- Определение понятия
- История исследований
- Советская психология
- Люди, предположительно обладавшие выдающейся эйдетической памятью
- В массовой культуре
- Методы эйдетики
- Типология эйдетиков[ | ]
- Эйдентическая память у взрослых – миф или реальность?
- Для кого подходит методика эйдетика?
- Эйдетика для детей
- Эйдетика для взрослых
- Проблема эйдетизма
- Тренировка эйдетической памяти
- У детей
- У взрослых
- Польза и вред
- Известные личности с эйдетической памятью
- Эйдентическая память у взрослых – миф или реальность?
- От теории к практике
- Сочиняем
- Ищем, что пропало
- Исследуем
- Отгадываем
- Слушаем
- Литература
Определение понятия
Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артемов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Но впервые феномен был описан сербским ученым В. Урбанчичем (1907 год).
Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.
Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.
Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.
Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:
- Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
- Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
- В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.
Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер. А если мы говорим о врожденной фотографической памяти, то в большинстве случаев она сочетается с отклонениями в развитии. Например, многие дети с аутизмом обладают эйдетической памятью.
История исследований
Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.
Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма. После 1933 года в гитлеровской Германии Э. Йеншем и его единомышленниками стала развиваться «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная концепция, объединяющая эйдетику и национал-социалистические идеи и лозунги.
Советская психология
В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский. Также в СССР в 1920—1930-е гг
вопросами эйдетики занимались В. А. Артёмов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова, С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.
Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году
В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти. Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г
«Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.
В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти».
Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения. До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л. Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».
Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию», запрет в СССР в 1936 году педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в СССР были полностью свёрнуты.
Люди, предположительно обладавшие выдающейся эйдетической памятью
- Антонио Мальябеки (1633—1714) — итальянский библиофил и библиотекарь из Флоренции, знавший к концу жизни практически наизусть все прочитанные им книги из собственной библиотеки (40 тысяч книг и 10 тысяч рукописей).
- Шерешевский, Соломон Вениаминович (1886—1958) — журналист, писатель. Его необычная память была выявлена главным редактором, посоветовавшим вскоре журналисту обратиться к психологу, которым оказался будущий академик А. Р. Лурия, написавший о последовавших десятилетиях изучения им этого явления ряд работ, наиболее известной из которых в широких читательских кругах является «Маленькая книжка о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).
- Рональд Рейган (1911—2004) — 40-й президент США. В детстве обладал уникальной зрительной памятью, позволявшей ему запоминать буквально с одного взгляда целые страницы текста.
- Ким Пик (1951—2009) — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг, помнил карты всех городов и автомагистралей США, оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет.
- Горный, Юрий Гаврилович — артист оригинального жанра, воспроизвёл в усложнённом виде многие выступления Вольфа Мессинга, Соломона Шерешевского и других деятелей данного жанра.
- Максим Горький — русский писатель. Обладал даром быстрого чтения и при этом необыкновенно хорошо запоминал прочитанное, что многократно было отмечено в воспоминаниях его современников.
- Никола Тесла — изобретатель в области электротехники и радиотехники.
- Таммет, Дениел — высокоодаренный савант с феноменальной эйдетической памятью.
- Уилтшир, Стивен — британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз.
- Айвазовский, Иван Константинович — русско-армянский художник-маринист, баталист, обладал превосходной зрительной памятью, большинство из своих 6 тысяч полотен написал по памяти. Существует метод тренировки зрительной памяти, названный в его честь.
В массовой культуре
- Главный герой сериала «Клиника (телесериал)», Джон Дориан является эйдетиком.
- Главный герой фильма «Человек дождя», Рэймонд Бэббит имеет эйдетическую память и выдающиеся математические способности.
- Герой сериала «Теория Большого взрыва» Шелдон Ли Купер имеет эйдетическую память.
- Главный герой сериала «Форс-мажоры» («Suits») Майкл Росс обладает эйдетической памятью.
- Главный герой фильма «Умница Уилл Хантинг» обладает феноменальным интеллектом и великолепной эйдетической памятью, при помощи которой ему с лёгкостью удаётся накапливать энциклопедические знания в огромных масштабах.
- Один из главных героев сериала «Мыслить как преступник», Доктор Спенсер Рид, имеет эйдетическую память.
- Один из героев сериала «Метод», Виталик. Имеет эйдетическую память, «Резервная копия» Меглина.
- Одна из героинь сериала «Анатомия страсти» Лекси Грей имела эйдетическую память.
- Героиня фильма «Девушка с татуировкой дракона» Лисбет Саландер обладала эйдетической памятью.
- Главный герой сериала «Квантовый скачок», доктор Сэмюэл Беккет, обладает крайне высокими интеллектуальными способностями, в том числе великолепной фотографической памятью, что неоднократно упоминается в сериале.
