Развитие чувства ответственности

Что это такое простыми словами

Подводя итог этой главы, можно сказать, что

Да-да, последнее тоже является выбором, который также предполагает ответственность. На самом деле мы выбираем сотни раз в день: что съесть, что надеть, ответить хаму в автобусе или пропустить его слова мимо ушей.

Уйти с работы в положенное время или остаться сверхурочно, потому что смелости не хватает отказать начальнику. Развестись или дальше жить с нелюбимым человеком, боясь остаться в одиночестве. Выучить экзамен или получить двойку. Сказать кому-то важные слова или дальше носить их в себе.

Если вы выбираете терпеть неуважительное отношение, тогда зачем возмущаться и переживать по этому поводу? Это ваш выбор, примите за него ответственность. Когда студент прогулял всю ночь перед зачетом, а потом злится на «несправедливого» преподавателя, тем самым он перекладывает собственную ответственность за случившееся на другое лицо.

У безответственной девушки, имеющей лишний вес, в этом виноваты гены и широкая кость, но ни в коем разе не она сама. При том что именно она выбирает ежедневно шоколад с пельменями вместо диетических продуктов и занятий спортом.

Философские подходы к интерпретации данного понятия

Представители античной философии (Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур и др.) считали, что свобода – смысл и цель человеческого существования.

Средневековые схоласты (Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.) воспринимали ее в качестве разума, а любые совершаемые поступки при этом были возможны исключительно в рамках церковных догматов, в противном случае свобода отождествлялась с ересью, тяжким грехом.

Представители Нового времени (Поль Анри Гольбах, Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.) интерпретировали свободу в качестве естественного состояния человека, пути к справедливости и социальному равенству.

Тщательно исследовалась рассматриваемая проблема немецкими классическими философами. К примеру, Иммануил Кант считал, что свобода – интеллигибельный предмет (идея), присущий только человеку, а для Иоганна Фихте она – исключительная абсолютная реальность.

Что такое ответственность?

Большинство словарей определяет слово «ответственность» как производное от слова «ответственный».

Во многих из них вы можете увидеть что-то вроде:

То есть, ответственность — это когда вас могут наказать за плохие результаты. И многие люди воспринимают и понимают ответственность именно так. Нет ничего удивительного в том, что кто-то не хотел бы брать ответственность — кому же понравится, когда его наказывают.

Но на самом деле, как мы увидим в примерах ниже, это неправильное определение и ответственность имеет мало общего с наказаниями.

Вот более правильное определение из другого словаря:

Получается, что ответственность – это наличие прав и обязанностей в отношении какой-либо деятельности, в отношении руководства делами, а также связанное с ними чувство долга и ревнивое отношение.

Это очень просто. Саша играет в футбол. У него сейчас мяч, он хочет забить его в ворота. Он может делать с мячом различные вещи. Он должен соблюдать правила игры. Он может создавать разные события с этим мячом. Он ответственен за мяч. Он может победить.

Быть ответственным гораздо выгоднее.

Процесс формирования

Формирование личной ответственности начинается в семье, с раннего детства. Чем осознанней и старше ребенок, чем больше действий он может делать сам, тем за большее он отвечает.

Сначала это вовремя попроситься на горшок, потом дойти до него самому; доесть кашу, собрать игрушки, одеться, помочь маме/папе. Все это регулируется обычно одобрением или неодобрением со стороны взрослых. Так мы социализируемся, научаемся как себя вести, чтобы быть принятыми.

Видя пример родителей, ребенок усваивает сферы ответственности взрослых («папа работает, а мама красивая»), кто за что в семье отвечает. И кто какую выгоду и «пряники» за это получает. Если за финансы отвечает папа, но мама все время недовольна, у ребенка происходит сцепка «если я буду как папа — меня любить не будут», и энтузиазма в заработке денег для семьи у него не будет, он постарается избежать этого. И да, многие скажут «безответственный человек».

Это, кстати, одна из причин конфликтов людей в отношениях — разные образы ответственности, перенятые из родительских семей.

Не попробуете — не узнаете

Страх перед ответственностью возникает из-за нежелания нести последствия принятых решений. Возможно, ваше предложение найдет отклик у начальства и вам повысят зарплату. А может быть, вы получите за него выговор, если проект окажется провальным. Так или иначе, вас заметят. Вашу деятельность увидят коллеги и руководство. Независимо от итога станет ясно, что вы не зря занимаете свое место и можете быть полезным для компании. Фазиль Искандер однажды сказал:

Однако и гордость от результатов принятых решений тоже достанется вам. Подумайте об этом, когда в следующий шанс выпадет шанс проявить себя.

