- Воспитание агрессии
- Как вести себя с агрессивным человеком
- Держите дистанцию и подождите с выбором
- Наличие навыков общения
- Поведение
- Формы агрессии
- Формы физического насилия
- Вербальные атаки
- Буллинг как форма гетероагрессии
- Формы аутоагрессии
- Обратите на них внимание общественности
- Разновидности
- Агрессия и креативность
- Вместо заключения
- Минусы лидерства
- Сохраняйте спокойствие и самообладание
- Раннее лидерство
Воспитание агрессии
Среди явных лидеров есть немало настоящих агрессоров. Например, ребенок растет в неблагополучной семье и не получает должного внимания со стороны родителей. Поэтому он старается всего добиться сам. И очень плохо, если он выбирает не путь учебы и послушания, а действует со стороны силы. Он знает, что чем смелее он будет отбирать все необходимое для себя, тем более комфортной станет его жизнь. Именно поэтому такие дети стараются держать в страхе весь класс или группу. Они заведомо знают, что поступают неправильно, но упиваются своей силой и безнаказанностью. В некоторых случаях такими опасными лидерами ребята становятся в переходном возрасте
Процесс взросления является очень сложным, поэтому родителям стоит уделять подростку особое внимание. Если воспитывать его правильно и руководствоваться исключительно добротой, юноша или девушка станут образцовыми лидерами
Как вести себя с агрессивным человеком
Родителям, желающим погасить проявления агрессии ребенка, важно попытаться понять его, по возможности принять его позицию и без критики выслушать. Важно, чтобы агрессия была устранена из общения домочадцев и не была нормой общения для взрослых
С ранних лет и в период взросления родители даже на подсознательном уровне – ориентир для детей. В семье скандалистов ребенок вбирает аналогичные качества, даже если они зачастую стараются скрыть агрессивное поведение – оно проявляется на уровне ощущений, атмосферы в доме.
Даже если подросток растет тихим и замкнутым, последствия семейной агрессии в будущем проявятся в виде тирании и жестокости. Профилактикой такого результата станет консультация психолога, способного помочь скорректировать поведение.
Общаясь с агрессивным человеком, важно не «включать» аналогичную ответную реакцию. По возможности, выйдите из зоны конфликта, предложите поговорить тогда, когда эмоции осядут – не провоцируйте разрастание конфликта
Профилактика агрессии ребенка, подростка:
формирование положительных увлечений (спорт, музыка); отсутствие проявления физического насилия в семье; регулярное совместное обсуждение проблем; внимание к чувствам ребенка; отсутствие упреков и жесткой критики. Как бороться тем, кто столкнулся с проявлением агрессии со стороны собеседника
Во многих случаях поможет демонстрация неагрессивного поведения, отсутствие реакции на провокацию
Как бороться тем, кто столкнулся с проявлением агрессии со стороны собеседника. Во многих случаях поможет демонстрация неагрессивного поведения, отсутствие реакции на провокацию.
Если разъяренному человеку вовремя не оказать помощь, это может обернуться опасным исходом.
Что нужно делать, чтобы этого не произошло:
-
Свести к минимуму количество участников конфликта, свидетелей.
-
Дать возможность агрессору «выпустить пар» приемлемым путем (выговориться).
-
Попросить помочь с физической работой, помогающей «выпустить пар» и отвлечься: раскидать снег лопатой, нарубить дров, починить что-то.
-
Продемонстрировать благожелательное отношение. Не согласны с действиями агрессора? Не спишите с обвинениями и упреками. Предложите ему вместе найти выход из ситуации.
-
Разрядите атмосферу смешными комментариями (откажитесь от обидных шуток или слов как-то ущемляющих агрессивного человека).
Держите дистанцию и подождите с выбором
www.imgarcade.com
Не все агрессивные и контролирующие люди достойны вашего внимания. Цените своё время и помните, что ваше счастье и хорошее самочувствие тоже важны
Если на карту не поставлено что-то важное, не мучайтесь, пытаясь бороться с негативно настроенным человеком. Если вы имеете дело с сердитым водителем, напористым родственником или властным руководителем, сохраняйте здоровую дистанцию и избегайте взаимодействия с ним, только если вы не обязаны
Иногда вы можете чувствовать, что вы «застряли» с трудным человеком и «отсюда нет выхода». В этой ситуации повремените с действием. Обсудите ситуацию с друзьями, которым вы доверяете, попросите совета, как вам лучше действовать, при этом в первую очередь учитывайте ваше благополучие и приоритеты. Решение есть всегда, главное уметь видеть его.
Наличие навыков общения
Родителям следует проделать огромную работу, чтобы научить ребенка правильно общаться с окружающими. Мы нередко видим малыша, который внешне выглядит нелюдимым и замкнутым. Но стоит к нему подойти, задать несколько вопросов и чем-то заинтересовать, как ребенок становится разговорчивым и дружелюбным. Дело в том, что родители не уделяют ему достаточно времени для общения. Возможно, малыш подрастет и сам найдет путь к лидерству. Но это скорее исключение из правил, поскольку в раннем детстве ему никто не объяснил о том, как проявлять свои способности. Ребенок не может оценить силу своего слова и свои возможности. Больше общайтесь, приобщайте к диалогам, объясняйте преимущества отстаивания своей точки зрения. Это поможет малышу развить лидерские качества.
Поведение
Прирожденный лидер мотивирован властью, эффективностью и достижением цели. Я встречала многих довольно успешных в этом плане людей. Любовь к власти позволяет им находить выход даже в самых тупиковых ситуациях. Но они уязвимы именно в этой самой власти: стоит им переусердствовать, как люди понимали их намерения и отворачивались от них.
Каждый лидер должен уметь справляться с трудностями, от этого зависит его успех. Противостоять сложным ситуациям ему помогают модели поведения, которым он осознанно или неосознанно следует. Постараюсь объяснить не сильно заумно.
Конкурентная модель. Такой модели следуют в основном мужчины. Они постоянно с кем-то соревнуются в своих действиях. Им присущи агрессивность, доминантность, харизма, эгоцентризм, самодостаточность
Им важно иметь больше привилегий по сравнению с подчиненными, отличаться от них не только своим статусом, но и тем, что можно себе позволить.
Кооперативная. Таких людей уважают, так как к лидерству они пришли не через “рейдерский захват власти”
Они коммуникативные, интеллектуальные, направлены на сотрудничество со всеми, кто принесет пользу всей группе. Чаще всего и в личной жизни у них все ОК, они лояльно относятся к женскому и мужскому руководству.
Маскулинная. Это разновидность конкурентной. Лидер обязательно мужчина, хотя и женщины тоже бывают, но таких называют “мужик в юбке”. Они конкурентоспособные, сексуальные (здесь только мужчины, женщинам такой стиль в пользу не идет), доминантные, агрессивные.
Феминная. Эта модель срабатывает только в случае, когда нет других претендентов на место руководителя. Как правило, это женщины, которых “бросили на амбразуру” за неимением других кандидатур. Такие руководители мало способны конкурировать и доминировать. Они больше подчиняются, агрессию не проявляют, стараются со всеми договориться.
Формы агрессии
Агрессивная энергия — продукт нашего организма, запрограммированного природой на выживание. Другими словами, агрессивные чувства рождаются в нас, чтобы обеспечить реализацию жизненно необходимых потребностей. Агрессия нужна нам для того, чтобы защищаться и развиваться, творить и воплощать свои проекты в реальной жизни.
Однако человек в отличие от животных, пока не научился адекватно выражать агрессивную энергию. Чаще всего она выражается в конфликтных, опасных для здоровья формах.
Формы физического насилия
Во внутривидовых отношениях у животных нападение на соперника применяется крайне осторожно: доминирующему самцу достаточно продемонстрировать свою мощь, чтобы исключить все попытки покушения на свою власть. У людей же агрессор использует на только превосходство в физической силе, в ход идёт оружие, жертве наносятся телесные повреждения, попутно разрушаются материальные ценности, страдают животные
У людей же агрессор использует на только превосходство в физической силе, в ход идёт оружие, жертве наносятся телесные повреждения, попутно разрушаются материальные ценности, страдают животные.
Практикуются «шутливые» формы насилия над близкими: шлепки, пощипывание, болезненные толчки, которые крайне неприятны жертве и приносят садистское удовольствие агрессору.
Ещё одна чисто человеческая форма физической агрессии — спортивные состязания. Считается, что спортивная злость — одно из составляющих качеств победителя. Насколько разрушительна такая форма энергии, доказывают разборки футбольных фанатов после очередного матча.
Вербальные атаки
Словесное выражение враждебности присуще только людям и проявляется в самых разнообразных формах.
Разговор в пренебрежительном или приказном тоне, повышение голоса, бесцеремонное перебивание в беседе не оставляют сомнений в негативном настрое собеседника — это прямая и открытая агрессия. Сюда же относятся оскорбления, угрозы, нецензурная речь, визг, истерические возгласы.
Использование юмора: шутки, сарказм, насмешки, стёб — относятся к виду активной косвенной агрессии. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд считал юмор символическим уничтожением врага, а остроумие — отдушиной для враждебности, когда нет возможности выразить её другим способом. «Невинные» шутники всегда могут упрекнуть обидевшуюся жертву в отсутствии чувства юмора.
Троллинг — активная косвенная агрессия; тролли организуют конфликты в среде общения с помощью издевательских реплик, провокационных сообщений. Оставаясь в стороне, они с удовольствием наблюдают, как по их вине участники форумов наносят оскорбления друг другу.
Буллинг как форма гетероагрессии
Стихийным, зачастую немотивированным проявлением детской и подростковой агрессивности является буллинг. Комплексная травля избранного «козла отпущения» происходит с использованием всех форм как вербальной, так и физической агрессии, при явном одобрении свидетелей. Причина травли кроется не в поведении жертвы, а в неосознанной агрессивности участников, которые выплескивают свои негативные эмоции.
Формы аутоагрессии
Опасным видом агрессии является враждебность, направленная на себя. Нереализованная потребность в любви, уважении, самоутверждении, запрет на внешнее проявление агрессивных эмоций ведёт к тому, что человек начинает смотреть на себя как на никчёмное существо, достойное наказания и смерти. Формы проявления аутоагрессивного поведения различны, но все они являются криком о помощи.
1 Самоповреждение — селфхарм
В среде подростков это считается модным способом привлечь внимание к своей персоне. Порезы, синяки, ожоги вызывают физическую боль, которая на время отвлекает подростка от ощущения тревоги, страха, депрессивного состояния
2 Экстремальные виды спорта: паркур, бейсджампинг, альпинизм, фрирайд, рискованное поведение на автомагистралях — всё, что представляет опасность для жизни.
3 Деструктивное поведение по отношению к своему здоровью: алкоголизм, наркомания, курение, пренебрежение врачебными рекомендациями, аскетизм.
4 Суицид.
Все формы самоагрессии противоречат природе человека, ибо направлены против инстинкта самосохранения. Страх боли и смерти оказывается слабее тех переживаний, которые испытывает личность с неудовлетворёнными социальными потребностями.
Обратите на них внимание общественности
www.skorpyon.ru
Обычная модель поведения неприятных личностей заключается в том, что они привлекают к вам внимание, чтобы заставить вас чувствовать себя некомфортно или неполноценно. Обычно они быстро указывают, что с вами что-то не так или вы делаете что-то не так
И в центре внимания оказывается вопрос «что не так», а не «как решить проблему».
Этот тип взаимодействия часто предназначен для доминирования и манипуляции, а не искренней заботы о проблеме. Если вы реагируете, обороняясь, вы попадаете в ловушку, тем самым давая агрессору больше власти, в то время как он или она безнаказанно придирается к вам
Простой и эффективный способ изменить эту динамику — привлечь внимание других обратно к этому сложному человеку, и проще всего сделать это — задавая вопросы:
Задавайте конструктивные и детальные вопросы
Обратив на агрессора внимание, вы можете нейтрализовать его или её чрезмерное влияние на вас
Второй способ прервать негативное общение — сменить тему разговора. Просто скажите «Кстати говоря…» и перейдите к новому предмету разговора. Когда вы это сделаете, вы сможете контролировать течение беседы и задать более конструктивный тон.
Разновидности
Стиль лидерства характеризует способы, которые использует лидер для управления и мотивации подчинённых. Стиль определяется личными качествами: мировоззрением, особенностями характера и опытом. Для разных ситуаций подходящими являются разные стили, например, в чрезвычайных условиях и при значительном превосходстве компетентности лидера наиболее эффективен авторитарный стиль, а в сообществе людей близкого уровня знаний и высокой групповой сплочённости более подходящим является демократический стиль.
- Авторитарный стиль — решения принимает лидер, власть сильно централизована. От подчинённых не требуется инициатива, только беспрекословное исполнение.
- Демократический стиль — в принятии решений участвует всё сообщество. Такое лидерство также называют распределённым.
- Либеральный стиль — лидер свободно делегирует полномочия на нижестоящие уровни. Такой тип лидерства способствует повышению креативности и инициативности подчинённых.
- Нарциссический стиль — лидер игнорирует интересы группы в пользу личного. Однако этот стиль не обязательно будет деструктивным, хотя обычно подобным лидерам присущи высокомерие и агрессивность.
- Токсический стиль — использование лидерства таким образом, что управляемая группа оказывается в худшем положении, чем ранее.
- Ориентированность на результат — характеризуется следованием определённому набору шагов, которые должны привести к заданной цели в заданный срок.
- Ориентированность на отношения — противоположность ориентированности на результат. Вместо выполнения задачи лидер стремится к улучшению взаимоотношений внутри управляемой группы в ущерб остальным целям.
Различают также: формальное и неформальное лидерство (в зависимости от того, осуществляется ли влияние с позиции занимаемой должности или при помощи своих способностей, умения или других ресурсов; лидерство по популярности и по способности, а также лидеров типа «чёрная овца».
Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития[источник не указан 1880 дней]. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидером в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества[источник не указан 1880 дней].
В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти[источник не указан 1880 дней].
Агрессия и креативность
Итак, мы видим здесь различные проявления агрессивности в креативности, конформизме, перфекционизме, пассивности и деструктивности. Агрессия колеблется, как маятник, от креативности к деструктивности (см. рисунок).
Все воспитатели, родители и учителя должны усвоить это понятие агрессии как маятника. Мы не можем воспитывать детей, не принимая и не понимая их агрессии. Но сначала мы должны понять проявление агрессивности в нас самих, прежде чем воспитывать других. Трудной проблемой в воспитании одаренных является уменьшение деструктивной формы агрессии и использование ее как движущей силы нашей природы. Ведь агрессия — это ценная энергия для всякой деятельности, для любого креативного процесса, и она имеет решающее значение для развития личной независимости и свободы.
Причиной того, что человечество находится сегодня в таком угрожающем состоянии, является не наша агрессия сама по себе, а подавление индивидуальной агрессии и неспособность использовать агрессию креативным образом.
Ссылки, библиография
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144 с.
Вместо заключения
Лидерские качества даются не всем, поскольку это зависит от огромного количества факторов. Люди должны обладать определенным темпераментом, иметь для этого способности и желания. Поэтому, если ваш малыш демонстрирует все эти навыки, вам нужно очень внимательно за ним наблюдать. Будет замечательно, если вы позволите развиться этим способностям и направите данные знания в нужное русло. Тогда ваш малыш не только будет чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от того, что делает, но и сможет помочь другим людям. При правильном воспитании лидера вы сможете гордиться уважаемой личностью, которая вырастет из вашего малыша.
Минусы лидерства
Каждая модель поведения руководителя группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные характеристики мы рассмотрели, перейдем к “ложке дегтя”.
При конкурентной модели поведения руководитель не настроен на кооперацию и полезную коммуникацию. Он будет всеми правдами и неправдами стараться получить корысть только для себя. Это основное отрицательное качество лидера, ведь такие люди, как правило, “идут по головам”, не обращая внимания на окружающих.
Он настроен только на дело, его не интересуют человеческие взаимоотношения и понимание. Наблюдения за такими людьми показывают, что такой семьянин сознательно или неосознанно делает жизнь своих близких адом. Он втянут в тотальную конкуренцию, постоянно находится на лезвии бритвы. Такие лидеры опасны, ведь они мало когда заботятся о народе, социальном аспекте.
При кооперативной модели есть опасность лидера-тряпки. Он ориентирован на понимание, человечность, стремится никого не обидеть. Как правило, это приводит к тому, что он теряет четкую линию руководства. Один сотрудник ему скажет такой макет подавать, второй настоит на другом макете и т. д. А он, чтобы угодить всем, будет мучиться и выберет максимально среднее решение, зная, что оно провальное.
Это чревато появлением тревожности, эмоциональным выгоранием, нарушением общения в коллективе. Он сам теряет навык эффективного управления группой. Это основные минусы лидерства. Плюс, проблемы могут оказать влияние и на здоровье физическое.
Оптимальным, как всегда, является золотая середина. Когда умный капитан своей команды на производстве или любой другой группы может быть настолько гибким, чтобы в принципиальных вопросах проявлять доминантность и конкурентность, а в жизни оставаться хорошим и добрым человеком, умеющим проявить эмоциональный интеллект.
Отрицательное качество лидера
Сохраняйте спокойствие и самообладание
www.kakprosto.ru
Одна из самых распространённых черт агрессивных, пугающих и контролирующих вас людей — они любят сознательно давить на больное место, тянуть за ниточки и выводить вас из себя. Посредством этого они создают преимущество над вами и эксплуатируют вашу слабость.
Первое общее правило перед лицом трудного человека — сохраняйте спокойствие. Чем меньше вы реагируете на провокации, тем проще вам будет справиться с задачей. Когда вы чувствуете, что расстроены, или от вас кто-то что-то требует, прежде чем сделать то, о чём вы впоследствии будете жалеть, сделайте глубокий вдох и медленно считайте до десяти. Во многих случаях к тому времени, как вы досчитаете, вы восстановите самообладание и найдёте лучший ответ, поэтому сможете не усугубить, а уменьшить проблему. Если вы всё ещё расстроены, когда уже досчитали до десяти, если возможно, возьмите таймаут и вернитесь к проблеме, когда успокоитесь. Если необходимо, используйте фразы «Я вернусь к вам…» или «Дайте мне подумать об этом…», чтобы выиграть время. С помощью поддержания самообладания вы сможете сохранить больше энергии, чтобы справиться с ситуацией.
Раннее лидерство
Ученые задумываются над проблемой: стоит ли поощрять слишком раннее лидерство? В большинстве случаев они приходят к выводу, что этого делать не стоит. Ребенок должен понимать, что его опыта еще не хватает для того, чтобы управлять другими детьми. Поэтому это право стоит все-таки передать взрослому человеку. Другое дело, если именно взрослый делегировал ребенку временное лидерство (например, организовать других малышей для выступления или выполнения другой задачи). Но после того как все будет выполнено, нужно снова стать таким, как все остальные дети. Речь идет не о том, чтобы не иметь собственной точки зрения или со всем соглашаться. Нужно воспитывать в себе качества лидера, но делать это планомерно и грамотно.