- Новейшее состояние — синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии
- Начальный этап и развитие отрасли
- Основные принципы, задачи и области применения
- Аспекты изучения науки
- Направление используют
- Институт акмеологии в Санкт-Петербурге
- Основные направления развития педагогической акмеологии
- Зрелая личность с акмеологической точки зрения
- Акмеология — наука о смысле жизни
- Статьи по теме свернуть ↑
- Бизнес леди, сотканная из… инфантильности. Жестокий романс
- Миссия — «Феррари» Вашего успеха
- С чего начинается старость?
- Похожие термины:
Новейшее состояние — синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии
Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.
В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .
Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры — это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.
Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.
Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).
После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.
Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.
Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него
ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытываютоценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.
Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.
Данное учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры 5 курса по профилю подготовки «Психологическое сопровождение ФК и С». Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом ГСЭ.Ф.07. (психология и педагогика) и с положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования России.
Пособие включает в себя пять основных разделов: общая психология, возрастная психология, психология труда, социальная психология и психология спорта.
Целью пособия является: ознакомить студентов с основными разделами психологической науки и помочь им в определении выбора научного направления для исследовательского поиска в курсовых и дипломных работах по дисциплине психология, а также при работе над магистерской диссертацией.
Начальный этап и развитие отрасли
Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.
Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.
Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.
Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.
На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.
Основные принципы, задачи и области применения
И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Как найти себя в жизни?
Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания
Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:
Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.
Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.
1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое акцентуация в психологии?
2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.
4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.
Аспекты изучения науки
Акмеология — это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:
- Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
- Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
- Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
- Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
- Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).
Таким образом, современная акмеология — это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.
Направление используют
|
Центр обучения «Ключи эволюции сознания» (Москва), Центр раскрытия потенциала человека «Светоч» (Москва), Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза (Донецк), Консультативный центр «София» (Саратов), Онлайн-Клуб «Вид на Жизнь» (Уфа), Маргарита Хабибуллина (Уфа), Психологический центр «Психея» (Киев), Территория самопознания «Навыки будущего» (Минск), Центр психологии и арт-терапии «Пробуждение» (Санкт-Петербург). |
||
|
Алексей Заварницын (Москва), Валерия Вячеславовна Струц (Москва), Галина Cвет (Москва), Владислав Чубаров (Москва), Зоя Алексеевна Зимелева (Москва), Светлана Федоровна Овчарова (Москва), Ольга Анатольевна Панина (Севастополь), Екатерина Анатольевна Садыкова (Уфа), Динар Мухаметов (Уфа), Юлия Николаевна Чистякова (Краснодар), Ольга Михайловна Скрыпник (Пермь), Маргарита Хабибуллина (Уфа), Надежда Анатольевна Кирилова (Пермь), Алина Амари (Санкт-Петербург), Кристина Сергеевна Сельдина (Санкт-Петербург), Екатерина Юрченко (Краснодар), Дарина Валерьевна Дружина (Санкт-Петербург), Владислав Маркелл (Санкт-Петербург), Арсея Авис (Вологда), Наталья Горлова (Красноярск). |
||
|
Алексей Заварницын (Москва), Валерия Вячеславовна Струц (Москва), Галина Cвет (Москва), Зоя Алексеевна Зимелева (Москва), Динар Мухаметов (Уфа), Екатерина Анатольевна Садыкова (Уфа), Наталья Горлова (Красноярск), Алина Амари (Санкт-Петербург), Арсея Авис (Вологда), Ирина Наседкина (Санкт-Петербург), Маргарита Хабибуллина (Уфа), Ольга Анатольевна Панина (Севастополь), Ольга Михайловна Скрыпник (Пермь), Юлия Николаевна Чистякова (Краснодар). |
|
Саратов, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Акмеология»!
Институт акмеологии в Санкт-Петербурге
Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.
В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.
За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.
Основные направления развития педагогической акмеологии
Замечание 1
На современном этапе развития педагогической акмеологии у нее не имеется единой концепции и направленности. Это обусловлено дифференцированным педагогическим опытом в плане его характера и содержания.
Можно выделить ряд направлений, по которым развивается педагогическая акмеология:
- Акмеологческая теория индивидуальности. Она основана на том, что индивидуальность каждой личности требует ее реализации на практике. Она обязательно должна быть проявлена в профессиональной сфере деятельности, в силу ее приближенности к самобытности, истинному и универсальному состоянию личности. Индивидуальность личности необходимо развивать. Для этого нужно всесторонне раскрывать личностный потенциал. Потенциал каждой личности во всех областях достаточно огромен. Кроме того, существует большое количество способов его развития и совершенствования. Если определить пути раскрытия каждого потенциала личности, то возможно предсказать пути достижения вершин, которые строятся на основе фактов, совершенных личностью действий, поведенческих реакций и состояний.
- Акмеологическая теория педагогического мастерства. Мастерство педагога рассматривается в качестве особого показателя совершенства его навыков и умений в определенном направлении трудовой деятельности. посредством педагогического мастерства раскрывается потенциал педагога. Оно является ступенью достижения своего «акме» в профессиональной деятельности.
- Акмеологическая теория здоровья. Она основывается на том, что здоровье личности рассматривается в тесной взаимосвязи с ее просвещением и обучением. Биологические, психологические, физиологические показатели развития личности. Акмеологическая теория здоровья основывается на конструктивных и динамических показателях его развития, а именно: поддержание здоровья на всех уровнях – физическом, нравственном, эмоциональном, психическом, чувственном.
- Практический инструментарий. В данном случае рассматриваются методы акмеологических разработок, построения программ развития, проведение сопровождения и консультаций по различным вопросам. Такое проектирование активно используется в индивидуальных направлениях работы, которые связываются с разработкой стратегии жизнедеятельности, поведения и профессионального совершенствования.
- Акмеологическое сопровождение. Данные акмеологии применяются при организации разнообразных мероприятий и программ в педагогической сфере деятельности.
- Акмеологическое консультирование. Оно проводится при индивидуальном взаимодействии с отдельным педагогом. Применяются разнообразные методики оказания помощи педагогу в достижении его профессионального роста и приходу к «акме». Специалистами акмеологии разрабатываются программы по достижению педагогического мастерства, способам формирования и практического воплощения «Я-концепции».
Составление стратегии и тактики достижения профессионального мастерства педагога требуется в современном обществе, особенно в условиях глобального развития всех его сфер, в том числе и образовательной. Для этого разрабатываются технологии самопознания, саморегуляции и самореализации акмеологической ориентации.
Профессионализм педагога рассматривается в качестве приоритетного понятия педагогической акмеологии. Профессионализм педагога отражает его способности и навыки владения несколькими видами профессиональной деятельности, а также обладающего важными, для профессиональной сферы его деятельности, личностными свойствами, помогающие своевременно разрешать профессиональные задачи и способствовать достижению целей и задач образования. Поэтому профессионализму педагога и его непрерывному развитию уделяется приоритетное место в акмеологии.
Зрелая личность с акмеологической точки зрения
Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками. Наука дает признаки зрелой личности
Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации
Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации.
Показателем того, что индивид — зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.
Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.
Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме — это наиболее продуктивный период в жизни человека
Акмеология — наука о смысле жизни
Человека всегда интересовала проблема поиска смысла жизни. Ответ на этот вопрос пытались предложить и религия, и философия и психология. Но всегда когда казалось, что ответ на этот вопрос найден, появлялась иная проблема. А как, и при каких условиях человек может достичь вершин развития своих духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Сегодня на пороге третьего тысячелетия человечество вновь задается этими вопросами: в чем смысл жизни человека и человечества? Зачем мы приходим в этот мир – чтобы сделать его лучше и осмысленней или увеличить своей индивидуальной судьбой бессмыслицу окружающей жизни?
Понять это человеку помогает акмеология.
Акмеология — это наука о вершинных достижениях человека. Акмеология пытается ответить на вопросы: как активизировать себя, как добиться в жизни успеха? Как достичь акме — вершину своих возможностей? В чем заключается смысл жизни? В чем предназначение человека? Где личная истина и свой путь, и как их найти?
Акмеология изучает человека в динамике его психофизического развития, в возрастном разрезе.
Первая жизненная ступень человека — детство. В эту пору ребенок познает окружающий мир, приобретает первый социальный опыт.
Подростковый период. Время, когда происходит формирование личности.
У подростка зарождается способность к рефлексии — самопознанию. Приобретаются важнейшие качества, такие как способность к ученичеству и самостоятельность.
Юношество. Время расцвета духовных и физических сил. Период поиска своего пути, своей судьбы. Приобретаются профессиональные навыки, раскрывается творческий потенциал.
Взрослая жизнь. Это то продуктивное время, когда человек трудится, творит, мыслит. Это время важнейших достижений, наиболее значимых свершений и открытий.
И, наконец, старость. Происходит угасание сил, остается все меньше возможностей. Но это время не только одних воспоминаний о прожитой жизни, это возможность переосмыслить прожитое, переоценить сделанное.
Акмеология старается понять, в чем смысл жизни для человека.
Конечно – эта наука не может рассказать человеку, как добиться своего личного успеха, да и понимание успеха у каждого свое, но тем не менее кое-какие ответы она дать может.
Все выдающиеся люди обладают набором определенных качеств, вот они:
- личная значимость общечеловеческих ценностей
- увлеченность своим делом
- креативность
- самостоятельность
- трудолюбие
- упорство
- уверенность в себе и своих целях
- величие характера
Подведем итоги. Человеческая жизнь подобна паззлу — у всех она состоит из одинаковых кусочков, но как их сложить каждый решает сам. Можно выявить следующие опорные тезисы:
1. Все во вселенной имеет свой смысл, в том числе и жизнь отдельно взятого человека.
2. У каждого из нас есть то к чему мы идем, есть свой смысл бытия, и нередко этот смысл меняется в течении жизни.
3. Представления о смысле жизни различаются у мужчин и женщин, у детей и стариков.
4. Но есть люди, у которых смысл жизни один и он не меняется – это творческая работа, такие люди называются выдающимися.
5. У каждого человека есть свое акме, каждый может стать выдающимся.
6. Необходимый для этого качества закладываются еще в детстве, такие как интерес к познанию мира.
7. Подтолкнуть человека к свершению могут тяжелые жизненные ситуации, например война.
8. В каждом есть неисчерпаемая творческая энергия, надо лишь научиться управлять ею.
9. Жизнь полна случайностей, но все преодолимо, если твердо идти к своей цели.
И в заключение хотелось бы сказать, что главное это вера в собственные силы. Добиться можно всего, если очень в это верить и упорно идти к своей цели, к своему акме.
Статьи по теме свернуть ↑
Бизнес леди, сотканная из… инфантильности. Жестокий романс
Ирина Панина
Ты — Прекрасная и Успешная. Самодостаточная. Добилась и достигла. Скорей, добилась. Престиж, почёт и слава. Построила сотрудников, усыновила мужа. Быть может, он уже и вылетел из твоего гнезда, к кому-нибудь попроще и поприземлённее, сложнее стало твоим детям, если они у тебя есть. Они обязаны в твоём… Читать дальше
9
Миссия — «Феррари» Вашего успеха
вадим нажипов
(отрывок из книги).
Почему Феррари спросите Вы и в начале книги?
Отвечаю. Потому что сознательно проживая свою миссию:
- Вы быстро принимаете решения;
- Вы подбираете нужных людей в команду;
- Вы легко и эффективно управляете людьми, своими сотрудниками;
- У Вас много энергии;
- У Вас нет внутренних конфликтов… Читать дальше
5
С чего начинается старость?
Оксана Алексеевна Колоянова
Старый человек — это целый мир, маленькая эпоха. В нём глубинные пласты прожитых лет, былых страданий и сильных чувств, воспоминаний о своём времени. Тихая покорность приближающемуся «ничто» и робкая надежда на лучшее продолжение в мире ином… Когда же наступает этот момент, в который человек про самого… Читать дальше
28
Похожие термины:
-
интегрированная научная дисциплина о закономерностях достижения личностью вершин на каждом этапе читательского развития в онтогенезе с учетом накопленного читателеведческого знания в филоген
-
новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государствен
-
в предмете акмеологии изучение механизмов развития занимает ключевое место, так как только естественное и организованное изменение человека, формирование механизмов развития предопределяет во
-
Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акме
-
одно из направлений акмеологической науки, изучающей закономерности, условия и факторы, обеспечивающие высший уровень достижений человека в педагогической деятельности.
-
это область акмеологии, обращенная к изучению явлений высшего мастерства в управленческой деятельности, его становления и увядания, а также высших проявлений человека в управленческой деятельно
-
научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуаль
-
отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом – факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А
-
научное направление, объектом которого является человек- специалист, профессионал в динамике его саморазвития и самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности и жизни. Предмет
-
(от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления; в узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.
-
определение предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок акмеологии, представляющее собой особую проектировочную задачу. От ее решения в известной мере зависят пути
-
рассматривается в системе связей «индивид», «индивидуальность», «субъект», исследуется преимущественно как личность взрослого человека, достигшего самореализации, зрелости, оптимума своего раз
-
от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных
-
представляет собой три основных этапа. 1. Имплицитный – развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем
-
методика развития и саморазвития читателя в рамках междисциплинарного подхода NBICS (нано, био, инфо, когнито, социо) – конвергентной теории и технологии.
-
основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирую
-
оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированн
-
заключаются в: — определении ее предмета и его дифференциации от смежных наук; — систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания; — соотнесении индивидуал
-
классифицируются на: — обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»; — выражающ
-
1) (по А. А. Бодалеву) – «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Ступень зрелости человека и так