Вариант 2

Многие рассматривают важность этого понятия и хотят знать, какие механизмы стоят за этим. Когда говорят об ответственности, обычно ищут следующее: или хотят быть ответственным, или, наоборот, стремятся избежать её

Часто, задавая вопрос «что такое ответственность?», трудно получить вразумительный ответ. Тем ни менее это важная концепция, которая пронизывает всю жизнь, все решения, и отпускать её на самотёк не очень рационально. Не путать с обязательностью, так как только ответственность равняется оплате последствий действий или бездействия.

Ответственность ─ это способность иметь дело с последствиями каких-либо ситуаций и обязанность отвечать за поступки и действия

Очень важно понимать, что значит «способность иметь дело». Это значит ─ делать, иметь способность влиять на ситуацию

Это значит ─ контроль, власть и другие эпитеты, которые вмещают в себя способность влиять на то, за что берётся ответственность. Понятия «власть» и «ответственность» всегда ходят парой, и надо понимать, что без ответственности власти не бывает. Если человек не несёт ответственность, начинается дисбаланс. Как это проявляется в жизни?

Допустим, перед работником ставится важное, но нереальное задание и, естественно, на него возлагается ответственность. Но результат не оказался положительным

Ситуация сложная, её нужно исправить, и приходится работать дольше, больше, затрачивая личное время и силы, потому что он ответственный человек. Порой люди начинают избегать этой ответственности только потому, что это было не их решение, не они создали такую ситуацию с подобным исходом. И как бы потом ни настаивал начальник, не готовый разбираться с последствиями своих решений, никто не захочет брать на себя ответственность.

То же происходит в личной жизни и в отношениях. Следует понять, что всё, что имеет или не имеет каждый, что сделано или не сделано, зависит исключительно от него. Есть люди, избегающие ответственности, но в обществе остаются те, которым приходится самим полностью отвечать за ситуацию и принимать решение единолично, и вынужденно они становятся спасателями и контролёрами.

Некоторые воспринимают ответственность как тяжкий груз, но это не так, она даёт свободу, лидерство, спокойствие, уверенность. Нужно принять ответственность как ценный дар, так как это возможность творить жизнь такой, какой её хотят видеть. Если картина окружающей жизни не нравится, то начинать нужно с себя. Ответственное отношение к своим поступкам и словам может дать очень выгодную позицию в жизни и позволит быть счастливее.

Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

Четвертая разновидность. Экономическая ответственность

Этот вид социальной ответственности относится в первую очередь к индивидуальным предпринимателям. За несоблюдение экономических норм и правил, а также за исполнение субъектом данных предписаний, но не в должной мере, предусматривается наказание. В подавляющем большинстве случаев провинившимся является юридическое лицо, а государство представляет собой того, кто его осуждает. По итогам суда правонарушитель либо полностью освобождается от всех обвинений, либо обязуется возместить пострадавшему лицу ущерб в материальной или денежной форме. Также различные экономические санкции могут являться своего рода наказанием. Но что именно можно назвать экономической санкцией? В первую очередь лишение различных льгот, объявление хозяйственного бойкота, прекращение с юридическим лицом всяких экономических отношений. Суд может также решить, что нарушение настолько серьезно, что необходимо заморозить все кредиты провинившегося.

Ответственность не означает деятельность

Когда вы обвиняете в своих проблемах что-то или кого-то, вы автоматически отдаёте им пульт управления своей жизнью. Взять же ответственность на себя и перестать искать виноватых буквально означает взять жизнь в свои руки.

Это кажется таким сложным потому, что вы путаете ответственность с деятельностью.

Вы думаете, что, если вы берёте ответственность за своё здоровье, то вам нужно срочно записаться в спортзал, перестать лазить ночью в холодильник, бегать по утрам пятикилометровый кросс и делать зелёные смузи. Или вы видите в соцсетях пост очередного адепта сетевого маркетинга, который «взял на себя ответственность» и «построил независимый бизнес», но вам как-то не хочется натужно впаривать друзьям всякий хлам, а других возможностей для своего дела особо не видно.

