Активное обучение

Формы и методы интерактивного обучения

Формы и методы обучения — это способы взаимодействия между преподавателем и учениками, комплекс приёмов, которые помогают реализовать процесс обучения.

При использовании методов и форм организации интерактивного обучения от преподавателя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные интерактивные формы обучения и методы или их комбинацию:

  • Мастер-классы — занятия, на которых ученик получает знания и навыки в формате практической работы.
  • Интерактивные вебинары — тип занятия, который соединяет в себе традиционную лекцию и такие способы взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов.
  • Решение кейсов — в этом методе берётся конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения.
  • Голосования, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — метод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений


Основные формы и методы интерактивного обучения

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вебинары включают в себя голосования и опросы, которые обеспечивают полное взаимодействие между учениками и преподавателем.


Устный опрос на уроке географии — домашняя онлайн-школа «Фоксфорда»

Внедрение интерактивных форм обучения в школе помогает сделать уроки более интересными, донести информацию в процессе взаимодействия, развить активность у учеников.

При этом взаимодействие развивается в нескольких направлениях — между учениками, аудиторией, а также отдельно можно выделить взаимодействие с компьютером.  

При использовании интерактивных форм обучения на уроке педагог следит за тем, чтобы ученики задействовали несколько видов активности: физическую, социальную и познавательную. Например, на занятии ученики слушают, разговаривают, занимаются черчением и конструированием, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, делятся опытом и ищут решения.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и происходит контроль знаний. Для подключения к занятиям ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает  XP.


‍Домашнее задание по геометрии 

 Кроме того, в «Экстернате Фоксфорда» для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями (клуб иностранных языков, дискуссионный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие). 

Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными для ребёнка, даёт ему возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.

Дидактические предпосылки

К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.

  • Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.
  • Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
  • Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объёме использовать методы активного обучения.
  • Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

Основные особенности технологии активного обучения

Технология активного обучения включает в себя методы, направленные на стимулирование познавательной активности учащихся, посредством вовлечения каждого ученика в поведенческую и мыслительную активность. В результате активной деятельности в процессе обучения у учащихся обогащается личностное принятие знаний, формируются навыки получения необходимых знаний собственными силами.

Основными особенностями технологии активного обучения являются:

  1. «Вынужденная» активность – представлена принудительной активизацией деятельности и мышления учащихся.
  2. Повышенная эмоциональность учащихся за счет творческого характера учебных занятий.
  3. Обязательное взаимодействие между педагогом и учащимися, а также между самими учащимися.
  4. Формирование у учащихся навыков работы в коллективе, повышать интенсификацию учебного процесса, посредством активизации собственных сил.

Использование технологии активного обучения направлено на решение следующих задач:

  1. Формирование у учащихся навыков продуктивной коммуникации в рамках образовательного процесса.
  2. Формирование навыков аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ясно и четко излагать собственные мысли.
  3. Развитие способности уметь анализировать сложные ситуации, уметь находить в них основное и второстепенно, выявлять причины их возникновения, находить эффективные средства и способы разрешения.
  4. Развитие и совершенствование процессов памяти, мышления и внимания.

Замечание 1

Таким образом, технология активного обучения направлена на развитие у учащихся познавательной сферы, активного и сознательного освоения и осмысления учебной информации, а также формирования навыков и умений использования ее в практической и повседневной деятельности.

Мобильное обучение

Всего лишь вид дистанционного электронного обучения, характерный именно использованием именно мобильных устройств (планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов). Мобильные устройства открывают доступ к сетевым образовательным ресурсам из любой точки мира (при наличии подключения к интернету, естественно), возможность общаться с другими и создавать свой собственный контент или проекты. А ещё мобильные устройства прекрасно дополняют те же LMS, предоставляя площадку для быстрой коммуникации между учениками, учителями, преподавателями, студентами и родителями.

У нас есть небольшая подборка образовательных приложений для мобильных устройств.

Гибкость

Это еще один эффективный метод обучения. Будьте гибкими в отношении того, сколько времени требуется для обучения. Идея о том, что с учетом достаточного количества времени каждый студент может учиться эффективно, не так революционна, как кажется. Это лежит в основе того, как мы преподаем боевые искусства, плавание и танцы.

Когда вы овладеваете мастерством обучения, вы дифференцируете себя иначе. Вы держите свои цели обучения одинаковыми, но меняете время, которое вы даете каждому ребенку, чтобы добиться успеха. В рамках ограничений переполненной учебной программы это может быть легче сказать, чем сделать, тем не менее мы все можем сделать это в какой-то степени.

Классификация активных методов обучения

Классификация активных методов обучения предусматривает их деление на две основные группы, в зависимости от количества участников: индивидуальные и групповые.

Существует также классификация активных методов обучения, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых:

  1. Дискуссионные методы – построение на основании живого общения между участниками образовательного процесса, протекающего в форме дискуссий, совещаний, обсуждений и т.д. При этом учащиеся выступают в качестве активных участников, а педагог занимает позицию пассивно отстраненной стороны, выступает в качестве ведущего. В процессе обсуждения учащиеся высказывают свое мнение на рассматриваемый вопрос, рассуждают на тему его решения и т.д. Педагог выполняет функцию организатора взаимодействия между учащимися, при необходимости управляет и направляет течение дискуссии.
  2. Игровые методы – включают в себя использование ряда игр, таких как ролевые, деловые, организационно-деятельностные, имитационные, организацию психодрам и социодрам и т.п. В процессе обучения может использовать игровой метод, взята конкретная игра в «чистом» виде, либо несколько элементов из разных игр и обыгрывание их с учащимися. Допустимо проигрывание реальных жизненных ситуаций, реконструкция событий и т.д. Игровые методы активного обучения направлены на получение новых умений, навыков и опыта, которые не доступны учащимся в реальной жизни по ряду причин.
  3. Рейтинговые методы – направлены на активизацию учебной деятельности учащихся посредством соревновательного эффекта. Данные методы предполагают использование «рейтинга эффективности» и «рейтинга популярности». Педагог во время обучения наблюдает за активностью учащихся, их высказываниями, вкладом в решение учебных ситуаций и задачи и т.д., на основании всего этого он составляет рейтинг каждого учащегося, по заранее обговоренным параметрам.
  4. Тренинговые методы – направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение учащихся. Педагогом используются такие виды тренингов как поведенческие и личностно ориентированные.

Каждый вид активных методов обучения имеет свою специфику содержания и организации взаимодействия между участниками. Для того, чтобы процесс обучения был направлен не только на получение знаний и умений, а был познавательным и развивающим, педагог должен использовать во время занятия не один определенный метод, а их взаимосвязанный комплекс методов.

Таким образом, активные методы обучения направлены на организацию сотрудничества педагога и учащихся, что позволяет значительно повысить качество и эффективность образовательного процесса.

Сценарии

  • Синтез запросов о членстве : здесь учащийся генерирует свой собственный экземпляр из основного естественного распределения. Например, если набор данных представляет собой изображения людей и животных, учащийся может отправить учителю вырезанное изображение ноги и спросить, принадлежит ли этот придаток животному или человеку. Это особенно полезно, если набор данных небольшой.
  • Выборка на основе пула : в этом сценарии экземпляры отбираются из всего пула данных и им присваивается информативный балл, измерение того, насколько хорошо учащийся «понимает» данные. Затем система выбирает наиболее информативные экземпляры и запрашивает у учителя ярлыки.
  • Выборочная выборка на основе потока : здесь каждая немаркированная точка данных исследуется по очереди, при этом машина оценивает информативность каждого элемента по параметрам запроса. Учащийся сам решает, присвоить ли ему ярлык или запросить учителя для каждой точки данных.

Условия организации технологии

Использование технологии активного обучения целесообразно только в том случае, когда учащиеся владеют определенными фундаментальными знаниями, полученными посредством традиционных методов обучения. Поэтому одной из основных задач педагога, при организации технологии активного обучения является грамотное и разумное сочетание использования традиционных и инновационных методов обучения.

Основными условиями организации технологии активного обучения являются:

  • Проблемность;
  • Кооперация и сотрудничество;
  • Коллективное взаимодействие;
  • Управление процессом формирования и развития индивидуальных психологических особенностей учащихся;
  • Изменение роли педагога во время обучающего процесса: партнер, соорганизатор, консультант и т.д.

Ведущие признаки технологии активного обучения:

  1. Принудительная активизация мышления;
  2. Длительность вовлеченности учащихся в процесс обучения;
  3. Осуществление самостоятельной творческой выработки решений, повышение уровня мотивации и эмоциональности учащихся;
  4. Постоянное активное взаимодействие между учащимися и педагогами посредством прямой связи.

Технологии активного обучения подразделяются на две группы:

  1. Групповые технологии – применяются одновременно к нескольким участникам образовательного процесса.
  2. Индивидуальные технологии – применяются к конкретному учащемуся.

Ряд авторов подразделяют технологии активного обучения на три основных блока:

  1. Технологии, основанные на дискуссионных методах – совместный разбор ситуаций, вопросов, проблем и т.д.
  2. Технологии, основанные на игровых методах – включают в себя творческие, дидактические, ролевые игры, игровые психотерапии, психодраматичексие коррекции.
  3. Технологии, основанные на контриграх – включают трансактный метод осознания коммуникативного поведения, сенситивные тренинги и т.д.

Доказательства исследований

Многочисленные исследования продемонстрировали доказательства в пользу активного обучения при наличии соответствующего предварительного обучения.

Шимер Колледж Домашняя Экономика Кулинария 1942

Мета-анализ 225 исследований, сравнивающих традиционную лекцию с активным обучением на университетских курсах математики, естествознания и инженерии, показал, что активное обучение снижает процент отказов с 32% до 21% и повышает успеваемость студентов по оценке курса и описанию концепций на 0,47 стандартного отклонения. . Поскольку результаты были настолько надежными в отношении методологии исследования, степени контроля и предмета, публикация Национальной академии наук предполагает, что было бы неэтично продолжать использовать традиционный лекционный подход в качестве контрольной группы в таких исследованиях. Наибольшие положительные эффекты наблюдались в классах до 50 студентов и среди студентов, недостаточно представленных в областях STEM.

Ричард Хейк (1998) проанализировал данные более 6000 студентов-физиков на 62 вводных курсах физики и обнаружил, что учащиеся классов, в которых использовались методы активного обучения и интерактивного взаимодействия, улучшили 25- процентные баллы , достигнув среднего прироста 48% на стандартном тесте по физике. Инвентарь Force Concept Inventory , по сравнению с приростом 23% для студентов, обучающихся на традиционных курсах, основанных на лекциях.

Аналогичным образом, Hoellwarth & Moelter (2011) показали, что, когда инструкторы переключили свои уроки физики с традиционного на активное обучение, обучение студентов улучшилось на 38%, с примерно 12% до более чем 50%, по данным опросника Force Concept Inventory, который стал стандартный показатель обучения студентов на курсах физики.

В статье «Работает ли активное обучение? Обзор исследований» Принс (2004) обнаружил, что «в инженерном образовании существует широкая, но неравномерная поддержка основных элементов активного, совместного, кооперативного и проблемного обучения ».

Майкл (2006), рассматривая применимость активного обучения к физиологическому образованию, обнаружил «растущий объем исследований в рамках конкретных научных сообществ преподавателей, которые поддерживают и подтверждают новые подходы к обучению, которые были приняты».

В отчете 2012 года под названием «Engage to Excel» Совет советников президента США по науке и технологиям (PCAST) описал, как улучшенные методы обучения, в том числе вовлечение студентов в активное обучение, повысят удержание студентов и улучшат успеваемость на курсах STEM . Одно исследование, описанное в отчете, показало, что студенты, обучающиеся на традиционных курсах лекций, в два раза чаще бросают инженерное дело и в три раза чаще бросают колледж полностью по сравнению со студентами, обучавшимися с использованием методов активного обучения. В другом процитированном исследовании студенты из класса физики, который использовал активные методы обучения, усвоили вдвое больше, чем те, кого учили в традиционном классе, если судить по результатам тестов.

Активное обучение было реализовано на больших лекциях, и было показано, что как местные, так и иностранные студенты получают широкий спектр преимуществ. В недавнем исследовании были продемонстрированы значительные улучшения в вовлечении студентов и понимании материала модуля иностранными студентами.

Было также показано, что подходы к активному обучению сокращают контакты между студентами и преподавателями на две трети, сохраняя при этом результаты обучения, которые были, по крайней мере, такими же хорошими, а в одном случае — значительно лучшими по сравнению с результатами, достигнутыми в традиционных классах. Кроме того, было улучшено восприятие учащимися своего обучения, и было продемонстрировано, что классы активного обучения приводят к более эффективному использованию физического пространства.

Условия высокоэффективного образовательного процесса

Во время образовательного процесса должны быть созданы условия эффективного обучения.

Подумайте об отношениях между учителем и учеником. Это взаимодействие оказывает большое влияние на обучение, а также на «климат в классе»

Важно создать классную среду, которая «постоянно требует большего», подтверждая при этом самооценку учащихся. Успех должен быть приписан усилию, а не способности

Немаловажную роль играет управление поведением. Казалось бы, это не так важно, как знание предмета и обучение в классе, однако поведение — это мощный фактор, способствующий успеху учителя. Но управление классом – включая то, насколько хорошо учитель использует время урока, координирует ресурсы класса и управляет поведением, отмечается как исключительно важное условие эффективного обучения. Правильные отношения с коллегами и родителями. Профессиональное поведение учителя, включая поддержку коллег и общение с родителями, также оказывает умеренное влияние на эффективный процесс обучения учащихся.

Интерактивные методы обучения

Замечание 2

Интерактивные методы обучения предусматривают следующую схему взаимодействия: «педагог = учащийся» и «учащийся = учащийся», то есть в данном случае к обучению учащихся привлекает не только учитель, но и они сами в процессе взаимодействия между собой. Роль педагога заключается в оказании помощи учащимся и создании условий для появления инициативы у детей.

Задачами интерактивных методов обучения являются:

  • Овладение учащимися навыков самостоятельного поиска необходимой учебной информации, ее анализ и обобщение.
  • Обучение учащихся работе в команде.
  • Формирование и высказывание собственного мнения, посредством опоры на конкретные научные факты.

Методами и приемами интерактивных методов обучения являются:

  1. Мозговой штурм – предусматривает постановку педагогом проблемного вопроса, задача учащихся за определенный промежуток времени высказать как можно больше предположений и идей. По истечении отведенного времени учащиеся осуществляют анализ предложенных идей, выбирая одну, наиболее эффективную и действенную на их взгляд.
  2. Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы – педагогом задается определенная мини-тема, учащиеся по ней осуществляют поиск ключевых слов и проблем.
  3. Интерактивные учебные занятия с использованием ИКТ – занятия с проведением онлайн-тестирования, работы с электронными ресурсами (учебники, методички и т.д.), обучающими программами и т.д. Чаще всего данные методы обучения применяются в рамках дистанционного образования.
  4. Круглый стол в форме дискуссии или дебатов – групповой интерактивный метод обучения, предусматривающий коллективное обсуждение учащимися проблем, идей, предложений и т.д., с целью совместного поиска решения.
  5. Деловые игры, включающие в себя ролевые, луночные и имитационные – чаще всего используются в начальных классах. Игровые методы обучения предусматривают проецирование реальной ситуации в игровую форму. Во время игры учащиеся имеют возможность «примерить» на себе роль, «прожить» ситуации и тем самым, найти решение проблемной ситуации, закрепить и расширить свои знания и умения.
  6. Аквариум – один из видов деловой игры, организованной по типу реалити-шоу. Два – три учащихся обыгрывают заданную педагогом ситуацию, остальные наблюдают за ними со стороны и осуществляют анализ их действий.
  7. Методы проектов – самостоятельная разработка учащимися проекта по заданной теме, последующее его представление и защита перед другими учениками.
  8. BarCamp, или антиконференция — в рамках данного метода учащиеся принимают активное участие в конференции, при этом они одновременно являются и её организаторами. Во время конференции учащиеся выступают с докладами, презентациями, идеями и т.д., по заранее выбранной теме. Подготовку к выступлению они осуществляют самостоятельно.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Замечание 3

Таким образом, активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС, — научить ребенка учиться.

Дидактические предпосылки

К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.

  • Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.
  • Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
  • Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объёме использовать методы активного обучения.
  • Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

Наука активного обучения

Было доказано, что активное обучение превосходит учения в развитии понимания и памяти. Причина, по которой он настолько эффективен, заключается в том, что он основан на основных характеристиках того, как мозг работает во время обучения. Эти характеристики были задокументированы тысячами эмпирических исследований (например, Smith & Kosslyn, 2011) и организованы в набор принципов. Каждый из этих принципов можно использовать в различных активных обучающих упражнениях. Они также предлагают основу для разработки мероприятий, которые будут способствовать обучению; Стивен Кослин (2017) отмечает, что при систематическом использовании эти принципы позволяют студентам «эффективно учиться, иногда даже не пытаясь учиться».

Принципы обучения

Один из способов организации эмпирической литературы по обучению и памяти определяет 16 различных принципов, которые подпадают под две общие «максимы». Первая максима «Продумайте» включает в себя принципы, связанные с уделением пристального внимания и глубоким обдумыванием новой информации. Второй, «Создание и использование ассоциаций», фокусируется на методах организации, хранения и извлечения информации.

Принципы можно резюмировать следующим образом.

Максим I: Продумайте

  • Вызов глубокой обработки: расширение мышления за пределы «номинальной» информации (Craig et al., 2006; Craik & Lockhart, 1972)
  • Использование желаемой сложности: обеспечение того, чтобы задание не было ни слишком простым, ни слишком сложным (Bjork, 1988, 1999; VanLehn et al., 2007)
  • Выявление эффекта генерации: требуется вспомнить релевантную информацию (Butler & Roediger, 2007; Roediger & Karpicke, 2006)
  • Участие в осознанной практике: продвижение практики, ориентированной на обучение на ошибках (Brown, Roediger, & McDaniel, 2014; Ericsson, Krampe, & Tesch-Romer, 1993)
  • Использование чередования: смешивание разных типов проблем
  • Введение двойного кодирования: представление информации как в устной, так и в визуальной форме (Kosslyn, 1994; Mayer, 2001; Moreno & Valdez, 2005)
  • Вызов эмоции: создание чувств для улучшения воспоминаний (Erk et al., 2003; Levine & Pizarro, 2004; McGaugh, 2003, 2004)

Максим II: Создавайте и используйте ассоциации

  • Содействие дроблению: сбор информации в организованные подразделения (Brown, Roediger, & McDaniel, 2014; Mayer & Moreno, 2003)
  • Опираясь на предыдущие ассоциации: соединение новой информации с ранее сохраненной информацией (Bransford, Brown, & Cocking, 2000; Glenberg & Robertson, 1999; Mayer, 2001)
  • Сначала представление основополагающего материала: предоставление базовой информации в виде структурного «позвоночника», к которому может быть прикреплена новая информация (Bransford, Brown, & Cocking, 2000; Wandersee, Mintzes, & Novak, 1994)
  • Использование подходящих примеров: предложение примеров одной и той же идеи в разных контекстах (Hakel & Halpern, 2005)
  • Опираясь на принципы, а не на зазубрины: явное описание измерений, факторов или механизмов, лежащих в основе явления (Kozma & Russell, 1997; Bransford, Brown, & Cocking, 2000)
  • Создание ассоциативной цепочки: упорядочивание фрагментов информации в истории (Bower & Clark, 1969; Graeser, Olde, & Klettke, 2002)
  • Использование интервальной практики: распространение обучения во времени (Brown, Roediger, & McDaniel, 2014; Cepeda et al., 2006, 2008; Cull, 2000)
  • Установление разных контекстов: связывание материала с различными условиями (Hakel & Halpern, 2005; Van Merrienboer et al., 2006)
  • Предотвращение вмешательства: включение отличительных сигналов поиска, чтобы избежать путаницы (Адамс, 1967; Андерсон и Нили, 1996)

