- Изменение ценностей
- Предпосылки осознания
- Литература
- Иерархия ценностей
- Аксиологические теории
- Натуралистический психологизм
- Трансцендентализм
- Персоналистический онтологизм
- Культурно-исторический релятивизм
- Социологизм
- Функции аксиологии
- Что такое аксиология?
- Что такое аксиология в философии?
- Что такое аксиология культуры?
- Термин и история возникновения аксиологии
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Классификация
- Иерархия ценностей
- Аксиологический подход к культуре
- Аксиология как учение о ценностях
- Что такое аксиология?
- Что такое аксиология в философии?
- Что такое аксиология культуры?
- Оценка идеалов
- Определение
- Сущность и значение ценностей
Изменение ценностей
Аксиология – наука, но ценности каждый человек определяет для себя самостоятельно. И он тем свободнее в своём выборе, чем осознаннее
Если вы сумели определить свои основные жизненные ценности и честно обосновали себе их важность, то уже сделали самый главный шаг
Ценности могут изменяться без вашего участия: например, с возрастом вы переосмысливаете свою жизнь, и какой-то аспект теряет важность, или у вас происходит какой-то мировоззренческий перелом, смена парадигмы. «Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль
«Вручную» же изменить терминальные ценности достаточно тяжело – вам придётся доказать себе, что что-то, что было вам дорого, не имеет значения или что что-то, что вам было безразлично, играет важную роль.
Но зато корректировкой инструментальных ценностей заняться гораздо легче. Допустим, ваша терминальная ценность – свобода. Инструментальной ценностью для неё был заработок денег (достижение финансовой свободы).
Тогда вам требуется убедить себя, что свобода зависит не столько от финансовой независимости, сколько от умения принимать решения самостоятельно. То есть вы будете удовлетворять ту же потребность (в свободе), но уже другим путём.
Конечно же, это не сработает, если вы неправильно определили терминальную ценность. Поэтому вы должны быть честны с собой и уметь себя понимать.
Живите в согласии со своими ценностями! Желаю успехов!
Предпосылки осознания
Само понятие и виды ценностей возникали у конкретной личности ввиду необходимости и интереса осознать, постичь свою сущность, а также понятие и законы общества.
Жизненные процессы и функции в мире людей претерпевают изменения, у членов конкретного сообщества складываются определенные взгляды на жизнь, убеждения, идеология, а также стандарты, меры совершенства, высшая цель стремлений. Сквозь призму сравнения с идеалами происходит обозначение, распознавание ценности, принятие либо неодобрение чего-либо.
В результате продолжительного формирования и совершенствования общественного сознания наиглавнейшей ценностью были признаны сами люди во всем разнообразии их жизнедеятельности.
Философские вопросы понимания значимости любого человека, вне зависимости от его статуса, гендерных признаков, возраста, национальной принадлежности и так далее, формировались и укоренялись при сопоставлении людей с наивысшей ценностью (божеством или духом), а также в результате протекания общих закономерностей жизни общества. К примеру, буддизм стал проповедовать равноправие людей, осознание их значимости в силу того, что любое живое существо ждет страдание, с которым нужно справиться и обрести нирвану.
Христианство рассматривало ценность людей в допустимости искупления греховности и перехода в вечную жизнь во Христе, а в исламе – в исполнении воли Аллаха.
Литература
- Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968.
- Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05011-8.
- Ивин А. А. Аксиология. — М.: Высш.шк., 2006. — 390 с. — ISBN 5-06-005308-3.
- Макейчик А. А. Аксиология. — СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2004. — 128 с. — ISBN 5-8064-0775-6.
- Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998.
- Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / редкол.: В. Г. Графский, Л. С. Мамут, В. С. Нерсеянц (отв. ред.) — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 89 c.
- Политико-правовые ценности: история и современность / В. Г. Графский, Д. В. Дождев, Н. Н. Ефремова, Н. Ю. Козлова и др.; под ред. В. С. Нерсесянц; редкол.: В. Г. Графский, Л. Е. Лаптева, Л. С. Мамут. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 256 c.
- Вайпин, Сунь. Современное состояние и тенденции изучения аксиологии в Китае // Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 4(44). — С. 89-95.
- Ценностей теория // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Иерархия ценностей
В современном мире разделяют высшие (абсолютные) ценности и низшие, для достижения определенных задач. Немаловажен тот факт, что они непосредственно взаимосвязаны друг с другом, предопределяют целостную картину мира индивида. Таким образом, имеют место разные способы иерархии жизненных ценностей.
В развитии цивилизации прослеживаются различные установки, из которых одни приходили на смену другим, отображая разные системы ценностей. Но вопреки разным способам разделения наивысшей и безусловной является жизнь человека, он сам.
В иерархии ценностей красной канвой проходит вопрос духовных ориентиров, составляющих сформировавшийся за тысячи лет человеческой истории духовный капитал человечества. Это, в первую очередь, нравственные и эстетические ценности, считающиеся ценностями высшего порядка, поскольку играют весомую роль в человеческом поведении в иных системах ориентиров.