Расслабьтесь. Не нужно предпринимать никаких надуманных действий. Вы ставите телегу впереди лошади. Ответственность — это выбор того, как вы взаимодействуете с миром. Когда вы выбираете ответственность, ваши действия перестают быть неосознанной реакцией и становятся осознанным ответом. Поэтому вы автоматически начинаете действовать иначе.

Вы подобны человеку, который мучительно размышляет о том, как переместить несколько тонн металла на расстояние километра. Ему это кажется сложным и почти невыполнимым, потому что человек не понимает, что эти несколько тонн металла — автомобиль, способный легко и с комфортом переместить его за сотни и тысячи километров, в абсолютно новые, неизведанные и восхитительные места.

Ответственность даёт ключ к такому пониманию.

Но давайте, наконец, поговорим о том, что же она из себя представляет.

Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

Аргументы

  1. Ответственность – это умение отвечать за свои поступки, действия и слова.
  2. Ответственные люди никогда не подведут.
  3. Ответственный человек всегда держит своё слово.
  4. Ответственность – качество человека с сильным характером.
  5. Ответственность воспитывается в человеке с раннего детства.
  6. Необходимо ответственно относиться к семье, дружбе, работе, обществу и Родине.
  7. Родители несут ответственность за своих детей, до тех пор, пока не вырастят их.
  8. Многих людей страшит чувство ответственности.
  9. Умение отвечать за свои поступки характеризует человека как взрослого, серьёзного и самостоятельного.
  10.  Ответственные люди всегда вызывают доверие, потому что на них можно положиться в любой ситуации.

Почему нужно основательно и ответственно подойти к выбору

Как ни печально, но жизнь наша конечна. Это не составляет большого секрета, и все об этом знают, можно сказать, с рождения. Чем ближе мы движемся к концу жизни, тем выше ответственность за прожитую жизнь

Все чаще задаемся вопросом: «А смысл?» Ответственность соизмеряется с прожитым временем – вот почему важно быть ответственным, ведь чем больше времени за нашими плечами, чем больше нами прожито, тем выше ответственность за то, что сделано и как использовано наше время

Но в реальной жизни все совсем не так. Если есть возможность и ты ею не воспользовался, то завтра времени и возможности может уже не быть. Жизнь каждого человека уникальна, неповторима. В наших руках право выбирать и решать, как поступать в определенный момент. Из множества вариантов нужно выбрать один, который и определит вашу неповторимость. Жизненная картина, если так можно сказать, и складывается из принятых решений, каждый раз принимается одно решение из множества, и принятое одно решение остается в жизни навечно, все остальное — несостоявшиеся возможности. Всегда можно выбирать, и всегда нужно самостоятельно определять свое существование, свое место в жизни.

Наши желания порой имеют решающий голос в принятии того или иного решения. Но, к сожалению, желания иногда подсказывают нам легкие пути, указывая на ложные возможности, тем самым отдаляя нас от намеченной цели.

Всегда нужно сверять курс, желание должно совпадать с тем, чего мы действительно хотим достичь.

Почему нужно ответственно подойти к выбору, очень четко сформулировал Джавахарлал Неру — виднейший политик XX века, первый премьер-министр независимой Индии:

Всем нам предоставлена свобода выбирать: либо жизнь внизу, в долинах, где нездоровые туманы, но жизнь в известной мере в безопасности, либо подняться в горы, где нам сопутствуют риск и опасности, чтобы дышать чистым воздухом вершин, радоваться шири, открывающейся нашим взорам, и приветствовать восходящее солнце.

Если вы четко осознаете, что к делу нужно подойти основательно и ответственно, но не знаете, с чего начать, возьмите себе за образец человека, который обладает тем, что называется ответственностью, и старайтесь быть таким, как он. Больше рассчитывайте на себя. Кто рассчитывает на себя, тот многое умеет и, как правило, многим обладает. Не перекладывайте ни на кого ответственность за происходящее. Никого ни в чем не обвиняйте.

Ведь китайская мудрость гласит: «Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других».

Любите свою работу, живите своим трудом и умейте наслаждаться и получать удовольствие от осознания того, что работа ваша хорошо выполнена.

Ответственность и контроль

Ответственность тесно связана с контролем.

Если человек считает, что какая-то область не имеет к нему никакого отношения, то он, конечно, не может её контролировать.

