Личность как этическая проблема акмамбетов, галихан галамгалиевич

Счастье заключается в достижениях

Если есть что-то, что увлекает Командира, будь то мелочь или какое-либо крупное начинание, они, уделив достаточно времени и ресурсов, могут добиться любых целей. Такое качество делает людей с типом личности Командира превосходными предпринимателями, а их способность мыслить стратегически и удерживать долгосрочный фокус при выполнении каждого шага плана внимательно и точно делает их эффективными бизнес-лидерами. Такое определение часто является самовнушением, поскольку Командиры проталкивают свои цели с неистовым рвением там, где другие могут сдаться, а их социальные навыки означают, что они могут потянуть за собой кого угодно, достигая поразительных результатов в процессе.

За столом переговоров, будь то в корпоративной среде или при покупке автомобиля, Командиры являются доминантами, безжалостными и неумолимыми. Это не потому, что они являются бессердечными или злобными, скорее всего, это можно объяснить тем, что Командиры просто обожают сложности, битвы умов, присущие такой обстановке, а если вторая сторона не способна с этим справиться, то для Командира это не станет причиной сложить руки перед собственным стремлением к победе.

Если есть кто-то, кого Командир уважает, то это человек, который способен противостоять ему интеллектуально, кто-то, кто способен действовать так же четко и качественно, как и он. Командиры обладают особенным навыком распознавания талантов в других, и это помогает им как в построении своих команд (поскольку никто, независимо от того, насколько он умен, не может все делать в одиночку), так и в удержании Командиров от чрезмерного проявления высокомерия и снисходительности. Однако они также обладают особенным навыком подчеркивать неудачи других с пугающей бесчувственностью, и именно в таких ситуациях Командиры сталкиваются с проблемами.

Частные классификации

Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций: отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации.

Примеры: Социально-характерологическая (Теофраст), социально-политическая (Платон).

Одной из первых типологий человека, основанной на его смысложизненных ценностях, является типология Платона, который выделял следующие типы:

  1. нормальный, характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины;
  2. тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе;
  3. олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью;
  4. демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений;
  5. тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения.

Частные классификации часто строятся практиками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти большое количество самых разных классификаций.

Пример: классификация личности в зависимости от её реакции на окружающую среду А. Ф. Лазурского:

  1. Низкий уровень. а) Рассудочный тип (всё подвергает рассудочному анализу, неспособен к творческому мышлению, склонен копировать чужое поведение и действия); б) Аффективный тип (противоположен рассудочному, импульсивно реагирует на различные события, склонен к чувственности, мечтательности; в) Активный тип (характеризуется импульсивностью, зачастую, чрезмерной активностью, беспорядочными и необдуманными действиями, склонен к различного рода рискованным поступкам, азартным играм.
  2. Средний уровень. а) Непрактичные теоретики-идеалисты (это люди с научным, теоретическим мышлением, способные созерцать, обладающие творческим мышлением, часто являются учёными, художниками и т.д.); б) Практики-реалисты (условно делятся на три типа: альтруисты, у которых сильно развита эмпатия, общественники, которые склонны властвовать, обладают твёрдым характером и хозяйственные, обладающие практичностью и расчётливостью).
  3. Высший уровень. Личности данного уровня характеризуются сочетанием и эмоционального, и рассудочного мышления, обладают высокими идеалами (духовностью, альтруизмом), высокой осознанностью, сдержанностью и целесообразностью в эмоциональных порывах.

Пример: Градацию по шкале «безликость — яркая личность» вводит для исполнительского стиля Густав Нейгауз (Нейгауз, 1987). Многие пианисты играют то, чему их научили, а не то, что они пережили сами, над чем подумали и поработали.

Вы можете изменить мир просто идеей

Они не просто общительные люди-угодники, Борцов формирует их дальновидный характер, который позволяет им читать между строк с любопытством и энергией. Они склонны смотреть на жизнь как на большую сложную головоломку, где все связано, однако, в отличие от типов личности, отнесенных в группу Аналитиков, они склонны рассматривать эту головоломку, как ряд интриг. Борцы видят ее через призму эмоций, сострадания и мистики, и всегда пытаются добиться более глубокого понимания.

Многие другие типы личности склонны воспринимать такие качества, как непреодолимые, и, если Борцы найдут причину, чтобы разжечь воображение, они начнут излучать энергию, которая вытолкнет их в центр внимания, а коллеги будут поддерживать их как лидеров и гуру, однако это не то место, где любящие независимость Борцы хотели бы быть. Еще хуже ситуация, когда такая личность попадает в окружение административных задач и рутинных процессов, связанных с лидерством

Самооценка Борцов зависит от их способности принимать оригинальные решения, и им важно знать, что они могут свободно проявлять инициативу, они быстро теряют терпение или становятся подавленными, если попадают на скучные должности

Моделирование систем психологических типов

При моделировании психологических систем очень важную роль играют систематизация и классификация. С развитием статистики в описании веса признака (или типа) в обществе , характер признака (типа) распределения становится очень важным

Также важно, что если различия признака носят количественный или качественный характер, для адекватной интерпретации практически любого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание некоторых фундаментальных статистических концепций. «Существует по крайней мере три различные теории психологических типов, разработанные психологами

Некоторые авторы представляют типы как отдельные классы, исключающие друг друга. Другие психологи принимают теорию типов как более или менее подробную теорию черт, определяя типы как полюса. одного и того же континуума, между которым люди могут быть ранжированы по закону нормального распределения. Адепты третьего взгляда полагают, что типы отличаются от черт наличием мультимодальных распределений, в которых люди группируются в определенных точках, представляющих чистые типы “. Стагнер, 1948 год.

Распределение признаков

Нормальное распределение является фундаментальным и не зависит от культурных факторов. Большинство средств измерений ( тестов ) построены так, чтобы признак можно было нормализовать с помощью члена нормального распределения, если различия должны иметь количественный характер. Например, черты, которые входят в основу личности по имени Большая пятерка, имеют нормальное распределение.

Пример: экстраверсия / интроверсия. Большинство людей имеют двойственные характеристики по этой шкале.

Строгие наборы

Если характеристики имеют качественные, а не количественные различия, их обычно описывают как строгие наборы.

Пример: правши и левши. Глухие и слышащие. Типы в соционике .

Нестрогие множества

Очень редко в психике постоянно отсутствует определенное качество. Поэтому в большинстве случаев полезно использовать мягкие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения.

Пример: Типология Эрнста Кречмера или Уильяма Герберта Шелдона .

Сложные модели

Более сложные и систематизированные модели учитывают тот факт, что в них могут встречаться как количественные, так и качественные различия или признаки. Распределение этих черт имеет четкие связи и может образовывать типы, которые со временем будут иметь постоянное распространение в обществе.

Пример: Психологическая модель в контексте общего, типологического и индивидуального.

Взаимосвязь этической типологии личности с нравственным воспитанием

Воспитание нового человека в духе коммунистической морали и идеологии выступает одной из важнейших задач коммунисти ческого строительства. “Суть коммунизма, – отмечал Л.И.Брежнев, – определяется тем, что граждане обладают высокой степенью сознательности и чувством ответственности перед обществом, высокими нравственными качествами. Именно поэтому воспитание общественного сознания всех граждан – одна из важнейших состав -ных частей процесса коммунистического строительства”.

На первых этапах развития социализма нравственное воспитание тесно переплеталось с борьбой пролетариата за утверждение социалистических начал в новом обществе. “Наша нравственность, – говорил В.И.Ленин, – выводится из интересов классо -вой борьбы пролетариата”. По мере развития социалистического общества, преодоления трудностей, связанных с развитием экономики, производительных сил и производственных отношений, роста материального благосостояния и культурного уровня советских людей возрастает роль и значение морального фактора, совершенствуются цели и задачи, средства и методы нравственного воспитания. Особый характер этому процессу придает постепенное стирание социально-классовых различий. В своей речи на 2ХУІ съезде КПСС Л.И.Брежнев сказал, что “становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в ис-торических рамках зрелого социализма”.

На современном этапе развития социалистического общества этот процесс находит выражение в. возникновении новой исторической общности людей – советского народа. Советский человек – это человек образованный, высокой культуры, идейной убежденности, патриот и интернационалист

Необходимо, чтобы подрастающее поколение было воспитано в этом же направлении.”Способствовать формированию поколения людей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать, всегда готовых к защите своей Родины – вот самое важное, самое главное в работе комсомола” – поворилось на ХХУІ съезде КПСС

Социально-экономическое и духовное развитие общества вместе с нравственным совершенствованием советских людей ДОЛЖг но привести к фориированию нового, коммунистического типа личности – всесторонне и гармонически развитой личности. Задача коммунистического воспитания в целом и коммунистического нравственного воспитания, в частности, состоит в том, чтобы на основе объективных условий целенаправленно воспитывать социалистический, а затем коммунистический тип личности. Поэтому главной целью является не формирование каких-то отдельных элемен -тов сознания и поведения, а создание, на основе соответствующих средств, методов и условий определенного типа личности, соответствующего уровню развития способа производства и сущности доминирующей формы морали.

В последние годы в марксистской философско-этической литературе выдвинут тезис, согласно которому цель нравственного воспитания должна состоять не только в формировании отдельных сторон сознания и поведения личности, но и в формировании определенных моделей поведения, типов личности. Так, Ю.В.Согомо-нов пишет: “Требуется более развернутое изучение целевой модели нравственного воспитания для того, чтобы конкретизировать все названные положения и определения (моральные качества, ценностные ориентации и г.д., как цели нравственного воспитания – Ф.Д.), детализировать их с учетом потребностей, складывающихся в этико-социологических и этико-педагогических прикладных исследовательских комплексах .

Создание единого типа личности, на основе выдвигаемых моделей, не результат субъективных притязаний, а закономерный результат исторического развития, потребность, выдвинутая исторической необходимостью. Марксизм с самого начала своего существования выдвинул в качестве одной из важнейших задач преодоление социально-классовых различий, уничтожение социального неравенства. Осуществление этой программы потребовало, чтобы наряду с формированием нового социального типа личности сформировался и единый целостный тип поведения, соответствующий типу личности. Для этого воспитание должно выступать как формирующее личность в целом, а не только отдельные ее стороны. Это достигается путем диалектического использования объективных и субъективных факторов. Необходимо отметить, что этот тип всегда должен носить конкретно-исторический характер, то есть соответствовать уровню развития общества в социальном и духовном плане. Иначе морализирования не избежать. Поэтому для каждого поколения конкретная формулировка цели нравственного воспитания несколько изменяется.

Нравственный идеал и личность

Основным критерием в морали всегда выступала и выступает практика. Именно она позволяет определить степень соответствия нравственных требований потребностям общественного развития.

В классовом обществе нравственные взгляды, убеждения, чувства, нормы и правила, как об этом уже было сказано в предыдущих главах, носят классовый характер; они отражают и выражают интересы определенных классов, их цели и потребности. Господствующий класс пытается свои нравственные представления и моральные нормы утвердить в качестве единственно верных и обязательных для всех членов общества. Это объясняется тем, что господствующий класс посредством моральных норм и принципов стремится защитить свои экономические интересы. В то же время кажущаяся “истинность” и “всеобщность” моральных требований прикрывает в этих условиях фактическое неравенство членов общества. Классы, которые занимают подчиненное положение, создают свои понятия о морали, отражающие их положение в системе общественных отношений, их стремление к борьбе за изменение существующего порядка.

Однако, согласно марксизму, это вовсе не означает, что представления различных классов о добре и зле равнозначны, являются одинаково ценными. Истинность или ложность их не раскрывается простой констатацией того, что эти представления верно отражают интересы и потребности того или иного класса. Сущность их характеризуется природой субъекта, носителя этих моральных представлений, оценкой места и роли класса в системе определенных конкретно-исторических общественных отношений и той ролью, которую данный класс играет в развитии человечества. Моральные взгляды класса, интересы которого в основе своей совпадают с поступательным ходом истории, обладают наибольшей истинностью и ценностью.В условиях капитализма носителем передовой морали является пролетариат. Ф.Энгельс, характеризуя классовое общество и классовую мораль, писал: “Наибольшим количеством элементов, обещающих ей долговечное существование, обладает та мораль, которая в настоящем выступает за его (капитал. – Г.А.) ниспровержение, которая в настоящем представляет интересы будущего . И наоборот,моральные взгляды реакционных классов, борющихся за сохранение своего привилегированного положения, недолговечны, так как они искажают объективную закономерность общественного процесса,мешают осуществлению идеалов, выработанных народными массами в многовековой борьбе с угнетателями и эксплуататорами.

Было время, когда буржуазные идеалы содержали в себе элементы правды и справедливости, поскольку отвергали призрачную мечту о счастье в “загробном царстве”. Они звали людей на борьбу за счастливую жизнь на земле, призывали овладеть знаниями об окружающем мире. Зарождались капиталистические отношения, дававшие простор развитию новых производительных сил. Начертанные на знаменах революционной буржуазии призывы к свободе, равенству и братству импонировали угнетенным массам и обеспечили поддержку трудящихся новому классу. Но, захватив политическую власть, буржуазия утратила свои недавние идеалы, превратив их в демагогическое прикрытие противоречившей им практике общественных отношений.

Именно поэтому критерий нравственного, отстаиваемый современной буржуазией, неизбежно терпит крах, поскольку буржуазия ныне уже не может предлагать идеалы, способные вести за собой народные массы. Современная буржуазия уже не может дать обществу иных идеалов, кроме реакционных. Фашизм показал, до какой степени нравственного падения может довести людей капиталистический строй, на какие чудовищные преступления может толкнуть.

Даже сами идеологи буржуазного мира признают это. Так, американский историк профессор Чикагского университета Бурсти в своей книге “Иллюзия, или что случилось с американской мечтой” пишет: “Нам угрожает новая и специфически американская опасность. Это опасность отрыва от реальности…опасность замены идеалов иллюзиями, опасность того, что стремления покроются плесенью… Мы самые обманутые люди на земле” .

Кризис буржуазной системы и ее идеалов порождает пессимизм и неверие в будущее. Некоторые философские направления, существующие на западе, стремятся обосновать эти настроения. Например, западногерманский экзистенциалист Ясперс пытается представить свой пессимизм как следствие “общечеловеческой” утраты моральных ценностей, утверждая, что идеалы вообще невозможны. Буржуазные философы-идеалисты и защитники религии проповедуют, что смысл своего существования человек может постичь лишь на грани небытия.

Типология Майерс-Бриггс

Индикатор типов (MBTI) Майерс-Бриггс базируется на типологии Юнга. Обе ее создательницы не имели психологического образования, однако после прочтения «Психологических типов» у Юнга принялись активно типировать на практике, проводя наблюдения за поведением людей, его исследования. Живя в военное время, они имели возможность наблюдать за большими массами людей в нестандартных ситуациях, и на основании этого материала подробнее описали различия типов.

Далее MBTI получила эффективное развитие как система, позволяющая формировать рабочие коллективы, подбирать персонал, прогнозировать в компании поведение сотрудников. Специалисты, использующие MBTI, своей целью имеют построение правильного менеджмента в связи с типами личностей как руководителя, так и подчиненных. MBTI позволяет отделить не только сильные, но также слабые стороны субъекта и, сконцентрировавшись на сильных характеристиках, поместить сотрудника на максимально подходящую для него позицию в организации.

Согласно MBTI, тип человека представлен в четырех форматах. Первый – источник энергии, откуда человек черпает энергию. Экстраверт принимает энергию извне, ему необходимо постоянно действовать и общаться, таков его способ выживания и зона комфорта. Именно в процессе взаимодействия с миром внешним он получает толчок для развития и материал для него. Интроверт, напротив, черпает внутри себя энергию и потому любит уединение.

