Разговорная психотерапия

Направление используют

Организаторы

  Авторские тренинги Ирины Ортнер и Светланы Савицкой  (Германия),    Алёна Луговская  (Уфа),    Антонюк Галина Юрьевна (Пермь),    Йога-центр «Добрый Ом» (Санкт-Петербург),    Российско-французское агентство знакомств «Юниви» (Екатеринбург),   Центр Чайной Культуры «Облака»  (Волгоград),    Access Bars Consciousness  (Краснодар).

Тренеры

  Арсений Евгеньевич Олевский  (Москва),    Владимир Иванович Иванченко  (Москва),    Евгений Хохлов  (Москва),    Марина Стоянова  (Москва),    Ольга Александровна Коваленко  (Москва),    Анна Ильинична Трубецкая  (Москва),    Ирина Петровна Шухаева  (Москва),    Надежда Варнавская  (Москва),    Ольга Валерьевна Меньшикова  (Москва),    Таня Матвеева  (Москва),    Фея  (Москва),    Сергей Алексеевич Берeзов  (Ростов-на-Дону),    Светлана Сергеевна Галба  (Екатеринбург),    Светлана Николаевна Желтухина  (Казань),    Наталья ПананкОва  (Тверь),    Настасья Невская Шарпаева  (Вологда),    Александр Владимирович Макаров  (Екатеринбург),    Михаил Шандриков  (Санкт-Петербург),    Кристина Соколова  (Санкт-Петербург),    Злата Истина  (Екатеринбург).

Ещё тренеры 6

Консультанты

  Владимир Иванович Иванченко  (Москва),    Евгений Хохлов  (Москва),    Ольга Александровна Коваленко  (Москва),    Анна Ильинична Трубецкая  (Москва),    Ирина Петровна Шухаева  (Москва),    Надежда Варнавская  (Москва),    Ольга Валерьевна Меньшикова  (Москва),    Таня Матвеева  (Москва),    Фея  (Москва),    Сергей Алексеевич Берeзов  (Ростов-на-Дону),    Светлана Сергеевна Галба  (Екатеринбург),    Светлана Николаевна Желтухина  (Казань),    Наталья ПананкОва  (Тверь),    Настасья Невская Шарпаева  (Вологда),    Валентина Подольская  (Киев),    Любовь Егорова  (Челябинск),    Дарья Владимировна Пугачёва  (Новосибирск),    Кристина Соколова  (Санкт-Петербург),    Инна Эдуардовна Анкудинова  (Новосибирск),   Елена Вячеславовна Аскольдович  (Воронеж).

Ещё консультанты 4

История

В истории психотерапии выделяются донаучный (до XIX века) и научный периоды.

В первой половине XIX века в Европе было широко распространено учение Месмера. В 1841 году выступление месмериста посетил британский учёный Брэд. Продемонстрированное явление его заинтересовало, и он стал проводить собственные опыты. Брэду удалось усыпить своего знакомого посредством фиксации его взгляда. Продолжив опыты по исследованию явления, названного им гипнозом, Брэд изложил их результаты в книге «Неврогипнология» (1843). В 1860 году с описанием метода Брэда познакомился французский врач Льебо. Льебо продолжил исследования гипноза и предложил использовать для погружения пациента в сон голосовое внушение. Свои выводы Льебо изложил в 1866 году в книге «Сон и подобные ему состояния…». В 1882 году французский врач Дюмон решил применять словесное внушение во время гипнотического сеанса для лечения пациентов психиатрического приюта

Он пригласил к сотрудничеству Льебо; их совместная работа привлекла внимание профессора Бернгейма, который в своей клинике ввёл гипноз в широкое применение. Гипноз стал началом научной психотерапии.

Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX века английским врачом Дэниэлом Хаком Тьюком (англ. Tuke, Daniel Hack). В опубликованной им в 1872 году книге «Иллюстрация влияния разума на тело» (англ. Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body) одна из глав названа «Психотерапия» (англ. Psychotherapeutics). Этим словом называлось терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача.

Обучение телесно-ориентированной психотерапии

Обучение телесно-ориентированного терапевта занимает от пяти до десяти лет. Впрочем, примерно столько же учатся психотерапевты любого другого направления. Ну, если мы говорим о качественном обучении. Вначале дается базовое психологическое образование — без него разобраться в тонкостях психотерапевтической теории и практики невозможно. Затем начинаются так называемые долгосрочные обучающие программы по одной или нескольким модальностям. В среднем по программам учатся от двух до четырех лет.