Если кто-то уверен в том, что он никак не отвечает за свои ботинки, скорее всего они будут грязными. Если он отвечает за них, он их почистит.

Конечно, его ботинки может почистить кто-то ещё. Или ему повезёт, и всё время на улице будет хорошая погода.

Когда Петя ответственен за своего кота, он может накормить его, позвать его, перенести его куда-то. Если Петя не отвечает за своего кота, кот может куда-то уйти и Петя уже не сможет его даже погладить.

Проблема личности в рамках философии экзистенциализма

Данное понятие с точки зрения экзистенциализма – это самоцель, а коллектив в связи с этим – лишь средство обеспечения возможности материального существования входящих в него индивидов. При этом социум призван сделать доступным свободное духовное развитие каждой личности, гарантируя правовой порядок относительно посягательств на ее свободу. Однако роль общества по сути своей отрицательная, и свобода, предлагаемая индивиду, выступает частным проявлением (свобода политическая, экономическая и др.).

Представители данной философии считали, что истинная свобода постижима только в духовном аспекте (противоположном социальному), где индивидуумы рассматриваются в качестве экзистенции, а не субъектов правовых отношений.

Центральная проблема личности в философии экзистенциализма — отчуждение ее от социума, которое понимается как трансформация продуктов деятельности индивида в самостоятельную враждебную силу, а также в качестве противостояния государства конкретно человеку и всей организации труда, общественным институтам, другим членам общества и т. п.

Особо углубленно данная философия исследует субъективные переживания относительно отчуждения личности от внешнего мира (к примеру, чувство апатии, равнодушия, одиночества, страха и др.).

По мнению экзистенциалистов, человек вопреки своей воле помещен в этот чужой для него мир, в определенную судьбу. В связи с этим индивида постоянно волнуют вопросы, касающиеся смысла его жизни, причины существования, ниши в мире, выбора своего пути и т. д.

Несмотря на гипертрофированное духовное начало человека (иррациональное), экзистенциализм внес существенный вклад в развитие различных философских подходов, в которых человек воспринимался как личность, направленных на выявление людской сущности.

Проблема личности в философии экзистенциализма нашла свое отражение в современном аспекте данного вопроса. В ней присутствуют так называемые перегибы, но это не помешало ей привнести ценный вклад в особое восприятие индивида и социума. Философия экзистенциализма посредством своих принципов указала на необходимость тщательного пересмотра сложившихся в настоящее время ценностных ориентиров, которыми руководствуется и общество, и человек как личность.

Развитие личной ответственности

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Что несет в себе понятие «ответственность»

Ответственность – это сознательное и осознанное взятие на себя последствий за принятые решения и совершенные действия.

Часто путают ответственность с чувством долга и решением вопросов за другого человека.

Рождаясь на этот свет, человек как белый лист и он не знает ни морали, ни понятия ценностей. Родители несут ответственность, до определенного возраста, за жизнь ребенка и за привитие качеств поведения и ценностей. Зачастую часто перекладываемая обязанность на малыша, делает его взрослым, лишая детства. Общественные заведения, также прививают разные понятия этой задачи. И такой сценарий жизни приводит к различным последствиям.

Непонимание значения этого термина приводит к тому, что уже сформировавшаяся личность или принимает ответственность за другого или вообще не берет на себя эту функцию. Поэтому и возникает проблема, когда за свои поступки, он не хочет нести последствия.

«Давайте спрыгнем с моста!» – кто несет ответственность? Тот, кто предложил? Или тот, кто спрыгнул? Конечно, тот, кто спрыгнул. Он сделал действие и принял решение.

Человек злоупотребляет спиртными напитками. Виноват завод по изготовлению алкогольных напитков? Магазин, где продается эта продукция? Или тот, кто отравляет свой организм.

Избил другого человека. Виноват тот, кто ударил или обидел? Тот, кто считает, что его обидели.

Когда педагог ставит в пример отличника, кто несет ответ за это решение? Ребенок, на которого возложили эту ношу и он теперь должен соответствовать этим качествам? Или учитель?

Эти примеры наглядно показывают безответственность или перекладывание ее на другую личность.

Установленные правила ответственности, такие как: уголовная, административная, групповая, историческая и т.д., показывают моральные правила общества.