Нравственные ориентиры преимущественно затрагивают вопросы о добре и зле, сущности счастья и справедливости, любви и ненависти, предназначении жизни.
Высшие (абсолютные) ценности не нацелены на приобретение выгод, являясь идеалами и смыслом для всего остального. Они вечные, важны в любую эпоху. К таким эталонам можно отнести, например, ценности, значимые для всего человечества, — мир, сами люди, дети, победа над болезнями, продление жизни. Также это общественные идеалы – правосудие, независимость, демократия, защита прав человека. К коммуникативным ценностям относятся дружба, товарищество, взаимовыручка, а к культурным — традиции и обычаи, языки, нравственные и эстетические идеалы, историко-культурные объекты, предметы искусства. Личные качества также имеют свои идеалы — честность, верность, отзывчивость, доброта, мудрость.
Низшие (относительные) ценности являются инструментами для приобретения высших. Они наиболее изменчивы, зависимы от разных факторов, существуют лишь определенное время.
Характерными ценностями являются, к примеру, любовь, здоровье, свобода, отсутствие войн, материальное благополучие, предметы и области искусства.
К антиценностям, то есть понятиям, носящим отрицательные черты и противоположным идеалам, можно отнести болезни, фашизм, нищету, агрессивность, злобу, наркоманию.
Аксиологические теории
Натуралистический психологизм
Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.
Трансцендентализм
Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.
Персоналистический онтологизм
Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.
Культурно-исторический релятивизм
Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
Социологизм
Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми её членами ценностей.
Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.
Функции аксиологии
Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:
- выяснить критерии, более значимые для человека;
- отличить ценность от повседневности в понимании личности.
Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:
- В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
- В педагогике – привитие нравственных ценностей.
- В культуре – формирование принятых норм.
Что такое аксиология?
Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:
- темы, сопряженные с естеством ценностей;
- место ценностей в обществе;
- их связь в структуре и – с восприятием человека.
Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Аксиология
Что такое аксиология в философии?
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
- Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
- 19-20 века – красота и гармония.
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Что такое аксиология культуры?
В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:
- осуществление ценностных целей;
- мир вещей через восприятие человека;
- идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.
Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.
Термин и история возникновения аксиологии
Изучением природы и значения важных для людей явлений, вещей и процессов занимается учение о ценностях – аксиология. Она позволяет сформировать индивиду свое отношение к действительности и другим людям, выбрать ориентиры именно для своей жизни.
Одной из задач аксиологии является выявление ключевых ценностей и их противоположных явлений, раскрытие их сущности, определение их места в мире индивида и социума, а также распознавание способов становления оценочных взглядов.
В качестве автономного учения аксиология появилась гораздо позднее зарождения проблемы ценностей. Это произошло в 19-м веке. Хотя попытки философского осмысления жизненных ценностей, высоких идеалов и норм прослеживаются в самых первых мифических, религиозных и мировоззренческих источниках. Например, вопрос о ценностях рассматривался в эпоху Античности. Философы осознали, что помимо познания окружающего мира, человек дает оценку вещам и явлениям, проявляя свое личное отношение к познаваемому.
Одним из основоположников аксиологии является немецкий мыслитель 19-го века Р. Г. Лотце. Он придал понятию «ценность» категориальное значение
Это все, что важно для человека, несет индивидуальный или социальный смысл. Последователи ученого усовершенствовали концепцию ценностей, дополнили основополагающие понятия учения
Весомое значение в утверждении аксиологии как самодостаточной теории внес И. Кант. Он объявил человека наивысшей ценностью, проторив свежую стезю совершенствования этого нового учения. Следовательно, к человеку необходимо относиться только как к цели, и никогда — как к средству. Также Кант развил понятие нравственности и долга, которые, по его мнению, отличают людей от животных и делают возможным путь к благу, имеющему смысл лишь в человеческом измерении.
В. Виндельбанд считал аксиологию доктриной об априорных, общеобязательных идеалах, а первоочередная задача индивида заключалась в реализации ценностей на практике.
Право и мораль. Нравственные ценности
Право – совокупность всеобщих норм поведения, санкционированных государством и опирающихся на его принудительную силу.
Мораль – совокупность правил поведения, подкрепляемым общественным мнением (одобрением или осуждением поступка).
Нормы морали и права отличаются по содержанию общественных отношений, которые они охраняют, по способам подкрепления нормативных требований, по эффективности их влияния на поведение личности. Между содержанием норм морали и права нет существенных различий, однако, нормы права не охватывают своим регулированием тот объем общественных отношений, который регулируется моралью. Различие между правом и моралью можно усматривать в степени эффективности их воздействия. Право, опирающееся на силу государственного принуждения, представляется более эффективным, чем мораль. Однако в отдельных конкретных случаях для человека
Классификация
Сфера ценностей весьма разнообразна и затрагивает вещественно выраженные и умозрительные критерии, общественные, эстетические и этические ценности. Также их разделяют на «низшие» (вещественные) и «высшие» (духовные). Однако в иерархии ценностей вещественные, биологические, жизненно важные критерии так же значимы для людей, как и нравственные, умственные и духовные.
