Георг гегель: абсолютная идея и мировой разум

«Учение о сущности»

Вторая часть «Науки о логике» Гегеля называется «Учение о сущности». Здесь Гегель очень подробно разбирает, что же такое сущность. Это есть основа мира, которая постоянно просвечивается через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре, по своей сути, по своей характеристике – это проникновение, как говорит Гегель, во внутренние закономерности предметов. Гегель говорит, что это проникновение открывает для человека совершенно уникальную картину. Мы видим, что любая ситуация, любой процесс, любое явление по своей сути является противоречивым, то есть содержит в себе взаимоисключающие друг друга противоположности.

Третья часть «Науки о логике» — «понятие». Эта такая категория, которая воспроизводит, по мысли Гегеля, весь процесс развития бытия и мышления. То есть «понятие» всегда исторично. В результате у Гегеля получилась своеобразная триада в развитии познания: «бытие» — «сущность» — «понятие». Почему именно такая связка? Потому что всегда наше познание начинается с наличного бытия, то есть того, что мы наблюдаем, видим, можем обнаружить в своем опыте.

Абсолютная идея,

основная категория
философии Гегеля, обозначающая универсум
в его полноте, безусловную, конкретную
и личностную всеобщность (т. е. субстанцию
и субъект одновременно). А. и. своим
содержанием имеет процесс своего же
собственного раскрытия в виде последоват.
движения от абстрактно-общих определений
к определениям, обогащённым конкретным
содержанием, причём каждая ступень
процесса представляет собой полагание
определённости, её раскол на противоречащие
смысловые полюса и «снятие» противоречия
в общности более высокого типа. Первым
этапом раскрытия А. и. является логика
или, по Гегелю, изображение бога в его
вечной сущности. Разворачивая своё
содержание от первой категории (бытие)
до последней (А. и.), логика оказывается
абсолютно-конкретным единством всех
категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой
в системе несливающихся, но органически
соединённых смыслов. А. и. как завершение
логики — это единство идеи жизни
(практич. идеи) и идеи познания (теоретнч.
идеи), данное в форме понятия, постигающего
себя. Гегель считает, что в этом смысле
А. и. тождественна аристотелевскому
учению о нусе (уме), мыслящем самого
себя. Второй этап самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в
инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание в «ином», к-рое
положено ею самой, А. и. по ступеням
природы восходит к духу и возвращается
к единству с собой. Дух — третья и
последняя стадия раскрытия А. и.—
проходит этапы субъективного духа,
объективного духа и абсолютного духа,
реализуя окончат, соединение единичного
со всеобщим и воплощая полноту А. и.

см. к
ст. Гегель.

Абсолютная идея

Можно определить, что абсолютная идея является определяющей субстанцией абсолютного разума.

Важно заметить, что абсолютная идея сохраняется в контексте системы предметного мира, который открывается посредством абсолютного разума и является результатом его дифференциации на природу и дух. Мир вещей являет собою инобытийное состояние абсолютного разума

Абсолютная идея по своей сущности является первоэлементом мира как духовного в составе абсолютного разума, так и естественного

Мир вещей являет собою инобытийное состояние абсолютного разума. Абсолютная идея по своей сущности является первоэлементом мира как духовного в составе абсолютного разума, так и естественного.

Таким образом, абсолютная идея, которая определяет абсолютный разум, является первоосновой и сущностью всего материального и духовного мира. Именно абсолютная идея – это принцип правильной философии, правильного познания, абсолютного идеализма.

Источником и духовным началом первоосновы мира является абсолютная идея.

«Наука о логике»

«Наука о логике» — одна из самых фундаментальных работ, потому что именно в этой работе Гегель обоснует свои взгляды по поводу того, что есть такое абсолютная идея, что есть такое логика, что есть такое роль разума и что есть такое роль мышления в жизни человека и в истории в целом. Именно в рамках этой работы будет сформирован знаменитый принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Что же это такое?

Это первый шаг в раскрытии, в познании абсолютной идеи. Ключевые понятия здесь – это «бытие», «ничто», «становление», «количество», «качество», «мера» и «скачок». Гегель говорит, что развитие теории абсолютного духа начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных никаким конкретным содержанием понятий. Такое понятие – это чистое «бытие». Просто слово, в нем нет и не может быть никакой определенности, никакой конкретики. Оно настолько не определено, что где-то в чем-то становится равным понятию «ничто». Именно в силу того, что у него нет никакой качественной характеристики. Механизм, который соединяет два этих слова – «бытие» и «ничто», есть понятие «становления». Результатом этого «становления», этого своеобразного синтеза становится наличное «бытие».

Первая ступень

Здесь абсолютная идея, будучи только мыслью, которая существовала до определения субъекта и объекта, позиционируется как упорядоченное познание в принципе. Таким образом, она раскрывается через систему связанных и вытекающих друг из друга категорий логики.

В своей философской теории Гегель делил логику на три учения: о бытии, о сущности и о понятии. Отправной точкой его теории становится равенство мышления и бытия или, другими словами, восприятие мира реальности как видимого действия духа Идеи. Изначально абсолютная идея представляла собой отвлеченную мысль о бытии. Потом данная мысль «чистого бытия» заполнялась конкретным содержанием: вначале бытие позиционировалось как неопределенное нечто, далее оно определялось в качестве бытия, потом формировалось определенное сущее и так далее.

Таким путем Г. Гегель передвигается от понимания бытия — явления — к его сущности, а затем выводит понятие. Кроме того, во время формирования абсолютной идеи Гегель объясняет ряд диалектических закономерностей.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли

Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью

«Философия духа»

Третья стадия развития идеи абсолютного духа у Гегеля называется «Философией духа». Здесь автор анализирует различные формы развития знания. От непосредственного чувственного восприятия он движется к возможности абсолютного знания, истине в себе и для себя самого. Гегель начинает с отправной точки современной философии – способности интуитивного восприятия. Он изучает область формирования человеческого самосознания. Это процесс, в котором особенно большое значение Гегель придает выявлению ступеней знания. В конечном итоге он приходит к идее сознания вне сознания. Для него человеческая личность, все объекты единого знания являются составляющими частями бесконечного абсолюта.

Всю книгу философа можно условно разделить на две части. Главы с 6 по 8 рассматривают аспекты существования абсолютного духа Гегеля, предыдущие главы посвящены вопросу человеческого сознания. Дьердь Лукач – известный исследователь данного труда, утверждал, что Гегель рассматривает исторический процесс с 3 позиций. С 1 по 5 главу повествование сфокусировано на индивидууме. В 6 главе Гегель излагает всю мировую историю как он ее понимает, от Древней Греции до Французской революции. В 7 и 8 главах – «суперструктура истории». Гегель подробно рассматривает этапы развития сознания – от чувственной достоверности до абсолютного знания, которое заключается в самой мысли и представляет собой высшую форму развития абсолютного духа, познавшего самого себя. Таким образом, можно сказать что все мы – нервные клетки Бога. Как и любой феномен, каждое утверждение формируется в определенном контексте отношений и связи. Не существует ничего постоянного.

Абсолютная истина, см. В ст. Истина. Абсолютное и относительное,

категории
материалистич. диалектики. Абсолютное
— безусловное, само по себе сущее,
несотворимое, вечное, всеобщее (в этом
смысле абсолютна материя). Относительное
(релятивное) — условное, зависящее от
тех или иных условий и, следовательно,
преходящее, временное. Понятия А. и о.
первоначально толковались как выражение
единства и противоположности мира
видимых преходящих явлений и его скрытой
непреходящей основы. Абсолютное в
др.-греч. философии определялось как
сторона совершенства, завершённости,
самодостаточности сущего и выражалось
в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
«само по себе».

У Аристотеля
относительное выступает как нечто,
зависящее от другого или относящееся
к другому.

В ср.-век. философии
господствовало религ. толкование
абсолютного как «божественного»,
противостоящего относительному —
«земному», «мирскому». В философии
нового времени (в особенности в нем.
классич. идеализме) выделяются различные
аспекты А. и о., к-рые раскрываются в
системе категорий «в себе», «для другого»,
«для себя», «само по себе» и т. п. В целом
для метафизики характерен отрыв
абсолютного от относительного. Релятивизм
исходит из понимания относительного
только как релятивного, исключающего
момент абсолютности. Различным формам
абсолютного идеализма присуща трактовка
абсолютного в отрыве от его противоположного
момента релятивности; абсолютное
понимается в качестве самодовлеющей
сущности — абсолюта. С т. зр. материалистич.
диалектики противоположность А. и о. не
исключает, а предполагает их единство.
С одной стороны, абсолютное включает в
себя момент относительности, реализуется
в относительном и через относительное.
Формой этой реализации выступает
бесконечное как выражение неисчерпаемости
абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного
вскрывает относит, моменты в его
структуре, обнаруживает абсолютное как
полноту и завершённость суммы относит,
моментов и тем самым характеризует
данное абсолютное как относительно
абсолютное. Так, абсолютность материи
реально раскрывается посредством
бесконечности её преходящих, относит,
форм существования. С др. стороны, в
относительном (релятивном) есть абсолютное
как момент самостоятельности и как
сторона перехода, движения к безусловному,
непреложному. Об абсолютной и относительной
истине см. в ст. Истина.

Маркс
К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В.
И., ПСС, т. 18; X ютт В. П., Категории «А.» и
«о.» в историко-филос. освещении, «Уч.
зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии.
8», 1965, в. 165; Левин Г. Д., Категории «А.» и
«о.» в совр. науч. познании, «ФН», 1980, №
5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.

Что есть абсолютная идея?

Согласно Гегелю, в основе мира лежит безличное, духовное, то есть идеальное, автономное первоначало, которое является условием и основой развития мира в целом, развитие человека, развитие природы. Другими словами, абсолютная идея, абсолютный дух — это идеальный принцип «разворачивания» мира в многообразие, в совершенно разную конкретику. Если быть еще более приближенным к тексту самого Гегеля, то можно сказать, что абсолютная идея – это система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями формирования окружающего мира в целом и человеческой истории в частности. Гегель по-разному называет это свое первоначало, которое является основанием всего сущего. Это может быть абсолютная идея, это может быть мировой разум, это может быть абсолютный дух – совершенно разные варианты для объяснения этого интересного факта. Гегель полагает, что ключевая задача абсолютной идеи – не что иное, как самопознание развитие самосознания. Интересная мысль, которую проговаривает Гегель на протяжении всего своего труда, всего своего творческого пути.

Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.

Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.

Весь мир — философия

Георг Гегель, один из величайших немецких философов

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.

Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.

Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.

До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.

Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.

То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.

Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).

Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики». В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой

Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво

В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.

Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.

Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.

Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.

Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Философия Гегеля

Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером — Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов — Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.

Вывод

Всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться подлинным, так как оно не имеет содержания и качества. Тем не менее, всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться не подлинным и не истинным, так как оно мыслиться, вследствие чего является подлинным.

Замечание 1

Таким образом, невозможно однозначно ответить на вопрос о подлинности бытия абсолютной идеи. Ясно только одно, что мы не можем постигнуть истины вследствие ограниченной познавательной способности человека. С этой точки зрения можно определить Гегеля как агностика.

Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться.

Гегелевский агностицизм заключается в том, что он, по сути, дает нам катехизисный способ решения проблемы – он дает ответ, что есть абсолютный дух, который соединяет объективное и субъективное, является единственным подлинным творением. В то же время, мы не можем доказать существование этого духа, так как наши созидательные способности очень ограничены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.