Врач берет ответственность за жизнь своего пациента. Учитель – за знания, которые он дает. Управленец за функциональность своего персонала и соблюдение правил. Уголовная – соблюдение законов и моральных норм человека. Историки — за правильное изложение фактов. А вот, за свою жизнь, поступки и решение – человек обязан взять ответственность на себя сам.

Осознанность своих действий и дает понятие этого термина.

Например:

  • Человек дает или берет в долг, он сам принял это решение, а потом ждет когда отдадут или обвиняет того кто дал. Банки, что дали кредиты. Государство виновато, что нет денежных средств. Кредитор просит отдать долг, а сейчас нет возможности. Дающий деньги в долг человек, корит себя или взявшего эти средства.
  • Зависимость от чужого мнения и навязанные убеждения, а также понятие — быть всем удобным, тоже зачастую приводит к безответственности: что подумают или скажут, так не принято одеваться, разговаривать, не положено в обществе свершать какие-то действия, что идет вразрез со своими личными понятиями и принципами.
  • Родители, отдавая ребенка в разные учреждения, перекладывают эту задачу на педагогов. Обвиняя впоследствии, и дитя и воспитателей. Задаются вопросом: – В кого ж ты такой уродился? — Ставя опять ж в пример других людей и своих прародителей. Чем убивают личность и дают ложное понятие ответственности.

Когда говорят – ты должен сделать так-то, ты обязан. Это твой долг и твое обязательство.

То, что субъект должен, записано в налоговом кодексе, все, что не должен – в уголовном, остальное на усмотрение самого человека.

Именно это и дает человеку чувство свободы. В принятии собственных решений и последствия за них. Все лежит в основе ценностей и морали, которые были привиты маленькому человеку и его окружения, которое могло повлиять на его мнение.

Взрослый человек, осознанно принявший ответственность за свою жизнь, освобождён от навязанных правил, которое диктует общество. Так как он сам принимает последствия за свои решения. И совесть его чиста. Он так же не перекладывает на других проблемы и не навязывает свое мнение. У него не возникает вопроса как поступить. Он поступает согласно своим принципам и убеждениям, придерживаясь норм морали и ценностей.

Помогите! Я отвечаю за всё и уже не вывожу. Что мне делать?

Без лишних слов, по пунктам:

1. Берёте  ручку и бумагу, пишите список всего, за что вы считаете себя ответственным. Честно. Лучше в столбик.

(Я отвечаю за здоровье и благополучие своих детей, хотя им за 30 и у них есть свои дети…я отвечаю за жену/мужа…за кошку/собаку…за своё здоровье…за рост цен…выборы президента…урожай помидоров и т.д.)

2. Теперь по каждому пункту напишите в процентах от 0 до 100% степень вашей реальной возможности влияния. Да это будет субъективно Возможно, очень («..я управляю погодой в регионе..»). 

3. Выделите одним цветом все, что от 0 до 30%, другим от 30 до 60% и третьим все остальное до 100%. Получились сфера, где ваше влияние ответственность максимальны, сфера где они минимальны и сфера где они значительны.

4. Если вы еще не определяли свои приоритеты, как я об этом писал в статье «Как расставить правильные приоритеты в жизни», самое время это сделать. Без этого следующие пункты не сработают.

5. А теперь самое интересное, вы же хотели что-то изменить или посмотреть на личную ответственность по-новому?

Берёте и сопоставляете свой трехцветный список со списком ваших приоритетов. Сколько из них совпадает, в какой сфере?

Возможно какие-то выводы вы для себя уже сделали. Чего вы хотели? Разгрести завалы ответственности?

6

Всё, что оказалось в сфере вашего наименьшего влияния (в цветном списке) и совпало с далеко не самыми приоритетными целями можно либо смело отбросить, либо делегировать, чтобы с чистой совестью расчистить место для действительно важного

Дальше стоит сосредоточиться на совпадениях самых приоритетных целей и той части списка, где ваша ответственность до 100%. И именно это ставить вперед, когда планируете дальнейшие действия. Например семья у вас в приоритете и вы себя чувствуете ответственными за нее на 90%. И на здоровье! Это то, в чем вы счастливы и реализованы. Главное, время от времени пересматривать списки.

Остальные совпадения в средних частях списков уже пойдут следом. Посмотрите: возможно, кое-что из этого спокойно можно делегировать кому-то.