- Героиня аниме-сериала «Стальной алхимик» Ческа, обладая эйдетической памятью, помнила все книги, прочитанные ей в ходе работы в библиотеке, с помощью чего она дословно воспроизвела каждую после уничтожения самой библиотеки.
- Главный герой сериала «хороший доктор»
Методы эйдетики
Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни. Например, высокий уровень эйдетических способностей зафиксирован у многих известных личностей. Так, К. Федин утверждал, что прежде чем что-либо написать, он это отчетливо слышит. Для А. Толстого описанные им образы он четко прочувствовал и ярко увидел. Для А. Эйнштейн не составляло трудности ощутить и увидеть силу тока.
Перед тем, как приступать к занятиям рекомендуется ознакомиться с алгоритмом запоминания. Данный алгоритм включает в себя:
- уверенность в собственных действиях и способностях;
- правильную подготовку к процессу запоминания;
- работу с материалом на основе специальных методов;
- повторение изученного материала.
Сегодня разработано множество методов, которые помогают улучшить образную память. Некоторые учебные заведения используют в работе малоэффективные методы для запоминания материала. Например, к методу осмысления учебного материала с последующим составлением плана и схемы прибегают минимальное количество педагогов, так как не все учащиеся могут определить основную мысль материала и выделить его структуру.
Известный метод В.Ф. Шаталова также не эффективен, так как требует для составления опорного конспекта нестандартного креативного мышления, которому в школах с традиционным обучением уделяют мало внимания.
Метод запоминания информации с помощью составления линейного конспекта отличается низкой скоростью восприятия новой информации, более эффективен для выработки навыков письма, а не образной памяти.
Также в школах используется метод многократного повторного чтения. Детей с начальной школы учат несколько раз подряд читать изучаемый текст. Данный метод не результативный, так как текст воспринимается только механически без мысленного повтора.
Наиболее эффективными являются методы эйдетики. Рассмотрим некоторые из них более детально:
1. Метод зрительной прорисовки.
Впервые этот метод был подробно описан И.Ю. Матюгином. Его суть заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент. Если человек снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод является отличным способом для быстрого запоминания простых символов и цифр. Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.
2. Метод мысленной прорисовки.
Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами
При этом важно чувствовать все этапы данного процесса: скрип карандаша, движение ваших рук и т.д. Например, предложите ребенку мысленно записать на белой стене слово карандаш зеленой краской
Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно добиться отличных результатов.
3. Техники запоминания точной информации.
Данная техника включает в себя многообразные приемы и методы известной мнемотехники, которая применяется для запоминания большого объема точной информации: японские иероглифы, иностранные слова, табличные данные, различные формулы и т.д. Овладеть техникой запоминания точной информации можно под руководством опытного педагога в данной области.
Типология эйдетиков[ | ]
Э. Йеншем и его сотрудниками (в школу Э. Йенша входили его брат Вальтер Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и др.) была разработана классификация степени выраженности эйдетизма:
- Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).
- Первая степень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа (отклонение от закона Эммерта).
- Вторая степень (2): фиксация необходима, слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).
- Третья степень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.
- Четвёртая степень (4): ясные и полные зрительные образы формируются от сложных объектов.
- Пятая степень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями (3).
На базе тех же исследований была предложена классификация людей, способных к эйдетическим представлениям:
- «Т-тип» эйдетиков («Tetanoider Type») — у них представления эйдетические весьма стойки и не пропадают даже после длительной посторонней стимуляции, иногда обретая характер навязчивости; название типа дано по аналогии с названием мышечных спазмов «tetanie»;
- «В-тип» («Basedowider») — другой тип эйдетиков — оказывается способным к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в их развёртывание соответственно своим намерениям.
Согласно В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определённым типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают и как проявление типологии характеров
Эйдентическая память у взрослых – миф или реальность?
Способность к эйдентической памяти зависит от нескольких факторов:
- Стрессовые ситуации, которые могут стать причиной изменений в головном мозге.
- Генетическая предрасположенность.
- Особенности развития мозга и регулярность тренировок.
Кстати, те три человека, о которых мы рассказали в начале статьи, отстают в других сферах жизни. Эйдетизм в таком феноменальном виде зачастую является спутником нарушений в мозговой деятельности. Есть масса примеров, когда сильный стресс негативно повлиял на какие-то физиологические способности человека, но стал основой его феноменальных способностей. Эта область до конца не изучена наукой, поэтому не стоит искать стрессы для того, чтобы стать гениальным или развить свою память. Лучше наоборот избегать их и научится справляться с ними, так как мозг человека в стрессе голодает от недостатка кислорода.
Согласно исследованиям психолога Адриана де Гроота, развитие способности к эйдентической памяти доступно для всех людей. В своих доказательствах он базировался на наблюдениях за гроссмейстерами, которые при игре в шахматы могли запоминать огромное количество комбинаций и ходов. Таким образом, можно сделать выводы о том, что игра в шахматы положительно сказывается на развитии эйдентической памяти.