Во время обучения будущие психотерапевты должны проходить личную терапию и супервизии, когда опытный терапевт консультирует начинающего по поводу сложностей в работе.

В России набор в долгосрочные программы больших направлений происходит нечасто, но все-таки попасть в программу можно.

1. Долгосрочная обучающая программа Международного института биоэнергетического анализа началась в июне 2020 года. Организаторов можно спросить о возможности посещения отдельных семинаров.

2. Методу Фильнкрайза официально в России сейчас не учат, на англоязычном можно посмотреть расписание семинаров в Израиле — на будущее.

3. Зато на программу по биосинтезу в России с российскими преподавателями можно попробовать попасть, если написать сюда.

4. Обучающей программы по бодинамике в России сейчас нет, но есть она в Киеве. Вопросы можно задать здесь.

5. Владимир Баскаков регулярно проводит вводные семинары первой ступени по танатотерапии и в этом году, возможно, будет набирать группу в основную двухлетнюю программу. Подробности здесь.

6. В Институте психотерапии и клинической психологии (ИПиКП) два раза в год проводят набор на программу профессиональной переподготовки по клинической психологии со специализацией в телесно-ориентированной психотерапии. В программе обзорные семинары по ведущим модальностям ТОП. Направлением руководит Галина Ченцова, психиатр и психотерапевт, которая стояла у истоков телесно-ориенированной психотерапии в России.

.

Клиническая психотерапия

Клиническая (медицинская) психотерапия – направление психотерапии (часть медицины), основанное на материалистическом подходе, где биологическому фактору развития заболевания отводится определяющая роль, соответственно лечение осуществляется с учетом клинической картины, дифференциальной диагностики, продуманной системы показаний-противопоказаний.

К методам клинической психотерапии относят: гипноз; прогрессивную мышечную релаксацию Джекобсона, аутогенную тренировку Шульца, рациональную психотерапию Дюбуа; терапию подростковых акцентуаций А. Е. Личко; методы поведенческой психотерапии: сочетательно-рефлекторная терапия В. М. Бехтерева и метод угашения условной связи А. М. Свядоща; клиническую психотерапию соматических и сексуальных расстройств, неврозов и др., также к методам клинической психотерапии можно отнести технологию биологической обратной связи (БОС) и метод десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ).

Клинический подход в целом объединяет в себе традиции классической психиатрии, позволяет решать проблемы диагностики и реабилитации пациентов, направлен на активацию их потенциальных резервов в адаптации и приспособлении.

История

В истории психотерапии выделяются донаучный (до XIX века) и научный периоды.

В первой половине XIX века в Европе было широко распространено учение Месмера. В 1841 году выступление месмериста посетил британский учёный Брэд. Продемонстрированное явление его заинтересовало, и он стал проводить собственные опыты. Брэду удалось усыпить своего знакомого посредством фиксации его взгляда. Продолжив опыты по исследованию явления, названного им гипнозом, Брэд изложил их результаты в книге «Неврогипнология» (1843). В 1860 году с описанием метода Брэда познакомился французский врач Льебо. Льебо продолжил исследования гипноза и предложил использовать для погружения пациента в сон голосовое внушение. Свои выводы Льебо изложил в 1866 году в книге «Сон и подобные ему состояния…». В 1882 году французский врач Дюмон решил применять словесное внушение во время гипнотического сеанса для лечения пациентов психиатрического приюта

Он пригласил к сотрудничеству Льебо; их совместная работа привлекла внимание профессора Бернгейма, который в своей клинике ввёл гипноз в широкое применение. Гипноз стал началом научной психотерапии.

Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX века английским врачом Дэниэлом Хаком Тьюком (англ. Tuke, Daniel Hack). В опубликованной им в 1872 году книге «Иллюстрация влияния разума на тело» (англ. Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body) одна из глав названа «Психотерапия» (англ. Psychotherapeutics). Этим словом называлось терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача.

