- Работы и их содержание: любопытные аспекты
- Проблема клипового мышления
- Открытия последних исследований
- Таблица типов мышления
- Как понять разницу между словами и образами?
- Мышление
- Мыслительные процессы в философии
- Образы и опыт
- Общность языка и мышления
- Что это такое?
- Как начать развивать аналитическое мышление
- Система: единство всех аспектов
- Операции мышления
- Природа возникновения речи
- Функции
Работы и их содержание: любопытные аспекты
Рассматривая в качестве средства мышления язык, Выготский потратил немало времени, наблюдая за обезьянами. В рамках экспериментов удалось выявить тот факт, что генетический уровень происхождения рассматриваемых явлений отличается, и процессы развития протекали независимо один от другого. Выготский установил, что в периоды развития истории соотношение мыслительного процесса и речи менялось, некоторого постоянного, стабильного значения не существует. Также он заметил, что обезьяны, сходные с человеком, проявляют интеллектуальные реакции лишь применительно к орудиям, но не показывают связи между общением и размышлениями. Удалось выявить фазы, предшествующие формированию интеллекта у животных и способности общаться вслух.
На основании наблюдений были сформулированы выводы, посвященные двум вариантам проявления речи в человеческом социуме. Первый, определенный Выготским, – общение. Способ предполагает озвучивание того, что человек думает, с участием во взаимодействии нескольких персон, передающих друг другу некоторые сведения. Второй тип речевого проявления – это объединение того, кто слушает, с тем, кто произносит. При этом словесная мысленная форма превращается в средство мышления. Такое разделение позволяет выделить внешний, внутренний речевые форматы. В первом случае мысль отражается лексическими оборотами и подчиняется структурам языка, во втором случае речь идет о придании некоего смысла конкретной мысли. Выготский, формулируя такие заключения, считает внешний речевой формат начинающимся от использования слова с постепенным применением все более развернутых и сложных структур. Внутренний прогрессирует от целого к некоторому аспекту, от мысли – к конкретному слову.
Проблема клипового мышления
Новая форма искажения информации, свойственная для постиндустриальной и технологической эпохи, – это клиповое мышление, результат клиповой культуры.
Данную концепцию описали в конце 20 столетия философы и футурологи Маршалл Маклюэн и Элвин Тоффлер . Клиповая культура – это результат обилия фрагментарной информации, которая редко имеет авторитетную оценку, быстро распространяется на просторах Интернета и также быстро может исчезать из Сети. Но, вместе с тем, она успевает влиять на читателей, формировать мозаичные и часто некритические образы мыслей о любых предметах и феноменах.
Единственным средством избежать клипового мышления является умение критически анализировать информацию, вычислять риторические приемы языка и оценивать интернет-ресурсы.
Открытия последних исследований
Исследования последнего десятилетия под руководством лингвиста Стивена Пинкера доказывают, что зависимость мышления от языка не является обоснованной. В своей книге «Язык как инстинкт» Пинкер рассматривает аргументы ученых в пользу как языка, так и мышления, и объясняет, почему именно мышление – более сложный феномен.
Используя рассуждения изобретателя Алана Тьюринга, Стивен Пинкер переносит его терминологию о «мыслекоде» в когнитивистику и доказывает, что язык менее универсален, чем мышление. На примере английского языка Пинкер показывает, что слова менее обширны, чем их смысл, который чаще можно понять только из контекста. Поэтому, вслед за Тьюрингом, он развивает базовые шаги «образной теории мышления»:
- Образ (материальный объект), он хранится в мозгу.
- Мнемонический инструмент (возникает при помощи языка).
- Процессор (рефлексы).
Стивен Пинкер доказывает, что большая часть информации (образы, абстракции, родственные связи, логические рассуждения) не является выраженной словами – это результат более сложных процессов, которые происходят в мозгу. Он доказывает, что, например, английский язык, как и любой другой, не может передать полностью суть информации, которая хранится в нашей голове (это относится к области психолингвистики). Согласно интерпретации Пинкера, эти образы в нашей голове не обязаны выглядеть так же, как фраза на любом языке. Например, заголовки газет могут быть двусмысленными, поскольку понятий существует больше, чем слов, и поэтому нужно подключать еще и логические операции, чтобы понять, о чем в статье будет идти речь:
- Stud Tires Out – «Жеребец выбился из сил» или «Шины жеребца оказались снаружи».
- Drunk Gets Nine Months in Violin Case – «Пьянице дали девять месяцев по делу о скрипке» или «Пьяница сел на девять месяцев в скрипичный футляр».
- Iraqi Head Seeks Arms – «Глава Ирака в поисках оружия» или «Иракская голова ищет руки».
Поэтому психологи-когнитивисты и нейрофизиологи сейчас пытаются понять, какие именно образы и процессоры для переработки информации имеются в человеческом мозгу.
Стивен Пинкер дает свое объяснение, почему, по мнению многих, язык превалирует над мышлением. Все кроется в когнитивном искажении современного мира – убеждение, что слова определяют образ мышления, не учитывает многих лингвистических и смысловых особенностей значений самих слов, которые часто нужно уточнять. Такая переоценка роли языка вполне объяснима: слова и тексты – вокруг нас, а мысли всегда заперты в голове.
Свои аргументы о возможности мышления без использования языка Стивен Пинкер укрепляет несколькими примерами, когда мышление не зависит от языка:
- Афазия или глухие дети – люди с такими нарушениями обходятся без языка, но они также приспосабливаются к миру и по-своему различают животных, числа, время, пространство.
- Обезьяны и другие говорящие животные не способны развить язык, хотя могут повторять некоторые слова и фразы.
- Многие творческие люди утверждают, что они думают не словами, а мыслеобразами.
- Ученые-естественники еще настойчивее утверждают, что их мышление пространственное, а не словесное.
Подкрепить аргументы Пинкера можно при помощи аргументов когнитивиста Роджера Шепарда. Его исследования относятся к изучению зрительных и ментальных образов, а также звуковых иллюзий у людей. Его научные заключения касательно человеческого восприятия доказывают, что познание происходит не только при помощи словесного очертания мира, образов и предметов, а требует более сложного ментального воздействия .
Таким образом, за последние годы многие ученые отошли от концепции взаимозависимости языка и мышления, доказывая, что мышление – более сложное явление, которое использует язык как один из источников для получения информации
Более того, уже возникают новые научные вопросы о важности зрительного восприятия, а также оптической иллюзии и психологического воздействия в процессе мышления и обработки информации
Таблица типов мышления
Тип мышления | Описание |
---|---|
Аналитический | Аналитики выстраивают оптимальный путь решения задачи с четким выверенным планом действий |
Реалистический | Для реалистов основой принятия решений являются факты, то, что можно потрогать, увидеть, почувствовать. |
Идеалистический | Идеалисты мыслят глобально, целыми категориями на основе интуиции, эмоций, не обращая внимания на детали. |
Синтетический | Люди с данным типом мышления склонны создавать новое из несхожих вещей, сочетают «несочетаемое» |
Прагматический | Прагматики решают задачи здесь и сейчас, используя исключительно свой опыт и то, что находится под рукой. |
Поскольку каждый человек в зависимости от наследственности, влияния окружения, образования и сферы деятельности всегда индивидуален, то наболее выраженным становится один стиль мышления, благодаря которому, к примеру, вас можно назвать аналитиком или реалистом.
Как понять разницу между словами и образами?
Всех нас учили читать примерно одним и тем же способом: сначала мы запоминали буквы, потом нас учили составлять слоги, потом слова и, наконец, читать предложения. Эта стандартная техника начальной школы, от которой зависит, как мы учимся читать. Скрытой стороной этого процесса является то, что многие начитают отождествлять написанное с образом, который формируется в голове (это относится к области нейролингвистики).
Секрет людей, которые быстро читают, в том, что у них лучше развито периферийное зрение, они меньше концентрируются на уровне знаков, букв, а еще они не проговаривают в голове слово, у них отсутствует субвокализация. Они сразу мысленно распознают образ.
Питер Камп, в своей книге «Скорочтение», использует одну из техник распознавания информации, тем самым меняя парадигму восприятия информации, заложенную нам в начальной школе. Таким образом, развивая новый навык, можно понять, о чем говорят ученые, когда утверждают, что слова и образы в голове – это разные вещи (об этом, кстати, более подробно вы можете узнать на нашем курсе скорочтения).
Мышление
Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.
Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.
В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.
Принято выделять следующие виды мышления:
- Практически-действенное мышление – является самым ранним видом мышления человека как в эволюции, так и в онтогенезе. Этот вид мышления необходим в тех ситуациях, когда наиболее целесообразно решать мыслительную задачу непосредственно в процессе практической деятельности.
- Наглядно-образное мышление – позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Данный вид мышления можно наблюдать в случаях, когда содержание мыслительной задачи основано на образном материале (при анализе, сравнении, в случае необходимости нарисовать предмет, изобразить его схематически или в виде символа, обобщить разные объекты, события и явления).
- Словесно-логическое мышление – свойственно только человеку. Особенность этого вида мышления заключается в том, что задача решается в словесной форме. Благодаря вербальной форме, человек использует более отвлеченные понятия. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Мышление в его словесно-логическом виде проявляется в языке.
Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.
Мыслительные процессы в философии
Мышление – это отличительная особенность человека от животного, которая позволяет изучать и познавать окружающую среду особым способом. Оно в отличие от ощущений или чувств происходит осознанно.
Психофизиологическая проблема в философии – это проблема соотношения тела и души человека.
Аристотель рассматривал его как единственно эффективный способ познать мир. По его мнению, цель мыслящего человека обобщать знания и двигаться в своих рассуждениях от частного к целому. Философ считал тело и душу человека неразделимыми.
Сократ связывал мышление с нравственным развитием человека. Оно является частью самосовершенствования и познания самого себя в мире. Нравственный человек не может быть не мыслящим.
По мнению Марка Аврелия помимо тела и души у человека также есть разум.
В средневековый период схоласты полагали, что человеческий разум является божьей благодатью. Схоластические взгляды были синтезом античных мыслей и религиозных. Мышление одобрялось только в богоугодных целях, а не для изучения окружающего мира. Философия и другие науки в этот период все больше уступали богословию.
В новом времени мышление и бытие были наиболее важными категориями изучения. Тогда появилась крылатая фраза Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Его теория позже была названа картезианством. Если объяснить ситуацию при помощи разумных суждений нельзя, картезианцы обращались к мифам. По мнению философа, мысль никак не взаимодействует с телом и наоборот. Однако телесное и психическое в человеке связано только благодаря Божественному Провидению.
Спиноза считал психофизиологическую проблему ложной. Мышление и тело, по мнению автора, являются лишь двумя атрибутами одного лица, а не разными материями, как у Декарта.
Вольтер также выступал против декартовской двойственности.
Лейбниц выдвинул теорию психофизиологического параллелизма: две материи не связаны друг с другом и работают параллельно.
Оппонентом картезианцев был Эммануил Кант, он считал, что мышление основано на эксперименте, и разделять эмпиризм и рационализм нельзя. Философ создал типологию мышления, разделив формальное и диалектическое мышление, конкретное и абстрактное, практическое и диалектическое.
В XIX веке Жюль Пуанкаре отрицал априорные знания и возможность человека объективно оценивать происходящее. Любые теории, по его мнению, зависят от типа мышления самого автора.
Немецкий философ Я. Моллешот заявлял о зависимости психических и духовных процессов от физиологической природы человека.
Ученые 50-х XX века рассматривали рефлекторную деятельность и как физиологическую, и как психологическую.
Образы и опыт
В работах Выготского, посвященных связи языка и мышления, можно найти сравнение процесса создания нового высказывания с облаком, из которого рано или поздно начинается словесный дождь
Одновременно ученый обращал внимание на совершение мысли, а не ее воплощение в словесной форме. Рубинштейн, еще один известный специалист в сфере психологии, предлагал оценивать речь как вариант формулировки мысли, причем процесс сопровождается формированием
Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека. Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь.
Изучая язык, функции языка и мышление, ученые пришли к выводу, что словесная – это не единственная доступная человеку форма мыслительного процесса. Она относится к одному из ключевых типов, но наравне с ней есть и практическое действенное, а также наглядное образное, техническое. Практическое действенное считается первичным вариантом, поскольку именно так человек впервые смог успешно выйти на охоту. Лишь затем появилось образное, наглядное мышление. В примерах это можно описать воспоминанием об успешной охоте с применением образа в будущем для оценки возможных выгод от повторения набора действий. Лишь на базе этих двух типов сформировалось логическое словесное мышление. Если проводить параллель примеров, то его можно иллюстрировать как передачу сведений об успешной охоте и получаемых через нее выгодах новому поколению.
Общность языка и мышления
Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:
- Генетический аспект сформировался в процессе эволюции. Он выражается в том, что появление языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот.
- Функциональный аспект представляет собой неразрывность этих двух составляющих, невозможность существования языка без мышления и способность к развитию друг друга.
Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.
Что это такое?
Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.
Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.
Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.
Как начать развивать аналитическое мышление
Как было сказано ранее, несмотря на то, что у каждого человека превалирующим, ярко выраженным является лишь один тип мышления, всегда можно начать развивать параллельно и другие. Если вы хотите развить данный тип мышления, то возьмите себе на заметку и введите в привычку решение задач на основе следующих принципов аналитического процесса:
- Полное понимание поставленной задачи
- Поиск и максимальный сбор информации, связанной с нужной тематикой.
- Выявление доказательной базы информации, а не предположений.
- Детальное изучение информации
- Фрагментирование информации на небольшие и понятные части.
- Установление логических связей в выделенных фрагментах.
- Нахождение закономерностей
- Поиск связи частного с целым и наоборот.
- Дополнение недостающими данными или отсечение ненужного
- Выстраивание структуры и организации информации.
- Решение задачи на основе всех выводов
Конечно, данный подход с использование всех принципов аналитического мышления не требуется, если перед вами стоит тривиальная, простая задача, поскольку это может снизить эффективность и оптимальность ее решения.
Система: единство всех аспектов
Чтобы оценить связь мышления с языком и речью, следует рассмотреть эти явления как единую систему. Ученые давно оценивают их как неразрывные составляющие. Есть две точки зрения, позволяющие оценивать и расценивать эту систему. Генетическая предполагает рассматривать язык как явление, которое неразрывно связано со становлением, моментом появления мыслительного процесса. Второй вариант – функциональный. В рамках этого подхода предполагают единство мысли и языка. Следовательно, по умолчанию предполагается взаимное существование этих двух явлений. Такая система развеивается параллельно.
При этом ученые не рассматривают язык как объект, равноценный мысли, либо наоборот. Научные выкладки, связанные с этими явлениями и присущими им общими особенностями, обусловлена представлением о развитии мышления. Для языка и мысли есть свои уникальные законы, по которым эти явления развиваются, а также специфические нюансы функционирования. Язык представляет собой замкнутую систему, таковой же выступает и мысль. Наполнение этих систем разнится. Нельзя определить мир вокруг как четкую связь мысли и слова – это подтверждается отличиями разных языков и особенностями речевого воспроизведения конкретного размышления.
Операции мышления
- Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
- Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
- Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
- Классификация — группировка предметов по признакам.
- Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
- Конкретизация — выделение частного из общего.
- Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
далее →
←
Природа возникновения речи
Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.
Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.
В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.
Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:
- Теория научения;
- Теория специфических задатков Хомского;
- Когнитивная теория Пиаже;
- Психолингвистическая теория развития речи.
Теория научения
Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.
Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.
Теория специфических задатков Хомского
Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.
Когнитивная теория Пиаже
Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.
Психолингвистическая теория развития речи
Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.
Функции
В психологии принято считать, что мыслительная деятельность всегда выстраивает связь между событиями или явлениями. Человек должен анализировать информацию и делать умозаключения. Инструментом для этих действий выступает логическое мышление. Значит, в данном случае такая способность, как познание переходит на более новый уровень. Вышеуказанному процессу присуще еще регулирующее, а также коммуникативное предназначение. Данный прием полезен при построении общения между людьми и при ведении совместной деятельности. Логика также позволяет выдвигать различные версии и делать при помощи них определенные выводы.
Итак, человек свои мысли определяет при помощи слов. Они могут быть высказаны в устной или письменной форме. Здесь нужно отметить, что данные навыки человек приобретает еще в детстве, когда у него происходят контакты со взрослыми. Потом вырабатывается мышление, которое может иметь следующие разновидности:
- наглядно-образное;
- действенное;
- словесно-логическое;
- абстрактно-логическое.
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление всегда связаны с восприятием предметов, когда человек с ними взаимодействует. А вот словесно-логическое мышление уже опирается на определенные понятия. Именно так происходит познание закономерностей и взаимосвязей в окружающей реальности.
Если говорить об абстрактно-логическом мышлении, то здесь нужно отметить, что оно является еще и отвлеченным. Данный вид основывается на обнаружении значимых свойств, связей, а также на их разделении. При этом свойства и связи разделяются на существенные и менее существенные.
Когда начинается познавательная деятельность, то мыслительный процесс приобретает следующие функции:
- классифицируется роль понятий;
- решаются задачи, которые связаны с жизнедеятельностью.
- управлению деятельностью индивида способствует осмысление реальности; этот процесс также помогает планировать поведение, ставить цели и так далее;
- анализируется и сама деятельность, и ее результат, при этом в данный процесс подключается рефлексия.
Кроме того, функции логики заключаются в следующих пунктах:
- методы мышления каталогизируются, и само мышление приходит к истине;
- для изучения способов реализации мыслительных процессов в общий процесс включается вырабатывание теорий;
- созданные теории проходят формализацию и приобретают вид символов или знаков.