Для кого подходит методика эйдетика?
Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, бизнесменов и юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:
- миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
- вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
- вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
- вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.
Эйдетика для детей
В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.
Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).
Эйдетика для взрослых
Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше. Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом. Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.
Проблема эйдетизма
С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.
В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.
Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?
Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.
Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.
В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.
И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.
На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.
Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.
Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.
Тренировка эйдетической памяти
Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.
У детей
В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием. А тут уже не до детальных образов. Однако согласно другим исследованиям пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Оптимальное решение – тренировать память с раннего детства и всю жизнь.
Итак, какие упражнения подойдут:
Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею
Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает
Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.
Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:
- минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
- во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
- игрок возвращается и должен назвать все изменения.
Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же
Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.
У взрослых
Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений
Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:
Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность
Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
Тренируйтесь с текстами
Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.
Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от вредных привычек, освоить техники саморегуляции, научиться бороться со стрессом, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.).
Польза и вред
Большую пользу эйдетика приносит детям, которые способны, используя образы, легко запоминать и развивать свои когнитивные способности. Вместо зазубривания они могут быстро и качественно усваивать новый материал. Облегчается изучение иностранных языков, запоминание формул, многозначных чисел, терминов. Процесс происходит в радостном и позитивном напряжении ребёнка.
Эйдетика помогает гармонично развивать оба полушария мозга малыша. Она способствует концентрации внимания, развитию нестандартного мышления и фантазии, усилению воображения, повышению работоспособности. Эйдетика гарантирует лёгкое запоминание любой информации, при этом снимаются психологические стереотипы.
Неумение правильно вызывать эйдетические образы может привести к тяжёлым последствиям и нанести значительный вред. В психологии описаны случаи нервного перенапряжения при настойчивых попытках вызвать необходимый образ.
Известные личности с эйдетической памятью
Недаром история запечатлела некоторых выдающихся людей, которые повлияли на ее ход. Все они обладали феноменальной памятью и были рождены и жили в разные времена. Итак, начнем перечислять гениев.
- 26-й президент США Т. Рузвельт запомнился как миротворец. Кроме того, он каждый день читал 3 книги и оттачивал свою память.
- Изобретатель, необыкновенный и загадочный человек Н. Тесла обладал фотографической памятью. Его вклад в науку трудно переоценить.
- Русский композитор С. Рахманинов мог запоминать ноты с очень большой скоростью. Играл самые трудные произведения по памяти.
- Иоанн Павел II выучил за всю свою жизнь 21 язык и мог говорить на 100 диалектах.
- Американец с феноменальной памятью Ким Пик мог запомнить почти 100% прочитанной информации и читал сразу 2 страницы одновременно.
- Президент Филиппин Фердинанд Маркос без усилий запоминал сложные тексты и с легкостью их пересказывал.
- Феноменальный римский полководец Юлий Цезарь знал каждого солдата в лицо.
- Американка Мэрил Хеннер помнит все события из детства до мельчайших деталей. У нее отмечен невероятный объем памяти.
- Мэри Элизабет Боузер работала в разведке и запоминала всю информацию, которую узнавала в тылу врага.
- Наполеон Бонапарт – император Франции. Он мог разрабатывать различные планы сражений, обладал феноменальной памятью.
Эйдентическая память у взрослых – миф или реальность?
Способность к эйдентической памяти зависит от нескольких факторов:
- Стрессовые ситуации, которые могут стать причиной изменений в головном мозге.
- Генетическая предрасположенность.
- Особенности развития мозга и регулярность тренировок.
Кстати, те три человека, о которых мы рассказали в начале статьи, отстают в других сферах жизни. Эйдетизм в таком феноменальном виде зачастую является спутником нарушений в мозговой деятельности. Есть масса примеров, когда сильный стресс негативно повлиял на какие-то физиологические способности человека, но стал основой его феноменальных способностей. Эта область до конца не изучена наукой, поэтому не стоит искать стрессы для того, чтобы стать гениальным или развить свою память. Лучше наоборот избегать их и научится справляться с ними, так как мозг человека в стрессе голодает от недостатка кислорода.
Согласно исследованиям психолога Адриана де Гроота, развитие способности к эйдентической памяти доступно для всех людей. В своих доказательствах он базировался на наблюдениях за гроссмейстерами, которые при игре в шахматы могли запоминать огромное количество комбинаций и ходов. Таким образом, можно сделать выводы о том, что игра в шахматы положительно сказывается на развитии эйдентической памяти.
От теории к практике
Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.
Сочиняем
Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.
Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее.
Ищем, что пропало
Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.
Исследуем
Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.
Отгадываем
Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!
Слушаем
Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.
Литература
- Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.
- Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925;
- Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941
- Jaspers K, Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920
- Блонский П. П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925.
- Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
- Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию». М., 1975)
- Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83-92.
- Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60-82.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
- Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994.
- Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2008. — ISBN 978-5-271-18770-4.
- Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. — М., 1935.
- Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии.