Что такое абсолютизм

Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.

Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.

Просвещенный абсолютизм

Годы правления Екатерины II (1762-1796) пришлись еще и на время возникновения буржуазии в Европе. Это были люди, достигшие успеха на капиталистическом поприще. Предприниматели требовали реформ и гражданских свобод. Особенно заметным напряжение оказалось во Франции. Монархия Бурбонов, как и Российская империя, была островком абсолютизма, где все важные решения принимались только правителем.

В то же время Франция стала родиной таких великих мыслителей и философов как Вольтер, Монтескье, Дидро и т. д. Эти писатели и ораторы стали основоположниками идей Эпохи Просвещения. В их основе лежало свободомыслие и рационализм. В Европе стал модным либерализм. Об идее гражданских правах знала и Екатерина 2. По происхождению она являлась немкой, благодаря чему была ближе к Европе, чем все ее предшественники на российском престоле. Позже сочетание либеральных и консервативных идей Екатерины было названо «просвещенным абсолютизмом».

Почему исчез абсолютизм?

В течение определенного времени абсолютизм способствовал формированию предпосылок для становления буржуазных отношений. При поддержке подобных режимов осуществлялась экспансия (что это?) в новые земли Америки, которая привела к первоначальному накоплению капитала и началу создания колониальных империй.

Елизавета I (1558—1603) и Людовик XIV (1654—1715), при которых в Англии и Франции абсолютистский строй достиг апогея (это как?), проводили жесткую политику протекционизма, защищая собственного производителя от конкурентов.

Накопившиеся противоречия — сначала в Нидерландах, затем в Англии и Франции, а в феврале 1917 года и в России. Везде исход был одинаков — временное или постоянное падение монархии. В Англии, где власть короля реставрировали, ввели принцип «монарх властвует, но не правит».

В истории абсолютизм так и остался политическим строем, который заложил фундамент для перехода в новый формат общества, но не смог адаптироваться к вызревавшим буржуазным реалиям.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Абсолютизм как общее явление для стран Европы

Символы абсолютной монархии

При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме  Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.

После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.

Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.

Пруссия

Созидание политической и административной централизации в Пруссии шло, как и во Франции, параллельно с территориальным объединением страны и с ростом королевской власти. «Великий курфюрст» Фридрих Вильгельм I(1640—88) заложил первые основы и политической и административной централизации в Пруссии. Начатки этой централизации в Пруссии были связаны с организацией военного и хозяйственного управления страны, в соответствии с преобладающим, военно-хозяйственным, характером прусской монархии.

На этой почве мало-помалу были частью ослаблены, частью парализованы главнейшие элементы децентрализации — провинциальные чины и землевладельческая аристократия. Первые потеряли существенную долю своего значения с тех пор, как великий курфюрст превратил чрезвычайные субсидии, вотируемые земскими чинами, в постоянную государственную подать. Что касается земельной аристократии, то роль её в местном управлении была значительно сужена введением в последнее бюрократического начала. Хозяйственная сторона управления была сосредоточена в бюрократически организованных «хозяйственных палатах», сторона военная — в руках «военных комиссаров».

Оба эти органа областного управления были объединены королём Фридрихом-Вильгельмом I в одно учреждение, под именем «военно-хозяйственных палат». Вместе с тем, этим учреждениям был придан более бюрократический характер. Первоначально преобладающим элементом в их составе были представители дворянско-земледельческого класса; Фридрих-Вильгельм I стал наполнять палаты чиновниками из мелких дворян и мещан, вообще из лиц менее независимых по своему социальному положению. Вместе с тем, «ландраты» или провинциальные советники, которые были первоначально представителями землевладельческого дворянства, превратились постепенно в настоящих королевских чиновников, которых король назначал и смещал по своему усмотрению. С усложнением управления и увеличением письменного делопроизводства мало-помалу развилась бюрократия, в среде которой постепенно дворянство и мещанство сливались в новый, чисто правительственный класс — чиновничество.

Концепция Гоббса.

Теория абсолютной верховной власти нашла выражение в трудах Т.Гоббса. Обычно считается, что сильнейшее воздействие на его позицию оказали события, связанные с борьбой между королем и парламентом. Конфликт, вылившийся во взаимные претензии сторон на власть, убедил Гоббса в том, что единственный способ обеспечить мир – ввести абсолютную верховную власть в каждой из стран. В Левиафане (1651) Гоббс обосновывал это заключение, описывая естественное, безгосударственное состояние как «войну всех против всех». В природном состоянии человек волен делать все что угодно, однако вряд ли может насладиться свободой, поскольку каждый из окружающий его людей располагает не меньшей степенью свободы. Единственный выход – в том, чтобы люди договорились между собой и подчинились власти, которая заставила бы человека жить согласно договору и соблюдать мир. В результате этого гипотетического общественного договора возникает суверен, обладающий абсолютной властью, воля которого является единственным источником закона, поскольку справедливость определяется как соблюдение требований морального обязательства

Для теории Гоббса неважно, в каком числе выступает суверен: сувереном может быть демократическая ассамблея, а может быть и монарх (сам Гоббс предпочитал монархию). Важно, что суверен располагает верховной властью, и никто не вправе ему противиться

Сравнение этих идей с теорией Бодена обнаруживает некоторые интересные различия, однако самым главным является подчинение Гоббсом морального и естественного закона воле суверена. Абсолютная власть, по Гоббсу, не ограничена моральными обязательствами, скорее – она сама их творит. Моральные соображения не приносятся в жертву поставленным целям, как у Н.Макиавелли в его Государе, но занимают подчиненное положение по отношению к интересам власти.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Получив власть, российская императрица стала активно использовать при принятии политических решений идеи представителей популярного во второй половине XVIII века философского течения Просветителей. На их основе сформировался особый тип монархического правления.

Одна из основных идей этой концепции связана с восприятием монарха как личности, которая несет ответственность за всех подданных. Последним необходимо правильно оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям царя, короля или императора.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 включала в себя следующие направления:

  1. правовое равенство – одинаковые меры ответственности для всех подданных независимо от их сословной принадлежности;
  2. развитие образования – популяризация грамотности в широких массах;
  3. либерализм в экономике – сокращение налоговой нагрузки, демонополизация, отмена внутренних пошлин;
  4. делегирование управленческих функций «вниз» – выборность судей и отдельных чиновничьих должностей;
  5. повышение качества жизни посредством развития медицины, искусства, науки и других сфер.

Ярким проявлением намерений Екатерины II осуществить намеченные идеи стал ее компилятивный труд «Наказ». Он был написан для делегатов Уложенной комиссии, сформированной с целью принятия нового сборника законов.

Императрица точно обосновала принципы абсолютистского государства с неограниченной властью монарха и четким сословным разделением общества.

По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.

В Российской империи абсолютизм просвещенный не нашел своего развития, так как жизненные реалии оказались сильнее философских концепций.

Решение вопросов выхода к южным морям, обеспечение экономического развития, поддержание внутренней стабильности требовало усиления власти монарха и расширения привилегий дворянства, что нашло отражение в тотальном бесправии многомиллионной массы крестьян и резком усилении крепостного гнета.

Идеи Руссо и дальнейшее развитие философии абсолютизма.

Хотя и можно считать, что решение в пользу общего интереса всегда будет представлять общую волю, из этого не обязательно следует, что точка зрения правительства на то, что является общим интересом, должна с необходимостью представлять общую волю. Это серьезно ослабляет позицию Руссо, считавшего, что с помощью понятия общей воли ему удалось преодолеть противоречие между свободой и властью. Однако именно этот аспект концепции Руссо оказал наибольшее влияние на развитие теории абсолютизма. Принимая решение стать императором, Наполеон мог считать, что выполняет волю французов. Гегель использовал идеи Руссо, доказывая, что исторически обусловленная воля немецкого народа была лучше всего представлена наследственным правителем, понимающим требования всеобщего «мирового духа». Поскольку для Гегеля национальное государство – носитель мирового духа, его воля является наиболее глубоким выражением воли его граждан, а его желания – выражением их желаний. Таким образом, между ними нет настоящего противоречия, и гражданин в действительности свободен, когда вынужден исполнять волю государства. Некоторые аспекты этой идеи нашли отражение в работах оксфордских идеалистов Т.Грина (1836–1882), Ф.Брэдли (1846–1924) и Б.Бозанкета (1848–1923), рассуждавших об «идеальной» природе человека и роли государства как института, с помощью которого осуществляется эта природа. Некоторые мыслители отмечали применение (или извращение) этих идей в фашизме. В 20 в. диктаторы часто присягали на верность идее «освобождения» человека.

Суть абсолютной монархии

Абсолютная монархия — это соединение всей власти в руках одного человека, подобное правление подразумевает безграничную власть на территории страны, передаваемую по наследству. Это создание законов и их осуществление, через назначаемых им сановников и служащих ему.

Монарх при таком государственном строе, становится главнокомандующим войсками и карательными органами, поддерживающими созданный им закон. Все граждане исконно бесправны и служат ему, только он может наделить их теми или иными привилегиями и правом.

При абсолютной монархии самодержец часто наделялся духовной властью над своими подданными, что ещё больше усиливало власть, таким образом, она становилась близка к диктатуре. Однако при пристальном рассмотрении безграничность абсолютной монархии становилась относительной, ограниченной церковью и аристократами (землевладельцами, феодалами, дворянами).

Кроме этого, государь должен был принимать во внимание своих подданных, чьи мнения проявлялись отзывами консультантов или народными бунтами, вплоть до свержения монарха. Это авторитарная власть, в отличие от абсолютной, была ничем не ограничена, например, повелители Древнего Востока, фараоны Египта, которые провозглашали себя Богом на Земле

Основные свойства абсолютизма, особенности абсолютной монархии

Для чёткого определения что из себя представляет эта форма правления перечисленны основные черты абсолютной монархии:

  • максимальную степень объединения власти в стране;
  • разветвлённую бюрократию;
  • существования армии и полиции;
  • наличие аристократии — оплота самодержца;
  • идея божественного происхождения монарха;
  • потенциал скрытных урезок власти правителя:
    • экономически (равенство разных форм и видов собственности);
    • социально (групповые разновидности социума, преимущества и вольности элиты)
    • идеологически (мировоззренческий плюрализм).

По списку ясно видно, что на фоне вроде безграничной власти самодержца, существуют скрытые возможности слегка ограничить его руководство.

[править] Литература

  • (англ.) Filmer R., Patriarcha and other political works (1647—52). Oxford, 1949;
  • (англ.) Bodin J., The Six Books of a Commonwealth (1576). Cambridge, 1962;
  • Абсолютизм в России (ХVII—ХVIII вв.): Сборник статей к 70-летию со дня рождения и 45-летия научной и педагогической деятельности Б. Б. Кафенгауза. М., 1964;
  • (англ.) Locke J., Two Treatises of Government (1689). New York, 1965;
  • (англ.) Hobbes T., Leviathan (1651). Harmondsworth, 1968;
  • Просина А. Б., Апология абсолютизма в учении Феофана Прокоповича о государстве и праве. «Вестник Московского университета», 1969, № 2;
  • (англ.) Rowen H.H., Louis XIV and absolutism. В кн.: Louis XIV and the Craft of Rulership. Columbus, 1969;
  • (англ.) Vierhaus R., Absolutism. В кн.: Marxism, Communist and Western Society. New York, 1972;
  • (англ.) Franldin J., Jean Bodin and the Rise of Absolutist Theory in France. Cambridge, 1973;
  • (англ.) Durand G., What is absolutism? В кн.: Louis XIV and Absolutism. Columbus, 1976;
  • (англ.) Daly J., The idea of absolute monarchy in seventeenth-century England. «Historical Journal», 1978, N 21;
  • (англ.) Keohane N., Philosophy of the State in France. Princeton, 1980;
  • Ерошкин Н. П., Крепостническое самодержавие и его политические институты: Первая половина ХIХ в. М., 1981;
  • Проблемы истории абсолютизма: Сборник научных трудов. М., 1983;
  • Грацианский П. С., Политическая и правовая мысль России второй половины ХVIII в. М., 1984;
  • Рогожин А. И., Ярмыш А. Н., Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина ХVII — конец ХVIII в.). К., 1989;
  • Медушевский А. Н., Абсолютизм ХVI—ХVIII вв. в современной западной историографии. «Новая и новейшая история», 1991, № 3;
  • Козлова Н. В., Российский абсолютизм и купечество в ХVIII веке (20-е — начало 60-х годов). М., 1999.

Политика и государство

Научные дисциплины и теории Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора 
Общие принципы и понятия Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Государственный суверенитет • Круговорот конституций 
государства по политической
силе и влиянию
Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава 
Виды политики Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика 
Форма государственного устройства Конфедерация • Унитарное государство • Федерация 
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть • Пятая власть 
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства • Парламент • Правительство • Президент 
Политический режим Автократия • Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм 
Форма государственного правления
и политическая система
Абсолютизм • Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Премьер-президентская республика • Республика • Самодержавие • Социалистическая республика • Теократия • Тимократия • Этнократия 
Политическая философия,идеология и доктрина Анархизм • Европоцентризм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Национал-социализм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм • Франкизм 
Избирательная система Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная 
Политологи и
политические мыслители
Платон • Аристотель • Никколо Макиавелли • Монтескье • Жан-Жак Руссо • Бенито Муссолини •Томас Гоббс • Джон Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер 
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги» 
Прочие политические теории Делократия • Информационная теория демократии • Ответственность власти (безответственность власти) • Самобалансируемая демократия • У вас есть две коровы • Четвёртая политическая теория • Шоу-политика
КатегорияПорталПроект

Формирование абсолютизма

Во Франции становление абсолютизма начинается в период правления короля Франциска I (1515-1547 годы), а апогея эта форма правления достигла при короле Людовике XIV, который царствовал с 1643 до 1715 год. Именно ему принадлежит фраза “Государство – это я”. Конец эпохе абсолютизма положила Великая французская революция 1789 года. Однако, переход к республике затянулся на 80 лет.

Рис. 1. Людовик XIV.

Опорой монарха при абсолютизме были следующие структуры общества: бюрократия, армия, суды. Могущество монарха и государства подчеркивали пышные церемонии и дворцовые ансамбли, например, Версаль около Парижа, а также деятельность писателей и художников. Одной из особенностей экономической политики абсолютизма стало введение высоких таможенных тарифов с целью защиты от конкуренции со стороны иностранцев.

В соседней Англии абсолютизм отличался от французского. В силу островного положения у страны была меньше по численности армия, да и бюрократический аппарат оказался не столько многочисленным. В Англии продолжал созываться парламент. В короткий период упразднения монархии Стюартов, с 1649 по 1660 год, Англия была республикой.

Рис. 2. Екатерина II.

Древняя Греция.

Греки знали, что такое абсолютизм, поскольку наблюдали за соседними восточными деспотиями, а также имели собственный опыт тиранической власти в некоторых городах-государствах. Их дискуссии отражают глубочайший интерес к проблеме. Конфликт между послушанием всемогущему правителю и верностью кодексу вечного закона составляет главную тему Антигоны Софокла. Аристотель посвящает значительное место в Политике обсуждению тирании, которую он отличает от монархии, правящей по закону. Аристотель критически относился к любой форме власти, не считающейся с правовыми ограничениями. Но существовала и точка зрения Платона. В диалогах Государство и Политик Платон защищает идею неограниченной власти «наилучших». На его взгляд, правителям, должным образом отобранным и обученным искусству управления, следует позволить править, не ограничивая их кодексом законов или необходимостью народного одобрения. Рассуждения в Законах, однако, указывают на то, что Платон не считал такое правление ближайшей практической перспективой, а отсутствие в его философии какой-либо теории права как человеческого волеизъявления отличает его от представителей абсолютизма Нового времени.

Петр I и самодержавие

При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.

Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!

Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.

Абсолютизм — это…

Отличается отсутствием сословно-представительских органов, что полностью нивелирует влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Имеет четкую социальную опору, например, европейские монархии делали ставку на дворян, обеспечивая их привилегиями.

Ученые по-разному оценивают причины зарождения абсолютизма. В советское время его считали результатом обострения классовой борьбы между крестьянами и дворянством, а также буржуазией и дворянством.

Современные историки говорят о системных причинах, которые связаны с вызреванием культурных, экономических и социальных изменений, подталкивавших к созданию сильной государственной власти.

Так, усиление конкуренции международной торговли приводило к необходимости проведения политики протекционизма, эффективность которой мог обеспечить только сильный монарх.

В эпоху перемен выигрышным является авторитарный режим, ибо решения приходится принимать быстро, а сложный демократический аппарат будет всегда запаздывать.

Средние века.

Абсолютизм как теория правления, по-видимому, пребывал в забвении в период раннего Средневековья. Как бы ни обстояло дело на практике и сколь бы слабыми ни были институты власти, общепринятым принципом было равенство всех – и господ и их подданных – перед законом. Этот закон, сочетающий стоические и христианские представления и обычное право германцев, считался настолько непререкаемым и всеобщим, что право независимых от него решений отрицалось за любой земной властью, светской или церковной. Теоретические обоснования этого взгляда можно обнаружить в 12 в. в трактате Поликратик (Polycraticus, 1159) Иоанна Солсберийского и в 13 в. в сочинениях св. Фомы Аквинского. Конечно, на практике теория ограниченного правления осуществлялась неадекватно. Примеры тому – обсуждение вопроса о тираноубийстве Иоанном Солсберийским и средства, которыми пользовалось дворянство для того, чтобы обеспечить выполнение королем Великой хартии вольностей. Все это препятствовало развитию теории абсолютизма и продолжало служить источником противодействия централизации и укреплению власти в эпоху Нового времени.

Основные признаки абсолютизма

Главными чертами, отличающими абсолютизм от прочих форм правления, принято считать:

  1. Сосредоточение всех властных полномочий в руках монарха.
  2. Построение строгой вертикальной иерархии в структуре государственной власти.
  3. Передача власти носит наследственный характер.
  4. Власть правителя де-факто не ограничивается никакими законами и государственными органами.

В качестве номинальных органов власти при абсолютизме могут сохраняться некие признаки демократии – представительные институты власти, кодексы законов, – но они фактически не выполняют своих прямых функций. В современном мире имеется ряд государств, по форме своего правления очень близких к абсолютной монархии:

  • Некоторые монархии Ближнего востока – Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман и т.д.
  • Теократическая монархия Ватикан.
  • Бруней.
  • Свазиленд.

История появления

Абсолютная монархия, де-факто, была характерна для многих государств древнего мира. Так, власть египетских фараонов, персидских и ассирийских царей, условно можно отнести к абсолютизму. Условность здесь заключается в существовании на ранних этапах развития государства неких представительных органов, номинально влияющих на принятие монархом решений. Это могли быть некие советы старейшин, коллегии придворных советников, своды законов и т.д.

В дальнейшем развитие этих государств пошло по пути установления классических деспотий восточного типа, когда монарх совмещал в себе функции верховного правителя, главнокомандующего и одновременно религиозного лидера.

Эта формулировка отражает сложившуюся к тому времени ситуацию: власть императоров стала фактически неограниченной, а сенат превратился в чисто номинальный представительный орган. Достаточно вспомнить, как император Калигула, дабы показать сенаторам своё отношение к ним, ввёл в их число своего коня Инцитата, который вместе с патрициями принимал участие в заседаниях.

В более поздние времена развитие абсолютизма шло рука об руку с укреплением новых государственных образований, появившихся в Европе в качестве обломков Римской империи. В так называемых европейских «варварских государствах», пришедших на смену римскому правлению, об абсолютизме речи не шло. Вся система правления в государствах вестготов, лангобардов, остготов, вандалов основывалась на традиционном племенном праве, и власть монарха во многом ограничивалась племенными (государственными) советами.

В эти же годы, в странах западной и центральной Европы господствовала философская модель государственного правления, созданная ещё учителем Александра Македонского – Аристотелем.

Конец абсолютизма

С наступлением мира в Европе восторжествовала реакция. Во многих государствах вновь установился абсолютизм. Кратко список этих стран включал Россию, Австро-Венгрию, Пруссию. На протяжении XIX века было еще несколько попыток общества противостоять самодержавной власти. Самой заметной стала общеевропейская революция 1848 года, когда в некоторых странах пошли на конституционные уступки. Тем не менее окончательно абсолютизм канул в Лету после Первой мировой войны, когда были разрушены почти все континентальные империи (Российская, Австрийская, Германская и Османская).

Демонтаж старой системы привел к закреплению гражданских прав и свобод – вероисповедания, голосования, собственности и т. д. Общество получило новые рычаги для управления государством, главным из которых стали выборы. Сегодня на месте бывших абсолютных монархий находятся национальные государства с республиканским политическим строем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.