Как быть, если то, что для вас очень важно по целям, не входит в сферу влияния и личной ответственности? Например, вы переживаете за экологию, чистая планета — ваше все, но сфера максимальной ответственности и влияния ограничена детьми?

Я могу предложить пару вариантов, возможно вы найдёте свой.

Во-первых, стоит подумать как вы можете реализовать важную для вас цель в той сфере, где ваша личная ответственность максимальна (прививать детям правильные привычки заботы об окружающей среде).

А во-вторых, возможно, пришло время прокачать именно эту сферу ответственности, увеличить свои возможности и степень влияния (создать себе канал на Ютюбе, где будете продвигать свою тему).

Как правильно наладить отношения

Самое первое, что должны сделать родители, — признать наличие проблемы. Взрослые люди часто считают себя правыми, забывая, что время и взгляды меняются, а ребенок представляет собой личность, с которой надо считаться. Несколько советов помогут наладить отношения.

  • Проявляйте спокойствие. Бурная реакция приведет к тому, что девочка испугается, замкнется в себе либо начнет оказывать сопротивление. Крики, обвинения снижают доверие и приводят к тому, что авторитет родителя теряется. Да, удержать себя и не проявлять открыто эмоции бывает сложно, но спокойное выяснение отношение может сделать как можно больше.

Постарайтесь понять подростка. Дочь имеет свои взгляды на жизнь, и чем старше она становится, тем сильнее эти взгляды могут расходиться с родительскими. Это нормально. Вспомните себя в таком возрасте, вы же хотели мыслить самостоятельно, решать, делать, добиваться. Подростковый возраст – это кризисный период, когда ребенок должен определиться со многими вещами.

Дайте возможность дочери получать жизненный опыт. Это вовсе не означает ослабление контроля. Каждый родитель должен информировать подростка об опасностях и мерах их предотвращения, но мы не сможем контролировать ребенка всегда. Опыт – это то, что позволит эффективно действовать во взрослой жизни, ведь родители не всегда будут рядом.

Проявите внимание

. Подросток часто эмоционально неустойчив, ему требуется поддержка. Девочки особенно уязвимы в период полового созревания, ведь происходит изменение не только внутреннего мира, но физического облика.

Однако внимание не должно быть назойливым. Если подросток сейчас не хочет чем-то делиться, то стоит оставить разговор на другое время

Если девочка просит совета сама, то нельзя игнорировать этот факт, ссылаться на занятость, иначе в следующий раз она просто не подойдет, а о серьезных проблемах родители не узнают.

Не отталкивайте ребенка, чтобы ни случилось. Каждый из нас совершал в жизни ошибки. Подростки о жизни знают еще немного и часто теряются. Даже девочка, которая хочет казаться взрослой, нуждается в поддержке и понимании. Выслушайте ее без критики, без обвинений, постарайтесь держать эмоции при себе. Дайте совет. Самые лучшие отношения с подростками встречаются в тех семьях, где принято слушать друг друга.

Перестаньте навязывать свои взгляды. Поймите, что интересы ребенка отличаются от интересов их родителей. Матери и отцу не всегда нравится то, чем занимается их ребенок. Возможно, вы хотели, чтобы дочь пошла учиться на юриста, а ей больше нравится музыка. Да, каждый родитель желает ребенку лучшего будущего, но, может, будущее состоит в способности определять самому свой жизненный путь?

Занимайтесь совместной деятельностью. Это может быть всё что угодно: поход по магазинам, уборка, поездка на дачу, посещение общественных мероприятий, спорт. Совместная деятельность объединяет, позволяет по-другому посмотреть на ребенка, а подростку на родителей. Возможно, вам будут интересны конкурсы, где требуется участие всей семьи.

Устанавливайте телесный контакт. Прикосновения, обнимание за плечи, когда подростку плохо, легкое поглаживание по голове помогают успокоиться, ощутить близость. Однако бывает так, что подростку не нравятся прикосновения. Такое возникает часто в семьях, в которых не принято открытое выражение чувств и ребенок лишен этого с детства.

Особенно важны прикосновения для девочек, ведь они более эмоциональны и нуждаются в тесном контакте. Предложите подростку заплести ей косы. Девочка также может помочь расчесать волосы матери.

Советуйтесь с дочерью. Когда родители спрашивают у подростка совета, он начинает чувствовать свою принадлежность семье, а значит, контакт становится более тесным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.