Активное обучение обычно основывается на сочетании этих принципов. Например, в хорошо организованных дебатах будут задействованы практически все, за исключением двойного кодирования, чередования и разнесенной практики. Напротив, пассивное прослушивание лекции редко приносит пользу.

Литература

  • Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация (руководство практического психолога). — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  • Бельчиков Я. М., Бернштейн М. М. Деловые игры. — Рига: АВОТС, 1989.
  • Борисова Н. В. Конструирование деловых игр/Новые методы и средства обучения. Политехнический музей. Вып. 2(6). — М.: Знание, 1989.
  • Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
  • Деловая игра, как метод активного обучения профсоюзных кадров. Учебное пособие /Сост. Платов В. Я., Подиновский В. В. — М., 1986.
  • Гусарева И. В. Деловая игра как один из методов, интегрированных в кейс-технологию / Идеи. Поиски. Решения: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 нояб. 2011 г. В 2 т. Т 1 / редкол.: Н. Н. Нижнева (отв. ред.) . — Минск: РИВШ, 2012. — с. 104—106.
  • Ефимов В. М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. — М.: Наука, 1980
  • Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.: «Изд. П-2», 2006.
  • Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб.: ВИТУ, 1998.
  • Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. Учебник. — М.: ИПО Профиздат, 1991.
  • Смолкин А. М. Методы активного обучения. — М.: Высшая школа, 1991.

Дидактические предпосылки

К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.

  • Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.
  • Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
  • Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объёме использовать методы активного обучения.
  • Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

e-learning (eLearning)

Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения. Цифровое образование, электронное образование, digital-образование — это всё о нём, об elearning. Близкий по духу термин — EdTech (Education Technology). Ещё его могут называть сетевым обучением или онлайн-обучением. В основе этой свежей педагогической парадигмы лежит открытость образовательных ресурсов, децентрализация учебной деятельности и использование в этих целях информационных технологий. Сетевое обучение предполагает создание массовой общей цифровой среды для образования и самообразования.

У нас есть небольшая подборка обзоров на образовательные продукты. А об истории образовательных технологий можно почитать трилогию «Монстры образовательных технологий»: история, идеология, проблемы.

Признаки активных методов обучения

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:

  • Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно знаний. Имеет базис, на основании которого они начнут решение проблемы, а для ее конечного разрешения самостоятельно и активно будут формировать новые знания. Задача педагога оказать консультативную и направляющую помощь.
  • Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков.
  • Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний.
  • Индивидуализация – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности на основании учета индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося.
  • Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования.
  • Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Отличие от традиционного обучения состоит в том, что между учебной информацией и учащимся, не стоит транслятор в виде педагога.
  • Мотивация – активность обучения предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся.

Замечание 2

Таким образом, активные методы обучения являются специфической группой методов, имеющих свои отличительные особенности и черты.

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Инклюзивное образование

Система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учеников, в том числе и для детей с особыми потребностями. Принципы инклюзивного образования ценны для коррекционной педагогики, создания дистанционных методов обучения, реализации адаптивного и персонализированного подходов. Инклюзивное образование — это теория реструктуризации школ и образовательной системы, их переосмысления. Это наши мечты о неунифицированной школе, принимающей всё многообразие учеников, учитывающей возможности каждого, позволяющей учиться так, как удобно, а не так, как принято.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.