Следующий – центр внимания, способ получения сведений об окружающем нас мире. Здесь дело мы имеем с сенсорикой как опорой на органы чувств, интуицией как надсознательным процессом анализа, прогнозирования и предвосхищения событий. Сенсорный тип базируется на настоящем и уже полученном прошлом опыте, тогда как интуит способен видеть образно, целиком всю картину, словно сверху.

Далее следует центр принятия решения по мыслительному или же чувствующему способу. Мыслительный тип рассуждает на основании правильного и неправильного, а чувствующий – базируясь на личных ценностях.

И последняя пара характеристик, суждение и восприятие, связаны со стилем жизни индивида. Люди суждения живут в упорядоченном, предсказуемом мире, тогда как люди восприятия живут в глубоком, стихийном мире с открытыми вариантами для всевозможного выбора, оттого и решений, какие они не принимают вплоть до крайнего момента.

Современные проблемы психологических классификаций

Проблемы психологических классификаций обусловлены высокой сложностью и подвижностью психики . Классифицировать объекты материального мира – задача более легкая.

В психологии мы изучаем сознание с помощью сознания. Здесь открываются новые возможности, и в то же время возникают новые ограничения, отчасти из-за субъективности и необходимости ее преодоления, как известно, в психике есть сознательные и бессознательные когнитивные процессы. Они часто происходят отдельно, как два разных средства для получения знаний (информации) о ситуациях в мире. Из-за этого, например, оценки личностных характеристик с помощью проективных тестов (которые адресованы в основном бессознательным свойствам) часто противоречат результатам самооценок, сделанных с помощью анкет (основанных на сознании).

Для определения психологического типа человека важно иметь измерительный инструмент (тест, инвентарь и т. течение жизни

Поэтому для психологов очень важны методы, позволяющие увидеть настоящие характеристики через призму человека на протяжении всей жизни: биографический, структурированный разговор, продольное наблюдение в реальных ситуациях. Такие методы хорошо развиты в клинической психологии . В работе со здоровыми людьми использование этих методов довольно узкое.

Пример: Программа измерения личности А.Ф. Лазурского.

Особая проблема – подготовка квалифицированных специалистов в области исследования и диагностики психологических типов. Здесь требуется целый комплекс специфических знаний и навыков

Для измерения психологических типов важно иметь способность видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познанием, мотивацией, ценностями, волей, эмоциями, самосознанием ) и с учетом их целостного характера, овладевать знание устойчивых вариантов этих систем и умение сравнивать их свойства. Сравнение и оценка систем затруднены из-за отсутствия надежной методологической базы: нет общепринятого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.

Для исследования типов необходимо уметь использовать как качественные, так и количественные методы исследования эмпирической реальности с учетом следующих факторов:

1. Масштаб и комплексность исследования (возможность держать под контролем несколько планов разного масштаба).

2. Характер и специфика распределения свойств и характеристик в исследуемой среде.

3. Адекватное количество подшкал, не нарушающих полноты и конструктивной обоснованности психологического признака.

Не теряйте ту «маленькую искру сумасшествия»

К счастью, люди с типом личности Борца знают, как расслабляться, и они прекрасно переключаются со страстных, энергичных идеалистов, которыми они являются на рабочем месте, на творческий и полный энтузиазма свободный дух на танцполе, часто настолько неожиданно, что это удивляет даже самых близких друзей. Нахождение среди людей также дает им шанс связываться эмоционально с другими, обеспечивая заветное понимание того, что мотивирует их друзей и коллег. Они верят в то, что каждый должен тратить время на признание и выражение своих чувств, и их сопереживание и коммуникабельность делает это естественной темой общения.

