- ВВП – Валовой внутренний продукт (понятие):
- Ключевые цифры
- Теория
- Что такое альтруизм
- Теории альтруизма
- Биолого-социальная
- Социальная
- Альтруизм — это хорошо или плохо?
- Известные альтруисты
- Критика
- Утверждения о том, что сравнения внутри и между областями причин незаконны
- Уклонение в сторону измеримых вмешательств
- Воспринимаемое пренебрежение радикальными экономическими изменениями
- Альтруизм с точки зрения психологии
- Как развить в себе это качество
ВВП – Валовой внутренний продукт (понятие):
Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) – один из важнейших обобщающих макроэкономических показателей, отражающий совокупную стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг.
Впервые термин ВВП в экономическую науку был предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой денежную меру рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных за конкретный период времени, как правило, за год на территории государства всеми функционирующими предприятиями, как национальными, так и зарубежными.
Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет денежную стоимость конечных товаров и услуг, которые покупаются конечным потребителем, произведенных в стране за определенный период времени (скажем, за квартал или год).
Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших показателей Системы национальных счетов (СНС), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-. Он отражает стоимость конечных товаров и услуг, произведенных этими единицами в отчетном периоде в ценах конечного покупателя.
Резиденты – институциональные единицы (юридические или физические лица), имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны, т.е. владеющие недвижимым имуществом, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).
ВВП измеряет производство, осуществляемое всеми производителями – резидентами данной страны. Это не обязательно совпадает с производством на географической территории данной страны. Некоторое производство, осуществляемое резидентами данной страны, может происходить за границей, и в то же время некоторое производство на географической территории данной страны может осуществляться производителями-нерезидентами. В первом случае стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами за границей, не учитывается при расчете ВВП, во втором случае – учитывается.
Следует иметь в виду, что ВВП учитывает только конечные товары и услуги, то есть товары и услуги, производимые в течение года для конечного потребления и не используемую в целях промежуточного потребления, т.к. в стоимость конечных товаров и услуг уже входят все промежуточные товары и услуги.
Из расчёта ВВП исключаются все непроизводственные сделки:
– финансовые сделки, которые включают:
- – государственные трансфертные платежи, в том числе выплаты социального страхования, пособия по безработице, пенсии и выплаты, которые государство предоставляет отдельным домохозяйствам;
- – частные трансфертные платежи, в том числе материальная помощь, студенческие стипендии, разовые дары;
- – сделки с ценными бумагами, в том числе все сделки купли-продажи акций и облигаций;
– продажа подержанных товаров, стоимость которых были включены в расчёт в предыдущие периоды.
Валовой внутренний продукт (ВВП) считается самым мощным в мире статистическим показателем национального развития и прогресса.
Общий ВВП всей экономики также может быть разбит на вклад каждой отрасли или сектора экономики.
Ключевые цифры
Ключевые фигуры в движении эффективного альтруизма включают:
- Философ Принстонского университета Питер Сингер
- Философ Оксфордского университета Дерек Парфит
- Сооснователь Facebook Дастин Московиц
- Директор Института будущего человечества Ник Бостром
- Директор Института глобальных приоритетов Хилари Гривз
- Философ Оксфордского университета Уильям МакАскилл
- Исследователь Института будущего человечества Тоби Орд
- Профессиональный игрок в покер Лив Бори
- Исследователь искусственного интеллекта Элиэзер Юдковски
- Соучредитель GiveWell и генеральный директор Open Philanthropy Project Холден Карновски
- Экономист Наньянского технологического университета Ю-Кванг Нг
Теория
Концепция «взаимного альтруизма», представленная Робертом Тривером, предполагает, что альтруизм, определяемый как акт оказания помощи другому человеку, имеющий определённую цену, мог бы развиться, поскольку было бы выгодно взять на себя эту ответственность, если есть вероятность оказаться в обратной ситуации, когда человек, которому помогли до этого, может свершить альтруистический поступок в отношении человека, который помог ему вначале. Эта концепция уходит своими корнями в работу У. Д. Гамильтона, который разработал математические модели для прогнозирования вероятности того, что альтруистический акт будет выполнен родственниками.
Принятие этой стратегии в затруднительном положении повторного заключенного означало бы для него безоговорочное сотрудничество в первый период и альтруистическое поведение до тех пор, пока делает так же другой заключенный.Если шансы встретить другого ответного альтруиста достаточно высоки или если игра повторяется в течение достаточно долгого времени, эта форма альтруизма может развиться внутри населения.
Это близко к понятию «tit for tat» (эквивалентное возмездие), представленному Анатолеем Рапопортом, хотя кажется по-прежнему есть небольшое различие в том, что при «tit for tat» сотрудничают в первый период и затем всегда копируют предыдущее действие противника, тогда как «взаимные альтруисты» прекращают сотрудничество с противником и остаются независимыми от него. Это различие приводит к тому, что в отличие от взаимного альтруизма, tit для tat может восстановить сотрудничество при определенных условиях, несмотря на прекращение сотрудничества.
Кристофер Стефенс показывает набор необходимых и в совокупности достаточных условий «… в качестве примера взаимного альтруизма:
- поведение дарителя уменьшает вероятность выбора эгоистичной альтернативы;
- тот, кто получает, должен получить больше в сравнении с тем, кто не является получателем;
- результативность поведения должна быть вне зависимости от получения немедленной выгоды
- условия 1, 2, и 3 должны относиться к обоим людям, участвующим во взаимной помощи.
- Необходимы два дополнительных условия «… для развития взаимного альтруизма: «
- Должен существовать механизм обнаружения «обманщиков».
- Должно существовать большое (неопределенное) количество возможностей для обмена помощью.
Первые два условия необходимы для альтруизма как такового, в то время как третье отличает взаимный альтруизм от простой взаимной выгоды; четвертое делает взаимодействие обоюдным. Требуется условие номер пять, поскольку в противном случае неальтруисты могут всегда эксплуатировать альтруистическое поведение без каких-либо последствий, и поэтому эволюция взаимного альтруизма станет невозможной. Тем не менее, указывается, что этот «способ создания условий» не обязательно должен быть сознательным. Условие номер шесть требует, чтобы не произошло срыва сотрудничества в результате обратной индукции — вероятности осуществления предложенных игровых моделей;.
Что такое альтруизм
Психологи часто рассматривают альтруизм как часть так называемого просоциального поведения, то есть такого, которое направлено на помощь другим людям. Также он обычно понимается как противоположность эгоизму.
Взгляды на альтруизм среди учёных были различны. Само по себе понятие ввёл О. Конт – французский философ, основавший социологию как отдельную науку. Он считал, что альтруизм подразумевает сознательный отказ от собственных выгод ради служения другим: собственный вклад в общественное благополучие оказывается больше, чем активность общества по обеспечению твоих личных благ.
Однако другие исследователи понимают это явление по-другому. По их мнению, альтруизм – это тоже стремление к личной выгоде, только стремление особого рода: личная польза осуществляется в долгосрочной перспективе, но она намного больше и обширнее, чем обычный эгоизм. Это можно сравнить с предпринимательством: большое и сложное предприятие требует значительных затрат сейчас и прибыль принесёт только в будущем, но эта прибыль будет огромной; наоборот, небольшая организация позволяет получить «лёгкие деньги» сразу, но эта сумма всегда будет маленькой.
Такой подход кажется достаточно обоснованным. Альтруизм, к примеру, может не приносить материальных выгод, но может способствовать поднятию репутации, служить средством саморекламы. В пример можно привести известный восточный обычай дарения подарков: человек что-то преподносит в дар своему знакомому (или какому-то влиятельному лицу) просто так, не подразумевая ответной услуги в данный момент; однако делается это всегда в том случае, если это лицо понадобится человеку в долгосрочной перспективе – например, если у тебя кончатся деньги, то знакомый, которого ты когда-то одарил, обязательно займёт тебе.
Есть и другое соображение. Человек по природе своей является существом социальным. Даже элементарное выживание человека почти невозможно без включённости его в общественные отношения. И даже если человек находит способ выживать в одиночку (например – купить землю на отшибе, обрабатывать землю и питаться со своего огорода), то чаще всего это подразумевает невозможность человеческого развития до более высокого уровня. Общественная жизнь в некотором смысле стала для человека побуждением, чем-то вроде инстинкта. Большинство людей боятся быть выброшенными за пределы общества, поэтому он вынужден, хочет он того или нет, проявлять альтруистическое поведение.
Таким образом, выходит, что альтруизм и эгоизм находятся в более сложных отношениях между собой, чем это обычно понимают. Это не всегда противоположности, они довольно близко связаны друг с другом.
Теории альтруизма
Биолого-социальная
Существует теория, согласно которой в нас заложены гены альтруизма, но включается этот механизм только в отношении близких людей (дети, родители, супруги, друзья и любимые). Если же альтруистическое поведение используется слишком часто, нанося вред человеку, то плавно эта врожденная способность вытесняется совсем. Оптимальный вариант альтруизма – применение его в отношении таких же близких альтруистов.
Существует и другая теория. Еще недавно считалось, что альтруизм – исключительно результат воспитания, социального научения. Но уже сегодня, хотя этот фактор и учитывают, биологическим детерминантам отводится главенствующая роль. К слову, врожденный альтруизм – один из элементов, объединяющих нас с животными. Но некоторые отличия существуют:
- у животных альтруизм обусловлен исключительно биологией и инстинктами;
- человек способен к осознанному, наделенному ценностями и культурным значением, альтруизму;
- человеческий альтруизм всегда мотивирован чем-то, не обязательно инстинктом выживания.
Несмотря на то, что установлен факт врожденной склонности к альтруизму, не определены четкие возможности и сила этой природной особенности. Альтруизм способствует сохранению человеческого вида в широком смысле. Защита близких людей – это вариант продолжения рода и сохранения своих генов. Хоть и не всегда этот подтекст осознается.
Однако отсюда вытекает новое противоречие: альтруизм ли это, если человек старается сохранить свои гены и продолжить свой род? Не о здоровом ли эгоизме идет речь? А если да, то так ли противоположны эгоизм и альтруизм? Пока эти вопросы без ответа.
Социальная
Согласно другой теории, в основе альтруизма всегда лежит ожидание (осознанное или бессознательное) ответной благодарности. Вознаграждение может принимать любую форму и вид, но получить его хочется всем. В контексте этого быть альтруистом мы подсознательно хотим в отношении тех, в ком видим потенциал «отдать сполна».
Тогда снова назревает вопрос: не эгоизм ли это? Можно ли помогать людям на самом деле жертвуя собой или же все это формы эгоизма, который хочет, чтобы мы почувствовали себя важными, значимыми, добрыми, в конце концов, прослыли альтруистами? Думаю, ответ находится на стыке позиций: альтруизм и правда продолжение эгоизма, а точнее их можно сравнить с «инь и янь».
Важен баланс эгоизма и альтруизма. Что это значит? Здоровый эгоизм обеспечивает нам безопасность и сохранность нашего «Я», но альтруизм позволяет нам налаживать отношения с другими людьми и удовлетворять стремлении «быть с кем-то». Мы социальные существа, и с этим ничего не поделаешь. Нам нужно быть собой в обществе других людей. Для этого и нужен баланс в моделях поведения.
Альтруизм — это хорошо или плохо?
Учёные, философы, психологи не достигли единого мнения про альтруизм — хорошо это или плохо.
Для психологического равновесия необходимо сочетать альтруистические поступки с некоторой долей эгоизма. Эти два понятия дополняют друг друга. Если человек будет только отдавать и ничего не получать взамен, то его ресурс рано или поздно иссякнет.
То есть, если обсуждать альтруизм, его положительные и отрицательные черты, то важно стремиться к гармонии и в помощи ближнему не забывать о себе. Как здесь не вспомнить религиозную заповедь — возлюби ближнего своего как самого себя
Канадский биолог, врач, живший в XX веке и подробно изучивший природу стресса, рекомендовал альтруистический эгоизм как основу общечеловеческой этики во взаимоотношениях людей. Так рождается искренняя дружба, доверительные отношения и взаимная любовь.
Известные альтруисты
Существуют многочисленные примеры альтруизма в жизни. Тысячи солдат, осознавая, что погибнут, закрыли телом боевого товарища или взяли огонь на себя и спасли десятки людей. В этом случае альтруизм похож на самоотверженность.
Отчасти действия немецкого промышленника Оскара Шиндлера по спасению евреев во время Второй Мировой войны можно отнести к альтруизму. Шиндлер не был праведником, однако, спасение тысяч людей от неминуемой смерти в концлагерях были связаны с огромным риском и стоили промышленнику огромных денег. Вряд ли Шиндлером двигала жажда славы, скорее — сострадание и милосердие, поэтому его действия можно расценить как альтруизм.
Многие опытные сотрудники компаний помогают совершенно бескорыстно новичкам, просто из сопереживания и доброжелательного отношения к людям. И это тоже можно отнести к альтруизму.
Многие люди жертвуют огромные суммы на благотворительность, оставаясь при этом в тени. Как пример, множество случаев помощи от людей разного достатка врачам и больницам в период эпидемии коронавируса в мире.
Видео о том, какой вид альтруизма работает:
Критика
Утверждения о том, что сравнения внутри и между областями причин незаконны
В Stanford Social Innovation Review Кен Бергер и Роберт Пенна из Charity Navigator осудили практику эффективного альтруизма «сопоставления причин и бенефициаров друг с другом», назвав это «моралистическим в худшем смысле слова».
Уклонение в сторону измеримых вмешательств
Паскаль-Эммануэль Гобри предупреждает о «проблеме измерения», заявляя, что некоторые области, такие как медицинские исследования или помощь в реформировании управления в странах третьего мира «шаг за шагом», трудно измерить с помощью контролируемых экспериментов по рентабельности и поэтому есть риск быть недооцененным эффективным движением альтруизма. Дженнифер Рубинштейн также выдвигает гипотезу о том, что эффективный альтруизм может быть направлен против причин, которые сложно измерить.
Воспринимаемое пренебрежение радикальными экономическими изменениями
В журнале Jacobin Мэтью Сноу утверждал, что эффективный альтруизм «умоляет людей использовать свои деньги для приобретения предметов первой необходимости для тех, кто отчаянно в них нуждается, но ничего не говорит о системе, которая определяет, как эти предметы первой необходимости производятся и распределяются в первую очередь». Различные критики аналогичным образом возражали против эффективного альтруизма на основании того факта, что его сторонники не склонны поддерживать политические причины, такие как антикапитализм, которые изменяют «существующий глобальный институциональный порядок». Джошуа Киссель ответил, что антикапитализм совместим с эффективным альтруизмом в теории, добавив при этом, что у эффективных альтруистов и антикапиталистов есть основания быть более симпатичными друг другу. Брайан Берки также утверждал, что поддержка изменения институтов, таких как капитализм, не противоречит принципам эффективного альтруизма, потому что эффективный альтруизм открыт для любых действий, которые окажут наибольшее положительное влияние на мир, включая возможность изменения существующих глобальных институциональных структур. заказ. Элизабет Эшфорд утверждает, что мы отдельно обязаны делать пожертвования эффективным благотворительным организациям и реформировать структуры, которые несут ответственность за бедность.
Альтруизм с точки зрения психологии
Психологи в альтруизме включает факторы:
- социальное поведение;
- милосердие к нуждающимся;
- верность, симпатия;
- жертвенность, отказ от собственного благополучия;
- самоотречение;
- устранение выгоды ради окружающих;
- служение обществу.
Психология рассматривает эмпатию в качестве эмоции сопереживания. Представители понимают чувства, приносят пользу. Сострадание же бывает только в период острой надобности. Если рассматривать альтруизм, то сострадание и поддержка будут оказаны в любую минуту. Действия не зависят от материальных благ, состояния здоровья, прочих факторов.
Существует ложный альтруизм. Индивид считает себя филантропом, однако в его действиях присутствует доля эгоизма. Пример: родители покупают мебель в школу детям, рассчитывая, что ею будет пользоваться их ребенок.
Общество не состоит из идентичных особей. Они представлены разным полом, расой, сексуальной принадлежностью. Их делят по возрасту, материальному благополучию, интеллектуальным способностям.
Альтруизм рассматривают с точки зрения нескольких теорий:
- Половые различия. Для женщин характерно положительное отношение в сторону детей. Они защищают собственного ребенка и остальных малышей, подвергнутых насилию, жестокости. Смелости им не занимать. Мужчины же могут спасти от избиения, пожара, техногенных катастроф. Они более бесстрашны, сильнее физически.
- Эволюция. Человечество смогло выжить в неблагоприятные периоды только благодаря межличностному взаимодействию с сородичами. Сотрудничество, взаимность, сплоченность – важнейшие постулаты для сохранения генофонда.
- Генетические установки. Ученые считают, что гуманитарные качества закладываются в сознание природой. В процессе развития выживали сплоченные общины, а одиночки бесславно погибали.
- Ответственность группы. Индивид несет ответственность за действия, которые он выполняет ежедневно. Если они распространятся на группу, ответственность каждого из них снижается пропорционально количеству ответственных. Такое разделение позволит снизить персональную нагрузку, что повлияет на нормализацию психоэмоциональное состояние. Ежедневные риски станут меньше.
Как развить в себе это качество
Хотите стать альтруистом – действуйте, как альтруист:
Чаще помогайте другим, видя, что вам это по силам. Начинайте с небольших дел. Речь может идти не только о личностях, находящихся в вашем близком окружении, но и о незнакомцах. Настоящий альтруист не разделяет людей, которым можно помочь по принципу родственных связей или личной симпатии. Не рассчитывайте на благодарность или ответные услуги. Философы утверждают, что истинный альтруист чувствует радость и удовлетворение, оказывая полезные услуги другим. Он не рассчитывает на похвалу, личную выгоду или соизмеримую ответную реакцию.
Будьте гуманными и милосердными, не делайте резких выводов об окружающих, ищите в них достоинства. Альтруисту не обязательно быть глубоко религиозной личностью, однако он любит людей, ценит жизнь. Милосердие вполне можно назвать одной из важнейших граней альтруизма
Щедрость – важное качество альтруиста, он не может быть жадным. Замечали за собой прижимистость? Старайтесь избавиться от нее
Подразумеваются не только материальные ресурсы, но и личное время, участие в чужой жизни
Дарите людям свое внимание. Передавайте свои знания, ведь это одно из важнейших проявлений альтруизма
Информация очень важна для мира, и люди, передающие свой опыт тем, кто нуждается в нем, приносят существенную помощь миру. Безусловно, речь идет о благих и полезных навыках. Заметьте, что успешные люди-альтруисты часто занимаются не только благотворительностью, но и пытаются стать наставниками для страждущих, делясь с ними важной информацией. К этой же категории альтруистов можно отнести тех, кто делится полезными знаниями в Сети. Старайтесь достичь гармонии с окружающими. Альтруистически настроенные личности не создают неприятностей друзьям и родственникам, не держат обид на оппонентов, не являются зачинщиками конфликтных ситуаций. Не делайте добро напоказ. Альтруисты обычно довольно скромны, и не широко распространяются о своих благих деяниях. Настоящая жертвенность не имеет общих граней с хвастовством.
Все мы временами ощущаем душевные порывы помочь кому-то безвозмездно, но до этого дело доходит редко – не душите в себе эти спонтанные желания!