Процессы и объекты при их оценке индивидом можно подразделить на нейтральные, положительные и понятия, имеющие негативный смысл. К нейтральным явлениям люди могут проявлять безразличие (например, размножение бактерий или передвижение космических тел). Положительные же являются объектами, процессами, потворствующими существованию и благосостоянию людей. Антиценности рассматриваются как нежелательные. К примеру, это зло, нечто безобразное, убийство, алкоголизм.
Также ценности классифицируют по уровню общности и соответственно с их обладателем: индивидуальные и групповые (национальные, религиозные, возрастные) и общечеловеческие. К последним из них относятся понятия: жизнь, добро, свобода, правда, красота. Индивидуальными ориентирами являются благополучие, здоровье, семейное благосостояние. Национальные ценности характерны для конкретной этнической общности и могут весомо различаться в некоторых вопросах между представителями разных этнических групп. Они включают, например, независимость, творчество, патриотизм.
Каждая область жизнедеятельности человека имеет свою систему ценностей. По сферам общественной жизни различают материально-экономические (природные ресурсы), социально-политические (семья, народ, Родина) и духовные ценности (знания, правила, мораль, вера).
Кроме того, они могут быть объективные и субъективные в зависимости от того, что и на каком основании оценивается. Они могут быть внешними (то, что принято за эталоны в обществе) и внутренними (собственные убеждения и стремления индивидуума).
Иерархия ценностей
В аксиологии под иерархией ценностей обычно понимают их ранжирование от низших к высшим или наоборот.
Низшие ценности – усреднённые, стереотипные модели, которые наиболее распространены среди людей. Они усредняют человека и делают его более конформным. Низшие ценности скоротечны и изменчивы. Пример: материальные ценности, всё то, что делается из тщеславия, корыстных или эгоистических побуждений.
Высшие ценности не так сильно распространены, даже в некоторой степени элитарны. Они свойственны только высокоразвитым личностям; совершенствуют человека. Высшие ценности требуют наличия нонконформистского взгляда, зачастую они неудобны. Это «вечные» ценности.
Пример: искусство, самосовершенствование, такие понятия, как красота, справедливость и добродетель.
Чтобы было понятнее, разберем такой пример. Если человек работает врачом во имя любви, ввиду своих альтруистических установок, то он руководствуется высшими ценностями. Если же он работает только ради зарплаты и не думает о своих пациентах, то руководствуется низшими ценностями.
Аксиологический подход к культуре
Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:
- Вера или Бог.
- Добро.
- Красота.
- Истина.
Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:
- Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
- Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
- Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.
Аксиология как учение о ценностях
Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.
В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»).
Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества.
Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.
Что такое аксиология?
Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:
- темы, сопряженные с естеством ценностей;
- место ценностей в обществе;
- их связь в структуре и – с восприятием человека.
Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Что такое аксиология в философии?
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
- Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
- 19-20 века – красота и гармония.
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Что такое аксиология культуры?
В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:
- осуществление ценностных целей;
- мир вещей через восприятие человека;
- идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.
Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.
Оценка идеалов
Оценкой принято считать рассуждение о важности объекта или явления для индивида, а также общества в целом. Оценочное суждение может быть достоверным и неправильным
Любая оценка применительно к определенному фактору предоставляется на основе конкретного признака. Существуют разные взгляды в отношении данной темы.
Самая популярная точка зрения заключается в восприятии в качестве критерия оценки пользы, важности какого-либо признака объекта или явления. Но данный оценочный признак обладает значительным показателем неопределенности, поскольку одно и то же понятие, явление или предмет могут нести диаметрально противоположный смысл – быть либо полезным человеку, либо вредным
Это зависит от различных обстоятельств и свойств. Например, лекарство в малых дозах может вылечить человека, в больших же количествах способно убить.
Определение
Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость
«Ценность» – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин «ценность» включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.
В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.
Сущность и значение ценностей
В первую очередь, аксиологи пытаются раскрыть тему природы ценностей. Имеются разные точки зрения по этому вопросу. Так, это и способность предмета или явления удовлетворить нужды людей, их мечты и побуждения, идеи, понятия и принципы.
Значимым является осмысление объективности и субъективности ценностей, наличие красоты, честности, благородства. Кроме того, немаловажна здесь роль индивидуальных запросов, представлений личности, ее наклонностей.
Идеалы в своем большинстве представляют собой абстрактное понятие, умозрительное, абсолютное, совершенное, желанное. Они координируют поступки, действия человека, исходя из текущей действительности.
Ценности, особенно нематериальные, осуществляют роль духовных и социальных ориентиров, стремлений человека к реальному их воплощению посредством конкретных действий.
Также они сохраняют взаимосвязь с прошлым: функционируют как культурные традиции, обычаи, устоявшиеся нормы. Это играет важную роль в формировании любви к Родине, преемственности семейных обязанностей в их моральном значении.
Ценности участвуют в становлении интересов, мотивов и целей; являются регуляторами и критериями оценки поступков людей; служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.