Примечания

  1. EAP представляет 166 организаций (в том числе 23 национальные ассоциации, 19 Европейских психотерапевтических ассоциаций) в 37 Европейских странах, объединяя более чем 70.000 психотерапевтов, как в составе психотерапевтических организаций, так и индивидуальных членов. В 2000 г. её президентом был избран специалист из России, проф. В. В. Макаров. «Впервые это крупнейшее объединение психотерапевтов Европы своим президентом избрало представителя Восточной Европы» (Поздравляем! К избранию профессора В. В. Макарова президентом Европейской Ассоциации Психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 3. С. 191).
  2. ↑ Клинические основы психотерапии // Психотерапия : учебник для студентов медицинских вузов и врачей общей практики / под ред. Б. Д. Карвасарского. — Изд. 3-е., доп. — Питер, 2007. — С. 64-68. — ISBN 978-5-469-01672-4.
  3. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : Академический Проект : Деловая книга, 2006. — 800 с.
  4. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике (практическое руководство) / под ред. Н. Г. Незнанова. — Питер, 2008.
  5. Вельвовский И. З. Психотерапия в клинической практике : учеб. пособие. — Киев : Здоров’я, 1984.
  6. Буртянский Д. Л., Кришталь В. В. , Смирнов Г. В. Основы клинической сексологии и патогенетической психотерапии. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-тта, 1987. — 206 с.
  7. Основы клинической психотерапии неврозов // Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. — М. : Медицина, 1974. — С. 130-139.
  8. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков : Справ. пособие. — Минск : Беларус. навука, 1999. — 188 с.
  9. Клиническая психотерапия в наркологии : руководство для врачей-психотерапевтов / под ред. Р. К. Назырова, Д. А. Федоряка, С. В. Ляшковской. — Санкт-Петербург : Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2012. — 455 с.
  10. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд. — Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
  11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.
  12. Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5.
  13. Юнг К.Г. Психоанализ и спасение души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 334. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии). — 136 000 экз. — ISBN 5-01-001606-0.
  15. Краткий обзор эволюции психотерапевтических методов с точки зрения их отношения к христианству и анализ возникающих здесь разногласий см., напр.:
    • Стома В.В. К православной психотерапии. (Размышления практикующего врача.) // Московский психотерапевтический журнал. — М.: МГППУ, 2007. — Вып. Специальный выпуск по христианской психологии. — № 3.
  16. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4).
  17. Критическую оценку этого положения закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности» см.:
    Обсуждение проекта Закона о психотерапии: “pro” versus “contra” // Московский психотерапевтический журнал. — М.: МГППУ, 2001. — № 1. — С. 143-190.
  18. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 275.
  19. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 322.

Мифы о телесно-ориентированной психотерапии

Встречались вы или нет с телесно-ориентированной психотерапией, мифы, связанные с ней, вы точно знаете — возможно, в интерпретации популярной психологии. Разберемся, что из этого правда, а что нет.

Миф 1. Чувства живут в разных частях тела: в коленях страх, любовь — в сердце, гнев — в печени.

Ложь. На самом деле, никто из телесно-ориентированных психотерапевтов так не думает, это метафоры. Когда человек испытывает страх, происходит выброс адреналина, колени подгибаются. А чувства — они «живут» в лимбической системе мозга.

Миф 2. Надо расслабляться.

Правда лишь отчасти. Это хороший навык, он помогает телу и психике восстанавливаться. Но важнее уметь совершать переходы — расслабляться, когда это нужно, и активизировать организм, когда возникает необходимость.

Миф 3. Блоки и зажимы надо снимать сразу.

Ложь. Так работал Вильгельм Райх. Он еще не знал, что кроме перенапряженных мышц в теле могут быть перерасслабленные. Пытаться еще больше расслабить такую мышцу может быть не только не полезно, но и опасно. Да и вообще, вы же помните, что блоки — это защита, а взламывать защиту нельзя, она там не просто так оказалась.

Миф 4. Приду я к телесно-ориентированому психотерапевту, и меня точно будут трогать.

Ложь. Это же не массаж. В арсенале телесно-ориентированных терапевтов разных направлений много методов работы с людьми, для которых прикосновения по какой-то причине небезопасны.

Миф 5. Раз эта психотерапия телесно-ориентированная, значит, она помогает именно с психосоматикой.

Правда лишь отчасти. Помогает, часто хорошо. Но здесь есть сразу несколько мифов. Во-первых, надо определить, что имеется в виду под психосоматикой. Миф, созданный популярной психологией и ньюэйдж-эзотериками: «Когда болит спина — значит, человек слишком гордый, плечи — берет на себя много ответственности». Если бы все было так просто, обучение телесно-ориентированного психолога не занимало бы пять-десять лет. В профессиональном сообществе под термином «психосоматика» понимаются функциональные и органические расстройства с вероятным психогенным компонентом. Проще говоря, если у вас что-то болит, а врачи не находят органических причин боли, это не психосоматика. Возможно либо плохо диагностированное заболевание — соматика, либо истерический конверсионный симптом — психика. А вот, например, боли в сердце с изменениями на кардиограмме в результате стресса у человека, склонного с сердечно-сосудистым заболеваниям, — вполне себе психосоматика. Здесь, разумеется, нужна и помощь профильного врача, и поддержка психотерапевта.