Однако Борцы должны быть внимательны. Если они будут слишком сильно полагаться на интуицию, делать слишком много предположений относительно мотивации своих друзей, они могут неправильно воспринять сигналы и расстроить планы, которые более простой подход сделал бы абсолютно простыми. Такого рода социальный стресс является источником страхов, который не дает такому типу личности, сфокусированному на гармонии, заснуть. Борцы очень эмоциональны и чувствительны, и, когда они наступают кому-то на ногу, все это чувствуют.

Борцы будут тратить много времени на изучение социальных взаимоотношений, чувств и идей, и поймут, как все устроено на самом деле. Однако если такие личности находят свое место в мире, их воображение, сопереживание и мужество может дать невероятные результаты.

Сущность этической типологии личности

В последнее время метод типологизации стал широко применяться не только в естественных науках, но и в других областях научного знания: в экономике, истории культуры, языкознании и, наконец, он усиленно пробивает себе путь в науках, исследующих личность.

В области разработки проблем типологизации личности имеются значительные успехи. Это относится, прежде всего, к социологии, где опубликован ряд монографий, множество статей, защищены кандидатские и докторские диссертации. Социальной типологии личности посвящены работы Г.Л.Смирнова, Б.К.Лебедева, Н.А.Шульги, В.А.Ядова, С.П.Батенина, Л.В.Сохань, А.Н.Красина, Л.П.Буе-вой, М.Я.Корнеева, К.А.Абульхановой-Славской и других советских авторов, в которых исследуются методологические принципы и критерии типологизации личности, строятся социальные типологии, дается критика буржуазных концепций по данному вопросу, а также ряд других аспектов.

В последнее время типология личности стала предметом исследования психологов, правоведов, религиеведов, эстетиков и др.

Что же касается этики, то здесь мало фундаментальных теоретических работ, посвященных типологии личности. За исключе -нием работ Л.М.Архангельского ,Ю.В.Согомонова и А.И.Титаренко1 I. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теорем личности; Согомонов Ю.В. Основные ориентации современного буржуазного морального сознания; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. в советской этике практически отсутствуют работы, в которых вопросы этической типологии личности исследовались бы основательно.

Анализ философско-этической литературы показывает, что исследование этической типологии личности только начинается. Поэтому для выяснения сущности и более компетентного понимания специфики и содержания исследуемой проблемы необходимо обратиться к тем наукам, которые добились уже определенных результатов в данной области. К таким наукам, в первую очередь, относится марксистская социология.

В философско-социологической литературе, посвященной ти -пологий личности, отмечается, что типологизация представляет собой своеобразный метод обобщения и абстрагирования некоторой совокупности явлений и фактов в целях определения их принадлежности к определенному целому. “По своему содержанию, – пишет Б.К.Лебедев, – типизация представляет собой сведение (редукцию) отдельного предмета, согласно признакам и свойствам, к общим классам, типам предметов, которым он объективно соответствует” .

Специфика типологизации (типизации) с необходимостью предполагает некоторое упрощение в обращении с исследуемыми предметами, некоторую схематизацию и отвлечение от индивиду-ального богатства предметов, поэтому в реальной действительности трудно найти предмет, который бы полностью соответствовал типу: “Типизируя, – отмечает акад. М.А.Барг, – мы что-то объединяем и что-то расчленяем, на какой-то момент останавливаем движущееся, “замораживаем” переливающееся, “изымаем” Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности, с.9. (точнее “вырываем”) из системы связей, что-то оставляем вне подозрения, но это неизбежная плата за научное познание – . единственный для научного познания путь формирования существенных понятий о существенном”.

Вместе с тем, рассматривая место типизирующего метода в общей системе научного познания, советские философы и социологи обращают внимание на его строго очерченные познавательные возможности. “Познание типического и типизация как метод, замечает Д.ИЛесноков, – не подменяют и не решают задачи выяснения закономерного, они выступают как предварительное условие упорядочения в рамках основных категорий исторического материализма, знании об объектах изучения

Категория типического служит в общественных науках подходом к формулировке за кона”

Такое уточнение очень важно, поскольку проясняет суть данного метода и предостерегает исследователей от возможных необоснованных претензий относительно его познавательных возможностей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector