации. Проявления, ориентированные на внешний выплеск состояния и на внутренний анализ должны находиться в постоянном балансе. При наличии устойчивого перекоса в одну сторону можно говорить об , если же человеку доступен только один способ переживания, то возможно наличие нарушений психиатрического спектра.

Экспрессия не может быть искусственно созданной, так как во многом управляется биологическими характеристиками и является проявлением бессознательных процессов. Она является своеобразным неконтролируемым фоном, где реализуются более сложные формы активности, контролируемые сознанием.

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей – благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения

Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все – мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность

Перцептивные способности педагога – это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

Общая информация


Экспрессия генов – это название процесса переноса генетической информации от ДНК посредством РНК к белкам и полипептидам. Давайте для понимания сделаем небольшое отступление. Что такое гены? Это линейные полимеры ДНК, что являются соединёнными в длинную цепь. С помощью белка хроматина они образуют хромосомы. Если говорить о человеке, то у нас их сорок шесть. В них находится примерно 50 000-10 000 генов и 3,1 миллиарда пар нуклеотидов. Как же здесь ориентируются? Длина участков, с которыми ведётся работа, указывается в тысячах и миллионах нуклеотидов. Одна хромосома содержит около 2000-5000 генов. В несколько ином выражении – около 130 миллионов пар нуклеотидов. Но это только очень приблизительная оценка, которая более-менее верна для значительных последовательностей. Если работать на коротких участках, то соотношение будет нарушаться. Также на это может повлиять пол организма, над материалом которого ведётся работа.

Экспрессивное поведение

В науке под личностным экспрессивным поведением

подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.

Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями. Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства. Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека»

, означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.

Что такое экспрессивный человек? Это значит, что поведение личности представляет собой постоянно изменяющееся самоизваяние. Наше тело является зеркалом, которое отражает действие внешности и души. Внутренние перемены личности тянут за собой внешние изменения

. По этой причине внешний вид не является беспорядочным сочетанием элементов, а строгим четким отражением личностных особенностей.

В экспериментальной науке привилегию получают непостоянные элементы экспрессии

. Это сочетание движений, которые неустанно меняются согласно с положением и отношением человека. Подобные движения показываются с применением оптической системы. К зрительным методам общения психологами относится кинесика. Она являет собой широту движений, которая воспринимается зрительно и несет разную информацию с разных точек зрения партнеров. В ее состав включены только показательные жесты и позы с четкой семантикой.

Экспрессивных людей отличает эмоциональное, выразительное поведение

Экспрессивные действия в виде внешнего «Я» связаны с его непостоянными и стойкими подструктурами. Это действительный показатель множества черт личности

. Его можно рассматривать в виде:

проявления выразительных элементов всеобщей личностной активности, которая связана с темпераментом; выразительного состава состояний психики; показателя модальности знаков связи одной личности с другой; способы экспрессии качеств; признака развитости личности как субъекта коммуникации; показа выразительных элементов социального статуса человека; скрытия внешних «Я» личности; способа показа и создания допустимого поведения.

Коррекция

Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.

Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:

ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);

физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);

развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);

логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);

выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).

Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.

Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор

Примечания

. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах. М.—Л., т. 17., 1965. — С. 1789.

. Словарь лингвистических терминов. Под ред. О.С. Ахмановой, М., 1969. — С. 524.

. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. / пер с фр. Н.Д. Андреева. М., 1960. — С. 342. Экспрессивный, выразительный — свойство элемента или явления, которое придает высказыванию оценочный характер; отличается экспрессивность звуков, форм, слов, конструкций и т.п.

. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. / Справочник лингвистических терминов, М., 1972. — С. 488.

. Русский язык (энциклопедия) / Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979. — С. 403.

. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1974. — С. 481—482.

. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. — С. 591.

. Краткий справочник по современному русскому языку. / Под ред. П.А. Леканта. М., 1995. — С. 65—66.

. Голуб И.Б., Розенгаль ДЭ. Секреты хорошей речи. М., 1993. — С. 246.

. Там же, с. 246.

. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студ. вузов. М., 1999. — С. 205.

. Русский язык (энциклопедия) / Гл. ред. Ю.Н. Караудов М., 1997. — С. 637.

. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. — Ч. 1. — М., 2001. — С. 204.

. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1998. — С. 424.

. Васильев Л.М. / К вопросу об экспрессивности и экспрессивных средствах:(На материале славянских языков). — В кн.: Славянский филологический сборник. Уфа: Башкир. ун-т., 1962. — С. 107—118.

. Нехлина Р.А. // О денотативной и коннотативной экспрессивности в немецком языке. — В кн. Вопр. германской филологии и методики преподавания иност. языков. Пермь: Перм. пед. ин-т. 1971. — С. 48.

. Вольперт Р.Х. Коннотативный уровень описания грамматики:(На материале художественного текста немецкого языка). Рига, 1979. — С. 66.

. Халикова Н.В. К вопросу об образности номинативных форм. // Тенденции в системе номинации и предикации русского языка: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: МПУ, 2002. — С. 183.

. Матвеева Т.В. О классификации экспрессивных глаголов по типу семной структуры. Свердловск. Урал. ун-т, 1979. — 13 с.

. Стернин И.А. // О трех видах экспрессивного слова. — В кн.: Структура лингвистики и её основные категории. — Пермь: Перм. ун-т, 1983, — с. 123—127.

. Проблемы изучения экспрессивных единиц языка // Современное зарубежное языкознание. Вопросы теории и методологии. Киев, 1983. — С. 123—127.

. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. — С. 123.

. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М., 1972. — С. 21.

. Арнольд И.В. Интерпретация худ. текста: типы выдвижения и проблемы экспрессивности // Экспрессивные средства англ. языка. Л, 1976. — С. 15.

. Маркелова Т.В. Семантика оценки и способы выражения Дисс. … д-ра ф. н. М., 1996. — С. 25.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Экспрессивность как качество личности

Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.

Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:

  • возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
  • подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
  • высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
  • высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
  • чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.

Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.

Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы. А как экспрессивно поют и танцуют индусы! Эмоциональные по природе японцы сдержаны, так как этого требуют их культурные традиции. А вот жители Северной Европы, особенно Скандинавии и Прибалтики, экспрессивностью не отличаются.

Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.

Изменение стабильности мРНК

Мы уже почти пришли к тому, чтобы можно было заняться белками и полипептидами. Но давайте перед этим ещё рассмотрим, как может закрепляться стабильность мРНК. Для этого первоначально она должна покинуть ядро и выйти из цитоплазмы. Осуществляется это благодаря имеющимся порам. Большое количество мРНК будет расщеплено нуклеазами. Те же, что избегут данной участи, организуют комплексы с белками. Время жизни эукариотической мРНК колеблется в широком диапазоне (до нескольких дней). Если стабилизировать мРНК, то при фиксированной скорости можно будет наблюдать, что увеличивается количество новообразованного белкового продукта

Уровень экспрессии генов при этом не изменится, но, что более важно, организм будет действовать с большей эффективностью. С помощью методов молекулярной биологии можно кодировать конечный продукт, который будет иметь значительную продолжительность жизни

Так, к примеру, возможным является создание β-глобина, функционирующего примерно десять часов (для него это весьма много).

В искусстве

Термин «экспрессия» в ходу среди почитателей и деятелей искусства: живописи, театра, музыки, танца, архитектуры. Он подчеркивает степень выраженности духовности, яркость подачи эмоций.

На художественных выставках часто можно услышать восторженный возглас: «Какая экспрессия!». Значит, мастеру удалось ярко передать эмоции через свою работу.

Целое поколение художников назвали «экспрессионистами». Глядя на их картины, остро переживаешь чувства авторов: страх, боль, тревога, отчаяние.

Внешняя красота деталей больше не важна, она не отвлекает от основного. Главное для художника — передать гмму переживаний через мгновенное впечатление.

Экспрессивность как качество личности

Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.

Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:

  • возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
  • подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
  • высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
  • высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
  • чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.

Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.

Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы. А как экспрессивно поют и танцуют индусы! Эмоциональные по природе японцы сдержаны, так как этого требуют их культурные традиции. А вот жители Северной Европы, особенно Скандинавии и Прибалтики, экспрессивностью не отличаются.

Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.

Универсальный язык

Лексическое значение экспрессии – это выразительное, яркое проявление эмоций и личных качеств человека.

Экспрессия здорового человека всегда адаптивна к обществу, образующему культурную ячейку. Смех – нормальная реакция на шутку, и он будет понят как жителем Африки, так и австралийским поселенцем. Но продолжительность естественной реакции на анекдот, сила ее проявления и характер дополнительных жестов регулируются принципами допустимого в конкретной среде. Относится это и к прочим примерам универсального языка экспрессивности: плачу, грусти, радости, восторгу, страху.

Регулируемые социумом нормы не кажутся сильно ограничивающими, но лишь потому, что каждый из нас воспитан в понятиях того, что позволительно, а что нет. Люди, внутренний мир которых не вписывается в установленные рамки, и есть истинные экспрессионисты.

Транскрипция и трансляция

Транскрипция ДНК в РНК используя фермент РНК полимеразу II.

У прокариот и эукариот гены представляют собой последовательности нуклеотидов ДНК. На матрице ДНК происходит транскрипция — синтез комплементарной РНК. Далее на матрице мРНК происходит трансляция — синтезируются белки. Существуют гены, кодирующие нематричную РНК (например, рРНК, тРНК, малые РНК), которые экспрессируются (транскрибируются), но не транслируются в белки.

Регуляция после транскрипции

МикроРНК — это короткие (18—25 нуклеотидов) последовательности односпиральной РНК, вызывают подавление экспрессии генов. МикроРНК связываются со своей мишенью — информационной РНК — по принципу комплементарности. Это вызывает подавление синтеза белка или деградацию информационной РНК.

МикроРНК могут иметь большую или меньшую специфичность благодаря большей или меньшей доле комплементарных своей мишени азотистых оснований. Низкая специфичность позволяет одной микроРНК подавлять экспрессию сотен разных генов.

Расстройства

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.

Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.

Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС

По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.

Например:

Форма речевого расстройства Краткая характеристика
Афазии При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга.
Алалии При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития.
Дизартрии Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
  • псевдобульбарная;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.

Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС

Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:

  • заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
  • мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
  • сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).

Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата

Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:

  • механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
  • ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).

Различного происхождения

К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:

  • появление на свет в результате преждевременных родов;
  • наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
  • некорректная форма воспитания и общего развития.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.