Миф 6. Разные направления психотерапии эффективны в разных случаях: телесно-ориентированная нацелена на физические симптомы и депрессию, а психоаналитическая помогает разобраться в отношениях.

Не совсем так. С большинством проблем работают, часто успешно, терапевты разных направлений. Модальность не так важна, как ваши отношения с терапевтом. Да, в психотерапии любого направления лечат не техники и не упражнения, а отношения, которые выстраивают клиент и терапевт. Основатель биосинтеза Девид Боаделла говорит так: «Грамм контакта важнее тонны техник».

В чем именно телесно-ориентированная психотерапия не знает равных, так это в работе с травмами, полученными в доречевом возрасте, — когда что-то беспокоит, а говорить об этом почему-то не получается. Тело само все покажет и расскажет специалисту, который умеет понимать язык тела.

Групповая и коллективная психотерапия

Групповая и коллективная психотерапия является самостоятельной методикой. Она опирается, с одной стороны, на то, что в группе больных повышается внушаемость и возникают особые условия интерперсонального общения; с другой стороны, групповая и коллективная П. позволяет открыть новые возможности для тех психотерапевтических методик, которые применяются индивидуально. Врач, руководящий сеансами коллективной П., строит свою работу с группой больных (так наз. терапевтической средой, или терапевтическим сообществом) таким образом, чтобы достичь максимального леч. влияния больных друг на друга и коллектива в целом на каждого больного. Это так наз. принцип интеракции, или групповая психотерапия по Кратохвилу, или методика коллективной интендироваиной психотерапии по Хеку.

Зарубежные исследователи употребляют только понятие «групповая психотерапия». Теоретической основой большинства разработанных ими методик, напр, дидактической групповой П., воодушевляющей П., группового анализа, семейной П., психодрамы, служит психоанализ и его модификации. Советские исследователи называют коллективной такую форму П., при к-рой главный леч. эффект зависит от воздействия больных друг на друга, а групповой — такую П., при к-рой преобладает леч. влияние врача на группу больных. Исходя из принципиального положения о том, что формирующая человека социальная среда обладает большими потенциальными возможностями, отечественные психотерапевты для коррекции невротических состояний и для увеличения творческой активности личности широко применяют разнообразные варианты коллективной и групповой П. В коллективной П. групповая методика используется для леч. перевоспитания, для леч. тренировки и реабилитации, для изучения психогенеза (с помощью приемов «психотерапевтического зеркала» по Либиху, «библиотерапии» по Кутанину и др.), для проведения мотивированных внушений (в форме суггестии или рациональной психотерапевтической беседы с больными, находящимися в состоянии бодрствования). Среди более узконаправленных вариантов коллективной П. выделяют активирующую, отвлекающую, разъясняющую и седативную.

Особый вариант коллективной П.— семейная Психотерапия, к-рая направлена на коррекцию межличностных отношений для устранения эмоциональных расстройств в семье. Показанием к ее применению являются все виды нарушения поведения, связанные с эмоциональными факторами, аномалии характера и другие нервно-психические расстройства, вызванные различными формами семейной дезорганизации и неправильным воспитанием. Цель семейной П. достигается перестройкой характера взаимоотношений в семье больного. Семейная П. производит перестройку нарушенных семейных отношений по стадиям. В первой стадии (диагностической) осуществляется постановка так наз. семейного диагноза, во второй — ликвидация семейного конфликта. Третья стадия является реконструктивной, а четвертая — поддерживающей. Существуют модификации стадий. К видам коллективной П. относятся различные леч. клубы, которые ставят перед собой коррекционно-реабилитационные цели. Руководители этих клубов с помощью прямых и косвенных суггестивных, рациональных и других приемов (напр., «библиотерапия», музыкотерапия) достигают хорошего эффекта в работе с больными неврозами и алкоголизмом.

К групповой П. относится методика психопрофилактического обезболивания родов, предложенная К. И. Платоновым и И. 3. Вельвовским. Практика показала, что групповая и коллективная П. особенно эффективны при максимальном (подчеркнуто экспрессивном) эмоциональном воздействии на больных. На этом принципе построена методика коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии, к-рая применяется в комплексном лечении больных алкоголизмом и неврозами, в первую очередь для устранения истеро-невротических реакций и истерических моносимптомов.

Психотерапия и религия

Вслед за оформлением психотерапии в самостоятельную дисциплину встал вопрос о её отношении к религии. Если Зигмунд Фрейд относился к религии отрицательно и противопоставлял её психоанализу, то уже коллега Фрейда Карл Юнг выступил с призывом объединения усилий психотерапевтов и священников в деле врачевания человеческой души, подчеркивая, что сфера приложения психотерапии и религии фактически перекрещивается:

Важным шагом в направлении синтеза религиозных учений с психотерапией стало классическое произведение «Психоанализ и религия» Э. Фромма, в котором лидер школы «философов от психологии» дал развернутое обоснование положения о том, что религия и психоаналитическая терапия преследуют одну и ту же цель:

Эта точка зрения не получила, однако, всеобщего признания. Её отрицал, например, создатель логотерапии Виктор Франкл, подчёркивая, что, в противоположность задачам психотерапии, целью религии является не исцеление, а спасение души. В настоящее время вопрос о соотношении психотерапии и религии всё ещё остается спорным. Одни авторы считают необходимым и плодотворным включение религиозных учений в теорию и практику психотерапии, тогда как другие решительно отрицают такую возможность. В нашей стране эта полемика широко представлена, например, на сайте издательства «Свет Православия» Макариево-Решемского монастыря, а также в журнале «Консультативная психология и психотерапия».

Наркопсихотерапия

Наркопсихотерапия, или наркогипноз,— специальная методика П., при к-рой, помимо обычных словесных и психоэмоциональных воздействий, для повышения внушаемости применяют внутривенное введение барбамила (амиталнатрий), гексенала, пентотала и других препаратов барбитуровой к-ты. Частичный наркоз способствует большей эффективности П., так как в этом состоянии больные полнее воспроизводят амнезированные факты.

Целесообразно сочетать сеансы наркопсихотерапии с удлиненными сеансами гипнотерапии. Противопоказаниями к наркопсихотерапии являются гепатит, цирроз печени, сердечно-сосудистые нарушения.

18.5. Игровая психотерапия

Игровая психотерапия – вид коллективной психотерапии, при которой ситуация воздействия определена игровой деятельностью. Существенный психологический признак игры

– одновременное переживание условности и реальности ситуации. Человек в игре знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной жизни. Поэтому игра может служить задачам диагностики, обучения, тренировки, психокоррекции. Поскольку игра – это модель жизни, постольку этот метод можно отнести и к разряду

моделирования.

В исключительно популярном в последнее время в практической психологии методе – тренинге особенно явственно присутствуют элементы игровой психотерапии. Психологический тренинг в целом, безусловно, можно отнести к игровому моделированию, а многие его модификации – к игровой психотерапии. К. Левин, первым использовавший тренинговые группы (Т-группы), считал, что воздействия других людей на человека (упоминавшиеся «горизонтальные связи») – наиболее эффективный путь изменения его направленности и поведения. Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способствовать росту их коммуникативной компетентности, совершенствованию межличностного поведения, повышению эффективности управленческой деятельности и даже оптимизации мотивационной сферы и росту личности. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных группах (например, в «группах встреч») придает возможность посмотреть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других.

В русле практики групп встреч (по английской терминологии «энкаунтер-группы») выработал свою знаменитую клиен-то-центрированную психотерапию К. Роджерс . Другой известный теоретик и практик групп встреч У. Шутц в качестве основных элементов этого вида терапии видел актуализацию самосознания и ориентацию на широко известный сейчас принцип «здесь и теперь» . Этот же принцип в качестве основополагающего принят и в разработанной немец-ко-американским психологом Ф. Перлзом гештальт-терапии . Специфика этого вида терапии заключается в том, что в группе на добровольных началах в роли пациента выступает только один человек, а остальные члены группы без комментариев наблюдают его взаимодействие с психотерапевтом. Через это наблюдение они начинают лучше понимать себя и свои проблемы.

Классикой игровой психотерапии является психодрама – вид игровой психотерапии, в которой пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей инсценировки, воспроизводящей (моделирующей) жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для ее участников. Важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Цель психодрамы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.